Дороги великобритании. Особенности пдд в великобритании и в сша Правила дорожного движения для детей в великобритании

Левостороннее движение является визитной карточкой Англии, а также некоторых других стран. Но в Европе Великобритания считается единственной страной, где принято ездить слева. В чем причина такого явления?

Левостороннее движение: исторические предпосылки

Согласно мнению историков левая сторона дороги была выбрана еще в те времена, когда по Лондону разъезжали на конных упряжках. Проезжая справа кучер мог случайно задеть хлыстом людей на тротуаре. Поэтому все ездили слева.

Некоторые исследователи считают, что левостороннее движение пришло на Британские острова от римлян, когда-то завоевывавших их. Там также было удобнее ехать на коне слева, а меч держать в правой руке. Это позволило бы быстро дать отпор нападавшим самой сильной рукой.

К тому же, в пользу «левого» движения сработал английский билль, введенный в 1756 году. В нем говорилось о том, что на Лондонском мосту теперь существует только движение слева. За нарушение правила предполагался крупный штраф.

Ровно через 20 лет после билля, по всей Англии приняли закон о левостороннем движении. Такой способ передвижения на авто актуален и сегодня.

Морское объяснение

Долгое время судьба Великобритании была связана с морем. Ведь до островов ходили лишь пароходы и корабли. Они то и были связующим звеном Англии со всем остальным миром. Поэтому морские традиции тесно вплелись в уклад жизни англичан.

Раньше, корабли обходили суда слева. И для страны, так тесно связанной с морем, нет ничего удивительного в том, что этот обычай стал сухопутным.

На сегодняшний день, в мореходстве принят обгон справа, но то что было раньше, так это совсем иная история.

Страны, повторившие за Великобританией

Государства, использующие левостороннее движение, сделали свой выбор под влиянием следующих факторов:

  • Колониальная причина. Еще в прошлом веке Англия имела в своем подчинении множество колоний. Поэтому после отмены колонизации, многие государства сохранили привычную схему движения, как единственно верную;
  • Политическая причина. Благодаря Наполеону Франция задала тон среди других стран в выборе стороны дороги. Те, кто поддерживал Наполеона, также вводили правостороннюю схему. А те, кто был против, выбирали левую сторону.

Дружба Англии и Японии обернулась для второй страны введением левосторонней схемы езды. Новый закон был принят в 1859 году. И действует на сегодняшний день.

Когда колонии Англии в США получили свободу, то перешли на правостороннее движение, но раньше там также ездили, держась левой стороны. Это был ответ американцев оккупантам.

Как обстоят дела с левосторонним движением в мире?

Мировое сообщество на 72% процента состоит из тех, кто выбирает проезд справа. И лишь на 28% из тех, кто ездит слева.

В Северной Америке на Багамах, Ямайке и Барбадосе левостороннее движение.

В Южной Америке такое положение дел в Суринаме и Гайане.

А в Европе на «лево» ездят Англия, Ирландия и Мальта. В Азии 17 стран являются приверженцами левостороннего движения.

В Африке таких стран 13. А в Океании их число равняется 8. Не так уж и мало, если рассматривать в общем.

Весь остальной мир выбрал правую сторону дороги для езды. Но в чем причина такого выбора?

Лево и право: причины перехода

Перейти с одной стороны на другую не так просто. Например, в Швеции перешли на правостороннее движение из-за большого количества подходящих для этого авто. Произвели переход в специально обозначенный день.

Бывшие колонии Англии в США сделали свой выбор в знак протеста против прежних оккупантов.

Южная Корея, вырвавшись из под японского гнета, также сменила «лево» на «право». Аналогично поступили и в Китае.

Особенности езды слева

Туристы, впервые приехавшие в страну, где действует левостороннее движение, отмечают неудобство перехода на иной стиль вождения.

Некоторые испытывают страх, при смене стороны движения. Если вышеприведенные факторы присутствуют, стоит воздержаться от самостоятельных поездок на автомобиле. Ведь всегда можно воспользоваться общественным транспортом или такси. А перебарывать себя за рулем опасно для жизни.

С левой стороны ездить не сложно, главное, внимательно смотреть на знаки и разметку, а также не торопиться. Несколько дней практики по молооживленным улицам – и вот вы можете выехать на главные проспекты Лондона.

Для облегчения задачи можно подробно выстраивать маршрут в навигаторе, а также заранее искать на карте объезды и места для парковки машины. Помимо всего этого, в каждой стране есть курсы, где помогают обучиться езде с новой стороны.

Следствием левостороннего движения являются более простые правила движения, а также определенная свобода для тех, кто желает проявить вежливость в пути.

Например, существуют истории о том, что английские джентльмены ратовали за левостороннее движение, так как оно позволяло свободно пожимать руку на малом ходу, а затем разъезжаться без проблем.

О том, что лучше: движение справа или слева, спорят миллионы автолюбителей. Но Великобритания давно сделала свой выбор, и, кажется, не собирается его менять.

Англия сильно отличается от многих других европейских государств. У нее особая культура, богатая история и свои традиции, превратившиеся в привычки. И левостороннее движение для англичан – это также естественно, как и овсянка на завтрак. В Великобритании даже считают, что только такой способ передвижения самый верный, удобный и безопасный.

Ответ редакции

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.

Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

  • Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

  • Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Фото: Shutterstock.com

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

  • Колониальный фактор.

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

  • Политический фактор.

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт , схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

  • «Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

  • Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х - начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H» , когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

Шведский день «H». Фото: Commons.wikimedia.org

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

Северная Америка

  • Антигуа и Барбуда
  • Багамские Острова
  • Барбадос
  • Ямайка

Южная Америка

  • Гайана
  • Суринам
  • Великобритания
  • Ирландия
  • Мальта
  • Бангладеш
  • Бруней
  • Бутан
  • Восточный Тимор
  • Гонконг
  • Индия
  • Индонезия
  • Макао
  • Малайзия
  • Мальдивские о-ва
  • Непал
  • Пакистан
  • Сингапур
  • Таиланд
  • Шри-Ланка
  • Япония
  • Ботсвана
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Кения
  • Лесото
  • Маврикий
  • Мозамбик
  • Намибия
  • Сейшельские острова
  • Свазиленд
  • Танзания
  • Уганда
  • Австралия
  • Кирибати
  • Науру
  • Новая Зеландия
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Самоа
  • Тонга
  • Фиджи
- 142.00 Кб

lign="justify">Извещения о штрафах выдаются независимой организацией - Инспекцией дорожного движения. Сотрудники инспекции могут вас оштрафовать, проколоть шину или отбуксировать. Все эти процедуры влетят вам в копеечку, поэтому лучше все-таки правила парковки соблюдать.

Британские водители стараются быть вежливыми и соблюдать правила. В городах Вы можете обнаружить чрезмерно оживленное движение, а в Лондоне ездить вообще не рекомендуется из-за проблем со стоянками, а также постоянных пробок. Колеса неправильно запаркованных машин могут быть заблокированы, что означает много неудобств и большой штраф. Покрытие даже на небольших дорогах отличного качества, а система дорог очень удобна.

По мнению британцев, они ездят по правильной стороне дороги. Если иметь опыт вождения по неправильной стороне дороги у себя дома, то адаптация пройдет легко.

В Европе, в отличие от Америки, есть окружные дороги. Неевропейцам необходимо привыкнуть к подобным циркуляторным системам, регулирующим дорожное движение.

Проселочные дороги в Великобритании довольно узкие. Но если вы никуда не спешите, то проблем с передвижением у вас не возникнет.

При планировании поездок на большие расстояния необходимо знать, что средняя скорость передвижения по автостраде может быть больше 60 миль/час, а вот на других автодорогах она не должна превышать 30 миль/час. Рассчитать время поездки вам поможет дорожная карта.

По большому счету, прежде, чем садиться за руль в Великобритании, Вам стоит приобрести «Библию» английских автомобилистов – «Автодорожный кодекс». Главный пункт кодекса гласит: все водители должны пройти экзамен по вождению и получить водительские права. Если кто-то не сдал экзамен, смотри пункт первый. Помимо главного пункта, в издании присутствует вся необходимая информация для правильного вождения по «правильной» стороне.

Тем не менее, никто не застрахован от нарушений правил дорожного движения, вне зависимости от их знания или незнания. За нарушениями следуют штрафы, которые будут приведены чуть ниже. Для начала отметим, что специальной дорожной полиции в Великобритании нет. Полиция выезжает на ДТП с пострадавшими, следит за скоростным режимом. К организации движения и техосмотру она отношения не имеет. За правильностью парковки, например, следит специальная служба, относящаяся к муниципалитету. «Кто же выписывает штрафы?» - спросите Вы. Извещения о штрафах выдаются независимой организацией - Инспекцией дорожного движения. Сотрудники инспекции могут Вас не только оштрафовать, но и проколоть (!!!) шину или эвакуировать, в зависимости от степени тяжести нарушения.

1.5.Штрафы за нарушении ПДД в Великобритании

Самые частые нарушения дорожных правил в Британии – это превышение скорости и неправильная парковка. Максимальный штраф по первой и самой низкой степени серьезности нарушения – до 200 фунтов (400 долларов). Что же касается штрафных очков, которые фиксируются в центральной полицейской компьютерной системе, куда заносятся все сведенья обо автомобилистах, то здесь действует такое правило: если в течение трех лет вы набираете 12 очков, у вас отбирают права минимум на 6 месяцев, а могут на год и на более.

Теперь о более серьезных нарушениях – от второго уровня (максимальный штраф 500 фунтов – тысяча долларов) до пятого (максимальный штраф 5 тысяч фунтов). Во второй уровень входят серьезные нарушения скорости, когда вы превысили ее более чем на 30 миль (причем здесь речь идет о городских улицах). Если аналогичное нарушение произошло на автостраде, где вы двигались со скоростью, превышающей 100 миль, ожидайте штрафа от 1 до 2, 5 тысячи фунтов (естественно, что одновременно с этим вы получаете за это еще и штрафные очки). Однако, самые серьезные штрафы предусмотрены за управление автомобилем в нетрезвом виде (норма алкоголя в крови считается 0,8 промили) и за неостановку при дорожно-транспортном происшествии. Здесь штраф может доходить до 5 тысяч фунтов (это пятый уровень нарушения) плюс у вас отбираются права и вы получаете от 5 до 10 штрафных очков. За эти деньга, кстати, можно приобрести подержанный (3-5 летний) автомобиль среднего класса или новую малолитражку. Если вы отказываетесь платить штраф, вам грозит 6 месяцев тюремного заключения. Чтобы понять, насколько больно бьют штрафы по карманам англичан, нужно учесть, что средняя зарплата в Британии – 1900 фунтов в месяц, по нынешнему курсу – 3800 долларов (до уплаты всех налогов).

При первом случае управления автомобилем в нетрезвом виде помимо ощутимого штрафа отбираются права минимум на год. Если после этого в течении 10 лет подобное нарушение повторяется, водитель автоматически лишается прав минимум на 3 года. Кстати, отказ на месте пройти тест на наличие алкоголя в крови наказывается штрафом до тысячи фунтов (2 тысячи долларов) и при этом возможно (но не обязательно) лишение прав на срок до года. Кстати, такой же штраф – 5 тысяч фунтов – накладывается при отсутствии автомобильной страховки. Что крайне не характерно для британской дорожно-транстпортной полиции, так как это коррупция. Очень трудно найти автовладельца, который бы когда-либо давал взятки полицейским или того, кто когда-либо об этом слышал. Возможно, это связано еще и с тем, что нарушения в подавляющем числе случаев фиксируют не люди, а приборы. Кроме того, даже если вас останавливает полицейский, его переносной радар, зафиксировав ваше нарушение, в тот же момент автоматически передает его на центральный компьютер дорожной полиции, откуда этот сигнал уже невозможно извлечь.

Другие штрафы:

1. Разговаривать по мобильному телефону во время управления автомобилем разрешается только с использованием системы «свободные руки». На нарушителей налагается штраф в размере 30 фунтов стерлингов. Однако если дело дойдет до судебного разбирательства, то санкции в итоге могут оказаться более суровыми: штраф до 1000 фунтов стерлингов - для водителей легковых автомобилей и до 2500 фунтов стерлингов - для водителей грузовых автомобилей и автобусов.

2. Обновленные правила дорожного движения Великобритании вступили в силу 1 октября этого года, они классифицируют курение как отвлекающее внимание водителя действие. Это означает, что если водитель, курящий за рулем, попадет в ДТП, то он может быть оштрафован на £2 500 (более 127 000 рублей), может получить от 3 до 9 штрафных очков или даже лишиться прав на управление транспортным средством.

3. Движение на красный свет - до 1700 долларов, штраф налагается судом, возможно лишение водительских прав на срок от 1 месяца.

4. Несоблюдение знака "СТОП" («проезд без остановки запрещен») – аналогично предыдущему

Не пристегнутые ремни безопасности - 850 долларов.

5. Нарушения правил остановки, стоянки и парковки:

6. Без создания помех участникам дорожного движения - около 35 долларов

7. Если позволите себе оставить машину под запрещающим знаком - штраф до 1700 долларов плюс стоимость эвакуации - 170, плюс каждый день хранения 20 долларов. Да, эвакуация происходит стремительно и почти со стопроцентной вероятностью.

ВАЖНО: Почти во всех европейских странах отсчет превышения скорости начинается с одного километра в час сверх установленной нормы!

1.6.ГАИ в Великобритании

Дорожные полицейские в Англии имеют право перекрывать любую дорогу, останавливать любой автомобиль, а также реквизировать любое транспортное средство, если это требуется для «воспрепятствования любому лицу, подозреваемому в совершении преступления или подготовке к таковому с использованием транспортных средств и дорог». Перекрыть движение для пропуска спецтранспорта или беспрепятственного проезда высокопоставленного чиновника они, разумеется, не могут.

Британские дорожные полицейские тщательно следуют инструкциям и соблюдают правила дорожного движения, что много раз становилось темой для шуток. Британские власти, к примеру, регулярно сообщают о штрафах, наложенных полицейскими на самих себя или своих коллег.

По данным лондонской полиции, за прошлый год полицейские (в том числе и сами дорожные) заплатили более 325 тыс. евро в качестве штрафов за неправильную парковку, превышение скорости или иные нарушения правил дорожного движения. При этом почти все штрафные квитанции, выписанные полицейским, были оплачены в течение полутора недель. Возможно, сказалось правило, в соответствии с которым водитель, уплачивающий штраф в течение двух недель после выписывания квитанции, получает 50% скидку. В Британии это достаточно убедительная причина вовремя выплатить штраф - например, за неправильную парковку в Лондоне водитель обычно должен заплатить 70120 евро.

Глава II. Борьба с заторами в Лондоне

Еще 5 лет назад Лондон лихорадило в час пик. Каждый час в центр британской столицы направлялось более 40 тысяч автомобилей. Естественно, что транспортный артерии города, по которым 100 лет назад разъезжали неторопливые дилижансы и кареты, не выдерживали такого потока машин, и автомобильные пробки стали обычным явлением. Особенно это нервировало жителей в утренние часы, когда в центр города на собственных машинах устремлялись более 3 миллионов служащих государственных учреждений и частных фирм. Ничто не помогало разгрузить центр Лондон: ни запрет на въезд грузовиков, ни разного рода схемы одностороннего движения, ни повышение цен за парковку. Проблему решил мэр Лондона Кен Ливингстон.

1.1.Плата за проезд

Въезд в центр города решено было сделать платным. Лондонская мэрия потратила более 200 миллионов фунтов за то, чтобы создать в центре столицы зону площадью в 21 квадратный километр. 170 въездов в нее оборудованы видеокамерами, которые считывают въезжающие в центр города номера машин и передают информацию на центральный компьютер. Через два года эта зона была увеличена за счет части западных районов Лондона. Если въезд в центр города предварительно не оплачен, владельцу автотранспорта грозит штраф от 80 до 120 фунтов (240 долларов). С февраля 2003 года за въезд в центр Лондона нужно было платить 5 фунтов (около 10 долларов), а с июля 2005 года – 8 фунтов. Оплата производится по специальной бесплатной телефонной линии кредитной картой, через Интернет и даже с помощью текстового сообщения, отправленного с мобильного телефона. Исключения из правил предусмотрены только для полицейских и пожарных машин, машин «скорой помощи», такси и мотоциклистов. Льготы есть у инвалидов. По вечерам (после семи), выходным и праздничным дням въезд в центр Лондона бесплатный.

Эта мера разгрузила центральную часть города почти на 40 процентов. Число въезжающих ежедневно в центр Лондона машин уменьшилось на 70 тысяч, пробки практически исчезли. Мэрия только за первый год после введения транспортной дани заработала около 80 миллионов фунтов, а в прошлом году сумма сборов достигла уже 122 миллионов. Эти деньги инвестируются в улучшение транспортной инфраструктуры города.

И еще одно «силовое предупреждение» городских властей, желающим прокатиться днем в центр Лондона: там непомерно выросла плата за парковку. Припарковаться в центре стоит до 4 фунтов в час. При этом парковка не должна превышать 2х часов. Хочешь припарковать машину дольше – беги к счетчику, бросай монеты. Штрафы за нарушение правил парковки в Лондоне очень ощутимы и варьируются в зависимости от 40 до 100 фунтов. Не говоря уже о том, что колесо автомобиля – нарушителя блокируется и машина эвакуируется на штрафную стоянку. Выкупать ее стоит от 45 до 60 фунтов. Сбор штрафов и регулирование цен за парковку входит в компетенцию администрацией 33 лондонских районов, причем штрафы назначаются не полицейскими, а специальными служащими районных советов, следящими за парковкой. Контролерам запрещено самим взимать штраф, они только выписывают квитанцию, которую нужно оплатить через банк или послать чек.

Без автомобиля.

Плата за проезд существенно снизила транспортные потоки и особенно количество заторов. В Центральном Лондоне. Люди стали больше пользоваться общественным транспортом. Успех этого проекта оказался возможным еще и потому, что, прежде чем представить его на обсуждение общественности в 2002 году, правительство увеличило в центре количество автобусных маршрутов, с тем чтобы люди, которым не по карману плата за въезд в центр, могли воспользоваться метро или автобусом. Предложена схема борьбы с перегруженностью транспортных трасс сработала с самых первых дней ее внедрения. При этом значительно уменьшилось количество частных автомобилей в Лондоне – оно достигло самого низкого уровня с 1988 года. Лондон – единственный мегаполис мира, где возникла такая тенденция. И это при том, что за пределами столицы число автовладельцев увеличилось за последние 5 лет увеличилось на 16 процентов. В Лондоне же сейчас у 40 процентов населения нет своих автомобилей. За 5 лет количество поездок на автобусах увеличилось на 37 процентов (около 5 миллионов пассажиров в день), чисто пассажиров в метро за этот же срок подскочило на 12 процентов. При этом уменьшилось дорожно-транспортные происшествия и число их жертв, улучшилась экология центральных районов.

Описание

Естественно, что главная особенность дорожного движения Англии заключается в том, что оно является левосторонним. Нужно ли говорить, какими неудобствами это оборачивается для российского водителя. Но не всё так плохо. Как показывает практика, уже через относительно небольшой промежуток времени человек адаптируется к новым условиям и успешно управляет автомобилем.

История правил дорожного движения

В Великобритании.

70 лет назад в Англии появились первые правила дорожного движения. Треть 24-страничной брошюры была посвящена различным жестам рук, которые следовало использовать при повороте, движении задним ходом и торможении. Дело в том, что у многих машин того времени не было поворотников и даже стоп-сигналов.

Разработать правила дорожного движения правительство решило, после того, как получило официальную статистику по количеству автомобилей в Великобритании. На Британских островах в 1931 году было зарегистрировано более 2,3 млн. автомобилей, и руководство страны решило, что "для обеспечения безопасности граждан на дорогах необходимо принять общие правила, регулирующие поведение всех участников дорожного движения" Кроме большого количество всевозможных жестов, которыми водители должны были извещать о своих маневрах, правилами предписывалось громко сигналить при обгоне, а также ни в коем случае не разговаривать с полицейским находящимся на дежурстве, чтобы не отвлекать его. Кроме того, водители машин, у которых не было задних фонарей, должны были содержать отражатели "чистыми до блеска". И главное: во время движения водителям строго-настрого запрещалось разговаривать с водителями других машин.



С тех пор многое изменилось. В наши дни по дорогам Великобритании ездит более 27 млн. машин, водителям которых даже в голову не приходит поговорить с кем-нибудь через открытое окно во время движения. Первые правила дорожного движения из официального документа превратились в реликвию: недавно один их первых экземпляров ПДД 1931 года был продан на аукционе за 10 тысяч долларов.

Особенности ПДД в Великобритании.

Главная особенность дорожного движения в Великобритании заключается в том, что оно является левосторонним. Как показывает практика, уже через относительно небольшой промежуток времени человек из стран с правосторонним движением адаптируется к новым условиям и успешно управляет автомобилем. К тому же в Великобритании дорожная разметка отличается высокой информативностью, а потому оказывает существенную помощь участникам дорожного движения. Обращаем внимание, что обгон в Великобритании необходимо выполнять справа от обгоняемого транспортного средства!

На круговых перекрестках преимущество имеют транспортные средства, которые находятся слева от вас. Полная противоположность российским ПДД, в частности известному правилу «помехи справа».

Транспортные средства, которые движутся по главным дорогам, всегда имеют преимущество по отношению к транспортным средствам, находящимся на второстепенных дорогах. Если поперек проезжей части нанесена белая полоса дорожной разметки, то это означает, что необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

Как известно, в некоторых государствах с правосторонним движением ПДД разрешают поворачивать направо даже на красный свет светофора при условии предоставления преимущества другим участникам дорожного движения. Существует ошибочное мнение, что в Великобритании можно аналогичным образом поворачивать на красный свет налево. Помните: это не так, за подобное нарушение вас могут подвергнуть крупному штрафу.

В Великобритании водители транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам, находящимся на пешеходных переходах (как и в России, переходы обозначаются «зеброй»). Невыполнение данного требования влечет наложение штрафа.

Водители и пассажиры транспортных средств обязательно должны пользоваться ремнями безопасности. Это касается и пассажиров на заднем сиденье (при наличии ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства). Перевозка детей возрастом до 14 лет разрешена исключительно при условии использования специальных удерживающих устройств.

Ограничения скорости: в жилых районах (Вuilt up areas): 30 миль в час (48 км/ч), дороги с односторонним движением: 60 миль в час (96 км/ч) для машин, 50 миль в час (81 км/ч) для буксиров, трейлеров и автобусов, дороги с двусторонним движением. Автомагистрали: 70 миль в час (112 км/ч) для машин, 60 миль в час (96 км/ч) для буксиров и трейлеров. Максимальный лимит скорости в Джерси (Jersey) и Гернси (Guernsey) составляет 40 миль в час (65 км/ч) и 35 миль в час (56 км/ч) соответственно. Изменение скоростного режима может осуществляться довольно часто, поэтому всегда обращайте внимание на соответствующие дорожные знаки.

Полиция.

Как ни странно, но в Англии нет специальной дорожной полиции. На место дорожно-транспортного происшествия прибывает наряд обычной полиции. Обязанность контролировать скоростной режим также возложена на полицейских. Остальными вопросами организации дорожного движения занимается инспекция дорожного движения, относящаяся к местному муниципалитету.

Полицейские в Англии имеют право перекрывать любую дорогу, останавливать любой автомобиль, также реквизировать любое транспортное средство, если это требуется для «воспрепятствования любому лицу, подозреваемому в совершении преступления или подготовке к таковому с использованием транспортных средств и дорог». Перекрыть движение для пропуска спецтранспорта или беспрепятственного проезда высокопоставленного чиновника они, разумеется, не могут.

Британские полицейские тщательно следуют инструкциям и соблюдают правила дорожного движения, что много раз становилось темой для шуток. Британские власти, к примеру, регулярно сообщают о штрафах, наложенных полицейскими на самих себя или своих коллег.

Правила парковки.

Свои особенности имеют правила парковки транспортных средств. Если вдоль края проезжей части нанесена двойная сплошная линия дорожной разметки - значит, парковка в данном месте запрещена круглосуточно. Такое же значение имеет одинарная желтая линия разметки, но в этом месте парковка может быть разрешена в соответствии со специальными уведомлениями.

Если при парковке необходимо соблюдать какие-то особые правила (способ постановки транспортного средства и т. п.), то на это укажут соответствующие дорожные знаки.

Оплата за парковку во многих местах производится с помощью паркоматов, выдающих водителю талон с отметкой о времени стоянки. Большинство из них принимает монеты достоинством 20, 50 пенсов и 1 фунт стерлингов.

Даже платные парковки в Англии не всегда являются охраняемыми. Бесплатные парковки расположены в основном далеко от центра города, и оставлять на них автомобиль разрешается не более чем на два часа. Во многих местах можно увидеть дорожный знак с надписью Residents parking. Он означает, что в данном месте парковка разрешена только для граждан, постоянно проживающих поблизости.

За нарушение правил парковки автомобиль могут забрать на эвакуаторе, поставить блокиратор на колеса или даже проколоть колесо (такими полномочиями наделены работники инспекции дорожного движения). Само собой, водителю или владельцу автомобиля придется заплатить внушительный штраф.

Вообще дорожное движение в Великобритании организовано на довольно высоком уровне. Система дорог отличается продуманностью и удобством. Даже небольшие дороги имеют качественное покрытие. Для предотвращения пробок существует множество дорожных развязок, как регулируемых, так и нерегулируемых, в том числе разноуровневых. Места, где возможно возникновение пробок, обозначаются соответствующими дорожными знаками.

Дорожных знаков немного. Например, отсутствует знак «Главная дорога», а знак «Уступите дорогу» встречается очень редко. Светофоров, напротив, в населенных пунктах имеется большое количество. Часто на регулируемых пешеходных переходах пешеход должен нажать кнопку переключения сигнала светофора. На перекрестках нет общих правил пропуска вперед, поскольку на большинстве стоят знаки, предписывающие, кого пропускать. На второстепенных дорогах можно встретить и треугольные знаки "GIVE WAY"(«Дайте дорогу»), и красные знаки "STOP"(«Стоп»). На многих перекрестках есть только отметки на проезжей части, обозначающие «Дайте дорогу» ("GIVE WAY"),- пунктирные белые линии и белый треугольник. Этим знакам необходимо строго подчиняться.

Разговаривать по мобильному телефону во время управления автомобилем разрешается только с использованием системы «свободные руки». На нарушителей налагается штраф

Использование гудка в жилых районах запрещено с 23.30 до 7.00.

Требования по обязательному использованию зимних шин в Великобритании ПДД не установлены.

Мы расскажем вам, чего стоит ожидать от этих дорог, какие правила дорожного движения необходимо соблюдать, чтобы не платить огромные штрафы, и как взять автомобиль в аренду.

Поехали!

Общая территория Великобритании - 243 809 км², из них Англия занимает 130 395 км², Шотландия - 78 772 км², Уэльс - 20 779 км² и Северная Ирландия - 13 843 км².

В Великобритании умеренно-океанический климат , по всему государству в течение года выпадает множество осадков в виде дождя. Минимальная температура редко опускается ниже -12°C, а максимальная колеблется в районе +35°C. Самыми «сухими» являются восточные части государства. Зимы в Великобритании, благодаря гольфстриму, довольно мягкие - если и выпадает снег, то лежит он недолго.

Протяженность сети автомобильных дорог Великобритании составляет 398 350 км, из которых 3557 км - автомагистрали. Дороги с твердым покрытием занимают 344 000 км, а на грунтовые дороги приходится 54 350 км.


В Великобритании левостороннее движение!

Платных участков довольно много, включая мосты и тоннели.

Стоимость проезда зависит не только от расстояния или типа дороги, но и от категории транспортного средства (здесь играют роль количество колес и осей ТС и даже его высота). Проезд по мостам и в тоннелях варьируется от £0.60 (фунтов стерлингов - ок. 54 руб.) до £6.60 (583 руб.).

Единственный платный автобан - M6. Находится он к северу от Бирмингема.

Размер оплаты за проезд по нему зависит не только от класса автомобиля, но и от времени - ночью ехать дешевле всего: от £1.80 (159 руб.) до £8.60 (759 руб.), с понедельника по пятницу - самый дорогой проезд: от £3 (265 руб.) до £11 (970 руб.). Ну а в субботу и воскресенье с 6:00 до 23:00 заплатить придется от £2.80 (247 руб.) до £9.60 (847 руб.). Рассчитаться можно наличными или кредитной картой, а также с помощью предоплаты через электронную систему (в этом случае не придется стоять в очереди и производить операции с картой или деньгами). Можно оплатить самостоятельно через терминал, а можно воспользоваться услугами кассира в окошке. О способе оплаты сообщают соответствующие значки на электронных табло.

Самый длинный и всемирно известный платный участок дороги в Великобритании - это Евротоннель (тоннель под Ла-Маншем), соединяющий континентальную Европу и Великобританию. Его длина примерно 51 км, 39 из которых находятся под проливом. Тоннель - не автомобильный, по нему проходит железная дорога. Автомобили грузят в специальные вагона поездов-шаттлов: легковые машины отдельно, автобусы и фуры - отдельно. Водители крупных автомобилей едут в специальных пассажирских вагонах в том же составе. А вот путешествующие на легковушках часто в целях экономии отдельные былеты в пассажирский вагон не покупаю, а едут прямо в своих машинах - это разрешается. Вагоны для легковых автомобилей имеют освещение, в них можно даже фотографировать (но только без вспышки: ее противопожарные датчики принимают за опасность и дают команду на автоматическую остановку поезда. Последствия этого весьма чувствительно ударят по карману незадачливых пассажиров).

Тарифы на проезд по Евротоннелю:

1. Day Trip & Overnight - билеты туда и обратно. Выдаются на два дня и по ним необходимо вернуться к полуночи на второй день с момента выезда. Цена билета - £23 (2030 руб.).
2. Short stay - билеты туда и обратно на 5 дней. Необходимо вернуться к полуночи пятого дня с момента выезда. Цена - £59 (5208 руб.).
3. Single or Long Stay - обычные билеты, без ограничений по времени возвращения. Цена - £79 (6973 руб.).

Что до вагонов для пассажиров, то они выглядят как общие с разницей в цене в зависимости от класса и уровня комфорта. Купейных вагонов не предусмотрено.

Немного расскажем и о передвижении по столице Великобритании. Самое главное, что стоит иметь ввиду - в Лондоне платный въезд в центр города (около £10 - 883 руб.). Водитель имеет право на неограниченное количество въездов в центр в течение дня, плата взимается один раз. В период с 18:30 до 7:00 проезд бесплатный. Въезд фиксируется камерами, а оплату нужно произвести в течение дня, иначе грозит штраф. Для оплаты необходимо позвонить по специальному номеру телефона (его можно узнать в отеле или туристическом бюро), сообщить номер автомобиля и кредитной карты.

Качество дорог в Великобритании

Сложно сказать, что в Великобритании асфальт идеального качества. Однако дороги в целом здесь просто превосходны. Как такое может быть? А дело в том, что организация дорожного движения, знаки и разметка, ПДД, а также поведение местных автомобилистов и дорожных служб - все это в совокупности и приводит в восторг от британских дорог.

Можно увидеть множество дорог с латочным ремонтом, выглядит это не совсем красиво, но качество подобных «заплаток» настолько высоко, что неровности и стыки совершенно не ощущаются.

Ямки тут заделывают самые небольшие и очень оперативно. Через день-два после их появления проблемное место обводит красной краской специальный «проверяющий», после чего за дело берутся дорожные работники.

Практически все дороги имеют небольшой уклон в обе стороны, к бордюрам, где располагаются «ливневки». Поэтому после частых обильных дождей дороги не размывает, ведь вся вода уходит в стоки.

Знаки, разметка, указатели, светофоры и информационные таблички - все это можно найти даже в самых небольших городах Великобритании.

Пешеходные переходы, велодорожки, тротуары, островки безопасности - для людей вокруг дорог все сделано очень удобно.

Пригородные дороги в Великобритании могут показаться туристам довольно страшными из-за своей ширины. Дело в том, что порой кажется, что трасса однополосная, но затем можно увидеть, как автомобили разъезжаются по ней, причем на довольно высокой скорости. А горные дороги еще и очень извилисты, с обилием крутых поворотов, спусков и подъемов.

Многих туристов пугают такие маневры, поэтому возникает вполне естественное желание прижаться к обочине.

А в восточной части государства загородные дороги часто затапливает после дождей, и проехать по ним никто не рискует, все двигаются в объезд.

В Великобритании на 1000 человек приходится более 400 автомобилей. Это очень много, так что не удивительно, что пробки здесь - обычное дело. Особенно в крупных городах.

Предлагаем поближе взглянуть на дороги в некоторых городах Великобритании:

Лондон:


Лондонская пробка, практически полностью состоящая из такси-«кэбов» (англ. - «cabbie»)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.