Ильин психология для учителя. Ильин Е

" Ильин Е. П. - СПб.: Питер, 2012. - 640 c.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

Предисловие...................................................... 9

Введение, или Зачем педагогу психологические знания.................12

Раздел первый

Психология деятельности педагога

Глава 1. Деятельность педагога ......................................20

1.1. Педагогическая деятельность и ее структура...................................20

1.2. Этапы педагогической деятельности...........................................21

1.3. Педагогические задачи и их решение...........................................22

1.4. Функции педагога.............................................................23

1.5. Формирование мотивов учебной деятельности.................................25

1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.............27

1.7. Этапы организации учебной деятельности.....................................30

1.8. Изучение педагогом личностей учащихся......................................31

Глава 2. Педагогическое общение ....................................33

2.1. Понятие «общение», его виды.................................................33

2.2. Характеристики педагогического общения.....................................34

2.3. Средства общения.............................................................38

2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения.........41

2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения.......................47

2.6. Педагогический такт..........................................................49

2.7. Культура речи педагога........................................................50

2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися......53

2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся................57

Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся ............60

3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.........................60

3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первою впечатления о них.....61

3.3. Изучение и понимание педагогом учеников....................................66

3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися................................70

3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися.............................74

3.6. Сближение позиций педагога и учащихся......................................75

3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся..........................76

3.8. Сотрудничество педагога с учащимися.........................................82

3.9. Типизация учащихся педагогами..............................................83

Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся ...............84

4.1. Виды воздействий.............................................................84

4.2. Проявление внимания к учащемуся............................................85

4.3. Просьбы и требования педагога................................................85

4.4. Убеждение и внушение........................................................88

4.5. Разъяснение..................................................................89

4.6. Принуждение.................................................................90

4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий.........91

4.8. Поощрение....................................................................96

4.9. Наказание....................................................................98

4.10. Использование юмора, шутки.............................................. 102

Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях ................104

5.1. Конфликтные ситуации и конфликты........................................ 104

5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.................. 105

5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов...................... 108

5.4. Фазы развития конфликта................................................... 109

5.5. Исходы конфликтных ситуаций............................................. 110

5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.............. 113

5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися.................. 116

Раздел второй

Психология обучения и воспитания

Глава 6. Психологические основы обучения ..........................118

6.1. Обучение и его психологические закономерности............................ 119

6.2. Дидактические принципы................................................... 120

6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала.............. 123

6.4. Виды обучающих воздействий............................................... 125

6.5. Контроль за деятельностью учащихся........................................ 126

6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности......................... 127

6.7. Отметка и ее психологическое воздействие................................... 129

6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения................ 134

Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ........145

7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся........................ 145

7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке....................... 150

7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия..................... 151

7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке........ 152

7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися......... 154

Раздел третий

Психология воспитания

Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся ...............168

8.1. Понятие о социальной группе и коллективе.......................................168

8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе...................................172

8.3. Стадии развития коллектива учащихся...............................................179

8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе......................181

8.5. Общественное мнение ученического коллектива н психологические особенности его формирования...................184

Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся .............192

9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание........................ 192

9.2. Дисциплинированность как нравственное качество............................ 193

9.3. Ответственность (чувство долга) ............................................ 196

9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности........... 198

9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся....................203

9.6. Смысловой барьер в воспитании.............................................204

9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания.....................207

9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением..........213

Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию .......217

10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.......218

10.2. Формирование эталона (идеала)............................................222

10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования.......224

10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.......231

10.5. Возрастные особенности самовоспитания...................................236

10.6. Типичные ошибки самовоспитания.........................................237

Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся ............239

11.1. Воспитание положительного отношения к труду............................239

11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии........................242

11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.......245

11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола..............246

11.5. Профориентационная работа учителя.......................................249

Раздел четвертый

Психологическая характеристика педагогов

Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога ..........253

12.1. Педагогическая направленность (призвание)................................253

12.2. Знания (эрудиция) педагога................................................255

12.3. Умения педагога...........................................................258

12.4. Способности н профессионально важные качества педагога.................261

Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов .....279

13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию..........279

13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов..............................285

13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов..............................287

13.4. Стрессоустойчивость педагогов.............................................293

13.5. Агрессивность педагогов...................................................293

13.6. Психофизиологические особенности учителей..............................296

13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов........297

13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей....................299

13.9. Имидж педагогов...........................................................305

Глава 14. Стилевые особенности педагогов ...........................309

14.1. Стнли деятельности воспитателей детского сада............................310

14.2. Стили деятельности учителей..............................................311

14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента............317

14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися............319

14.5. Стили педагогического общения............................................325

14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства............333

14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства....................334

14.8. Типы учителей.............................................................336

14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов....................340

Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога .............343

15.1. Этапы профессионального развития педагога...............................343

15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами.........................345

15.3. Трудности в работе молодых учителей......................................351

15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов...................354

15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства.............360

15.6. Критерии оценки педагогического мастерства...............................365

Ильин Е.П.

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов. Особое внимание уделено психологическим сведениям, актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.
Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела: методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .

You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Ильин Евгений Павлович — доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ; специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта; автор более двухсот научных публикаций, в том числе пятнадцати учебных пособий и монографий.

Место работы, должность: РГПУ им. А.И.Герцена, психолого-педагогический факультет, с 1991 года - профессор кафедры развития и образования.

Образование: Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (1957)

Ученая степень, научное звание: доктор психологических наук, диссертация «Оптимальные характеристики работоспособности человека» (19.00.03 - инженерная психология труда; 1968), профессор, кандидат биологических наук.

Направления деятельности, профессиональные интересы и возможности: общая психология; дифференциальная психология и психофизиология; спортивная психология. Разработал двигательные экспресс-методики изучения свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики). Отзывы об авторе "Ильин Е.П."

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов. Особое внимание уделено психологическим сведениям, актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела: методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

Издательство: Питер, Серия: Мастера психологии, 2012 г.

ISBN 978-5-459-00338-3

Количество страниц: 640.

Содержание книги «Психология для педагогов»:

  • 9 Предисловие
  • 12 Введение, или Зачем педагогу психологические знания
  • 20 Раздел первый.Психология деятельности педагогов
  • 20 Глава 1. Деятельность педагога
    • 20 1.1. Педагогическая деятельность и ее структура
    • 21 1.2. Этапы педагогической деятельности
    • 22 1.3. Педагогические задачи и их решение
    • 23 1.4. Функции педагога
    • 25 1.5. Формирование мотивов учебной деятельности
    • 27 1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона
    • 30 1.7. Этапы организации учебной деятельности
    • 31 1.8. Изучение педагогом личностей учащихся
  • 33 Глава 2. Педагогическое общение
    • 33 2.1. Понятие «общение», его виды
    • 34 2.2. Характеристики педагогического общения
    • 38 2.3. Средства общения
    • 41 2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения
    • 47 2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения
    • 49 2.6. Педагогический такт
    • 50 2.7. Культура речи педагога
    • 53 2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися
    • 57 2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся
  • 60 Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся
    • 60 3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления
    • 61 3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первого впечатления о них
    • 66 3.3. Изучение и понимание педагогом учеников
    • 70 3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися
    • 74 3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися
    • 75 3.6. Сближение позиций педагога и учащихся
    • 76 3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся
    • 82 3.8. Сотрудничество педагога с учащимися
    • 83 3.9. Типизация учащихся педагогами
  • 84 Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся
    • 84 4.1. Виды воздействий
    • 85 4.2. Проявление внимания к учащемуся
    • 85 4.3. Просьбы и требования педагога
    • 88 4.4. Убеждение и внушение
    • 89 4.5. Разъяснение
    • 90 4.6. Принуждение
    • 91 4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий
    • 96 4.8. Поощрение
    • 98 4.9. Наказание
    • 102 4.10. Использование юмора, шутки
  • 104 Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях
    • 104 5.1. Конфликтные ситуации и конфликты
    • 105 5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися
    • 108 5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов
    • 109 5.4. Фазы развития конфликта
    • 110 5.5. Исходы конфликтных ситуаций
    • 113 5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации
    • 116 5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися
  • 118 Раздел второй. Психология обучения и воспитания
  • 118 Глава 6. Психологические основы обучения
    • 119 6.1. Обучение и его психологические закономерности
    • 120 6.2. Дидактические принципы
    • 123 6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала
    • 125 6.4. Виды обучающих воздействий
    • 126 6.5. Контроль за деятельностью учащихся
    • 127 6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности
    • 129 6.7. Отметка и ее психологическое воздействие
    • 134 6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения
  • 145 Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
    • 145 7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся
    • 150 7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке
    • 151 7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия
    • 152 7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке
    • 154 7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися
  • 168 Раздел третий. Психология воспитания
  • 168 Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся
    • 168 8.1. Понятие о социальной группе и коллективе
    • 172 8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе
    • 179 8.3. Стадии развития коллектива учащихся
    • 181 8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе
    • 184 8.5. Общественное мнение ученического коллектива и психологические особенности его формирования
  • 192 Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся
    • 192 9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание
    • 193 9.2. Дисциплинированность как нравственное качество
    • 196 9.3. Ответственность (чувство долга)
    • 198 9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности
    • 203 9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся
    • 204 9.6. Смысловой барьер в воспитании
    • 207 9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания
    • 213 9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением
  • 217 Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию
    • 218 10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся
    • 222 10.2. Формирование эталона (идеала)
    • 224 10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования
    • 231 10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников
    • 236 10.5. Возрастные особенности самовоспитания
    • 237 10.6. Типичные ошибки самовоспитания
  • 239 Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся
    • 239 11.1. Воспитание положительного отношения к труду
    • 242 11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии
    • 245 11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников
    • 246 11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола
    • 249 11.5. Профориентационная работа учителя
  • 253 Раздел четвертый. Психологическая характеристика педагогов
  • 253 Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога
    • 253 12.1. Педагогическая направленность (призвание)
    • 255 12.2. Знания (эрудиция) педагога
    • 258 12.3. Умения педагога
    • 261 12.4. Способности и профессионально важные качества педагога
    • 274 12.5. Авторитет педагога
  • 279 Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов
    • 279 13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию
    • 285 13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов
    • 287 13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов
    • 293 13.4. Стрессоустойчивость педагогов
    • 293 13.5. Агрессивность педагогов
    • 296 13.6. Психофизиологические особенности учителей
    • 297 13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов
    • 299 13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей
    • 305 13.9. Имидж педагогов
  • 309 Глава 14. Стилевые особенности педагогов
    • 310 14.1. Стили деятельности воспитателей детского сада
    • 311 14.2. Стили деятельности учителей
    • 317 14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента
    • 319 14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися
    • 325 14.5. Стили педагогического общения
    • 333 14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства
    • 334 14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства
    • 336 14.8. Типы учителей
    • 340 14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов
  • 343 Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога
    • 343 15.1. Этапы профессионального развития педагога
    • 345 15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами
    • 351 15.3. Трудности в работе молодых учителей
    • 354 15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов
    • 360 15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства
    • 365 15.6. Критерии оценки педагогического мастерства
  • 367 Глава 16. Профессиональная деструкция личности педагогов
    • 367 16.1. Профессиональная деструкция педагога и факторы, ее обусловливающие
    • 368 16.2. Виды профессиональной деструкции педагогов
    • 369 16.3. Проявления профессиональной деформации учителей
    • 373 16.4. Рост агрессии и агрессивности как отражение профессиональной деформации педагогов
    • 376 16.5. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации
    • 383 16.6. Психологическое здоровье учителей
  • 286 Раздел пятый. Дошкольники и учащиеся как субъекты и объекты игровой и учебной деятельности
  • 386 Глава 17. Психология игры
    • 386 17.1. Роль игры в развитии ребенка
    • 387 17.2. Психологическая характеристика игры
    • 389 17.3. Виды игр детей
    • 394 17.4. Уровни развития ролевой игры
    • 395 17.5. Возрастные особенности игры
    • 398 17.6. Половые различия в играх детей
    • 402 17.7. Причины конфликтов между детьми в игровой деятельности. Детская агрессивность
  • 408 Глава 18. Психологические аспекты прихода детей в детский сад и школу
    • 408 18.1. Адаптация детей к дошкольному учреждению
    • 409 18.2. Психологические проблемы перехода детей из детского сада в начальную школу. Готовность к школе
    • 415 18.3. Мотивы поступления в школу
    • 416 18.4. Школьная дезадаптация
    • 421 18.5. Дидактогении
  • 422 Глава 19. Психология учения
    • 422 19.1. Познавательная активность как основа учения детей
    • 424 19.2. Мотивы учебной деятельности в школе
    • 441 19.3. Выученная беспомощность учащихся
    • 444 19.4. Психологические причины лени и лености учащихся
    • 450 19.5. Психологические закономерности усвоения учащимися учебного материала
    • 454 19.6. Стили учебной деятельности учащихся
    • 455 19.7. Обучаемость и успеваемость
    • 457 19.8. Неуспеваемость школьников
    • 459 19.9. Психологические проблемы перехода учащихся из начальной школы в среднюю
    • 462 19.10. Адаптация к учебе в средних профессиональных учебных заведениях
    • 462 19.11. Психологические проблемы адаптации к вузу
    • 463 19.12. На что обращают внимание студенты при первой встрече с преподавателем
  • 465 Глава 20. Половые и гендерные особенности учащихся
    • 465 20.1. Индивидные и личностные особенности учащихся разного пола
    • 472 20.2. Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов
    • 474 20.3. Различие интересов учащихся разного пола к учебным предметам
    • 476 20.4. Способности учащихся разного пола
    • 481 20.5. Гендерные различия, или Почему некоторые мальчики ведут себя, как девочки, а девочки — как мальчики
    • 483 20.6. Пол и успеваемость учащихся
    • 488 20.7. Существуют ли психологические основания для разнополого обучения?
  • 495 Глава 21. Чем обусловлена необходимость дифференцированного подхода к учащимся
    • 496 21.1. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий
    • 502 21.2. Успеваемость и типологические особенности учащихся
    • 509 21.3. Трудности, испытываемые учащимися с разными типологическими особенностями, и способы их преодоления педагогом
    • 511 21.4. Приемы и методы обучения с учетом типологических особенностей учащихся
    • 516 21.5. Учет типологических особенностей при воспитании учащихся
  • 521 Глава 22. Одаренные дети (вундеркинды): что с ними делать педагогу?
    • 521 22.1. Творческий потенциал ребенка и его возрастная динамика
    • 525 22.2. Создание благоприятных условий для развития одаренного ребенка
    • 532 22.3. Трудности в учении одаренных школьников
    • 541 22.4. Псевдоодаренность
  • 543 Приложение
    • 543 Наиболее частые затруднения и недостатки, присущие молодым учителям (по В. А. Кан-Калику)
    • 545 Правила личностно-гуманного подхода педагогов к детям (по Ш.А. Амонашвили)
    • 546 Самообучение общению учителей
    • 548 I. Методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов
    • 581 II. Методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся
  • 596 Список литературы

СПб.: Питер, 2012. — 640 с.: ил. — (Мастера психологии ). — ISBN 978-5-459-00338-3.Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов. Особое внимание уделено психологическим сведениям, актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.
Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела: методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.Оглавление .
Предисловие.
Введение, или Зачем педагогу психологические знания.Психология деятельности педагога .
Деятельность педагога .
Педагогическая деятельность и ее структура.
Этапы педагогической деятельности.
Педагогические задачи и их решение.
Функции педагога.
Формирование мотивов учебной деятельности.
Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.
Этапы организации учебной деятельности.
Изучение педагогом личностей учащихся.Педагогическое общение [i]
.
Понятие «общение», его виды.
Характеристики педагогического общения.
Средства общения.
Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения.
Умения педагога, влияющие на эффективность общения.
Педагогический такт.
Культура речи педагога.
Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися.
Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся.Установление взаимопонимания педагога и учащихся .
Сущность взаимопонимания и этапы его установления.
Восприятие педагогами учащихся и возникновение первого впечатления о них.
Изучение и понимание педагогом учеников.
Особенности восприятия педагогов учащимися.
Обеспечение педагогом понимания его учащимися.
Сближение позиций педагога и учащихся.
Установление взаимопонимания педагога и учащихся.
Сотрудничество педагога с учащимися.
Типизация учащихся педагогами.Виды и формы воздействий педагога на учащихся [i]
.
Виды воздействий.
Проявление внимания к учащемуся.
Просьбы и требования педагога.
Убеждение и внушение.
Разъяснение.
Принуждение.
Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения.
ими учебных заданий.
Поощрение.
Наказание.
Использование юмора, шутки.Поведение педагога в конфликтных ситуациях .
Конфликтные ситуации и конфликты.
Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.
Условия, способствующие возникновению конфликтов.
Фазы развития конфликта.
Исходы конфликтных ситуаций.
Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.
Педагогическое управление конфликтом между учащимися.Психология обучения и воспитания .
Психологические основы обучения [i]
.
Обучение и его психологические закономерности.
Дидактические принципы.
Психолого-педагогические характеристики учебного материала.
Виды обучающих воздействий.
Контроль за деятельностью учащихся.
Опрос учащихся и его психологические особенности.
Отметка и ее психологическое воздействие.
Психологическая характеристика различных систем обучения.Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках .
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Способы поддержания устойчивого внимания на уроке.
Невнимательность учащихся, ее причины и последствия.
Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке.
Организация условий для лучшего запоминания учебного материала.
учащимися.Психология воспитания [i]
.
Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся .
Понятие о социальной группе и коллективе.
Социальный статус учащихся в учебной группе.
Стадии развития коллектива учащихся.
Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе.
Общественное мнение ученического коллектива и психологические.
особенности его формирования.Психологические аспекты формирования нравственности.
учащихся
[i]
.
Что такое нравственность и нравственное воспитание.
Дисциплинированность как нравственное качество.
Ответственность (чувство долга).
Психолого-педагогические условия формирования нравственности.
Этапы формирования нравственного поведения учащихся.
Смысловой барьер в воспитании.
Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе.
нравственного воспитания.
Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным).
поведением.Психологические аспекты воспитания у учащихся.
стремления к самосовершенствованию
.
Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.
Формирование эталона (идеала).
Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования.
Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.
Возрастные особенности самовоспитания.
Типичные ошибки самовоспитания.Трудовое воспитание и профориентация учащихся [i]
.
Воспитание положительного отношения к труду.
Самоопределение учащихся и выбор ими профессии.
Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.
Профессиональное самоопределение школьников разного пола.
Профориентационная работа учителя.Психологическая характеристика педагогов .
Компоненты профессионального мастерства педагога .
Педагогическая направленность (призвание).
Знания (эрудиция) педагога.
Умения педагога.
Способности и профессионально важные качества педагога.
Авторитет педагога.Индивидные и личностные особенности современных педагогов [i]
.
Особенности личности людей, избравших учительскую профессию.
Особенности мотивационной сферы педагогов.
Особенности эмоциональной сферы педагогов.
Стрессоустойчивость педагогов.
Агрессивность педагогов.
Психофизиологические особенности учителей.
Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов.
Психологические особенности педагогов-руководителей.
Имидж педагогов.Стилевые особенности педагогов .
Стили деятельности воспитателей детского сада.
Стили деятельности учителей.
Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента.
Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися.
Стили педагогического общения.
Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями.
с различными стилями руководства.
Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями.
руководства.
Типы учителей.
Гендерные различия деятельности и личности педагогов.Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога [i]
.
Этапы профессионального развития педагога.
Различия между молодыми и опытными педагогами.
Трудности в работе молодых учителей.
Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов.
Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня.
мастерства.
Критерии оценки педагогического мастерства.Профессиональная деструкция личности педагогов .
Профессиональная деструкция педагога и факторы, ее обусловливающие.
Виды профессиональной деструкции педагогов.
Проявления профессиональной деформации учителей.
Рост агрессии и агрессивности как отражение профессиональной.
деформации педагогов.
Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной.
деформации.
Психологическое здоровье учителей.Дошкольники и учащиеся как субъекты и объекты игровой и учебной деятельности .
Психология игры [i]
.
Роль игры в развитии ребенка.
Психологическая характеристика игры.
Виды игр детей.
Уровни развития ролевой игры.
Возрастные особенности игры.
Половые различия в играх детей.
Причины конфликтов между детьми в игровой деятельности.
Детская агрессивность.Психологические аспекты прихода детей в детский сад и школу .
Адаптация детей к дошкольному учреждению.
Психологические проблемы перехода детей из детского сада.
в начальную школу. Готовность к школе.
Мотивы поступления в школу.
Школьная дезадаптация.
Дидактогении.Психология учения [i]
.
Познавательная активность как основа учения детей.
Мотивы учебной деятельности в школе.
Выученная беспомощность учащихся.
Психологические причины лени и лености учащихся.
Психологические закономерности усвоения учащимися учебного материала.
Стили учебной деятельности учащихся.
Обучаемость и успеваемость.
Неуспеваемость школьников.
Психологические проблемы перехода учащихся из начальной школы.
в среднюю.
Адаптация к учебе в средних профессиональных учебных заведениях.
Психологические проблемы адаптации к вузу.
На что обращают внимание студенты при первой встрече.
с преподавателем.Половые и гендерные особенности учащихся .
Индивидные и личностные особенности учащихся разного пола.
Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов.
Различие интересов учащихся разного пола к учебным предметам.
Способности учащихся разного пола.
Гендерные различия, или Почему некоторые мальчики ведут себя,
как девочки, а девочки — как мальчики.
Пол и успеваемость учащихся.
Существуют ли психологические основания для разнополого обучения?Чем обусловлена необходимость дифференцированного [i]
.
подхода к учащимся.
Типологические особенности и успешность выполнения различных.
умственных действий.
Успеваемость и типологические особенности учащихся.
Трудности, испытываемые учащимися с разными типологическими особенностями, и способы их преодоления педагогом.
Приемы и методы обучения с учетом типологических особенностей.
учащихся.
Учет типологических особенностей при воспитании учащихся.Одаренные дети (вундеркинды): что с ними делать педагогу? [i].
Творческий потенциал ребенка и его возрастная динамика.
Создание благоприятных условий для развития одаренного ребенка.
Трудности в учении одаренных школьников.
Псевдоодаренность.Приложение .
Наиболее частые затруднения и недостатки, присущие молодым учителям (по В. А. Кан-Калику).
Правила личностно-гуманного подхода педагогов к детям (по Ш. А. Амонашвили).
Самообучение общению учителей.
Методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов.
Методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся.
Список литературы.

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.