Таранная «Лира»: СМИ узнали, почему турецкий сухогруз столкнулся с Керченским мостом. Турецкий сухогруз проигнорировал указания обойти опоры керченского моста Важнейшая стройка России

Версий столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами Керченского моста как минимум две: невнимательность экипажа, проигнорировавшего указания диспетчера, либо недосмотр российских чиновников, разрешивших плавать без лоцмана. На строительстве моста авария не скажется, но строители готовы судиться с владельцем судна. Оно уже задержано.

Причины

Причиной столкновения турецкого сухогруза «Лира» с мостом через Керченский пролив стало отсутствие лоцмана на судне, сообщает Flash Crimea со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. «Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение – результат чиновничьей безалаберности», – отметил источник.

«Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море?»

Президент Союза транспортников России и первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов призвал сперва тщательно во всем разобраться. Однако у него уже сейчас вызывают вопросы действия турецкого экипажа.

«Осознавали – не осознавали, нужно смотреть, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Но если даже не осознавали, значит, речь идет о непрофессионалах. Кто тогда допустил их на корабль, кто разрешил выходить в море? Думаю, к тем, кто принимал такие решения, и нужно предъявлять претензии». Также эксперт выразил уверенность, что для российских специальных органов столкновение с опорами моста будет хорошим сигналом на будущее. «Они очень внимательно отнесутся к нынешней истории», – полагает он.

Вторая версия заключается в том, что экипаж принадлежащего компании Turkuaz Shihhing Corp сухогруза «Лира» под управлением капитана – гражданина Турции неоднократно игнорировал требования наземных служб вернуться на нормальный курс. Диспетчеры турецкий сухогруз об опасности, о чем свидетельствует расшифровка переговоров, оказавшаяся в распоряжении ТАСС .

«Лира», предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями», – говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

«Лира», измените курс влево»; «Лира», капитан, вы идете опасным курсом»; «Лира», капитан, остановите ход вперед, полный назад», продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана «Лиры», ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что «старший помощник проверяет» состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома «Победа». «Мы проходили мимо, между свай заехала «Лира», – сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные «требования» диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и «за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он».

«Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение», – пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что «камикадзе среди капитанов нет». При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. «В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно», – отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет – международных норм моряки не нарушили. «В Азовском море, куда шла «Лира», есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться», – рассказали «Комсомольской правде – Крым» в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

По данным источника ТАСС в морских службах, протаранивший опоры Керченского моста сухогруз уже в Таганроге. «Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту – пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое – более 30 лет», – рассказал он. Источник добавил, что сейчас выясняется наличие страховки и возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения опор моста.

Источник ТАСС на страховом рынке при этом отметил, что риски по строящемуся Керченскому мосту, скорее всего, были не застрахованы, поэтому выплаты от коммерческих страховщиков не последуют.

Ссылаясь на собственные источники, LifeNews отмечает, что ущерб будет оценен в десятки миллионов рублей, а сам инцидент разрешат в судебном порядке. На восстановление разрушенной опоры, по данным издания, может уйти до нескольких месяцев.

В инфоцентре «Крымский мост» газете ВЗГЛЯД сообщили, что инцидент с сухогрузом никак не повлияет на строительство рабочего моста в Керченском проливе. «Тем более это не окажет никакого влияния на сроки строительства основного моста в Крым», – добавили там.

В инфоцентре также рассказали, что строительно-монтажные работы на мосту не мешают судоходству. При этом все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о строительных работах. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета прошлого года, зона работ ограничена специальными навигационными знаками.

Столкновение произошло еще 19 марта, но информация об инциденте появилась только сейчас. В результате была уничтожена опора № 80. Также уничтожены две маячные сваи, а опоры № 79 и № 81 имеют смещения, рассказали газете ВЗГЛЯД в Управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

В каком-то смысле строителям повезло. Ведь сухогруз в опору не того моста, который в итоге свяжет Крым и Краснодарский край, а вспомогательного, необходимого для строительства основного. Рабочие мосты прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Кстати, на Керченском мосту специальные гидротехнические сооружения для защиты его опор от инцидентов. Эти работы запланированы в соответствии с проектом, Главгосэкспертизой еще в феврале, так что о влиянии мелкой аварии на масштабное строительство говорить не приходится.

Как сообщил ТАСС источник в морских службах региона, знакомый с ситуацией, «днём 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру». Видны следы свежей краски по борту — пытались скрыть следы столкновения с опорой. Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое — более 30 лет».

На судно наложен арест, с владельца взыщут ущерб

Федеральное агентство морского и речного транспорта 23 марта распространило сообщение о том, что капитану морского порта Таганрог запрещён выпуск из порта сухогруза «Лира». Соответствующее решение, подлежащее немедленному исполнению, принял Арбитражный суд Ростовской области.

«Арест на сухогруз «Лира» наложен в целях обеспечения морского требования ООО «СГМ-Мост», говорится в определении суда. Обеспечительные меры в виде ареста необходимы для последующего взыскания причинённого ущерба в судебном порядке», — отмечается в сообщении ведомства.

Собственнику судна предъявлено требование о возмещении ущерба. Компания «СГМ-Мост» в срок до 14 апреля 2016 года должна представить доказательства подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты предварительные обеспечительные меры.

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по факту столкновения турецкого сухогруза «Лира» с опорами строящегося рабочего моста через Керченский пролив, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Вот только на этой стадии возникла ещё одна загадочная история — пока непонятно, кто именно является владельцем корабля. Ранее сообщалось, что он принадлежит турецкой фирме Turkuaz Shipping Corp., однако всё те же РИА «Новости» процитировали главу отделения портовых операций этой компании Джемаля Кайя. Так вот, Кайя официально заявил, что злосчастный сухогруз этой компании не принадлежит, по его словам, проверены все документы, и «Лира» в их списках не числится.

Главный мост в Крым будет защищён надёжно

Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» сообщило, что возведение рабочих мостов № 2 и № 3 продолжается. Суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о работах в акватории за пределами фарватера. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета 2015 года, зона строительных работ ограничена специальными навигационными знаками. Фронт работ не затрагивает зону судоходства — Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят из Чёрного моря в Азовское и обратно.

«Опоры судоходного пролёта основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями — палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком», — говорится в сообщении ведомства.

Провинившееся судно задержано в порту Таганрога. Ущерб от столкновения с опорами моста пока не подсчитан, но строители обещают сдать объект в срок


В среду, 23 марта в российских СМИ распространилась информация о том, что четыре дня назад турецкий сухогруз «Лира» протаранил опоры строящегося вспомогательного моста через Керченский пролив. В результате инцидента никто не пострадал, однако мостовым конструкциям был нанесен значительный ущерб.

Опора уничтожена

«Теплоход «Лира», принадлежащий компании Turkuaz Shipping Corp и ходящий под флагом Панамы, во время следования по Керчь-Еникальскому каналу отклонился от рекомендованного пути в районе буев 21 и 23а, и произвел навал на конструктивные элементы рабочего моста. Об этом журналистам рассказал источник в инфоцентре «Крымский мост».

В результате столкновения оказалась уничтожена опора № 80. Сухогруз поломал опорные сваи диаметром 1020 мм и длиной в 58 метров, повредил ригели и оголовки. Также были повреждены забитые отдельно маячные сваи и опоры № 79 и № 81. По предварительным данным, обе конструкции получили смещение.

Определить сумму ущерба подрядчик пока затрудняется; тем не менее, мостостроители уверяют, что инцидент не повлияет на сроки введения в строй вспомогательного моста и не скажется на строительстве основного моста, который должен связать Крым с остальной частью России.

Кто виноват

«Росморпорт ранее принял решение разрешить прохождение через Керченский пролив судов, подобных «Лире», без лоцманской проводки. Столкновение — результат чиновничьей безалаберности», - , непосредственно знакомый с ситуацией.

Инцидент не привел к серьезным последствиям во многом потому, что поврежденный мот является вспомогательным, по нему предполагается доставлять оборудование и материалы, необходимые для строительства главного моста.

Важнейшая стройка России

Керченский мост является одним из самых важных инфраструктурных проектов последнего десятилетия. Вернув себе Крым, Россия получила огромную проблему, связанную со снабжением полуострова. Украина прекратила железнодорожное и автомобильное сообщение с республикой через свою территорию. Обеспечивать транспортную связанность эксклава с остальной страной морским путем, при помощи паромов и теплоходов, оказалось слишком дорого и неудобно. В результате было принято решение построить мост.

На этапе подготовки проекта предполагалось, что строительством могут заняться китайские специалисты. Однако позже контракт был отдан российской компании ООО «Стройгазмонтаж», учредившей специализированную фирму ООО «СГМ-Мост».

Согласно утвержденному плану, мост должен быть построен к декабрю 2018 года. Сооружение будет иметь два железнодорожных пути и четыре автомобильных полосы. При этом мост не создаст препятствий для движения судов в Керченском проливе. Финансируется стройка из федерального бюджета; предельная сумма расходов установлена на уровне 228,3 миллиарда рублей.

Кого повесят на пролете?

Впрочем, наибольшие сложности строителям, насколько можно судить по данным из открытых источников, доставляют не технические сложности, а организационная путаница. 18 марта текущего года во время совещания, проводившегося на острове Тузла, через который должен пройти мост, президент России Владимир Путин потребовал определить человека, которого можно будет «повесить», если проект потерпит неудачу.

«Прошу еще раз подумать и представить мне окончательный вариант организации этой работы. Нужен конкретный орган, нужен конкретный человек, который отвечает за весь проект, чтобы мне не нужно было назвать по телефонам по всему правительству либо в субъекты Федерации. Должен быть тот, кто лично отвечает за результаты работы и за расходование государственных денег, - . - Конкретный должен быть человек, которого можно будет повесить, если он не сделает ничего».

ЧП произошло из-за «заторможенности» экипажа и приказа Минтранса РФ

В причинах столкновения турецкого сухогруза «Лира» со вспомогательными сооружениями Керченского моста еще предстоит подробно разбираться, однако уже сейчас есть две версии. Одни винят капитана судна, который не слушался оператора, другие видят корень зла в приказе Минтранса, разрешившего кораблям плавать без лоцмана - в результате в субботнее ЧП стало уже третьим по счету. Между тем турецкий сухогруз задержан на 72 часа - он стоит в порту города Таганрога.

Как стало известно вчера вечером, 19 марта турецкий сухогруз «Лира», принадлежащий турецкой фирме, но под флагом Панамы, проходивший по Керчь-Еникальскому каналу, который используют для строительства магистрали над Керченским пролив. Одна опора и две сави разрушились полностью, еще две опоры сместились.

Столкновение стало неизбежным после того, как турецкое судно на скорости около 7 узлов неожиданно вышло за «зеленую бровку» в районе 19 буя с восточной стороны канала. Капитан пытался сбросить скорость и вернуться в фарватер, но все безуспешно. Впрочем, нанесенный ущерб оказался не слишком серьезным. Как утверждают в инфоцентре «Крымский мост», ремонтные работы не повлияют на сроки сдачи Керченского моста.

«Лира» и ее экипаж из девяти человек (два гражданина Индии, пятеро турок и двое граждан Грузии) также не пострадали. Тем не менее, когда будет оценен нанесенный ущерб, ситуацию будут решать в судебном порядке, подчеркивают в инфоцентре.

В Росморречфлоте заверили, что работы по возведению моста не мешают судоходству. Все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, знают о работах за пределами фарватера. Вдобавок строительную зону отметили специальными навигационными знаками.

Кстати, возведенные рабочие мосты идут навстречу друг другу от Керчи и острова Тузла, но судоходный канал ни один из них не пересекает и никогда не пересечет. По сообщениям местных СМИ, «Лира» могла отклониться от курса из-за того, что на ее борту не было лоцмана. Ведь, согласно приказу Минтранса, с 2015 года от лоцманской проводки освобождались суда с осадкой меньше 4,5 метров или длиной менее 140 метров. В связи с этим столкновение корабля с опорами называют результатом чиновничьей безалаберности. После инцидента «Керчьтраффик контроль» обязал «Лиру» взять на борт лоцмана. Сейчас судно находится в порту Таганрога - его задержали на 72 часа

В Инфоцентре Крымского моста согласны с такой постановкой проблемы. Там подтвердили, что отсутствие лоцмана на борту сухогруза было легальным, и судно просто не смогло сориентироваться при новых навигационных условиях. Влияние приказа Минтранса в Инфоцентре признают «негативно» повлиявшим на безопасность в проливе.

При этом там напоминают, что с момента вступления приказа в силу, это уже третий подобный случай (до этого врезались судно класса река-море и паром). Кстати, стоимость лоцманской проводки - не слишком велика. И составляет всего 200 долларов.

Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил ВОЙТЕНКО поделился с «МК» своим взглядом на произошедшее: «Отсутствие лоцмана на борту, конечно, могло быть причиной ЧП. Но «Лира» - региональное судно, которое постоянно ходит по данному маршруту. Поэтому капитан был в состоянии самостоятельно провести свое судно.


Не понятно, зачем он стал поджиматься к крымскому берегу. Сейчас сложно сказать. Надо разбираться, чьей вины в случившемся больше, но, по идее, виновата «Лира». При этом слухи о том, что турки могли специально протаранить строящийся Крымский мост - полная чушь. Делать им больше нечего. Корабль принадлежит частнику, который удавится за каждый лишний доллар. Когда Турция пошла на обострение отношений с Россией, ее частные компании продолжали перевозить российские грузы»

Кстати, судно «Лира» зарабатывала перевозками на внутрироссийских рейсах. В этот раз сухогруз перевозил сульфат аммония из Туапсинского порта в Таганрог.

Между тем, первые результаты расследования показали, что вина все же лежит на капитане судна, который на протяжении семи минут не реагировал на предупреждения оператора региональной системы управления движения судов (РСУДС) об отклонении от курса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.