28.03.2022
Рифма мужская, женская, дактилическая. Значение мужская рифма в словаре литературоведческих терминов Схема мужской рифмы
Падает на последний слог рифмующихся слов.
В русской поэтической традиции чаще используется в чередовании с женской рифмой , однако встречаются и стихотворения, построенные только на мужской рифме:
Сегодня дурной день:
Осип Мандельштам
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.
Исключительно мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри».
Обозначение
Если у формы есть особый способ рифмовки, и важно указать, в каких строках мужская рифма, то используются строчные буквы. Так для первого стихотворения рифмический рисунок: aa , а для второго: abab , в отличие от женских рифм , для указания которых используются прописные буквы.
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Мужская рифма" в других словарях:
См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь ладонь добра ребра Поэма Лермонтова Мцыри написана четырехстопным ямбом, с нормальными для этого размера… …
мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге, например: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык. А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
мужская рифма - Рифма с ударением на последнем слоге … Словарь многих выражений
мужская рифма - МУЖСКА´Я РИ´ФМА связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (душа дыша, окно давно) и закрытая М. р., оканчивающаяся согласным звуком (волк умолк, дверь зверь). Обычно в… … Поэтический словарь
- (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
рифма мужская - см. мужская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
МУЖСКАЯ РИФМА
Рифма с ударением на последнем слоге, например:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык.
А.С. Пушкин
См. также клаузула
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МУЖСКАЯ РИФМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- МУЖСКАЯ РИФМА в Литературной энциклопедии:
см. … - РИФМА в Цитатнике Wiki:
Data: 2008-01-05 Time: 18:35:52 * Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил, Кто грамматических не знает свойств, ни правил И, … - РИФМА в Библейской энциклопедии Никифора:
(место кустарника; Чис 33:18-19) - один из станов Евреев во время их странствования на пути в землю Ханаанскую. Положение его … - РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
- (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы … - РИФМА в Литературной энциклопедии:
звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, 705 Он уважать себя … - РИФМА
(от греч. rhythmos - складность соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее … - РИФМА
(от греч. rhythmos - стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами … - РИФМА
(происхожд. спорно: от греч. ruJmoV или древненемецк. rim, число) - созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время … - РИФМА в Современном энциклопедическом словаре:
(от греческого rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее … - РИФМА
[от греческого соразмерность, согласованность] в стихосложении созвучие окончаний слов, завершающих стихотворную строку; для рифмы обязательно созвучие последнего гласного и следующих … - РИФМА в Энциклопедическом словарике:
ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Точная р. Рифмовать - подбирать слова для получения рифмы. Рифмоваться - представлять собой рифму. … - РИФМА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на … - РИФМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
Р́ИФМА (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутр. Р.), отмечающее их границы и связывающее … - РИФМА в Словаре Кольера:
использование сходно звучащих слов, как правило, на концах стихотворных строк, а также сами эти слова. Наиболее часто встречающийся вид рифмы … - РИФМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
ри"фма, ри"фмы, ри"фмы, ри"фм, ри"фме, ри"фмам, ри"фму, ри"фмы, ри"фмой, ри"фмою, ри"фмами, ри"фме, … - РИФМА в словаре Анаграмм.
- РИФМА
Она превращает прозу в … - РИФМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Созвучие окончаний … - РИФМА в Новом словаре иностранных слов:
(гр. rhythmos размеренное движение) созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; … - РИФМА в Словаре иностранных выражений:
[ созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога … - РИФМА в словаре Синонимов русского языка:
ассонанс, консонанс, созвучие, … - РИФМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
- РИФМА в Словаре русского языка Лопатина:
р`ифма, … - РИФМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
рифма, … - РИФМА в Орфографическом словаре:
р`ифма, … - РИФМА в Словаре русского языка Ожегова:
созвучие концов стихотворных строк Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). … - РИФМА в Словаре Даля:
жен. , греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер … - РИФМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее … - РИФМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская … - РИФМА в Толковом словаре Ефремовой:
рифма ж. Созвучие концов стихотворных строк (в … - РИФМА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ж. Созвучие концов стихотворных строк (в … - РИФМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении) … - САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ПОБЕД;"МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ КОМАНДЫ СССР" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
Мужская команда СССР выигрывала шахматную Олимпиаду, проходящую раз в 2 года, рекордное число раз - 18-в период с 1952 по … - МУЖСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в Словаре Терминов гендерных исследований..
- МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РЕЧЬ
- условное название лексических предпочтений и некоторых других особенностей употребления языка в зависимости от пола говорящего. Половая дифференциация речи стала … - РИФМА, В СТИХОСЛОЖЕНИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(происхождение спорно: от греч. ?????? или древненемецк. rim, число) — созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время … - ГАБРИЭЛЬ СИДОНИ КОЛЕТТ в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-06-30 Time: 06:42:49 * Сердце не имеет морщин, на нем бывают только шрамы. * Когда тебя любят, не сомневаешься … - ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕНДЕРОЛОГИЯ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
(гендерная лингвистика). Данные о языке, полученные лингвистикой - один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как … - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
- cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от … - СТАВРОПИГИЯ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ставропигия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, « крест » и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — … - ПЕТРОЗАВОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петрозаводская и Карельская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 185005, Республика Карелия, г. … - БРЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Брянская и Севская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: 241000, г. Брянск, ул. Покровская … - АСТАНАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо.
- 1999.03.21 в Страницах истории Что, где, когда:
Вручение "Оскаров" в Лос-Анджелесе. Победители: Фильм - "Влюбленный Шекспир". Режиссер - Стивен Спилберг "Спасти рядового Райана". Главная женская роль - … - ЧИЧИКОВ в Литературной энциклопедии:
- герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). … - КАМЗОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
(франц. camisole) 1) мужская одежда длиной до колен; бытовала в ряде европейских стран 17-18 вв. Камзол без рукавов надевался под … - БЕКЕША в Большом энциклопедическом словаре:
(венг. bekes) верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой (по краю воротника, … - ОДЕЖДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют … - НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
цитоплазматическая (внеядерная, нехромосомная, плазматическая), преемственность материальных структур и функциональных свойств организма, которые определяются и передаются факторами, расположенными в цитоплазме. … - КАМЗОЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(франц. camisole), мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции …
Падает на последний слог рифмующихся слов.
В русской поэтической традиции чаще используется в чередовании с женской рифмой , однако встречаются и стихотворения, построенные только на мужской рифме:
Сегодня дурной день:
Осип Мандельштам
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.
Исключительно мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри ».
Обозначение
Если у формы есть особый способ рифмовки, и важно указать, в каких строках мужская рифма, то используются строчные буквы. Так для первого стихотворения рифмический рисунок: aa , а для второго: abab , в отличие от женских рифм , для указания которых используются прописные буквы.
См. также
Напишите отзыв о статье "Мужская рифма"
Отрывок, характеризующий Мужская рифма
– Кто ты, девочка? – неожиданно спросил отец. – Просто человек, только немножко «другой», – чуть смутившись ответила я. – Я могу слышать и видеть тех, кто «ушёл»... как вот вы сейчас.– Мы ведь умерли, правда? – уже спокойнее спросил он.
– Да, – честно ответила я.
– И что же теперь с нами будет?
– Вы будете жить, только уже в другом мире. И он не такой уж плохой, поверьте!.. Просто вам надо к нему привыкнуть и полюбить.
– А разве после смерти ЖИВУТ?.. – всё ещё не веря, спрашивал отец.
– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..
Цели:
- дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
- развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
- воспитывать гуманистические качества.
Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Языковая разминка: разомнём язычок.
1. Работа над артикуляционным аппаратом.
Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.
- прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
- прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».
Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»
2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.
Учащиеся по очереди читают свои варианты.
Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»
Сравниваем свои ответы:
Слайд 1
Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…
Зарифмованная строка для домашнего задания:
Слайд 2
Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…
Варианты детей:
Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.
(Другие варианты).
Закрепления предыдущего материала:
- что такое ритм?
- что такое рифма?
- рифма точная и неточная?
- рифма простая и составная?
III. Переход к новой теме.
Слово учителя.
– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.
Слайд 3.
Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин)
– В каких строках ударение падает на последние слоги?
– В каких строках – на предпоследние?
Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.
Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.
(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.
Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).
– Какая же рифма называется дактилической?
Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:
Слайд 4.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)
На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?
Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.
Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.
IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.
- Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
- Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.
V. Рефлексия.
VI. Итог урока.
– Чему учились?
– Какие трудности были?
– Что было интересного на уроке?
VII. Задание на дом.
подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)
Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма - мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она - женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них - в другой раз.
Мужская рифма - рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.
Самые лучшие мужские рифмы - богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:
Ума - кутерьма, слон - поклон, топор - упор, судьба - мольба, сид - висит, рожь - хорош
Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.
В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:
Луч - колюч, раба - тебя, штанах - тенях, нот - мнёт, губЫ - руби
Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть - заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.
Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):
Лес - лезть, кулон - стекло, жупан - хулиган, томат - тюрьма, мир - не томи, окно - стеной
Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.
Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):
ТелА - палас, еда - карандаш, луч - на полу, мне - конец, визг - сподвиг, рощ - старо
Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:
Карандаш - ерунда [РНД], палас - купола [ПЛ], мороз колюч - расколю [РСКЛ], сто колец - на стекле [СТКЛ]
Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:
ГубЫ - люби =и= губЫ - губи
раба - тебя =и= раба - грубя
Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.
Сравните:
ГордА - луна =и= гордА - дорогА
полна - рука =и= полна - полкА
тома - себя =и= тома - тона
Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:
Возьму - мазню, лежмя - рожна, казню - ко злу
Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы - львы), М и Н (сны - сомы), П и Б (толпы - столбы), Ж и Ш (дыши - держи), Л и Р (иглы - игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова - себя)
За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:
И лавочка в старинном парке
бела вставала И НЕМА,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин ИМЕНА.
(«Грузинских женщин имена»)
Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка СТОлА,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мАСТерА.
Когда возводит красную ТРубУ
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об ТРавУ
замаранные глиною ладони.
(«Чужое ремесло»)
Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.
(c) Лилит Мазикина