Российское государство в XVII-XVIII веках. Формирование абсолютизма


?24

Введение………………………………………………………… …………..........5
1. Реформы Петра I. Век Екатерины……………………………………....…6- 17
2. Экономика России в XVIII веке…………………………………………..18-21
3. Предпосылки и особенности складывания российского
абсолютизма………………………………………………… ……………….22-24
Заключение…………………………………………………… ………………….25
Список литературы…………………………………………………… …………26

Введение

XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.
Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.
XVIII столетие стало веком утверждения абсолютной монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.
В данной контрольной работе будут рассмотрены реформы и правление Петра I, Екатерины II, а также экономика этого столетия и предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

1. Реформы Петра I. Век Екатерины.

Реформы Петра I.
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения - деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований.
Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых - превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор.
Рассмотрим реформы введенные Петром I.
1) Военная реформа.
Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а, как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала.
Еще отец Петра, Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. В 1681 г. при нем была создана комиссия под председательством князя Голицына, которая должна была изменить устройство армии. Благодаря этим изменениям армия стала более структурированной. Она теперь делилась на полки и роты, были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг, а не от происхождения.
12 января 1682 г. Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться
Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией.
Таким образом, Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.
Еще с детства Петра увлекало военное дело. В селах, в которых жил, он создал два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский - отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.
В 1699 г. Петр I велел произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в связи с подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийско-драгунских. Вся армия была разделена на генеральства. Для новобранцев был составлен особый артикул, участие, в составлении которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована по образцу немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии - теперь армия содержалась за государственный счет.
В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско.
После погрома под Нарвой в 1700 г. Петр снова начинает проводить преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.
Таким образом, в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже существенно отличалась от той, которая досталась в наследство Петру. Эта армия явилась той силой, которая могла оказать реальное сопротивление, а после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию, как на сильную державу.
Важное значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.
Табель была объявлена 24 января 1722 г. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке прохождения службы.
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.
Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710 г. Черное море пересекали русские корабли.
Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704 г.
Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось «прорубить окно в Европу», что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества.
Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного флота;

2) Реформы государственного аппарата, органов власти и управления.
В первой половине ХVIII века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми.
Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».
В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская - флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия - сбором доходов; Штатс-коллегия - расходами государства; Вотчинная - дворянским землевладением; Мануфактур-коллегия - промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг-коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.
Еще в 1708 г. Петр провел административно-территориальну ю реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.

Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезных изменений в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Нововведения в области в области культуры, как и остальные реформы, подвергались явному и скрытому неприятию, многие элементы культурной жизни доводилось насаждать довольно резкими методами. После возвращения из-за границы с Великим посольством Петр произвел войну с бородами.
Принимая бояр, молодой царь взял ножницы и стал резать им бороды, что вызвало шок даже у сторонников Петра. Так, в обычной для себя деспотичной и грубой манере, Петр решительно рвал со стариной в быту. Он не считался с недовольством бояр и духовенства и в специальном указе приказал, чтобы бороды брили все.
Те же, кто не хотел подчиняться царскому указу, должны были платить налог: богатые купцы - по 100 руб., дворяне и чиновники - по 60 руб., горожане - по 30 руб., крестьяне - по копейке при въезде и выезде из города. В покое оставили только духовенство. После борьбы с бородами указом от 4 января 1700 г. Петр повелел российским дворянам, посадским людям и боярским холопам носить венгерские кафтаны. Это не было новшеством, еще при дворе царя Фёдора в моду вошли польские и венгерские кунтуши.
Не менее важным стало и введение Петром нового летоисчисления. 19 декабря 1699 г. Царский указ известил, что отныне в России, как и в других европейских державах, летоисчисление будет вестись не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. На следующий день указ повелел начинать год не с 1 сентября, а с 1 января. С того же времени Петр разрешил подданным свободный выезд за границу для получения образования. Указом от 10 марта 1699 г. Царь учредил первый русский орден - Святого апостола Андрея Первозванного.
Подавляющая безграмотность была в прежние времена одной из отличительных черт русского человека. В посадах грамоте обучали священники, дьяконы, дьячки и подьячие. Сам царь Петр с трех лет обучался грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования так и не получил. Даже в зрелом возрасте царь писал с грамматическими ошибками, мать его царевна Софья была едва ли не единственным примером образованной женщины из высшего сословия, потому что обучали грамоте только мужчин и только Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин. Что означало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественного французского языка.
К концу века обучение на дому перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о создании школ.
Несмотря на вполне подготовленную почву, Петру пришлось силой сеять и взращивать семена знаний. В течение первой четверти 18 века по царскому указу была создана целая сеть школ для начального образования. В них учились мальчики от 10 до 15 лет из дворян, приказных и подьячих. Особое значение приобретали специальные школы, которые давали молодым людям промышленные профессии. Была открыта горная школа, школа для будущих канцелярских служащих, приуральских заводах основали школа для мастеровых и подьячих, была открыта школа переводчиков.
Петр в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли. А также созданием и развитием библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости». Она была обращена к народу, в ней печатался новый алфавит. Новости культуры.
При Петре I проводилась большая работа по созданию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике и т.д. в связи с этим было организовано много экспедиций. Была организована астрономическая обсерватория. Создавались труды по русской истории, для целей которых был издан специальный указ о собирании по монастырям древних летописей, летописцев, хронографов. А созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей. Это было началом музейного дела в России. В живописи тоже произошли изменения в направлении: на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относят и попытки создания русского театра, в это же время написаны первые драматические произведения.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти 18 века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять дворцы, особняки и дома правительственных учреждений и аристократии. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18 века, имели большое прогрессивное значение. Но они ещё больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, которое стало презрительно относится к русскому языку и русской культуре.

Век Екатерины.
С первых дней правления Екатерина II всячески подчеркивала, что основной своей задачей она считает продолжение дел Великого Петра: широкое распространение образования, включение России в европейское сообщество. Она стремилась превратить подвластную ей империю в одну из могущественных держав. Свидетельством успехов и символом обновленной страны должен был служить прекрасный град Петра. Многое предстояло в нем изменить - застроить пустыри в центре города, возвести каменные двух- трех этажные дома вместо привычных русскому человеку, никогда не ощущавшему ограничения в пространстве, огромных усадеб с деревянными строениями и многочисленными подсобными службами.
Она показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление (1762–1796 гг.) характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения. Она переписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашению в России побывал Дидро.
После вступления на престол она сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе для нее поздно – в 7 часов утра.
С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность давала о себе знать не только в этом. Ее бумаги всегда лежали на столе в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну. Она развивала систему образования и призывала иностранцев, особенно немцев, переселяться в Россию. Находившиеся под влиянием идей Монтескье юристы составили под ее руководством «Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения» – документ, в котором явственно отразились идеи просвещенного абсолютизма. В 1775 г. Екатерина реорганизовала систему местного управления, укрепив положение политической, судейской и финансовой бюрократии. Жестокое крестьянское восстание (1773–1775 гг.), вождь которого донской казак Емельян Пугачев выдавал себя за Петра III, изменило направление ее мыслей: императрица начала привлекать на свою сторону дворянство. В 1785 г. она освободила дворян от обязательной службы согласно Табели о рангах, подписав жалованную грамоту на права и вольности дворянства.
Екатерина уделяла большое внимание строительству в городах, особенно в Санкт-Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русского классицизма. Императрица увлекалась литературой – ее перу принадлежат многочисленные беллетристические, драматургические, публицистические, научно-популярные сочинения, мемуары.
Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские земли.
В период ее правления территория России увеличилась весьма существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось почти вдвое, а государственный бюджет – вчетверо. При ней были построены 144 новых города (более 4 городов в год на протяжении всего царствования). Было издано более 200 законодательных актов. В Россию хлынул поток эмигрантов из Европы. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.
Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы. В стремлении угадывать желание подданных у Екатерины нет аналогов в русской истории. Ни до, ни после нее не было в России реформатора, который бы так отчетливо понимал важность обратной связи между верхами и низами общества.
Екатерина Великая скончалась 6 ноября 1796 г., оставив престол сыну - 42-летнему Павлу Петровичу.

2. Экономика России в XVIII веке.
XVIII век в российской истории стал довольно сложным и противоречивым периодом. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, но, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.
XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру; активизировалось и вмешательство государства в экономику.
В начале XVIII вв. экономика страны не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли.
Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю - имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время; контроль же на Балтике установила Швеция.
Для достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.
Во второй половине XVIII в. начал подрываться такой важный признак феодальной системы как рутинность сельскохозяйственной техники. Происходил резкий перелом в традиционных методах хозяйства, переход к торговому земледелию. Сельское хозяйство всё решительнее втягивалось в рынок. Крестьянское сельское хозяйство перестает быть замкнутым. В поместьях усиливалась эксплуатация крестьян, поскольку только таким путём феодалы могли увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продать её на рынке. В Черноземье помещики постоянно увеличивали объём отработочной ренты (барщины), доводя её иногда до 6 дней в неделю. В малоплодородных нечерноземных губерниях крестьян всё чаще переводили на денежный оброк, заставляя тем самым всё активнее участвовать в рыночных отношениях. Распространился процесс "отходничества" крестьян на фабрики и заводы, ослаблявший внеэкономическое принуждение. В этих условиях возникало имущественное расслоение крестьян.
Ещё, в отличие от Западной Европы, русский крестьянин в силу погодных условий занимался сельским хозяйством не с февраля по ноябрь, а с апреля-мая по август-сентябрь да и вообще погодные условия оставляли желать лучшего.
Основным очагом, где формировались новые капиталистические отношения, была промышленность. Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. В стране существовали три типа мануфактур: казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские).
Активно развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем. Переход к наемной форме труда для помещиков был невыгоден, так как лично зависимые крестьяне были дешевой и бесправной рабочей силой.
Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство.
В отличие от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XVIII в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли.
И всё-таки, во второй половине XVIII века начинается разложение феодально-крепостнической системы. Она заключается в уничтожении дворянской монополии на землю, значит и на владение крестьянами.
До середины XVIII века земля могла принадлежать только дворянам. В 1768 г. Екатерина II подписывает указ о запрещении использования труда приписных и посессионных крестьян, и о том, что крепостные могут принадлежать только дворянству.
Возникает проблема рабочих рук на купеческих мануфактурах. Согласно второму указу Екатерины II, создать мануфактуру может кто угодно, однако обеспечить ее рабочими руками может только дворянин.
Поэтому купцы вынуждены идти по другому пути: нанимать вольнонаемных. Появлялась потребность в рынке наемной рабочей силы. И начинают появляться мануфактуры капиталистического типа.
Со второй половины XVIII века сильно развиваются крестьянские
промыслы. Понятно, что возникают не повсеместно. Там, где промыслы не возникали, крестьяне должны были уходить на заработки. Таких крестьян стали называть отходниками.
Отходник - крестьянин, который уходит на заработки с разрешения
помещика. Он оставляет свою семью, уходит в город и нанимается на работу на 3-5 лет. Зарабатывает ренту, приезжает, отдает и уезжает снова.
Таким образом, движения "отходничества" способствует появлению капиталистического элемента - рынка рабочей силы. При этом собственное хозяйство забрасывается.
В землях, где не было отходничества, была другая ситуация, но
результат тот же.
Там начинает преобладать барщина, а порой крестьянина переводят на месячину, когда крестьянин работает на помещика несколько месяцев.
Получается, хоть денежная рента, хоть месячина - крестьянин
забрасывает хозяйство. Тем самым попадает на обеспечение помещика. Т.е. он превращается в раба. При денежном оброке и месячине крестьяне втягиваются в товаро-денежные отношения. Они создают огромное количество урожая, который помещик может продать. Иными словами, втягиваются в рынок и уходят от натурального хозяйства.
Таким образом, хотя закрепощение крестьян продолжалось и даже усиливалось, всё больше крестьян втягиваются в рыночные отношения (чаще всего причиной этому является нарастающий гнёт со стороны помещиков), то есть создаются предпосылки для разложения феодально-крепостнической системы.

3. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма
Абсолютная монархия - это результат процесса складывания централизованного государства и укрепления позиций самодержавия. Если реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии в России, то период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II, это время усиления позиций абсолютизма. Активная внутренняя и внешняя политика, проводимая самодержавием, выражала интересы дворянства - оплота абсолютизма, стремившегося к
и т.д.................


Петровская эпоха была завершением процесса складывания абсолютизма, но она же оказалась и наиболее полным его выражением. Именно при Петре I неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий же период стал этапом выработки пусть и не явных, но все-таки ограничителей полномочий императоров. Именно в этом, а не в простом переходе власти "от одной кучки дворян или феодалов... другой" (В. И. Ленин), состоял смысл тех событий, которые вошли в историю под именем "эпохи дворцовых переворотов". Перевороты XVIII в. были, в сущности, отражением претензий российского общества на участие во власти. "Логика процесса поставила гвардию на то место, которое оставалось вакантным после упразднения земских соборов и любого рода представительных учреждений, так или иначе ограничивавших самодержавный произвол, когда он слишком явно вредил интересам страны. Этот "гвардейский парламент", сам принимавший решения и сам же реализовывавший, был, пожалуй, единственным в своем роде явлением в европейской политической истории" (Я. Гордин).

Благодаря настойчивости "гвардейского парламента" во второй половине XVIII произошла стабилизация политической системы, были выработаны новые формы взаимоотношений между монархией и обществом. Это не были какие-либо письменные взаимные обязательства в виде конституционного закона, скорее императорской властью были осознаны пределы ее возможностей, которые она старалась не переступать. Быть может такую монархию можно было бы определить как "самоограниченную". Именно эта необходимость самоограничения обусловила и успешность царствования Екатерины II (1762 - 1796 гг.) и, напротив, неудачу Павла I (1796 - 1801 гг.), и, наконец, непоследовательность и противоречивость политики Александра I.

Необходимость считаться с общественным мнением стала неотъемлемой чертой государственной системы и легла в основу политики, получившей название "просвещенного абсолютизма". Главным отличием ее от традиционного абсолютизма являлась двойственность проводимых мероприятий. С одной стороны, правительства активно противодействовали всяким попыткам изменениям существующей системы, но с другой - были вынуждены время от времени делать частичные уступки требованиям общества.

Так, почти все монархи начинали свое правление с поощрения либерализма. Если Екатерина II в первые годы после прихода к власти организовала созыв и работу Уложенной комиссии (1767 - 1769 гг.), ограничившейся, правда, лишь чтением наказов, то на долю Александра I приходится создание Негласного комитета М. М. Сперанского, создавшего ряд вполне либеральных законов. Более того, Александр даже продумывал план конституционных реформ, хотя и не осуществившихся, но отчетливо показывающих то направление, в котором нехотя двигалась российская монархия. Та же тенденция видна и в усилиях государства по распространению просвещения в стране, поскольку образование заметно увеличивало число тех, кто стремился провести идеи либерализма в российскую действительность. Не удивительно поэтому, что именно в эти годы в России получило широкое распространение свободомыслие (Вольное экономическое общество, Н. И. Новиков, А. И. Радищев, декабристы и т.д.).

В то же время, не было ни одного монарха, который бы был последователен в своих либеральных устремлениях. Все они, как правило, во второй половине царствования вступали в активную борьбу с либерализмом. Прежде всего она выражалась в укреплении централизма в системе государственного управления, имеющего цель поставить под жесткий контроль общество. Примерами такого рода являются, например, губернская реформа Екатерины II или создание Совета Министров Александром I. Не отказывалось правительство и от использования репрессивных методов в борьбе против либералов. Среди них можно назвать и достаточно жесткие, подобно аресту Н. И. Новикова или ссылке А. И. Радищева, и весьма умеренные, в виде традиционной опалы, как например, М. М. Сперанского. В противоположность политике привлечения реформаторов начала царствования в фавор входят весьма консервативные деятели, типа А. А. Аракчеева.
Не менее двойственный характер носила и социальная политика этой эпохи. Если расширение привилегий дворянства, наиболее полно выраженное в "Жалованной грамоте дворянству" (1785 г.), и организация местного дворянского самоуправления выглядели, в общем-то, естественно, то покровительственная политика по отношению к предпринимательским слоям и создание городского самоуправления ("Жалованная грамота городам" 1785 г.) и уж, тем более, попытки разрешения крестьянского вопроса (указы о трехдневной барщине и вольных хлебопашцах, ликвидация крепостного права в Прибалтике и др.) явно свидетельствуют о понимании государством необходимости хотя бы частичных изменений в социальной системе.

Однако главным направлением в социальной политике оставалось стремление сохранить сложившиеся отношения в неизменном виде. Поэтому именно во второй половине XVIII - первой четверти XIX вв. крепостническая зависимость приобретает законченные формы рабства, превратив крестьян в абсолютно бесправное сословие. Закрепостительные тенденции отчетливо видны в практике создания военных поселений, в окончательной ликвидации казачьей автономии.

Следствием этой политики стало нарастание со второй половины XVIII в. социальных конфликтов. Особенно заметную роль сыграла в этом отношении казачье-крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Если такие действительно крупные социальные выступления предшествующих столетий (восстание под руководством С. Разина, или булавинское выступление), нередко определявшиеся в советской исторической науке как крестьянские войны, на деле таковыми не являлись, то выступление пугачевцев, пожалуй, мы вправе характеризовать именно как крестьянскую войну. И по причинам (рост крепостничества и наступление правительства на права казаков)), и по социальному составу участников (крестьяне, "работные люди", казачество, национальные меньшинства и т.д.), и по целям (борьба за ликвидацию крепостного права) это выступление было действительно крестьянским. Поэтому, несмотря на поражение восставших, значение восстания чрезвычайно велико: именно оно обнаружило силу накопленного в крестьянстве недовольства, чем стимулировало будущие поиски решения крестьянского вопроса и, в конечном итоге, стало тем фактором, память о котором вынудила российское государство в следующем веке отменить крепостное право. Менее широкими, но не менее значимыми были и многие другие социальные выступления (Чугуевское восстание военных поселян, восстание Семеновского полка и др.), обнаруживавшие все большее нарастание угрозы социальной нестабильности.

Фактически, та же картина наблюдается и в сфере экономики. Экономическое развитие России во 2-й половине XVIII в. характеризуется весьма заметными новациями. Прежде всего это касается роста применения свободного труда на мануфактурах. Ограниченность рынка свободных рабочих рук в городе приводила к появлению особой формы использования трудовых ресурсов деревни в виде отходничества. Выход из положения, таким образом, был найден, однако отходничество приводило к относительной дороговизне рабочей силы (поскольку в заработную плату приходилось закладывать сумму денежного оброка крестьянина) и нестабильности в обеспечении ею производства, что явно тормозило развитие мануфактурного производства. Другим характерным явлением второй половины XVIII в. стало сформирование всероссийского рынка, реально связавшего страну воедино.

Рынок, однако, весьма своеобразно воздействовал на развитие сельского хозяйства. Не создавая каких-либо качественно новых явлений в аграрном секторе, он вызвал изменение количественных характеристик существующих отношений. Стремление повысить производство хлеба на продажу заметно увеличило барскую запашку, что, в свою очередь, потребовало увеличения рабочего времени, необходимого для ее обработки. Рынок, тем самым, обернулся для крестьян ростом барщины, а порой (скажем, в случае перевода на "месячину"), их полным отделением от земли. К тем же последствиям приводил и перевод крестьян на денежный оброк, который, как раз, и вынуждал их отправляться на заработки в город. Потеря же связи крестьянина со своей землей подрывала основы существующей системы, создавала предпосылки для возникновения новых отношений (хотя и вне самого аграрного сектора).

Таким образом, для периода "просвещенного абсолютизма" характерно взаимопереплетение, взаимодействие и взаимное противоборство старого и нового во всех сферах жизни: либерализм и деспотизм в политике; расширение прав одних сословий и сужение - других в социальной сфере, увеличение свободы предпринимательства и ограничение возможностей хозяйственных субъектов - в экономике - везде наблюдается двойственный характер развития России в эту эпоху.

Развитие государственности в России стимулировалось не только внутренними факторами; большое значение имела внешнеполитическая деятельность Российского государства. Основные линии внешней политики России во 2-ой половине XVII - начале XIX вв. диктовались ее западнической ориентацией, заложенной еще при Петре I. Силы Российского государства к этому времени настолько возросли, что оно уже имело возможность действовать практически одновременно сразу на трех направлениях: борьба за выход к Черному (а в перспективе - и Средиземному) морю, удовлетворение территориальных претензий на западной границе и, наконец, сопротивление росту французского влияния в Европе. Русско-турецкие войны (1768 - 1774, 1787 - 1791, 1806 - 1812 гг.), участие в разделах Польши (1772, 1793, 1795 гг.) и борьба на стороне антифранцузской коалиции (русско-французкие войны конца XVIII - начала XIX вв.) не только повысили международный авторитет Российского государства, но и создали предпосылки для завершения процесса его превращения в "великую европейскую державу".

Впрочем, решающая фаза этого процесса относится лишь ко второму десятилетию XIX в. и связана с событиями Отечественной войны 1812 г. Будучи эпизодом в длительной истории борьбы за гегемонию на европейском континенте между Великобританией и Францией, эта война должна была стать средством укрепления позиций Наполеона на континенте (а в случае удачи, и привлечения России к антианглийской коалиции). Однако последний явно переоценил свои и недооценил силы России. В ходе военных действий, несмотря на первоначальный успех вторжения, французская армия потерпела сокрушительное поражение, чему были причинами умело выбранная стратегия ведения войны М. Б. Барклаем де Толли и М. И. Кутузовым (и, напротив, неудачная - Наполеоном), патриотизм русского народа, отчетливо выразившийся, в частности, в широком партизанском движении, и, наконец, природно-климатические условия России, талантливо использованные русскими полководцами.

Победа над Наполеоном в Отечественной войне, наряду с успешной кампанией в составе антифранцузской коалиции 1813-1814 гг., не только изменила соотношение сил на континенте в пользу России и укрепила ее международный престиж. Не меньшее, а, пожалуй, и большее значение она имела для развития внутренней ситуации в России. Победа укрепила позиции самодержавной власти в стране, позволив ей стать более независимой от социального давления снизу, что заметно ослабило реформаторский пыл государственной власти.

Такая непоследовательность и вялость власти в создании перспективной политической стратегии, наряду со все более очевидными депрессивными явлениями во всех сферах жизни страны стала одним из первых признаков нарастания всеобщего кризиса в России. Собственно говоря, именно противодействие кризисным тенденциям в развитии российского общества и являлось главной задачей системы "просвещенного абсолютизма". Неудача в предложении действенной политики по выходу из кризисной ситуации "сверху", стала причиной усилившейся активности самого общества в поисках средств разрешения кризиса "снизу".

Именно такой попыткой найти достойный для России выход из тупика стало широко известное движение декабристов. Движение было результатом развития нескольких весьма противоречивых процессов политической жизни России. Во-первых, реальные противоречия российского общества требовали своего разрешения, во-вторых, сложился довольно значительный социальный слой, претендующий на соучастие в государственной деятельности, в-третьих, Отечественная война, с одной стороны, вполне проявила скрытые ранее возможности России, которым явно не соответствовала существующая в стране социально-экономическая и политическая система, а с другой - помогла увидеть, казалось, то, каким образом можно использовать их более эффективно (как это делалось, например, в Западной Европе). Именно это сыграло решающую роль в возникновении и развитии декабристских организаций.

Ставя своей задачей воспрепятствовать сползанию страны к предполагаемой, и, как известно, не без оснований, катастрофе, декабристы предлагали провести ряд весьма существенных перемен в внутриплеменных и политическом строе страны: ликвидацию крепостного права, уничтожение самодержавия (но не обязательно монархии), введение конституции и др. Попыткой достижения этих целей и явилось восстание 14 декабря 1825 г. Однако оно закончилось, и вполне закономерно, поражением. Неразвитость противоречий, слабость социальной опоры и сила государственной власти не позволяли в тех условиях решить поставленную задачу. Декабристы созрели раньше, нежели сложилась в них отчетливая потребность. Это привело к тому, что после их поражения в обществе почти не осталось политически активных сил, способных продолжить давление на правительство "снизу" в целях проведения антикризисной политики. Тем самым, резко вырос консерватизм последекабристской эпохи, обусловивший беспрепятственное движение России ко всеобщему и глубочайшему кризису



Конец XVII века и весь XVIII век русской истории проходят под знаком крепостного права. На базе крепостного хозяйства проходит первый этап своего развития товарное земледельческое производство помещика, вырастает торговый капитал и пускает первые ростки промышленный капитал. Явления церковной жизни тесно переплелись с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII века из фактической служанки государства формально превратилась в орудие государственного управления. Перемены, происходящие в церкви, всегда являются следствием перемен в политической жизни. Церковь совершенно утрачивает способность к каким-либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия. Это положение стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство причисляет церковь к числу своих государственных учреждений Никольский Н.М. Указ. работа. С.188..

Верховным авторитетом в делах религии признавался собор ирархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде го-нимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов. Великорусское малообразованное и враждебное реформе духовенство не могло явиться помощником Петру, тогда как малороссияне, имевшие более широкий умственный кругозор и выросшие в стране, где православие вынуждено было к деятельной борьбе с католицизмом, воспитали в себе лучшее понимание задач духовенства и привычку к широкой деятельности. В своих епархиях они не сидели, сложа руки, а обращали в православие инородцев, действовали против раскола, заводили школы, заботились о быте и нравственности духовенства, находили время и для литературной деятельности. Петр ценил их более, чем тех духовных лиц из великорусов, узкие взгляды которых часто становились ему на дороге. Можно привести длинный ряд имен малороссов архиереев, занявших видные места в русской иерархии. Но особенно замечательны из них: помянутый выше Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре - епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности гораздо более, чем к отмеченной науке, однако весьма образованный и изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но и в католических коллизиях Льюва, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ не повлияло на живой ум Феофана, напротив, - поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Не получая удовлетворения в православной богословской науке, тогда плохо и мало разработанной, Феофан от католических доктрин обратился к изучению протестантского богословия и, увлекаясь им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Эта наклонность к протестантскому мировоззрению, с одной стороны, отразилась на богословских трактатах Феофана, а с другой стороны - помогла ему сблизиться с Петром во взглядах на реформу. Царь, воспитавшийся на протестантской культуре, и монах, закончивший свое образование на протестантском богословии, прекрасно поняли друг друга. Познакомясь с Феофаном впервые в Киеве в 1706 году, Петр в 1716 году вызвал его в Петербург, сделал его своей правой рукой в деле церковного управления и защищал от всех нападков со стороны прочего духовенства, заметившего в любимце Петра протестантский дух. Феофан же в своих знаменитых проповедях явился истолкователем и апологетом реформ Петра, а в своей практической деятельности был искренним и способным его помощником Ключевский В.О. Значение Петра I // Знание - сила. 1989. №1. С. 66-71..

Феофану и принадлежит разработка и, может быть, даже самая мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700-1721 гг.) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 года совершилось открытие «Святейшего Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Он поднял бурю негодования. Сильнее всего он обрушивался на черное духовенство:

  • · мужчинам запрещено поступать в монастырь до 30 лет;
  • · монахам вменяется в обязанность исповедоваться и причащаться не менее 4 раз в год;
  • · во всех монастырях вводится обязательный труд;
  • · монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома;
  • · монахиням запрещается давать окончательные обеты до 50 лет, и послушничество не может служить препятствием для вступления в брак.

Хотя неудовольствие и было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии.

Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту впасть того политического влияния с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом Буганов В.И. Петр Великий и его время - М., Наука, 1989. С.87..

Итак, с XVIII века византийская система отношений между государством и церковью, несвободная от влияния западных иерократических идей, получила резкий отпечаток государственной церковности, т. е. той системы, которая процветала в то время в государствах западной Европы. В лице патриарха Никона церковь произвела последнюю отчаянную попытку утвердить независимость от государства, опираясь на теорию параллелизма властей духовной и светской, «солнца и месяца», причем «как солнце выше месяца, так и священство выше царства». Попытка опиралась на недостаточно мощную материальную базу, и потерпела фиаско. Государство сделало церкви только одну уступку - уничтожило Монастырский приказ, в котором царь Алексей Михайлович хотел сосредоточить контроль над церковным вотчинным хозяйством и суд над церковными людьми. Для Петра, совершенно чуждого старому благочестию, церковь имела значение только как орудие власти и как источник государственных доходов. Его меркантилистическая политика требовала колоссального напряжения платежных сил населения и огромных людских резервов и вызывала против себя жестокую оппозицию, в первых рядах которой стояла церковь. Это последнее обстоятельство сыграло роль ускоряющего момента и придало мерам Петра особенно крутой характер; по существу же церковные реформы Петра, несмотря на их непривычную для тогдашнего времени фразеологию, лишь завершили процесс огосударствления церкви, начавшийся еще в середине XVI века, и дали ему совершенно точное и ясное юридическое оформление Никольский Н.М.Там же. С.189..

Петр Великий упразднил патриаршество, которое давало многим повод думать, что патриарх есть "второй государь, самодержцу равносильный, или больше его", и что священство или духовный чин есть "другое и лучшее государство". Территориалистическая мысль государственной церковности находила себе ясное выражение в ряд государственных учреждений и духовного ведомства в ряд других ведомств, особенно когда, по смерти Петра Великого, синод, лишенный титула "Правительствующего" был подчинен верховному тайному совету и кабинету. Этого подчинения могло бы и не быть, но к нему легко можно было придти - и не в России только, где теоретические понятия были слабы, а и в государствах западной Европы, где теоретическая мысль развивалась последовательно в течение нескольких столетий. Взгляд на церковное правительство, как на ветвь государственного правительства, был общераспространенным взглядом в философии естественного права и в практике западно-европейских государств. Во второй половине XVII века высшая русская духовная иерархия стремилась разрешить византийскую неясность отношений между государством и церковью в смысле иерократической системы. Петр, упраздняя государство в государстве и устраняя патриарха, как другого самодержца и даже большего, чем сам монарх, разрешил эту неясность в смысле государственной церковности. Вместе с тем, с XVIII века идеал слияния русского государства с русской православной церковью стало менее и менее достижимым. Некогда правительство царя Федора Ивановича могло говорить, что государю нашему до иностранных вер дела нет, и игнорировать религиознообщественную жизнь иноверцев, поскольку последние и не нарушали государственного порядка. Но с присоединением в XVIII веке к России прибалтийского края и Финляндии с лютеранским населением, западных и польских губерний с католическим населением, кавказского края с армяно-григорянами, а затем с неоднократными вызывами иностранных канонистов в Россию, московская точка зрения сделалась прямо невозможной Суворов Н.С. Указ.работа. С.191.. Сами же иноверцы обращались к правительству с приношениями о регулировании их церковных дел. В первой половине XVIII века духовные дела других вероисповеданий ведались даже православным св. синодом, в чем опять нельзя не видеть яркого выражения территориалистической мысли: духовные дела составляют одну из ветвей государственного правительства, и так как Святой синод учрежден был в смысле центральной коллегии для заведывания этой отраслью, то, с точки зрения территориалистической, не было никакого препятствия поручить этому учреждению все религиозные дела на пространстве государства, невзирая на разницу вероисповеданий. Однако, была создана, испытывая разные последовательные перемены, известная религиозная организация, для католиков в особенности по сношениям и соглашениям с римским папой. Организация эта, регулированная уставами, вошедшими в свод законов российской империи, есть часть государственного порядка, так что в этом смысле можно говорить и о слиянии русского государства с другими вероисповеданиями Суворов Н.С. Указ. работа. С.192..

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские (даже суд о преступлениях против веры и церкви не мог совершаться без участия светской власти). Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, закрытый в 1677 году, был в 1701 году восстановлен Монастырский приказ со светскими судами Буганов В.И. Указ. соч. С.89.

С начала XVIII века в России распространилась теория естественного права. В ней сочеталось почитание бога как творца вселенной с представлением о том, что «неземная сила» не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей. В этих условиях научное познание окружающего мира получало относительную для себя свободу. Соображения просвещенных людей о переустройстве общественных порядков становились в меньшую зависимость от богословских канонов.

Мысль о государстве, как верховном правителе в государстве и в церкви, не вытеснила идеи государя христианского и православного. Свои церковные реформы Петр Великий мотивировал не идеями естественного права, а тем, что он, "посмотря на духовный чин и, видя в нем много настроений и великую в делах его скудость, несуетный на совести своей возымел страх", как бы не оказаться ему неблагоприятным пред Всевышним, который помог ему ввести усовершенствования в других областях народной жизни, если пренебрежет исправлением и чина духовного. И в позднейших императорских указах, поскольку они относились к церковным делам, всегда можно проследить попечение о благе церкви. Верховная власть императора в государстве и в церкви основывается на личной принадлежности императора к православной церкви. Император, всероссийским престолом обладающий не может исповедывать никакой иной веры, кроме православной. Принадлежность русского императора к какому-либо другому вероисповеданию, кроме православного, есть такая же невозможность, как принадлежность напр. римского папы к евангелическому вероисповеданию. На этой личной принадлежности основывается защита и охранение императорским догматом господствующей веры, блюстительно правоверия и всякого в церкви святой благочиния. В предпринятии мер к ограждению православия и к устроению церковного благочиния он действует через Святой синод, откуда не следует, что св. синод должен быть подчинен государственной власти и тем более органам верховной государственной власти. По вопросам, важным не только для церкви, но и для государства, русский монарх действует, как носитель той и другой власти, государственной и церковной, соединяющий их в своем лице, не допускающий смешения органов церковного управления с органами государственного управления, а равным образом конфликтов между государством и церковью.

В XVIII веке православная духовная иерархия, точно также как духовенство других вероисповеданий, не принимала участия в делах государственного управления, обращенная исключительно к своему духовному призванию. В настоящее время духовенство, наравне с другими гражданами, призвано к участию в политических выборах и в законодательной деятельности государственной думы и государственного совета Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991. С. 27..

Государство смотрит на регулированный законами вероисповедный порядок, как на часть публичного порядка. Поэтому органы государственной власти оказывают, в разнообразных формах, содействие достижению религиозными учреждениями их целей. Так распоряжения, решения и приговоры духовно-правительственных учреждений разных вероисповеданий имеют исполнительную силу в государстве; вероисповедное брачное право придерживается государством, с предоставлением духовенству ведения метрических книг, имеющих публичное значение актов состояния; если по производству дел в консисториях замечено будет промедление со стороны светских присутственных мест в отношении требований их (к доставлению справок и сведений), то консистория сообщает о том губернскому правлению для надлежащего распоряжения к побуждению кого следует, безотлагательно исполнить таковое требование. Духовные лица всех признанных в России вероисповеданий ограждаются уголовным законом, при совершении им духовных действий, от всяких посягательств, в виде насилия или воспрепятствования, освобождаются от воинской повинности и от обязанностей присяжных заседателей и т. п Суворов Н.С. Указ.работа. С.198..

К монашеству Петр относился не только с меньшей заботой, но даже с некоторой враждой. Она исходила из того убеждения Петра, что монахи были одной из причин народного недовольства реформой и стояли в оппозиции. Человек с практическим направлением, Петр плохо понимал смысл современного ему монашества и думал, что в монахи большинство идет «от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть». Не работая, монахи, по мнению Петра, «поедают чужие труды» и в бездействии плодят ереси и суеверия и занимаются не своим делом: возбуждают народ против новшеств. При таком взгляде Петра понятно стремление его к сокращению числа монастырей и монахов, к строгому надзору за ними и ограничению их прав и льгот. У монастырей были отняты их земли, их доходы, и число монахов было ограничено штатами; не только бродяжничество, но и переход из одного монастыря в другой запрещался, личность каждого монаха была поставлена под строгий контроль настоятелей: занятия в кельях письмом запрещены, общение монахов с мирянами затруднено. В конце царствования Петр высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в «Объявлении о монашестве» (1724 г.). По этому взгляду, монастыри должны иметь назначение благотворительное (в монастыри помещались на призрение нищие, больные, инвалиды и раненые), а кроме того, монастыри должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям и для приюта людям, которые склонны к благочестивой созерцательной жизни. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

Но в 1721 году Синод издал важное постановление о допущении браков православных с неправославными - и с протестантами и католиками одинаково.

Политическими мотивами руководился отчасти Петр и по отношению к русскому расколу. Пока он видел в расколе исключительно религиозную секту, он относился к нему довольно мягко, не трогая верований раскольников (хотя с 1714 года и велел с них брать двойной податной оклад). Но когда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведет к консерватизму гражданскому и что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Петр изменил свое отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви, в конце же царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 году раскольникам дан был даже определенный наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом Буганов В.И. Указ. соч. С.96..

Колебания в правительственной политике вот второй четверти XVIII века, связанные с переоценкой реформ петровского времени, в большей степени сказались в среде высшего духовенства. При преемниках Петра Iпротивники церковных реформ энергично выступали против нововведений и в первую очередь против главного помощника Петра Великого по делам церкви - Феофана Прокоповича. Борьба вокруг вопроса о церковной политике выразилась в длительных расследованиях по обвинениям, выдвинутым против Феофана Прокоповича и касающимся как общей системы его взглядов, так и мелких поступков. Нападкам подвергались не только Прокопович, но и другие сподвижники Петра по церковным реформам. Обвинителями же выступали лица, поднявшиеся при Петре и занявшие видные и прибыльные должности в церковной администрации Клибанов А.И. Указ. работа. С.260..

Вопросы устройства духовенства в имущественном и сословно-правовом отношениях занимали большое место в правительственной деятельности второй половины XVIII века. Наиболее серьезные трения между светской и церковной властью возникали в середине века по вопросу о судьбе земельного имущества и крестьян, принадлежавших монастырям и церковным организациям. Хотя духовенство не решалось открыто выступать в защиту своих интересов, все же, оказывая постоянное сопротивление мероприятиям правительства, оно в значительной степени тормозило дело секуляризации церковных имений.

Указ о секуляризации, то есть лишении духовенства права распоряжаться вотчинами, был обнародован 21 марта 1762 года. Подготовленный известным прогрессивным деятелем середины XVIII века Д.В.Волковым, этот указ относительно радикально разрешал сложный вопрос о церковных и монастырских имениях. Ими должна была ведать вновь образованная Коллегия экономии; крестьяне переводились на денежный оброк, а земли, как бывшие в пользовании, так и те, которые обрабатывались ими на монастыри, поступали в собственность крестьян.

Последующие политические события приостановили выполнение этого правительственного мероприятия. Екатерина II, отменив указ 1762 года, несколько задержала решение вопроса о церковных имениях, но ход событий указывал на необходимость радикальных мер.

Специальная Духовная комиссия, в которую входили как члены Синода, во главе с Дмитрием Сеченовым, так и светские лица, разрабатывала вопрос о распределении доходов с церковных имений. В этот период были проведены существенные меры по ограничению хозяйственной деятельности монастырских властей. Уже указ 12 августа 1762 года, ликвидировавший Коллегию экономии, предписывал формы строгой отчетности в остающихся суммах, что особенно раздражало духовенство. Комиссия продолжала описание имущества и доходов монастырей, церквей и архиерейских домов с помощью местных властей и военных лиц. 8 января 1763 года вышел специальный указ, которым регламентировались хозяйственные отношения между монастырями и крестьянами. Такая политика правительства не могла не вызвать ответной реакции со стороны духовенства, в особенности, тех его представителей, которые привыкли жить в большом достатке. Резче всего в защиту старых порядков выступил митрополит ростовский и ярославский Арсений Мацеевич, а также митрополит тобольский Павел Конюшкевич Клибанов А.И. Указ. работа. С.284..

Главным результатом реформы 1764 года с организационной стороны было полное превращение церкви в ведомство государственного управления, а епископов - чиновников.

Плоды реформы правительство пожало в начале XIX века, когда старые, уже не удовлетворявшие новым требованиям коллегии были заменены министерствами, в которых строго проводился принцип единоличного управления - каждый министр ведал своим ведомством и был подчинен непосредственно императору, сменявшему и назначавшему министров своими указами. Так епископат окончательно превратился из князей церкви в государственных должностных лиц Никольский Н.М. Указ. работа. С.210.

Типичным представителем нового типа духовенства высокого ранга во второй половине XVIII века был московский митрополит Платон (Левшин). В многочисленных своих сочинениях, инструкциях, проповедях и письмах Платон проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни, поскольку церковные и гражданские установления не разнятся, а взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. В связи с этим он считал недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут внушать к себе уважения со стороны народа. Он также убеждал богатых людей щедро жертвовать средства для украшения церквей, что, по его мнению, было более важным делом, чем помощь обездоленным, поскольку в богатом храме народ, пораженный великолепием богослужения забывает (хотя бы на время) о своем нищенском существовании.

Главным средством от распространения вольномыслия Платон считал развитие духовного обучения. Он активно содействовал расширению сети специальных церковных школ и реформированию преподавания в них в направлении его обновления и ознакомления учащихся с основами противоборствующих учений, чтобы вооружить их против неприятелей самых сильных. Своему воспитаннику - будущему императору Павлу I - Платон говорил о необходимости прилагать всевозможное старание, чтобы подданные его были обучаемы закону божьему Клибанов А.И. Указ. работа. С.299..

Подобные высказывания находили отклик со стороны правительства. Массовые народные движения второй половины XVIII века убеждали его в необходимости усилить авторитет церковнослужителей и повысить их материальный достаток. В последние десятилетия восемнадцатого столетия духовенство получило ряд правовых и имущественных привилегий, увеличился отпуск средств на духовные учебные заведения.

В 1797 году Павел I значительно увеличил земельные наделы монастырей и архиерейских домов. Расширились права церкви и на другие доходные статьи.

В инструкциях, составленных для рядовых церковнослужителей и надзирающих за ними благочинных, им предписывалось в бытовом отношении не смешивать себя с «простонародьем» и вести знакомство лишь с людьми знатными и богатыми.

Правительство Павла I приняло меры к тому, чтобы реально обеспечить такое возвышение церковников. Штатное жалование священников было увеличено более чем вдвое. Чтобы в селах им не приходилось заниматься, подобно крестьянам, земледелием, так как это дело «с саном их несовместное», было постановлено землю приходов, названную «церковным уделом», присоединить к общей крестьянской земле и выдавать церковнослужителям от общины готовый хлеб по размеру среднего урожая. В интересах церковников дозволялось заменять продукты деньгами. Служитель церкви находился в положении наставника для народа; ему же поручались и некоторые полицейские функции.

В период реакции конца XVIII века из специально выделенных лиц организовывалась духовная цензура, которая контролировала издание не только духовной, но и светской литературы.

В конце восемнадцатого столетия высшее, а в некоторой степени и рядовое духовенство превратилось в привилегированное сословие и верно служило делу укрепления феодально-абсолютистского государства Клибанов А.И. Указ. работа. С.301..

Восемнадцатый век включает в себя правление Петра I, эпоху дворцовых переворотов и золотой век Екатерины II. Такие перипетии во внутренней политике обусловили неравномерность ее общественного и внешнеполитического развития, но общее направление его осталось согласным реформам Петра Великого.

Внутреннюю и внешнюю политику этого периода трудно разделить. Петр I задумал наладить торговлю с европейскими странами, для этого был необходим выход к морю. Так в 1700 г. началась война со Швецией. Закончилась она только в 1721 г., после подписания мира в городе Ништадте Россия получила выход в Балтийское море. Но еще во время войны стало ясно, что промышленное развитие страны не позволяет вести масштабные европейские войны. Для этого нужны пушки, орудия, корабли и образованные кадры. Война потребовала постройки заводов, кораблей и открытия учебных заведений. К середине века в России заработали 75 металлургических заводов, которые обеспечили страну необходимым чугуном и посылали металл на экспорт. Появился боевой и торговый морской флот и, благодаря ряду открывшихся технических вузов, собственные военные кадры.

Эту же линию развития государства продолжила Екатерина II. После кровопролитной войны 1768-1774 гг. Россия вытеснила Османскую империю с Причерноморья и получила выход к Черному морю. После раздела Польши в состав Российской империи вошли земли Правобережной Украины и Белоруссии. В результате увеличился товарооборот в несколько раз, возросло число мануфактур, появились новые отрасли производства. Таким образом, к концу XVIII века Россия из далекого малозначительного государства на севере стала империей, играющей одну из ведущих ролей в международной политике того времени.

Масштабные реформы Петра Великого и Екатерины II мало поддерживала старая знать страны. Для укрепления трона и императорской власти Петр I стал активно опираться на военное сословие, раздавая за службу земли. Так появилось и стало укрепляться дворянство. В первой четверти восемнадцатого века дворянство делилось на личное и наследственное. Все лица этого сословия обязаны были служить. С течением времени права дворянства все больше расширялись. Земли и титулы стали переходить по наследству, а в конце века служба перестала быть обязательной. Расширение прав дворянства привело к закрепощению крестьян, и к нескольким масштабным бунтам народа.

Еще одной чертой этого столетия стала секуляризация общественной жизни. Петр I упразднил патриаршество и учредил священный синод, а Екатерина II решилась на конфискацию церковных земель. Церковная реформа стала началом абсолютистского периода русской истории. К концу XVIII века, под влиянием идей Вольтера и Дидро, в стране утвердился Просвещенный абсолютизм. В России начинает развиваться светская культура, появился театр, Фонвизин пишет свои комедии, в изобразительном искусстве появляется скульптура и парадный портрет.

В этот век страна избрала путь, догоняющий европейские страны, беря от них то, что понравится. Эта линия развития повлияла на сознание общества, развитие культуры, наук и общественной мысли.

Безместное духовенство – священники служившие по найму, для служб духовенство становилось на крестцах, обложено было пошлиной «крестцовой». Вело почти бродячию жизнь и не могло быть в силу своей неоседлости подчинено какому-нибудь. контролю и надзору. К началу 1770 года в одной лишь Москве скопилось до 250 таковых. Масштабы бродяжничества священнослужителей были безмерны. Связано с Секуляризацией церковных земель по реформе 1764г Екатерины 2.

Верховный тайный совет - высшее совещательное гос. учреждение России в 1726-1730 гг. Пытался ограничить власть императора, но был распущен Анной Иоановной после разрыва Кондиций.

Генерал-полицмейстер - руководитель столичной и российской полиции в Российской империи. Должность введена Указом Петра I от 25 мая 1718 г. Петр I лично участвовал в написании "Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру". В них входили надзор за порядком в самом широком смысле и контроль за строительством новой столицы Российской империи. Для решения задач г.-п. передавалась созданная в 1715 г. Полицмейстерская канцелярия (по смерти Петра I Главная полицмейстерская канцелярия) и армейский полк. Все чины этого полка становились полицейскими служащими. Кроме того, генерал-полицмейстер осуществлял общероссийское руководство полиц. отделениями крупных городов.

Генерал-прокурор - одна из высших гос. должностей пер. абсолютизма. Наблюдал за законностью деятельности госаппарата, возглавлял Сенат. С 1802 г. одновременно министр юстиции.

Гильдия - в XVIII - нач. XX вв. сословное объединение купечества. Привилегированное купечество с 1775 г. делилось по размерам капитала на 3 гильдии.

Губерния - высшая адм. - терр. единица Российской империи XVIII - нач. XX вв. Созданы Петром 1 в 1708 г. Реформой 1719 - 1720 гг. на уровне Г. созданы местные учреждения. В перв. пол. XVIII в. территориально подразделялись на провинции и уезды. В результате реформы 1775 г. провинции были ликвидированы, а Г. укрупнены. К нач. XX в. в России насчитывалось 78 губерний, аппарат управления которых включал в себя губернатора - высшее должностное лицо местной администрации, губернское правление - совещательный орган при губернаторе, разл. рода совещательные учреждения - губернские присутствия. Значит. роль в реализации соц.-экон. политики играли также земские учреждения, созданные в 34 губерниях. Ликвидированы в результате областного районирования 1928 - 1929 гг.

Дворцовые крестьяне - в XII-XVIII вв. феодально-зависимые крестьяне, жившие на землях Великих князей и царей, несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 - удельные крестьяне.

Дворянский банк - это государственное кредитное учреждение, предоставляющее ссуды помещикам. Был основан в 1754 году по инициативе П.И. Шувалова и просуществовал до 1986 года. Свою деятельность осуществлял за счет казенных средств. Дворянский банк вошел в историю как первый банк в России. Изначально размер основного капитала составил 750 тыс. руб., но по мере развития банка существенно увеличился. До 1770 г. Дворянский банк осуществлял операции только по предоставлению ссуд. Выдавались помещикам ссуды и займы под 6% годовых, а их размер зависел от числа крепостных душ (и под залог земли).

Дистрикт - административно-территориальная единица в России в составе провинции. Была введена в 1719 году в ходе Областной реформы Петра I. Прообразом российского дистрикта был шведский герад - округ, объединявший до 1000 дворов сельского населения. Каждая провинция в России делилась на 5 дистриктов (при Петре I), состоявших из 1500-2000 дворов. В отличие от губернского и провинциального, управление дистрикта носило название земского. Во главе каждого дистрикта был земский комиссар, при котором состояли подьячий и три рассыльщика. В 1727 все дистрикты переименованы в уезды.

Император - один из монархических титулов; глава государства, включившего в себя территории других народов и стран. В России титул императора был поднесен Петру I в 1721 г.

Императорский совет – центральное законосовещательное учреждение России 1762-1769гг.

Кабинет-министры - звание, которое носили члены Верховного тайного совета. Некоторое время так продолжали называть высших сановников при Анне Ивановне, призванных заседать в Кабинете при императрице Анне Ивановне, являвшемся высшим совещательным учреждением Российской Империи.
Кабинет министров - центральный орган законодательной и исполнительной власти России в 1731-1741 гг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.