Служебные части речи как морфологические средства выразительности. Морфологические средства языковой выразительности план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Характеристика выразительного потенциала морфологии

Морфологические средства, в отличие от синтаксических и лексических, содержат значительно меньше эмоционально-экспрессивных окрасок и значительно меньше отклонений от общеязыковой нормы, ибо морфологический уровень языка проявляет большую устойчивость по отношению к разным функциональным стилям, разным жанрам и типам речи (устной, письменной).

Особенности морфологического строя немецкого языка в аспекте стилистики, как любого другого, проявляются, прежде всего, в количественном распределении тех или иных морфологических структур и форм в функциональных стилях, а также в «привязке» отдельных морфологических форм к определенному функциональному стилю.

Разная степень частоты употребления тех или иных морфологических форм связана с их принадлежностью к письменно-книжному или устно-разговорному типу речи. Так, в письменной речи более активны существительное и прилагательное, поэтому такая организация речи называется «номинативным стилем» (der Nominalstil). В устной речи и некоторых видах художественной речи (имитирующих, например, кинематографическую манеру) преобладает глагол, отсюда такая организация речи именуется «глагольным стилем» (der Verbalstil). В письменной речи довольно активны числительные, краткие прилагательные, в устной - более активны, чем в письменно-книжной, качественные прилагательные, местоимения, модальные и эмоционально-экспрессивные частицы, междометия. Что касается «привязки» отдельных морфологических структур к функциональным стилям, то можно отметить лишь такие случаи: опущение артикля в газетных заголовках, использование повелительного наклонения в рекламах.

Морфологические формы в парадигме имеют только денотативное значение, и вне контекста их нельзя квалифицировать как стилистические, ибо они являются общеупотребительными во всех стилях и разновидностях речи. Выразительные ресурсы морфологических структур не столь велики, их бедность компенсируется активностью функциональной транспозиции словоформ, которая составляет основу стилистических приемов в области морфологии.

Морфологические приемы создания выразительности

Стилистико-морфологические приемы могут создаваться путем нарушения дистрибуции морфем в составе слова или морфологической структуры, они не столь продуктивны и связаны преимущественно с индивидуальным словоупотреблением.

В романе «Книга для Майи» морфологические средства выразительности использовались не часто. Несомненно, это обусловлено общей не высокой продуктивностью использования этих средств. Преимущественно они употреблялись в разговорной речи героев. Так, на основе классификации морфологических приемов, предложенной М.П. Брандес, в тексте романа мы выделили следующие приемы:

1. Транспозиция формы, т.е. перенос словоформы в сферу действия другого грамматического значения, и, следовательно, употребление этой словоформы в несвойственном ей значении. Это наиболее распространенный стилистико-морфологический прием. Функциональная транспозиция, как правило, сопровождается особой экспрессивностью и эмоциональностью, что является следствием расхождения между контекстом и грамматическим значением формы. При переносном употреблении морфологических форм их основное грамматическое значение сохраняется, контекстное же значение носит чисто функциональный характер, вследствие этого субъективно-модальные наслоения можно определить, исходя из конкретной ситуации или конкретного текста.

Функциональная транспозиция имеет место в классе местоимений, прилагательных, наречий, междометий, частиц. Однако особенно широкими транспозиционными возможностями обладает глагол, и, прежде всего сочетания временных значений глагольных форм в результате столкновения двух планов времени, один из которых выражается непосредственно глагольной формой с ее основным общеязыковым значением, а другой - речевым или ситуативным контекстом, например:

Форма глагола настоящего времени используется для обозначения действия в прошлом:

Hinter meinen Augenlidern erwarteten mich die Bilder von Philip. Sie waren so lebendig, dass sie fur einen Augenblick den Zeitungsbericht uberdeckten. Philip steht barfu? im Garten mit ausgebreiteten Armen. Er dreht sich auf einem Bergpfad zu mir um und lacht mich an. Er streckt seine Hand nach mir aus (123).

Использование настоящего времени для обозначения действия в прошлом служит для наглядного изображения, «события как бы переносятся из прошлого в настоящее, читатель «втягивается» в эти события» (Прокопович, 1969: 56). Транспозиция глагольного времени обладает образной экспрессией.

Форма глагола настоящего времени может употребляться в значении актуального будущего, т.е. действия, готового совершиться в момент речи:

«Bei mir», holte Lilly mich aus meinen Gedanken, «gibt es demachst auch eine kleine Veranderung» (15).

«Wenn sich das Wetter halt, lernen Sie die Gegend von ihrer besten Seite kennen» (19).

Форма глагола настоящего времени в устно-разговорной речи может использоваться для экспрессивного волеизъявления:

«Ich schlage vor, Sie machen gleich morgen fruh einen Test» (140).

Данный прием также обладает большой экспрессивностью, т.к. в данном случае «действие, предлагаемое или диктуемое, представляется говорящим как уже практически совершенное, это придает высказыванию бoльшую настоятельность» (Касевич, 1988: 202).

2. Использование определенного артикля при собственных именах служит известным приемом для выражения фамильярности и пренебрежительности:

Einerseits straubte ich mich innerlich, mit dieser Frau in Kontakt zu treten, andererseits wollte ich doch gern wissen, was fur eine Frau das war, mit der Philip fast funfunddrei?ig Jahre verheiratet gewesen war (174).

Und so lud ich meinen gesamten Frust uber die Begegnung mit der Stephanie bei ihr ab (178).

3. Употребление прилагательных в постпозиции по отношению к существительному. Особенно часто это происходит в разговорной речи, что придает высказыванию эмоциональность и экспрессивность:

«Es war Gewohnheit alte!» (134).

4. Использование личного местоимения в сочетании с именем собственным придает морфологической структуре разговорную окраску, зачастую с неодобрительным оттенком:

«Dein Philip gehort noch zu der Generation, die mit Telefonzellen gro? geworden ist. Er wei?, dass es sie gibt und wie man damit umgeht» (113).

МОУ « СОШ №62»

ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КУРСА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Морфологические средства выразительности

русской речи

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий 17 часов

в том числе:

лекции 3 часа

практические занятия 11 часов

контрольных занятий 3 часа

Форма контроля комплексные контрольные

Магнитогорск

Пояснительная записка

Программа предметного курса «Морфологические средства выразительности русской речи» рассчитана на учащихся 6-х классов.

Изучение школьного курса «Морфология» предусматривает овладение общими принципами характеристики частей речи (общее грамматическое значение , морфологические и синтаксические признаки). Такой формально- грамматический подход не позволяет глубоко проникать в сущность языковых процессов, тормозит речевое развитие детей. Качественная разница в подходах к изучению темы «Морфология» (на примере рассмотрения имени существительного, имени прилагательного, глагола) в школьном курсе и предметном курсе очевидна:


Ступень обучения

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся

5 класс

Знания:

Имя существительное : одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; род; число; падеж; три склонения; сущ., имеющие форму только единственного и только множественное числа.

Имя прилагательное : род, число, склонение прил.; полные и краткие; изменение полных прил. по родам, падежам и числам; кратких- по родам и числам.

Глагол : лицо; время; число; род (в прош. времени); спряжение; инфинитив; совершенный и несовершенный виды.

Умения:

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ.;

Образовывать формы И.п., Р.п. множ. числа сущ.;

Использовать в речи сущ., прилаг., глаголы- синонимы для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторов в речи;

Согласовывать глаголы- сказуемые в прош. времени с подлежащим, выраженным сущ. ср. рода и собирательным сущ.


6 класс

Знания:

Имя существительное : Склонение сущ. на –МЯ; несклоняемые сущ.; текстообразующая роль сущ.;

Имя прилагательное : качественные, относительные, притяжательные прилагательные; степени сравнения,

Глагол : переходные, непереходные глаголы; изъявительное, повелительное, условное наклонение; разноспрягаемые гл., безличные гл.; текстообразующая роль глаголов.

Умения:

Правильно употреблять в речи несклоняемые сущ.;

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ. общего рода;

Определять значения суффиксов сущ., прил.;

Употреблять в речи прил. в переносном значении.


По завершении изучения предметного курса

Знания:

- ороли имен существительных, прилагательных, глаголов в достижении точности, информативности, выразительности речи;

Об особенностях использования определенных грамматических форм при создании изобразительно- выразительных средств ;

Умения:

- выявлять грамматические истоки образности и выразительности художественных текстов;

Определять в художественных текстах выразительные средства языка, основанные на изобразительных возможностях различных грамматических категорий;

Лингвистического анализа художественного текста, его фрагментов.

Программа данного предметного курса основана на систематическом наблюдении за использованием морфологических средств при создании выразительности в лучших образцах художественной литературы, что позволит не только более глубоко проникнуть в область художественных образов, но и совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.

Основные цели курса:


  1. Углубить знания учащихся о роли существительных, прилагательных и глаголов в речи, в текстах художественных произведений;

  2. Развивать и совершенствовать умения учащихся в определении изобразительно- выразительных средств, в состав которых входят существительные, прилагательные и глаголы;

  3. Совершенствовать умения анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем существительных, прилагательных и глаголов;

  4. Совершенствование умения работать с различными типами лингвистических словарей.

При изучении данного предметного курса предусматриваются следующие формы занятий и виды деятельности учащихся:


  • Лекция;

  • Практическое занятие;

  • Контрольное занятие;

  • Наблюдение над текстом художественного произведения;

  • Лингвистический анализ фрагментов текстов;

  • Работа со словарями различных видов;

  • Создание творческих работ;

Данные формы вовлечения учащихся в урочную деятельность позволят учащимся с большей степенью самостоятельности овладевать знаниями и умениями, опираясь на полученные от учителя сведения в ходе лекционных занятий.

При завершении изучения каждого блока предусматривается выполнение учащимися комплексных контрольных работ, которые будут оцениваться по следующему критерию: «зачтено»- «не зачтено». Комплексные контрольные работы включают тестовые задания, вопросы, требующие развернутого ответа, а также задания творческого характера, т.к. итоговой целью изучения курса становится не только знакомство на более высоком и углубленном уровне с морфологическими средствами выразительности русского языка, но и воспитание у учащихся определенных потребностей в отработке умений и навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике.

Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Употребление существительных в речи для достижения точности, информативности и выразительности.

1

Слушание лекции, , работа со словарями

2

Особенности экспрессивного использования отглагольных существительных в художественных текстах.

1

анализ фрагментов текста , работа со словарями

3

Экспрессивное использование имен собственных и топонимов в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста , работа со словарями

4

Особенности значения и употребления абстрактных существительных.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

5

Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных.

1


6

Использование существительных при создании сравнений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

7

Использование существительных при создании метафор

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

8

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность существительных»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста , создание творческих работ

9

Употребление прилагательных в достижении точности и выразительности речи.

1


10

Использование прилагательных при создании эпитетов различных видов.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

11

Использование «цветовых» прилагательных в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

12

Особенности употребления кратких прилагательных в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

13

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность прилагательных»

1



14

Употребление глаголов в речи для достижения точности, информативности и выразительности речи.

1

Слушание лекции, наблюдение над текстом худ. произведения, работа со словарями

15

Изобразительные возможности инфинитива.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

16

Использование олицетворений в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

17

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность глаголов»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста, создание творческих работ

Перечень приложений


№ приложения

№ 1

Текстовый материал к занятию №1

№ 2

Текстовый материал к занятию №2

№ 3

Текстовый материал к занятию №3

№ 4

Текстовый материал к занятию №5

№ 5

Текстовый материал к занятию №6

№ 6

Текстовый материал к занятию №7

№ 7

Текстовый материал к занятию №9

№ 8

Текстовый материал к занятию № 10

№ 9

Текстовый материал к занятию №11

№ 10

Текстовый материал к занятию №14

№ 11

Текстовый материал к занятию №15

№ 12

Текстовый материал к занятию №16

№ 13

Комплексные контрольные работы

№ 14

Задания- вопросы, которые помогут организовать анализ использованных в тексте морфологических средств выразительности

Приложение№1


  1. Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка

(С.Я.Маршак)

2. Если мне подарят лодку,

Самоходку,

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Плоскодонку,

В крайнем случае на плотик..

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотно шлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге-

Плыть без горя

И тревоги…

(Б.Заходер)

Приложение №1

3. .…вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(А.С.Пушкин)

4. Правда и ложь

В тех краях, где кошельком

Мерят все на свете,

Правда ходит босиком,

Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит

Истину немножко.

Но не бойтесь: победит

Правда- босоножка.

(С.Я.Маршак)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Эти стаи, эти птицы,

Этот крик и вереницы,

Эти ивы и березы,

Эти капли- эти слезы,

Этот пух- не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все-весна.

Приложение №2

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

Природа глухо замерла,

Предчувствуя, припоминая.

Шуршанье листьев, вздох лесной-

Последний отзвук летней неги…

Но все бледнеет пред луной-

Как бы в мечтах о первом снеге.

(С.Я.Маршак)

…Вдруг за ним

Стрелы мгновенное жужжанье,

Кольчуги звон, и крик, и ржанье,

И топот по полю глухой.

(А.С.Пушкин)

Приложение №3


  1. Герои книги Е.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»:

Знайка, Незнайка, Ворчун, Растеряйка, Пончик, Тюбик, Шпунтик.


  1. «Говорящие» имена собственные:

Вральман, Простаков, Стародум, Правдин, Молчалин, Ляпкин- Тяпкин,

Пришебеев, Унылов, Дикой, Кабанова, Подхалюзин.


  1. Имена собственные, существовавшие до 17-18 века:
Балуй, Баламут, Бирюк, Веселой, Грязнин, Жадной, Жаденка, Злоба, Лютой, Молчан, Несмеян.

4. Метаморфоза

Детство- это село Краснощеково,

Несмышленово, Ско-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность- это село Надеждено,

Нераспашкино, Осолнцовано ,

Ну а если немножко Невеждено,

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость- это село Рассмелово,

Либо Схваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, Либо Правдино.

Старость- это село Усталово,

Понималово, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово,

И- не да нам бог- Одиноково.

(Е.Евтушенко)

5. …Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Приложение №4


  1. У Скворцова
Гришки

Жили- были

Грязные,

Лохматые,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты-

Как мочала,

На листах-

Каракули.

Плакали.

(С.Я.Маршак)


  1. Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:

Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Я не пойму-

Не нужна я никому?

(С.Я.Маршак)


  1. Поет зима- аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

(С.А.Есенин)

Приложение №4

4. Калоша

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день- сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять;

Через улицу шагать!

(О.Мандельштам)

5. Бал в мастерской

Заиграло

Плясовую

Остроносое сверло,

Да такую

Огневую,

Что само плясать пошло!

Тут и винт

Не удержался:

Закружился в вихре вальса,

А за ним и молоток:

Скок-поскок! Скок-поскок!

Стружка

Влево, вправо-

Извивается вьюном.

А у циркуля суставы

Так и ходят ходуном!

(Б.Заходер)

Приложение №5


  1. Синяя страница

А эта страница- морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей…

(С.Я.Маршак)


  1. …Завизжала
Пила,

Зажужжала,

Как пчела.

Пропилила полдоски,

Вздрогнула и встала,

Будто в крепкие тиски

На ходу попала.

(С.Я.Маршак)

3. А) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином.

Б) Нос крючком, борода клочком.

В) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою

Шея, хвост трубою.

Г) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом.

Д) А пригожая эта девчонка- и сказать нельзя. Глаза звездой, брови

Дугой, губы- малина…

Приложение №6

1. Подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы.

2. Жар солнца- жар чувства

Тяжесть багажа- тяжесть утраты

Гибкость ума- гибкость ветки

Каменное здание- каменное сердце

Зрелый возраст- зрелый плод

Молоть зерно- молоть вздор

Строить планы- строить мост

Хранить ценности- хранить молчание

3. Январь- весне дедушка. Июль- макушка лета, декабрь- шапка зимы. Ноябрь- сумерки года. Ноябрь- ворота зимы.

4. …Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

(А.С.Пушкин)

5. Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Приложение №7


  1. Зеленая страница

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки,

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вон темно- красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

(С.Я.Маршак)

Воздух живительный, воздух смолистый

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

(В.Я.Брюсов)

…волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Приложение №7


  1. Сказочка

В чистом поле, в белом поле

Было все белым-бело,

Потому что это поле

Белым снегом замело.

И стоял и том белом поле

Белоснежно- белый дом,

С белой крышей, с белой дверью,

С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,

Белизною пол блистал,

Было много белых лестниц,

Белых комнат, белых зал.

И в белейшем мире зале

Спал без горя и забот,

Спал на белом одеяле

Совершенно черный кот.

Был он черный, словно ворон,

От усов и до хвоста.

Сверху черен, снизу черен…

Весь- сплошная чернота!


  1. Ищу слова

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Как в полюшко бы зернышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

(В.Выркин)

Приложение №8


  1. Поле широкое, чистое…
Сердце милое, горячее, верное…

Кудри русые, шелковые…

Слезы горючие, крупные…

Мечи острые, булатные…

Кони удалые, ретивые, гнедые, вороные…

Ветры буйные, осенние…

Месяц светлый, ясный…

Солнце красное, закатное…

Горы высокие, крутые…

Головушка буйная, молодецкая, печальная, неразумная…

Житье привольное, молодецкое, одинокое…

Ключи чистые, студеные…


  1. Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Приложение №9


  1. Все бело

Все бело, ой-все бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонки легкий след,

На березе бел берет,

И на рощице ольховой

Белым бел платок пуховый!

У рябин бела оборка,

Мил платочек красненький…

Хорошо бежит с пригорка

Маленькая Настенька.

Сколько цвету у кувшинок,

Так на Настеньке пушинок.

Сколько щеп среди двора,

Так на Насте серебра.

(А.Прокофьев)


  1. Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

Приложение №9

3.Текла, извивалась, блестела

Река меж зеленых лугов.

А стала недвижной и белой,

Чуть- чуть голубее снегов.

Она покорилась оковам.

Не знаешь, бежит ли вода

Под белым волнистым покровом

И верстами хрупкого льда.

Чернеют прибрежные ивы,

Из снега торчат тростники,

Едва намечая извивы

Пропавшей под снегом реки.

Лишь где- нибудь в проруби зыбко

Играет и дышит вода,

И в ней красноперая рыбка

Блеснет чешуей иногда.

(С.Я.Маршак)

Только звезды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струей.

5. Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

(С.Есенин)

6. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №10


  1. Глаголы говорения:
сказать, говорить, шепнуть, твердить, начать, продолжать, подхватить, процедить сквозь зубы, запнуться, сообщить, бормотать, пролепетать, уверять, растолковать, объяснить, проворчать, обратиться, намекнуть, затрещать, загреметь, подсказать, упомянуть, советовать, согласиться…

2. Перемена

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог,

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног…

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Сделал все, что мог!

(Б.Заходер)

3. Ветер

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы,

С веток яблони сбивает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник!

(Л.Квитко)

Приложение№10

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

(А.С.Пушкин)


  1. Шум и тишина

Почему, осина, ты шумишь,

Всем киваешь, как речной камыш?

Изгибаешься, меняешь вид, осанку,

Выворачиваешь листья на изнанку?

Я шумлю,

Чтоб слышали меня,

Чтобы видели,

Чтоб величали,

Средь других деревьев отмечали!

(Л.Квитко)


  1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

(Ф.Тютчев)

Приложение №11


  1. Там бегать, тут прыгать,
Резвиться, Играть,

Вскочить и подвигать,

Тут бросить, там взять.

Глаголам, конечно же, не привыкать

Работать и строить, покоя не знать.

Все видеть, все слышать,

Все в мире умеют:

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

Грустят и болеют,

И любят мечтать,-

Хотят нам во всем

И всегда помогать:

На подвиг решиться,

Задачу решить,

И другу открыться,

И полюс открыть…


  1. Приятное дело-
Озорничать!

Не остановишься-

Стоит начать!

Да, больше всего

Я люблю баловство,

А слушаться я

Не люблю никого!

Я слушаюсь папу

(когда он сердит),

Но папа весь день

На службе сидит!

Где ж бедной маме

Справиться с нами,

Справиться с нами,

Озорниками!

(Б.Заходер)

Приложение №12


  1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя ;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А.С.Пушкин)


  1. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.


  1. Парус

Белеет парус одинокий

В тумане море голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны- ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №12


  1. Горные вершины
Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

(М.Ю.Лермонтов)


  1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

(М.Ю.Лермонтов)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №13

Занятие факультативного курса «Русская словесность»
Тема: « Морфологические средства выразительности речи
в текстах А.С.Пушкина».
Цели: провести лабораторно­исследовательские наблюдения над текстами
Пушкина, с целью найти яркие примеры использования изобразительно­
выразительных возможностей морфологии, воспитывать «вкус» лабораторной
работы с художественным текстом, развивать способности комбинаторного
мышления, анализа и синтеза.
Итоги
I.
предварительно по микрогруппам.
лабораторных исследований учащихся,
полученных
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Итоги
(Ребятам предлагались пушкинские тексты, где было примерно 500
знаменательных слов. Нужно было подчитать количество слов каждой части
речи в тексте, поскольку морфология в сознании детей ассоциируется прежде
всего с системой частей речи.
лабораторных исследований
обсуждаются, выявляются закономерности, результаты сравниваются с
выводами ученых.
­Ученые считают, что у Пушкина на 500 знаменательных слов 110 глаголов.
Б.Н.Головин опровергает гипотезу об особой глагольности речевого стиля
Пушкина, выяснив, что соотношения «существительных и прилагательных»
оказываются равными у Пушкина и Лермонтова, при этом 39
существительных из 100 у Лермонтова получают признаки прилагательных, у
Пушкина лишь 25 из 100 ­ мышление Пушкина предметнее)
II.
Имя существительное.
в
1. Обратим внимание на употребление у Пушкина творительного падежа
сравнения: «И точно: конь передо мною. Скребет копытом, весь огонь,
Дугою шея, хвост трубою».
(Учащимся предлагается зачитать домашние подборки цитат, где
пушкинских текстах есть подобные примеры).
Вывод: такое сравнение образнее, ближе к фольклорному сопоставлению,
конструкции без сравнительных союзов представляют более динамичную
картину.
2. Источником образного олицетворения часто является использование
неодушевленных существительных в значении одушевленных. Пушкин часто
применяет этот троп в развёрнутом виде в стихах о поэте и поэзии. Учащиеся,
анализировавшие пушкинские стихи на данную тему, представляют
выбранные цитаты.
а) Обращение к музе:
­ Усядься, муза: ручки в рукава;
Под лавку ножки! Не вертись, резвушка!
б) Обращение к произведениям:
1

­ Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
в) Олицетворение отвлеченных существительных.
­ Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
Вывод: пушкинские олицетворения позволяют представить творчество в
мифопоэтических образах, а пороки, мешающие творить, изображены как
тёмные силы.

III. Имя прилагательное.
Учащимся известно о прилагательном как об источнике особой образной
экспрессии в описаниях.
1) Ребятам предлагается в анализируемых текстах выделить все эпитеты и
подразделить их на народные (постоянные) и авторские.
2) Рассмотреть особенности пушкинских прилагательных в тексте и сравнить
свои мысли с выводами ученого А.И.Федорова, считавшего, что определения
у Пушкина указывают на качества предмета, отражающие его сущность.
­ Проанализируем сцену бурана из повести «Капитанская дочка».
(Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником). Прилагательное
«узкая» («кибитка ехала по узкой дороге») предсказывает дальнейшее
развитие событий: ближайшее (кони съедут с дороги и путники заблудятся в
степи) и более глубокое (на «узкой дороге» столкнутся Гринев и Пугачев).
Вывод: от употребления определений проза Пушкина приобретает
доказательный, документальный характер: «лубочные крылья», «бревенчатый
бор», «отдаленный холмик», «походные лафеты» и т.д.
­ А теперь следующая группа озвучивает примеры, где видны образные и
семантические возможности прилагательных.
(«Краснощекое здоровье», « веков завистливая даль», «бескрылое желанье», в
пустыне чахлой и скупой», жизни мышья беготня», «ветреная судьба,
«широкошумные дубровы» и т.п.)
3). Краткие прилагательные называют переменный, изменяющийся во времени
признак.
­ Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких
прилагательных в данных отрывках:
а) «Ты богат, я очень беден … Ты румян, как маков цвет, я как смерть, и тощ
и бледен.»
б) «Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал
послушною слезой.»
в) «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.»
2

Вывод: краткие прилагательные сжимают пружину описаний, делают
характеристики безапелляционно точными и содействуют приёму
контраста.
IV. Глагол.
­ Прочитайте выбранные следующей группой
Назовите глаголы и объясните их роль в описании:
строки А.Пушкина.

Я на бреге,
а) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывет
(небо -> море ­ плавное отражённое движение)
б) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Разольется в шумном беге,
И очутятс
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря …
(Диво ­ само живое своенравное море)
в) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
« Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» ­ молвил он,
Вышиб
(Нет прилагательных, строки сильны, энергичны, похожи на считалку)
г) Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
. Глазами косо водит
Дрожит

И мчится
в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком
(Стремительность движения коня, достойного своего седока)
д) Как рано мог он лицемерить
,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать
(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, что характерно для
мироощущения скучающего Онегина.)
Учащимся предлагается сравнить свои выводы с мнением С.Я. Маршака о
предельной лаконичности пушкинских текстов.
дно и вышел вон.

V. Имя числительное.
3

В центре внимания следующей группы учащихся ­ повесть «Пиковая дама».
Учащиеся зачитывают фразы, где есть числительные, отмечая не только их
информативную функцию, но и экспрессивную.
Вывод: все движется вокруг магической пружины «три карты»,сказочная
троекратность, символичность.


! – «Ты скромен, друг сердечный!
VI. Местоимение.
Группе ребят предлагалось отметить особую роль личных мест в стихах о
любви и дружестве.
а) Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он
!
(Татьяна, говоря с Онегиным, прибегает к местоимению третьего лица,
чтобы подчеркнуть не зависящее от обоих предначертание судьбы0
б) «Печален ты, признайся, что с тобой
­ Люблю, мой друг – «Но кто ж тебя пленила?»
­ Она …
­ … «Кому ж ты жертвуешь душой?»
­ Ах! Ей
Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно …»
­ Не то, мой друг! – «Но что ж?»
­ Я ей не он
.
(Стихотворение называется «Она», подчёркивая пушкинское Софийное
почитание священного женского начала. Вывод героя звучит и как строгая
самооценка, и как благословление с бескорыстными пушкинским нотками:
«Как дай вам бог любимой быть другим»)
в) Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвись, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила
Пред ней задумчиво стою
Свести, очей с нее нет силы:
И говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
(Это стихотворение так и называется ­ «Ты и вы», эти местоимения
становятся смысловой антитезой, между ними пропасть от светских
условностей до родства душ. Вспомним, как путается в этих местоимениях
влюблённая Татьяна Ларина: «… Я к вам пишу. … То воля неба: Я твоя …»)
VII. Служебные части речи.
В пушкинских текстах всякое слово значимо и экспрессивно.
4

Последняя группа рассматривала функции союза «но» в пушкинских
текстах:
а) … Злое на меня уныние находит
Хоть плюнуть да бежать …
Но как же любо мне
Осеннею порою, в вечерней тишине …
б) Но не хочу, о других, умирать;
Я жить хочу, что мыслить и страдать …
(Вывод: «но» – выразитель жизнеутверждающего пафоса)
VIII. Работа по карточкам.
Ребята получают карточки с пушкинскими текстами и выполняют морф
оологический анализ, устанавливают количественное соотношение частей
речи, роль частей речи, тип речи и особенности стилистики пушкинского
«златочеканного» слога.
5

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки(уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики. . . (Н. В. Гоголь)

Итого: Роль выразительных средств морфологии и словообразования в тексте Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются: - для усиления образности и изобразительности текста - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); - для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; И не только!

Морфологические средства выразительности можно встретить в уже изученных нами хокку Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега. . . И вдруг- глициний цветы! Пусть намокло платье мое, О цветущие персики Фусими, Сыпьте, сыпьте капли дождя!

Из стихотворения А. С. Пушкина « 19 октября» Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте!

В сказке о золотом петушке Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

№ 1 Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие морфологические средства выразительности вы нашли в данном произведении? Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

№ 2 Прочитайте отрывок из стихотворения Саути Роберта Лодорский водопад. Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? Какой художественный эффект достигается этим? Почему стихотворение записано лесенкой? Какие звуки в нем преобладают?

№ 3 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом? Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа? Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается". А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в описании пейзажа и душевного состояния?

№ 4 Определите выразительную роль приставки раз- (рас) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Расстояние: версты, мили. . . Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали. . . Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий. . . Не рассорили - рассорили, Расслоили. . . Стена да ров. Расселили нас, как орлов - Заговорщиков: версты, дали. . . Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март? ! Разбили нас - как колоду карт!

Литература http: //rvb. ru/pushkin/01 text/03 fables/01 fables/ 0801. htm Сборник стихов А. С. Пушкин Сборник стихов

Морфологические средства языковой выразительности

Мы привыкли считать, что выразительность речи связана с использованием средств языковой выразительности – эпитетов, метафор, олицетворений, гипербол, анафор и других. Но все же речевой опыт подсказывает, что это понятие более широкое и глубокое. На наше сознание воздействует новизна темы, информативность и доказательность содержания, логичность речи. Н. Б. Головин даёт такое определение: « Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система. В системе языка важная роль отводится морфологии и морфологическим средствам языка. Имена существительные называют предметы, качества, действия, без имен существительных невозможно понять предмет разговора. Имена прилагательные называют признаки предмета, без них невозможно создать описание. Глагол и его формы передают движение, перемещение. Глагол способен передавать огромное количество смысловых оттенков и делает речь компактной. Глагол способен управлять именами существительными, он способен образовывать ряд последовательно зависящих слов и конструкций, что Потебня называл «синтаксической перспективой. Глагол передаёт видовые и залоговые оттенки. у Существительных особенно у отглагольных, таких возможностей нет. отглагольные существительные придают тексту неопределенность действующего лица, создаёт ощущение недосказанности, умолчания. Глагол связан с реальным лицом, поэтому он может оказаться грубым и неуместным для передачи тонких чувств поэтической речи. Наречие говорит о месте, времени, образе, причине, цели, условиях действия. Есть своя выразительность и у служебных частей речи: частицы, например, помогают создать вопрос, уточнить и усилить значение самостоятельных частей речи, придают отрицание или, наоборот, положительное значение предложению.

Тема урока. Морфологические средства языковой выразительности.

Цель: рассмотрение возможности морфологии как средства выразительности речи.

Задачи:

1. Рассмотреть имя существительное и имя прилагательное как выразительные средства языка

2. Изучить выразительные возможности глагола

3. Исследовать выразительные возможности глагольных частей речи.

4. Рассмотреть словообразовательные возможности русского языка с точки зрения выразительности речи.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Технология: проблемное обучение

Оборудование: распечатки текстов и стихотворений,

Время: 90 мин.

Класс (возраст учащихся): 1 курс (10-11 класс)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний. (Повторить понятие выразительность речи, лексические средства выразительности)

Какой раздел курса русского мы начинаем изучать? (морфология)

Что изучает морфология? (части речи)

Зачем нужны в нашем языке части речи, что они дают нашей речи? (учащиеся предполагают)

Вот мы и коснулись проблемы урока: какие возможности открывают части речи нашему языку, нам говорящим на этом языке, какие возможности выразительности скрыты в частях речи.

Догадались, какая тема урока сегодня. Сформулируйте её. (Морфологические средства выразительности.)

Постарайтесь сформулировать цели урока.

Сформулируйте задачи урока.

Скажите, тема выразительности речи новая для нас?

Что мы изучили? (что такое выразительность речи, фонетические и лексические средства выразительности)

Напишите маленькое эссе, из которого было бы понятно, что такое выразительность, какую роль играют лексические и фонетические средства выразительности. (можно составить синквейн)

Проверяем ваши работы. (спрашиваю 2-4 учащихся)

Оцениваем работы, дополняем.

  1. Изучение новой темы.

Итак, мы должны определить, в чем заключается выразительность частей речи. Но об этом мы скажем после исследования текстов, стихотворных и прозаических

Как вы думаете, с каких частей речи мы начнем разговор о морфологических средствах выразительности.

1)- Имени существительного и имени прилагательного.

Перед вами стихотворение в нем пропущены слова одной части речи. Прочитайте стихотворение. Какой части речи здесь не хватает?

Как же выглядит текст без имен существительных? Что дают нам имена существительные? (без существительных мы не знаем о ком идет речь, где происходит действие, какие чувства испытывает герой, в тексте нет тех предметов, которые нам помогают представить мир)

Ваша задача: вписать в текст стихотворения имена существительные.

Проверяем, что получилось? Объясняем, почему взяли именно эти существительные.

Узнали стихотворение?

А теперь сравним текст И. А. Бунина и наши варианты.

А теперь заполняем таблицу, которая лежит на ваших столах и отвечаем на вопросы: что такое существительное, его грамматические признаки и синтаксическая роль. Эту таблицу вы вклеите в ваши тетради.

Определите, грамматические признаки существительных (работают 10 минут), (существительные неодушевленные, нарицательные, мужского и женского рода, все, кроме сущ. палатам употреблены в единственном числе, в И., Д., Т., П., падежах)

О чем нам говорят существительные песок -как шелк, ствол-гигант?

(весь лес мы видим глазами ребенка, ему все кажется большим)

Какие еще признаки детского взгляда есть в стихотворении? (существительные свет, солнце, лето, которые говорят о радостном восприятии жизни).

Какую выразительность несут грамматические категории имени существительного?

(они помогают узнать род предмета и их число, помогают точнее оценить лирического героя и его чувства и понять обстановку, в которой происходит действие)

Обратимся к именам прилагательным в этом стихотворении. Закрасьте их желтым цветом и прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось? (текст потерял свою образность, красочность, стал тусклым, а где-то потерялся и смысл).

Вспомним определение и грамматические признаки имени прилагательного, запишем их в таблицу.

Определим эти признаки у прилагательных в стихотворении Бунина.

(поэт использует качественные и относительные прилагательные в полной и краткой форме, в качестве определений и сказуемых, использует прилагательные в сравнительной степени; все прилагательные подтверждают состояние героя: он – ребёнок, гуляет летом в бору, радуется солнцу и теплу, сосновому аромату).

Сделаем вывод о выразительных возможностях имен прилагательных.

Какая часть речи подтверждает наши догадки о том, что лирический герой стихотворения ребенок.

(имя числительное)

С какой же целью мы используем в речи имена числительные?

(говорят о возрасте героя, о времени действия, о расстоянии и т.д.)

Какие местоимения вы нашли в тексте? (мне, вся)

Почему так мало местоимений?

(они не нужны, так как есть глагол чувствую, который и говорит о 1-м лице, но местоимение я автор не использует)

2) Как вы думаете, в чем заключается выразительность глагола?

(передает движения, действия, чувства, их изменения).

Дадим определение глаголу, укажем на его синтаксическую роль и морфологические признаки.

а) Прочитайте отрывок из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого. Какие чувства испытывает Наташа, как они изменяются в её душе? Выпишите глаголы чувств и глаголы движения. Определите их грамматические характеристики. (диалектика души). Использует глаголы разных времен, это даёт возможность путешествовать с героями на машине времени: узнать о прошлом, вместе с героями стать участниками настоящих современных событий и заглянуть в будущее)

б) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Силентиум», обратите внимание на глаголы. Что заметили? (использует глаголы повелительного наклонении, которые заставляют нас остановиться и все действия применить к себе, понаблюдать за собой)

в) Читаем стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака. какая часть речи в этом тексте останавливает наше внимание? (причастие) Дайте ему определение и скажите, с какой целью использует поэт эту часть речи? Определите залог причастий, падеж, род, число.

г) Вспомним, что обозначает деепричастие. Запишите в таблицу грамматическую характеристику деепричастия. Прочитайте стихотворение И. Северянина «Последняя любовь», назовите деепричастия, определите, какую роль они играют в стихотворении.

Сделаем вывод о роли причастия и деепричастия

3) Какие же словообразовательные элементы влияют на выразительность частей речи и, следовательно, на весь текст?

Прочитайте текст.

Вот на бугорке мал еньк ая рощ иц а. Перепрыгиваю через овраж ек и подхожу ближе. На вет очк ах берёз вижу зелен оват ый клейкий пуш ок - будущий лист очек . Как тих оньк о теплый ветер ок раскачивает еще бледн оват ые сереж к и. А вон и пушистая сос енк а! Как её сем ечк о залетело в берёзовую рощу? Смотрю на пышную красавицу и лишь удивляюсь. На нижних ветвях лежат коричн еват ые прошлогодние лист ик и. Неужели вижу сразу два времени года - осень и весну?

Анализируем текст. Определите тему, проблему, идею. О каком времени весны идет речь? (ранняя, конец апреля- начало мая) Докажите это. Какое настроение звучит в тексте? Как автор относится к этой поре? Какие словообразовательные элементы он использует? (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы неполной оценки качества).

Какие части речи помогают создать атмосферу любования ранней весной? (глаголы настоящего времени 1-го лица и частицы).

4. Рефлексия.

Сделайте выводы об особенностях выразительности частей речи.

О какой знаменательной части речи мы не говорили? (наречии)

5 . Домашнее задание .

  1. Записать определение и грамматическую характеристику наречия в таблицу.
  2. Определить роль наречия как морфологического средства выразительности.
  3. Анализ наречий с точки зрения их выразительности в стихотворении А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Литература

  1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи/ Учебник для студ. СПУЗ.- 5-е изд., - М.:Академия, 2017 г.
  2. Розенталь Д,Э. А как лучше сказать/ Книга для учащихся старших классов средней школы.- 2-е изд., -М.:Просвещение, 1988 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.