Развивающие игры никитиных сложи квадрат. Мастер класс Интеллектуальные игры для детей «Сложи квадрат»

Сложи квадрат Никитина своими руками за 10 мин.

Как делать.
Берем Никитинскую основу, т.е. не режим как вздумается, расчерчиваем квадраты и вырезаем их=)

Можно использовать картон , губки или как у меня листы пористой резины .
Если использовать губки, то такие(не знаю как правильно называется этот вид губок, я ими со стола вытираю)

Немножко теории .

У квадратов 3 уровня, нужно на первом уровне сделать целый квадрат, не разрезной. Не стоит перескакивать уровни, думая что для ребенка 3 лет первый уровень слишком легкий, если внимательно посмотреть как разрезал квадраты Никитин практически сразу бросается в глаза постоянное усложнение, т. е. легкий квадрат это разминка \подготовка к более сложному\хитро разрезанному.

Важно не подгонять, не подсказывать и внимание - не собирать в рамке , если у вас квадраты от оксавы к примеру.
Сборка в рамке это наполовину облегченная задача, т.е. кпд от этого пособия снижается из-за безграмотной эксплуатации.

Почему нельзя подсказывать?
Дело в том что у детей отличная память, и собрав пару раз квадрат с помощью мамы, ребенок просто запомнит как он складывается.
Нужно отдавать себе отчет в том что ребенок рано или поздно сможет сложить все квадраты, и радость от того что вот он сам смог стоит того что бы потерпеть.

Еще пара моментов- с квадратами нельзя разрешать играть не по правилам, их стоит держать отдельно от общей массы игрушек.

Почему я столько внимания уделила правилам игры .
Очень часто встречаются на просторах интернета заявления, что вот мой деть в 1,5 годика складывает первые два уровня=) и советы от всевозможных "развивалок".
Девушки, будте разумны, не портите изумительное по своим свойством пособие этой погоней.

"На первом занятии мы показываем два-три варианта складывания, а затем предлагаем сделать это ребенку. Но не давайте сразу все вкладыши, сперва можно обойтись двумя-шестью. Начать можно с простых фигур: двух прямоугольников или треугольников.
Если малышу трудно сообразить, как же все-таки вложить эти фигуры, Вы можете подсказать ему, опустив одну фигуру в рамку, а при вынимании постучать пальцем: «Клади треугольник вот сюда!».
Не забывайте описывать все фигуры, которые вы используете в игре и которые можно назвать: «Вот трапеция, давай ее вложим!»."

Квадраты из пористой резины.

Потребуется 24 одинаковых цветных квадрата, каждый из которых разрезан так, как показано на рисунках.

По задумке Никитина квадраты цветные только с одной стороны, если делать их двухстороними задача серьезно усложняется.

Все начинается со сказки, где главный герой - Ваш ребенок, который сможет самостоятельно построить, например, дорогу для машинки или куколки.

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все имеющиеся элементы, получив в результате 23 условных квадрата (пока еще не собранных). Так ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, развивая при этом цветовое зрение. Во-вторых, сложить из разрозненных деталей квадрат такого же размера, как неразрезанный образец, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5. В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач для того, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Если мы хотим, чтобы игры увлекали ребенка, необходимо, чтобы начало новой игры было связано с приятными переживаниями. Усложнения в игре вводятся следующим образом:

1. Сначала ребенок получает целый квадрат как образец и конверт с квадратом для сборки из 2 или 3 частей. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Ребенок самостоятельно может доставать из конвертов кусочки квадрата, самостоятельно переворачивать их лицевой стороной вверх, подбирать элементы одного цвета (тона), самостоятельно выкладывать квадрат. По окончанию игры приучайте малыша складывать кусочки квадратов в конверты или пакеты для того, чтобы они не были потеряны.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1-2 новых (но можно предложить и 8-10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится). Предложите ребенку укладывать эти квадраты на плоскости в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3. Можно предварительно смешивать кусочки нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша появилась необходимость рассортировать их сначала по цвету в отдельные группы, а затем последовательно складывать квадраты.

4. Процесс выкладывания квадратов можно сопровождать сказочным сюжетом. Например, «Волшебник» смешал в одном пакете 5-10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в группы по цвету, но и по порядку номеров. Такое задание смогут сделать малыши уже в 2,5-3 года, когда они начинают считать и узнавать цифры.

Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это «непосильно», что знание цифр «превышает возрастные возможности», то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант - разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, элементы которых какой-то «неряха» просыпал и перемешал. Здесь понадобится коробка, например из под конфет, куда будут складываться собранные квадраты один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат № 1. Если к этому времени еще будут оставаться «труднющие квадраты», не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание «на время». Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом игры ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи «На старт! Внимание! Начали!» можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой «рекорд», т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение - придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся стандартным 24

Елена Кривунченко

Продолжая работу с книгой Б. П Никитина "Интеллектуальные игры ", я решила сделать ещё одну игру "Сложи квадрат ". Получая части квадрата и задания "Сложи квадрат ", ребенок выполняет несколько видов работ,неодинаковых по содержанию и по степени сложности . Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы,можно сложить квадрат . Они напоминают,что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом происходит тренировка развития цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого,их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Как играть :

Перемешать все части квадратов и дать задание ребенку рассортировать по цветам все кусочки. Тут ребенок научится различать не только цвета но и их оттенки. Во-вторых,сложить из каждой кучки кусков один квадрат . Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности , ведь первые три квадрата разрезаны только на две части, затем восемь квадратов складываются уже из 3-х частей, затем из 4-х, и, наконец, даже из 5.

Всем доброго времени суток! Всё гениальное - просто! Квадраты Никитина не исключение. Сын играл с ними с удовольствием, теперь настала пора и дочки познакомится с этой развивающей методикой.


Эта методика включает в себя 3 уровня сложности:

  • квадраты Никитина 1 уровня сложности
  • квадраты Никитина 3 уровня сложности

В каждом уровне по 12 квадратов, разбитых на 2 игровых поля. Рассмотрим первый уровень более подробно.


В комплекте:

  • Два игровых поля


Это картонная основа с шестью секциями квадратной формы.


  • Разноцветные деревянные кусочки, для составления квадратов.


На мой взгляд качество хорошее, но элементы по граням не идеально гладкие. Смотрите сами.


Первое игровое поле включает квадрат-образец жёлтого цвета, 4 квадрата из двух частей и 1 оранжевый квадрат, состоящий из 3 частей. В первую очередь малыш составляет квадрат ориентируясь по цвету элементов. С полутора лет собрать это игровое поле у моих деток получалось с лёгкостью.


Второе игровое поле более сложное, требует от малыша больших умений и сообразительности. Все квадраты собираются из 3 частей.


1 уровень - предназначен для самых маленьких, рекомендуемый возраст 3-4 года.

На мой взгляд, можно смело начинать играть с полутора лет, наряду с различными деревянными вкладышами !


Можно собирать квадраты в игровом поле.


А можно и вне его. Это намного сложнее для малыша.


Сыну я усложняла задачу, давая ему сразу 2 игровых поля и перемешивая все элементы между собой . К двум годам он с этой задачей справлялся в кротчайшие сроки!

Мне эта методика очень нравится. Помимо развития воображения ребёнка, его координации и пространственного мышления, можно обучить ребёнка цветам. Ведь квадраты яркие и разноцветные.


Одна из наших любимых игр с ними, это раскладывание деревянных цветных элементов квадратов по

Рынок развивающих игр и игрушек на сегодняшний день впечатляет своим огромным ассортиментом. Идея раннего развития близка огромному количеству мам, и каждая из них ищет для своего ребенка подходящие занятия, благо, выбирать действительно есть из чего. Одно из пособий, зарекомендовавших себя среди деток и их родителей – это пособия Бориса Павловича Никитина, педагога-новатора. Свое изобретение они с женой опробовали на своих детях, а сегодня множество малышей занимаются по этим развивающим материалам.

Одно из таких пособий – игра с немудреным названием Сложи квадрат . Собственно, вся суть игры заключена в названии – из нескольких частей ребенок должен складывать квадраты. Квадраты Никитина используются для занятий с детьми от двух лет и старше. Так чем же полезна и привлекательна эта игра? В основе ее лежит некоторое подобие пазла – из отдельных деталей складываем цельную фигуру. Результат трудов всегда один – квадрат. Но от этого игра не становится скучной, наоборот - ребенок видит цель, к которой он должен прийти, и ищет способы, чтобы решить стоящую перед ним задачу.

Квадраты Никитина имеют три уровня сложности. Разумеется, для самых маленьких деток необходимо выбирать игру «Сложи квадрат» первого уровня. Не думайте, что простые задания будут неинтересны вашему ребенку. Система игры составлена так, чтобы малыш, играя, не замечал плавного перехода от простого к сложному. Между тем, если первая фигура – это целый квадрат, а вторая – квадрат, разрезанный напополам, то дальше ребёнку предстоит складывать квадрат из трех, а то и пяти частей. Играть, конечно, необходимо вместе с взрослым, самому ребенку будет сложно освоить это пособие и скорее всего, частички квадратов потом вы будете находить в самых неожиданных местах квартиры. Поэтому будьте готовы уделить этому занятию немного времени. Итак, как же лучше играть?
Всего в наборе 24 квадрата разных цветов.

Если вы только начинаете играть с пособием, вручите малышу целый квадрат. Это образец, который ребёнок легко запомнит. Теперь можно предложить крохе 2 или 3 разрезанных квадрата. Так как первые из них совсем легкие, ребенок, подумав, без труда с ними справится. Сначала малышу придется перевернуть детали окрашенной стороной вверх, вспомнить образец, составить такую же фигуру из предложенных элементов. Видите, сколько действий в, казалось бы, совсем легком задании? Обязательно похвалите кроху за то, что он правильно построил квадратик, ведь похвала очень воодушевляет и является хорошим стимулом продолжать игру. С каждым разом задачу усложняем, добавляем новые квадраты, внимательно наблюдаем, насколько малыш справляется с заданием, даем ему самостоятельно разобраться. Детали можно смешивать и вручать ребенку одной пестрой кучей – пусть малыш сам рассортирует их по цветам. Количество квадратов, которые ребенок складывает за раз, также возрастает с двух-трех до 24-х! Разумеется, это делается не за одну и не за две игры, а очень постепенно, с полным комплектом квадратов дети учатся справляться обычно к трем-четырем годам.
Если вы хотите, чтобы малыш усвоил нумерацию с 1 до 24х, то в этом квадраты Никитина тоже смогут вам помочь. Стоит лишь перевернуть их тыльной стороной вверх и раскладывать квадраты не по цветам, а по номерам на каждой детали. Цвет в этом случае будет просто вспомогательным элементом.

Если малыш уже знает все квадратики и собирает их без труда, можно устроить игру на время или соревноваться с другими ребятами. А если первый уровень вы считаете пройденным, и хочется чего-то более сложного, то можно переходить к игре со вторым уровнем сложности – он предназначен для деток от четырех лет. А с пяти лет малышам можно предлагать игру «Сложи квадрат» третьего уровня сложности – здесь весьма непростые задания, над которыми даже взрослому порой предстоит немного задуматься. Важно не форсировать события, не торопить малыша и не перескакивать на более сложные уровни, считая, что предыдущий уровень ребенку уже неинтересен. Не нужно гнаться за результатом из разряда «А наш сын уже третий уровень в три годика собирает!». Гораздо важнее, чтобы ваш сын или дочь понимали смысл игры и получали от нее удовольствие и пользу.

Для того чтобы занятие не было слишком сухим и малыш не заскучал, можно придумать какой-нибудь сказочный сюжет. Например, квадраты – это кирпичики для домика, где будет жить мышка, или кусочки дороги для любимой машинки. Проявляйте фантазию, а главное – получайте удовольствие от игры. Дети прекрасно чувствуют настроение родителей. Однако, присутствуя в игре, не нужно подсказывать ребенку решение, показывать пальцем, куда положить ту или иную деталь, иначе места для размышлений малышу просто не останется – он будет ждать, когда вы сложите детали за него. Так же не советуется использовать рамку, которая иногда идет в комплекте с деталями. Вкладывание деталей в квадратные рамки существенно упрощает задачу, и эффект от такой игры снижается.

После игры всегда убирайте квадраты в недоступное место – они не должны применяться в каких-либо других целях.

Чем же полезна игра Сложи квадрат Б.П. Никитина для вашего малыша?

Квадраты Никитина обеспечивают вашему ребенку комплексное развитие:

побуждают ребенка активно мыслить;


способствуют совместной игре родителя и ребенка;


ребенок знакомится с основными цветами и их оттенками;


ребенок учится раскладывать сложное задание на более простые и последовательно их решать;


развивается логическое и образное мышление;


развивается мелкая моторика;


развиваются математические и творческие способности


Простая с виду игра Б.П. Никитина на деле оказывается не такой уж и простой, из нее можно извлечь массу пользы для ребенка при правильно организованных занятиях. Используя творческий подход, эту игру можно использовать для развития самых различных качеств и навыков. Вашему ребенку и вам обязательно понравится играть, складывая яркие детали в квадраты.

Как известно, Борис Павлович Никитин прославился тем, что в педагогике ушел от приказов, понуждений и... подсказок. Он разработал целую развивающую систему для раннего развития ребенка, воплотившуюся позже в его играх, основную суть которых можно свести к двум формулам: «сделай сам» и «от простого к сложному». Все кубики и развивающие игры Никитиных «работают» именно по этим принципам.

Все развивающие игры Никитиных имеют несколько уровней сложности, чтобы ребенок мог «расти» от более простых заданий через средние к сложным. Как пишет сам Никитин, «Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2 - 3-летнему до непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет».

Если Вы приобрели интеллектуальные игры Никитиных для малыша, занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. Ребенку тут приходится решать две задачи одновременно: выбрать из нескольких фигурок только необходимые и придавать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания, а вторая - творческий.

Сам Б.П. Никитин пишет о своих развивающих играх: «Первые узоры могут быть для ребенка легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности "на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того, что трудно, а получилось»!

В нашем Интернет-магазине Вы можете купить игры и кубики Никитина, игра «сложи квадрат», дроби Никитиных, Уникуб и другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.