Алтарь Мира – история открытия древнего артефакта. Алтарь Мира: все о древнем артефакте Полезная информация об алтаре Мира в Риме

Уникальный музей, представляющий к осмотру только один экспонат, расположился на берегу Тибра. Это Алтарь Мира. И своим названием с музеем «поделился» тот самый единственный выставочный экспонат.

Алтарь Мира Августа посвящён римской богине мира и считается одним из древнейших образцов древнеримских скульптуры и архитектуры. Возведение алтаря было инициировано сенатом после триумфальных победы и возвращения великого императора Августа из похода на Галлию и Испанию (Иберию).

Алтарь Мира. Немного истории

Строительство памятника во славу Августа было начато в июле 13 года до н.э. Через четыре года работы были окончены, и 30 января 9 года до н э. алтарь был освящён сенатом. В этот день началась, так называемая, эпоха «римского мира». Алтарь Мира в Риме расположили в северной его части на Марсовом поле у дороги Виа Фламиниа. Падение римской империи и нашествия варваров привели к значительным разрушениям памятника. А потом его и вовсе смыло водами Тибра.

Год 1568 открыл новую страницу в книге под названием «Алтарь Мира». В тот год во время строительных работ над новым зданием были найдены куски барельефов древнеримского памятника. Эти обломки скульптурных композиций быстро «разлетелись» по частным коллекциям, а уже оттуда попали в Лувр, в и на виллу Медичи. Только спустя триста лет археологи выяснили, с чем столкнулись. Тогда и начались масштабные раскопки в этом районе. Поисковые работы продолжались вплоть до 20-х годов XX века, а в 30-х все части алтаря были собраны в единое целое.

Работы проходили под чутким руководством Бенито Муссолини, настоящего поклонника Августа. Диктатор, считавший себя наследником великого императора, приказал восстановить памятник и разместить его рядом с гробницей первого императора. В 1938 году на берегу Тибра фаворит Муссолини архитектор Витторио Морпурго возвёл здание, внутри которого расположился сам Алтарь Мира. Правда в 90-х годах прошлого века строение пришло в негодность и начало угрожать сохранности памятника древнеримской архитектуры. В 2003 году уже другой архитектор, выходец из Америки, занялся строительством нового музейного комплекса.
Торжественное открытие музея, построенного Ричардом Майером, состоялось в 2759-ю годовщину столицы – 21 апреля 2006 года.

Что представляет собой Алтарь Мира?

Алтарь, возведённый в честь великого императора, чрезвычайно прост и лаконичен по форме.
Его стены высечены из каррарского мрамора греческими мастерами и украшены барельефами и фризами. Здесь есть процессия, собирающаяся закладывать камень, и рельеф Теллуры. Но наиболее ценен барельеф северной части алтаря, изображающий семью императора Августа (его самого, жену Ливию, пасынка Тиберия и дочь Юлию). Некоторые барельефы и сегодня вызывают споры среди теологов, философов и историков.

По сути, Алтарь Мира состоит из таблиц, изображающих вино и животных, предлагаемых богам в качестве жертвоприношения, и корпуса, их окружающего. Практически всё внутреннее пространство занимает престол. Между двумя таблицами имеется проход. Скорее всего, он был нужен затем, чтобы вещества, используемые при жертвоприношении, беспрепятственно вытекали наружу.

В новом здании, кроме единственного экспоната, имеются ещё выставочные залы для временных экспозиций и аудитория для лекций. Кроме того, здесь сохранили одну из стен павильона, построенного Морпурго. На ней начертаны славные деяния императора Августа.

Музей Алтарь Мира располагается по адресу: Via Muzio Clementi, 9, 00193 Roma в Италии. Он открыт для посетителей с 9.00 до 19.00. Выходной день – понедельник. Добраться до него можно при помощи линии А столичного метрополитена. Выход – остановка Фламинио.

Алтарь Мира – алтарь в Риме, посвященный богине мира. Монумент был сделан по поручению римского сената в 13 году до н.э. в честь возвращения императора Августа из трехлетней поездки по Римской Испании и Галлии. Освящен в 9 году до н.э. во время празднования мира, принесенного Августом Римской империи в результате многочисленных военных побед.

Алтарь Мира состоит из небольшого алтаря в центре и четырех окружающих его стен. Вдоль стен расположены двухуровневые бордюры, на которых видны изображения мира и процветания как результата превосходства Рима. Помимо этого, алтарь должен был напоминать римлянам о достижениях династии Юлиев-Клавдиев.

Алтарь Мира стоял в пределах изящного мраморного ограждения, на котором были изображены сцены традиционных римских добродетелей, а также сам император с супругой во время совершения жертвоприношений. Здесь же изображены мужчины, женщины и дети, обращающиеся к богам, - интересно, что изображение детей в то время было новшеством, если не сказать – беспрецедентным явлением. И сегодня Алтарь Мира считается шедевром, самым известным скульптурным произведением эпохи Августа. Две трети верхних сцен на монументе заняты изображениями священнослужителей, а на оставшемся пространстве расположились фигуры из римской мифологии – Ромул, Рем, король Нума, Эней и др. Вероятно, Август считал себя потомком Энея, поэтому выбор фигур был определен. В нижней части монумента изображены сцены природы.

Изначально Алтарь Мира располагался на северных окраинах Рима – он стоял на северо-восточном углу Марсова поля, территории, которую Август превратил в своеобразный музей под открытым небом. Во 2-м веке н.э. алтарь обнесли защитной стеной, и он постепенно оказался погруженным в слой земли. Первые фрагменты монумента были обнаружены в 1568 году под зданием Палаццо Киджи – они были помещены на хранение на Виллу Медичи, в Ватикан, а также галереи Уффици и Лувра. В 1859 году еще одни фрагменты были найдены на той же территории под зданием Театра Олимпия, которое было частью Палаццо Перетти. Полвека спустя, уже после того, как обнаруженные фрагменты были идентифицированы как часть Алтаря Мира, в Министерство народного образования был направлен запрос на проведение дальнейших раскопок. Разрешение было получено, но когда половина монумента была уже откопана, а 53 фрагмента тщательно изучены, раскопки пришлось остановить. Только в 1937 году, к 2000-летней годовщине со дня рождения Августа, было решено возобновить работы с применением последних технологий. А в 1938 году по приказу Бенито Муссолини для защиты Алтаря Мира было построено специальное здание рядом с Мавзолеем Августа – это была попытка дуче создать тематический парк Древнего Рима во славу фашистской Италии.

Сегодня на месте здания, возведенного по приказу Муссолини, стоит новое строение, спроектированное американским архитектором Ричардом Мейером. Оно было открыто в 2006 году. Мэрия Рима планирует создать пешеходную зону вдоль берега Тибра, ведущего к монументу.

Алтарь мира – уникальное в своём роде строение, созданное в 13 году до нашей эры. Располагался он у реки Тибр на Марсовом поле. Изначальное его предназначение – мемориальный алтарь. С помощью него 30 января и 30 марта весталками и жрецами совершались торжественные жертвоприношения. Его построили в честь побед императора Августа, которые ознаменовали окончание гражданской войны. Но это строение было создано не только чтобы почтить Августа, но и в честь богини мира Пакс.

До Августа римляне не поклонялись такой богине. Он сам ввёл её почитание, богиня Пакс стала как бы символом его политики, направленной на налаживание мира в стране. Её изображали в облике прекрасной женщины с веткой оливы и рогом изобилия в руках.

Алтарь мира выполнен в типичном стиле для того времени. Главными его элементами с художественной точки зрения являются мраморные стены с барельефами. Их основной сюжет – почитание и возвеличивание римской цивилизации.

Как выглядит Алтарь?

Алтарь мира представляет собой четырёхугольное здание. Входы находятся на востоке и западе. Внутри расположен непосредственно сам алтарь. Он окружён со всех сторон ступенями и украшен фризом. Фриз состоит из трёх ярусов. Верхний выполнен в растительном стиле, ниже – с тематикой моря. Фриз с внешней стороны двухчастный и разделён геометрическим орнаментом, нижняя часть, как и внутри, украшена пышными элементами растений.

Стороны алтаря

Алтарь мира на каждой из своих сторон имеет удивительно красивый барельеф с изображениями, которые до сих пор обсуждают философы и историки.

На северной и южной стороне Алтаря изображены жертвенные процессии. Во главе стоит император Август. Дальше за ним идут жрецы, его семья, сенаторы и аристократия Рима. И даже сейчас, спустя тысячи лет, можно сполна прочувствовать мастерство скульпторов тех времён: на барельефах видно очень точное сходство.

На западной стороне находятся две богини, покровительствовавшие Риму. Первая – богиня земли Теллус, она считалась покровительницей плодородия и изобилия. На руках она держит двух младенцев. Одного кормит грудью, а второй сидит у неё на коленях. Композицию дополняют многочисленные цветы и обильный урожай, символизирующие плодородие города. Ещё это означало и заботу императора о благополучии своего народа. Изображение второй богини, которая считалась богиней Рома, почти не сохранилось до наших дней. Только по очертаниям можно догадываться, что она сидела на троне, сделанном из копий и мечей. В руках у неё был образ богини Виктории. По всей видимости, это означало мир, достигнутый путём войны.

Восточную сторону отвели под историю становления Рима. В сюжете барельефа показаны истории Ромула, Рема и Энея, совершающего жертвы Пенатам.

Все картины выполнены в стиле классицизма и подражают произведениям искусства классической Древней Греции.

Многогранность изображений памятника даёт туристам хорошую возможность поближе ознакомиться с устройством, политикой и настроениями Древнего Рима. Люди, жившие в то время, видели в Августе спасителя и надеялись на установление им гармонии и мира.

Повреждения и реконструкция Алтаря мира

В VI веке река Тибр вышла из берегов и залила ближнее пространство, полностью скрыв Алтарь мира. Воды отступили только в XVI веке, сильно испортив памятник. Впервые останки обнаружили рядом с Палаццо Фиано во второй половине XVI века. К сожалению, некоторые элементы уцелели лишь частично. Восстановление Алтаря было начато по приказу Бенито Муссолини.

Раскопки и реставрацию начали только в XIX веке . Позже исследования показали, что Алтарь плохо защищён. Охранное здание для Алтаря мира в Риме сделал архитектор Витторио Морпурго в 1938 году. Но потом, спустя полвека, оно пришло в негодность и начало угрожать целостности исторического памятника. В связи с этим в 2006 году был построен современный музейный комплекс, открытие которого приурочили ко дню основания города. Кроме Алтаря мира комплекс включает в себя аудитории и выставочные залы.

Музей Алтарь мира – строение прямоугольной формы из стекла и бетона. Один из самых ценных памятников времени правления Августа сейчас хорошо защищён от выхлопных газов, пыли, изменений температуры и влажности. При проектировке комплекса использовали передовые технологии, которые направлены на сохранение памятника от разрушения. Его проектировала американская студия Ричарда Мейера.

Время работы

Алтарь мира работает каждый день с 9:00 до 19:00, кроме понедельника. Билет для взрослого стоит 10,50 евро, льготный и для римских граждан – 8,50. Аудиогид обойдётся вам в 4 евро.

Как доехать?

Музей Алтарь мира расположен на улице Lungotevere in Augusta. Доехать до него можно на метро: вам нужно будет сесть на линии A и сойти на станциях Lepanto или Spagna.

Вам также может понравиться:

Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу Сонькин Виктор Валентинович

Алтарь мира

Алтарь мира

В 13 году до н. э. Август вернулся в Рим из долгой поездки по западным провинциям, в которых он успешно восстановил римскую администрацию и общую стабильность (именно к этому событию, как мы помним, Бальб пытался приурочить открытие своего театра). Чтобы отметить это выдающееся достижение, Сенат постановил воздвигнуть на окраине Марсова поля алтарь. Алтарь был посвящен богине мира (по-латыни «мир» - pax , слово женского рода), причем не просто мира - а именно того, который принес государству Август: Ara Pacis Augustae , «Алтарь Августова мира». Позже его, как правило, называли просто Ara Pacis .

Мир, установившийся на подвластной Риму территории в правление Августа, был столь важной частью августовской идеологии, что постепенно словосочетание «римский мир» (Pax Romana) стало обозначать не только отсутствие войны, но и тот круг земель, который входил в орбиту римской государственности. На русский это перевести легче, чем на другие языки, потому что в русском слове «мир» издавна объединились оба значения. До орфографической реформы 1918 года эти слова писали по-разному: отсутствие войны - «миръ», весь свет - «мiръ».

Существует устойчивая легенда, согласно которой роман Толстого назывался в дореволюционных изданиях «Война и мiръ», то есть «война и люди». Это злостная ошибка, порожденная одним из давних выпусков программы «Что? Где? Когда?». Между тем поэма Маяковского 1915 года и правда называется «Война и мiръ».

Начиная с XVI века под дворцом, стоящим на пересечении нынешних Корсо и Виа ин Лучина, стали находить обломки античной скульптуры. Только в конце XIX века археологи связали эти находки с Алтарем мира. К тому времени рельефы успели разойтись по разным музеям и коллекциям. Большую их часть еще в XVI веке распилили на несколько кусков (мраморные панели были так велики, что транспортировать их целиком не представлялось возможным) и отправили во Флоренцию, в коллекцию семейства Медичи, которым тогда принадлежало палаццо. Другая плита оказалась в музеях Ватикана, еще одна - на Вилле Медичи во владении Французской академии, еще одна - в Лувре. Рельефная панель алтаря, перевернутая скульптурной частью вниз, служила крышкой саркофага одного из священников, похороненных в иезуитской церкви Иисуса в нескольких кварталах к югу от дворца.

Сам дворец неоднократно перестраивался и носил разные имена. Сейчас его обычно называют Палаццо Фиано, по имени родственника папы Александра VIII, когда-то владевшего дворцом.

Другой папа, Александр VII, снес примыкавшую к зданию арку, служившую своего рода внутренними воротами на Корсо, чтобы расширить улицу. До сих пор неясно, была ли эта арка античной или ее собрали из римских камней и рельефов в средние века. Снятые с нее скульптурные украшения времен императоров династии Антонинов выставлены в Капитолийских музеях. В XVII веке, когда арку снесли, ее называли «Арко ди Портогалло» - то ли оттого, что в соседнем дворце находилась резиденция португальского посла, то ли по фамилии кардинала, когда-то построившего над аркой переход с одной стороны Корсо на другую.

В сентябре 1938 года исполнялось 2000 лет со дня рождения Августа (на этот раз подсчет через границу нашей эры произвели правильно). Муссолини, который примерял на себя тогу нового Августа, основателя великой империи, страстно хотел отметить эту дату чем-нибудь археологически грандиозным. Восстановление в исконном величии Алтаря Августова мира как нельзя лучше подходило для этой цели.

Но для спасения уникального памятника из подземелий Палаццо Фиано одной лишь политической воли (пусть и подкрепленной серьезным финансированием) было недостаточно. В этих местах римские здания стоят на деревянных сваях, которые вогнаны в насквозь мокрую, болотистую почву. Некоторые из свай покоились на алтаре, погрузившемся на несколько метров под землю. Даже если бы уровень воды не мешал раскопкам, извлечение алтаря обрушило бы стены дворца.

Руководитель раскопок, археолог Джузеппе Моретти, придумал хитрый способ обойти эту проблему. Самая тяжелая часть дворца располагалась непосредственно над алтарем. Стены уже давно пошли трещинами, и только невероятная прочность строительного раствора не давала им рассыпаться. Команда Моретти по кусочкам разобрала и собрала стены, укрепляя их, а затем просверлила дыры в земле и залила их жидким цементом, подведя под угол Палаццо Фиано своего рода козлы (по-итальянски такая конструкция называется cavalletto , «лошадка»). Напряжение в разных точках «лошадки» контролировалось сложной системой гидравлических домкратов.

Теперь можно было не беспокоиться, что дворец немедленно рухнет. Но главную проблему - извлечения алтаря - это не решало. Выкачивать воду из-под дворца было бесполезно: ни один насос не справился бы с мощностью подземных вод. Нужна была дамба, перекрывающая приток воды. Однако построить огромную цементную дамбу под мостовой жилого квартала, на пересечении водопроводных и канализационных труб, электрических кабелей и строительных наслоений двух с лишним тысячелетий не представлялось возможным. Что делать? Моретти и его инженеры придумали гениальное решение.

Вокруг места, где находился алтарь, была прокопана траншея. По периметру траншеи проложили трубу, от которой в почву на глубину семи метров отходило 55 стальных трубок. По трубкам под давлением в 80 атмосфер подали холодный углекислый газ. В результате насквозь влажная почва по периметру траншеи замерзла, создав непроницаемую плотину для поступающей извне воды. Теперь можно было извлечь куски алтаря - что и было сделано к сроку.

Алтарь мира. Реконструкция Гульельмо Гатти из книги Джузеппе Моретти «Алтарь мира», 1948 год.

Поскольку первоначальное место алтаря было занято одним из самых оживленных современных кварталов, для него пришлось искать новый дом. Алтарь был восстановлен на берегу Тибра, возле Мавзолея Августа. Архитекторы Муссолини полностью перепланировали этот участок, «освободив» мавзолей от средневековых и ренессансных наслоений и построив вокруг довольно неприглядные многоэтажные дома. В этом же духе, характерном для фашистской архитектуры, архитектор Витторио Морпурго соорудил из стекла и травертина оболочку-музей, внутри которого поместили алтарь.

На рубеже прошлого и нынешнего тысячелетия оболочку алтаря решили заменить, соорудив для музея новое здание. Проект заказали американцу Ричарду Мейеру, одному из самых модных архитекторов современности. Мейер создал проект в своем излюбленном стиле: ярко-белая прямоугольная конструкция, много стекла и открытого пространства, геометрический минимализм. Итальянцы были в ярости: первый масштабный проект в историческом центре города с муссолиниевских времен отдали иностранцу, а тот сотворил черт знает что! Сменяющиеся итальянские правительства то отменяли проект, то реанимировали его. В конце концов, в 2006 году новый музей по проекту Мейера все-таки был открыт, к вящему ужасу общественности. Споры об уместности нового музея идут до сих пор. Пока что договорились (с согласия Мейера) частично демонтировать стену, которая закрывает вид на соседнюю церковь Сан-Рокко со стороны реки.

Алтарь Августова мира претерпел резкую перемену участи спустя почти две тысячи лет после того, как был создан. В начале xx века о нем слышали лишь немногие специалисты; в конце того же века он был одним из самых известных античных памятников Рима.

По указанию Сената на Алтаре мира высшие государственные чиновники (магистраты), жрецы и весталки должны были ежегодно совершать торжественное жертвоприношение. Видимо, именно процессия, идущая совершить жертвоприношение к алтарю, изображена на его самых знаменитых рельефах - тех, которые помещены на боковых стенах внешней загородки алтаря.

Рельеф с боковой панели Алтаря мира. Рисунок из коллекции итальянского ученого и мецената Кассиано дель Поццо.

Эта процессия, конечно, идеализирована. Чиновники степенны и высоки ростом, матроны благообразны и величавы. Те из участников, кто выполняет еще и жреческие функции, опознаются по накинутой на голову тоге, и первый среди равных, как и положено, - сам Август, немного выше окружающих. Его фигура, правда, сохранилась не целиком, по ней проходит разлом - именно на это место алтаря давило всем своим весом Палаццо Фиано.

Среди других участников процессии можно опознать людей из ближайшего окружения Августа. Так, мужчина с суровым лицом, с накинутой на голову тогой - на той же панели, что и Август, - это, скорее всего, друг, соратник и зять императора Марк Випсаний Агриппа, строитель первого (несохранившегося) Пантеона. Женщина, призывающая всех к молчанию (она прижала палец к губам), - сестра Августа Октавия. Историки разглядели на рельефах еще множество персонажей - и жену Августа Ливию, и дочь Юлию, и Мецената, и консулов, и жрецов-фламинов, и будущего отца императора Нерона, и юных заложников из римских провинций… Конечно, никакая из этих атрибуций не может быть стопроцентной: фигуры не подписаны, античных описаний рельефа не сохранилось. Очевидно одно: скульпторы изобразили сливки августовского общества в том виде, в каком это польстило бы самому Августу.

Тем не менее характерная для римского искусства правда жизни проявляется и здесь. Октавия не зря прижимает палец к губам - видимо, дети (а может, и взрослые) шумят, нарушая торжественность момента. Эта непосредственность еще яснее видна на противоположной стороне памятника, где ребенок лет пяти просится на ручки к отцу.

Короткие, торцевые стороны внешней оболочки алтаря украшены рельефами на мифологические темы и богатым орнаментом. Тот рельеф, который сохранился лучше всего (впрочем, его отреставрировали еще в эпоху Возрождения) - на задней, восточной стороне, - изображает аллегорическую фигуру полногрудой женщины. На руках у нее - упитанные младенцы, по бокам - еще две аллегории: воздуха (на лебеде) и воды (на морском чудище). У ее ног - корова и овца неожиданно микроскопических размеров (особенно поражает корова). Что изображает эта фигура - с точностью сказать невозможно. Ясно, что в ней воплощена идея августовского изобилия, но как конкретно называлась эта идея в данном случае - Земля (Tellus) , Рим (Roma) , Мир (Pax) , - мы сказать не можем.

С другой стороны, у главного входа в алтарь, солидный бородатый мужчина приносит в жертву свинью. Возможно, это Эней, которому именно дикая свинья указала место для закладки города в Италии. По другой версии, это римский царь Нума Помпилий, основатель почти всех религиозных институтов государства.

Два других рельефа на торцах сохранились очень плохо, и сопровождающие их прорисовки - гипотетические. Слева от входа - бог Марс и, возможно, близнецы Ромул и Рем с вскормившей их волчицей. Сзади - какая-то богиня (олицетворение Рима?) восседает на груде трофейного оружия.

Орнамент, которым украшены стены вокруг алтаря, изобретателен и полон неожиданных деталей. Это особенно заметно на панели под аллегорией изобилия. Помимо листьев и лебедей (лебедь - священная птица Аполлона, который считался покровителем Августа), если приглядеться, среди растительности можно заметить живность помельче: лягушек, ящериц, червяков, скорпиона. На других орнаментальных панелях тоже немало всякой живности.

По сравнению с роскошным оформлением внешней загородки сам алтарь кажется аскетически строгим. Это был, как мы помним, рабочий алтарь: на нем совершались жертвоприношения, и, значит, нужно было обеспечить сток для крови и воды. На маленьком декоративном рельефе в боковой части алтаря видно, как крепкие молодые люди ведут на заклание быков и баранов - кто тащит за рога, кто подталкивает сзади, взявшись за хвост.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Алтарь Алтарь (лат. alta ага – зн. высокий жертвенник) – называется жертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной стороне

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

65. Алтарь России Местом древнейшего поселения Москвы был Боровицкий мыс - высокая круча при впадении речки Неглинной в Москву-реку, теперь совсем утратившая свой первобытный вид, потому что еще в древности эта гора была снесена для более удобного выезда из Боровицких

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

*АЛТАРЬ МИРА ИМПЕРАТОРА АВГУСТА *Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore) (66) расположена на улице Рипетта между церковью Сан-Карло аль Корсо (S. Carlo al Corso) и берегом Тибра. Эта большая прямоугольная площадь ограничена с трех сторон пышными мраморными зданиями эпохи

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Ось мира Тет ОзирисаВ эзотерической традиции символами оси мира, Мирового Древа, являются копье, меч, ключ и скипетр.Египтяне в качестве символа мировой оси и Северного полюса используют Тат (или Тет) – позвоночник Озириса, который, кроме того, олицетворяет стабильность,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Пергамский алтарь Зевса (II век до н. э.) Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.Пергамское государство достигло своего наивысшего расцвета к середине III века до нашей эры, когда там правили цари из династии Атталидов. На

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Алтарь церкви Марии в Кракове (1489 г.) Автор главного алтаря церкви Марии в Кракове Фейт Штосе был чрезвычайно своеобразным и своевольным художником. Его мощный талант вызывал к жизни многочисленные подражания.Сколько споров вызвало происхождение скульптора! Немцы

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Алтарь «Экстаз Святой Терезы» (1652 г.) В 1645 году Бернини начинает работу над мраморной группой «Экстаз св. Терезы», заказанной ему венецианским кардиналом Федериго Корнаро, переехавшим в Рим. Использовав левый трансепт церкви Санта Мария делла Витториа под свою семейную

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Компитальный алтарь На другой стороне площади, там, где она уже переходит в одноименную улицу, есть неприметная дверь жилого дома под номером 8 (номер эффектно смотрится на замковом камне, венчающем декоративную кирпичную арку). В конце XIX века, когда квартал

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Модель мира Смещение фокуса внимания на оценку данного убеждения с точки зрения другой модели мира.Вопросы: Чья точка зрения подразумевает другой взгляд? Утверждение: Для… С точки

Алтарь мира – это жертвенник, окружённый прекрасно украшенной каменной стеной, орнаменты которой имеют глубокий смысл. Алтарь Мира также можно назвать «алтарём богини Пакс», поскольку Пакс в римской мифологии была богиней мира в обоих смыслах этого слова.

В «Деяниях божественного Августа » написано следующее: «По моему возвращению в Рим из и Галлии, после успешного восстановления закона и порядка в этих провинциях, Сенат постановил во время консульства Тиберия Августа и Публия Квинтилия (13 г. до н.э.) в честь моего возвращения поставить алтарь Мира Августа на Марсовом поле, на котором политики, жрецы и весталки должны ежегодно приносить жертву». Строительство было завершено в 9 году до н.э. . Как и в случае многих других древнеримских зданий, имена архитекторов и скульпторов, строивших алтарь, не были нигде записаны и были забыты.

Здание музея, в котором теперь стоит алтарь

Алтарь Мира Августа был построен на улице Фламиния , по которой Октавиан Август въезжал в Рим после похода. Богиня мира Пакс Августа имела такой же титул, как и император, т.е. augustus – «священный» или «великий», таким образом, её полное имя можно перевести как «великая богиня Мира ». Идентичные титулы также символизировали близость Пакс и Октавиана Августа, и его способность восстановить мир в стране.

Алтарь Мира в разрезе

Архитектура

Алтарь Мира состоит из жертвенника, со всех сторон окружённого стеной, то есть выглядит как античное святилище с теменосом размером 11 х 10 метров. Здесь, однако, в отличие от более древних греческих храмов, был не один вход, а два – в восточном и западном фасадах. Они слегка сужаются в верхней части и обрамлены наличниками с наружной стороны. Судя по дошедшим до нас монетам с изображением этих ворот, у них были двойные двери. Материалом для большей части здания служил каррарский мрамор , который был обнаружен незадолго до начала строительства.

Основание алтаря с лесбийским киматием (сверху) и плетением (снизу)

Основание и фундамент на короткой стороне ниже рельефа с Марсом

Главный вход в алтарь Мира находился на стороне Марсова поля, с которого внутрь вела лестница из девяти ступеней (половина сохранилась). Второй вход был со стороны улицы Фламиния. Отсюда внутрь алтаря можно было пройти напрямую, поскольку он стоял на склоне и поэтому уровень улицы был выше уровня поля. Из-за этого же фундамент алтаря имеет мраморную отделку только с трёх сторон. На фундаменте лежат плиты пола, в которых сделаны отверстия для того, чтобы отводить кровь жертвенных животных и дождевую воду, поскольку алтарь Мира не имеет крыши , что было крайне необычно для своего времени.

Меандр на короткой стороне

Оригинальная часть основания стен с лесбийскм киматием (сразу под плитами с завитками)

Оригинальный водосток в фундаменте

На плитах пола находится основание стен в аттическо-ионическом стиле, украшенное рисунком в виде плетения и лесбийским киматием. Орнаментальный пояс в центре стены делит её на две зоны. С внешней стороны он украшен меандровой лентой , символизирующей течение жизни, а с внутренней – пальмовыми листами, чередующимися с бутонами лотоса (лучше всего пояс сохранился справа от входа и в центре правой длинной стены). В нижней части внешней стороны алтаря сделан очень сложный рисунок с завитками, тогда как с внутренней стороны он декорирован лишь вертикальными «планками». Вероятно, античный мастер

Монета, на которой алтарь изображён с акротериями

хотел создать имитацию деревянного забора , окружавшего святилище во времена его основания. В верхней части с внутренней стороны сделаны каменные гирлянды, висящие между черепами быков, а с внешней стороны сделан очень интересный орнамент с изображением людей в натуральный рост: четыре не связанные между собой сцены на коротких фасадах и процессия на длинных.

Карниз стен святилища не был обнаружен. Кроме того, были найдены только фрагменты капителей коринфских пилястр (на стороне рельефа с Италией и на внутренней капители справа от главного входа). Все накладные сегменты, такие, как фриз с тремя поясами, гладкий фриз и профиль карниза не являются оригинальными. Верхние профили определённо выдавались вперёд для создания баланса с пьедесталом. На углах должны были стоять акротерии (скульптурные украшения). Гладкий фриз был разукрашен.

Левый угол и его украшение

Правый угол возле рельефа с Марсом

Дверной проём

Алтарь

Алтарь для жертвоприношений стоит на пьедестале из туфа с четырьмя высокими мраморными ступенями по всему периметру. Неизвестно, какой высоты было всё строение, но современная реконструкция должна быть довольно точной. Внутри алтаря, со стороны главного входа, находится ещё одна лестница из четырёх ступеней , ведущая непосредственно к месту жертвоприношения. Во время реконструкции фриз, установленный на пьедестале, был оставлен неотшлифованным, чтобы показать, что когда-то здесь был рельеф. От этого рельефа сохранились лишь незначительные детали (вероятно, персонификации провинций и варваров), которые не были использованы во время реставрации. Для демонстрации последовательности расположения орнаментов были восстановлены лишь выступающие профили, окаймлявшие фриз сверху и снизу: переплетение, витой орнамент и лесбийский киматий снизу, астрагал, ионики с остриями и узкие гребни сверху.

Главный вход

Лестница. Отчётливо видны оригинальные и восстановленные ступени

Детали рельефа пьедестала

Неотшлифованный пьедестал

Пьедестал справа

Сам алтарь находится на протезисе – «подставке», на которой стояли те, кто совершал жертвоприношение. Его ширина ограничена двумя орнаментальными плитами (правая собрана из осколков, а левая сохранилась полностью). Узкий фриз на целой плите сохранился целиком только с внешней стороны и наполовину с внутренней. Справа и слева от фризов вырезаны грифоны с крестовидными крыльями, приоткрытыми пастями и козлиными рогами (сохранился только один рог у дальнего грифона слева). Для того чтобы этот рельеф выглядел завершённым с обеих сторон, у грифонов сделано по два хвоста (распространённый приём в восточном искусстве). Под грифонами можно различить листья аканта, которые дают возможность полагать, что алтарь был украшен завитками, как и наружные стены. Над грифонами и малыми фризами на обеих плитах сделаны орнаменты в форме лежащей латинской буквы S также с листьями аканта и завитками. В отличие от наружных стен святилища, где рельеф служит только украшением, эти горельефы более глубокие, и являются частью скульптурной композиции наряду с грифонами.

Правая плита, собранная из осколков

Грифон

Грифон

Малая процессия на алтаре

На плитах и по верхнему краю алтаря по всему его периметру находится узкий архитектурный пояс (левая сторона сохранилась хорошо, а правая только частично). На внутренней стороне можно увидеть фигуры шести весталок со склонёнными головами. С каждой стороны их сопровождает по ликтору, несущему посох (аппариторы). Некоторые весталки несут предметы для совершения жертвоприношения; две из них подростки. Головы у многих фигур были повреждены ещё в античности и впоследствии заменены на копии. На внешней поверхности боковых плит алтаря изображена процессия , которую возглавляет молодой служитель при жертвоприношении (камиллус), жрец в тоге и два ликтора. Здесь представлена хорошо изученная церемониальная тема – процессия из жертвенных животных. Первой идёт овца , которая, вероятно, должна была быть принесённой в жертву Янусу, тесно связанному с Пакс (алтарь Мира был освящён в конце его месяца). Следующими в процессии идут две коровы уже для самой богини Пакс. За животными присматривает несколько юношей в коротких туниках. Двое из них несут плоские жертвенные дощечки, а ещё один – веточку лавра для разбрызгивания святой воды. Самый последний юноша смотрит назад, туда, где должна была быть процессия, не сохранившаяся до наших дней.

Малая процессия

Весталки

Здесь, в отличие от внешних стен святилища, изображён ежегодный ритуал , а не однократное событие.

Рельефы на внешних фасадах

В нижней части

Вся нижняя часть стены святилища покрыта рисунком с завитками . Оригинальный рельеф лучше всего сохранился под плитами с Энеем и Италией и на левой длинной стене. Рельеф создан по единой схеме: ровно посередине длинных и коротких стен находятся чашечки из крупных листьев аканта (медвежьей лапы). Из-за них тянутся все остальные растения, образуя великолепный рисунок, несравнимый ни с одним аналогичным фризом античности. Среди завитков можно увидеть двух ящериц , прячущихся под листьями, и птиц, сидящих на стеблях. Из центра чашечек вверх вытянуты тонкие «пестики». На вершине каждого незавивающегося отростка стоит по лебедю с расправленными крыльями. Птицы выглядят невесомыми, как цветы, и их изогнутые шеи, повёрнутые друг к другу, напоминают завитки стеблей. В искусстве животные и растения крайне редко изображаются настолько похожими. В отличие от созданий, прячущихся в глубине зарослей, лебеди, как и завитки, создают ощущение динамического роста, и подчёркивают его направленность к свету. Они также являются священными птицами бога Аполона , которого пророчица Сивилла называла будущим царём золотого века. Аполлона связывали с родом Августа, во время правления которого эта эпоха процветания должна была наступить.

Сохранившиеся части панелей длинных стен

Рельеф ниже плиты с Италией

Растительный рельеф ниже плиты с Марсом

Ящерица (вероятно, восстановленная)

Два боковых отростка, идущие из чашечки аканта на каждом рельефе, фактически, заполняют собой всё свободное пространство фриза. На длинных сторонах через каждые два завитка они дают по отводку вверх, а на коротких завершаются через пару изгибов.

Нижняя часть левой стены

Горельеф на левой (северной) стене

Скульптор, создавший этот выдающийся узор, черпал вдохновение в архитектуре Пергамского царства . Тем не менее, его рисунок наиболее приближен к природе – нигде в эллинистическом искусстве нельзя найти соседство завитков аканта, листьев плюща, виноградной лозы и лавра. Это сочетание по праву может считаться творением эпохи Августа. Творческая сила его времени представлена в этом рельефе в чистой форме.

Практически полностью восстановленный горельеф на правой стене

Растительный горельеф на правой стене

Фриз с завитками можно интерпретировать как символ богатства золотого века (лат. aurea aetas), главным признаком которого является изобилие зелени и произрастание культурных растений из диких без человеческого посредничества.

Северная стена

Деталь горельефа ниже плиты с Италией

Красивый горельеф на короткой стороне ниже плиты с Италией

Деталь растительного горельефа на левой длинной стене

Хорошо видно место соединения двух плит

В верхней части

На длинных сторонах

На длинных сторонах изображены две процессии , как бы следующие с улицы Фламиния к главному входу в алтарь. Идея параллельно идущих процессий была позаимствована во фризе Парфенона. Фигуры сделаны в двух плоскостях : наиболее важные люди изображены ближе к зрителю и вырезаны в виде горельефов, тогда как фигуры второго плана вырезаны рельефно. В некоторых местах процессии, например, поблизости от Августа и Ливии, есть также фигуры третьего плана.

Правая длинная стена

Правый фриз

Первая треть процессии сильно повреждена, поэтому человек, возглавляющий её, остаётся неизвестным. В тех местах, где рельеф сохранился хотя бы частично, можно опознать ликторов в лавровых венках . Они одеты в туники и тоги и их лица повёрнуты налево. На первом плане идущим практически в самом начале процессии, изображён пожилой мужчина с морщинистой шеей, которого невозможно идентифицировать. Фигуры ликторов являются своеобразным кордоном. В центре первой панели не случайно один из них стоит спиной к зрителям – это так называемый «ближайший ликтор » (лат. lictor proximus), который не имел права поворачиваться спиной к своему императору. На правом срезе третьей панели можно с уверенностью опознать самого Октавиана Августа в венке и тоге. Смысл его жеста (правая рука поднята по диагонали) неизвестен – вероятно, это часть неизвестной нам церемонии. В начале процессии было, скорее всего, 12 ликторов – число, которое в 19 году до н.э. сам император утвердил «всегда и везде». Возможно, что два молодых, одетых в тоги мужчины справа и слева от Августа являлись консулами 13 года до н.э ., однако тогда один из них должен был быть Тиберием – пасынком Августа. Тем не менее, ни одна из этих фигур не обладает свойственными ему холодными аристократическими чертами, поэтому идентичность этих людей остаётся открытым вопросом.

Правая стена

За императором следуют три фламина (лат. Flamines maiores) – жрецы главных римских божеств (Юпитера, Марса и Квирина). Их легко отличить по тому, что на них надеты кожаные шапочки с остроконечным верхом (галерусы),а поверх тог они носят мантии (лаэны). У жреца, ближайшего к Августу, приподнята правая рука, что можно истолковать либо как молитву к богине Мира, либо как приветствие императора. На левой руке он носит такое же кольцо, как следующая фигура, которая смотрит за его спину. Третий фламин из первого ряда фигур в правой руке держит маленький прутик, который жрецы носили с собой, идя на жертвоприношение, чтобы отгонять толпу. Все три фламина необычайно молоды, возможно потому, что их недавно назначил сам Август. Четвёртый фламин , пожилой мужчина, находится на втором уровне рельефа. Вероятно, что это был жрец обожествлённого Юлия Цезаря, которому император позволил идти вместе с главными фламинами в знак уважения к своему отцу. Это, скорее всего, Секст Аппулей, внук сводной сестры Августа.

Оригинально процессия была раскрашена

За фламинами следует молодой мужчина с покрытой головой, который несёт церемониальный топор (сакена). Недавно он был идентифицирован как фламин ликтор , сопровождающий фламина диалис. Однако фламином ликтором мог быть и следующий за ним высокий измождённый мужчина, голова которого также покрыта. Его черты похожи на черты Агриппы , который не дожил до завершения строительства алтаря. Возможно, именно поэтому лицо мужчины на втором плане повёрнуто к нему и выражает скорбь и страдание.

За тогу Агриппы держится маленький мальчик , которого ободрительно трогает за голову женщина на заднем плане. Мальчик с пухлыми щеками и спутанными локонами это варварский принц. И мать и ребёнок на голове носят диадемы-ленты – знак восточных и эллинистических суверенов. Известно, что в Риме со своими матерями жило много детей иностранных правителей, которые не были пленниками, но по доброй воле гарантировали хорошее отношение своего народа с Римом.

Повреждённое начало процессии

У женщины, стоящей за мальчиком в полной достоинства позе, очень гармоничные черты лица. Кроме самого Августа, она единственная носит лавровый венок на покрытой голове. Её с довольно большой вероятностью идентифицировали как Ливию . Она, вероятно, была жрицей, королевой священного ритуала (лат. regina sacrorum). Ливия должна была быть тесно связана с обрядом, проводившимся в алтаре Мира, поскольку его освящение было назначено на день её рождения (30 ). Её сопровождает молодой человек, возможно, Тиберий . Необычно, что ни он, ни другие мужчины из второй половины процессии, не носят патрицианскую обувь (кальцеи), хотя происходят из наиболее благородных семейств Рима. Возможно, это означает, что конец процессии, в котором много женщин и детей, носил менее официальный характер.

Средняя часть процессии

Пара за Тиберием это Друз Старший , второй сын Ливии, и его жена Антония Младшая , племянница Августа, которая идёт впереди. Маленький мальчик с буллой (амулетом) на шее, одетый в тогу, которого она ведёт за правую руку, это их двухлетний сын Германик . Её лицо повёрнуто к мужу, с которым она пытается встретиться глазами. Это единственная сцена во всей процессии, где эмоции пробиваются сквозь сдержанность.

На заднем плане между парой видна голова молодой женщины, прикладывающей палец к губам . На противоположной, левой длинной стене, на этом же месте изображена пожилая женщина, также призывающая к молчанию. В этом месте внутри начинается святилище алтаря. Женщины напоминают смотрящим о церемониальной тишине, которую следует соблюдать. В различных культах есть роль «хранителя тишины» (силентарии), которую обычно исполняли женщины.

Конец процессии на правой стене

За палудаментум (воинский плащ) Друза Старшего держится маленький мальчик, который, как и Германик, носит буллу (его голова была восстановлена). Ему на плечо положила руку женщина с покрытой головой, которую можно идентифицировать как Антонию Старшую , сестру жены Друза. Она была замужем за Луцием Домицием Агенобарбом , который может быть молодым мужчиной в тоге позади неё. Девочка перед ним и упомянутый мальчик – это их дети, Домиция и Домиций (его сын в будущем станет императором Нероном). Человек, идущий перед Антонией, не был идентифицирован. Также неизвестно, кем был мужчина между ней и её мужем. Возможно, что это был поэт Гораций , написавший две оды возвращению Августа домой.

В конце процессия завершалась узкой рельефной панелью, которая была утеряна. Самой последней фигурой была благородная римлянка, перед которой находилась женщина с короткими волосами (вероятно, служанка)

Левая длинная стена

Левый фриз

Левая часть фриза алтаря Мира сильно пострадала в результате неудачной реставрации . Ни одна из горельефных голов людей на переднем плане не является аутентичной. Некоторые барельефные головы участников процессии второго плана также пострадали, из-за чего оригинальная композиция утратила свой баланс и компактность. Это особенно касается первой панели, которая до 1954 года хранилась в Ватикане.

Процессия на левой стене

Цветная версия рельефа на левой стене

Во главе процессии идут два ликтора . За ними на переднем плане стоят трое мужчин, более важным из которых является средний, чья голова покрыта. Между ним и впередистоящим находится молодой человек, одетый в тогу, который держит квадратную коробку с благовониями. Человек с покрытой головой должен был быть одним из главных жрецов, хотя трудно сказать, кем именно. Между первой панелью и следующей, на которой головы были восстановлены другим современным скульптором, во время реставрации был сделан промежуток , несмотря на то, что обе плиты идеально соединяются.

Левый угол алтаря Мира

Начало процессии

Между второй и третьей плитой сделан небольшой зазор из-за отсутствующей части. Вырезанный человек в тоге должен был быть выдающейся личностью , поскольку перед ним сделаны рельефы на трёх уровнях, включая молодого человека с кувшином, коробкой для благовоний и одеждой с бахромой. Его позиция более-менее соответствует позиции Агриппы на противоположном фризе. Перед ним на второй панели идёт пятеро аристократов в тогах (центральный с покрытой головой). Часть из них носит тоги на римский манер, а часть – на афинский.

Вторая панель

Третья панель

Конец процессии

На третьей панели стоят двое мужчин в тогах, которые, видимо, разговариваю. Позади них промежуток в процессии. Трое мужчин за ними повернули головы в сторону женщины, которая сильно закрыта (она находится на стыке третьей и четвёртой панелей). Один из трёх ведёт перед ней маленького варварского принца –мальчика с длинными вьющимися волосами, одетого в короткое платье, который напоминает мальчика возле Агриппы с противоположного фриза. На женщине тонкая прозрачная накидка, сквозь которую видны складки её наряда, из-за чего она напоминает греческие статуи второго века до н.э. Хотя её лицо не сохранилось, можно предположить, что это была Юлия , дочь императора Августа, и мать двух сыновей, которые в будущем станут Цезарями. Мальчик позади неё это, вероятно, один из них. Четвёртая панель была полностью реконструирована, поскольку оригинал хранится в парижском Лувре. И Юлия, и женщина, следующая за ней, носят бахромчатые платки, бывшие частью одежды вдов . Эта женщина, самая красивая на всём левом фризе, была, по всей видимости, Октавией Младшей , сестрой Октавиана Августа. Мужчина в тоге, сопровождающий её с маленькой девочкой, это её пасынок Юл Антоний с одной из младших дочерей Юлии. Девочка смотрит назад, на женщину в платке позади Юла, которая могла быть его женой, Марцеллой , дочерью Октавии. Мальчик в тоге, последняя из сохранившихся фигур, не был идентифицирован.

На коротких сторонах

В отличие от длинных, на коротких фасадах по обеим сторонам от дверей сделаны композиции, слабо связанные друг с другом.

Эней приносит жертву Пентатам

Цветная реставрация рельефа с Энеем

Этот горельеф, который относительно хорошо сохранился, располагается справа от главного входа (западный, с лестницей). В центре сюжета находится алтарь под изогнутым дубом. К нему приближается бородатый мужчина – Эней, за которым следует его молодой сын Юл-Асканий , от которого вела свой род семья Юлиев. Как видно по сохранившейся руке этой фигуры, Асканий был одет в троянскую накидку с рукавами. Он держит узловатый посох для своего деда, Анхиса, который был пастухом. Таким образом, этот сюжет связан с рельефом на противоположной стороне прохода, в котором пастух стоит возле сыновей Марса. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в левой руке Асканий держал копьё, которое было символом высшей власти. В соответствии с римскими традициями жертвоприношений, его голова покрыта. Эней одет в одну тогу без туники, что подчёркивает его связь с древним Римом (первые римские правители носили только тоги). Два мальчика , помогающие Энею во время жертвоприношения, выглядят как обычные римляне, изображённые на длинных стенах. Они одеты в турники и на головах носят лавровые венки. Часть принесённых мальчиками на блюде фруктов уже лежит на алтаре (сохранилось только яблоко). Как изображено на многих других римских рельефах, Эней здесь, по-видимому, совершал возлияние из патеры – это была традиционная бескровная предварительная жертва перед забиванием животного (здесь, свиньи). Один из мальчиков наклонился к животному, но взгляды обоих устремлены на Энея. Мальчики-помощники изображены по-разному: тот, который держит фрукт, выглядит благородным, а тот, который придерживает животное, выглядит выносливым.

Рельеф с Энеем

Здесь изображена сцена, описанная древнегреческим историком Дионисием Галикарнасским . Животное – это белая дикая свинья Лавиниума, которую Эней увидел по прибытии в Лаций. Согласно историку, Эней принёс её в жертву богам своих предков, то есть, Пенатам, за то, что они спасли его из горящей Трои и направили в Лациум. Также он упоминает, что на самой высокой точку Лавиниума Эней простроил для Пенатов святилище , которое символически изображено на панели слева вверху. Этот маленький храм украшен лавровой гирляндой, как и сам алтарь Мира. Внутри видны две сидящие мужские фигуры – те, кому предназначается жертва.

Марс с Ромулом и Ремом

Цветная версия рельефа

Этот рельеф был сильно повреждён, но основные действующие лица на нём хорошо видны. Слева стоит бог Марс – повелитель Марсова поля, на котором стоял алтарь Мира Августа. Он изображён в виде бородатого воина, одетого, поверх туники, в кольчугу с изображением крылатой Горгоны. Хорошо сохранилась только его голова в шлеме, на котором виден прыгающий грифон. Марс на алтаре мира изображён потому, что, в представлении древних римлян, сохранением мира также занимался и бог войны. Также Марс здесь бог-отец Рима. Он стоит рядом с искривлённым фиговым деревом, в кроне которого когда-то была птица (сейчас от неё остались только две лапы). Справа стоит могучий мужчина, опирающийся на трость (от него сохранилась только часть руки). Он одет или в короткую накидку, или, более вероятно, в тунику. На земле между мужчинами была изображена волчица и близнецы Ромул и Рем, которые пили её молоко. Мужчина справа был, возможно, пастух Фаустул , который нашёл детей, а птица – дятел Марса , помогавший волчице кормить близнецов. В отличие от других античных изображений этой сцены, здесь Фаустул не отходит назад, удивляясь чуду, а вдумчиво наблюдает за волчицей, опираясь на посох. Марс разговаривает с пастухом и передоверяет ему своих сыновей. Можно провести параллель между Марсом-отцом и Энеем-отцом с противоположной панели – прародитель римлян рядом с прародителем рода Юлиев.

Рельеф

Италия

Цветная отреставрированная версия

Эта панель – самая известная часть алтаря Мира. В центре – статная молодая женщина с двумя маленькими сыновьями сидит на большом камне в окружении дикой природы. На коленях у неё лежат яблоки и виноград, а в обеих руках она держит по обнажённому младенцу – один находится возле груди, а другой предлагает ей фрукт. Она сидит как королева в разломе камня, а венок из фруктов на голове, похожий на диадему, дополняет образ. По сторонам от женщины находятся обращённые к ней лицами две нимфы – та, что слева, опирается на крупного лебедя, а та, что справа – на водное чудовище. Нимфы, очевидно, принадлежат к другому миру, поскольку накидка на голове и плечах центральной женщины спокойно свисает, а одежда девушек по сторонам развивается, как паруса от ветра. Они держатся за края своих накидок, и те образуют над их головами и телами ореолы.

Рельеф

Снизу хорошо виден объём этого горельефа

Центральную фигуру окружают цветы и животные . Два путти («херувима») относятся к той же группе, что и цветы на её коленях, животные у её ног и букет из маков и початков кукурузы, растущий из её горного трона. Всё это было привнесено в этот мир ей, живёт ей и питается ей. Она мать не только человеческих детей, но также цветов и животных, сверхчеловек.

Рельеф с Италией и растительный рельеф под ним

После обнаружения этой рельефной панели в XVI веке стали считать, что на ней изображены три элемента – земля, вода и воздух. После того, как её связали с алтарём Мира, центральную женщину стали идентифицировать как богиню-землю (Теллус) , а девушек – как Аврор, богинь бодрящего утреннего ветра (левая – ветер с пресных рек, правая – с солёных морей). Если сравнивать этот рельеф с аналогичными древнегреческими, то можно прийти к заключению, что это не столько богиня земли, но и персонифицированный образ страны, Италии. Рельеф прекрасно отражает её сущность – плодородная, мягкая, гористая, окружённая морем и пронизанная реками.

Рома

Цветная реставрация

Этот рельеф сохранился хуже остальных. Интерпретировать и частично восстановить его стало возможным благодаря повторяемости сюжетов в античном искусстве. Здесь изображена богиня Рома в одежде амазонки, сидящая на куче оружия. Слева от неё, вероятно, находился кудрявый молодой мужчина, держащий рог изобилия. Если провести аналогию с рельефами, найденными во дворе Канчеллерия, и хранящимися сейчас в Ватиканских музеях, а также с другими подобными сюжетами, то можно прийти к заключению, что этот человек был олицетворением бога-покровителя римлян (лат. Genius populi Romani). Кроме того на этой же панели должен был быть изображён и бог-покровитель Сената (лат. Genius Senatus). Последний по праву занимал бы место на алтаре Мира Августа, поскольку решение о его постройке принималось римским Сенатом. Бородатый Гений Сентата должен был олицетворять достоинство древнего города, тогда как его молодой компаньон – энергию.

Оригинальный рельеф практически не сохранился

Таким образом, на восточном фасаде, смотрящем на город, сидели лицом друг к другу богиня Рома в образе Амазонки и мать-Италия, обе благословлённые миром, который заключил Август.

Все четыре рельефа так или иначе связаны с миром: Эней-Август приносит жертву богам после возвращения из похода, бог войны (Август-победитель) охраняет мир, Италия процветает, Рим победил врагов.

Положение рельефа

Рельефы Италии и Ромы на восточном фасаде дополняют друг друга и в живописной форме отображают представления обычных римлян о мире. Рельефы на противоположном, западном, фасаде, выходящем на Марсово поле, напоминают о важных исторических событиях. Таким образом, прошлое находится на стороне заходящего солнца, а настоящее – эпоха Августа – встречает рассвет. Между этими двумя точками движется великая процессия с членами рода Юлиев, который происходит от Энея, и чьи дела и бессменное правление гарантируют мир на земле.

Рельефы на внутренних фасадах

В верхней части

Верхняя половина внутренней поверхности стен алтаря украшена двенадцатью фруктовыми гирляндами – по две на коротких сторонах и по четыре на длинных. Они прикреплены к рогам букраний (орнаменту в виде голов быка) извивающимися лентами. В тех местах, где букрании примыкают к капителям пилястр, они сделаны только наполовину. Над каждой гирляндой находится жертвенное блюдо (патера) с характерным «пупком» в центре (омфалом) на котором, как считалось, эти блюда висели. В алтаре чередуются два типа патер – один со вставками, похожими на капли, и резными листьями на омфале, а второй – в виде цветка с «пупком», напоминающим пригоршню ягод. Поскольку многие гирлянды это гипсовые копии, особое внимание нужно обратить на одну хорошо сохранившуюся оригинальную – ту, которая находится за панелью с Энеем.

Патера с круглым омфалм

Патера с омфалом, напоминающим маленькие ягоды

Гирлянды на алтаре Мира собраны из летних и осенних фруктов , как диких, так и садовых. Здесь можно опознать виноград, колосья ячменя, яблоки, груши, гранаты, фиги, плоды земляничного дерева (Арбутуса), орехи, оливки, жёлуди, плющ, сосновые шишки и лавровые листья. Фрукты скомпонованы так, чтобы цвета не повторялись. Все гирлянды разные, но при этом все они следуют одной художественной схеме. Концы каждой из них спрятаны под листьями и плодами винограда. Гирлянды созданы таким образом, что создают ощущение лёгкости, но, при этом, наполненности.

Гирлянда за панелью с Энеем

Полностью восстановленная гирлянда

Прототипы этих гирлянд можно найти на зданиях Пергамского царства . Однако, они отличаются тем, что в гирляндах Августа каждый фрукт и листок выглядит как отдельный предмет, тогда как эллинистические гирлянды создают впечатление целостности.

Гирлянды на длинных стенах

Два фриза (архитектурных пояса) внутри были раскрашены. Детали и реконструкция на стенде

Гирлянды – это каменные аналоги натуральных украшений алтарей, в которых могли висеть настоящие черепа коров , фрукты и патеры. Белые коровы были жертвенными животными богини Мира, поэтому их черепа как нельзя лучше подходили для украшения алтаря. Перед жертвоприношением лбы коров сбрызгивали вином – об этом обычае напоминают жертвенные блюда . Август вернулся домой летом, во время созревания фруктов, поэтому они и были использованы в гирляндах. Праздничные ленты , которые, вероятно, когда-то были пурпурными, являются символом божественного царства.

Гирлянда да третьей короткой стороне. Отчётливо видна оригинальная часть

На этой панели оригинальная только патера

Изначально все рельефы алтаря Мира были раскрашены , но никаких следов пигментов обнаружено не было, поскольку камни слишком долго пролежали вблизи подземных вод.

Фруктовые гирлянды на длинной стороне. Видно, что внутри немного места

На алтаре Мира нет ни одного изображения самой богини Пакс , однако она присутствует в виде обезличенной силы, угадываемой только в жестах и формах. Обезличенные боги относились к наиболее примитивным представлениям римлян о высших силах, и алтарь Мира является наилучшим примером их влияние на римское искусство.

Хорошо видны также букарнии и ленты

В Риме проводилось два праздника, связанных с алтарём Мира – первый проходил 4 в честь начала строительства, а второй – 30 января в честь его освящения.


История обнаружения алтаря Мира

Алтарь Мира стоял на восточном углу Марсова поля на улице Фламиния (сейчас это via del Corso) за тогдашними границами Рима. Основание из туфа до сих пор находится на своём месте – в шести метрах под дворцом Оттобони Фиано Альмаджа (Русполи), ранее известном как «дворец Перетти». До 1536 года Агостино Венециано зарисовал одну из панелей фриза с завитками, которая впоследствии была утеряна. В это время некоторые части стены святилища были видны с улицы. В 1568 году, во время работ во дворце, были обнаружены ещё несколько частей стены и проданы семье Медичи. Рельефы с Италией, с правой длинной процессией и вторая плита левой длинной стены были перевезены во Флоренцию, первая плита левой процессии попала в Ватикан, четыре гирлянды и две пилястры фасада с завитками до сих пор встроены в наружную стену виллы Медичи, выходящую в сад (в алтаре они заменены копиями). В 1859 году во время укрепления фундамента дворца Оттобони были обнаружены ещё несколько фрагментов, например, часть рельефа с Энеем и голова Марса с противоположной панели. Они были перевезены в Вену.

Восточный фасад со вторым входом в алтарь. Здесь нет лестницы

Бюсты членов семьи императора Августа

Экспозиция на -1 этаже музея

Первым предположение о том, что все эти фрагменты относятся к алтарю Мира Августа, высказал в 1879 году немецкий археолог Фридрих фон Дун . В 1903 году были проведены раскопки и составлен план здания на нулевой отметке. Кроме того, все обнаруженные детали были собраны в Национальном музее Рима (музее Терм), где алтарь был частично восстановлен. С 1937 по 1938 годы были проведены дополнительные археологические изыскания с использованием новейшего оборудования для заморозки грунтовых вод, во время которых было найдено множество недостающих фрагментов.

Стенд с объяснением того, какие цветы и растения послужили прототипами для растительного орнамента

С 1938 года алтарь стоит в отдельном здании между и рекой Тибр. По сравнению с оригинальным положением, он был повёрнут на 90 градусов (раньше вход был с востока, а теперь с юга). Вдоль правой (если смотреть от входа) стены музея установлены плиты с вырезанными на них «Деяниями » («Res Gestae») Августа. Оригинал когда-то стоял перед входом в его мавзолей.

Здание музея

Res gestae divi Augusti

Достопримечательности поблизости: , церковь Сан-Рокко (1832), фонтан Боттичелла (1774), часовня Сан-Джироламо-вей-Кроати (1587), фонтан Порто-ди-Рипетта (1704), церколвь Карло-аль-Корсо (1610), церковь Сан-Джакомо-ин-Аугуста (1592)

Полезная информация об алтаре Мира в Риме

Где находится:
На берегу Тибра; недалеко от замка Святого Ангела

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Спанья (Spagna; линия А) находится, примерно, в 500 метрах к востоку от алтаря.

Автобусы 301 или 913 до остановки Augusto Imperatore.
Автобусы 628, С3 или N25 до остановки Augusto Imperatore- Ara Pacis.

Ближайшая остановка туристического автобуса — Piazza di Spagna / Via Veneto

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.