При оздоровительной тренировке в целях повышения функциональных возможностей. Основы оздоровительной тренировки


^ Тесты:

1. Белки представляют собой:

а) неорганические соединения, влияющие на обмен веществ;

б) высококалорийный запасной источник энергии;

+ в) основу структурных элементов клеток и тканей.
2. Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:

б) быстрота;

+ в) выносливость.
3. Высокий уровень здоровья характеризуется:

+ а) оптимальным функционированием жизнеобеспечивающих систем организма при их максимальных резервах;

б) отсутствием дефектов развития;

в) отсутствием заболеваний.
4. К составляющим здорового образа жизни относят:

а) выбор профессии;

+ б) психогигиену;

в) спортивную подготовку.
5. Профилактике умственного и физического переутомления способствуют:

+ а) полноценный сон;

в) курение.
6. Здоровье человека на 50% зависит от:

а) наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям;

+ б) образа жизни;

в) уровня двигательной активности.
7. В концепцию здоровья человека входит здоровье:

+ а) психическое;

б) экологическое;

в) общественное.
8. Принципы рационального питания:

а) соблюдение правил хранения продуктов;

б) ритмичность приема пищи;

+ в) сбалансированность основных пищевых веществ.
9. Полноценные белки содержатся:

а) в макаронах;

+ б) в рыбе;

в) в моркови.
10. К наиболее богатым аминокислотами растительным продуктам относятся:

+ а) бобовые; картофель;

б) подсолнечное масло;

в) фрукты.
11. Жиры необходимы человеку, так как они:

а) сразу же используются для работы и в восстановительных реакциях;

+ б) участвуют в процессе терморегуляции;

в) играет важнейшую роль в усвоении и продвижении пищи по пищеварительному тракту.
12. Пищевыми источниками углеводов являются:

а) говядина;

б) сливочное масло;

+ в) финики.
13. Углеводы выполняют следующую функцию в организме:

а) регулируют кислотно-щелочное равновесие;

+ б) являются основным источником энергии;

в) защитную.
14. Минеральные вещества – это:

+ а) неорганические соединения, которые принимают активное участие во всех физиологических процессах;

б) специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью;

в) соединения необходимые для образования витаминов.
15. Основным признаком здоровья является:

а) отсутствие дефектов развития;

б) отсутствие заболеваний;

+ в) хорошая приспособляемость (адаптация) организма к внешним условиям.
16. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) уровень развития физических качеств;

б) эффективность деятельности;

+ в) часы повышенной индивидуальной работоспособности.
17. Критерием эффективности ЗОЖ является:

а) одобрение окружающих;

+ б) увеличение «количества здоровья»;

в) выполнение норм, правил и требований личной и общественной гигиены.
18. К последствиям курения относят:

+ а) увеличение частоты сердечных сокращений в покое;

б) увеличение объема мышечных волокон;

в) повышение кислородной емкости крови.
19. Суть теории моторно-висцеральных рефлексов, заключается в том, что:

+ а) существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами;

б) умственный труд является одним из факторов, повышающих нервно-эмоциональное напряжение;

в) интенсивная физическая тренировка повышает умственную работоспособность.

20. Какой показатель, используют при оценке функционирования дыхательной системы?:

+ а) жизненный показатель;

б) артериальное давление;

в) ЭКГ.
21. Опасность возникновения умственного переутомления связана:

+ а) со способностью ЦНС длительное время работать с перегрузкой;

б) с отсутствием ощущения усталости;

в) с систематическим выполнением работы на фоне недовосстановления.
22. К признакам здоровья относят:

+ а) устойчивость к действию повреждающих факторов;

б) отсутствие резервных возможностей организма;

+ в) отсутствие заболеваний.
23. Табачный дым содержит более 300 вредных веществ,среди них:

а) липиды;

+ б) аммиак;

+ в) синильная кислота.
24. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:

а) физические качества;

+ б) часы повышенной работоспособности;

в) характер и условия деятельности.

^ Тесты:

1. Учебный труд студентов характеризуется:

а) невысоким нервно-эмоциональным напряжением;

б) незначительной статической нагрузкой на позвоночник;

+ в) гиподинамией.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется с целью:

а) развития физических качеств;

+ б) «врабатывания» в трудовой (учебный) день;

в) формирования двигательных умений и навыков.
3. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы?

а) физкультурную паузу;

+ б) тренировочные занятия в свободное время;

в) утреннюю гигиеническую гимнастику.
4. Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих ЧСС для лиц студенческого

возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:

а) 90 уд/мин;

б) 100-110уд/мин;

+ в) 130-150уд/мин.
5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:

а) участие в спортивных соревнованиях;

б) занятия играми, единоборствами;

+ в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.
6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?

а) жесткая;

б) облегченная;

+ в) оптимальная.
7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?

+ а) медленный бег;

б) спортивная ходьба;

в) упражнения на ловкость.
8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип доступности и индивидуализации;

+ в) принцип систематичности и последовательности.
9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:

а) повышения спортивного мастерства;

+ б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

в) подготовки к профессиональной деятельности.
10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?

а) в подготовительной части;

+ б) в основной части;

в) в заключительной части.
11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:

а) прыжки в воду;

б) атлетическая гимнастика;

+ в) плавание.
12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:

+ а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;

б) развития ловкости и гибкости;

в) повышения уровня физической подготовленности.
13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:

а) 10-12 упражнений;

б) 4-5 упражнений;

в) 14-15 упражнений.
14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:

+ а) переключение на другой вид физических упражнений;

б) обильное питание;

в) участие в соревнованиях.
15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:

+ б) 70-90%;

в) 50-85%.
16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?

а) упражнения, развивающие выносливость;

+ б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;

в) упражнения на равновесие.
17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:

а) разминка;

+ б) утренняя зарядка;

+ в) урок физической культуры.
18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:

+ а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;

б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;

в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?

а) один раз после общеподготовительной части;

+ б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;

в) в начале и середине основной части занятия.
20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?

+ а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;

б) от времени и места занятия;

в) от уровня физической подготовленности.
21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:

+ б) трех;

в) шести.
22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:

+ а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;

+ б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;

в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.
23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:

а) 1 час в неделю;

б) 2-3 часа в неделю;

+ в) 6-8 часов в неделю.
.
Тесты:

1. Задачей ППФП является:

а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;

б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;

в) направленная подготовка к соревнованиям.
2. ППФП это:

а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;

б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:

а) состояние здоровья;

б) уровень физической подготовленности;

в) условия и характер труда.
4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?

а) тренажеры, специальные технические приспособления;

б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

в) альпинизм.
5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:

б) шейпинг, упражнения на координацию;

в) умеренная аэробная нагрузка.
6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:

а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;

б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;

в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.
7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?

а) гибкость;

в) статическая выносливость.
8. Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?

а) сердечно-сосудистая система;

б) зрительный аппарат;

в) органы дыхания.
9. ППФП строится на основе и в единстве с:

а) общей физической подготовкой;

б) специальной подготовкой;

в) подготовкой к труду.
10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к длительной гиподинамии;

б) ловкость;

в) сила.
11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:

б) игровые виды спорта;
12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к гипоксии;

б) устойчивость к гиподинамии;

в) эмоциональная устойчивость.
13. Формой занятий по ППФП могут быть:

а) соревнования по прикладным видам спорта;

б) занятия лечебной гимнастикой;

в) физкультурная минутка.
14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:

а) напряженная работа в условиях дефицита времени;

б) функциональное расширение сосудов головного мозга;

в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.
15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:

а) длительные интенсивные нагрузки;

б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;

в) упражнения на внимание.
16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:

а) закаливания организма;

б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;

в) сочетанием тренировки и закаливания.
17. Основным средством ППФП являются:

а) физические упражнения;

б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.

в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.
18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:

а) индивидуальные особенности личности;

б) географо-климатические условия;

в) режим труда и отдыха.
19. ППФП подразделяется на… этапа:

в) четыре.

20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:

а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;

б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.
21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:

а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,

б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;

в) развитие мышц плечевого пояса и рук.
^ 22. При подборе средств ППФП руководствуются следующими принципами:

а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;

б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;

в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.
23. При подборе прикладных физических упражнений важно:

а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;

б) чтобы физические упражнения были разнообразными;

в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.

- это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсив­ность.

Объем нагрузки определяется количеством выполняемых упражнений, затратами времени на занятия, дистанциями, и др. показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость - чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели - ЧСС и внешние признаки утомления учащихся. Эти показатели отражают величину воздействия физической нагрузки на организм, что позволяет определять и дозировать нагрузку.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему интенсивности, интервалом отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, т. к. ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием. Широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина ЧСС.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их, величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин., т. к. при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин., соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 уд/мин.

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большей интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130 - 160 уд/мин. И большой интенсивности - 161 - 175 уд/мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений



на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. В частности:

§ изменение количества повторений одного и того же упражнения;

§ изменение суммарного количества упражнений;

§ увеличение или уменьшение амплитуды движений;

§ варьирование величин внешних отягощений;

§ выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях;

§ изменение исходных положений;

§ изменение длины дистанций;

§ увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений;

§ варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.).

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:

а) 90 уд/мин;

б) 100-110уд/мин;

+ в) 130-150уд/мин.

5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:

а) участие в спортивных соревнованиях;

б) занятия играми, единоборствами;

+ в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.

6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?

а) жесткая;

б) облегченная;

+ в) оптимальная.

7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?

+ а) медленный бег;

б) спортивная ходьба;

в) упражнения на ловкость.

8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?

а) принцип сознательности и активности;

б) принцип доступности и индивидуализации;

+ в) принцип систематичности и последовательности.

9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:

а) повышения спортивного мастерства;

+ б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;

в) подготовки к профессиональной деятельности.

10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?

а) в подготовительной части;

+ б) в основной части;

в) в заключительной части.

11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:

а) прыжки в воду;

б) атлетическая гимнастика;

+ в) плавание.

12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:

+ а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;

б) развития ловкости и гибкости;

в) повышения уровня физической подготовленности.

13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:

а) 10-12 упражнений;

б) 4-5 упражнений;

в) 14-15 упражнений.

14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:

+ а) переключение на другой вид физических упражнений;

б) обильное питание;

в) участие в соревнованиях.

15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:

+ б) 70-90%;

16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?

а) упражнения, развивающие выносливость;

+ б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;

в) упражнения на равновесие.

17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:

а) разминка;

+ б) утренняя зарядка;

+ в) урок физической культуры.

18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:

+ а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;

б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;

в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.

19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?

а) один раз после общеподготовительной части;

+ б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;

в) в начале и середине основной части занятия.

20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?

+ а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;

б) от времени и места занятия;

в) от уровня физической подготовленности.

21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:

+ б) трех;

22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:

+ а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;

+ б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;

в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.

23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:

а) 1 час в неделю;

б) 2-3 часа в неделю;

+ в) 6-8 часов в неделю.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение ППФП.

2. Определите цели и задачи ППФП.

3. Что такое прикладные знания?

4. Перечислите основные факторы, определяющие содержание ППФП.

5. Перечислите основные средства ППФП, в чем заключается методика подбора средств ППФП?

6. При каком условии отдельные виды спорта можно считать профессионально-прикладными?

7. Расскажите об особенностях ППФП специалистов сферы экономики.

Тесты:

1. Задачей ППФП является:

а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;

б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;

в) направленная подготовка к соревнованиям.

2. ППФП это:

а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;

б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;

в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.

3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:

а) состояние здоровья;

б) уровень физической подготовленности;

в) условия и характер труда.

4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?

а) тренажеры, специальные технические приспособления;

б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

в) альпинизм.

5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:

б) шейпинг, упражнения на координацию;

6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:

а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;

б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;

в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.

7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?

а) гибкость;

в) статическая выносливость.

8. Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?

а) сердечно-сосудистая система;

б) зрительный аппарат;

в) органы дыхания.

9. ППФП строится на основе и в единстве с:

а) общей физической подготовкой;

б) специальной подготовкой;

в) подготовкой к труду.

10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к длительной гиподинамии;

б) ловкость;

11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:

б) игровые виды спорта;

12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?

а) устойчивость к гипоксии;

б) устойчивость к гиподинамии;

в) эмоциональная устойчивость.

13. Формой занятий по ППФП могут быть:

а) соревнования по прикладным видам спорта;

б) занятия лечебной гимнастикой;

в) физкультурная минутка.

14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:

а) напряженная работа в условиях дефицита времени;

б) функциональное расширение сосудов головного мозга;

в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.

15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:

а) длительные интенсивные нагрузки;

б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;

в) упражнения на внимание.

16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:

а) закаливания организма;

б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;

в) сочетанием тренировки и закаливания.

17. Основным средством ППФП являются:

а) физические упражнения;

б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.

в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.

18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:

а) индивидуальные особенности личности;

б) географо-климатические условия;

в) режим труда и отдыха.

19. ППФП подразделяется на… этапа:

в) четыре.

20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:

а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;

б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;

в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.

21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:

а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,

б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;

в) развитие мышц плечевого пояса и рук.

22. При подборе средств ППФП руководствуются следующими принципами:

а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;

б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;

в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.

23. При подборе прикладных физических упражнений важно:

а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;

б) чтобы физические упражнения были разнообразными;

в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.

Вопросы для проведения итогового контроля:

1. Физическая культура как часть общей культуры общества и личности.

2. Формы физической культуры.

3. Спорт – как явление культурной жизни общества.

4. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе.

5. Средства физического воспитания.

6. Соотношение понятий:

− «физическая культура» и «физическое воспитание»;

− «физическое развитие» и «физическая подготовка»;

− «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»;

− «физическая культура» и «спорт».

7. Физическая культура в структуре профессионального образования.

8. Социальные функции спорта.

9. Основы организации физического воспитания в вузе.

10. Цель физического воспитания в современном обществе.

11. Единство организма человека с окружающей средой.

12. Кровь. Ее состав и функции.

13. Система кровообращения. Ее основные составляющие.

14. Сердце как главный орган кровеносной системы.

15. Воздействие физической тренировки на кровь и кровеносную систему.

16. Строение дыхательной системы человека.

17. Основные показатели работоспособности органов дыхания.

18. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

19. Воздействие систематических занятий физической культурой на опорно-двигательный аппарат.

20. Центральная и периферическая нервная система. Основные нервные процессы.

21. Понятие о гуморальной регуляции организма.

22. Понятие об утомлении при физической и умственной

деятельности.

23. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

24. Представление об обмене веществ и энергии.

25. Методические принципы физического воспитания и их реализация в процессе занятий физическими упражнениями.

26. Характеристика методов физического воспитания.

27. Обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий).

28. Средства и методы воспитания силы.

29. Средства и методы воспитания гибкости.

30. Средства и методы воспитания координационных способностей.

31. Средства и методы воспитания быстроты.

32. Средства и методы воспитания выносливости.

33. Типы выносливости.

34. Интегральные внешние показатели выносливости в практике физического воспитания.

35. Общая выносливость. «Перенос» выносливости.

36. Виды специальной выносливости.

37. Аэробный и анаэробный механизмы превращения энергии.

38. Общая физическая подготовка, её цели и задачи.

39. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи.

40. В чем заключается отличие понятий «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»?

41. Врачебный контроль как обязательное мероприятие при проведении занятий физическими упражнениями и спортом.

42. Самоконтроль, его объективные и субъективные показатели.

43. Что такое функциональное состояние организма?

44. Самоконтроль за физической и функциональной подготовленностью.

45. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля.

46. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.

47. Какие измерения необходимо провести для суждения о физическом развитии?

48. Для каких целей применяются функциональные пробы?

49. Отрицательные реакции организма при занятиях физическими упражнениями и их профилактика.

50. Каковы особенности врачебного контроля за женщинами занимающимися физическими упражнениями и спортом?

51. Проблемы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса.

52. Понятие «здоровье», его содержание.

53. Образ жизни человека и его влияние на здоровье.

54. Здоровый образ жизни. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.

55. Физическое самосовершенствование – условие здорового образа жизни.

56. Понятие «уровень здоровья».

57. Как можно оценить уровень физического здоровья?

58. Критерии эффективности ЗОЖ.

59. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.

60. Основные формы самостоятельных занятий.

61. Взаимосвязь содержания и формы занятий физическими упражнениями.

62. Особенности самостоятельных занятий избранными системами физических упражнений или видами спорта.

63. Рациональное сочетание учебного труда и занятий физическими упражнениями и спортом.

64. Основные направления оптимизации трудовой деятельности средствами физического воспитания.

65. Структура тренировочного занятия. Характеристика частей занятия.

66. Принципы дозирования нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки

67. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. При-

знаки чрезмерной нагрузки.

68. Гигиена самостоятельных занятий.

69. Почему физический труд может быть только дополнительным средством укрепления организма человека?

70. Что такое профессионально-физическая подготовка?

71. Определите цели и задачи ППФП.

72. Что такое прикладные знания?

73. Дайте определение прикладным двигательным умениям и навыкам.

74. Что такое прикладные психофизические качества?

75. Дайте определение прикладным специальным качествам.

76. Перечислите основные факторы, определяющие содержание ППФП.

77. Перечислите основные средства ППФП, в чем заключается методика подбора средств ППФП?

78. При каком условии отдельные виды спорта можно считать профессионально-прикладными?

79. Расскажите об особенностях ППФП специалистов сферы экономики.

1

Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно. Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

физическое развитие

сердечно-сосудистая система

студенты

спортсмены

1. Абзалов Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: дис. ... канд. биол. наук. – Казань, 1971. – 168 с.

2. Вафина Э.З. Регуляция насосной функции сердца в развивающемся организме в условиях изменения режимов двигательной активности / Э.З. Вафина, Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов, А.С. Никитин, А.А. Гуляков // Бюлл. эксперим. биол. и мед. – 2014. – Т. 157, № 2. – С. 136-138.

3. Гайнуллин А.А., Святова Н.В., Косов А.В. Направленность тренировок гребцов-академистов 13–15 лет в зимний период подготовки // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 890-894.

4. Гурский А.В. О физическом развитии современного студента // Физ. культура: восп., образов., тренир. – 2013. – № 2. – С. 77-79.

5. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. – Л. : Медицина, 1989. – 462 с.

6. Мингазова Д. Сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом / Д. Мингазова, В. Шуравина, А. Макурина, А. Гумеров, Н.В. Святова // Вестник НЦБЖД. – 2010. – № 4. – С. 5-9.

7. Ситдиков Ф.Г. Становление экстракардиальных влияний в онтогенезе // Журнал эволюц. биохим. и физиол. – 1981. – Т. 17, № 6. – С. 569.

8. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С. 524-528.

Поддержание высокого уровня состояния здоровья и функционального состояния человека, а также их повышение невозможно без определенной степени физической активности, что определяет обязательность и необходимость широкого и всестороннего использования средств физической культуры и спорта, которые должны стать неотъемлемой частью жизни человека независимо от пола, возраста и состояния здоровья.

Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Если степень физической нагрузки меньше возможностей человека, ее выполняющего, т.е. когда она недостаточна, создается состояние гиподинамии .

Исследования в области физического развития имеют особое значение, так как позволяют раскрыть основные закономерности индивидуального развития, а также определить функциональные возможности организма . В качестве индикатора общего состояния организма и деятельности его адаптационных механизмов целесообразно использовать сердечно-сосудистую систему. Изучая процессы регуляции сердца, можно получить важную информацию всего аппарата управления в целом организме .

Легкая атлетика и гребля относятся к циклическим видам спорта, они имеют ряд общих черт как в отношении движений, так и в отношении энергозатрат. Циклические виды спорта, как правило, включают в оздоровительные программы с целью профилактики ряда заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также с лечебной целью. Общность циклических движений заключается в том, что все фазы движений, существующие в одном цикле, присутствуют и в остальных, причем в той же последовательности. Циклы друг от друга неотделимы. Роль физиологической основы циклических движений выполняет ритмический двигательный цепной рефлекс, имеющий безусловнорефлекторное происхождение и поддерживаемый автоматически. Значительная часть циклических движений представляет собой естественные локомоции или базируется на них . Бег - основное и наиболее эффективное физическое упражнение для тренировки кардиореспираторной системы. Греблей можно заниматься в любом возрасте, она относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха. Гребля способствует развитию скелетных мышц, особенно мышц спины, верхнего плечевого пояса, мышц живота и нижних конечностей, т.е. крупных мышечных массивов. Дыхательная мускулатура у гребцов хорошо развита. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) может достигать 6 литров и более у мужчин, и 4 литров и более у женщин .

Целью исследования явилось изучение физического развития, состояния и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить физическое развитие спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 2. Провести сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 3. Исследовать состояние сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 4. Провести сравнительный анализ состояния сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 5. Выявить особенности реакции сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, в ответ на функциональную пробу.

Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные о физическом развитии и особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Результаты исследования представляют интерес как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва». В исследованиях принимали участие спортсмены 17-19-летнего возраста, имеющие квалификацию кандидата в мастера спорта, I и II разряды, занимающиеся академической греблей (n=6), легкой атлетикой (n=8) и боксом (n=8), а также их сверстники, не занимающиеся спортом (n=12). Для изучения физического развития использовали общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, окружности грудной клетки (ОГК); физиометрических показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы сжатия правой и левой кисти. Значения параметров, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы, регистрировали с помощью реографического комплекса «Рео-Спектр», для изучения параметров АД применяли метод Короткова с использованием тонометра Omron M4n.

По результатам наших исследований достоверные отличия в значениях длины тела у юношей 17-18-летнего возраста были выявлены только у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, длина тела у юношей, занимающихся академической греблей, составила 180±2,62 см, у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 186±1,99 см (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 176±2,92 см, тогда как у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 177±2,02 см.

В значениях массы тела нами также были выявлены достоверные отличия только в группе спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, масса тела у спортсменов составила: у юношей, занимающихся академической греблей, 71±2,12 кг, у юношей, занимающихся легкой атлетикой, 74±2,32 кг (р<0,05), у юношей, занимающихся боксом, 64±4,1 кг, а у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 66±2,27 кг.

Нами были выявлены достоверно высокие значения окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и боксом. Так, у юношей, занимающихся академической греблей, ОГК составила 90±1,47 см, ЖЕЛ - 4,05±0,23 л. У спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ОГК составила 96±1,53 см (р<0,01), ЖЕЛ - 5,15±0,17 л (р<0,001). У юношей, занимающихся боксом, ОГК составила 93±1,74 см (р<0,05), ЖЕЛ - 4,66±0,36 л (р<0,05). Тогда как у юношей, не занимающихся спортом, ОГК составила 88±1,76 см, а ЖЕЛ - 3,87±0,1 л.

Сравнивая величины мышечной силы правой и левой руки у юношей 17-18-летнего возраста с разным уровнем двигательной активности, видим, что они имеют достоверно высокие отличия у спортсменов, занимающихся академической греблей и боксом.

Так, мышечная сила правой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 51,5±1,65 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 61,5±3,03 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 64,33±1,58 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 58,5±3,9 кг. Мышечная сила левой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 46,8±2,08 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 57,67±2,7 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 61,67±1,33 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 53±3,07 кг.

Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуют на все системы организма.

По результатам наших исследований были выявлены достоверные отличия в значениях ЧСС; так, данный параметр у юношей, не занимающихся спортом, составил 81±3,5 уд/мин, у спортсменов он был достоверно ниже: у занимающихся легкой атлетикой равнялся 56±1,94 уд/мин (р<0,001), у студентов-боксеров он составил 69±1,42 уд/мин (р<0,01). Показатели артериального давления у юношей, не занимающихся спортом, и юношей-спортсменов практически не отличались (табл.).

Показатели сердечно-сосудистой системы юношей 17-19 лет

Контингент

(мм рт. ст.)

(мм рт. ст.)

Юноши, не занимающиеся спортом

Юноши, занимающиеся академической греблей

Юноши, занимающиеся легкой атлетикой

Юноши, занимающиеся боксом

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 - достоверность указана по отношению к юношам, не занимающимся спортом

В наших исследованиях выявлены достоверные отличия в значениях УОК у юношей с разными физическими нагрузками, так они составили у нетренированных 46±2,63 мл, у спортсменов, занимающихся академической греблей - 65±4,6 мл (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 37,37±2,63 мл (р<0,05). Тогда как значения МОК у нетренированных юношей и спортсменов отличались достоверно во всех изученных видах спорта (табл. 1).

При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно.

Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

В состоянии покоя у тренированных спортсменов наблюдается более низкая частота сердечных сокращений. При выполнении студентами функциональной пробы были выявлены следующие отличительные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: так, ЧСС у студентов, не занимающихся спортом, увеличивалась на 33%, с 81±3,5 до 108±6,27 уд/мин (р<0,001), тогда как у студентов - спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ЧСС возрастала лишь на 10%, с 58±1,94 до 64±1,94 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся боксом - на 6%, с 69±1,42 до 73±0,92 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся академической греблей - на 4%, с 73±4,08 до 76±3,76 уд/мин.

Рис. 1. Динамика ЧСС у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

На 3-й минуте восстановительного периода ЧСС у нетренированных студентов составила 84±3,28 уд/мин, что на 4% выше исходного уровня, и к 5-й минуте практически не изменялась, т.е. в течение пяти минут восстановления ЧСС не происходило. Тогда как у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, уже на 3-й минуте наблюдалось снижение ЧСС до 55±1,13 уд/мин, что на 5% ниже исходных показателей; у спортсменов, занимающихся академической греблей, наблюдалась подобная тенденция. Тогда как у спортсменов, занимающихся боксом, на 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось дальнейшее увеличение ЧСС до 77±1,6 уд/мин (р<0,01), что было на 11% выше исходных значений, и лишь к 5-й минуте происходило снижение значений ЧСС до 73±1,6 уд/мин (рис. 1).

Изменение АДс в ответ на дозированную физическую нагрузку было незначительно и имело однонаправленный характер в трех группах студентов; так, АДс у юношей, не занимающихся спортом, недостоверно увеличивалось с 121±4,64 до 128±4,41 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - с 120±1,89 до 125±3,1 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся академической греблей - с 125±5,56 до 127±7,01 мм рт. ст. К 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось снижение АДс и в течение пяти минут практически не изменялось (рис. 2). У студентов, занимающихся боксом, наблюдалась несколько иная картина. Так, в течение пяти минут наблюдений после выполнения функциональной пробы у них происходило плавное повышение АДс, и к 5-й минуте оно составило 120±0,01 мм рт. ст. (р<0,05), что было на 4% выше исходных значений (рис. 2).

Рис. 2. Динамика АДс у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

Реакция АДд в ответ на физическую нагрузку имела разнонаправленный характер во всех группах исследованных студентов. У студентов, не занимающихся спортом, величина АДд снижалась на 11%, с 75±2,57 до 67±3,91 мм рт. ст. (р<0,05) и далее в течение 5 минут восстановительного периода практически не изменялась и оставалась достоверно ниже исходных значений (68±1,54 мм рт. ст.) (р<0,05). У студентов-легкоатлетов АДд увеличивалось на 9%, с 74±1,83 до 81±2,42 мм рт. ст. (р<0,05), и далее в течение 5 минут восстановительного периода наблюдалось плавное восстановление значений АДд до исходного уровня (75±1,89 мм рт. ст.). У студентов, занимающихся академической греблей, наблюдалось постепенное снижение АДд с 64±5,1 до 59±3,38 мм рт. ст., и к 5-й минуте оно на 8% было ниже исходных значений. У студентов, занимающихся боксом, АДд в ответ на выполнение физической нагрузки практически не изменялось (рис. 3).

Рис. 3. Динамика АДд у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

Результаты наших исследований выявляют тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуя практически на все системы и органы.

Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы. Увеличение частоты сердечных сокращений и сократительной способности сердца - естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Физическая нагрузка требует повышенного притока кислорода и питательных веществ к мышцам, это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. При регулярном выполнении физических упражнений возрастает способность сердечно-сосудистой системы доставлять кислород и питательные вещества к работающим мышцам.

Библиографическая ссылка

Святова Н.В., Гайнуллин А.А., Бикулова Л.Э., Гилязов А.Ф. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕЖИМОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25723 (дата обращения: 14.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния организма до необходимого уровня (до 90-100% от должных величин максимального потребления кислорода в соответствующем возрасте), называется оздоровительной тренировкой (за рубежом - кондиционной тренировкой). Оздоровительная тренировка значительно отличается от спортивной.

Если задачей первой является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье, то второй - достижение максимального результата в избранном виде спорта.

Важнейшими целями оздоровительной тренировки являются профилактика сердечнососудистых заболеваний, укрепление иммунитета, повышение уровня физического состояния. Все это обусловливает особенности оздоровительной тренировки и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке так же, как и спортивной, различают следующие основные компоненты нагрузки, которые определяют ее эффективность: тип нагрузки, величина нагрузки, продолжительность и интенсивность нагрузки, периодичность занятий и продолжительность интервалов отдыха.

Тип нагрузки. Под типом нагрузки понимается вид упражнений и характер мышечной деятельности. Характер действия на организм физической тренировки зависит прежде всего от вида упражнений и структуры двигательного акта.

Как было показано выше, оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний обладают лишь циклические упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей организма и общей выносливости. Причем, структура этих упражнений должна быть относительно простой и доступной большинству занимающихся.

Величина нагрузки. Величина физической нагрузки определяется по функциональным сдвигам в организме, которые она вызывает, по продолжительности периода восстановления после данной нагрузки. По величине различают нагрузки пороговые, оптимальные и чрезмерные.

Пороговой следует считать наименьшую по продолжительности и интенсивности нагрузку, которая вызывает минимальный оздоровительный эффект и обеспечивает быстрое (меньше суток) восстановление. Пороговая нагрузка должна обеспечивать возмещение недостающих энерготрат, снижать факторы риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и повышать резервные возможности организма занимающегося.

С точки зрения возмещения недостающих энерготрат пороговой следует считать такую, которая обеспечивает расход энергии не менее 2000 ккал в неделю для мужчин и не менее 1800 ккал для женщин. Приведенные значения являются средними для людей среднего возраста, для молодых людей эти значения должны быть больше.

Такой расход энергии обеспечивает работа в аэробном режиме продолжительностью около 3 часов. Повышение функциональных возможностей у неподготовленных в физическом отношении людей наблюдается уже при недельном объеме всего в 1,5 часа подобной тренировки. Американские и японские ученые наблюдали повышение величин максимального потребления кислорода на 14% после 12-недельной тренировочной программы, которая состояла из аналогичных занятий.

Уменьшение основных факторов риска заболеваний сердечнососудистой системы также наблюдается при тренировке не менее 1,5 часов в неделю. Нормализация липидного обмена по всем показателям отмечается при нагрузке более 2 часов в неделю.

Таким образом, минимальной (пороговой) нагрузкой для начинающий и недостаточно физически подготовленных людей следует считать три занятия в неделю по 30 минут (например, 3 раза по 5 км бега).

Оптимальные нагрузки - это нагрузки, дающие максимально возможный оздоровительный эффект для данного человека. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху - уровнем чрезмерных нагрузок.

Оптимальные нагрузки для физически подготовленных людей соответствуют 3-4 занятиям в неделю по 40-60 минут. Для людей с невысоким уровнем физической подготовленности оптимальной нагрузкой следует считать 3-4 занятия в неделю по 30-40 минут.

Чрезмерные нагрузки - это нагрузки, превышающие функциональные возможности организма, которые приводят к длительному снижению работоспособности и нарушению здоровья. К превышению функциональных возможностей организма могут привести излишне частые, продолжительные или интенсивные физические нагрузки. Чрезмерными могут оказаться и обычные нагрузки, которые выполняются после перенесенных заболеваний или длительных перерывов в занятиях физической культурой.

К снижению функциональных возможностей могут приводить перенесенные заболевания, длительные перерывы в занятиях физической культурой, психоэмоциональные напряжения, напряженная учеба, отдельные факторы внешней среды и т.д. Поэтому при планировании занятий физической культурой необходимо учитывать множество факторов. В противном случае занятия физической культурой способны приводить к нарушению здоровья.

Продолжительность нагрузки. Продолжительность нагрузки в оздоровительной тренировке играет большую роль. Слишком маленькие по продолжительности занятия не приведут к заметным сдвигам в организме и, следовательно, не приведут к росту тренированности и укреплению здоровья. Слишком продолжительные занятия способны вызвать истощение ресурсов организма, снижению физической работоспособности и нарушению здоровья.

Для большинства людей оптимальными по продолжительности следует считать занятия от 30 до 90 минут. Начинающим следует выполнять занятия оздоровительной физкультурой продолжительностью по 30-40 минут. С ростом физической подготовленности продолжительность занятий следует увеличивать, но превышать 1,5 часовой рубеж нецелесообразно даже подготовленным и опытным физкультурникам.

Интенсивность нагрузки. Под интенсивностью нагрузки обычно понимают мощность выполняемой работы. Однако главными критериями при определении интенсивности нагрузки являются величина кислородного запроса и функциональные сдвиги в организме во время выполнения физической работы.

Наиболее обоснованной является дозировка интенсивности нагрузки по величине кислородного запроса в процентах от МПК. Однако определение кислородного запроса и величины максимального потребления кислорода на практике сопряжено со значительными трудностями, так как требует применения сложного и дорогого оборудования. Значительно проще определять интенсивность физической нагрузки по величине частоты сердечных сокращений (ЧСС). Многочисленными исследованиями было установлено, что между величиной кислородного запроса при физической работе и частотой сердечных сокращений существует тесная корреляционная зависимость. Особенно велика эта зависимость в диапазоне ЧСС от 120 до 180 ударов в минуту.

Существует метод определения интенсивности физической работы по величине ЧСС предполагает дозирование нагрузки в процентах от максимально возможной частоты сердечных сокращений в данном возрасте. Максимальная ЧСС определяется по формуле: 220 минус возраст. В этом случае диапазон колебаний

ЧСС во время оздоровительной тренировки целесообразно установить в пределах от 60 до 80% максимально возможной частоты сердечных сокращений. (рис. 3).

Рис.

Таким образом, пороговой величиной физической нагрузки, дающий минимальный оздоровительный эффект, принято считать работу на уровне 60% от максимальной ЧСС в данном возрасте. Тренировка с меньшей интенсивностью малоэффективна, так как в этом случае сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают с незначительным напряжением.

Физическая работа на уровне 80% от максимальной ЧСС в данном возрасте для тренированных людей будет давать наибольший оздоровительный эффект. Тренировка с большей интенсивностью нежелательна.

Периодичность занятий. Оптимальная частота занятий физической культурой для начинающих и недостаточно подготовленных людей - 2 раза в неделю. Более частые занятия у неподготовленных людей могут привести к переутомлению и травмам двигательного аппарата, так как период полного восстановления после занятий у них превышает 48 часов. Для хорошо физически подготовленных людей оптимальной частотой занятий следует считать 3 раза в неделю. Увеличение частоты занятий до 4-5 в неделю недостаточно обосновано, так как не приводит к дополнительному приросту функциональных возможностей. Более того, имеются данные (Е.Г. Мильнер, 1990), что при трех занятиях улучшение функциональных показателей системы кровообращения выражено больше, чем при пяти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.