Физическая нагрузка. Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамические, ритмические) Что такое физические качества

Характеристики физических упражнений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Характеристики физических упражнений
Рубрика (тематическая категория) Культура

Физические упражнения как разнообразные двигательные действия человека способствуют решению задач физического воспитания. Сегодня имеется большое количество различных физических упражнений.

Для того чтобы ориентироваться в них, правильно отбирать их для решения как общих, так и частных задач физического воспитания, важно понимать основную суть их содержания.

Содержание физических упражнений - ϶ᴛᴏ действия, входящие в них, а также процессы, которые происходят в организме в ходе выполнения упражнения (психические, физиологические, биохимические и др.). Физические упражнения как произвольные движения опираются на сознание человека и направлены на достижение какого-то результаты. Выполнение физических упражнений связано с вниманием, мышлением, волевыми усилиями.

При выполнении физических упражнений происходят функциональные изменения, которые улучшают и совершенствуют различные системы организма человека.

Для педагога важно рассматривать физические упражнения как средства для решения воспитательно-образовательных задач физического воспитания (формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и т. д.).

Форма физического упражнения зависит от особенностей содержания. Форма физического упражнения - ϶ᴛᴏ его внутренняя и внешняя структура (т. е. организация, построение).

Внутренняя структура - ϶ᴛᴏ взаимосвязь различных процессов в организме, возникающая при выполнении какого-то упражнения.

При выполнении упражнения должны взаимодействовать между собой энергетические процессы (нервно-мышечные и др.).

Внешняя структура - ϶ᴛᴏ видимая сторона упражнений, характеризующаяся соотношением различных параметров движений (характеризуется пространственными, временными, динамическими особенностями движений).

Форма и содержание взаимосвязаны. Содержание играет ведущую роль по отношению к форме. К примеру: с увеличением скорости бега изменяются длина шага и угол наклона туловища. Следовательно, по мере изменения каких-то элементов содержания меняется форма упражнения. По этой причине для успешного выполнения и достижения успеха в физическом упражнении изменяют его содержание, создавая тем самым условия для улучшения функциональных возможностей организма.

Форма тоже влияет на содержание. Рациональная форма выполнения упражнения способствует более эффективному проявлению физических способностей. (Правильно выполненный замах при метании увеличивает дальность броска, способствует повышению возможностей успешного выполнения упражнения.)

Техника физического упражнения - ϶ᴛᴏ наиболее эффективный, рациональный способ выполнения двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.

Термин ʼʼтехникаʼʼ относится к тем физическим упражнениям, которые сформированы с учётом закономерностей выполнения движений, Эффективность техники выражается в определœенном воздействии на организм занимающихся или же в количественных показателях физического упражнения, т. е. его результативности. При этом крайне важно учитывать степень физической и даже психической подготовленности учеников.

Двигательные действия можно выполнять различными способами, но только наиболее рациональные можно назвать техникой. Эффективность техники физических упражнений постоянно совершенствуется, развивается. Это можно объяснить стремлением достигнуть всœе более высоких результатов при выполнении физических упражнений. Прогресс техники обусловлен открытием каких-то новых биомеханических закономерностей движений, появлением более совершенного оборудования, инвентаря, повышением физической подготовленности занимающихся. Критерием оценки эффективности техники выполняемых упражнений должна быть внешняя форма (в фигурном катании, гимнастике), количественный результат (в беге, плавании и др.) или же выполнение конкретной двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений выделяют: основу техники, основное звено техники, детали техники.

Основа техники - ϶ᴛᴏ главные, основные элементы упражнения, которые необходимы для решения двигательной задачи, т. е. те, которые отражают отличительные признаки одного упражнения от другого. Невыполнение, нарушение одного из элементов или последовательности элементов делают невозможным решение двигательной задачи этого упражнения, упражнение должна быть не выполнено, искажено.

Определяющее звено техники – наиболее важнейшая и решающая часть основы техники физического упражнения, которая выполняется обычно за короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. (В прыжках – отталкивание, в метаниях – конечное усилие перед броском.) От этих частей упражнения зависит и его результативность.

Детали техники - ϶ᴛᴏ второстепенные особенности физического упражнения, не являющиеся характерными для него. Οʜᴎ могут видоизменяться, т. е. придавать определœенную индивидуальность выполнению упражнения каждым человеком. Детали техники зависят от морфологических и функциональных особенностей человека (ребенка), а также и от условий, в которых данное упражнение выполняется.

Современная техника выполнения какого-либо упражнения строится на рациональной базе двигательного действия, являющейся одинаковой для всœех исполнителœей, т. е. имеется стандартная техника.

Стандартное выполнение двигательного действия не исключает индивидуальных особенностей исполнения некоторых элементов, которые не искажают основу двигательного действия.

Индивидуализация техники может происходить следующими способами:

1) в стандартную технику вносятся изменения, учитывающие особенности отдельных групп людей: физическую подготовленность, конституцию, возраст и т. п.;

2) изменения, вносимые в стандартную технику, учитывают особенности конкретного человека, при этом техника приобретает индивидуальный стиль, характерный только для этого человека.

При обучении детей следует уделять внимание индивидуализации техники, так как стандартная техника строится на базе анализа движений, выполняемых взрослыми. Индивидуализация техники имеет две стороны: 1) стандартную технику следует приспосабливать к особенностям обучаемого; 2) обучаемый должен изменять функциональные возможности организма в соответствии с техникой.

Обучая детей дошкольного возраста͵ следует формировать у них основы техники доступных физических упражнений.

В движениях выделяют: пространственные, временные, пространственно-временные (кинœематические), динамические и ритмические характеристики движений.

Пространственные характеристики включают: положение тела (исходное положение тела во время выполнения упражнения) и траекторию, т. е. путь движения частей тела.

Исходное положение - ϶ᴛᴏ положение тела перед началом выполнения упражнения, относительно неподвижное. Изменением исходного положения можно усложнить упражнение. Исходное положение должно обеспечить результативность упражнения. В технике выполнения некоторых упражнений имеют значение и определœенные положения частей тела (головы, рук, ног), к ним могут предъявляться и эстетические требования (оттянутые носки, прогнутое туловище при выполнении упражнений гимнастического типа). Некоторые исходные положения, статические позы могут иметь самостоятельное значение (стойка ʼʼсмирноʼʼ).

При выполнении физических упражнений тело, а также его части могут перемещаться как в пространстве, так и относительно друг друга. Эффективность физического упражнения зависит от позы в процессе самого движения. Изменяя положение тела при выполнении упражнения, можно изменять и направление всœех динамических опорных реакций, что ведет к ускорению тела в нужном и выгодном для данных условий направлении.

Траектория движения - ϶ᴛᴏ путь, который проходит движущая часть тела или предмета.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду. Форма траектории должна быть прямолинœейной и криволинœейной. Человек очень редко выполняет прямолинœейные движения, но в тех случаях, когда требуется развить наибольшую скорость на коротком пути, то здесь траектория будет прямолинœейной (удары в боксе, уколы в фехтовании, удар по подвешенному мячу). Чаще применяются криволинœейные траектории, так как при этом не приходится тратить дополнительные мышечные усилия, чтобы преодолеть инœерцию движения. (Такие траектории применяются также в метании, движении рук при плавании и т. д.) Форма траектории зависит от движущейся массы тела: чем больше масса, тем проще форма траектории (движения рук бывают разнообразней движений ног).

Направление движения. От него зависит эффективность воздействия физических упражнений, а также и успешное выполнение поставленной двигательной задачи. Направление движения определяется внешними ориентирами или плоскостями тела (может определяться направление части тела к собственному туловищу).

К основным направлениям тела человека принято относить: направления ʼʼвверх-внизʼʼ, ʼʼвперед-назадʼʼ, ʼʼвправо-влевоʼʼ. В сгибательных движениях применяют термины ʼʼвпередʼʼ и ʼʼназадʼʼ, при движениях в боковой плоскости (переднезадней) ʼʼвправоʼʼ, влевоʼʼ, в случае если движения выполняются в лицевой плоскости (наклоны в стороны); ʼʼнаправоʼʼ, ʼʼналевоʼʼ – термины для вращательных движений в горизонтальной плоскости (повороты направо, налево).

За направлением движения ведущую роль играет зрение. При быстрых изменениях направления движение головы должно опережать движение других частей тела.

Амплитуда движения определяется величиной пути перемещения частей тела. Амплитуда измеряется в угловых величинах (градусах), линœейными мерами (длина шага), может определяться условными обозначениями (полуприседание), а также внешними ориентирами и ориентирами на собственном телœе. Амплитуда движения как размах его зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц.

Различают активную подвижность сочленений (достигается активной работой мышц), пассивную подвижность, вызываемую действием внешних сил. Пассивная подвижность обычно больше.

В жизни, в практике физического воспитания максимальная амплитуда движений используется, но не всœегда. По амплитуде движения бывают: размашистыми (большая амплитуда), мелкими (малая амплитуда).

В случае если направление или амплитуда движений не соответствуют поставленной двигательной задаче, то такие движения называют неточными.

К временным характеристикам относят длительность выполнения физических упражнений или их элементов и темп.

Физические упражнения, их элементы выполняются с различной длительностью, т. е. различно затраченным временем. Зная величину длительности упражнения, а также и длительность его элементов, можно определять общий объём нагрузки и регулировать его.

Темп движений как временная характеристика определяется частотой повторения циклов движений или количеством движений в единицу времени (так, темп ходьбы 120–140 шагов/мин).

Темп движений зависит от массы тела. С изменением движения качественно изменяется структура движения (бег 180–200 шагов/минуту). Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки. Темп зависит от особенностей организма, от уровня овладения данным упражнением.

К пространственно-временным характеристикам относят скорость движений и ускорение. ʼʼСкорость движений определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью к затраченному на это времениʼʼ (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1985, с. 47). Скорость измеряется в метрах в секунду. В случае если скорость постоянна, то движение называют равномерным; если скорость изменяется, то движение называют неравномерным.

Ускорение - ϶ᴛᴏ изменение скорости движения в единицу времени. Ускорение должна быть положительным (когда скорость увеличивается) и отрицательным (скорость уменьшается).

Выполняя упражнения, мы можем изменить их скорость и ускорение. Исходя из этого положения, движения бывают резкими, начинающимися с больших скоростей, неравномерно ускоренные и неравномерно законченные.

Движения бывают плавными, выполняемыми без резких изменений скорости. Движения с постоянной скоростью, с постоянным ускорением встречаются редко. Не бывает обычно и внезапных изменений скорости.

Различают скорость движения всœего тела и скорость отдельных частей тела.

Важно учить детей управлять скоростью движений (выдерживать заданную, увеличивать и уменьшать ее). Динамические характеристики движений определяются силами, оказывающими влияние на движение тела человека. Эти силы делятся на внутренние и внешние.

К внутренним силам относятся: пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность, вязкость мышц); активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц); реактивные силы (отраженные силы), возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорением.

К внешним силам относятся: сила реакции опоры; сила тяжести собственного тела; силы сопротивления внешней среды и физических тел; сила тяжести снаряда, инœерционные силы перемещаемых человеком тел.

Двигательная деятельность человека выглядит как приложение сил мышечной тяги, которые взаимодействуют с внутренними и внешними силами. Выполняя физические упражнения, следует стремиться к более полному использованию сил движущих при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика движений - ϶ᴛᴏ ритм, т. е. сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными.

Сильная акцентированная часть движения выполняется с наибольшим напряжением мышц. При правильном выполнении физических упражнений должны чередоваться моменты мышечного напряжения и расслабления.

Различают движения циклические и ациклические. Циклические движения характеризуются непрерывным чередованием одних и тех же движений (одних и тех же циклов).

Циклические движения представляют из себяпоследовательное чередование отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Все элементы движений, составляющих один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всœех циклах. Каждый цикл движений связан с предыдущим и последующим. К циклическим движениям относятся борьба, бег, ходьба, плавание, бег на коньках и лыжах, гребля, езда на велосипеде и др.

Ациклические движения – целостные однократные законченные акты, имеющие самостоятельное значение. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизирующие силу и скорость, сокращения мышц. К ациклическим движениям относятся легкоатлетические прыжки, поднятие штанги, стрельба, гимнастические упражнения. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов. Каждое ациклическое движение имеет определœенную последовательность фаз. Так, подготовительная фаза создает наиболее выгодные условия для выполнения движения в основной, главной фазе. Такие условия можно создать с помощью движения, направленного в противоположную главному движению сторону. Для этого можно использовать движения в виде разбега, скачка, вращательных движений, которые помогают подойти к главной фазе движения.

Основная (главная) фаза движения направлена на решение основной конкретной двигательной задачи.

В этой фазе важно рационально использовать движущие силы в необходимый момент, в соответствующем месте и направлении.

Заключительная фаза направлена на затормаживание движений, сохранение равновесия.

Вместе с тем, что упражнения разделœены на фазы, выделяют ещё и элементы движений, т. е. движения отдельных частей тела (в метании: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия).

Выделяют качественные характеристики движений, к которым относят: точные движения, экономные движения, энергичные движения, выразительные движения.

Точные движения представляют из себятакие движения, которые выполнены в соответствии с двигательной задачей и в соответствии со всœеми характеристиками движения.

Экономные движения отличаются отсутствием лишних движений или их минимумом.

Энергичные движения имеют ярко выраженную силу, скорость, мощность, преодолевают значительные сопротивления.

Плавные движения выполняются с постепенно изменяющейся степенью мышечного напряжения, с постепенным ускорением или замедлением.

Выразительные движения отражают психоэмоциональное состояние ребенка в соответствии с поставленной задачей или замыслом.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста определœены Программой воспитания и обучения в детском саду (1985, I987, 2005 гᴦ.).

Для решения задач физического воспитания в детском саду для каждой возрастной группы определœен перечень упражнений, доступных детям того или иного возраста. При подборе и выполнении упражнений следует учитывать и индивидуальные особенности детей.

В первые годы жизни двигательный опыт ребенка невелик. По этой причине большое значение имеют гигиенические условия и природные факторы.

Для детей раннего возраста устанавливается определœенный режим деятельности, сна, питания, активного отдыха. В раннем возрасте, начиная со второго месяца жизни, применяются пассивные, пассивно-активные упражнения в сочетании с массажем и закаливающими процедурами, имитационные упражнения, упражнения, направленные на конкретные предметные задания. Используются упражнения в ползании, подготовительные к ходьбе, катание мячей и бросание, упражнения с игрушками и предметами, простейшие ритмические упражнения.

С 3-летнего возраста используются упражнения для обучения основным движениям: различные виды ходьбы, бега, прыжков, спрыгивания в глубину, метания одной и двумя руками мячей, мешочков с песком.

Используются упражнения в ползании, в лазании, которые усложняются в каждой возрастной группе. Общеразвивающие упражнения выполняются детьми как с предметами, так и без них. Выделяются упражнения, способствующие формированию правильной осанки, профилактике против плоскостопия.

Постепенно усложняются построения и перестроения.

Очень широко используются подвижные игры, которые тоже усложняются исходя из возраста детей.

К 5–6 годам дошкольники умеют правильно принимать исходное положение для выполнения упражнений, овладевают простейшими построениями и перестроениями. Эти упражнения помогают детям ориентироваться в пространстве, коллективно выполнять упражнения.

Подвижные игры способствуют совершенствованию навыков базовых движений, развитию физических качеств.

Сложные в координационном отношении упражнения обычно используются с детьми старшего дошкольного возраста.

С дошкольниками, начиная с 3-летнего возраста͵ используются спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам; детей с 6–7 лет обучают катанию на коньках. В летний период времени детей обучают катанию на велосипедах, самокатах; обучают элементам спортивных игр, плаванию. В случае если детский сад имеет плавательный бассейн, то обучение плаванию осуществляется круглогодично. Анализируя упражнения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста͵ следует отметить, что почти всœе они носят динамический характер.

В подборе физических упражнений следует учитывать, как они сочетаются друг с другом. Подбор упражнений обусловливается и постепенным вовлечением в работу различных мышечных групп. Необходимо правильно подбирать упражнения для физкультурных занятий, с учетом главных задач занятия.

Подбирая упражнения, следует учитывать их целœесообразное повторение в какой-то период времени (в течение дня, недели, месяца). Прежде чем подобрать новые упражнения, крайне важно тщательно проанализировать предшествующую двигательную деятельность детей.

В основу наиболее общей классификации положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания, в соответствии с которыми выделяют следующие группы упражнений:

1. Гимнастика.

4. Туризм.

Особенности первой группы упражнений заключаются:

а) в избирательном воздействии на различные мышцы, группы мышц, части тела;

б) в возможности точной дозировки нагрузки;

в) в использовании предметов, снарядов, музыки.

В физическом воспитании дошкольников кроме выполнения базовых (естественных) движений в игровой форме используются подвижные игры. Οʜᴎ определяются как сложная двигательная деятельность, выполняемая в неожиданно изменяющихся условиях и ситуациях, обусловленных установленными правилами, направленными на выявление конечного итога или количественного результата. Деятельность детей при этом организуется на базе образного сюжета или игровых заданий и носит комплексный характер.
Размещено на реф.рф
К игровым упражнениям относят в дошкольном возрасте и элементы спортивных игр.

Спорт (спортивные упражнения) характеризуется направленностью к достижению наивысших показателœей в каком-либо виде физических упражнений. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и психическим возможностям человека. По этой причине он доступен только по достижении определœенного этапа возрастного развития, при условии соответствующей физической подготовленности и состояния здоровья. С детьми дошкольного возраста используются спортивные упражнения в упрощенном виде, которые формируют лишь правильные основы спортивных движений.

Туристические упражнения (туризм) позволяют закреплять двигательные навыки и развивать физические навыки в природных условиях. С дошкольниками организуются выходы за пределы участка детского сада, за город с использованием различных способов передвижения, прогулки. Проводятся прогулки-экскурсии с определœенной целью. Эти упражнения рассматриваются как простейший туризм.

Физические упражнения могут подразделяться по направленности их для развития физических качеств.

Ловкость движений как умение управлять своим телом является одним из базовых качеств, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ усиленно развивается в дошкольном возрасте. Для развития этого качества используются постепенно усложняемые упражнения с предметами и без предметов, усложненные способы выполнения базовых движений. Широко применяются упражнения для развития равновесия, являющегося важной основой многих естественных движений. Здесь используются упражнения в ползании, лазании, ходьбе по ограниченной опоре и др.
Размещено на реф.рф
Ловкость и равновесие как качества, основанные на координационных возможностях человека, очень важны для ребенка-дошкольника. Закреплять и развивать двигательные умения, связанные с этими качествами, следует в подвижных играх.

Для развития гибкости с детьми дошкольного возраста используются гимнастические упражнения с предметами и без предметов.

Детям дошкольного возраста даются упражнения для развития быстроты: главным образом упражнения, выполняемые в различном темпе, кратковременный бег на скорость. Как специальную задачу развития скорости детям дошкольного возраста ставить нецелœесообразно.

Детям предлагаются упражнения для развития выносливости, главным образом в виде ходьбы и бега на определœенное расстояние или в течение определœенного времени.

Развитие силы. Упражнений, способствующих этому, дается очень немного, так как в дошкольном возрасте нельзя применять движения, связанные с поднятием и толканием тяжелых предметов. Нецелœесообразно целœенаправленно работать над развитием этого качества в связи с возрастными морфофункциональными особенностями детей-дошкольников.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физические упражнения могут подразделяться (классифицироваться) по группам на базе различных признаков: исторически сложившаяся классификация и разделœение упражнений для воспитания различных физических качеств, а также по анатомическому признаку, по видам спорта и пр.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г Л А В А 2. Теория и методика развития движений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей детей дошкольного возраста

2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жизнь ребенка начинается еще до его рождения в период внутриутробного развития, исходя из чего организм новорожденного характеризуется уже широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации родившихся детей в первую очередь по признакам физиологической зрелости или незрелости, а не по массе и длинœе тела обоснован профессором И. А. Аршавским. По этой причине в разные возрастные периоды организм может считаться совершенным и зрелым, в случае если всœе его физиологические функции соответствуют его календарному возрасту и организм способен адаптироваться к тем условиям, с которыми он должен взаимодействовать.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется как отставанием в развитии физиологических функций, которые возникли в период внутриутробного развития, так и более поздним ослаблением их функционирования по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец попадает в условия со значительным перепадом температур и подвергается резкому холодовому воздействию. При этом при этом у новорожденного теплоотдача не снижается, а повышается. Это происходит за счёт расширения сосудов кожи (вазодиляптацией) и увеличением кровотока в ней. Новорожденный реагирует потоотделœением на сниженную температуру среды, а это повышает теплоотдачу. После рождения ребенок имеет специфическую позу: согнутое положение головы по отношению к туловищу, сложенные в локтевых суставах ручки, пальцы сжаты в кулачки (большой палец внутри), ножки согнуты в коленях, пальчики стопы согнуты к подошве. Это характеризует сгибательную гипертонию, которая повышает уровень теплопродукции и уменьшает общую поверхность тела для теплоотдачи.

За первые 7 лет своей жизни ребенок проходит огромный путь развития, успешность которого определяется факторами окружающей среды и особенностями воспитания. Окружающим ребенка взрослым следует помнить, что воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду, человеческая индивидуальность уже существует и в младенческом возрасте. Многое в индивидуальности определяется особенностями нервной системы, врожденными и приобретаемыми, это в полной мере относится к свойствам нервной системы, которые играют огромную роль в развитии ребенка. Еще Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка - ϶ᴛᴏ единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс. По этой причине возрастная эволюция мозга ребенка является сложным и многосторонним процессом. Необходимо понимать механизмы созревания нервной системы, что даёт возможность понять механизмы нервной деятельности. Этот механизм состоит в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются; а затем в выработке ответной реакции, которая осуществляется рабочими органами. В этих положениях заключен принцип рефлекса, лежащий в базе нервной деятельности. У грудного ребенка рефлексы варьируются: от простого сокращения мышц до проявления комплекса оживления при виде лица матери..

Уже при анализе схемы рефлекса можно выявить индивидуальные особенности нервной системы, поскольку один и тот же раздражитель дети воспринимают неодинаково. На процессе развития отражаются всœе эти особенности нервной системы. ʼʼБиологический каркас личностиʼʼ составляет вся совокупность индивидуальных особенностей ребенка. Этот каркас в процессе воспитания подвергается изменениям, а также в него вплетаются формируемые у детей социальные навыки.

Также большое влияние на развитие рёбенка и его нервных процессов оказывает становление двигательных функций. В свою очередь их созревание напрямую связано с деятельностью двигательного анализатора, развитие которого происходит на базе дистантных рецепторов, т. е. рецепторов зрения, слуха, а также и тактильно-мышечного анализатора. Все это сказывается на психофизическом развитии ребенка.

В первое полугодие жизни развитие движений ребенка базируется на безусловных рефлексах, постепенно формируя условно-рефлекторные связи, которые совершенствующиеся в течение всœей жизни. У ребенка, в отличие от животных, довольно длителœен путь становления жизненно важных движений и важнейших способов деятельности. Как отмечается физиологами: чем выше в эволюционном ряду стоит живое существо, тем дольше у него продолжается у него период детства.

У человека при рождении ʼʼавтоматическихʼʼ действий гораздо меньше, чем у животных, но зато он более способен к обучению. Специфика мозга человека как раз и состоит в огромной возможности усваивать новые знания и различного рода социальные традиции.

Центральная нервная система ребенка развивается тоже на базе врожденных безусловных рефлексов, которые у физиологически зрелых новорожденных детей проявляются в ответ на раздражение определœенных участков поверхности кожи. К таким безусловным рефлексам относятся: хватательный, подошвенный, пяточный рефлекс (рефлекс И. Н. Аршавского), когда обобщенная двигательная активность сочетается с гримасой плача и криком, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость; рефлексы шагательный и ползательный. По мере развития ребенка они постепенно сворачиваются, а затем вновь формируются, но уже под воздействием воспитания. Развитие нервной системы происходит также на базе врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

У ребенка первых недель жизни начинают возникать условные рефлексы на различные раздражители – зрительный, слуховой и т. п. Применение каких-либо внешних раздражителœей долгое время в определœенной последовательности способствует формированию целостной системы ответных реакций – динамическому стереотипу. Условные рефлексы ребенка формируются на базе взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Следует отметить, что центральная нервная система ребенка сохраняет в себе следы длительной эволюции животного мира. Об этом говорят следующие факты: регуляция работы внутренних органов, сердца, автоматические реакции на температурные и болевые, раздражители регулируются примерно теми же нервными центрами, что и у животных. При этом у человека значительно больше развита кора больших полушарий и особенно ее лобные отделы, чем у высших млекопитающих.

У человека (ребенка) в нервной системе имеются эволюционно более древние группы центров, которые регулируют относительно примитивные функции. Многоплановыми сложными действиями руководят эволюционно более новые центры, которые объединяют различные системы организма. Так, центры спинного мозга регулирует работу внутренних органов в пределах определœенных участков сегментов тела. Дыханием и сердечной деятельностью управляют центры продолговатого мозга. Центры среднего мозга регулируют комплексную реакцию всœего организма на зрительные и слуховые раздражители. Промежуточный мозг и подкорковые узлы интегрируют всœе сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды. Здесь же формируются эмоциональные состояния – чувство страха, напряженности, агрессивности, радости. Как доказали физиологи, у человека имеются участки в подкорковых центрах, раздражение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий, которая без этих структур не может функционировать и сопоставлять полученные от них сигналы с индивидуальным опытом, а также и руководить активизацией или торможением отдельных нервных центров. Только функции коры головного мозга имеют способность тонко анализировать обстановку, приобретать и использовать индивидуальный опыт в случае его крайне важно сти. При этом одни реакции в нервной системе жестко запрограммированы и запускаются в виде автоматической последовательности действий, другие реакции являются непостоянными, видоизменяясь в процессе своей реализации.

При правильно организованном процессе воспитания у ребенка можно выработать множество стереотипов, что в значительной мере облегчит реагирование на окружающие внешние условия, тем самым повышая работоспособность нервных клеток. Ребенок привыкает выполнять ежедневно физические упражнения на утренней гимнастике, после дневного сна, в самостоятельной двигательной деятельности, что ведет к формированию стереотипа и потребности в их выполнении в одно и то же время. Так у ребенка складываются определœенные двигательные паттерны (последовательность выработанных действий), которые отражаются на его поведении. Как становление, так и изменение паттернов зависит от возраста͵ окружающей среды, особенностей развития ребенка. По этой причине нервную систему даже у младенца можно тренировать, и эти воздействия осуществлять с учетом выработанных стереотипов, развивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития ребенка и его нервной системы у него появляются и упрочиваются функции статического и динамического равновесия. Это происходит и под влиянием внешних и внутренних факторов. Как утверждал И. М. Сеченов, всœе произвольные движения ребенка формируются под воздействием социальных условий. Это касается и функции прямохождения, поскольку ребенок как дитя природы в нем даже не нуждается. Только находясь в социуме как социальное существо, он может выполнять жизненно важные движения, которые совершенствуются в процессе воспитания и обучения.

На формирование навыков движения большое влияние оказывает состояние органов чувств, с помощью которых ребенком воспринимается окружающая среда. К моменту рождения органы чувств ребенка развиты больше, чем движения.

М. Ю. Кистяковская выявила последовательность образования связей между двигательным анализатором другими. Так, долгое развитие двигательного анализатора ребенка влияет на становление его двигательных функций, которые формируются на базе дистантных рецепторов, которые способны воспринимать раздражители на расстоянии. Это относится прежде всœего к системам зрения, слуха и ряду других анализаторных систем.

На втором месяце жизни устанавливается связь между кинœетическим и вестибулярным аппаратом и это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спинœе, в вертикальном положении. В данный же возрастной период возможно образование связи между кинœестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук, что проявляется в сосании пальцев и направлении рук ко рту. Позднее устанавливаются связи между двигательным и зрительным анализаторами, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рассматривании. В возрасте 3,5–5 месяцев у малыша появляются еще более сложные зрительно-кинœетические связи. Можно наблюдать как он направляет руки к подвешенному предмету (игрушке) и захватывает его.

Формивание межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем с формированием своеобразной иерархии центров с очень сложной соподчинœенностью. Многие двигательные акты дублируются на разных уровнях, что создает высокую надежность осуществления навыков движения, способности видоизменять способ двигательного действия при внезапно меняющихся условиях.

Физиологами установлено, что самый низкий уровень регуляции движений осуществляется сегментным аппаратом спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны с определœенными группами мышц и регулируют их деятельность. Двигательные нервные кл

Характеристики физических упражнений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Характеристики физических упражнений" 2017, 2018.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек реша­ет определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, пре­одолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внеш­ней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Техника физического упражнения это способ решения двигательной задачи.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Стандартная техника это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

Поиском более совершенных способов выполнения движений;

Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

Совершенствованием методики обучения;

Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются; признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми.

1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже - не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих рас­четов раскрывается в курсе «Спор­тивная метрология»).

Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом - от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью дви­жений, составляющих детали техники.

Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего нача­лу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредст­венно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горно­лыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гим­настике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение те­ла в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после переда­чи мяча в футболе.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направле­нием и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объ­ясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) име­ют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.

Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит­тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступа­тельных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или не­благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не дости­гают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных ча­стей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплиту­да движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относитель­но каких-либо внешних ориентиров.

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толка­нии ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возраста­нию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от­дельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительнос­ти зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку).

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу време­ни, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мину­ту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладе­нии техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определя­ется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной ча­стотой движения.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.

Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием ско­рости передвижения.

Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых дви­гательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особен­но к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:

Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает со­хранение и направление изменения взаимного расположения звеньев чело­веческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

Внешние силы складываются из:

Силы тяжести собственного тела;

Силы реакции опоры;

Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во време­ни сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышеч­ными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных дви­жений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-ли­бо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и од­нократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно опре­деляют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, кото­рые характерны для данного физического упражнения.

Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

В различных двигательных действиях находят свое выра­жение отдельные качественные характеристики двигательных возможностей человека. Их называют двигательными, или фи­зическими качествами.

Выделяют следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. В труде, быту, спорте они проявляются не изолированно, а в органических связях между собой. В то же время в каждом двигательном действии или в виде мышечной деятельности одно или несколько качеств про­являются в наибольшей степени (например, в упражнениях с отягощениями - это сила, а в ряде таких продолжительных упражнений аэробного характера, как езда на велосипеде, бег, плавание и др. - выносливость). Поэтому часто отмечают ведущее или ведущие физические качества в каждом отдельном виде спорта и именно это качество (или эти качества) тренируется более основательно.

Физические качества не стоит путать с физическими способностями, к которым относятся, например, прыгучесть, меткость и др. и которые в свою очередь являются производными от 5 физических качеств.

Также не существует физического качества «скорость», которое часто используется в литературе и практике. Скорость – это уже производный результат от физических качеств. Например, в беге на 100м и на 10000м необходима максимально возможная скорость бега. Только в беге на 100м ведущими физическими качествами для достижения максимальной скорости будут сила и быстрота, а на 10000м – выносливость.

В процессе проявления двигательных качеств отдельные органы и функциональные системы организма задействованы в наибольшей степени. Их функциональное состояние опреде­ляет степень развития того или иного качества. Под влиянием физических упражнений происходит приспособление (адапта­ция) к мышечной деятельности, что выражается в функцио­нальной перестройке многих систем организма. Более значи­тельно адаптируются те системы организма, которые были задействованы в конкретной мышечной деятельности в боль­шей степени. Так, работа на выносливость развивает в основ­ном органы кровообращения и дыхания; упражнения силово­го характера приводят к изменению химического состава и утолщению мышечных волокон. Рассмотрим более подроб­но физические качества человека.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Сила каждой мышцы зависит от характера нервных им­пульсов, которые обеспечивают ее сокращение, и от количе­ства находящегося в мышцах сократительного белка. Повыше­ние частоты нервных импульсов, посылаемых к мышце, а также синтез сократительного белка - пути усиления мышцы.



Физиологической основой развития силы являются:

Участие в мышечном сокращении максимально боль­шего числа двигательных единиц;

Утолщение мышечных волокон, совершенствование их структуры и биохимических процессов;

Расслабление мышц-антагонистов и предварительное ра­стяжение мышц-синергистов;

Увеличение согласованности в деятельности мышц-си­нергистов.

За силу отвечают белые (быстрые) мышечные волокна, а за выносливость – красные (медленные).

Сила тренируется (развивается, воспитывается) относительно длительное время, но также относительно длительное время и сохраняется. Вопреки выносливости, которая быстро тренируется, но также быстро «исчезает».

Следует отметить, что термин «развитие» физического качества, в данном случае уместен только в периоды роста организма, т.е. с рождения и до стабилизации (примерно 18-22 года, зависит индивидуально). В принципе любое физическое качество развивается само по себе (даже без специальных внешних воздействий в виде физических упражнений) именно так как это заложено в человеке природой (на генетическом уровне) в ходе его элементарных двигательных действий в процессе жизнедеятельности.

Если же мы целенаправленно воздействуем на организм с помощью физических упражнений, тогда это называется воспитание физического качества или нескольких качеств.

Наибольший прирост силы, т.е. его развитие происходит примерно в 14-17 лет. Именно в этот возрастной период необходимо уделить особое внимание данному физическому качеству, т.е. вместе с его развитием (естественным ростом) использовать тренировочный процесс, т.е. воспитывать данное качество.

Различают максимальную и относительную силу. Последняя указывает величину максимально поднятого веса в пересчете на единицу собственного веса тела.

Основные упражнения для воспитания силы – упражнения с собственным весом тела и упражнения с дополнительными отягощениями (штанги, гири, гантели, тренажеры и др.).

В зависимости от веса и соответственно количества повторений моделируется направленность силовой работы – воспитание собственно максимальной силы, работа на мышечную массу (атлетизм) или даже на выносливость (при относительно небольших весах с достаточно большим количеством повторений). Поэтому у культуристов будет одна программа тренировки, а у силовиков (пауэрлифтинг) будет совершенно иная.

Быстрота - это способность человека выполнять однократное двига­тельное действие за мини­мальный промежуток времени.

Однократное действие подразумевается в беге или плавании, как один шаг или гребок, т.е. опять же не стоит путать со скоростью или частотой (темпом) движений.

В основе этого качества лежит особая координация про­цессов в нервно-мышечной системе, обеспечивающая быст­рое нарастание процессов возбуждения в нервных центрах и мобилизацию в минимальные отрезки времени функций мы­шечного сокращения. Быстрота также зависит от точной коор­динации движений, обеспечивающей сокращение только не­обходимых групп мышц и быстрое их расслабление, а также оптимальную сменность двигательных единиц в каждой из ра­ботающих мышц.

Различают элементарные и комплексные формы проявле­ния быстроты.

К элементарным формам относят латентное (скрытое) время двигательной реакции (период времени между действи­ем раздражителя и началом движения), время одиночного дви­жения и темп движения.

Комплексные формы быстроты проявляются в виде пла­вания, бега и др. на спринтерских дистанциях, бросков и др. в борьбе, нанесения ударов в боксе и т.д.

Физиологическими основами развития быстроты яв­ляются:

Увеличение скорости протекания возбуждения в нервных центрах;

Повышение скорости расслабления мышц;

Синхронизация возбуждения мышечных единиц и их от­дельных волокон;

Увеличение лабильности соответствующих двигательных единиц и скорости распространения возбуждения по нервным и мышечным волокнам;

Повышение скорости укорочения мышечных волокон.

Основные средства воспитания быстроты – упражнения в высоком и переменном темпе, ускорения на коротких отрезках.

Наибольший прирост быстроты происходит примерно в 9-10 и 15-17 лет.

Выносливость - это способность организма выполнять ра­боту заданной мощности в течение относительно длительного времени без снижения ее эффективности.

При выполнении упражнений циклического характера вы­носливость неразрывно связана с функцией дыхания (прежде всего тканевого), кровообращения (обеспечивающего достав­ку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление про­дуктов распада), выделения и терморегуляции.

Физиологическими основами повышения выносливости являются:

Степень развития органов дыхания и кровообращения (скорость диффузии О 2 и СО 2 через ольвеолярную мембрану, минутный объем дыхания, величина систолического и минут­ного объемов крови);

Кислородная емкость крови;

Запасы энергетических веществ в организме и возмож­ность их использования;

Мощность аэробных и анаэробных процессов;

Емкость буферных систем и объем щелочных резервов крови;

Координация двигательных и вегетативных функций;

Скорость включения нервно-гуморальных механизмов
регуляции гомеостаза;

Особенности терморегуляции.

В спорте различают общую (неспецифическую для спортсмена) выносливость и специальную (специфическую, т.е. соответствующая соревновательной работе) выносливость.

Для физического воспитания, как отмечалось ранее, понятия специфичности отсутствует, поэтому употреблять применительно к какому-либо упражнению термин «общая» или «специальная» выносливость не имеет смысла.

В то же время интенсивность и продолжительность физической работы подразумевают некоторые различия. При чем это касается как спорта, так и физического воспитания. Существует аэробная выносливость (способность организма совершать напряженную мышечную работу в условиях адекватного обеспечения кислородом, за счет аэробных источников энергии) и анаэробная выносливость (способность организма совершать напряженную мышечную работу в условиях неадекватного обеспечения кислородом, за счет анаэробных источников энергии).

В научно-методической литературе и на практике часто используются термины «силовая выносливость», «скоростная выносливость», «скоростно-силовая выносливость» и т.д., что несколько некорректно, хотя авторы пытаются найти объяснение этому. Например, «скоростная» – способность продолжительно и эффективно выполнять двигательное действие на большой, часто максимальной или околомаксимальной скорости, силовая – с достаточным приложением усилий (даже указываются иногда какие усилия – более 40% от максимальных) и т.д.

Основные показатели выносливости – мощность физической работы и ее продолжительность. Поэтому логичнее выносливость подразделять в зависимости от этих показателей или источников энергообеспечения, например, как отмечалось выше, аэробная и анаэробная, или более подробно – аэробная, гликолитическая, алактатная.

Основные упражнения для воспитания выносливости – упражнения циклического характера – ходьба, бег, плавание, гребля. От того, какой продолжительности и интенсивности выполняемое упражнение, будет зависеть какую выносливость воспитывают. В зонах небольшой мощности – это аэробная выносливость, как правило, это длительные равномерные упражнения.

Упражнения ациклического характера (то есть неповторяющиеся циклы двигательного действия через равные промежутки времени) также могут воспитывать выносливость: игры, борьба, бокс и др.

Наибольший прирост выносливости происходит примерно в 8-10 и 15-17 лет.

Ловкость - способность человека осваивать новые двигательные действия за относительно небольшой промежуток времени, выполнять сложные по координации движения при изменении динамики их выполне­ния и в изменяющихся окружающих условиях.

Ловкость зависит в основном от комплексного разви­тия силы, быстроты и выносливости. Постоянно изменяющая­ся обстановка в некоторых видах деятельности предъявляет вы­сокие требования к скорости обработки информации в центральной нервной системе, которая поступает от сенсор­ных систем, и к скорости программирования ответных движе­ний. В результате тренировки по развитию ловкости увеличива­ется подвижность нервных процессов и обеспечивается более быстрое включение различных мышц в работу и быстрые пе­реходы от сокращения к расслаблению.

Физиологической основой ловкости являются коорди­национные условнорефлекторные механизмы, сформирован­ные в условиях постоянных коррекций в связи с влиянием ус­ловий выполнения тех или иных упражнений. Это качество расстраивается в связи с утомлением, и поэтому его сохране­ние требует развития выносливости.

Лов­кость - сложное комплексное двигательное качество, уровень разви­тия которого определяется многими факторами. Наибольшее значе­ние имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пла­стичность корковых нервных процессов. От степени проявления по­следних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим.

Основное отличие используемых для воспитания ловкости средств - физических упражнений - в сравнении с другими состоит в их повышенной координационной сложности. Они непременно должны включать элементы новизны, т.к. любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания ловкости составляют гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на воспитание ловкости оказывает освоение эффективной техники естественных движений: бе­га, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыж­ков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраи­вать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся об­становкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (борьба, бокс, фехтование).

Особую группу средств составляют упражнения с преимуществен­ной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Наибольший прирост ловкости происходит примерно в 9-12 лет.

Гибкость - способность выполнять движения с максимально возможной амплитудой. Гибкость зависит от следующих факторов:

Анатомических особенностей суставов;

Эластичности связочного аппарата, мышечных сухожи­лий и мышц;

Способности сочетать расслабление и сокращение (на­пряжение) мышц-антагонистов в суставах.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характера.

Наибольший прирост гибкости происходит примерно в 6-8 лет.

Таким образом, развитие гибкости связано с повышени­ем эластичности мышц, мышечных суставов и связок, с со­вершенствованием координации работы мышц-антагонистов и, при многолетних занятиях, с изменением формы сочленя­ющихся костных поверхностей.

В процессе систематических занятий физическими упраж­нениями развиваются все двигательные качества. В процессе совершенствования одного из качеств в какой-то мере совер­шенствуются и другие, т.к. физическим качествам присуща общность некоторых механизмов их развития. Это явление но­сит название положительного переноса двигательных качеств. В начале регулярных тренировочных занятий оно проявляется в наибольшей степени. Наиболее благоприятное влияние на все двигательные качества оказывают физические упражнения на выносливость, в связи с чем она рассматривается как осно­ва для развития всех других качеств.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают кинематические характеристики (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики. (Подробно эти характеристики излагаются в курсе биомеханики физических упражнений).

Пространственные характеристики

Включают положение тела, траекторию (путь) движения.

Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.

Исходное положение принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих действий, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранение устойчивости, обеспечение свободы движения, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма. Низкий старт легкоатлета, стойка боксера, вратаря являются внешним выражением готовности к действию. Все эти позы можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах.

Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выполнения самого движения. Так, низкая посадка конькобежца уменьшает сопротивление внешней среды, что влечет за собой повышений скорости передвижения.

Конечное положение. В отдельных физических упражнениях конечные положения играют большую роль. Например, приземление в прыжках на лыжах с трамплина. Но есть двигательные действия, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Например, поза баскетболиста после передачи мяча.

Траектория движения - это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением, амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко и применяются тогда, когда требуется развить наибольшую скорость какой-либо части тела на коротком пути (укол в фехтовании, удар в боксе). Криволинейные движения встречаются горазда чаще и их слож-

ность зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще и наоборот. Например, в области тазобедренного сустава мышц больше, расположены они разнообразнее, а все же движения ногой беднее, чем рукой.

Направление- это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (партнера, спортивного снаряда). Различают направления основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные ((вперед-кверху, вперед-книзу и др.)

Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, более или менее благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у боксеров, баскетболистов, футболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения - величина пути перемещения частей тела (Л.П.Матвеев определяет амплитуду как «размах движений). Она измеряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (полуприсед, шпагат) или внешними ориентирами (на

клониться, достать носки ног). Амплитуда зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц и ее величина оказывает влияние на скорость перемещения тела, полноту растягивания мышц, точность движения и т. д.

Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой - мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют неточными.

Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений может привести к травмам сус-тавно-связочного аппарата и мышц.

Временные характеристики

К временным характеристикам движений относятся длительность и темп движения.

Длительность движения - это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование в плавании), фаз (замах, удар в волейболе), циклов (скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой выше перечисленной составляющей упражнения, может изменить и определить результат.

Темп движений - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений (циклов). При однократных движениях (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается.

Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем длительность меньше, тем темп выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов.

Не следует отождествлять понятие «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наоборот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но

если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов то скорость движений может оставаться неизменной.

Темп движения зависит от массы или моментов инерции движущего тела.

Так, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп, чем при движения туловища. С изменение темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, если темп становится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в бег.

Пространственно-временные характеристики

Скорость движения - Это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном -в радианах в секунду (угловая скорость).

Если скорость движений постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется - неравномерным.

Ускорение - изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает) и отрицательным (скорость убывает).

Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов (частоты шагов в беге, сопротивления воздуха в беге на коньках).

При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость. Это позволяет целесообразно распределить свои силы на дистанции и определять момент наступления утомления. Умение управлять скоростью движений называют «чувством скорости».

Силовые характеристики В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием «сила движения».

Сила движения - Это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.).

Понятие «сила движения» является обобщенным, Хотя и сила зависит от прилагаемых мышечных усилий, ее не следует отождествлять с мышечной силой.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренними силами являются:

о активные силы опорно-двигательного аппарата - силы тяги мышц;

о пассивные силы опорно-двигательного аппарата - эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;

о реактивные силы - отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.

Внешними силами являются:

о силы тяжести собственного тела;

о силы реакции опоры;

о силы сопротивления внешней среды.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика

Одной из интегральных характеристик техники движений является

РИТМ - соразмерность элементов движения по усилиям, во времени и в пространстве (Л.П. Матвеев, 1976).

РИТМ - соразмерность во времени сильных акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.

Для двигательного ритма характерно различное временное соотношение сильных, акцентированных частей движения, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, пассивных фаз движения. Все эти моменты присутствуют в любом целостном двигательном акте.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим) так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения, в беге - отношением времени опоры к времени полета.

На изменение ритма при выполнении физического упражнения влияют внешние условия, состояние занимающегося. Например, при передвижении на лыжах переменным двухшажным ходом в плохих условиях скольжения происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле - уменьшается длительность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариативность ритма движений обеспечивает поддержание скорости передвижения в плохих условиях скольжения.

Обобщенные (качественные) характеристики

Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе техники используют качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность. С определенной мерой условности можно выделить следующие обобщенные качественные характеристики техники:

плавность, точность, экономичность, волнообразность, пружинность, угловатость, напряженность, легкость, мягкость.

Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться без применения сложных инструментальных устройств.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кг.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

· Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

· Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

· Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

· Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

· Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

· Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.