06.12.2023
Высшее государственное учреждение при петре 1. Образование и учебные заведения императорской России
ВВЕДЕНИЕ
Русская журналистика прошла в своем развитии три столетия. Зародившись как явление политической жизни в виде правительственных «Ведомостей», на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. она являлась частью литературного процесса, выполняя в обществе просветительскую, воспитательную и политическую роль.
В связи с отсутствием в России других институтов социальной жизни журналистика в форме литературной полемики, критики и публицистики уже в середине XIX в. превратилась в общественную трибуну, способную влиять не только на литературные, но и на политические мнения.
Постепенно обособляясь от литературы и приобретая собственные черты развития, во второй половине XIX в. журналистика становится самостоятельной общественно-литературной деятельностью, связанной с формированием общественного мнения. В это же время происходит становление журналистики как профессии, осознание ее роли в жизни общества, что вызвано профессионализацией журналистского труда, коммерческим подходом к организации журнального дела. Отношение к журналистике как к товару, впервые проявившееся в XV1I1 в. в издательской деятельности Н. И. Новикова, утверждается в 1830-е годы в журналистской практике Ф. В. Булгарина, О. И. Сенков-ского и становится необходимым условием успешной издательской деятельности в последующие десятилетия. Коммерциализация журналистики породила полемику о несовместимости «торговых» отношений с высокими литературными и нравственными нормами журналистики, необходимость выработки в журналистике этических норм. Рост массового «среднего» читателя во второй половине XIX в. стимулировал типологическое развитие «большой» и «малой» прессы, ее ориентацию на потребности читателя, изучение читательской аудитории.
Возникновение периодики, несшей черты массовой культуры, на протяжении вceго XIX в. сопровождалось сохранением традиции издания «толстых» общественно-литературных журналов, стремившихся развивать литературно-эстетические вкусы читателя, обсуждать значимые проблемы культуры, истории и общественной жизни, социально и духовно воспитывать своих современников.
Своеобразие становления журналистики в разные исторические периоды связано с характером государственною правления и соответственно отношением власти к прессе, что проявлялось в цензур-нон политике. При этом, однако, ограничение практической свободы журналистов в России стимулировало рос г духовной свободы. Это находило отражение в выработке условного «эзопова» языка, системы иносказательной речи, которая устанавливала особую, доверительную связь между изданиями и читателями. Кроме того, усиление цензурного гнета вызвало появление бесцензурной печати как в России, так и за ее пределами. Издания, вышедшие в середине XIX в. за границей в Вольной русской типографии А. И. Герцена, положили начало создания системы независимой русской прессы в эмиграции. Эмигрантская журналистика, развиваясь в традициях российской прессы, испытывая на себе влияние европейской журналистики, отразила новые типологические черты, проявившиеся в жанровом своеобразии, структуре, оформлении, читательском адресате издания.
Первые два века развития русской периодической печати заложили основу системы изданий в провинции, которая к концу XIX столетия была представлена разнообразными по типологии и направлению официальными и частными изданиями.
На протяжении всего периода существования отечественной прессы предпринимались попытки осмыслить, систематизировать, воссоздать ее историю. Свой вклад в формирование историко-теоре-тических представлений о журналистике внесли М. В. Ломоносов,
A. С. Пушкин, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, М. Н. Катков и многие другие писатели, редакторы, издатели, создававшие в России периодическую печать, участвовавшие в ней и пытавшиеся определить ее место и роль в жизни общества. Собирание и описание периодических изданий, которое в течение XIX в. вели библиографы
B. С. Сопиков, В. Г. Анастасевич, А. Н. Неустроев и другие, завершилось выходом фундаментального труда Н. М. Лисовского «Библиография русской периодической печати. 1703-1900» (Пг., 1915). Значительное место в дореволюционных исследованиях по истории литературы и журналистики принадлежит цензуре, о которой писали А. М. Скабичевский, К. К. Арсеньев, А. Котович, М. К. Лемкс, В. Розенберг и В. Якушкин.
Изучение истории отечественной журналистики в советский нери-оч приобрело системный характер. Наряду с исследованиями, посвященными отдельным изданиям и персоналиям, появляются работы обобщающего характера В. Е. Евгеньева-Максимова, П. Н. Беркова, А. В. Западова, В. Г. Березиной, Б. И. Есина. Вышедшие в Ленинградском университете «Очерки но истории русской журналистики и критики» в двух томах (Л., 1950; 1965) заложили фундаментальную основу для разработки университетского курса по истории русской журналистики, который стал неотъемлемой частью профессионального журналистского образования.
Первый учебник «История русской журналистики XV11I-X1X веков», подготовленный в начале 1960-х годов В. Г. Березиной, А. Г. Дементьевым, Б. И. Есиным, А. В. Заиадовым и Н. М. Сикорским (под редакцией проф. А. В. Западова), выдержал три издания (последнее, третье, вышло в 1973 г.) и до сих пор остается единственным учебником, наиболее полно представляющим историю российской прессы данного периода. Однако он в значительной степени устарел в.методологическом отношении, что отразилось в односторонности подхода к освещению истории отечественной журналистики с точки зрения ленинской периодизации освободительного движения в России. Преимущественное внимание к революционно-демократической печати сказалось на неполноте и необъективности освещения либеральных и консервативных изданий, представляющих значительный профессиональный интерес.
Необходимость создания нового учебника обусловлена требованиями времени. Изменившиеся социально-политические и экономические условия развития нашей страны предопределили новые методологические и методические подходы в изучении отечественной истории, втом числе и прошлого российской прессы. При создании этого учебника авторы опирались на исследования своих предшественников, остающиеся авторитетными источниками изучения русской журналистики, сохраняющими значительную историко-науч-ную ценность. В то же время авторы стремились избежать догматического подхода, идеологической заданности и дидактической назидательности в оценке явлений прошлого, старались показать содержание и характер русской журналистики на разных этапах развития во всем многообразии ее проявлений: либеральной, демократической и консервативной; западнической и славянофильской; российской и эмигрантской; столичной и провинциальной.
Учебник в хронологической последовательности раскрывает процесс формирования отечественной периодической печати от ее истоков до создания развитой системы иечати в конце XIX в.; знакомит с наиболее влиятельными изданиями, выдающимися издателями, журналистами; восполняя недостающие звенья, показывает своеобразие становления журналистской профессии в России; рассматривает эволюцию российской прессы в контексте и неразрывных связях с европейской журналистикой.
Учебник подготовлен на кафедре истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета при участии историков отечественной журналистики Уральского, Ростовского государственных университетов и ИРЛИ (Пушкинского дома).
Санкт-Петербургский государственный университет: Л. П. Громова, д-рфилол. наук, проф.: Введение; ч. I, гл.1;ч. Ill, гл.9, § 1-3, 5-8, 11-13,15-16; Д. А. Бадаяян: ч. II, гл. 8, § 5; ч. Ill, гл. 9, § 9,14; Г В. Жирков, д-р фнлол. наук, проф.: ч. III, гл. 10, § 1-5, 10; О. В. Сляднева, канд. филол. наук, доц.: ч. I, гл. 2; Е. С. Comma, канд. филол. наук: ч. Ill, гл. 10, §6-8.
ИРЛИ (11\ 111КИНСКНЙ Дом): Ю. В. Стенпик, д-р филол. наук: ч. I, гл. 3-5; Б. В. Мельгунов, д-р филол. наук: ч. Ill, гл. 9, § 4.
Ростовский государственный университет: А. И. Стачько,а.-р фнлол. наук, проф.: ч. II, гл. 6, 7; ч. Ill, гл. 10, § 9.
Уральский государственный университет: М. М. Ковалева, д-р филол. наук, проф.: ч. II, гл. 8, § 1-4,6;Л. М. Иакушим, канд. ист. наук, доц.: ч. III, гл. 9, § 10.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Рукописные «Куранты»
В России, как и в других европейских государствах, появлению первых печатных газет предшествовали рукописные информационные издания, содержавшие сообщения преимущественно о политических и экономических событиях. В Европе их создание было вызвано развитием в XV-XVТ вв. торговых отношений и потребностью в информации, которая в то время скапливалась в крупных торговых цен трах. Главная коммуникационная линия проходила по Рейну через Швейцарию и Австрию, соединяя Германию с Италией. В Венеции, являвшейся в ту пору одним из крупнейших центров мировой торговли, сведения, представлявшие интерес для деловых людей, переписывались в бюллетень и продавались за мелкую итальянскую монету gazzetta. Постепенно название платы перешло на само письменное сообщение.
Русские рукописные газеты возникли в XVТТ в. Известно, однако, что еще в конце XV в. в России стали появляться переводы летучих листков и газетных статей, сообщавших европейскому читателю о военных событиях, об открытии новых земель, о землетрясениях, наводнениях и о других новостях. Расширение связей России с европейскими государствами вызвало потребность в зарубежной информации. Таким образом, московское правительство, в чьем ведении находилось переводное дело, испытывало потребность в составлении рукописных газет, которые дополняли бы донесения послов. Заграничные агенты, через которых Москва следила за западными событиями, присылали в Россию через наших послов рукописные и печатные листки, являвшиеся предшественниками европейской прессы.
Московские «Куранты» (от французского слова courant текущий). или «Вестовые письма», имели характер правительственного дипломатическою издания, предназначались для царя и приближенных к нему бояр, содержали информацию из разных стран, подготовленную чиновниками Посольского приказа, ведавшею иностранной политикой Московскою государства. Источником сообщений служили в основном европейские газеты, преимущественно немецкие и голландские, меньше - польские и французские, еще реже - итальянские и шведские. Главное содержание иное газет той эпохи, а следовательно и «Курантов», составляли, как гласит надпись на «Курантах» 1621 г., «разные в Европе военные действия и мирные постановления». Особенно много места в них отводилось военным известиям о том, что «город еще в осаде сиди г», «к юроду жестоко приступают», «город за уговором сдался»; приводились детальные описания морских сражений, «кровавых побоищ», «жестоких стравок», реже давались сообщения о мирных переговорах, о заключении договоров и о других фактах политической жизни европейских государств.
В «Kypaнтax» времени царствования Михаила Федоровича (1613-1645) перед читателем проходят разные моменты 30-летнеп войны - жесткой войны между католиками и протестантами, в которую были втяну 1ы почти все народы Европы. Сообщения об этих событиях развертываются в виде однообразной ленты известий «из немецкой, из шпанской, из французской, из дацкой, с польской и из иных земель», залитых кровью борющихся протестантов и католиков. Все эти сообщения излагались по большей части с безучастием и индифферентизмом. Они информировали о стычках, набегах, победах и поражениях «свейских, цесаревых, дацких и прочих людей». Среди череды однотипных сообщений обращает на себя внимание одно, ко трое позволяет говорить о преемственности между «Курантами» и последующими «Ведомостями». Это «короткое и подлинное розсказание о жестоком кровавом бою», случившемся 23 октября 1642 г. под Лейпцигом. Перед нами обстоятельный рассказ об отдельном событии в форме гак называемой реляции с детальными подробностями о передвижении войск, о самой битве, описание им о, как «весь цесарев пушечный наряд и запас и рухлядь и весь обоз свейские люди побрали», и, наконец, роспись убитых, раненых и взя-1ых в плен, что напоминает «юрналы» и «реляции», которые впоследствии при Петре 1 будут печататься как отдельным и листами, так и в «Ведомостях».
Кроме сведений о внешних событиях, совершавшихся в то время в Европе, русские «Куранты» извещали и о внутренних делах европейских государств, например, о борьбе английского монарха с «соем-ной стороной» (парламентом). «Пишут, - сообщается из Гааги от 3 октября 1643 г., - что господа Статы хотят послов своих послати в Английскую землю, чтобы тое особую войну и зеору, что в Английской земле, помирить; а что в последнем бою деелось, итого нам подлинно не ведомо».
Особенно интересны в «Курантах» заимствованные из западных газет извес гия о России. Эти сообщения любопытны во многих отношениях. Прежде всего, они являются часто единственными документальными свидетельствами о происходивших событиях. Кроме того, они говорят о возраставшем внимании к России со стороны иностранных правительств и о признании за ней значительного влияния. Эга мысль проходит через все сообщения о России.
«Из Амборка пишут ноября в 22 день (1643 г.), чго великий князь Московской приказал Свейскому агенту не своем земли ехать, и для того свеяне осте-регателнее живут на рубеже»
«Зело тревожился Салтан Турской в том, что войска московские вступит в Крым, гораздо сумневался о отъеме той стороны и о изгнании оттоле татарском».
Из Рима сообщается, что «папа силно умоляющие грамоты послал х королем к Гишпанскому и ко Французскому и к Москве, чтоб оружия свои случно обратили на Турков».
В основном эти известия касаются официальной внешнеполитической жизни России, но иногда встречаются сообщения и о происшествиях внутри страны: «о великой смуте о вере», о стрелецком бунте, о пожарах и т. п. Эти данные из иностранных газет свидетельствуют о том, что уже в го время Москва не была равнодушна к тому, как к нам относятся на Западе.
Помимо политических новостей в «Курантах» помещалась информация торгово-экономического характера.
«Из Галанской земли из города Гаги ноября 17 числа (1643 г.). Из Амстердама вести, что кораван из Московскою государства от Архангельского города да из Францужские земли от города Рошеля, дал Бог, здорово в Галанскую землю пришли, их Дюнкерские разбойные корабли ждали на море и начаялись великой добычи, толко их Бог перенес здорово».
Из Гааги сообщается, что «об тех двух торговых людей, которые оманчивыми худыми деньгами промышляли и о тех велми сыскивают про гово, хю продал деньги, а про другого, хго их купил; и тот хто купил продавца объявить не хочет и за то у него сколко тысяч взято живота ево».
Рядом с торговыми известиями в «Курантах» попадается описание и придворных торжеств:
«Из Колна города, августа в 7 день (1682 г.). Княшня государя дофина родила сына, и о том пишут из Амстердама августа 15 числа, что во всех местах, где послы, посланники и посланные французские обретаются, преизрядные велие банкеты отправляют со утешными из ранетов огнями для рождения того дофина сына»
Наряду с информацией официальною характера в «Курантах» можно было почерпнуть сведения познавательного, развлекательного характера, а также сообщения о чрезвычайных происшествиях:
«В ГаланскоЙ земле, в Поморье, под островом Теселон, рыбники рыбу ловили и виде ш чюдо в мор», голова у него человеческая, да ус долгой, а борода широкая, и рыбники от того добре устрашилися, и один рыбник побежал из судна в нос и хотел то чюдо смотреть, и чюдо под судно унырнуло, и ис онца опять вынырнуло, и рыбники побежали на корму и хотели ево ухватить, а он опрокинулся, и онс видели у нет туловище, как у рака, а хвост у него широк да и ноги у него также широки были, и плавал, как собака» (1621 г.).
При составлении «Курантов» помимо иностранных газет использовались и другие источники, в частности, те, что привозили постоянные агенты-осведомители. Известно, например, что в 1635 г. правительство послало в Стокгольм своего агента Дмитрия Францбекова, однако уже через год отозвало его в Москву как не справившегося с миссией («часто вестей не писывал»). Одной из заметных фигур, поставлявших информацию из-за рубежа в 1640-е годы, был Юстус Филимонатус, который присылал в Россию свежие известия «из немецкой земли и из иных стран». Эту обязанность он выполнял весьма добросовестно, проживая преимущественно в Риге и посылая оттуда обильную корреспонденцию для Москвы. Его работой непосредственно руководил князь Л. А. Шляковской, который, находясь в пограничном Пскове, снабжал его инструкциями и фактически являлся посредником между заграничным агентом и Посольским приказом. Чтобы посылаемые им новости достигали Москвы своевременно, Юстус предложил завести двух надежных гонцов, чтобы «как один пойдет из Риги во Псков, а другой бы пошел изо Пскова в Ригу, и в те поры мне мошно к царскому величеству еженедельно вести всякие писать. А будет не так, и они залежатца и застареютца»
Московский агент кроме простой доставки иностранных газет занимался сбором, обработкой и составлением информация об интересовавших Россию событиях, причем заботился об их оперативности. Не будет преувеличением сказать, что Юстус Филимонатус может быть назван хроникером русских «Курангов». Ею немецкие и латинские «грамотки» отличались весьма разнообразным характером. Порой они содержали дополнение к печатным или иным «вестовым листам». Некоторые представляли собой самостоятельные донесения о новейших политических событиях. Эти сообщения, а также новости, служившие дополнением к газетам или вестовым письмам, главным образом касались стран, интересовавших Москву в военно-политическом отношении.
Мы видим, таким образом, что при составлении «Курантов» источниками информации служили не только иностранные газеты. Известия, непосредственно обращенные к царю, поступали в Посольский приказ в качестве данных, осведомлявших Москву о Западе, и затем помещались в «Курантах». Эти агентурные донесения представляют собой в литературном отношении вполне оригинальный и притом собственно русский источник «Курантов». Его состав довольно сложен. Материалом таких донесений служили и письменные сообщения агентов-иностранцев, состоявших в ведении Посольского приказа. Еще один источник - сведения, добытые самими русскими правительственными агентами. «Для проведывания вестей» их посылали в города западной окраины Московского государства, откуда они слали донесения в столицу. «Для вестей», кроме того, пользовались услугами жителей пограничных городов, и полученные от них сведения также попадали в русские агентурные сообщения. Так, «хо-лопи» Глебка Морозов (новгородский воевода) и дьяк Филиппка Арцыбашев доносят царю Михаилу, что «посацкой человек Кирилко Беляев ездил на свейский рубеж, где немчина Ганца про разные вести спрашивал, а про твое, государь, государство тот немчин сказал, что-де у свейских людей никакова помыслу нет, что-де они, государь, от твоего государства боятца сами». Известны также случаи заимствования информации из частной переписки иностранных граждан.
Анализ источников показывает, что «Куранты» не были простой копией европейских газет. Наша рукописная газета не была лишена литературной самостоятельности, в ней можно обнаружить оригинальные черты, привносимые авторами сообщений. Авторы влияли не только на отбор информации, но и на характер ее подачи, а порой И интерпретации. Так, публицистический элемент заметен во многих сообщениях Юстуса Филимонатуса. Однако основным материалом для газеты все же являлись переводы из европейских газет о событиях преимущественно заграничной жизни. Причем предпочтительное
внимание уделялось тем странам, которые представляли в то или иное время наибольший военно-дипломатический интерес для России. Созданные поначалу со служебной ролью как дополнение к донесению послов, «Куранты» с усложнением и развитием связей России с Западом прошли определенную эволюцию. Для Кремля стало насущной потребностью по горячим следам знакомиться с делами Европы, и потребность эта вызывалась необходимостью не только воевать с соседями, но и учиться у них. И «Куранты» помогали в этом московским правителям
Писались «Куранты» в одном, впоследствии - в нескольких экземплярах, носили характер дипломатической тайны, читались царю и ограниченному кругу бояр, о чем свидетельствуют пометы на многих экземплярах: «государю чтено», «государю чтено и боярам». Иногда указываются время и место чтения. «185 (1677 г.) сентября в 1 великому государю чтено в комнате, а бояре слушали в передней». После прочтения «Куранты» возвращались на хранение в Посольский приказ или в Приказ тайных дел.
По внешнему виду они представляли собой складные узкие листы бумаги, исписанные «столбом», т. е. сверху донизу без перерывов. Отсюда происходит еще одно название «Курантов» - «Столбцы». Иногда в Посольском приказе их называли «Вести».
«Куранты» не имели определенной периодичности. После учреждения в 1668 г. регулярной почты они стали составляться значительно чаще - от двух до четырех раз в месяц. Опыт существования рукописной газеты, вызванной к жизни развитием товарно-денежных отношений в России и укреплением связей с европейскими государствами, был использован при создании первой русской печатной газеты «Ведомости».
Официальные «Ведомости»
Появление в России первой печатной газеты «Ведомости» (1702-1727) было вызвано реформами Петра Т. необходимостью в пропаганде проводимых им преобразований. Стремление Петра Т в кратчайшие сроки утвердить Россию равной среди европейских государств предопределили масштаб и характер реформ, затронувших все сферы жизни.
Еще до прихода Петра к власти перед Россией стояла задача укрепления внутреннего и внешне1 о положения с граны, для преодоления экономической отсталости завоевать выход к Черному и Балтийскому морям, открыть путь в Европу. Войны, предпринятые Петром (1696 г. - завоевание Азова, 1704 г. - взятие Нарвы. 1709 г. - победоносная Полтавская битва), обеспечили независимое существование русской государственности. В результате Северной войны, длившейся 21 год, Россия вернула себе выход к Балтике и укрепилась на западе, севере и юге своей территории. Одновременно с военными кампаниями, реформированием армии и флота Негр проводил экономические преобразования, занимался созданием отечественной промышленности, строительством заводов, верфей, новых городов.
Народ заплатил дорогой ценой за преобразования начала века, которые выдвинули Россию в число мировых держав. Введение рекрутских наборов и подушной подати, увеличение налогов и усиление гонений на раскольников, строительство Петербурга и затянувшаяся Северная война обернулись большими потерями. С 1672 по 1710 г. население страны не только не увеличилось, но даже уменьшилось на 6.6 %. Недовольство проводимой политикой вызвало волнения среди помещичьих и приписных крестьян, работников мануфактур и раскольников. Но процесс переустройства становился необратимым. Россия стремительно превращалась в могучую европейскую державу. Любопытно мнение помощника и единомышленника Петра Т П. Шафирова, высказанное в 1717 г. Говоря о росте авторитета страны, он писал, что «ныне никакое дело, ниже в отдаленных краях европейских не чинится, к которому б или о ею царскою величества приязни и союзе не старались, или осторожности и опасности в противности от оного себе не имели».
Для развития науки и образования по указанию Петра была развернута широкая издательская деятельность. С 1708 г. книги и нецерковного содержания стали печататься новым гражданским шрифтом В первую четверть XVТТТ в. в России вышло больше книг, чем за два предыдущих столетия (600 книг и брошюр). Особое внимание уделяется распространению естественнонаучных изданий. Издаются учебники по геометрии, физике, архитектуре. Появляются книги для воспитания дворянства, которые отражали изменения в укладе жизни Рушились домостроевские традиции, маскарады и балы способствовали новым формам общения. Требовалось руководство, как вести себя в обществе. В сборнике «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) предлагались образцы писем, галантных и деловых, так как частная переписка становилась признаком хорошею тона (например, «Просительное послание студента к отцу своему при начатии нового года»). Книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1719) содержала советы для молодых дворян, как держать себя в обществе, как вести себя за столом (руками на стол не опираться, ножом зубов не чистить, не хватать первым блюдо), как раскланивайся при встрече (снимая шляпу за три шага) и т. п. Книга была составлена по указанию царя и впоследствии не раз переиздавалась Академией наук.
Культура петровского времени носила светский характер и развивалась в противоборстве cтарого и новою. Возвышение авторитета государства над авторитетом церкви ускорило «обмирщение» всех сторон русской жизни. Пeтp 1 изменил отношение к человеку, личности, осуществив таким образом один из постулатов просветительства - внесословной ценное т и человека. В 1722 г. он закрепил это положение законодательно, в «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», открыв возможность представителям разных сословий получай, дворянское звание за заслуги перед государством. И немало было таких примеров, когда не богатство и знатность рода, а преданность и добросовестное служение Отечеству возводило людей на самую высокую ступень социальной лестницы. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, патриот, который должен проникнуться пониманием и осознанием необходимости проводившихся правительственных преобразований.
Петру 1, в условиях сопротивления внутренней оппозиции, важно было найти поддержку в обществе, расширить круг сторонников реформ. Будучи знакомым с ролью журналистики в европейских странах и понимая значение информации, он принимает решение о создании русской печатной газеты
Первая газета в России, вошедшая в историю отечественной журналист ики как петровские «Ведомости», была создана в декабре 1702 г. на основании указов Петра l oт 15 и 16 декабря 1702 г. Указ от 15 (26) декабря гласил: «Куранты, по-нашему ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомое т и в приказ книг печатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т. е. после бесплатной раздачи царю и придворным. -Авт.), продавать в мир но надлежащей цене».
Второй царский указ о г 16(27) декабря объявлял: «По ведомос1ям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов, ведомости в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ, без мотчания (промедления. -Авт.), а из Монастырского приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы из Монастырского приказа послать памяти (напоминания. -Авт.)». Эти два указа определили механизм организации газеты, ее содержание, порядок распространения.
Одновременно с указом от 16 декабря 1702 г. вышел первый номер печатной газеты «Ведомости с цесарских писем», который в значительной степени еще являлся отголоском рукописных «Курантов». Он содержал только заграничные новости (вполне в духе своего предшественника), полученные почтой еще 5 декабря. Это были известия из Франкфурта, Берлина. Гааги, Амстердама, Аугсбурга. На следующий день, 17 декабря, вышел второй номер - под названием «Ведомости Московского государства», уже с исключительно русскими новостями. В нем сообщалось о триумфальном въезде Петра в Москву 4 декабря после побед над шведами и о взятии «крепостей Мариенбург и Слюсенбург», об обещании «калмыцкого великого владельца Аюки-Таиши» прислать Его Величеству свои войска, о месторождении селитры, серы, железной руды и т. д. Первые два номера газеты (от 16 и 17 декабря) в печатном виде до нашего времени не дошли, очевидно из-за небольшого количества отпечатанных экземпляров, и известны по оригиналам и рукописным копиям. Третий номер газеты, появившийся 27 декабря, был посвящен лишь одной новости - взятию крепости Нотебург и назывался «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбурхом чинилось сентября с 26-го числа в 1702 году». В отличие от двух первых номеров, где содержались разные известия, это был развернутый, подробный рассказ об одном событии, по объему вчетверо больший, чем два предыдущих номера вместе взятые. Он был оттиснут на одном большом листе в количестве 1000 экземпляров и дошел до нас в печатном и рукописном вариантах. его корректурный лист хранит редакторскую правку Петра Т. Такого рода сообщения в виде реляций «первые появились еще в рукописных «Курантах».
Таким образом, первые три номера газеты, вышедшие в декабре 1702 г., отличались друг от друга по названию, но структуре номеров и по содержанию (№ 1 - иностранные известия, № 2 - российские новости, № 3 - сообщение о военной победе), что являлось свидетельством попытки найти способы первоначальною оформления газеты, поисков собственного лица. В первых номерах, с одной стороны, отразилось влияние рукописных «Курантов», состоявших преимущественно из иностранных новостей, с Другой - обозначилось стремление стать национальной газетой. О процессе становления газеты свидетельствует непостоянство заголовков и в последующих номерах. Первый номер за 1703 г. (от 2 января) назывался «Ведомости», следующие выходили под разными 1 и гулами: «Ведомости Московские», «Подлинное доношение», «Ведомость о Мигавской осаде», «Реляция», «Российские ведомости», иные же вовсе без заголовка. По примеру рукописных «Курантов» «Ведомости» составлялись из лаконичных сообщений из разных юродов, следовавших друг за другом без всякой внутренней связи. За исключением небольшого количества донесений, писем и реляций, при чтении «Ведомое гей» перед читателем проходит череда происшествий, случившихся в Варшаве, Амстердаме, Париже, Вене, Копенгагене, Лондоне, Берлине и других главных городах Европы. Значительно реже встречаются новости из Пскова, Казани, Азова, Сибири и других мест России Преобладание информации из-за границы, почерпнутой преимущественно из иностранных газет, делают «Ведомости» во многом похожими на рукописные «Куранты». «Ведомости» берут материал из тex же заграничных изданий, лишь постепенно дополняя и обновляя круг источников. Причем преимущественно но сообщения о военных событиях. Преемственная связь печатной газеты с рукописной прослеживается и во внимании к иностранным известиям, касающимся России. Вот один из характерных примеров: «Из Вены генваря в 25 день. Белоградские грамотки подтверждают, что оттаманская порта опасается с царским величеством воину зачати, потому что московское крепкое и добре ученое войско ему салтану страшно» («Ведомости» от 1710 т).
В отличие 01 заграничных (большей частью частных коммерческих изданий). «Ведомости», как и рукописные «Куранты», носили официальный государственный характер. По своей структуре, содержанию и изложению они во многом являлись продолжением допечатных русских газет, однако их издание представляло собой значительный шаг вперед в сравнении с рукописными «Курантами», имевшими ведомственно-дипломатическое назначение и ориентированными на избранный кpyг читателей. С помощью газеты правительство впервые публично обратилось к российскому обществу, стремясь получить его поддержку.
Появление газеты именно в 1702 г. не случайно. После неудачною начата Северной войны Петру необходимо было убедить общество в возможность победы, объяснить некоторые свои действия, в частности, конфискацию колоколов у церквей и монастырей, их переплавку в пушки и гаубицы, сообщить о подготовленности русских войск и их поддержке со стороны других народов России Именно об этом писала 1 азе та 17 декабря 1 702 г. И В последующих номерах.
Первый номер за 1703 г., вышедший второю января1, сообщал: «На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров выли го 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, грех, двупудовые и меньше И еще мною форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Если припомнить исторические события, то этот сухой перечень приобретает особый смысл. Речь идет о времени после рал рома под Нарвой, когда русская армия потеряла практически всю свою артиллерию. Чтобы создать новую, Петру пришлось перелива! ь колокола на пушки, что, естественно, вызвало возмущение среди верующих. Поэтому Петр, сообщая в газете, сколько вылито пушек, стремится успокоить, расположить в свою пользу общественное мнение, объяснить необходимость и оправданность принесенных жертв. Далее писалось об открытии общих школ («московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили») и специальных («в математической штюрмансной школе больше 300 учатся и добре науку приемлют»), о рождении в Москве с 24 ноября по 24 декабря 386 человек «мужеска и женска полу», об открытии полезных ископаемых («На реке Соку нашли мною нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую бьпь прибыль московскому государству»).
Известия о внутренней жизни, носившие явно пропагандистский характер, дополнялись заграничными новостями, отбор которых также определялся интересами государства: информация подбиралась, как правило, о тех странах, которые представляли наибольший интерес для России (Швеция, Дания, Польша, Турция). Причем сообщения иностранных газет негативного характера, которые бросали тень на Россию, ее армию, ее союзников и т. д., не помещались в газете. В сохранившихся оригиналах «Ведомостей» часто встречаются пометы «сей статьи меж скобок в народ не пускать». При подготовке рукописей в печать вычеркивались известия о военных неудачах Петра. В то же время информация о победах, одержанных российскими войсками, давалась полно и часто.
Долгое время считалось, что это первый печатный номер «Ведомостей», поэтому зарождение русской журналистики велось от 2 (13) января 1703 г. Лишь в 1903 г. при подготовке к переизданию «Ведомостей» в связи с их 200-летием, были обнаружены рукописи более ранних номеров, а впоследствии Достоверно установлено, что первые номера газеты вышли из печати еще в Декабре 1702 г.
Особое место занимало освещение Северной войны, информация, о которой находила отражение почти в каждом номере «Ведомостей»: в сводках о военных действиях, в письмах Петра и реляциях его соратников, в многочисленных сообщениях из иностранных газет. Так, в номерах «Ведомостей» от 2 и 15 июля 1709 т. было помещено письмо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полтавой. Впервые, ввиду важности события, первые абзацы в обоих номерах были выделены красной краской. Петр писал «о зело превеликой и неначаемой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о силе духа и о военном искусстве, которые помогли русским одержать грудную победу над шведами и взять в плен несколько тысяч офицеров и рядовых, среди них - «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Цидергермом». Первое сообщение, написанное наспех по свежим следам события, содержало первоначальные сведения, на что указывал сам автор: «Подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно». В номере от 15 июля дано описание преследования русскими шведской армии и пленения ее у Переволочны.
Высшие и центральные государственные учреждения
В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством. Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.
С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией государственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионной коллегии.
Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А. В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.
Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).
Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров.
22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее правительственное учреждение.
Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.
Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.
Сенат также считался органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г. фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать и доносить обо всех преступлениях, наносящих государству вред: о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и т.п. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь между ними через фискальный орган канцелярии Сената.
С созданием коллегий президенты 4 коллегий вошли в состав Сената (Иностранной, Военной, Адмиралтейской и временно Берг-коллегии). После создания Коллегий Сенат был разгружен от множества второстепенных дел по вопросам управления.
Вскоре после принятия Петром титула императора Сенату было запрещено чинить «генеральные определения», т.е. издавать от своего имени общегосударственные законы. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор; в коллегии и надворные суды были назначены прокуроры.
В течение 1722 г. при Сенате была создана контора в Москве, а также должности герольдмейстера и генерал-рекетмейстера с соответствующими конторами.
Сенатская контора осуществляла надзор за находящимися в Москве конторами (филиалами) коллегий. Герольдмейстеру было поручено следить за прохождением воинской службы дворян, представлять их на гражданские должности, надзирать за образованием молодых дворян, вести дворянские списки, а в последствии составлять гербы дворян. Генерал-рекетмейстер принимал жалобы на неправильные решения и волокиту в коллегиях, рассматривал их и докладывал Сенату. С помощью герольдмейстера и генерал-рекетмейстера Сенат надзирал за службой господствующего класса в аппарате государства, а также за законностью действий коллегий и их оперативностью.
За 14 лет существования Сенат из высшего органа управления государством превратился в высший орган надзора за управлением в государстве.
Много внимания Петр I уделял устройству сенатской канцелярии. Для работы в новых условиях правительство не сочло возможным ограничиться старым кадровым составом (дьяками и подьячими) из боязни перенесения старых приказных порядков в новые учреждения, и стало приглашать иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей.
С целью изменить старые порядки при Сенате была учреждена особая должность экзекутора – для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и получением ответного рапорта об исполнении указа. При малейшей задержке исполнения указа экзекутор обязан был доносить об этом генерал-прокурору.
Все пакеты, адресованные на имя Сената, принимал обер-секретарь, распечатывал их и докладывал членам присутствия. Исключение составляли пакеты с надписью «Секретно», они передавались лично генерал-прокурору Сената. Все бумаги вносились в реестр и передавались в столы для производства (подготовки к рассмотрению в заседании). По завершении подготовки дела к докладу обер-секретарь скреплял его по листам и докладывал на заседании присутствия сенаторам. Прочтя дело, он давал сенаторам на размышление и обсуждение полчаса (для измерения времени использовались песочные часы). В сложных случаях обер-секретарь по просьбе сенаторов мог прибавить им полчаса и более, но так, чтобы на обсуждение дела ушло не более трех часов. После обсуждения сенаторы письменно записывали свое мнение, после этого формулировалось и принималось решение.
По приговорам Сената канцелярия составляла указы, которые подписывались обер-секретарем. После регистрации, скрепленные государственной печатью, они отсылались по назначению. На полученные из Сената указы все присутственные места и лица должны были направлять рапорт о получении указа, а по исполнении – рапорт об исполнении указа. За неприсылку в Сенат рапорта полагались штрафы: за 1 месяц промедления – 100 руб., за два – вдвое больше и т.д., наконец, 5-месячное промедление влекло лишение имущества и ссылку на галеры.
Крупнейшим феодалом-землевладельцем Русского государства оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, что было несовместимо с неограниченной властью монарха.
25 января 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: истолкование церковных догм, распоряжения о молитвах, церковных службах, утверждения жития святых, мощей «чудотворных» икон, цензура духовных книг, борьба с ересями и расколами, заведование учебными заведениями и т.п.
Синод имел также функции духовного суда; судил представителей духовенства, а также мирян по некоторым категориям гражданских дел (бракоразводные дела, сомнительные духовные завещания, а из уголовных – дела по вероотступничеству).
Сенат состоял из 12 членов, назначаемых царем из представителей высшего дворянства (архиепископов, игуменов, протоиреев). При вступлении в должность члены Синода приносили присягу на верность императору.
11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора, ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы – «инквизиторы».
«На сенатском докладе в 1722 г. Петр I попытался определить юридическое место Синода в государстве, подчеркнув, что «Синод в духовном деле равную власть имеет, как Сенат…» Фактически же Синод занимал подчиненное положение по отношению к Сенату и Кабинету Петра I. В условиях абсолютной монархии церковь потеряла свой характер окологосударственной феодальной организации и превратилась в одно из звеньев аппарата государства».
Реформа 1718-1720 г. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подготовительный период.
11 декабря 1917 г. Петр I издал указ, определивший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряжение «начать всем президентам с нового года сочинять свои коллегии». Открытие коллегий состоялось в 1719-1720 г.г., а Камер-коллегии – в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «государственными» считались 3 первых: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская.
Коллегия иностранных дел поддерживала дипломатические отношения с иностранными государствами, вела дипломатическую переписку с представителями иностранных государств и русскими послами за границей, руководила приемом, содержанием и отправлением иностранных послов, дипломатическими и придворными церемониями.
Военная коллегия управляла регулярной армией, которая сложилась в ходе Северной войны.
Адмиралтейств-коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфями, полотняными, и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку и обучение личного состава: матросов и офицеров; их вооружение и снабжение. Все порядки в русском флоте были регламентированы в «Морском уставе» 1720 г.
Камер-, Штатс-контор-, Ревизии заведовали финансовой системой государства. Камер-коллегия занималась сбором налогов и других поступлений в казну, т.е. приходной частью бюджета. Расходами ведала штатс-коллегия. Самоназвание Ревизион-коллегия указывает на ее название: она контролировала финансовую деятельность государственного аппарата.
При создании коллегий учитывалось возросшее значение торговли и промышленности. Коммерц-коллегии вменялись в обязанность торговые дела, Берг-коллегии – горная промышленность, а Мануфактур-коллегии – прочие отрасли промышленности. Петр I предлагал учредить ещё коллегию, которая занималась бы сельским хозяйством, но не успел этого сделать.
Юстиц-коллегия занималась судебной системой, высшей судебной инстанцией был Сенат.
Немного позднее других была создана Вотчинная коллегия, ведавшая делами господствующего дворянского сословия и охраной земельных прав феодалов. Особое ведомство при Сенате – Герольдмейстерская контора – тоже имела прямое отношение к дворянскому сословию: она занималась службой и составлением родословных его представителей.
Главный магистрат занимался управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.
Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства и более четкой компетенцией.
Петр I и его современники считали, что коллегии имели несравненное преимущество перед приказами.
«Коллегиальное разрешение дел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где с болезнью или смертью судьи происходило замедление или даже остановка в делах. Большие надежды Петр I возлагал на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностью чиновников, т.к. её «президент не может без соизволения товарищей своих ничего учинить». Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не боялась гнева сильных людей».
Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат.
Местные государственные учреждения
В условиях усиления классовой борьбы старая система местных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления, неопределенностью функций перестала удовлетворять господствующий класс. Аппарат воевод и губных старост не мог быстро и решительно бороться с различными проявлениями недовольства масс, взыскивать налоги, осуществлять наборы в армию и проводить предписанные из центра преобразования.
В 1699 г. из-под власти воевод было выделено посадское население. Купечество, ремесленники и мелкие торговцы получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединявшихся в бурмистерские (земские) избы. Снизилось значение губных старост – помощников воевод. В 1702 г. этот институт упразднялся, а их дела приказано было передать воеводам с товарищами из 2-4 дворян, выбранных по уездам.
Указом 18 декабря 1708 г. были созданы 8 губерний: Московская, Ингерманландская (с 1710 г. Петербургская), Смоленская, Киевская, Азов-ская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская, которыми стали управлять губернаторы, назначаемые их наиболее видных государственных деятелей.
Губернаторы получили чрезвычайные полномочия: каждый из них не только имел административные, полицейские, финансовые и судебные функции, но и являлся командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии. Они управляли губернией с помощью губернской канцелярии, где находились дьяки и подьячие (секретари). Ближайшими помощниками губернатора стали вице-губернатор и ландрихтер. Ландрихтер должен был под руководством губернатора заведовать судебными делами, но на практике ему нередко поручались финансовые, межевые и розыскные дела. Другими чиновниками губернии были глава военного управления обер-комендант, а также заведующие в губернии денежными и провиантскими сборами – обер-комиссар и обер-провиантмейстер.
Каждая губерния включала сложившиеся в XVII в. уезды, во главе которых вместо воевод с 1710 г. стояли коменданты.
Реформа местного управления 1708 г. уничтожила старый порядок назначения на должности. Губернаторы, коменданты и другие чиновники занимали свою должность без срока; между ними существовало более четкое разделение дел и бюрократическая соподчиненность.
Желая поставить деятельность губернаторов под контроль местного дворянства, правительство указом 1713 г. учредило при каждом губернаторе 8-12 ландратов (советников), избираемых дворянами. Губернатор должен был все дела решать совместно с этой дворянской коллегией. Ландратская канцелярия заменила воеводскую (комендантскую).
Первая реформа местного аппарата 1705-1715 гг., по мнению Н. П. Ерошкина, «несколько упорядочила правительственный аппарат, разрушив ведомственную пестроту и принципы территориального деления и управления. Однако эта реформа не устранила разнообразия в местном управлении».
Вызванная введением подушной подати реформа 1719-1720 гг. стала продолжением первой административной реформы. В мае 1719 г. территория каждой губернии была разделена на несколько провинций, во главе которых стояли генерал-губернаторы, губернаторы и вице-губернаторы, во главе остальных – воеводы. Провинции подразделились на округа – дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, выбираемые местным дворянством.
В каждой провинции возникли новые должности и учреждения. По реформе 1719-1720 гг. впервые в истории России была сделана попытка создать местные органы и центральные учреждения – коллегии, т.е. превратить последние в ведомства.
В Камер-коллегию назначался камерир, или надзиратель земских сборов; в Штатс-контр-коллегию назначался рентмейстер (казначей), возглавлявший рентерею, которая принимала налоговые взносы плательщиков, хранила деньги и выдавала их по распоряжению воеводы или камерира. Кроме того, в каждой провинции существовали: контора рекрутских дел, канцелярия вальдмейстерских дел, провиантмейстерская контора, провинциальные и городовые фискалы, канцелярия «розыскных дел» и другие учреждения и должностные лица различных коллегий.
В 1723-1724 гг. была завершена реформа городского сословного управления. Существовавшие в первые годы XVIII в. бурмистерские избы превратились в подчиненные губернаторам финансовые канцелярии. Были созданы городовые магистраты, заменившие бурмистерские избы. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из президента, 2-4 бурмистров и 2-8 ратманов. В ведении магистратов находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Важнейшие судебные решения магистратов передавались на утверждение надворных судов. В небольших городах учреждались ратуши с более простым устройством и узкой компетенцией.
В 1726-1727 гг. были ликвидированы земские и полковые комиссары, конторы камерирских дел и рекетмейстерские; канцелярии вальдмейстерские и рекрутских дел; надворные суды; упразднены фискалы; ликвидирован Главный магистрат.
Новая система местного управления была закреплена инструкцией 12 сентября 1728 г. Единственными органами управления и суда стали губернаторы, а в провинциях и уездах – воеводы. Они осуществляли свои функции через соответствующие канцелярии и были обязаны использовать законы и распоряжения, исходившие от верховной власти, Сената и коллегий, охранять тишину и спокойствие на вверенной им территории, осуществлять сбор подушной подати, прочих прямых и косвенных налогов.
В 1775 г. была проведена большая реформа местного управления на основе законодательного акта – «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Она разукрупнила губернии. Каждая из них подразделялась на уезды, провинции были ликвидированы. Состоялась децентрализация местного управления. Каждую из столичных губерний, а также более крупные регионы возглавил наместник (генерал-губернатор) – должностное лицо, наделенное чрезвычайными полномочиями и ответственное только перед Екатериной II.
Местные реформы 1775-1785 гг. окончательно создали разветвленный местный аппарат, который не только более успешно справлялся со всеми повседневными делами управления и суда, но и успешно боролся с проявлением недовольства народных масс. Но в то же время новые учреждения обходились дорого, действовали крайне медленно, а коллегиальный порядок деятельности многолюдных по составу учреждений администрации, полиции и суда порождал невиданную волокиту.
Военная реформа Петра I
К концу XVII в. вооруженные силы Московского государства включали в себя три вида военнослужащих:
Поместное ополчение
Стрельцов
Даточных людей.
Военная реформа Петра Ι состояла из двух частей:
1) Он объявил даточных людей, рекрутами, что на деле означало, призванные на военную службу поступали на формально полное содержание государством и оставались в строю пожизненно. Тем самым рядовой состав армии терял всякую связь, с теми частями общества из которых он набирался.
2) Петр положил начало национальному офицерскому корпусу, но для подготовки большинства офицеров не было военно-учебных заведений, поэтому их готовили на службе и службой, дозволяя отличившимся солдатам становиться офицерами. Таким образом, в число последних попадали представители всех сословий, которые становились профессиональными военными и вне военной службы не могли найти себе применение.
Таким образом, военная реформа Петра I отделила от общества и рядовой и офицерский состав армии. Это было важнейшим элементом в процессе отделения государства от общества; созданная Петром армия имела постоянный состав и регулярный характер. Благодаря этому она была способна вести не только агрессивные войны, но и служить орудием подавления собственного народа.
Реформы высших государственных учреждений при Петре I
Петр завершает отмену патриаршества и ставит себя во главу церкви, предоставляя ей вместе с тем составить из высших церковных должностных лиц представительный орган- Синод в качестве 12ой коллегии. Синод представлял собою в отличие от других коллегий должностной представительный орган- его составили должностные лица- митрополиты и епископы. Это представительство получило полномочие обсуждать церковные дела и готовить для монарха решения по ним. Однако, деятельность Синода была поставлена под надзор должностного лица-оберпрокурора.
Таким образом, церковная организация и вся церковная сфера были поставлены в подчиненное положение по отношению к светской власти. Петр не постеснялся откровенно указать причины этой исторической перемены.
Во-первых, Петр избавлялся от конкурентной для него фигуры патриарха, а значит, и от налагавшихся им морально правовых ограничений в государственной сфере.
Во-вторых, принижая церковь, Петр стремился предупредить союз духовенства с простонародьем, обнаруживая понимание опасности такого союза для государства.
Таким образом, церковная реформа и ее мотивы явились составной частью процесса, направленного на установление абсолютизма, как формы правления.
Осуществление некоего плана реформ позволило Петру после 1711 года создать ту систему высших и центральных учреждений, которая позволяла монарху править единолично, обеспечивать ему непосредственное участие в государственных делах и быть подконтрольной. Вместе с тем, данную систему Петр сконструировал под себя: главенствующее значение коллегиального начала Петр допускал именно для того, чтобы иметь широкий спектр мнений и взаимодействовать с государственными учреждениями в режиме диалога. Петр не опасался такого диалога и был готов к нему, поскольку являлся уникальной личностью своего времени- обладал широчайшей эрудицией, «всеобъемлющей душой».
Создав под себя систему высших и центральных учреждений, Петр не смог отказаться от попыток ее усовершенствовать и дополнить. В 1722 году, через 11 лет после своего создания, Сенат подвергся реформам.
Во- первых законом была определена компетенция Сената и правила его формирования.
Во- вторых, Петр попытался возложить на Сенат главную ответственность за установление налогов и в соответствии с этим вручить ему функции надзора и контроля в финансовой сфере.
Как видим, монарх пытался сделать бюрократический коллегиальный орган власти формально ответственным за налоговую политику государства.
В созданных Петром учреждениях их деятельность находилась в руках чиновников, законодательно оформленной бюрократии. Она унаследовала от прежней элиты многие из ее пороков. Петр это понимал и еще при учреждении Сената начал создавать средства для борьбы с ними. Бюрократическое управление в любом государстве всегда обнаруживает 3 главных порока:
1. Взяточничество и казнокрадство.
2. Подмена государственного интереса частным.
3. Медленность исполнения должностными лицами своих обязанностей и функций.
С проявлениями этих пороков Петр сталкивался чуть ли не ежедневно. Для борьбы с ними вместе с Сенатом был учрежден фискалитет- пирамидально построенная сеть фискалов- должностных лиц, уполномоченных выявлять случаи взяточничества и казнокрадства и доносить о них даже в тех случаях, когда имелись относительно них лишь бездоказательные подозрения. Закон освобождал фискала от ответственности за донос, не подтвердившийся на следствии. В число фискалов подбирались разорившиеся по вине чиновников городские предприниматели.
В 1722 году после многократных попыток найти средства для того, чтобы обеспечить законность в действиях чиновников и добросовестное исполнение ими своих обязанностей, Петр учредил прокуратуру. Отныне на всех уровнях управления и во всех учреждениях назначались прокуроры, подчиненные единственно генерал-прокурору. Сам глава новой организации был наделен полномочием осуществлять надзор за повседневной работой Сената, чем прежде изо дня в день был занят сам царь. Возлагая на генерал-прокурора надзорную функцию и руководство прокуратурой, Петр назвал его «око государево». Это образное выражение как нельзя лучше показало, что Петру приходилось держать созданную им систему учреждений и ее персонал постоянно в поле зрения, что прямо свидетельствовало о недоверии им всем. Поэтому следует согласиться с тем, что российская наука еще в 19 веке определила фискалитет и прокуратуру как «администрацию недоверия». Она представляла собою ничто иное как систему органов и должностных лиц внутрибюракратического надзора и контроля. Эффективность системы нашла себе определение в русской пословице: «Ворон ворону глаза не выклюет». Помимо корпоративной солидарности чиновников, обозначенной в этой пословице как гарантия их безнаказанности, следует учитывать органическую неэффективность внутрибюрократического надзора в том государстве, где все должностные лица формально назначаются от имени монарха и ответственны перед ним. В таком государстве его глава объективно квалифицируется как соучастник преступления, которое совершено лицом, назначенным по его указанию или от его имени.
Итак, реформирование высших центральных учреждений осуществленное Петром в Российском государстве явилось составной частью в процессе становления абсолютизма. Новые учреждения и образ их действий предоставляли Петру безусловное властвование и непосредственное руководство государственными делами. Вместе с тем, петровская система высшего центрального управления уже находилась вне связей с обществом.
Страница 1
В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством. Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.
С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией государственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионной коллегии.
Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А.В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.
Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).
Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров.
22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее правительственное учреждение.
Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.
Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.
Государство Русь (IX - начало ХII в.)
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.
Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза...
Историческая роль православия.
Конечно, в России всегда было и есть сегодня немало людей, твёрдо следующих своей вере, не поддающихся никаким соблазнам и искушениям. Именно они создали и продолжают создавать тот стержень российской цивилизации и культуры, благодаря которому Россия оказалась способной вынести все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Историческую...
Множество планов
Сталин в речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 г. сказал: «В ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного сниже...
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 - царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая.
В конце XVII в начале XVIII вв. Россия пересматривает курс развития, в том числе в сфере школьного образования, равняясь на западный опыт. По сути дела происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. Примером этого может служить воспитание и образование самого Петра I. До 10 лет будущий государь воспитывался даже более по старому, чем его старшие братья и отец. Он обучался грамоте, изучал азбуку, псалтырь, евангелие и апостол, русскую историю. С 1683 года он обучался математике, арифметике, геометрии, баллистике, кораблестроению, тогда же Петр I овладел немецким и голландским языками. Петр и его сподвижники предпринимали попытку направить страну по общеевропейскому пути. Был введен обычай посылать за границу молодых людей для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны сотни русских учеников. Для осуществления экономической реформы Петру требовались специалисты. Последовал указ "всех мобилизовать на труд, на государеву службу". Это определяло развитие практического образования. Создается сеть профессиональных учебных заведений и трудовых школ, что определялось государственными интересами. Можно говорить о создании элементов системы трудовой и профессиональной подготовки. В начале XVIII в. в России появляются государственные школы различных типов. Подобная реформа образования была одним из направлений преобразований Петра I. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, строителей, моляров, мастеровых, писарей и т.д., но и давали общее образование: родной язык, иностранный язык, арифметика, политика, философия и т.д. По преимуществу создавались дворянские школы, но сословный характер нередко нарушался. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве в Сухаревой башне (1701 г.). Директором школы назначили профессора Г. Фарварсона (Англия). В учебную программу входили: арифметика, география, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе могли учиться до 500 человек. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет. Готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь. В школу математических наук был приглашен Леонтий Федорович Магницкий (1669-1739 гг). Он возглавлял эту школу. Им был создан учебник прикладного характера "Арифметика". По этому учебнику шло освоение алгебраических, логарифмических действий. Обучение шло последовательно от простого к сложному и было связано с профессиональной деятельностью: фортификация, корабельное дело и пр., широко использовались наглядные пособия. Была введена система наказаний. В школе из числа "лучших учеников" выделяли "десятских", которые следили за поведением своих товарищей. Учились дети низших сословий. В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На этой базе была организована Морская академия - военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. В 1707 году в Москве при военном госпитале была создана Химическая школа. По образцу навигационной школы в Москве в 1712 году были открыты еще две школы: инженерная и артиллерийская.
28 февраля 1714 году выходит Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих: "во всех губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри и в архиерейских домах и монастырях отвести им школы и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына, по 2 деньги на день из губернских доходов, а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельственные письма за своею рукою, а без таких свидетельственных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать". Было заложено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном - Цифирные школы. В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигационной школы и Морской академии. Но постепенно эти школы пришли в упадок. Значительная их часть закрылась. Ученики из духовного сословия уходила в церковные Архиерейские школы. С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться Горные училища. Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в Москве было учреждено особое учебное заведение которым руководил Эрнст Глюк. Здесь детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому и итальянскому, французскому, немецкому, шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. Обучали бесплатно. Э. Глюк разработал учебные пособия: русскую грамматику, пособия по географии, молитвенник в стихах. Использовался "Мир в картинках" Я.А. Коменского. После закрытия школы Э. Глюка единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия. В 1724 году выходят указы об открытии Горнозаводских школ и Технических училищ строительного дела, металлургии и др. 28 января 1724 года издается Указ об учреждении Академии наук. "Учинить Академию, в которой бы учились языкам, прочим наукам и знатным художественным и переводили б книги". "Науки, которые в сей Академии могут, учинены быть, свободно бы в три класса разделить можно:
1) все науки математические и которые от оных зависят
2) все части физики
3) гуманитарные знания, история и право.
В конце 1725 года в Петербурге был создан важный научно-правительственный центр Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. В университете было четыре факультета: теологии, юриспруденции, медицины, философии. В 1731 году в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати Корпус кадет. В нем готовили офицеров и гражданских чиновников. В 1737 году издан закон, предоставивший дворянам право на домашнее обучение. В 1744 году некоторые цифирные школы были присоединены к полковым и гарнизонным школам, остальные слились с архиерейскими школами, деятельность которых определялась "Духовным регламентом" (1721г.)- Феофан Прокопович. В "Регламенте" излагалась новая программа школьного образования. Преследовалось сочетание светского и религиозного обучения. В них готовили священнослужителей. Обучали: началам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. Предусматривалось создание Академии с семинариями (8-ми летние средние духовные учебные заведения). Они были закрытыми. В программу входили: латинский язык, грамматика, история, география, геометрия, арифметика, логика и диалектика, риторика, физика, политика, богословие. Предусматривалось использование дидактических приемов: ознакомление учащихся с программой в начале преподавания, установление межпредметных связей. В учебных заведениях начала XVIII в. обучали на русском языке. Вместо прежнего Псалтыря используется Букварь Федора Поликарпова. Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты, содержали сравнение славянского, греческого и латинского языков и пр. Петровские реформы образования и воспитания встретили глухое и явное недовольство, которое беспощадно и жестоко подавлялось. В тоже время возникновение новых типов школ - важное явление в организации национальной системы образования. В 1755 году в Москве создается Университет и университетские гимназии. Университет предназначался детям дворян. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Вторая четверть XVIII в. ознаменована заботой государства об организации обучения дворян. В 1759 году основано привилегированное дворянское учебное заведение Пажеский корпус при императрице Елизавете в Петербурге. В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Примером служит проект Федора Салтыкова. В его "Пропозициях" предлагалось учредить в каждой губернии академии. Проектируемые академии напоминали западноевропейские учебные заведения Дворцовые школы:
грамматика, философия, история, география, математика, физика;
механика, фортификация, архитектура;
танцы, фехтование, верховая езда.
Кроме того, в каждой губернии предусматривалось создание по две женские школы. Реально указ об открытии Горнозаводских школ осуществил Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) Он разрабатывал проекты построения широкой системы образования по сословному принципу. Им были открыты горнозаводские школы на Урале. В.Н. Татищев планировал создание школ и для детей приписанных к заводам крестьян. Его наиболее известная работа "Разговор о пользе наук и училищ". Главной наукой Татищев считал такую "чтоб человек мог себя познать". Высшие ступени школы должны обучать: математике, логарифмическим исчислениям, приборному искусству, иностранным языкам, производственным навыкам, токарному, коммерческому, столярному, граверному, горному делу. "Однако ж я вам скажу: в начале науки разделяются сугубо: душевное богословие и телесное философия. По первому к совершенству, нужно стараться, чтоб память, смысл и суждения в добрый порядок привести и сохранить. Другое внешнее, еже душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных органов повреждаются и силы ума". При организации училищ Татищев опирался на указ Петра I от 1714 года, но при этом он отмечал, что "I низшие слои нужно особы от подлости отделять, II учителя к наставлению нужного и полезного способны и достаточны, III низшим слоям, чтоб без всякого недостатка к научению могло быть показано - материальная база, IV чего не вынесет казенное, то нужно низшим слоям на то доходы сложить, V чтоб над всем назирание таким было поручено, которые довольно искусны в науках". В.Н.Татищев приходит к заключению, что воспитание и обучение человека должно соответствовать его возрасту. Татищев считал, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он выдвинул идею создания гимназий и академий ремесел. Знания делились им на:
нужные - домоводство, мораль, религия;
полезные - письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки;
щегольские - поэзия, музыка, танцы, верховая езда;
любопытные - астрономия, алхимия;
вредные - ворожба, чернокнижие.
Таким образом, можно говорить о становлении профессионального образовании в России. При Петре I укрепляется дворянское землевладение. Организуются торгово-промышленные предприятия, заводы, фабрики. Наука и школа служили нуждам армии, флота, государственного управления.