Принципы налогообложения в рыночной экономике. Понятие налога

Для понимания категории налогов важно изучение концепций и принципов налогообложения .

Концепции налогообложения

В экономически развитых странах не прекращается дискуссия между двумя противоположными концепциями налогообложения и влияния каждой из них на экономический рост и социальную стабильность.

Суть первой концепции налогообложения состоит в обосновании необходимости облегчения налогового бремени на богатых и его увеличении на наемных работников. Девиз сторонников этой концепции: «Что выгодно капиталистической элите, то выгодно всему обществу». Уменьшение налогового бремени на богатых, по мнению сторонников этой концепции, стимулирует инвестиции и экономический рост, увеличивает занятость, улучшая тем самым положение бедных.

Сторонники другой концепции налогообложения доказывают, что интересам социально-экономического развития современного капиталистического общества наиболее всего отвечает прогрессивная шкала подоходного налога.

Именно она, по мнению этих экономистов, играет важнейшую роль в обеспечении разумного распределения доходов. Богатые должны больше вносить в государственный бюджет в прямой зависимости от доходов и накопленного богатства. Их налоговые поступления пойдут на финансирование отраслей социальной сферы, в развитии которых заинтересовано все общество.

То, что прогрессивное обложение подоходного налога в богатых странах не может быть однозначно признано как отрицательно влияющее на экономический рост, находит подтверждение в мировой практике.

Так, Дж. Гэлбрейт в одном из своих последних исследований пишет: «Ссылаясь на исторический опыт, можно напомнить, что темпы роста американской экономики, показатели занятости, а также положительное сальдо бюджета отдельных лет были наивысшими в период после окончания второй мировой войны, когда предельные ставки подоходного налога достигали рекордных уровней».

Вторая концепция налогообложения представляется более жизнеспособной. Благодаря ее более или менее последовательной реализации капитализм во всех промышленно развитых странах выстоял как социально-экономическая система.

Расходная часть бюджета также выступает существенным инструментом воздействия правительства на социально-экономическое развитие страны.

Все расходы госбюджета можно разделить на пять групп: военные; экономические; социальные; группы, связанные с внешнеполитической деятельностью; содержание аппарата управления.

Что касается военных расходов , то их отрицательное влияние на социально-экономическое развитие общества можно считать общепризнанным. Экономически развитым странам удается возместить часть военных расходов за счет экспорта вооружений. Отсюда так остра проблема раздела мирового рынка вооружений между странами-производителями военной техники.

Инвестиции на развитие экономики , структурную перестройку определяются уровнем развития страны, состоянием доходной части бюджета.

Социальные расходы — главная статья в расходной части госбюджета любой страны.

В отношении государства в денежно-кредитной и налоговой политике в западной макроэкономической теории сформировался функциональный подход.

Согласно концепции функциональных финансов , государство в своей деятельности руководствуется не заранее заданными критериями, не на основе какой бы то ни было традиционной доктрины, устанавливающей, что правильно, а что ошибочно, а лишь на основе последствий, которые эта деятельность вызывает в экономической системе.

Вместе с тем обобщение мировой практики государственной деятельности второй половины XX в. позволило выработать некоторые теоретические принципы и положения общего характера, следование которым помогает правительствам объективно оценить реальную ситуацию в стране и принять соответствующие решения в области денежно-кредитной и финансовой политики.

Практически важно для каждой страны иметь научно обоснованную политику налогообложения и хорошо отработанный механизм ее реализации.

Принципы налогообложения

Основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования признаны:

а) способность налоговой политики и механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

б) понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику.

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Вся история налогообложения показывает, что налоги - один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства. Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет.

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения. Бурное развитие такого рода исследования получили начиная с XVII в., когда стали систематически заниматься исследованием в области налогообложения. В результате обоснования практики налогообложения возникли различные концептуальные модели налоговых систем, которые иначе называются налоговыми теориями. Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике. Переход к капиталистическим началам ведения экономики, развитие товарно-денежных отношений, развитие торгового капитализма привели к необходимости осознанного выделения государственных доходов и расходов, ведения государственного хозяйства как отдельной отрасли финансового хозяйства общества.

Меркантилисты Д. Локк, Т. Гоббс и др. (XVII в.) заявляли о необходимости решения более конкретных проблем, связанных с налогообложением: превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства; определение наиболее предпочтительных налогов - прямых или косвенных; предложение наиболее благоприятных с точки зрения налогоплательщика и экономики объектов обложения (земля, имущество). Физиократы в XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго кроме объектов налогообложения рассматривали вопросы, связанные со справедливостью налогообложения, с переложением налогов, с источниками доходов и т.п.

Впервые научно обоснованное системное учение о налогах создано А. Смитом.

n А.Смит (1723-1790): «Налоги для тех, кто их выплачивает, – это признак рабства, признак свободы»

В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система - это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна. Как А. Смит, так и другие представители классической буржуазной политической экономии: У. Петти (1623-1687), Ж.Б. Сей (1767-1832) и Дж. Милль (1773-1836), также считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Налоги служили только в качестве источников покрытия затрат государства на эти цели.

«Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью». Практически во всех исследованиях, связанных с природой налогов и налогообложением, проведенных с XVIII в. до 30-х годов XX в., под налогом понимали форму изъятия части средств, принадлежащих по праву собственности хозяйствам и гражданам, в государственную казну.

В XX в. преобладало мнение о налоге как о принудительном, законодательно установленном взносе (сборе), взимаемом для покрытия государственных затрат.

К примеру, представитель новой исторической школы, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835-1917 гг.) определяет налоги «как принудительные взносы отдельных хозяйств или частных лиц для покрытия общих расходов государства или общественных союзов, которые взимаются в силу суверенитета государства или власти местных органов в форме и размере, односторонне определяемом ими как общее вознаграждение за все услуги государства и местных общественных союзов, по общим основаниям и масштабам».

Исследуя существующие определения налога, русский профессор М.И. Фридман пришел к следующему заключению: «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины».

По мнению известного представителя американской школы Э. Селигмана, «налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика».

Следующие экономисты ученные считали:

n Ф.Аквинский (1226-1274): «Налоги – дозволенная форма грабежа»

n Ш.Монтескье (1689-1755): «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той которую оставляют им»

Кроме того, налоги в разное время носили самые различные названия в разных странах:

n Duty (обязательство) – Англия

n Steure (поддержка) - Германия

n Tax (такса) - США

n Import (обязательный платеж) - Франция

n Подать (принудительный платеж) - в средневековой Руси

n Зякет (часть скота), ушур (часть урожая) - дореволюционный Казахстан

Еще одним из ученых экономистов явился - Артур Лаффер - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря открытию эффекта - закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления, получившее его имя. Эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой Лаффера показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Однако, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Существование любого государства предопределяет необходимость наличия в его распоряжении материально-финансовой базы, средства которой могут направляться на покрытие расходов, неизбежно возникающих в процессе реализации государством своих функций. И одним из основных источников пополнения доходов любого современного государства выступают налоги.

В Конституции РК закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Так, налоги представляют собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

В материальном смысле налог – это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и установленном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче суммы денег в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

В налоговом законодательстве РК закреплено следующее определение:

Налоги – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сущность налогов проявляется в их функциях. 1. Исторически первой функцией является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. 2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте. 3. Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Налоги классифицируются по различным основаниям.

1) В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. «Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

Построение налоговой системы зависит от принципа ее организации. Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере той или иной страны.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2011г.

2. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран. Учебное пособие для ВУЗов. Алматы, Сөздік-словарь, 2005

3. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан: Учебник для Вузов/- Астана: «Сарыарка», 2007.- 400с.

4. Худяков А.И. Бродский. Теория налогообложения. Учебное пособие. Алматы ТОО«ИЗДАТЕЛЬСТВО:Норма-К», 2002

5. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для Вузов – М.: МЦФЭР, 2003.- 336 стр.

6. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане Учеб. пособ.- Алматы, 2002.- 160с.

7. Налоги. Учеб. пособ. Под ред.Д.Г.Черника.- М, 2002.-656с.

8. А.В. Толкушин. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь.- М.: Юрист, 2001г.- 512 стр.

9. Д.Г. Черник. А.П. Починок, В.П.Морозов. Основы налоговой системы. Москва. Юнити. 2000.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, функции, сущность налога и налоговой системы, существующие виды налоговых систем. Особенности налоговой системы Российской Федерации, ее недостатки, основные пути развития и реформы. Сравнение налоговых систем ряда стран с рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Роль налоговой системы в рыночной экономике, ее особенности и недостатки в России на сегодняшнем этапе. Налоговые теории XVII-XIX вв. Экономическая сущность налогообложения. Налоги в общих экономических теориях XX в., кейнсианство и неоклассицизм.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Определение недвижимого имущества. Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации. Особенности налогообложения недвижимого имущества.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Роль налога на добавленную стоимость (НДС) в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой. Сущность, система исчисления, методы учета и расчета, ставки и документальное оформление НДС в РФ, а также предпосылки и особенности его реформирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Сущность, функции и основные принципы налогообложения. Взгляды теоретиков на роль налогов в экономике. Анализ различных моделей налоговой политики в условиях рыночной экономики. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Понятие налоговой системы, ее структура и взаимодействие отдельных элементов, принципы ее построения в России. Регулирование рыночной экономики с помощью налоговой системы в рыночной экономике, современное состояние и направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Налоговая система РФ, её сущность, принципы построения, виды налогов и сборов. Особенности налогообложения в Канаде и США: сравнительная характеристика налоговых систем, возможность использования опыта в реформировании российской налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Сущность, основные функции, принципы и классификация налогообложения. Роль налогов в формировании доходов государства. Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой. Тенденции и перспективы развития налоговой системы в развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги, сущность и природа которых раскрываются в различных моделях построения налоговых систем, или налоговых теориях. Экономисты выделяют следующие теории налогов: а) общие, которые отражают назначение налогообложения в целом; б) частные, исследующие отдельные вопросы налогообложения.

Налог - это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты (А. Смит). Шотландский экономист выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, поэтому считает налог вредным для общества.

С другой стороны, налог - осознанная необходимость, потребность экономического и социального развития. В этих утверждениях прослеживается двойственная природа налогообложения.

Налог - это жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят пользу (Ж. Сисмонд де Сисмонди).

Налог - это принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги (К. Макконнелл и С. Брю). Налоги - это принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства (Советская финансовая энциклопедия).

Принципы налогообложения. В налоговой сфере применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Экономические принципы налогообложения впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

1. Принцип справедливости: каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой является прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов.

2. Принцип соразмерности: он означает баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

3. Принцип учета интересов налогоплательщиков: он означает простоту исчисления и уплаты налога. Данный принцип раскрывается через:а) принцип определенности - сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику; б) принцип удобства - налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономичности (эффективности): он означает необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем примерно в два раза) затраты на его обслуживание.

Функции налогов. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной. Фискальная функция налогов означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу. Регулирующая функция налогов призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция налогов затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: а) неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); б) применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); в) введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия). Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

17. Основные виды налогов; классификация налогов по территориальному признаку, по механизму взимания, по отношению к бюджетам разного уровня .

Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Элементы налогообложения делятся на три группы:

1) основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

2) факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);

3) дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода; б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);

в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;

д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. (ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

е) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

Направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

Средства уплаты налога (в рублях, валюте);

Механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

Особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

Уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);

Уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

Кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

в) налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит;

г) инвестиционный налоговый кредит - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

Дополнительные элементы налогообложения. В число таких элементов входят:

а) предмет налога - реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.);

б) масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь - крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств - мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;

в) единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила;

г) источники налога - резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия - такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.;

д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Классификация налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

1. По способу взимания выделяют:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

Реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

Личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

На косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);

Косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);

Фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

Таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;

б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;

б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;

в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;

г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);

б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);

в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;

г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

8. По порядку введения налоги делятся:

а) общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);

б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).

Номинальный ВВП в ценахтекущего года.Реальный ВВП исчисляется в ценахбазисного года.Потенциальный ВВП - объем ВВП, возможный при полном использовании имеющихся ресурсов.Дефлятор - отношениеноминального ВВП креальному ВВП, т.е. он характеризует изменение общего уровня цен.

Номинальный ВВП

Реальный ВВП

В текущих ценах данного года

В ценах базового года

Отражает изменения

Физический объем ВВП и уровень цен

Только физический объем ВВП

Пример: При расчёте цен 13%

106.2 (106.2+13%=120)

Производство внутри страны

Производство отечественного производителя за рубежом

Производство иностранных предприятий

Производство отечественного предприятия

ВНП = П 2 + П 3

ВВП = ВНП +сальдо первичных доходов из-за границы

ВВП = ВНП ‒ П 3 + П 1

Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

На величину номинального ВВП оказывают влияние 2 показателя:

    Динамика реального объёма производства

    Динамика общего уровня цен.

ВНП р =ВНП н: ИПЦ (индекс цен)

Если величина индекса цен < 1, то происходит корректировка ВНП н в сторону увеличения, которое называется инфлированием.

Если ИПЦ> 1, то происходит дефлирование, т.е. корректировка ВНП н в сторону снижения. ИПЦ рассчитывается по типу Ласпейраса, или индекса цен с базисными весами.P L =

Индекс цен- это неявный дефлятор ВВП, рассчитываемый по типу Поаше- индекс, где в качестве весов используется набор благ текущего периода. P p =

Если вместо Qподставить весь набор благ, предназначенных в ВВП, а вместо Р их цены, то получится дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП=

Индекс Фишера.

Отчасти устраняет недостатки индексов Лайспераса и Поаше, т.е. усредняет их значения.

Основные принципы налогообложения в рыночной модели хозяйствования. Понятие «эластичность налоговой системы». Определение оптимальной нормы налоговой ставки. Кривая Лаффера и её интерпретация.

Принципы налогообложения.

    Принцип справедливости , нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;

    Принцип определённости , простоты и доступности, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания налогов были заранее известны плательщикам;

    Принцип однократности налогообложения, предлагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне;

    Принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

    Принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

    Принцип обязательности уплаты налогов.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

А) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

Б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;

В) если растёт «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счёте увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р. Рейгана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.