Дополнительный мигающий стоп сигнал. NM5403Устройство управления стоп-сигналами автомобиля Радиодетали и их возможные аналоги применяемые в схеме мигающего стоп-сигнала своими руками

Есть в наличии

Купить оптом

Мигающий стоп-сигнал служит для повышения безопасности движения и снижения вероятности возникновения аварии. NM5403 управляет свечением ламп стоп-сигналов автомобиля или мотоцикла: при нажатии на педаль тормоза лампы работают в импульсном режиме - происходит несколько вспышек ламп в течение нескольких секунд, затем лампы переходят в обычный режим непрерывного свечения. Блинкующие стоп-сигналы (to blink– моргать, мерцать) значительно эффективнее привлекают к себе внимание водителей других автомобилей и способствуют предотвращению возникновение аварийной ситуации.

Технические характеристики

Принцип работы

Питание на устройство поступает через защитный диод VD4. Далее происходит фильтрация питающего напряжения RC-фильтром на элементах R10, C6, C7. Устройство собрано на двух таймерах 555 (DA1 и DA2). Таймер DA1 включен по схеме одновибратора, а DA2 – по схеме мультивибратора. При подаче напряжения питания запускается мультивибратор DA2. Частота его импульсов, а, следовательно, частота вспышек ламп стоп-сигналов определяется элементами C4, R6 и R7. Подстроечным резистором R6 можно оперативно регулировать эту частоту. Одновременно с мультивибратором DA2 включается одновибратор DA1. Он вырабатывает одиночный импульс длительностью от 0,5 до 3 секунд. Длительность импульса зависит от элементов C2, R3 и R2. Её можно изменять при помощи подстроечного резистора R2. Одиночный импульс, вырабатываемый DA1, является запускающим для мультивибратора DA2. После окончания импульса на выходе 3 таймера DA1 появляется напряжение низкого уровня, которое через диод VD2 и резистор R4 поступает на времязадающий конденсатор C4 мультивибратора DA2 и принудительно устанавливает на нем напряжение, близкое к нулю, тем самым, запрещая дальнейшую выдачу импульсов на вывод 3 таймера DA2. Импульсы с выхода 3 таймера DA2 через резисторы R8 и R9 поступают на транзистор VT1, нагрузкой которого является реле К1. Коммутация сигнальных ламп осуществляется нормально замкнутыми контактами реле. Элементы R1, C1 и VD1 необходимы для быстрого перезапуска таймера DA1. Таким образом, при подаче питания с выключателя сигнала торможения устройство выдает на лампы серию импульсов, частота следования которых задается положением движка R6, а продолжительность импульсной работы определяется положением движка R2. После окончания серии импульсов устройство переходит в обычный режим непрерывного горения ламп. Замыканием контактов 1-2 переключателя SW1 осуществляется выключение импульсного режима горения стоп-сигналов. Замыканием контактов 2-3 переключателя SW1 осуществляется включение импульсного режима горения стоп-сигналов. Устройство может располагаться, например, в багажнике автомобиля в непосредственной близости к стоп-сигналам.

Конструкция устройства

Устройство выполнено на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с размерами 60х40мм, высота в собранном виде 25мм. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого предусмотрены монтажные отверстия по краям платы под винты 2,5 мм. Для удобства подключения источника напряжения (от концевика педали тормоза и массы автомобиля) и нагрузок (ламп стоп-сигналов) на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клеммные винтовые зажимы.

Дополнительная информация

Устройство управления стоп-сигналами автомобиля поставляется в виде набора компонентов, печатной платы и инструкции по сборке. Поэтому сделать мигающий стоп сигнал своими руками очень просто. NM5403 одинаково хорошо работает как с обычными лампами накаливания, так и со светодиодными.

"В мигающих стоп-сигналах скрыт огромный потенциал по сокращению ДТП, считает глава аналитической службы немецкого транспортного агентства Dekra Йорг Олгримм. По его словам, мигающие стоп-сигналы способны значительно сократить число столкновений с впереди идущей машиной, на долю которых приходится около 20% всех ДТП". Сейчас многие модели современных автомобилей уже с завода оснащены мигающими стоп сигналами (основными или дополнительными).

Что потребуется для сборки

  • Изучите, пожалуйста, закладку СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ: это поможет Вам в полной мере использовать возможности устройства.

Порядок сборки

  • Описан в инструкции.
  • Пожалуйста, уделите особое внимание качеству пайки. Устройству предстоит работать в автомобиле и переносить жару и морозы. Используйте паяльные флюсы и хорошо пропаивайте каждый контакт. Олово должно равномерно растекаться вокруг ножек компонентов.
  • После пайки плату надо промыть спиртом или другим раствором для очистки от остатков флюса.
  • Для повышения надежности при эксплуатации плату после проверки и настройки рекомендуется покрыть слоем защитного лака, который можно приобрести в магазинах электронных компонентов. Например, Cramolin Plastik

Вопросы и ответы

  • Можно ли приобрести собранное и готовое к работе устройство NM5403
    • Добрый день! Данное устройство продается в в виде набора компонентов для самостоятельной сборки. Сборка простая и не вызывает трудностей

В предыдущих публикациях уже затрагивалась тема стоп-сигнала с динамической подсветкой, вернее, был упомянут вариант стоп-сигнала с бегущими огнями. Смотрите статью «Стоп-сигнал бегущие огни». Некоторые удовольствуются обычным миганием стоп-сигналов. В потоке это будет привлекать взгляды других участников движения. И есть даже преимущество такого варианта - сложность схемы будет достаточно невысока. Именно о мигающем сигнале и пойдет речь в этой статье.

Итак, упрощённый мигающий стоп-сигнал очевидно уступает в зрелищности использования своему старшему брату, но и сделать такой вариант заметно проще. Нет худа без добра. Между тем, есть некоторый момент юстировки в данном случае, а именно подстройка частоты мигания светодиодов. Управлять этим можно, используя конденсаторы различной ёмкости. От слов к делу - обратимся к электрической схеме

Мигающий стоп-сигнал своими руками может быть сделан на основе уже известной нам схемы стоп-сигнала с бегающими огнями, о которой рассказывалось в предыдущих выпусках. Схема основана на микросхеме КА561ЛА7, на 2 из ее элементах организован мультивибратор. Для получения более качественного цифрового сигнала на выходе третий элемент микросхемы используется как инвертор, играющий роль сепаратора аналоговой схемы и мультивибратора. Как мы упоминали выше, частота мигания напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Зависимость обратная - чем выше ёмкость конденсатора, тем медленнее происходит мигание. С другой стороны, конденсатор с меньшей ёмкостью обеспечит более высокую частоту мигания. Наравне с этим, резистор, находящийся в цепи конденсатора, также имеет некоторое влияние на частоту - через него происходит цикл перезарядки конденсатора.

Теперь расскажем о том, как работает силовая часть схемы. Управляющий сигнал поступает на базу транзистора КТ816Б. В течение положительного полупериода транзистор превращается в проводник, пропуская через себя электрический ток. Благодаря этому, на выходе транзистора получаем гораздо большую мощность, чем мы могли бы получить, используя только микросхемы.

Это значит, что питания будет достаточно для подключения цепи светодиодов. В качестве предохранителя, или стабилизатора напряжения, рекомендована микросхема КР142ЕН 5 Б. Как известно, в таком случае стабилизация напряжения будет осуществлена на уровне 5 В. Подробнее в статье «Как получить 5 вольт из 12 вольт»

Таким образом, при подаче питания на схему подключённые светодиоды будут моргать с частотой, определённой конденсатором и резистором управляющей цепи.

Если ваш штатный стоп-сигнал запитан от 12 В, то схема КР142ЕН 5 Б будет не нужна. Вместо этого для упрощения можно подключиться к эмиттеру транзистора в качестве положительной клеммы, отрицательной клеммой классически может выступать кузов. После подключения в таком режиме можно оставить штатные стоп-сигналы, без подключения дополнительных светодиодов.

Микросхема – рассмотрим сначала ее аналоги. Проще всего обзавестись американским вариантом CD4011A «Texas instruments». Микросхему, произведенную в США, найти будет достаточно сложно, однако китайских вариантов на рынке в избытке.

Конденсатор С1 имеет следующие параметры: ток – переменный, напряжение выше 16 В. Резисторы должны справляться с мощностью 0,25 Вт как минимум. Светодиоды можно ставить любые, которые удовлетворяют требованию по напряжению выше 3,3 В. Также важным их показателем является цвет – стоп-сигналы должны быть красными.

Универсальная монтажная плата отлично справится с ролью основы нашей схемы, нужно лишь организовать соединение элементов гибкими проводниками, что само по себе является самым простым способом реализации. Также не потребуется какой-либо настройки или наладки, важно лишь все собрать верно и желательно протестировать перед пуском в эксплуатацию.

Единственным недостатком можно лишь отметить отсутствие какого-либо управления по принципу моргания. Такая схема обеспечивает моргание стоп-сигнала от момента нажатия на тормоз до полного его отпускания. Логично предположить, что моргать стоило бы 3-4 секунды после нажатия, а далее светить постоянно. В следующей схеме мы рассмотрим реализацию именно такого варианта.

Электрическая схема моргающего стоп-сигнала «вариант 2».

Такая схема реализует вариант мигания в течение первых мгновений срабатывания стоп-сигналов, а далее светодиоды должны светить ровно, без мерцания. В основу схемы положены 2 таймера на базе микросхем NE 555. Сперва формируемый сигнал управления дискретно поступает на транзистор аналогично первой схеме, а затем на его базе формируется постоянное напряжение. В конце концов реле перестает срабатывать и превращается в проводник.

Отметим, что если необходимо исключить влияние схемы, необходимо перевести выключатель SW1 в положение 1-2. Тем не менее, транзистор и реле будут использоваться после такого переключения.

Для увеличения схемы мигающего стоп-сигнала достаточно щёлкнуть по картинке, там же находится описание и маркировка деталей.

Указанным ниже образом может выглядеть монтажная плата моргающего стоп-сигнала своими руками, при этом схема реализуема и на универсальной монтажной плате.

Здесь показан вариант готовой платы со стороны дорожек.

С верхней стороны – сторона распайки деталей.

Вариантов создания такого прерывистого стоп-сигнала несколько. И то, как схема будет работать, и то, каким будет результат, отличается. При этом любой из вариантов легко реализуем самостоятельно, на руку сыграет как простота электрических схем, так и дешевизна компонентов.

В актив также можно записать отсутствие в необходимости использования программируемых контроллеров.

Теперь дело за вами – выбрать наиболее подходящий вариант и организовать доработку. Желаем вам, чтобы полученная информация окажется для вас полезной, а результат – соответствующим ожиданиям!

Как то на досуге задумался о повышении информативности дополнительного стопсигнала. В последнее время многие ставят такое как альтернативу или даже замену штатному стоп сигналу. Конструктивно новое устройство выполнено на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Конструкция предусматривает установку платы в корпус.
Эффективность мигающих стопов была доказана очень давно. На основе тестов большой группы водителей автомобилей установлено, что информативность такой системы в разы превосходит классическую. Из за более быстрой реакции человеческого мозга на динамичный раздражитель, чем на статичный. Поэтому смело взялся за сборку.
Алгоритм работы схемы таков:

1.Придавил педаль тормоза - дополнительный стопсигнал сначала мигает 3 сек, а дальше горит постоянно.

2.При повторном нажатии педали тормоза всё повторяется.


Вариант схемы собранной мной считаю наиболее простым для повторения и стабильным в работе (чем проще тем надёжнее), Здесь не нужен микроконтроллер. Длительность мигания зависит от подбора R1 C1, частота мигания (период) от R2 C2. Ёмкости C1 и С2 лучше использовать танталовые.


И самое главное - запрета на подобную вещь не нашёл в ПДД. Да, в схеме использован триггер Шмидта CD4093B, наш дешевый аналог к1561ТЛ1 что я и использовал. Схему я спаял из за простоты, на макетной плате. Материал прислал Я. Эдуард

При нажатии на тормоз, когда на вход схемы попадает +12В, схема начинает работу.

Если кто-то захочет собрать данное устройство, то следует не забыть подать питание на микросхему, оно подается на 7 (GND) и 14 (+12В) выводы микросхемы. При смене емкости конденсатора C1 или сопротивление резистора R1 можно регулировать количество вспышек (т.к. при этом изменяется пауза от запуска схемы до момента постоянного горения), a цепь C2 и R2 регулирует период вспышек. Также не забываем о возможных проблемах с гайцами (это такие сине-зеленые люди на дороге) - тем кто захочет подключить к этому блоку не дополнительные стопы (как у меня), а основные, не лишним будет позаботиться о быстром отключении данного устройства, например, параллельно R1 поставить кнопку или тумблер с резистором 1 кОм (чтобы заряд происходил очень быстро), либо можно дополнительным переключателем коммутировать +12В на выход в обход реле.

Небольшая добавка относительно замен. Все узнали в микросхеме CD4093B старую добрую К561ТЛ1, кроме того, у нее есть такой аналог, как HEF4093B (тоже популярный образец) и много других. Короче - эти микросхемы есть в любом городе. Транзистор BC547A можно поменять на любой аналогичный npn-транзюк. Это может быть КТ315 (куда без него), КТ3102, 2N3904 и много других. Главное, чтобы h21э был похожий (хотя можно просто базового тока побольше ввалить, для этого есть R5), а также чтобы транзистор проходил по току и напряжению коллектора. Кондеры могут быть любые (я поставил электролиты), резисторы тоже. Как видно из схемы, здесь есть чем поиграться, все номиналы отнюдь не догма. Реле может быть любое подходящее по напряжению и току, полевик, тоже практически любой.



Условный обозначения: 1 - блок монтажный, 2 - выключатель, 3 - лампы в задних фонарях, А - к выводу "30" генератора

Для того чтобы исключить перегрев фар можно установить реле времени, которое будет выключать фонари если они горят более 40-60 секунд (время можно изменить подбором конденсатора и резистора). При отпускании и следующем нажатии педали фонари снова включаются, так что на безопасность вождения это никак не влияет. Принципиальная схема устройства показана на рисунке.


Схема очень проста и не содержит дорогих или редких компонентов. Подключение трехпроводное, - один провод на общий минус, а два других в разрыв провода идущего от контактного датчика педали тормоза к задним фонарям. С нажатием педали тормоза замыкаются контакты датчика D1.1-D1.2 переходит в нулевое состояние. А на выходе параллельно включенных для увеличения мощности инверторов D1.3 и D1.4 логическая единица. Транзистор VT1 открывается и дает ток на обмотку реле К1, которое дает ток на лампы (они здесь обозначены Н1 и Н2).

Конденсатор С2 медленно заряжается через резистор R2. Примерно через 40-60 секунд напряжение на нем достигает величины переключения триггера Шмитта D1.1-D1.2. На выходе D1.3 и D1.4 уровень меняется, и транзистор VT1 закрывается, а реле выключает стоп-огни. В схеме есть резистор R1, назначение которого может показаться странным, ведь он включен параллельно источнику питания.

Этот резистор нужен для того чтобы конденсатор С2 быстро разряжался после снятия напряжения питания (после отпускания педали тормоза). При этом разряд конденсатора идет по цепи - VD1-R3-R1. Время горения фонарей можно изменить подбором элементов цепи C2-R2. Реле К1 - стандартное четырехконтактное реле переднеприводных ВАЗов.

Фонари СС являются обязательным аксессуаром для каждого автомобиля. Однако в дневное время суток, особенно в солнечный день их свет становится менее ярким и заметным. Можно сделать не хитрую модернизацию и подключать для сигнализации о торможении днем еще и габаритные огни.

При торможении днем в модернизированную схему, помимо прежних двух лампочек, включаются габаритные ЕL1 и ЕL4 благодаря использованию полупроводникового диода VD2. Назначение диода VD1 не давать течь току из цепи к передним габаритным огням.

Данная схема позволит модернизировать любой стоп-сигнал в автомобиле, позволив вам диагностировать основные неисправности с лампами накаливания и информировать водителя с помощью светодиода на панели приборов.

С подачей питания в момент зажигания правая обкладка конденсатора С1 и сопротивления R3 подсоединяется к плюсу бортовой сети авто, ток через разряженную емкость С1 и подсоединенный параллельно резистор R3 следует через сопротивление R2 на диод VD1 - резистор R1 и через светодиод LED на общий. Светодиод горит 5 секунд и плавно гаснет, так как параллельно цепи R1- LED имеется шунтирующая цепочка R4 К1- спирали ламп стоп-сигнала масса.

Если произойдет обрыв цепи питания ламп или перегорели их спирали светодиод начнет гореть постоянно, так как параллельно емкости С1 имеется резистор R3, через который следует ток необходимый для горения индикатора цепь которого не шунтирована, только яркость светодиода будет чуть меньше. Если при этом водитель нажмет ногой на тормозну педаль, при исправном SA и предохранителе напряжение бортовой сети через сопротивление R4 прикладывается к R1 и светодиод начнет гореть существенно ярче.

При нажатии на педаль тормоза при исправных спиралях и цеп, сработает реле К1 и его контакты зашунтируют резистор R1 - светодиод и он гореть не будет. Также через замкнутые на массу контакты реле через диод и резистор R2 конденсатор дополнительно заряжается и при отпускании контактов реле исключаются мигания в свечениии. При правильной настройке реле при перегорании хотя бы одной лампы оно срабатывать не должно и при нажатии на педаль тормоза должен светится светодиод LED1.

При нажатии на педаль тормоза, на вход схемы поступает +12В. С ее выхода формируются короткие импульсные последовательности заставляющие мигать лампочки. Регулируя емкость конденсатора C1 или сопротивление R1 можно изменять количество вспышек и паузу между ними, a параметрами цепи C2 и R2 регулируют период вспышек.

Сопротивления R3 и R4 необходимы для надежного разряда конденсаторов при выключении.

При нажатии на педаль тормоза лампы стоп сигналов начинают работать в импульсном режиме (происходит несколько ярких вспышек ламп в течение 2-3 секунд), а затем они переходят в обычный режим работы непрерывного свечения. Т.е, при срабатывании фонари стоп-сигналов значительно сильнее привлекают к себе внимание других водителей.

C1, C7 - 0,1 мкФ; С2, С6 47 мкФ - 25 Вольт; C3, C5 - 0,01 мкФ; С4 4,7 мкФ/25 В; DA1, DA2 NE555, таймер; K1 Реле BS-115c, 12 B/12 A; R1 - 100 кОм; R2 47 кОм, подстроечное сопротивление; R3, R7, R9 - 10 кОм; R4 - 200 Ом; R5, R8 - 1 кОм; R6 22 кОм, подстроечный резистор; R10 10 Ом; VD1...VD3; 1N4148; VD4 1N4007; VT1 BD136 в корпусе ТО-126

Конструкция собрана на двух микросборках таймерах 555. DA1 включен по схеме одновибратора, а DA2 – мультивибратора. При включении напряжения питания стартует мультивибратор DA2. Частота следования импульсов, а, следовательно, частота вспышек ламп задается компонентами C4, R6 и R7. Подстроечным сопротивлением R6 можно изменять эту частоту. Одновременно с мультивибратором DA2 срабатывает одновибратор DA1. Он генерирует одиночный импульс длительностью от 0,5 до 3 секунд. Длительность импульса определяется компонентами C2, R3 и R2. Её можно регулировать при помощи подстроечного сопротивления R2. Одиночный импульс, генерируемый DA1, является стартовым для DA2. После окончания импульса на третьем выходе микросборки DA1 устанавливается напряжение низкого уровня, которое через диод VD2 и сопротивление R4 поступает на времязадающую емкость C4 DA2 и принудительно устанавливает на нем напряжение, стремящееся к нулю, тем самым, блокируя дальнейшую генерацию импульсов на третьем выводе микросхемы DA2. Импульсы с этого вывода через резисторы R8 и R9 следуют на биполярный транзистор VT1, в коллекторную цепь которого подсоединено реле К1. Коммутация сигнальных ламп происходит нормально замкнутыми контактами. Компоненты R1, C1 и VD1 требуются для быстрого перезапуска таймера серии 555.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.