Танец Древней Греции. Музыка и танец в древней греции Танцевальное искусство древней греции кратко

Как было уже сказано, сценическое искусство — драматическое имеет началом культ
Диониса в Аттике. Сначала дифирамб с хороводом, монологический рассказ героического или комического содержания; затем диалог с мимическим пояснительным действием или игрой- и хороводным танцем, — вот элементы, из которых, как мы знаем, впоследствии сложились трагедия, драма и комедия.

Вначале положение искусства танцев на сцене античного театра было несколько иным, чем у нас.

Исполнялись сначала «оркестриче-ским хором» — непременной частью античного сценического представления, в месте между сценой и зрителями, — называемом «оркестра». Хор не участвовал в действии пьесы, а лишь резюмировал ее положения стихами (строфами), сопровождаемыми движениями: сначала ритмическими маршами, затем уже более сложными движениями, все более похожими на танцы. Марши хора не могли быть быстры, легки: они были величественны и медленны, т. к. котурны были непременной обувью исполнителей и мешали быстрым движениям. В антрактах и между явлениями, по уходе актеров со сцены, хор танцевал под свое пение, причем при строфе не разделялся, а при антистрофе разделялся на две половины. В течение каждого отдельного анапеста делался шаг, нога — поднималась и опускалась, но нет сведений о величине таких шагов. По всей вероятности, шаги небольшие соответствовали торжественному медленному маршу.

Функции движений хора в дальнейшем были двух родов:
Фигуры (сг/г|рага) — важнейшая часть — это мимические акты, наполнявшие паузы между движениями. Изобретение фигур лежало на обязанности «учителяхора» (бдспотобібаахаХхх;), чем славился Фриних, а после Эсхил и Телест, который был так искусен в символике танца, что мог выразить сложнейшие чувства фигурами, и его танцы были иногда понятнее речи.

Танцы — о них дают сведения Поллукс, Аристотель («Поэтика») и Лукиан.
Эммелейя и Хюпорхема исполнялись хором в трагедии. Это были тапцы благородства движений и грации. Эммелейя, перенесенная из жизни на сцену, не утратила своего содержания, т. е. изображала тайны природы, деяния богов и героев. Спартанская гимнопедия была простой разновидностью ее.

Кордакс — излюбленный греками танец — исполнялся в комедии. Происхождение его приписывается сатиру Кордаксу. В нем были головокружительные, быстрые движения игривого, живого характера; в нем допускались циничные вольности, свойственные вообще греческой комедии. О нем упоминает в «Лисистрате» Аристофан, и изображения его есть на вазах Ватиканского музея. Его исполняли одни мужчины. По движениям он сходен с нашим канканом.

Сикиннида — танец сатирической драмы, исполнявшийся под стихи пасторали, обыкновенно изображавшейся после сильной трагедии, и имел значение нашего водевиля. Он в очень быстрых движениях изображал опьянение и любовь.
Вот главные типы сценических танцев, но кроме них было еще множество танцев.
Трагический танец — Танец Леды с округлыми движениями на сюжет мифа Леды.
Затем очень интересен Танец Пифагора, изображавший фигурами и позами тезисы философии Пифагора. Он изобретен одним учеником его.
Танец стариков — согбенных и с посохами.

Комический танец Ниподисмос изящно подражал прыжкам диких коз.
Комические танцы изображали в смешном виде недостатки, привычки и страсти людей и даже богов.

Танец Кибелы . Сатирический танец Кибелы изображал ее в объятиях смеющегося над ее любовью пастуха.

Часто на сцене в танцах изображались в комическом виде лица, популярные и уважаемые в стране.

Правила сценических движений Требования, предъявлявшиеся со стороны пластики к актеру, интересны нам, так как драматический актер часто был и танцором. Требования эти были следующие. Телодвижения на сцене не есть чисто пластическое искусство, это скорее ритмическое искусство, т. е. такое, которое изменяет свои формы в последовательности времени.

Ритмическая красота требовала, чтобы движения частей тела не были разрозненными, но чтобы одновременно принимало участие все тело. Квинтилиан говорит, что грудь и живот не должны выдаваться вперед, что надо избегать ходить большими шагами, избегать жестикулировать правой рукой, если правая нога выставлена вперед. Руки должны выставляться вперед умеренно, и рука обыкновенно не должна подниматься выше линий глаз и опускаться ниже груди. Если жестикулировала правая рука, то в соответствии с ней должна двигаться и левая. Кивать одной головой, не сопровождая движением рук не допускалось. Если мысль сопровождалась правой рукой, то кончиться она должна левой.

Техника танцев хора Сценический хор, вероятно, танцевал без ансамбля, т. е. каждый исполнитель был независим от прочих, что, как мы сказали, было особенностью греческой Оркестики.

Часто сценические танцы были импровизациями.
Трагические массовые танцы в большинстве случаев — хороводы круговые, или в одну, или две линии, комические и сатирические составлялись в две, три и четыре линии или каре. Аксессуарами при сценических танцах были мячи, диски, стрелы и копья.

Со времени Эврипида сольные или небольших ансамблей сценические танцы актеров стали часты. Они были жизненными пантомимами (за что Эсхил, склонный более к условным танцам, упрекал Эврипида в своих «Лягушках», как в некотором кощунстве).

Это, быть может, первое вторжение реальной жизни на сцену, полную условностей. Есть свидетельство, что Софокл после Саламинской победы сам вошел на сцену и, «взяв у танцовщицы Навзикаи маску, плясал вокруг трофеев».

Хоревты . Хоревты, т. е. участники хоров на сцене, были простые граждане — дилетанты, набиравшиеся каждый раз государством или частным устроителем сценических игр. Они обучались поэтом или «учителем хора».

Хор сатиров и силенов одевался в трико телесного цвета с хвостом и в маску с бородой и рогами; остальные хоры одевались в обыкновенные сценические костюмы с характерной маской.

Молитвенные жесты и другие
Так как молитвенные жесты непременно входили в культовые пляски греков, то должно упомянуть и о них.

Свойствами божества обусловливалась как форма молитвы, так и телодвижения, которыми она сопровождалась.

При молитве Олимпийским божествам поднимали обе руки кверху, загнув их слегка назад и повернув ладонями к небу.

При молитве Нептуну руки простирали вперед.
Молитва подземным богам сопровождалась ударами ноги по земле с нагнутым корпусом, причем руки опущены, и ладони держались книзу параллельно земле.
Сидячее положение считалось при молитве признаком печали. Сложенными накрест руками в сидячем положении или, обхватив руками колени, выражалось неутешное горе.

Сценические танцы, как и светские увеселительные, развились еще шире в Риме, который унаследовал культуру от греков во всей ее красоте и в совершенстве ее расцвета.

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

Кафедра современной хореографии

Контрольная работа

По курсу « История хореографического искусства»

На тему: Танцевальное искусство стран Древнего Мира.

Выполнила:

Студентка заочного отделения

Факультета хореографического искусства

Группа 5С

Василенко Виктория

Проверила:

Старший преподаватель Курдупова Е.Н.

    Введение

    Танцевальные жанры Древнего Мира

    Древний Египет

    Древняя Индия

    Древняя Греция

    Древний Рим

    Заключение

    Список литературы

Введение

Танец – один из древнейших видов искусства. Древние формы танца зародились еще в процессе практической трудовой деятельности человека: процесс труда обнаружил значение ритма, движения, подчиненные ритму, породили пляску, которая и является одним из наиболее ранних проявлений данной культуры.

О широком распространении танца и танцевальной музыки во времена древнего мира свидетельствуют множество источников, такие как: мифы, эпос, изображения и данные археологии. Так, описания древнегреческих танцев можно встретить у Аристотеля, Филострата, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана и др.; целый трактат «Диалог о танце» написал Лукиан. О танцах римлян писали Цицерон и Гораций. Во 2-й половине I в. до н.э. получил теоретическое обоснование индийский классический танец, что свидетельствует о высоком уровне его развития. Наиболее древний из сохранившихся индийских трактатов «Натьяшастра» («Наука о театре», ок. I в. до н.э.) рассматривал проблемы танца, музыки и в тесной взаимосвязи с проблемами драмы.

О характере танцев тех времен рассказывают и многочисленные изображения танцовщиков и танцовщиц на барельефах, в вазописи, и скульптуре.

В древних цивилизациях танцу и музыке принадлежала большая общественная и идеологическая роль. Много упоминаний о танцах содержится в Библии (например, в сказаниях о царе Давиде, который «скакаше и плясаше»). Как и музыка, танец нередко получал космогоническую трактовку, глубокое философское осмысление, рассматривался как раскрытие сущности вещей. Музыке и танцу придавался оттенок исключительности, недоступности, а происхождение танца считалось божественным. В Древней Индии танец нередко называли танцем богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем их являлся бог Шива. В своей ипостаси Натараджа он, исполняя космический танец, уничтожил во Вселенной все старое и одновременно открыл новый цикл жизни. В Древней Греции многообразные плясовые формы были тесно связаны с культом бога Диониса: обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографические композиции. С другой стороны, танец и танцевальная музыка во все времена были средоточием эмоциональности и эротики; любовь - одна из главных тем танцев всех народов. Причем чувственное начало, согласно бытовавшим философским концепциям, представлял собой форму выявления духовной сути.

Музыка и танец издавна являлись также средством воспитания, поэтому обучение этим искусствам получило широкое распространение в странах Древнего мира. На рубеже I тысячелетия в Китае большое влияние оказывало конфуцианство - официальная идеология того времени, придававшая особое значение танцу в этическом воспитании человека. Высокой этикой обладал танец в Древней Греции, где назначение танца видели в совершенствовании, облагораживании человека. Занимая значительное место в жизни народа, хореографическое искусство являлось не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски, посвященные Вакху, и др.), но и средством воспитания (например, «пиррихи» - военные атлетические танцы спартанских юношей, способствовавшие гармоническому развитию тела). «Пляски развивают гибкость, силу и красоту», - говорил Платон. Аристотель определял смысл пляски следующими словами: «Пляска подражает своими ритмическими движениями нравам, страстям и обычаям и воплощает невидимую мысль».

Вообще, сведения о танцевальных жанрах тех времен достаточно разрознены и немногочисленны. Зачастую мы можем говорить не о конкретных жанрах, а о группах жанров, которые выделяются в зависимости от того, какое предназначение они имели в жизни людей. С появлением классового общества происходило разделение танца и танцевальной музыки на их народно-бытовые и профессиональные (церемониальные, театрализованные) разновидности.

Танцевальные жанры Древнего мира Народно-бытовые танцы долгое время сохраняли связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танцевальные пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.) и сопровождали семейные, городские и общегосударственные праздники, каждое событие в жизни человека. Жанр народно-бытовых танцев - один из самых широких. Разнообразные по тематике и композиционному рисунку, по составу исполнителей, они оказали огромное влияние на возникновение сценического танца. Прежде всего, стоит выделить обрядовые пляски-игры, отображающие трудовые процессы и долгое время исполняющиеся в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Например, нередко в то время земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластические картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды и т.п. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема. Игровые пляски долго хранили следы быта, труда и древних языческих верований и даже частично (в трансформированном виде) дошли до наших дней (русская игровая песня-танец "А мы просо сеяли"). К древнейшим относятся также охотничьи пляски, копирующие движения и повадки зверей и птиц и исполняющиеся обычно до и после охоты. Они ставили перед собой ясную, простую задачу - магически воздействовать на результаты охоты, то есть задобрить божество, укрепить уверенность в самом себе и запугать преследуемое животное и, таким образом, одержать победу, добыть себе и племени пищу. Бешеные скачки, имитация повадок зверя, устрашающие крики и притопывания создавали условную картину охоты. Человек верил в то, что танец реально, практически помогает ему в осуществлении одной из важнейших функций его жизнедеятельности.

Борьба народов между собой привела к столкновениям между ними и вызвала появление военных плясок. Зачастую это были сложные хореографические композиции, воспроизводящие бой, различные боевые перестроения. Участие в них означало согласие идти в поход. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах таких героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях. Огромную роль в развитии танцевального искусства и, в особенности, сценического танца сыграли ритуальные, культовые пляски. Преклонение перед отвлеченными силами природы, обожествление животных, свойственные мировоззрению человека того времени, находили отражение и в плясовых движениях, способствуя тем самым развитию приемов стилизации и условности пластического языка. Линии движения танцующих, их жесты и позы имели таинственное священное значение. Человек, желая объяснить непонятные ему явления природы, приписывал их возникновение воле таинственных высших существ (божеств) и, чтобы добиться благоприятных условий для своего труда, старался всячески ублаготворять богов особыми магическими действиями - обрядами. У древних китайцев существовали, например, танцы жертвоприношений небу и его духам, танцы-подражания движению вод, колеблемых ветром. У египтян была астральная пляска, которую танцевали двенадцать жриц вокруг жертвенника, изображая двенадцать знаков зодиака. Как обязательная составная часть богослужения культовые пляски обладали величественным, строгим, торжественным характером; движения и музыка зачастую были строго регламентированы и обусловлены особенностями церемонии. Возникнув в недрах бытового искусства, они в дальнейшем значительно выходили за рамки прикладного жанра, требовали для своего исполнения профессионалов в области танца и музыки. Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических)танцевальных жанров. Для исполнения таких танцев и их музыкального сопровождения требовались танцовщики и музыканты высокого профессионального уровня (они обычно воспитывались с детства, получая профессию по наследству). Например, в индийской школе классического танца «катхак» музыкант фактически руководил движением танца, меняя его темп и ритм, а мастерство танцовщицы определялось ее умением точно следовать за музыкой. В древнегреческой трагедии уже в IV веке до н. э. выступали профессиональные певцы и танцовщики. Не случайно во многих трактатах к искусству пляски и танца предъявлялись высокие художественные требования. Лукиан требовал от «водителя хоровода» знания всех известных в то время наук и искусств. «Ритм и музыку должно знать, чтобы давать размер своим движениям, геометрию, чтобы построить их, философию и риторику, чтобы изображать нравы и будить страсти, живопись и скульптуру, чтобы сочинять позы и группы; что касается мифологии, то он должен знать в совершенстве события от хаоса и сотворения мира до наших дней». Особое место среди танцевальных жанров и форм древнего мира и античности занимал хоровод- синкретический вид народного творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие. Культовые и бытовые хороводные танцы описывали форму круга - древнейшую совершенную форму, которая символизировала и солнечное божество, и круговорот природы, и смену поколений. Исполнение этого массового танца сопровождалось хоровой песней. Хореографический рисунок воспроизводился девушками и юношами, держащими друг друга за руки.

Древний Египет

В Древнем Египте искусству танца уделялось огромное внимание. Об этом свидетельствуют росписи и барельефы на стенах гробниц, сохранившихся с давних времен. На них можно видеть и ритуальные танцы, и танцы на бытовых празднествах, и шествия воинов. Как правило, рядом с танцующими людьми изображается группа музыкантов, которые играют на различных ударных инструментах, а также на простейших видах духовых и струнных инструментах. По найденным изображениям можно судить о стиле древнеегипетских танцев. Во-первых, заметно, что чаще всего мужчины и женщины танцуют отдельно. Причем, некоторые исследователи считают, что большинство плясок было женскими по исполнению. Среди танцующих мужчин были в основном невольники или жрецы каких-либо культов, выполняющих только мимическую часть ритуала. Во-вторых, движения очень графичны, с элементами акробатики, но в то же время довольно изящны. Построения танцующих внутри группы соответствуют геометрическим фигурам (круг, квадрат, треугольник) или прямой линии. В-третьих, преобладающими являются ритуальные пляски - религиозные, устраивающиеся в честь божеств во время совершения культа, и обрядовые (на свадьбах и похоронах). Движения таких танцев были строго регламентированы, какой-либо импровизационный элемент в исполнении полностью исключался. До наших дней дошли сведения о Священной астральной пляске Зодиака, чрезвычайно распространенной у древних египтян. Н. Вашкевич в своей книге «История хореографии всех веков и народов» дает следующее ее описание: «Ночью, под ясным звездным небом, вокруг жертвенника, на котором горел огонь, сходились двенадцать девушек танцовщиц-жриц и, взявшись за руки, обходили его хороводом, изображая двенадцать знаков Зодиака вокруг солнца (бога Ра), которое изображал жертвенник. Хоровод двигался медленно, как медленно совершается движение светил; затем каждая исполнительница изображала мимически то, что связано с появлением каждого созвездия (так - жатва осенних месяцев изображалась соответствующими радостными жестами и т.д.); может быть, в это время хоровод останавливался, давая время для мимической игры. Струнная музыка давала ритм этой медленной, едва двигающейся пляске.» Тот же автор приводит пример еще одного религиозного танца - пляски Озириса. Она «выражала мимически идеи величия и милосердия божества и часто сменялась пантомимой, изображавшей в лицах эпизоды рождения, отрочества божества, любовь и соединение его с Изидой и убийство им злых братьев; все это сопровождалось медленной, торжественной музыкой. Но вот музыка и пение, а за ними и пляска переходят в fortissimo, выражая восторг божеству: прыжки с широкими жестами руками, с перегибами корпуса, потрясанием поднятых рук… Перед капищем, из которого видна колоссальная статуя Озириса и куда вводят Аписа, танцовщицы начинают быстро вертеться и падают ниц, а за ними падает ниц и весь народ.» В танцевальной культуре Древнего Египта, помимо ритуальных танцев, исследователи выделяют также и другие группы жанров: - нерелигиозные танцы общественных празднеств (на фестивалях, на пирах); - танцы в гаремах; - военные танцы; - уличные танцы. Общественные танцы привилегированных слоев существенно отличались от плясок простого люда - стиль исполнения их был торжественным и степенным. Считалось, что знатному человеку вообще неприлично участвовать в танцах публичных праздников, он должен только снисходительно наблюдать за увеселениями обычных людей. Одно время танцевальные развлечения в высшем обществе Древнего Египта были даже официально запрещены в связи с бытовавшим мнением, что пляски негативно влияют на нравы населения и не несут никакой практической пользы. В народе танцы, напротив, были чрезвычайно популярны. Не только празднества, но и многочисленные шествия (например, во время трудовых процессов) были наполнены элементами танца. Движения характеризовались большей естественностью, простотой и грубоватостью, а композиция танцев - меньшей регламентированностью фигур. Долгое время искусство танца в Древнем Египте развивалось изолированно, на основе собственных традиций, практически не ощущая воздействия близлежащих стран. С 1500-1000 гг. до н.э. в нем стали заметны черты танцев Ассирии, окружающих африканских стран и даже Индии. В свою очередь, танец египтян оказывал обратное влияние на другие культуры (включая античную Грецию), причем как непосредственно на хореографическую составляющую танца (его движения, формы), так и на его художественную сторону (мифологию, лежащую в основе плясок и т.п.).

Древняя Индия

Танцевальное искусство Древней Индии возникло как часть религиозного культа. Сохранившиеся до наших дней храмы хранят на своих стенах многочисленные скульптурные изображения и фрески танцующих фигур, как простых людей, так и различных богов. Например, на фасадах храма Шивы в Чидамбараме (Южная Индия) запечатлены скульптуры во всех 108 канонических мудрах (позициях) классического танца Бхарат-Натьям. Даже само устройство храмов, в которых для плясок отводились специальные площадки и залы, свидетельствует об огромной роли танца в жизни индийцев. Действия храмовых танцовщиц девадаси (позднее в европейской традиции именуемых баядерками) и их музыкантов имели сакральный смысл и символизировали божественное просветление, выступали как способ достижения освобождения от бесконечной цепи перерождений. В многочисленных мифах и священных древнеиндийских текстах танец приобретал символическое значение и глубокое философское обоснование. В этой связи можно упомянуть, прежде всего, представление о танцующем Шиве-Натараджа, основная миссия которого - разрушение миров и последующее их созидание - реализуется посредством пляски. Одними из первых танцовщиц в буддистских текстах выступают апсары - небесные красавицы-танцовщицы в царстве Индры, которые с помощью непревзойденных танцев, пения, музицирования и любви были призваны разрушать царства богов и аскезу мудрецов. Их образы получили воплощение во многих фресках, скульптурах и барельефах древнеиндийских храмов. С давних пор танец в Индии принято было подразделять на классический и народный. И если многочисленные народные образцы существовали в «устной» традиции, то движения классического танца были глубоко проработаны и канонизированы уже во II-I вв. до н.э. Так, в трактате «Натьяшастра» повествуется о «нритье» - выразительном танце-пантомиме, основу которого составлял определенный сюжет (из мифов, преданий), и о «нритте» - чистом танце ради танца, в котором исполнитель полностью отдается стихии ритмов. Классические стили индийского танца, ставшие обязательным элементом древнеиндийского театра, также вели свое происхождение от ритуальных плясок. Так, Бхарата-натьям исполнялся девадаси в храмах Шивы как танец-молитва, танец-разговор. В Катхаке, основанном на мифологических сюжетах из жизни бога Кришны и его супруги Радхи, жрецы-брамины излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Отношениям между богом Кришной и его женой Радхой был посвящен и другой танец - Манипури. Кахкали - рассказ-искусство, пантомимический танец-драма, иллюстрировал легенды из древнеиндийских эпосов Рамаяна и Махабхарата.

Древняя Греция

Наиболее изучено и систематизировано танцевальное искусство Древней Греции, характер которого постигается благодаря огромному количеству археологических находок (с многочисленными изображениями танцующих людей) и описаниям в литературных источниках. Правда, в большинстве случаев встречаются лишь краткие характеристики танцев или упоминаются только названия с обозначением в честь каких богов или по поводу какого события исполнялся данный танец. Дошедшие до наших дней наименования как самих танцевальных жанров, так и отдельных фигур достаточно многочисленны (свыше 200). Как правило, мужчины и женщины в Древней Греции танцевали отдельно друг от друга, и только юноши и девушки могли составлять общий хоровод. Исследователи выделяют следующие типы танцев, существовавших в Древней Греции: - религиозные (умеренные и оргиастические); - гимнастические и военные, воспитательного назначения; - мимические; - театральные; - обрядовые (например, свадебные); - бытовые. Как и у других народов античных времен, пляска и различного рода акробатические, гимнастические трюки были непременным атрибутом древнегреческого религиозного культа. Каждому божеству мог быть посвящен свой отдельный танцевальный ритуал. Так, среди наиболее ранних упоминаний можно встретить сведения о танце фригийского происхождения Алоэнес (Aloenes), который исполнялся жрицами Кибелы в честь ее дочери Цереры. Существовали и другие танцы данного культа - Анфема (Anthema), Буколос (Bookolos), Эпикредрос (Epicredros) и множество местных разновидностей. Всеобщее распространение имели пляски, восхваляющие Афродиту -благопристойные, сдержанные, совершенные, так же, как и их покровительница. Ритуальные шествия в Древней Греции также сопровождались танцами, музыкой и песнопениями. Одним из таких танцев-шествий был комос (Komos), участники которого - комасты - под аккомпанемент кифар и флейт исполняли непринужденные и фривольные движения. Но, пожалуй, наибольшую популярность в повседневной жизни древних греков имели религиозные торжества, посвященные Аполлону и Дионису и сопровождавшиеся многочисленными танцами, разнообразными по форме и характеру. Причем танцы, связанные культом Аполлона, существенно отличались от танцев дионисийских (вакхических) празднеств: в первом случае стиль их был более церемониальный, степенный, торжественный; во втором - более свободный, страстный и даже эротичный. Подобное противопоставление в дальнейшем ярко проявилось и в профессиональном искусстве, прежде всего в сфере древнегреческого театра (танцы трагедии и комедии). Среди гимнастических танцев образовательного толка, играющих большую роль в воспитании мужества, патриотизма у молодых людей, можно выделить военные пляски, в частности пирриху (пиррихий) и родственные ей пиррические пляски. Название «пирриха» (Pyrrihic), полагают, происходит от слова «пира», означающего костер, вокруг которого будто бы танцевал Ахилл при похоронах Патрокла. Ранние формы пиррихи были известны на Крите еще в 2000-1500 гг. до н. э. Постепенно проникая в Древнюю Грецию, пирриха получила чрезвычайное распространение во всех ее областях, особенно в Спарте и Афинах, где являлась одним из элементов воспитания юношей и войнов. Сложные движения гимнастического характера в этом танце должны были помочь гармоничному развитию человеческого тела. «Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыки, под звуки флейты, были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, как будто во время настоящих сражений» (Худеков С. История танца. Т. 1. СПб., 1913). Позднее пирриха стала исполняться профессиональными танцорами во время пиршественных развлечений, характер ее приобрел элемент фееричности, зрелищного великолепия, а название жанра стало употребляться в отношении любого ансамблевого танца. К военным пляскам можно отнести фригийский танец корибантум (Corybantum). Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до того же неистовства, что и жрицы-вакханки - менады. Корибантум известен также как Пляска куретов - так именовали корибантов на Крите. Пиррихе был близок и другой вид древнегреческого танца – гимнопедия (Gymnopaedia). Представлявший собой по сути гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры, он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе. Театральные представления античных времен представляли собой сочетание драматического действия, поэтической декламации, пение, танцы, жестикуляцию, мимические движения. Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору. Его движения (как правило, то в одном направлении, то в обратном) могли быть маршевыми по характеру (парод и эксод) или хороводными (стасимы). Каждому виду театральных зрелищ Древней Греции был свойственен свой определенный круг танцевальных жанров. В танцах трагедии отсутствовали виртуозные элементы, движения актеров отличались условностью и малоподвижностью, выразительным характером жестикуляции в более оживленных эпизодах. В комедийных представлениях танцы были виртуозными, технически сложными и часто имели неистовый, грубоватый, порой непристойный характер. Среди множества жанров древнегреческого театра следует выделить несколько основополагающих - эммелию, кордак и сиккиниду.Эммелия (Emmeleia) - первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию. Главным танцевальным жанром комедии был кордак (Kordax), движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин. Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни. Кроме собственно танцев в сатирической драме и комедии могли встречаться танцы-пантомимы, в которых с помощью условных жестов, мимики передавались все сюжетные перипетии. В сохранившихся до нашего времени древнегреческих источниках упоминаются также следующие танцы: Эпилиниос (эпилиний, Epilinios) - дионисийский танец, который исполняли, забравшись на чан, при давке винограда ногами. Именеос (именей, Imeneos) - свадебная пляска невесты со своей матерью и друзьями. Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов. Иеракио (Ierakio) - женский танец на фестивалях и празднествах в честь богини Эры. Хормос (Ормос, Hormos) согласно Лукиану был танцем, объединяющим мужчин и женщин друг за другом в цепь. Возглавлял процессию молодой мужчина, который посредством различного рода движений демонстрировал свои танцевальные способности и военную подготовку. А девушка, следующая за ним, представляла собой пример благопристойности для всех других танцующих женщин. Ипорхима (Iporchima) - критский танец, в дальнейшем получивший распространение в Спарте, в котором сочетались танец, пантомима, пение и музыка. Исполнялся юношами и девушками под звуки собственного пения. Геранос (Geranos) - хороводный танец, который также исполнялся юношами и девушками и иллюстрировал миф о Тезее и лабиринте. Движения были круговыми (как серпантин), фигуры извилистыми, в подражание запутанным коридорам лабиринта. Во главе процессии шел музыкант, играющий на кифаре и выступающий в роли Тезея. Название «геранос» - в переводе «журавль» - свидетельствовало о том, что исполнители имитировали движения этой птицы, то, наклоняясь вниз и приседая на корточки, то, вытягиваясь вверх во весь рост. Из движений и элементов вышеописанных жанров возникало множество других танцев, использующихся во время общественных торжеств и праздников, а также в повседневной жизни народа. Позднее большая их часть были заимствована древними этрусками и римлянами, но при этом подверглась значительной трансформации: в новых социальных условиях танцы утратили присущий им ранее высокохудожественный облик, прежнюю грацию и красоту.

Древний Рим

Танец Древнего Рима унаследовал традиции древнегреческого искусства эллинистического периода. Однако облагораживающее и священное предназначение пляски постепенно перестает быть актуальным. Под влиянием вкусов и запросов древнеримского общества, которое стремилось к роскоши и обогащению, танец становится простым развлечением, теряет строгость и чистоту. Даже пляски, заимствованные у греков, приобретали гораздо более чувственный, фривольный, порой даже вульгарный характер. В Риме, во времена расцвета великой империи, ощущалось влияние и других танцевальных традиций - этрусских, египетских, азиатских. Так, некоторое время были распространены этрусские ритуальные танцы Люперсалия (Lupercalia) и Амбарвалия (Ambarvalia). По-прежнему исполнялись пиррические пляски, ритуальные танцы (но уже в честь римских богов - например, Марса, Венеры), обрядовые пляски-шествия, связанные с древними культами плодородия и постепенно перерастающие в общественные праздники (например, сатурналии). Общий стиль этих зрелищ - сочетание грандиозной фееричности и крайний натурализм. Так, заимствованная римлянами у греков Пляска Гименея являла столь непристойное зрелище, что власти законодательно даже преследовали тех, кто исполнял ее или обучал ей. Подобным характером обладали и театрализованные представления Древнего Рима. Со временем отсутствие какой-либо эстетической и философской основы в понимании танца как искусства привело к тому, что он просто перестал развиваться. В результате на первый план вышла пантомима. В ней могло участвовать от одного до сотни человек. Разыгрывая с помощью мимики, жестов и движений перед зрителями сложные мифологические сцены (в то время как скрытый за сценой хор пением пояснял изображаемое), артисты исполняли своего рода пантомимический танец. Но, несмотря на явную преемственность между пляской в древнегреческом театре и римской пантомимой, излишний натурализм и иллюстративность не позволяли пантомиме подняться до уровня высокого искусства, такого, какого достиг классический танец в Древней Греции.


Дошедшие до нас памятники искусства и литературы доказывают, что танец в Древнем Египте имел немаловажное значение. В домашнем кругу, в общественном месте, в храме – всегда и везде встречается танец. Почти ни одно празднество, ни одна торжественная религиозная церемония не обходилась без танцев.


В Греции танцевали все – от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число общеобразовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди (например, Сократ в уже преклонном возрасте загорелся желанием разучить понравившийся ему танец.










Священные пляски по преданию были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники, а значит и танцы, часто посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определенные дни трудового календарного года.


Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества. Обычно военные, прически, пляски исполняли двое. Существовали также массовые пиррихий, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с юношами плясали и девушки. Военные пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, зажженные факелы, мечи, копья, дротики. В сюжетах героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях.


Ввиду той важной роли, которую играл танец в египетских ритуалах, очевидно существовали особые заведения, где готовили танцовщиц, музыкантш и певиц, имеется даже указание на то, что при храме Амона была своя хореографическая школа, выпускающая жриц- танцовщиц


Богами-покровителями веселья, музыки и танцев у египтян являлись Хатор, Нехемаут и бородатый карликообразный Хатий. Хатий изображался всегда либо приветствующим бога солнца, либо танцующим и играющим на музыкальных инструментах перед ним или перед богиней Хатор.




Тема 2

Танцевальная культура древних цивилизаций.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы. Танец Древнего Рима. Танец мимов. Танец Древней Индии и Древнего Египта.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы.

В древних цивилизациях танцу и музыке приписывалась глубокая идеалогическая и общественная роль (средство воспитания, религиозного поклонения, облагораживание человека).

Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических) танцевальных жанров. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа и трансформировался в театральное представление. Для исполнения таких танцев и их музыкального сопровождения требовались танцовщики и музыканты высокого профессионального уровня (они обычно воспитывались с детства, получая профессию по наследству).

Танцевальное искусство Древней Греции наиболее изучено и систематизировано, благодаря огромному количеству археологических находок (с многочисленными изображениями танцующих людей) и описаниям в литературных источниках. Правда, в большинстве случаев встречаются лишь краткие характеристики танцев или упоминаются только названия с обозначением в честь каких богов или по-поводу какого события исполнялся данный танец.



Из числа государств Древнего мира только в одной Греции особенно ярко определилось, что танец, в его разнообразных формах, был выражением любви, радости и веселья народа. Во всей своей совокупности танцевальное искусство, которое у нас привыкли называть словом «хореография», у греков выражалось словом «оркестика». Само греческое слово «хорео», в прямом смысле, значит экстаз, так что оно может относиться одинаково как к религиозным оргиям, так и ко всякого рода общественным и бытовым танцам. В древней Греции искусства были тесно связаны между собой. Греки называли ритмом порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движениях тела. Тот же самый порядок и пропорциональность в отношении звуков назывались у них гармонией. Единение же ритма с гармонией выражалось у греков словом оркестика, т. е. танец, в нашем понимании.

Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Различные уличные процессии, торжества, наконец, мистерии и таинства были, в сущности, танцевальными представлениями, где роль искусных режиссеров принадлежала жрецам. А первые роли отводились женщине-танцовщице, как лучшей представительнице подвижной живописи и пластики.

Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан.

Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков.

Миф давал обильнуюпищу музыкантам и певцам, восхвалявшим жизнь олимпийских богов; миф был источником философских систем для мыслителей; мифом пользовались историки и поэты; и конечно, миф оказал громадное влияние на греческое творчество в изобразительном искусстве и на хореографию.

Все мелочи обыденной жизни были под опекой богов. Благодаря такому вмешательству и свободному миросозерцанию древнего грека, создался особый кодекс нравственности, не имеющий с христианской моралью ничего общего. Независимость от сторонних влияний и следование только собственным законам и нормам в значительной степени способствовало развитию красоты в Древней Греции. Таким освобожденным от предрассудков способом развивалась полуобнаженная хореография с её свободными телесными движениями. То, что может показаться безнравственным для нашего времени, было естественным для свободного, независимого, верящего в свои идеалы грека. Например, в греческих школах (палестрах), где грек воспитывал своё тело для наилучшего выражения духа, все телесные упражнения выполнялись обоими полами, и притом, почти совсем раздетыми. Чувство ложного стыда и стеснения своего тела утрачивалось с детства. Танцы, даже при полном отсутствии костюмов на исполнителях, представляли достойную уважения чистоту нравов, были всегда содержательными, заключая всебе ярко выраженное духовное настроение.

Древние философы утверждают, что греческие танцы имеют божественное начало. Действительно, греки смотрели на божество как на гармонию мира, и поэтому лучшим средством для его прославления должны быть правильные, соразмерные телодвижения, как показатели неизменного кругооборота сил природы.

Существует множество мифов о происхождении танцев в Древней Греции, но все они слились в одно общее представление, в силу которого хореографическое искусство выразилось в женском божестве – Терпсихоре, одной из девяти муз, окружавших Аполлона. Терпсихора, т. е. «любящая танцы» (от слов «развлекаю», «танцую»), олицетворяла собой символ пластичной красоты и гармонии. Согласно представлениям греков, Терпсихора председательствовала в греческих хорах из певцов, музыкантов и танцовщиц. Её изображали то с лирой в руках, то с бубном, украшали голову перьями, цветами.

Греки понимали танец очень широко, и как гимнастику, и как средство воспитания, и как способ оздоровления тела, и как мимическое искусство.

Исследователи выделяют следующие типы танцев , существовавших в Древней Греции:

Религиозные (священные);

Гимнастические и военные (воспитательное назначение);

Мимические;

Театральные (сценические);

Обрядовые (свадебные);

Бытовые.

Как и у других народов античных времен, пляска и различного рода акробатические, гимнастические трюки были непременным атрибутом древнегреческого религиозного культа. Каждому божеству мог быть посвящен свой отдельный танцевальный ритуал. Всеобщее распространение имели пляски, восхваляющие Афродиту. Это были благопристойные, сдержанные и совершенные, как и их покровительница танцы.

Ритуальные шествия в Древней Греции также сопровождались танцами, музыкой и песнопениями. Одним из таких танцев-шествий был Комос (Komos), участники которого - комасты - под аккомпанемент кифар и флейт исполняли непринужденные и фривольные движения.

Но, пожалуй, наибольшую популярность в повседневной жизни древних греков имели религиозные торжества, посвященные Аполлону и Дионису. Они сопровождались многочисленными танцами, разнообразными по форме и характеру. Причем танцы, связанные с культом Аполлона, были церемониальные, торжественные, степенные, а танцы дионисийских празднеств имели свободный, страстный и даже эротический характер. Подобное противопоставление в дальнейшем ярко проявилось и в профессиональном искусстве, прежде всего в сфере древнегреческого театра (танцы трагедии и комедии).

Среди гимнастических танцев образовательного толка, играющих большую роль в воспитании мужества, патриотизма у молодых людей, можно выделить военные пляски, в частности Пирриху и родственные ей пиррические пляски. Ранние формы пиррихи были известны на Крите еще в 2000-1500 гг. до н. э. Постепенно проникая в Древнюю Грецию, пирриха получила чрезвычайное распространение во всех ее областях, особенно в Спарте и Афинах, где являлась одним из элементов воспитания юношей и воинов. Сложные движения гимнастического характера в этом танце должны были помочь гармоничному развитию человеческого тела. Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыки, под звуки флейты, были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, как будто во время настоящих сражений. Позднее пирриха стала исполняться профессиональными танцорами во время пиршественных развлечений, характер ее приобрел элемент фееричности, зрелищного великолепия, а название жанра стало употребляться в отношении любого ансамблевого танца.

К военным пляскам можно отнести фригийский танец Корибантум. Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до неистовства.

Пиррихе был близок и другой вид древнегреческого танца – Гимнопедия. Представлявший собой, по сути, гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры. Он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе.

Театральные представления античных времен представляли собой сочетание драматического действия, поэтической речи, пения, танца, жестикуляции, мимических движений. Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору. Его движения происходили, как правило, то в одном направлении, то в обратном, могли быть маршевыми по своему характеру или хороводными.

Каждому виду театральных зрелищ Древней Греции был свойственен свой определенный круг танцевальных жанров . В танцах трагедии отсутствовали виртуозные элементы, движения актеров отличались условностью и малоподвижностью, выразительным характером жестикуляции в более оживленных эпизодах. В комедийных представлениях танцы были виртуозными, технически сложными и часто имели неистовый, грубоватый, порой непристойный характер.

Среди множества жанров древнегреческого театра следует выделить несколько основополагающих - эммелию, кордак и сиккиниду.

Эммелия - первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Главным танцевальным жанром комедии был кордак, движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида , ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Следует отметить, что во всех греческих танцах главенствовала мимика . Она была неразрывно связана с механическими телодвижениями. По словам исследователей, греческий танец все время «подражает». Нет ни одного народа, где бы танцы и мимика были так тесно связаны между собой. В танце грек усматривает не только естественное желание двигаться, но и добивается, чтобы каждое гимнастическое движение соответствовало устной речи. Каждому жесту он придавал особенный символический смысл. Т.о., греческий танец представляет собой немой, оживленный разговор, оттеняемый ритмическими движениями.

Мимы (от др. греч. - «подражание») - сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев, выступления акробатов и фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актеры в этом виде театра тоже назывались мимами.

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции, мим представлял собой весёлые сценки с бойким диалогом, которые были выхваченны из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев. Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Большое распространение мимы получили и в Древнем Риме. Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их, как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн.

Хореографическое искусство Древней Греции

Дегтяренко Елена, студентка

Именеос (именей, Imeneos) - свадебная пляска невесты со своей матерью и друзьями. Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов.

Иеракио (Ierakio) - женский танец на фестивалях и празднествах в честь богини Эры.

Хормос (Ормос, Hormos) согласно Лукиану был танцем, объединяющим мужчин и женщин друг за другом в цепь. Возглавлял процессию молодой мужчина, который посредством различного рода движений демонстрировал свои танцевальные способности и военную подготовку. А девушка, следующая за ним, представляла собой пример благопристойности для всех других танцующих женщин.

Ипорхима (Iporchima) - критский танец, в дальнейшем получивший распространение в Спарте, в котором сочетались танец, пантомима, пение и музыка. Исполнялся юношами и девушками под звуки собственного пения.

Хореографическое искусство Древней Греции представлено богатством форм и исполнения является иллюстрацией высокого уровня развития Античной культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.