Что такое честь семьи. Написать мини рассказ "что такое честь семьи"

Краткое описание сериала

Две семьи

Сериал Честь семьи рассказывает о двух семействах, живущих по совершенно разным принципам. Семья Ха на своем веку повидала немало, и увиденные препятствия стали для них ориентиром. Когда-то они утратили свою честь и потом очень долгое время работали над тем, чтобы ее восстановить. Поэтому члены этой семьи дорожат своей честью и следуют прежним традициям своего семейства. Они соблюдают традиции и привычки народа, стараются вести себя подобающим образом. В остальном же их жизнь протекает примерно так же, как у всех остальных. Личные драмы и семейные трагедии касаются Ха так же, как и других.

Путь к миллионам

Противоположностью семье Ха является семья Ли. Их жизненный путь был совершенно иным, да и привел к другим последствиям. Так, Ли всегда работали над тем, чтобы заработать побольше денег. Они работали усердно и приобрели миллионы, хотя порой для этого приходилось прибегать к совершенно нечестным и даже незаконным методам. Эти люди стремятся стать знатью. Им кажется, что это довольно просто, потому как любой титул можно купить или перекупить, а денег им не занимать. Честь семьи онлайн для них тоже важна, но совершенно в другой мере.

Случайные встречи

В каждой семье несколько детей. Поскольку принципы у них совершенно разные, то и отношения не слишком теплые. При всем этом Дан А то и дело сталкивается с Кан Соком. Они из разных семей, а потому и сами неосознанно испытывают друг к другу чувство неприязни. Какая же симпатия может быть, если принципы их жизни настолько разные? От постоянных встреч и столкновений молодые люди начинают смотреть друг на друга как-то иначе, а вскоре выясняет, что они не так уж и ненавидят друг друга. Сериал Честь семьи еще раз докажет очевидное: от ненависти до любви один шаг.

Происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как о людях подвига.
Семья коменданта Велогорской крепости капитана Миронова дана автором через восприятие Петра Гринева. Членов семьи всего трое: сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт Мироновых налажен в течение ряда лет. Крепки и моральные устои семьи. Капитан Миронов большую часть своей жизни провел на военной службе, но не стал солдафоном. Он простодушный и забавный немолодой человек, в обязанности которого входит обучение солдат премудростям строевой службы. Еще Иван Кузьмич Миронов умеет хорошо держать нитки, когда жена сматывает их в клубок. Действительная хозяйка Белогорской крепости - Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подходит основательно. Она хитроумна и любопытна: так, например, капитанша Миронова сумела выведать у мужа военную тайну - известие о пугачевском бунте.
Марья Ивановна Миронова - это "девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши". По выражению автора, Маша - "благоразумная и чувствительная" девушка.
И вот в мирное семейство Мироновых проникает весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости. Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя настоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного гарнизона, он приказывает отстреливаться от бунтовщиков из пушки, пытается поднять солдат в атаку, нанести пусть слабый, но удар по врагу. Истекая кровью, комендант отказывается признать самозванца императором и с достоинством принимает смерть. Василиса Егоровна тоже.попадает на виселицу, перед смертью называет Пугачева "беглым каторжником". Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями. Пушкин с" любовью и состраданием изображает своих героев - патриархальных, чистых, старинного уклада людей.
Маша - достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Внешне застенчивая и слабая, Маша проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Девушка хранит верность своему любимому человеку - Гриневу. Машу пугает не смерть, а возможность насилия над ней со стороны Швабрина. И в дальнейшем дочь капитана Миронова проявляет себя только с лучшей стороны. Когда Гринева арестовали по подозрению в измене отечеству, Маша доходит до самой императрицы, - очень сложное по тем временам дело. Ей удается отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринева. Машу Миронову можно считать воплощением всего лучшего, что есть в характере русской женщины.
Одной из главных проблем повести Пушкина "Капитанская дочка" является отношение к долгу в разных его проявлениях. Дух высокой порядочности, свойственный всем членам семьи Мироновых, позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при любых обстоятельствах оставаться честными и достойными людьми, то есть полностью исполнить свой моральный долг.

В раджпутском обществе и по сей день практически в неизменном виде сохраняются те семейно-брачные нормы, которые сложились еще в классический период развития истории этой касты. Все они, вместе с устоявшимися бытовыми и религиозными традициями, являются особыми, строго регламентированными признаками принадлежности именно к этой, в высшей степени своеобычной, социальной общности и служат главными отличительными признаками в глазах представителей других индийских каст, которые в этой стране исчисляются тысячами.

Испокон века священный долг каждого раджпутского отца повелевал ему устроить брак своих детей согласно общепринятым правилам. Например, традиция предписывала, что выдать замуж дочь нужно непременно до достижения ею половой зрелости, причем за человека из той же касты, с богатым приданым, раз и навсегда. Разводиться или выходить замуж повторно, будучи вдовой, для женщины не считалось возможным, ибо это роняло престиж как отдельной семьи, так и всего клана в целом.

Раджпутам можно было жениться только на раджпутках, при этом жених должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом. Все раджпуты принадлежали к одной этнической общности, так что им приходилось выяснять, чья кула, или клан, «лучше», а чья — хуже, что зачастую приводило к конфликтам, которые умело разрешали знатоки генеалогии — бхаты, с чьим авторитетным мнением спорить принято не было.

Формальной иерархической лестницы раджпутских кул не существовало, но общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным являлся его род. Считалось, что самые аристократичные и «раджпутские» раджпуты живут именно на западе (ближе к исторической родине), те же, что на востоке, подозревались в том, что они слишком перемешали свою кровь с местным населением. Существует даже такое древнее изречение: «Запад невест берет, а Восток их дает». Так что для собирающегося вступить в брак раджпута было крайне важно жить хоть на километр западнее, чем семья его будущей спутницы жизни. Личные симпатии жениха и невесты при заключении брачных союзов в расчет не принимались — интересы семей были превыше всего.

Отношения между мужем и женой у раджпутов строились на основе взаимного уважения. Мужчины этого народа умели ценить прелести тихого семейного счастья, особенно потому, что иногда недолго им наслаждались. В условиях постоянных военных конфликтов мужья гибли часто, а их уход из жизни вынуждал благочестивую раджпутку совершать индуистский обряд сати — самосожжение на погребальном костре. Таким образом, жена «правильно» заканчивала свою жизнь, к тому же обряд сати существенно повышал престиж клана.

Потомки каждого правящего раджпутского дома до сих пор бережно сохраняют особые кремационные площадки, снабженные зонтиковыми павильонами «чхаттри», в которых установлены вертикальные резные каменные плиты с изображением правителя и его жены — сати. В менее аристократичных местах, а то и просто на краю какой-нибудь деревни, можно встретить и совсем простые камни с одним-единственным отпечатком женской ладони. Как считают индуисты, здесь навсегда поселился дух сати. На таком камне изображался не только отпечаток ладони, но порой и целой руки с браслетами, являющимися у раджпутов символом замужества. Общим для всех существующих изображений является то, что ладонь всегда находится в положении «абхаямудра» (знак мира), иначе говоря, открытой и обращенной к смотрящему на нее. По обеим сторонам руки или ладони размещаются изображения Солнца и Луны как символов мужского и женского начал жизни.

Сати изображались также на картинах, обычно в виде сидящей на костре женщины, держащей на коленях тело мужа, или в виде многорукого женского божества, восседающего на огненном троне, — так обычно изображается богиня Сати — жена бога Шивы.

Все камни культа сати-мата (культ чистоты в женском обличье) по традиции украшались цветочными гирляндами и окрашивались красным порошком, так как раджпутские женщины до сих пор имеют обыкновение проводить свои многочисленные обряды именно в местах кремации. Это касается таких важных в жизни каждой семьи событий, как свадьба или рождение ребенка, подготовка к дальнему путешествию, а также любых других, имеющих особое значение.

Женщина, ставшая сати, почитается не только потому, что совершила самосожжение, но прежде всего потому, что тем самым она превратилась в образец идеальной жены, безусловно доказавшей свою преданность мужу этим последним в земной жизни поступком.

Согласно индуистским верованиям сати искупала грехи не только мужа, но и всей семьи, обеспечивив тем самым всем ее представителям «хорошее» следующее перерождение. Сати после смерти становилась духом — защитником семьи, но и семья при этом должна была выполнить ряд условий. Согласно обычаю перед самосожжением сати произносила различные предписания, предостережения, а то и проклятия. Причем отношение родных к ее словам всегда было предельно серьезным, так как считалось, что все предостережения и проклятия действуют в течение семи поколений и даже могут быть перенесены на другую семью, после того, как одна из девушек выйдет замуж. Сати могли проклясть не только женщин, пообещав им бедность, вдовство, болезни и прочие напасти, но и представителей другой семьи, и ничто, как принято считать, не может помешать исполнению этих желаний в дальнейшем.

Впрочем, далеко не всегда сати выражали свою волю в таких угрожающих масштабах. Многие ограничивались рекомендациями чисто бытового характера — кому-то не следовало в этой жизни носить определенный вид одежды, кому-то — те или иные ювелирные украшения и так далее. Но в любом случае, волю сати выполняли беспрекословно.

На погребальный костер шли не все вдовы — некоторые, хоть и немногие, предпочитали остаться в живых, правда, переходя при этом в разряд «изгоев», ведь если жена пережила своего мужа, то считалось, что она не выполнила свой долг, поступив «неправильно». Участь таких женщин была печальна — они должны были брить голову, ходить только в белом траурном сари, не есть и не пить ничего вкусного, не одевать никаких украшений, из дома выходить только в храм, да и то ненадолго, и вообще стараться не попадаться на глаза. Люди же, завидев вдову, должны были пройти мимо нее, не замечая и не заговаривая. Вдове было чуть легче, если у нее были взрослые сыновья — она попадала под их защиту и покровительство, но все равно, согласно традиционным представлениям, только совершение сати могло изменить карму вдовы в благоприятном направлении.

Еще больше престиж клана повышался в случае выполнения всеми женщинами клана обряда коллективного самосожжения — «джаухара», который совершался еще до смерти мужа. Это происходило, например, в случае осады, когда надежды на победу не было. Все мужчины выходили на последнюю в своей жизни священную битву «шака», чтобы достойно сражаться за честь семьи и захватить с собой на тот свет возможно большее количество врагов, а женщины в это время всходили на костер. Детей старались переправить в родственный клан, а если это было невозможно, то им давали смертельную дозу опия.

Согласно раджпутским представлениям о чести, ни один член клана не мог оказаться в плену или в рабстве. Раджпутские женщины совершали джаухар вполне осознанно и ответственно, поскольку не могли жить в униженном состоянии, без мужской поддержки и защиты, что считалось нарушением всех понятий о чести, свято веря, что в случае совершения сати или джаухара они обязательно встретятся со своими мужьями и сыновьями на небесах.

Кто такая Сати?

Само имя Сати переводится как «добродетель». Легенда гласит, что она, будучи внучкой Брахмы, стала супругой Шивы против воли своего отца — Дакши, который, устроив однажды пир, пригласил на него всех богов, кроме Шивы.

Разгневанная Сати отправилась к отцу и потребовала исправить свою оплошность, на что тот ответил решительным отказом. Тогда Сати в буквальном смысле сгорела в огне собственной йогической силы. Узнав об этом, Шива настолько опечалился, что устроил «пляску смерти», отчего мир чуть не рухнул.

Только мудрый Вишну спас ситуацию — он разделил то, что осталось от тела Сати, на 50 частей, которые и упали на территорию Индии, места же их падения сразу стали священными. Шива порадовался тому, как Вишну распорядился останками его жены, перестал танцевать, и мир был спасен. Позднее Сати возродилась,став второй женой Шивы — богиней Парвати.

Особенности раджпутской полигамии

У раджпутов было распространено многоженство, впрочем, даже у самых родовитых мужчин было не больше тридцати жен. При этом мать старшего сына-наследника считалась главной. Хотя в любом случае все дети, рожденные в полигамном браке, признавались законными и содержались за счет клана.

У раджпутов могли быть и жены, имевшие статус наложниц. Знатному раджпуту позволялось «оказывать внимание» и служанкам, принадлежавшим к более низким кастам. В этом случае служанка продолжала выполнять свою повседневную работу, а ее сын, рожденный от хозяина, пользовался правами члена клана. Правда, в усеченном варианте. Подросший мальчик получал начальное образование, обучался владению оружием, а став взрослым и в случае необходимости выходил на поле боя с остальными членами клана (благодаря отцу он мог носить клановое имя). Но вот в престижную кавалерию «бастардов» не брали, они могли рассчитывать только на пехоту и другие вспомогательные войска. Девочки, рожденные от служанок, занимали в доме такое же положение, как и их матери. Хотя, надо сказать, что полигамия гораздо больше была распространена в среде высокопоставленных раджпутов. Рядовые члены сообщества, как правило, имели одну жену, гораздо реже — двух или трех, если у первой не было детей или она была больна.

Тюрбан — символ чести

Для раджпута не было ничего выше его собственной чести и чести клана. Быть человеком благородного поведения составляло смысл жизни каждого раджпута. Внешними символами достоинства у раджпутов, помимо длинных подкрученных усов и бороды, до сих пор считаются тюрбаны. Именно этот головой убор нагляднее всего свидетельствует о статусе раджпута.

Тюрбаны раджпутов бывают как белыми, так и окрашенными. Самые популярные и подходящие для большинства ситуаций — темно-красные гладкокрашеные. Оранжево-красноватые, называющиеся кесари(«львиный»), выдают людей глубоко религиозных, шафраново-желтый цвет тюрбана, свидетельствующий о редком героизме его обладателя, считается самым благоприятным, его надевают также на свадьбу.

Белый — траурный цвет, впрочем, на похороны можно прийти и в темно-синем, и в коричневом тюрбане. Для каждого сезона предназначались свои расцветки — весной, во время цветения, отдают предпочтение тюрбану белого цвета с ярко-красными концами, уложенному так, чтобы концы торчали. Летом максимально популярен бледно-розовый цвет с жемчужным отливом. В период муссонов носят, как правило, зелено-розовые головные уборы.

В особо благоприятных ситуациях раджпут может надеть 5-цветный тюрбан, расписанный оранжевым, розовым, красным и желтым цветами с вкраплениями белого.

Длина ткани для тюрбана типа «сафа» — 9 м, ширина — около 1 м. Ткань складывают в более узкую полосу и накручивают уже на голове. Для тюрбана типа «паг» или «пагди» длина ткани составляет уже около 20 м, при этом ширина ее не превышает 30 см. После «укладки» он выглядит как чалма.

Размер и форма тюрбана зависят и от ситуации, и от времени года. Чем жарче — тем он рыхлее и больше. Тюрбан используют не только как головной убор: в дороге он служит и подушкой, и полотенцем, в далеком путешествии — фильтром для грязной воды и даже «веревкой» для ее подъема из колодца.

С тюрбаном связано огромное количество различных примет. Так, совершенно недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан, даже свой, не говоря уже о чужом. Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь, а снять тюрбан перед кем-то —значит испрашивать милость или прощение.

Тюрбан также мог быть и вестником смерти. Если женщина видела идущего ей навстречу мужчину с тюрбаном не только на голове, но и в руках, это означало, что он несет тюрбан ее погибшего мужа. Именно с этим тюрбаном в руках женщина и совершала обряд сати.

Права наследования также передавались посредством этого головного убора — на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи. Тюрбан также очень важен во время брачной церемонии и является первым подарком жениху со стороны родителей невесты.

Непокоренные

В 1527 году раджпутскому царю Санграму Сингху нанес поражение потомок Тимура Бабур, который и основал в Индии новую династию, получившую название династии Великих Моголов. В XVI—XVIII веках раджпуты были вынуждены, вступив с мусульманами в союзнические отношения, выдавать своих дочерей замуж за их правителей. Такие единичные случаи бывали и в домогольскую эпоху, но тогда индийская принцесса считалась для своей родни умершей. Позже ситуация изменилась: Моголы стали считать раджпутских раджей почти что равными себе и легко вступали с ними в родственные связи.

Именно в ту эпоху высоко поднялось знамя ветви Сисодия кулы Гухилот — единственной раджпутской кулы, не признавшей главенство Моголов. Правители Сисодия сразу решили никогда не отдавать своих дочерей замуж за моголов и свое слово сдержали. Падишахи всячески пытались этого добиться, в том числе и военным путем, но все было тщетно. Более того, представители Сисодия, сочтя и других раджпутов «нечистыми» за их брачные уступки мусульманам, перестали вступать с ними в брачные отношения. А потому членам ветви Сисодия приходилось с тех пор жениться и выходить замуж только внутри клана. С одной стороны, это было нарушением обычаев, с другой — ситуация облегчалась тем, что этот клан к тому времени насчитывал несколько сот тысяч человек, а значит, кровосмешения можно было избежать. Раджпуты Сисодия и по сей день очень гордятся чистотой своей крови, а представители других раджпутских кланов относятся к ним с подчеркнутым уважением и очень не любят вспоминать о своих уступках моголам, какой бы государственной необходимостью они ни были вызваны.

Все раджпуты знают печальную историю принцессы из клана Сисодия. Ее звали Кришна Кумари, и была она дочерью меварского махараджи Аджита. Его отец — махараджа Амар Сингх, ведший тяжелейшую борьбу с моголами, заключил союзнический договор с махараджами Джайпура и Джодхпура, где оговаривалось, что и эти кланы, и клан Сисодия вступают в браки только между собой.

Во время правления Аджита (в начале XIX века) Мевар находился в крайне трудном положении — с севера наступали афганцы, с юга — маратхи, с востока — англичане, и облегчить участь страны мог только выгодный брачный союз. Но беда была в том, что на руку юной, красивой и образованной Кришны Кумари претендовали сразу и махараджа Джайпура, и правитель Джодхпура, причем каждый из них настаивал на выполнении договора Амара Сингха. Аджит, будучи, по свидетельствам современников, недалеким и слабовольным человеком, тянул с решением почти 5 лет, а когда все-таки объявил о нем, все окружающие пришли в состояние шока. Аджит не придумал ничего лучше, чем приказать убить свою единственную дочь, чтобы она не досталась никому из претендентов. Тем самым он рассчитывал спасти страну еще от одного могущественного врага. Все мужчины клана Сисодия как один отказались выполнить этот позорный приказ. И тогда Аджит приказал женщинам отравить принцессу, но Кришна Кумари, предвидя последствия, добровольно выпила кубок с ядом. А ведь ей
было всего 16 лет и прекрасней ее не было девушки в стране. И хотя Кришна Кумари не была сати в строгом смысле этого слова, но, став духом предка женского рода клана, повлияла на его судьбу. Ее «заботливому» отцу Аджиту не помогла принесенная им искупительная жертва — вскоре после этого он внезапно умер, и нельзя сказать, чтобы клан Сисодия был сильно опечален смертью недостойного махараджи.

Божья невеста

Судьба женщин в раджпутском обществе была тяжелой, но принимали они ее вполне осознанно и с легким сердцем, хотя исключения из общего правила все же бывали. Самым знаменитым из них стала судьба принцессы Миры Баи, вошедшей в историю индийской литературы благодаря мистическим стихам о любви к богу Кришне. Она родилась в клане Ратхоров в 1498 году и, рано лишившись матери, воспитывалась во дворце своего деда — могущественного правителя Дуда Ратхора. С самых юных лет она так восторженно восхищалась, глядя на изображения Кришны, что как-то услышала шутливое пророчество: «Наверное, ты выйдешь за него замуж».

Раджа быстро нашел для внучки блестящую партию — принца Бходжраджа, который был сыном Раны Санги, властителя Мевара. Лучшего мужа было не сыскать во всей Индии, но юная принцесса вскоре после замужества во всеуслышание объявила, что не желает быть благочестивой женой и добродетельной матерью семейства, а, будучи одержимой любовью к богу Кришне, намерена служить только ему.

О дальнейших событиях Мира Баи поведала миру в своих стихах, рассказав о попытке родственников отравить ее. Но Кришна тогда спас несчастную, как, впрочем, и в другом случае, когда родственники прислали ей корзину со змеей, потребовав приложить ее к груди. Мира выполнила их требование, но кобра не причинила ей вреда, опять же по воле Кришны. После чего родственники прокляли ее, отпустив на все четыре стороны.

Она вместе с паломниками бродила по всей Индии до 1546 года, пока не умерла в священном городе Дварке. Хотя почитатели Кришны уверяли, что она не умерла, а просто исчезла во время богослужения, вознесшись прямо к своему любимому покровителю. Индуисты до сих пор почитают ее как великую религиозную подвижницу, а раджпуты, никогда не отличавшиеся особой религиозностью, считают ее отщепенкой, нанесшей большой ущерб репутации двух самых известных кланов.

Максим Моргунов
Продолжение следует

В былые времена люди боялись потерять свою честь, защищали ее и умирали за нее на дуэлях. Сейчас такого, конечно же, нет, но это не означает, что не наделен этим качеством. Каждый должен знать честь. Для чего нужно человеку достоинство и как его не потерять?

Определение: что такое честь

Понятие "честь" означает совокупность за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к своей персоне.

Определение слова "честь" тесным образом связано с понятием честности. В первую очередь человек не должен обманывать самого себя. Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаянья.

Что такое достоинство человека

Достоинство человека - это его уважение к своей персоне, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы. Оно с рождения присуще каждому из людей.

Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Честь и что такое достоинство, в чем-то схожи между собой. Они устанавливают критерии самоуважения человека, а также отношение к его персоне со стороны общества и отражают моральную ценность личности.

У каждого ли человека есть честь и достоинство

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. С юридической точки зрения определение, что такое честь и достоинство, предполагает, что каждый человек при рождении наделен этими качествами. Они не могут исчезнуть и пропасть в течение жизни. Достоинство человека охраняется законом, в случае его унижения виновнику грозит наказание.

На деле бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Чаще всего подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, можно приложить усилия, чтобы исправить эту ситуацию. Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих. Только научившись правильно ставить себя в обществе, вы сможете почувствовать себя достойным уважения.

Необходимо постоянно пополнять знаниями и навыками свой багаж, совершенствоваться в профессии и других сферах жизни. Чем большую ценность вы будете представлять как специалист, тем выше будет ваше самоуважение, следовательно, и достоинство.

Чтобы ощутить свою честь и достоинство, необходимо ответственно подходить к выполнению долга. Это касается не только долга перед государством, но и конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Сюда входит выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Кл. руководитель: Сегодня. ребята, у нас необычный классный час. Сегодня мы поговорим о Чести. Через 2 дня вы даете клятву на верность кадетскому братству. Быть кадетом- это значит с честью выполнять законы кадет, честно служить своей стране, ваше приветствие – Честь имею! Что же такое ЧЕСТЬ? Попробуем в этом разобраться. А помогут нам в этом наши товарищи. Вашему вниманию они представляют « Суд Чести»

Ход мероприятия

Секретарь суда: Прошу всех встать, суд идет! (звонит в колокольчик)

Судья: Сегодня у нас рассматривается дело о Чести

Секретарь суда: В суд вызваны: подсудимая Честь, Свидетели по делу

Судья: Устанавливается личность подсудимой –Чести. Подсудимая встаньте! Ваше имя?

Честь: Честь

Судья: Место рождения?

Честь: Планета Земля.

Судья: Место жительства?

Честь: Человеческое общество.

Судья: Ваш возраст?

Честь: Отсчет веду с первобытного общества.

Судья: Состав семьи?

Честь: Все время меняется.

Судья: Род занятий?

Честь: Правда и только она.

Судья: Разъясняю Ваши права. Вы имеете право знать, в чем вас обвиняют, заявлять ходатайство, имеете право на последнее слово.

Честь: Суду доверяю, ходатайств нет, права понятны.

Судья: Начинаем судебное разбирательство.

Заседатель: Нам необходимо выяснить роль чести в жизни человека. Что такое честь?

Честь: Честь – это внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Судья: Заслушиваем свидетеля

Свидетель 1:Честь- внутреннее нравственное достоинство человека, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости в человеке. Хороший труд на производстве- дело чести человека. Хорошая учеба и примерное поведение школьника- дело чести ученика.

Судья: Спасибо. Приглашается второй свидетель.

Свидетель 2: Честь –это доброе имя человека, сопровождающее его всю жизнь.

не за красивые слова и обещания ценят каждого из нас, а за достойные поступки, за порядочность в отношениях с другими людьми. Такие качества не возникают вдруг, неожиданно, а воспитываются постепенно с детства, чтобы стать сущностью человека.

Тот кто дорожит своей честью, всегда принципиален, правдив, настойчив.

Судья: Слово предоставляется прокурору:

Прокурор: Ваша честь! Честь не позволяет солгать, обмануть, не сдержать слово. Честь не позволяет проявить малодушие, в минуту опасности она поможет человеку оказать другому помощь или совершить подвиг.

Но иногда у людей развивается ложное понятие Чести.Например, кто-то скрывает о проступке совершенном товарищем, считая, что товарища нельзя предавать. Это ложное чувство товарищества и чести может привести к тому, что человек не поймет того, что он совершает противозаконные действии и потеряет навсегда свою Честь.

Судья: Слово предоставляется третьему свидетелю

Свидетель 3: Чем дольше мы учимся в одном классе, тем больше мы понимаем, что ответственны не только за личную честь, но и за честь всего коллектива. Например, Когда наша команда участвовала в конкурсе на празднике « Золотая осень» ,мы очень радовались успехам наших ребят и переживали видя их промахи. Здесь честь нашего класса еще больше сплотила нас воедино и повысила доверие к нашему классу всей школы. И, конечно же мы поставили цель и дальше не потерять этого доверия..

Судья: Слово предоставляется четвертому свидетелю

Свидетель 4: Но бывает и так. Одноклассник побил своего друга, все в классе с презрением отнеслись к нему, осуждали его, говорили в его адрес много недобрых слов. Но мальчик – молодец- он осознал, что его поступок был плохой, и честно при всех перед другом извинился, а не стал искать оправдания для своего поступка. Тем самым он спас свою личную честь, прежде всего пред собой, и тогда его снова стали все уважать.

Судья: слово предоставляется адвокату

Адвокат: Уважаемый суд. В понятие Чести включается стремление человека поддержать свою хорошую репутацию, престиж, добрую славу а обществе, к которому он принадлежит. Например, гордо и высоко нести честь своей семьи, чтобы не опозорить плохим поступком фамилию; Честь не позволяет плохо вести себя на уроке, чтобы не мешать одноклассникам лучше усвоить новый материал; честь не позволяет плохо относится друг к другу _ обзывать, давать клички, оскорблять товарища.

Судья: Слушаем свидетеля 5

Свидетель 5: Я человек военный, поэтому хочу сказать о воинской чести. Любовь к Родине, верность воинскому долгу не разделимы с воинской честью и достоинством. При всех хороших качествах воина: знание своего дела, умения метко стрелять, прекрасно водить военную технику, авторитет его резко падает, если он своими действиями или наоборот бездействием бросает тень на честь мундира. « Не мундир делает человека достойным, а человек должен быть достоин мундира». Эту мысль с самого начала утверждали в русской армии с времен Петра 1 В уставе им утвержденном говориться,что « лучше умереть честно, нежели с бесчестием жить».

Честь- главная добродетель солдата. Честь-святыня - она высшее благо. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь Родины, своего полка, товарищей по оружию всегда была и есть превыше всего и для молодого бойца и для многоопытного фронтовика. Гвардии рядовой Юрий Смирнов был растят фашистами на кресте, но сохранил воинскую честь, не запятнал ее предательством.

Адвокат: В общее понятие чести включается отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих его людей. Честь – признание обществом заслуг личности. В таком смысле понятие « честь» употребляется в

выражении « воздать почести».

Судья: слово предоставляется шестому свидетелю.

Свидетель 6: Воздавать почести – с этим понятием мы встречаемся в жизни очень часто: знаки внимания ветеранам войны, труда, лучшим ученикам в спорте, в учебе. А как мы болеем за сборную команду футболистов, хоккеистов! Болеем всей душой за наших фигуристов, артистов. Все эти примеры задевают честь нашей Родины.

Судья: Слушаем очередного свидетеля

Свидетель 7: Огромную роль играет честь в жизни каждого человека. В чем выражается ученическая честь? Хочу на это обратить внимание всех присутствующих. Ученическая честь – это значит хорошо учиться самому и при необходимости помочь товарищу; это совместная помощь друг другу в общественно-полезной работе; это желание оказать помощь товарищу, если он заболел, или дома у него неприятности.

А для кадета честь –это выполнение кодекса чести кадета. Знание его и выполнение – честь и достоинство того, кто носить форму кадета

Судья: Слово Свидетелям

Мы давно привыкли вместе

и учиться, и играть,

и считаем делом чести

отстающим помогать.

2. Он честен и бесстрашен

на суше и воде-

товарища и друга не бросить он в беде.

3. В автобус войдет калека, старик в него войдет-

и старцу, и калеке

уступит место он.

4. Он гнезд не разоряет,

не курит и не врет,

не виснет на подножках,

чужого не берет.

Судья: Слушаем приговор Чести

Секретарь: Всем встать!

Судья: Зачитывается приговор Чести:

Она тебе поможет

И в работе

Быть честным -

Очень важно

Тебе известен:

Смолоду хранить,

Мечтать и мыслить честно,

Чтоб честно жизнь прожить!

Судебное заседание закончено в пользу Чести!

Кл. руководитель: Мы выслушали наших товарищей. которые рассказали нам что такое Честь. Теперь поговорим как мы понимаем изречения. С которыми мы часто встречаемся в жизни.

(диспут по изречениям, которые прикреплены на доске)

Изречения:

1. Береги платье снова, а честь с молоду

2. Ваша Честь

3.Аримя –честь, слава и гордость нашей Родины

4.Быть честным –трудно, а бесчестным –горько

5. По делам и честь

6. Знамя- символ чести полка

7. Безмерная хвала чести вредит

8. Честь имею

Кл. руководитель: Вот и закончен наш классный час. Мне хочется верить. Что в своих поступках вы всегда будете придерживаться тех принципов. Что бы о вас могли сказать Это человек Чести!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.