Экономика знаний, развитие и формирование. Экономика знаний: уроки для россии Образует экономика знаний инновации новые

В 21-м веке главным конкурентным преимуществом будет уровень развития экономики знаний. Основными ресурсами уже сейчас для глобальных компаний являются знания и человеческий капитал. Этим вопросом занимаются ведущие специалисты. Многие страны и целые интеграционные объединения (Европейский союз) уверены, что экономика знаний - это лучший и единственный способ получить конкурентные преимущества на глобальном рынке. Страны и компании все больше средств вкладывают в исследования и разработки, защиту полученных знаний. Считается, что 90% знаний человечества получены за последние тридцать лет, 90% инженеров, ученых и исследователей, подготовленных за всю человеческую историю, работают в наше время.

История развития

Долгий путь к экономике знаний полностью пока не прошла ни одна страна. В целом весь мир стоит на этапе перехода в постиндстриальное общество, основной признак которого - это уменьшение доли производства за счет увеличения доли сектора услуг. Средний показатель доли сферы услуг в мире - около 63%. Конечно, есть страны с высоким уровнем сферы услуг, но только потому что населению недоступна занятость в других секторах. Например, Афганистан (56% - сфера услуг). И это никак не Беднейшие страны имеет доиндустриальную экономику. Это в основном сырьевые страны. Часть островных государств Океании вообще живут за счет доноров. На индустриальной стадии находятся многие страны Азии и Латинской Америки. Развитые страны уже находятся на стадии постиндустриальной экономики и этапе перехода к экономике знаний.

Определение

Экономика знаний - это система в которой решающим фактором и источником развития являются знания и человеческий капитал. Такая экономика нацелена на производство, обновление, распределение и применение знаний. Сам термин в 1962 году придумал Фриц Махлуп для обозначения сектора экономики, который производит, обрабатывает и управляет знаниями. Ближе к 90-м термин начала использовать Организация экономического сотрудничества для анализа элементов государственной политики. Согласно этой организации, экономика знаний - это экономика, которая стимулирует приобретать, создавать и распространять знания для ускорения экономического и социального развития.

Функции

Знания необходимо отличать от информации. Знания - это результат интеллектуальной деятельности человека. Информация - это источник для производства и способ сохранения и передачи результата мыслительной деятельности. Знания в экономике знаний - это и результат деятельности, и потребительский продукт, и фактор производства, и продукт, и средство распределения. То есть знания, если брать идеальный случай, выступают как "сырье", которое с помощью другого знания (фактора производства) перерабатывается в новое знание (продукт) и потом распределяется при помощи третьего вида знаний. Конечно, в остальных случаях знание может использоваться отдельно на любом этапе. Также важными функциями является использование знаний как средства управления и накопления результатов интеллектуальной деятельности.

Особенности

При рассмотрении нового важно понимание сути нового определяющего фактора производства. Знание (как продукт) имеет ряд особенностей, которые влияют на процесс воспроизводства и распределения. Любой результат интеллектуальной деятельности носит дискретный характер. Считается, что знания либо есть, либо их нет, они не могут делиться на половинки или четвертинки. Кроме того, знание (как общественное благо) доступно всем после его создания. Хотя необходимо время для его распространения и потребления, тем более если это сложный продукт. Знание (как информационный продукт) не исчезает после потребления. Это отличие от материальных продуктов.

Основные признаки

Самые развитые страны мира постепенно подбираются к этапу, когда основной движущей силой экономики будут знания. Основные черты, которые характеризуют современную экономику знаний:

  1. Доминирующее положение сферы услуг, в развитых странах мира уже сейчас доля сферы услуг составляет около 80%.
  2. Увеличение доли затрат на образование и исследования, например, Южная Корея прогнозирует, что в ближайшее время все население будет получать высшее образование.
  3. Бурный рост и распространение цифровых технологий, информационно- коммуникационные отрасли используются для управления экономикой знаний, во всех сферах: от сельского хозяйства до медицины.
  4. Всеобщее распространение коммуникационных сетей для организации связи между специалистами, компанией и клиентами.
  5. Укрупнение рынков, создание региональных объединений, создается все больше интеграционных объединений, потому что многие интеллектуальные продукты сложно производить только ресурсами одной страны.
  6. Увеличение количества и значения инноваций, все большее использование результатов интеллектуального труда для производства новой продукции.

Базис

Для развития нового этапа в организации общественного производства необходимо создать фундамент, основу экономики знаний, на котором можно будет располагать другие элементы нового производственного уклада. Выделяют следующие фундаментальные элементы:

  • институциональная структура, должна быть создана система экономических стимулов и мер государственной политики, способствующих производству, распространению и распределению знаний для производства продукции;
  • инновационная система, необходимо создать условия для воспроизводства и восприимчивости экономики к новым технологиям и новой продукции;
  • образование и обучение, система экономики знаний не может быть выстроена без одного из основных ресурсов - квалифицированных трудовых ресурсов;
  • информационная инфраструктура и цифровые технологии являются основными инструментами производства знаний и продукции при помощи знаний.

Институциональная структура и образование

Способность государства воспринимать инновации необходимо подготовить комплексом мер для создания экономической среды, стимулирующей создание интеллектуальных продуктов, правовой среды обеспечивающей защиту и интеллектуального продукта, распределение. Важным также является обеспечение общей свободы предпринимательства и легкости ведения бизнеса, в том числе отсутствие препятствий для открытия бизнеса, доступ к финансированию. Для создания инфраструктуры, которая непосредственно создает и распространяет новые знания, государство создает институты развития: фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Ключевое место в системе экономики знаний занимает человеческий капитал, который является основным фактором производства. В развитых странах практически все население охвачено средним образованием, значительная часть высшим, кроме того, работают системы профессиональной подготовки.

Инновационная система

Развитие экономики знаний напрямую зависит от качества национальной инновационной системы, которая формируется на основе часто-государственного партнерства. Государство при консультации высокотехнологичного сектора разрабатывает и проводит политику, максимально дружественную к инновациям. Финансирует университеты, научные центры, венчурные компании, которые адаптируют глобальные знания, создают свое знание и разрабатывают на основе выводов новые технологии и продукты. Создаются институты поддержки инноваций: инвестиционные фонды для финансирования венчурных проектов, коворокинги, технопарки и индустриальные комплексы высоких технологий. Частный бизнес участвует вместе с государством в финансировании и управлении этими инновационными структурами или создает свои.

Информационная инфраструктура

Главный канал распространения и инструмент создания новых знаний - это информационно-коммуникационные технологии. Основной продукт, который воспроизводится в экономике знаний - это тоже или ИКТ-технологии, или услуги, оказываемые с применении ИКТ-технологий. Уровень развития цифровых технологий определяет потенциал восприимчивости нового экономического уклада. Темпы формирования экономики знаний находится в прямой зависимости от уровня развития цифровых технологий.

Предпосылки

Стран, которые вошли в эпоху экономики знаний, находятся на стадии перехода на новый уровень, сравнительно немного, обычно упоминаются США, Германия, Южная Корея и Япония. Для перехода государства на экономику знаний должны созреть условия для такой трансформации. Прежде всего знания должны восприниматься экономикой как важнейший ресурс, более важный чем другие ресурсы (природные, трудовые, финансовые). На высокий удельный вес сектора услуг постиндустриального общества накладывается лавинообразный рост доли информационных технологий. Происходит увеличение инвестиций в человеческий капитал, особенно в специализацию и профессиональную подготовку. Потому что для производства знаний необходимы более квалифицированные кадры. Информационно-коммуникационные технологии проникают во сферы деятельности. Если брать такую отрасль, как автомобилестроение, то почти все ведущие компании уже разработали прототипы беспилотных автомобилей, которые управляются искусственным интеллектом. При этом ИКТ отвечают не только за управление транспортом, но и даже может поддерживать беседу с пассажиром. В экономике знаний роль инноваций является определяющей, это фактор и источник развития.

Как измерить

Методологию измерения того, насколько страна готова к переходу на новую модель экономики, разработал Всемирный банк в рамках программы «Знания для развития». Расчет ведется на основе 109 показателей, которые потом формируются два индекса:

  1. Индекс знаний показывает насколько страна может производить, принимать и распространять знания. Показатель учитывает возможности страны в сфере образования и трудовых ресурсов, объемы инновационной деятельности и развитие информационно-коммуникационных технологий.
  2. Индекс экономики знаний показывает, насколько страна умеет использовать знания для общественного развития и экономического роста. И также определяет, насколько близко или далеко находится страна от экономики знаний.

Исследования банка показали прямую взаимосвязь между уровнем готовности страны к экономике знаний, способностью к экономическому росту и конкурентоспособностью на глобальном рынке.

Инновации

Экономика знаний должна постоянно воспроизводить инновации, превращая новые знания в товары и услуги. То есть это экономика новых знаний. Инновации - это знания превращенные в товар готовый для продвижения на рынки. Таким образом, знания связываются с платежеспособным спросом и организуется обратная связь глобального рынка и сферы производства знаний. По степени инновационности экономики можно сказать, насколько страна погружена в экономику знаний. Инновационное развитие дает конкурентное преимущество: быстрее разрабатываются и выводятся на рынок новые продукты, используется больше новых технологических решений, высокотехнологичная продукция стоит дороже и быстрей продается. В рейтингах самых инновационных экономик мира первые места занимают Южная Корея, Швеция, Германия.

Почти экономика знаний

Южная Корея третий год подряд признается в рейтинге информационного агентства "Блумберг" самой инновационной Страна занимает первые места в мире по уровню расходов на исследования и разработки, полученным патентам и высокотехнологичным производствам, второе по уровню образованности В стране работает Министерство экономики и знаний, которое отвечает за экономическую и инвестиционную политику. Крупнейшие компании нацелены на продажу своих аккумулированных знаний, в каждой из фирм имеются подразделения, которые занимаются разработкой информационно-коммуникационными технологиями и продажей накопленного опыта. Например, крупнейшая сталелитейная компания POSCO, получив опыт в производстве металла, начала предлагать услуги по строительству металлургических заводов. После автоматизации своего производства, продает ИТ решения и в придачу продает управленческие решения. Основные усилия страны направлены на на реформирование структуры экономики знаний, повышение уровней использования критических технологий, в том числе использование искусственного интеллекта, уровня роботизации (страна и сейчас на первом месте в мире), беспилотных летательных аппаратов, автомобилей, кораблей, финансовых услуг с использованием ИТ.

экономика знание инновация

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал Человеческий капитал -- совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) ,который обосновал значимость влияния их создания на развитие производственной деятельности экономических агентов. В дальнейшем И. Нонака обосновал подходы к оценке эффективности деятельности по производству новых знаний. В частности, в качестве основного критерия оценки производственной эффективности, он выделяет способность хозяйствующего субъекта преобразовывать неформализованные знания в формализованные . Необходимо отметить, что И. Нонака не предлагал методов оценки эффективности внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов.

Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".

Стремительное развитие современных рыночных отношений, формирование позитивных тенденций экономического роста и благополучного качества жизни населения основаны на всестороннем применении достижений экономики, построенной на знаниях.

Мировая экономика начала XXI века характеризуется становлением общества знаний - «новой экономики», в которой ключевое значение приобретают такие факторы развития, как умственная сила людей и технологии, обеспечивающие многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния «новой экономики» на социальную и экономическую действительность.

Необходимо отметить, что длительный период времени, начиная с А. Маршалла и до середины ХХ века, видные ученые-экономисты, отводя важную роль использованию новых знаний в экономической деятельности экономических субъектов, рассматривали только один вид знаний - формализованное знание, необходимое в производственных процессах. Таким образом, до 60-х гг. ХХ века в мировой научной мысли отсутствовали попытки классификации знаний. Недостаточное внимание экономической науки к проблематике понятия знаний было обусловлено общими тенденциями развития экономических отношений и производственных процессов. Интенсивное внедрение новых знаний в производственные процессы хозяйствующих субъектов началось лишь в 60-е гг. ХХ века. Именно в этот период в странах с развитой экономикой начали предприниматься попытки учета фактора новых знаний при анализе процессов развития, что и послужило началом становления экономики, основанной на знаниях.

Основные этапы становления экономики знаний приведены на схеме (рис.1.)

Рис 1.Основные этапы становлении экономики знаний.

Современная "экономика знания" базируется на четырех столпах: образовании (только образованное и хорошо обученное население способно эффективно разрабатывать и использовать все новое), информационной инфраструктуре (средства связи, обмена данными и пр.), правилах игры в сфере экономики (позволяет адаптировать новые технологии и идеи, поддерживает инвестиции в науку и пр.) и наличие "инновационной системы" - развитой сети университетов, лабораторий, научных центров и пр.

Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия мир добился значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 млрд. до 6 млрд.). В индустриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. По данным Организации Экономического Сотрудничества и РазвитияOrganization for Economic Cooperation and Development, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (оценивалась возрастная категория 25-65 лет) ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), наименее - в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%).

Понятие «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» выражает способ производства материальных благ, который приобретает важное значение с переходом в новое тысячелетие.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов .

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Известно, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек . На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, является авторское право . Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у нас выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структура. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторс", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В Казахстане, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие отечественные компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Литература: Тимина Е.И. От экономики услуг к экономике, основанной на знаниях // Россия и мировое образовательное пространство. Материалы IV Международной научной конференции. М., МИЭМП. 2008. Кадзумо Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб., Питер, 2001

Экономика знания как инновационная система

Гоженко Констанция Николаевна

доцент кафедры экономики и менеджмента

НОУ ВПО "Кисловодский институт экономики и права"

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные характеристики экономики знания.

Ключевые слова: экономика знания, инновационные технологии, современная экономическая теория.

Abstract: We consider its innovative features of the knowledge economy.

Keywords : economics of knowledge, innovative technology, modern economic theory.

Современная экономика отражает глубокие перемены, происходящие в об­щественной жизни и преобразующие базисные формы общества, его основные экономические характеристики, сущность общественного производства, торговли, занятости. Параметры экономической системы в ближайший период будет сильно отличаться от предшествующих периодов.

В аграрной экономике ключевым производственным ресурсом выступала земля. В индустриальной экономике основными ресурсами являлись труд и про­мышленные факторы производства. В экономике знания статус ключевого ре­сурса переходит к знанию.

В теоретическом аспекте «экономикой знания» является такой способ про­изводства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей.

Экономика знания означает не просто выход на новые границы знания, на самом деле такая экономика означает формирование нового способа производства – рост эффективности экономики за счет рационального и системного использо­вании всех видов и типов знаний во всех сферах экономической деятельности.

Использование знания - не новая идея, знания всегда играли важную роль в экономике. Однако все предшествующие «экономике знания» формы экономики были основаны на «простом» («непосредственно-производительном») знании.

Экономическая значимость использования знания усилилась, начиная с эпохи со времен промышленной революции. Но степень включения знаний и
информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько воз­росло, что это приводит к необратимым структурным и качественным измене­ниям в механизме функционировании экономики и трансформации того качества производства, которое долгие времена выступало основой конкурентного пре­имущества данной национальной экономики.

В качестве инновационной модели сферы образовательных услуг в эконо­мике знания ряд экономистов выдвигает так называемую «тройную спиральную модель» между университетами, индустрией и государством, которая может быть интерпретирована как движение от неоинституционального строения социальных сетей к неоэволюционной модели организации экономических отношений .

Глубинный экономический смысл инновационной трансформации системы специального образования в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи трёх названных выше сфер – вузовской, промышленной и властной среды. Такое единство возможно только на базе преодоления разрозненности сфер соз­дания материальных благ, производства знаний и законодательства как социаль­ной регламентации, того единства, которое способна обеспечить только эконо­мика знания.

Таким образом, модель тройной спирали позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент экономики знания, который дополняется индустриальным и нормативным элементом. Соответственно, возникает проблема оптимизации и гармонизации взаимодействия трёх принципиально разных механизмов функцио­нирования, которые присущи каждому из названных секторов.

Производство знаний требует наивысшей степени дерегулирования управ­ленческого процесса добывания нового знания, оно может быть организованно только в либеральных и демократических формах построения креативного про­цесса.

Постиндустриальное производство требует уже большей регламентации и упо­рядоченности, хотя рыночные моменты – в виде конкуренции – неизбежно вносят элементы стихийности, непредсказуемости и либерализма.

Что касается сферы социального управления, то ей присуща наивысшая степень регламентации и директивности.

Постиндустриальное общество – это общество, в котором снижение объёма промышленного производства происходит не в результате экономического кри­зиса, рецессии или стагнации, а в результате опережающего роста сферы услуг, перерастающего в рост информационного сектора как основы возникновения эко­номики знания. В экономической структуре за­нятости населения уже сейчас преобладают тенденции превышения совокупного числа занятых в непроизводственных отраслях (транспорта и связи, торговле, об­разовании, финансовой сфере) над отраслями промышленности и сельского хо­зяйства.

В экономике знания – и практика свидетельствует об этом однозначно – именно универ­ситеты, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества. Если в индустриальном обществе главным субъектом экономики явля­лось промышленное предприятие, а доминирующий результат производства был представлен некой материальной (товарной) ценностью, в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникаци­онный центр, а доминирующим результатом производства выступает информа­ционно-коммуникационные технологии, то в экономике знания главным субъек­том будет университет, а доминирующим результатом производства – некое на­учно-техни­ческое знание. В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы пред­ставлена занятостью не в сфере материального производства или в сек­торе рас­пределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, техноло­гии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономиче­ского роста, там доминирует постоянный поток информации, а также мощный по­тенциал науки и техники.

Основной проблемой экономики знания является новый механизм её дви­жения, который сталкивается со специфической проблемой - проблемой асиммет­рии информации, которая не может быть полностью решена информационно-коммуникативными технологиями любой степени сложности.

Другими проблемами экономики знания следует считать - институциональ­ные способы организации производства и распространения знания, защита интел­лектуальной собственности в условиях новой экономики, повышенная конкурен­ция, отсутствие безопасности креативного труда и необходимой гибкости.

Теоретическое содержание экономики знания можно усмотреть в том, что одна модель капитализма (под видом технологического детерминизма) приобре­тает иную видимость, более соответствующую настоятельной потребности со­временности.

Структурная трансформация производства в экономике знания приводит к тому, что здесь основным элементом становится так называемый «сектор произ­водства знания» (в лице главного субъекта – университета, инновационно-образо­вательного центра), а также активные провайдеры этого знания. Возникает своего рода «неосязаемый капитал», который превышает величину инвестиций, сосредо­точенных в рамках «осязаемого капитала» и становится приоритетным объектом нарастающих инвестиционных потоков. Технический прогресс всё чаще смеща­ется в сторону нематериальных активов.

Одновременно повышается и средний уровень образования населения, и общий его культурно-технический уровень.

Таким образом, становление экономики знания – это процесс последова­тельной реализации двух названных выше параллельных тенденций. Изменения в факторах производства сопровождаются изменениями в структуре производства. Структурные изменения происходят в развитых странах уже с начала 1970-х го­дов, что привело к продуктивной деятельности преимущественно на основе соз­дания, использования и распространения новых знаний. Возникают так называе­мые «интенсивные технологии», такие, как - электроника, компьютеры, телеком­муникации и биотехнологии, которые растут гораздо быстрее традиционных от­раслей. Расширение знаний приводит, в свою очередь, к диффузии технологии создания новых знаний с технологией передачи информации, а также коммуника­ционных технологий, оборудования программного обеспечения, ин­тернет, теле­коммуникаций.

В результате отрасли, производящие информационно-коммуникативные технологии, становятся все более важными в производственной структуре инно­вационно-развитых национальных экономик. Инвестиции компаний, увеличи­вающих в своём корпоративном капитале долю информационно-коммуникатив­ных технологий, обеспечивают тот результат, что их производство становится всё более интенсивным именно в области информационных технологий, технических изменений и производительности труда. Это приводит к тому, что такие техноло­гии не только быстро распространяется, но и к тому, что они становятся «локомо­тивами» общего экономического роста для данной страны.

Для экономической науки приход информационно-коммуникативных тех­нологий стал сигналом актуализации проблем теоретического анализа «нематери­ального капитала» (нематериальных активов), поскольку именно такой капитал и составляет материальную основу производства знаний, развития науки, распро­странения технических навыков, а также повышения качества человеческого ка­питала. Но результаты экономики знания нуждаются переосмысления и в аспекте традиционного права собственности, и конкурентного механизма их использова­ния.

Поскольку знания по своей природе не являются объектом обособленного использования на правах исключительной собственности, то эти же знания могут быть использованы рядом экономических агентов, что ничуть не уменьшает про­изводительного потенциала, который они предоставляют каждому пользователю. Знанию присуща та характерная черта, что его производство ограничено в основ­ном фиксированной стоимостью. Поэтому и предельные издержки хранения ста­новятся со временем всё меньше, а это делает обработку и передачу информации гораздо проще и дешевле.

В то же время в экономике знания сохраняется разделение функций между организациями, которые производят новые знания (в основном университеты и специализированные исследовательские центры), и теми организациями, кто их применяет. Последние особенно заинтересованы в расширении собственной базы производства знаний для повышения собственной конкурентоспособности (пря­мой эффект) и расширения возможности поиска знания, произведенного за преде­лами их предприятия (эффект косвенный).

Отмеченные тенденции оказывают влияние на защиту знаний в сфере ин­теллектуальной собственности, что особенно важно не только для фирм, но и це­лых государств. Заметно расширяются возможности для патентования для про­граммного обеспечения (на основе прецедентного права).

Экономика знания формирует новый тип первичного звена производства, которые имеют такие непривычные для индустриальной стадии производства ха­рактеристики, что их трудно обеспечить финансами из традиционных финансо­вых источников и посредством традиционных финансовых посредников. Как пра­вило, это фирмы, действующие на новых рынках, существует неопределенность в отношении технических трудностей осуществления торговых операций, развитие стартапов требует наличия существенного венчурного капитала, а промышленные инновации требуют затрат на дополнительные организационные и институцио­нальные нововведения.

Изменяется в экономике знания и организация труда, производства, стиму­лирования трудовой активности работников, их ассоциированность и коллекти­визм, на смену приходит разобщённость, возрождающая принцип «рассеянной мануфактуры». Гибкие организации производства призваны заменить «тейлори­стские» модели. Таким гибким моделям присущи:

Уменьшение значимости участия работников в акционировании предпри­ятия,

Горизонтальное распространение информации,

Активное участие сотрудников в повышении производительности и каче­ства труда.

Более низкая стоимость обработки информации для новых проектов будет стимулировать передачу официальных полномочий (с правом окончательного решения) на самые низкие иерархические уровни. Достижения в области техноло­гии массового и текущего контроля позволяют контролировать усилия всё боль­шего числа работников, уменьшая размер и прерогативы промежуточных иерар­хий.

Одновременно реорганизация и реконфигурация научно-исследовательских структур приводит к снижению издержек и развитию аутсорсинга. А это создаёт условия для формирования новых видов услуг по координации и контролю ра­боты через локальные сети и производство промежуточных продуктов.

В экономике знания решающими становятся два вида капитала – человече­ский капитал и нематериальный информационно-коммуникативный капитал.

Существенное отличие в рыночной организации экономики знания привно­сит сетевая модель рынка, – в частности, традиционный феномен типичной орга­низации рынков, на которых обмен имеет «анонимный» характер, охватывая не­определённость цены, уступает, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, полной информации о клиентах и фактических (или потенциаль­ных) поставщиках. Эти же методы позволяют фир­мам избавиться от ограничений, налагаемых иерархической организацией.

Основанная на знаниях экономика предполагает серьезные изменения
в режимах корпоративной организации. В связи с возрастающей сложностью в управлении совокупностью знаний, которые могут прямо или косвенно затраги­вать производительность фирмы, последняя стремится специализироваться в со­ответствии с теми знаниями и навыками, которые доминируют и которые позво­лят ей сохранить свои конкурентные позиции.


См. напр.: Loet Leydesdorff & Martin Meyer. The Triple Helix Model and the Knowledge-Based Economy («Модель тройной спирали и экономика, основанная на знании») // Amsterdam School of Communications Research (ASCoR), University of Amsterdam. Kloveniersburgwal 48, 1012 CX Amsterdam, The Netherlands;

Особую роль в современной экономической эволюции общества играют знания.

В современных условиях знание и технология становятся мощным конкурентным преимуществом в борьбе за темпы экономического роста и одним из внутренних резервов национальных экономик. Как сказал Пол Ромер в своем интервью «Форбс АСАП», если мы перестанем искать новые идеи, то наша способность к росту будет серьезно ограничена. Идеи, весь процесс открывания нового - вот что является причиной роста.

Глобализация и усиление взаимосвязи между странами, научно-технический прогресс и новая технологическая база превращают экономическую систему в диверсифицированную и конкурентоспособную, с ростом инновационной активности, увеличением доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей. Это - особая, новая, наукоемкая экономика, в которой знания играют ключевую роль. Они являются основной производительной силой.

Результатом этого процесса стало своеобразное разделение всей экономики на «старую» (традиционные производства и услуги) и «новую» (новые наукоемкие и специализирующие на работе в Интернете компании) - экономику знаний.

Экономика знаний вызывает фундаментальные изменения экономической системы. Это означает, что основные продукты общественной деятельности являются не кристаллизацией труда, а кристаллизацией знаний. В свою очередь, стоимость материальных и нематериальных товаров зависит не от качества содержащегося в них совокупного общественного труда, а от содержания в них знаний, информации и интеллекта.

Важным эффектом новой экономики является ее вклад в повышение эффективности компаний старой экономики. Интернет делает экономическую деятельность более прозрачной, предоставляя субъектам экономики информацию о всех видах деятельности, содействуя тем самым снижению трансакционных издержек, уменьшению барьеров входа во все отрасли.

Как используются знания в инновационной экономике?

Английский экономист, лауреат Нобелевской премии 1974 г. Ф. Хайек обосновал тезис о принципиальной ограниченности человеческого знания, в том числе и научного . Он утверждал, что основное знание «рассеяно » среди людей, каждый из которых обладает частицей этого знания, зачастую имеющего неформальный, интуитивный характер. Поэтому невозможно выработать объективную картину экономики. Только конкурентный рынок как особый род информационного устройства может выявить, использовать и координировать знания миллионов независимых друг от друга людей. Он позволяет через механизм цен каждому участнику вписать свои конкретные специфические знания в общую систему знаний. В результате эффективно используется большой объем конкретных и абстрактных знаний, рассеянных среди членов общества, не имеющих друг о друге никакой информации.

Ф. Хайек отвергает возможность наличия у каждого индивида полной информации - знание неизбежно частично. Получение знаний происходит в ходе конкурентной борьбы и выражается в следующем: производители открывают новые потребности, а потребители - новые средства их удовлетворения; все экономические агенты получают новые знания о самих себе, об уровне своих возможностей по созданию или удовлетворению потребностей. Поэтому всякое искусственное ограничение конкуренции сокращает объем знаний, доступных обществу. Ф. Хайек называет институты, которые обеспечивают эффективный конкурентный порядок: законы о собственности и контрактах; о корпорациях и ассоциациях; политика по отношению к монополиям; проблемы налогообложения и международной торговли. Степень развития права в этих областях определяет развитие или сокращение конкурентной среды, а значит, и рынка как механизма выявления и получения знаний.

Следовательно, эволюционное развитие государства на основе укрепления прав частной собственности и, в связи с этим, прав граждан дает наилучшие экономические и социальные результаты.

Идеи Ф. Хайека о «рассеянном» знании имеют большое значение для современной теории инновационной экономики. Это выражается:

  • в характеристике основ инновационного процесса - неопределенности, ограниченности информации, несовершенстве знания;
  • в допущении такой государственной экономической политики, которая содействует созданию институтов, поощряющих конкуренцию;
  • в динамическом характере конкуренции, неотделимом от риска;
  • в тесной взаимосвязи способности человека к творчеству в условиях неопределенности с потенциалом институтов, оправдывающих риск.

Понятие знаний охватывает широкий спектр самых разнообразных способностей людей, не измеряемых общей мерой. Это - образованность, обучаемость, рассудительность, интуиция, художественные способности, умение приспособиться к неожиданным ситуациям. Все эти способности, в свою очередь, требуют разнообразных знаний, талантов и навыков людей.

Знания не однородны по своей сути. Различают научно-техническое знание и живое опытное знание. Научно-техническое знание связано с формализованным и объективированным содержанием, которое по определению не может быть собственностью отдельного человека. Живое знание состоит из опыта и навыков, ставших интуитивной привычкой. Это - интеллект, который охватывает целый спектр способностей - от способности суждения и различения до душевной открытости и обучаемости новому, включая способность связывать новое с наличным опытным знанием .

Большая часть живого знания, основанного на сноровке, смекалке, навыках, не может быть формализована - это нематериальное знание. Его нельзя преподать, ему обучаются на практике, в школе жизни. Оно возникает благодаря способности субъекта работать над собой и создавать самого себя. Способность человека интегрировать новые научно-технические открытия и превращать их в живое опытное знание делает богаче его культуру.

Следовательно, научно-техническое знание господствует над живым трудом и подчиняет его машине, являясь средством получения прибыли. Обладателями этого знания являются инженеры, которые управляют капиталом и его использованием.

В новой экономике, где знания становятся производительной силой, растет удельный вес нематериального знания. Сегодня предприятия перерабатывающей промышленности берут свой материальный капитал (здания, машины, оборудование, транспортные средства) напрокат, а не в собственность. Так, в США почти треть машин, оборудования и транспортных средств берется напрокат: 80 % предприятий получают инфраструктуру напрокат у 2000 специализированных агентств. Треть промышленных предприятий производит более половины своей продукции на чужой территории. У фирмы Nike вообще нет ни машин, ни оборудования. Фирма разрабатывает только концепцию и дизайн своей обуви. Производство, распространение, маркетинг и рекламу она поручает держателям лицензии .

Труд и материальный капитал оцениваются на бирже занижен- но. В 1999 г. материальный капитал промышленности США составил лишь треть от биржевой котировки акций. А нематериальные затраты оцениваются по высокому курсу без всякой измеримой основы. У фирмы Nike это 4 млрд долл, в год только за оборот внутри США.

Экономика знаний отличается от экономики материальных благ тем, что материальные блага исчезают в процессе потребления, а знания, наоборот, прибавляются. Любая деятельность в экономике порождает больший объем знаний, чем потребляет. И чем больше в обществе потребляется знаний, тем больше их становится, тем они качественнее.

Еще одна особенность экономики знаний - возможность бесконечного тиражирования ее достижений, причем с их ростом увеличивается доходность знаний. Накопление и хранение знаний не вызывает существенных издержек. Следовательно, знания в экономической системе можно широко использовать как общественные блага. Они дают возможность бесконечного самовоспроизводящегося экономического роста, подъема благосостояния и качества жизни населения.

Не все знания равноценные. Не всякое знание пригодно для того, чтобы функционировать как средство производства. Знание, которое с самого начала характеризуется по своему назначению лишь своей полезностью, отличается от знания, содержащего утилитарный потенциал. Оно является истинной полезностью, оно не поддается капитализации, не пригодно функционировать как средство производства.

Поскольку всякое знание, даже научно-практическое, связано со знанием истины и способностью учиться и познавать, то всякое знание является не только источником богатства и смысла, но и богатством самим по себе. Как источник богатства оно представляет собой производительную силу. Как богатство - оно источник смысла и самоцель. Быть производительной силой не является для знания основной целью. Следовательно, наряду с культурой, мудростью, совместным знанием, художественными способностями и умением сотрудничать знание является одновременно и богатством, и источником богатства, не имея материальной формы.

В основе любой экономики лежат первичные богатства, которые не производятся, не обмениваются ни на какой эквивалент. Они состоят из природного и культурного общего достояния. Эти богатства - содержание экономики знаний, без чего не может существовать рыночная экономика. Такая экономика, как отмечает А. Горц, охватывает все не поддающиеся исчислению и оплате виды труда и отношений, где побудительным мотивом является спонтанная радость от свободного сотрудничества, свободной отдачи и общежития.

Хотя тенденция развития цивилизованного общества выражается в росте нематериальных знаний и их включения в совместную деятельность людей, сегодня развитое общество должно использовать все виды знаний, как материальные, так и нематериальные, которые определяют содержание и характер новой инновационной экономики.

Итак, современное инновационное развитие происходит не только за счет технического прогресса, но и за счет использования знания как экономического ресурса.

Система инновационного развития представляет собой процесс и результат интеграции разнородных по целям и задачам структур, занятых производством и коммерческой реализацией новых продуктов, научных знаний и технологий в крупных и мелких компаниях, университетах, научных институтах, технопарках, государственных организациях.

Функционирование инновационной системы обеспечивается комплексом институтов правового, финансового, социального взаимодействия, имеющих свои традиции, политические и культурные особенности.

Качество экономического роста и развития общества обеспечивается инвестициями в «нематериальные» экономические активы: в исследования и разработки (НИОКР), в повышение инновационной активности, в образование и повышение квалификации экономически активного населения.

Государство не только участвует в инновационной деятельности, но и должно качественно управлять экономическим развитием. Система обеспечения прав собственности, структура налогов, акты государственного регулирования, правительственные решения, формальные ограничения или стимулы инновационной деятельности определяют политику инноваторов, конкретные проявления инновационного поведения субъектов экономики. Эффективная инновационная политика государства способствует формированию инновационной системы, охватывающей все уровни общественного хозяйства, изменяющей и преобразующей образ жизни людей.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое инновации?
  • 2. Охарактеризуйте жизненный цикл инноваций.
  • 3. Как понимать процесс «созидательного разрушения»?
  • 4. Раскройте особенности конкуренции в условиях инновационной экономики.
  • 5. Назовите субъектов инновационной деятельности.
  • 6. Дайте определение инновационной экономики.
  • 7. Как понимать эволюционный характер развития инновационной экономики?
  • 8. Покажите взаимосвязь длинных волн Кондратьева и эволюционного развития инновационной экономики.
  • 9. Что такое экономический рост, как он связан с эволюционным развитием?
  • 10. Раскройте разницу между экономическим ростом и экономическим развитием.
  • 11. Что такое институциональные инновации?
  • 12. Какова роль знаний в инновационной экономике?
  • 13. Что такое адаптивная эффективность использования знаний?
  • 14. Что такое «рассеянное» знание?
  • 15. Какова роль нематериального знания в новой экономике?
  • См.: Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.
  • См.: Горц Л. Нематериальное знание, стоимость и капитал. М.: Высшая школа экономики, 2010. С. 23, 41.
  • См.: ГорцЛ. Нематериальное знание, стоимость и капитал. С. 55.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.