Церковь богоматери в брюгге. Брюгге

При первой же возможности, после обязательной экскурсионной программы в бельгийском городе Брюгге , мы направились именно сюда, в церковь Богоматери, где находится самая главная достопримечательность этого удивительного города, самого по себе похожего на шкатулку с драгоценностями. Вот внутри одного из главных отделений этой шкатулки мы и оказались…

Церковь Богоматери в Брюгге (или Собор Нотр-Дам) - одно из самых романтических и привлекательных зданий города. Кирпичная башня высотой 122,3 метра была построена между 1250 и 1440 годами. Высокие кирпичные ниши и слепые окна сглаживают ее огромные размеры и делают элегантной. Квадратное основание башни построено на врытых глубоко в землю сваях, а ее восемь контрфорсов поддерживают увенчанный золотой короной 45 метровый шпиль. Это одна из самых высоких башен в городе, вместе с башней собора Спасителя (80 м) и Белфортом (83 м).

Многие из горожан принадлежали к приходу церкви Святого Мартина, поместья Sijsele, находившейся под патронажем собрания каноников голландского города Утрехт, поместье Sijsele находилось слишком далеко, и было принято решение о строительстве новой церкви, которая и стала нынешней Церковью Богоматери. Первая церковь, построенная на месте современной, датируется второй половиной девятого века. Об этом свидетельствует булла папы Григория VII 1075 года, в которой отмечено, что церковь Богоматери 200 лет находилась под управлением собрания каноников Святого Мартина в Брюгге.

Археологические исследования, проведенные в 1979 году, подтвердили существование дома молитв на месте алтаря церкви. Строительство романской церкви с тремя нефами было начато при поддержке графа Фландрии Карла Доброго (1085-1127) примерно в 1100 году. В 1091 году церковь становится соборной, со своим собственным собранием каноников.

По бокам на колоннах вдоль главного прохода нефа стоят двухметровые статуи Двенадцати Апостолов. Женская фигура, сидящая на глобусе великолепной резной кафедры, символизирует веру и возвещает Благую Весть миру.

Церковь является своего рода музеем, в ней собрана великолепная коллекция сакральной живописи (полотна Зегерса (Zegers), де Крайера (de Crayer), ван Оста (van Oost), Э. Квеллина (E. Quellyn)), скульптуры и многочисленные реликвии.

Престиж церкви вырос благодаря приобретению реликвий высоко почитаемых святых . Среди них останки Святого Бонифация, епископа Майнца, убитого вместе со своими спутниками в июне 754 года у фрисландского города Доккум. Церковь Богоматери также получила реликвии двух его товарищей: Хилариуса и Киробальдуса.

Но сюда, в этот Собор мы пришли не для того, чтобы походить и полюбоваться на все эти реликвии, а ради той, равной которой нет нигде в мире…

За мощными стенами церкви Богоматери хранится одна из самых красивых скульптур на земле – знаменитая «Дева Мария с младенцем», созданная великим Микеланджело в 1505 году и ставшая единственной работой автора, покинувшей Италию при жизни творца. Высота мраморной скульптуры 128 см. Необыкновенно красивая женщина, на лице которой читается боль матери. Матери, знающей о том, что её любимому сыну через несколько лет предстоит в страшных муках искупить грехи человечества. Воистину, только гений способен создать столько эмоций на глыбе ледяного мрамора.

Я, вообще очень далёкая от религии и посещающая церкви и соборы как здания и источники вдохновения, была поражена той силой духа, которая исходила от этой скульптуры , казалось, место настолько намолено, что достаточно прикоснуться к ней - и она оживёт, встряхнётся от векового сна, прижмёт к себе покрепче сына…

В 1116 году церковь была повреждена огнем, который опустошил большую часть города.
В 1210-30 гг. на месте старой романской церкви начались работы по строительству новой церкви в стиле ”шельдская готика”.
На протяжении веков церковь многократно достраивалась и перестраивалась.
Шторм 1711 года оторвал крест и водостоки от главной башни.
После Французской революции в 1789 году, здание было выставлено на торги и выкуплено своими собственными прихoжанами.

Вторые по значимости реликвии церкви — два саркофага с великолепными надгробиями последним бургундским правителям из рода Валуа – Карлу Смелому и его дочери Марии, в правлении которой Брюгге достиг пика своего величия. Пышная чеканная бронза генеалогического древа, гербы, узоры на черном мраморе, сами фигуры, лежащие в нарочито традиционных позах готических надгробных скульптур, - это внушает пиетет и погружает в размышление.

Черный мрамор и золотистая бронза надгробия Марии , сделанного в конце XV столетия брюссельским ювелиром Пьером де Бакер, кажется реквиемом «золотому веку» бургундских герцогов. Великолепны эти надгробия, именно великолепны, более внушительны, нежели красивы.

Смерть Марии , дочери Карла Смелого, последней представительницы Бургундской династии, значила для Брюгге и для фламандцев гораздо больше, чем просто смерть государыни. Фламандцы не были великими приверженцами герцогской власти, но бургундская династия была символом относительной самостоятельности Фландрии, с ней связан был расцвет городов. Марии было 25 лет, она погибла на охоте, упав с лошади. Максимилиан вскоре женился вновь - на Бланке, дочери герцога миланского Сфорца; чужеземная власть совпала с упадком страны.

Надгробие герцогу сделано полувеком позже: по желанию Карла V, останки Карла Смелого (его прадеда) были перенесены из Нанси в Брюгге. Филипп II заказал антверпенскому скульптору Ионгхелинку надгробие, почти повторяющее гробницу Марии. Это просто откровенная стилизация, но удачная и, без сомнения, эффектная; и обе гробницы в полумраке капеллы-мавзолея кажутся скорбным и драгоценным памятником не людям, но эпохе.

Как обычно, под полом находятся захоронения , некоторые вскрыты и выставлены на обозрение камеры 14 века.

Грех жаловаться!

Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk, она же - Нотр-Дам в Брюгге) - готический Храм со второй в Бельгии по высоте башней (122 метра; башня одноименной церкви в Антверпене выше на один метр) с острым навершием и четырьмя колоколенками вокруг него, которая видна почти повсюду в Брюгге, построен в XII-XIII веках.

Фотографировать Храм трудно - он «зажат» соседними зданиями:

Сегодня внутренняя конструкция Храма несколько необычна: есть, так сказать, «передняя» часть, открытая для всех посетителей, а за алтарём находится внушительных размеров «задняя» часть, в которой находятся основные художественные и исторические ценности, и в которую вход - платный.
Вот так мы увидели интерьер церкви в «передней» её части:

общий вид (внимание: вверху - распятие, датируемое 1594 годом!):

Традиционная предалтарная перегородка:

Очень необычная композиция: маленький Иисус с … папой:

а здесь он же с «представителем истинного Отца»:

Естественно, что мама Иисуса представлена в посвящённом ей Храме многообразно:

Относительно следующего художественного объекта позволим себе привести выдержку из сопровождающего его текста:
«Этот вариант изображения яслей младенца Иисуса высечен из ствола тысячелетнего вяза, который был срублен в бельгийском местечке Knesselare. Умершее дерево собирались выбросить, как бесполезное, однако священник и самодеятельный скульптор Omer Gilliet из маленького портового городка Breskens создал из него нечто новое, ценное и живое. Как родители зачастую говорят о своих детях, как о Б-жьих дарах, так и в этом своём творении автор увидел дар Небес. В том, что эта скульптура принадлежит Брюгге, общепризнанному «городу мостов», содержится особый смысл: сам Иисус являл собой некий мост между Б-гом и людьми.»

Пожалуй, главная художественная ценность церкви, привлекающая в неё десятки тысяч туристов ежегодно, находится в одном из четырёх боковых приделов (датируемых концом 12-го века) общедоступной части; здесь можно увидеть проход к этому приделу:

В центре композиции находится единственное скульптурное произведение великого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) «Мадонна с младенцем» (её часто называют «Мадонна Брюгге»), покинувшее (в 1506 году) пределы Италии при жизни автора:

Эта небольшая (всего-то 127 см) работа изваяна из каррарского мрамора (marmor lunensis), как и микеланджеловский же Давид во Флоренции. Вот что писал об этой Мадонне знаменитый автор биографических романов Ирвинг Стоун (Тенненбаум) (Irving Stone) : «Она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку, - вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таится в глазах печаль. Он полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один»

Прежде, чем перейти в «заднюю», платную часть Храма, покажем фрагменты двух других боковых приделов:

В «задней», точнее - заалтарной части находится ещё одно сокровище церкви – гробницы герцога Бургундского Карла Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году, и его дочери, Марии Бургундской, матери императора Карла V, скончавшейся в возрасте 25 лет в 1482 году от несчастного случая при падении с лошади. Ее выбор – брак с наследником габсбурской короны Максимилианом – оказал решающее воздействие на судьбы Европы. Будь выбор Марии иным, предпочти она французского дофина – и не быть бы великой империи Габсбургов, и нынешняя карта Европы могла бы быть совершенно иной…

Там рядом ещё находятся два могильных углубления, история которых осталась нам неизвестной, но они представляют несомненный интерес с точки зрения оформления:

Ещё там можно увидеть несколько произведений сакрального ювелирного искусства:

В церкви находится много произведений живописи. Вот несколько, показавшихся нам интересными и одновременно удобными для фотографирования:

очень интересный настенный образец смешения скульптуры и живописи:

Adriaen Isenbrandt: «Onze Lieve Vrouw van Zeven Smarten (Богоматерь Семи скорбей)»:

Это лишь одно из многих полотен, вдохновлённых евангельским сюжетом. Для информации – другое творение на эту тему, созданное великим Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer):

Pieter Pourbus: «Het laatste avondmaal (Тайная вечеря)»:

Michelangelo Merisi da Caravaggio (Караваджо): «Cena in Emmaus (Ужин в Еммаусе)»:

Это - одно из нескольких полотен, написанных Караваджо на эту библейскую тему. Наиболее известное из них находится в Национальной Галерее в Лондоне (обратите внимание на то, насколько здесь необычен облик Иисуса):

Эта тема вдохновляла многих живописцев. Вот экспонирующееся в Лувре полотно великого Рембрандта:

Hendrik Van Minderhout: «Binnenzicht van de Onze-Lieve-Vrouwkerk (Интерьер Церкви Богоматери)» (2-я половина 17-го века):

Групповой портрет городской элиты:

Образцы деревянной скульптуры - элементы оформления исповедальных кабинок:

Конечно же, не могли мы спокойно пройти мимо витражей:

Ну, и напоследок, уже по выходу из Храма мы увидели на стене близстоящего дома вот такую скульптуру:

Церковь Богоматери в Брюгге – это одна из самых внушительных готических церквей Бельгии, построенная в XIV – XVвв., с остроконечной кирпичной крышей, высотой 122 м, где находится смотровая площадка с видом на город.

Собор Богоматери за годы своего строительства вобрал в себя разные архитектурные стили, что характерно для фламандских церквей, возведенных до второй половины XVI в. Внешняя готика церкви гармонично сочетается с внутренним интерьером в стиле барокко с элементами рококо и романского стиля. Массивная дубовая кафедра с резной балюстрадой отделена от мраморных хоров изящными коваными воротами, под которыми возвышается орган. В центр находится распятие XVI в. В Соборе много произведений искусства, среди которых можно увидеть работу Микеланджело Буонаротти – “Мадонна с младенцем”, выполненная из мрамора – одно из самых красивых изваяний на земле. Только гений смог отразить в камне боль матери - изображение на прекрасном женском лице.

Церковный клирос украшают великолепие полотна Рубенса, а два саркофага, принадлежащие бургундскому королю Карлу Смелому и его дочери Марии являются самыми роскошными в Европе.

Onze-Lieve-Vrouwekerk Брюгге, Бельгия

В столь древних, нетронутых временем городах, как Брюгге, жизнь похожа на сон. Поэтому быть в Брюгге и мечтать о нем, почти одно и тоже. Однако, только познакомившись с этим изумительным городом лично, начинаешь понимать, почему великие эстеты начала ХХ века были способны переносить жизнь исключительно в Брюгге.

Одной из главных достопримечательностей города, который сам по себе – одна большая достопримечательность, является соборная церковь Богоматери. Массивное сооружение, вонзающееся длинным шпилем в открыточное фламандское небо, поражает пестротой архитектурных стилей, которые оно вобрало в себя за 200-летную историю строительства.

История церкви Богоматери начинается ни много ни мало в IX веке, когда за пределами городского вала была построена небольшая часовня. Затем её заменили романской базиликой, а строительство современной готической церкви Богоматери началось в 1220 году. Однако её 122-метровая башня по сей день остается самой высокой постройка из кирпича в Бельгии.

Эклектичное смешение стилей характерно для всех фламандских церквей, которые были построены до второй половины XVI века. Парящая готика экстерьера собора гармонично сочетается с интерьером, выполненным в стиле барокко с вкраплениями рококо или романского стиля. Причины этого стоит искать в истории иконоборчества, в результате которого было уничтожено внутреннее убранство почти всех церквей в тех местах. Восстанавливались же они значительно позднее, когда миром правило барокко.

За мощными стенами церкви Богоматери хранится одна из самых красивых скульптур на земле – знаменитая «Мадонна с младенцем», которая была создана великим Микеланджело в 1505 году и стала единственной работой автора, покинувшей Италию при жизни творца. Необыкновенно красивая женщина, на лице которой читается боль матери. Матери, знающей о том, что её любимому сыну через несколько лет предстоит в страшных муках искупить грехи человечества. Воистину, только гений способен создать столько эмоций на глыбе ледяного мрамора.

Одна только скульптура Микеланджело заслуживает того, чтобы назвать церковь Богоматери в Брюгге основной бельгийской достопримечательностью. Но богатство фламандских купцов не знало границ, поэтому здесь же можно увидеть великолепные полотна Питера Пауля Рубенса, украшающие клирос. Кроме того, в церкви Богоматери находятся два самых роскошных в Европе саркофага в стиле пламенеющей готики, которые принадлежат последним бургундским правителям из рода Валуа – Карлу Смелому и его дочери Марии, в правлении которой Брюгге достиг пика своего величия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.