Хадис о сопротивлении правителям. Постоянный комитет

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّالِمِينَ بَعْضًا بِمَا كَانُوا يَكْسِبُونَ Транслит Wa Kadh alika Nuwallī Ba`đa A ž-Žālimī na Ba`đāan Bimā Kānū Yaksibū na Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают. И так [как Мы дали власть шайтанам-джиннам над неверующими людьми] одним беззаконникам даем Мы (в этом мире) власть над другими за то, что они приобретают [за их грехи]. Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают. [[Мы позволяем мятежным джиннам управлять своими клевретами из числа людей и сбивать их с пути, а также связываем их узами дружбы и согласия из-за того, что они приобретают и ради чего усердствуют. Таким же образом, согласно Нашему установлению, Мы позволяем одним беззаконникам править другими, подталкивать их к совершению злодеяний и призывать их к этому, удерживать их от добрых поступков и отдалять их от них. Это - одно из самых ужасных наказаний Аллаха. Оно имеет тяжкие последствия и представляют собой большую опасность. Однако ответственность за это лежит только на беззаконниках, потому что они сами навредили себе и совершили преступление против самих себя. Недаром Всевышний сказал: «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46) . Из всего сказанного следует, что если рабы совершают много несправедливых поступков, распространяют нечестие и не выполняют своих обязанностей, то к власти приходят несправедливые люди, которые подвергают свои народы ужасному наказанию, деспотично лишают их прав и причиняют им намного больше зла, чем они совершают, отказываясь выполнять свои обязанности перед Аллахом и Его рабами. При этом они не получают за это вознаграждения и даже не надеются на него. Если же рабы обретают праведность и встают на прямой путь, то Аллах исправляет деяния их правителей, и на смену деспотичным тиранам к власти приходят справедливые и беспристрастные правители.]] Ибн Касир

Ма’мар сообщает, что Катада сказал по поводу тафсира этого аята: «Аллах даст власть одним беззаконникам в аду над другими, дабы и там они следовали за ними». Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал по поводу смысла аята: ﴾ وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّـالِمِينَ بَعْضاً ﴿ Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими – «Здесь подразумеваются беззаконники из джинов и беззаконники из людей», а затем он процитировал: ﴾ وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَـنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَاناً فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ ﴿ К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. (43:36) Далее он сказал: «Иными словами Мы дадим власть злодеям из джинов над злодеями из людей».

Ибн Мас’уд сообщает, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто поможет злодею, Аллах даст править этому злодею им». Поэт сказал: Над любой рукой длань Аллаха; А любой злодей вкусит от злодея другого. Смысл аята: ﴾ وَكَذَلِكَ نُوَلِّي بَعْضَ الظَّـالِمِينَ بَعْضاً بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُون ﴿ «Так же как Мы дали править над этими потерпевшими убыток, людьми джинам, которые ввели их в заблуждение и обольстили их, мы дадим править одним злодеям другими, Мы будем губить их одних другими, воздаянием за их злодеяния и угнетения».

Изучение аята

Я изучил и понял данный аят!

Ислам не делает различий между людьми, не разделят людей на правителей и подданных, богатых и бедных, сильных и слабых. А справедливость является одним из главных постулатов в Исламе. Причем справедливое отношение – это эталон применимый не только к исповедующим Ислам, но и к любым другим людям, не зависимо от цвета их кожи, убеждений и взглядов. Сегодня мы предлагаем ряд аятов, где Всевышний Аллах указывает людям на границы справедливости, переступив которые, человек оказывается за гранью дозволенного, а значит и Его довольства.

«Аллах, ангелы и ученые мужи свидетельствуют, что нет бога, кроме Него Одного, Придерживающегося справедливости во всем. Нет бога, кроме Него Одного, Великого и Мудрого» (сура Али Имран, аят – 18).

«Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (сура ан-Ниса, аят -3).

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий» (сура ан-Ниса, аят -58).

«А еще вы должны относиться к сиротам справедливо, и что бы вы ни сделали доброго, Аллаху известно об этом» (сура ан-Ниса, аят -127) .

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура ан-Ниса, аят -135).

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура аль-Маида, аят – 8).

«Слова твоего Господа полны правды и справедливости! Они неизменяемы (никто не сможет их изменить). Он абсолютно все слышит и обо всем знает» (сура аль-Ан’ам, аят-115).

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы помяните назидание» (сура аль-Ан’ам, аят-152).

«Господь повелевает быть справедливыми (следовать «золотой середине») [не впадать в крайности]. В какой бы из мечетей вы ни молились [где бы ни совершали земной поклон пред Богом], пусть лик ваш будет правилен (движения верны; сердце спокойно, умиротворенно), молите Бога искренне. Как все начиналось [из ничего], так вы к Нему и вернетесь [ничем, прахом, а затем из останков будете воскрешены в Судный День]» (сура аль-Араф, аят – 29).

«Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали» (сура Юнус, аят – 4).

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание» (сура ан-Нахль -90).

Ихсан Кышкаров

???????? ?????????? ????? ????????? ??????????? ???????? ??????????? ??? ????????? ???????? ???????? ? ?????????? ?????? ??????? ???????

« Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания» (сура «аш-Шура», 42).

«Укора заслуживают только нечестивцы, которые чинят несправедливости и покушаются на жизнь, имущество и честь людей. Такие грешники заслуживают справедливого наказания в соответствии с мусульманским шариатом. Это наказание должно быть мучительным для их душ и тел и должно соответствовать совершённой несправедливости» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

??????? ??? ????????????? ??? ???????? ????????? ? ???????? ??? ??????? ???????????

« Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (сура «аль-Маида», 79)

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Еще одним прегрешением, которое навлекло на израильтян Божью кару, было то, что они не удерживали друг друга от предосудительных поступков. Они совершали дурные дела и не предостерегали друг друга от них, и вина за них ложилась не только на тех, кто непосредственно совершал их, но и на тех, кто молча наблюдал за этим, имея возможность предотвратить грех. Все это свидетельствует о том, что сыны Исраила пренебрегали велениями Аллаха и считали ослушание незначительным проступком. Если бы они относились к Нему с почтением, то ревностно воздерживались бы от запрещенных поступков и гневались бы на всё, что вызывает Его гнев. Они могли удержать людей от преступлений, но предпочитали промолчать. Такое поведение обрекло их на лютую кару, потому что оно всегда влечет за собой целый ряд губительных последствий.

Во-первых, если человек молча наблюдает за тем, как совершают грехи, то он уже ослушается Аллаха, даже если не принимает участия в их совершении, поскольку правоверный обязан не только избегать ослушания, но и порицать тех, кто поступает так.

Во-вторых, подобное поведение, как мы уже отмечали, свидетельствует о пренебрежении запретами Аллаха и безразличном отношении к ослушанию.

В-третьих, если люди не удерживают грешников от ослушания, это дает им возможность еще чаще совершать грехи. В результате этого зло распространяется, люди сталкиваются с еще большими духовными и мирскими проблемами, а нечестивцы приобретают власть и могущество. С течением времени праведники теряют влияние и лишаются возможности противостоять им и совершать то, что они могли совершать прежде.

В-четвертых, отказ от порицания предосудительных поступков способствует исчезновению знания и распространению невежества, ведь если многие люди начинают часто грешить, а приверженцы религии и богословы не удерживают их от этого, люди перестают считать такие поступки ослушанием, а некоторые из невежд могут решить, что они являются даже желательными обрядами поклонения. А что может быть хуже того состояния, когда мир переворачивается в глазах людей настолько, что они принимают запрещенное Аллахом за дозволенное, а ложь - за истину?!!

В-пятых, молчаливое наблюдение за грехами может привести к тому, что они покажутся людям прекрасными и правильными поступками, и тогда они начнут брать пример друг с друга. Людям вообще свойственно подражать тем, кто их окружает, и себе подобным.

Перечислять пагубные последствия молчаливого наблюдения за грехами можно еще очень долго, поэтому Всевышний Аллах сообщил, что неверующие сыны Исраила были прокляты за их ослушание и беззаконие, одним из проявлений которого был этот великий грех» («Тафсир» ас-Саади).

???? ??? ? ???? ???? ?? ?????

« Каждый из вас - пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Муслим, 1829).

Также посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

?? ???? ???? ???

« Кто обманул нас, тот не из нас» (Муслим, 101).

????? ????? ??? ???????

«В День воскресения притеснение (обернётся густым)мраком » (аль-Бухари, 2447).

Сообщается, что Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

«О Аллах, если некто взвалил на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи и его!» (Муслим, 1828).

Посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

?? ???? ?? ????? ??? ?? ??? ??? ??? ??

« Кто сделает дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто» (Муслим, 1718).

?? ?? ???? ?? ????

«Тот, кто не милует - не будет помилован» (Муслим, 2318).

?? ?? ???? ??? ???? ???????? ?? ?? ???? ??? ? ???? ??? ??? ?? ???? ???? ?????

«Кем бы ни был правитель, который управлял делами мусульман, - если он не боролся за них и не заботился о них, то он не войдет в Рай вместе с ними» (Муслим, 142).

???? ?????? ????? ???????? ? ???????? ? ???????? ? ????????

«Худшие из ваших имамов те, которых ненавидите вы, и которые ненавидят вас, которых проклинаете вы, и которые проклинают вас». Люди спросили: «О посланник Аллаха, быть может, когда это будет, нам надо будет свергнуть их?» Он ответил:

?? ?? ?????? ???? ??????.

«Нет. До тех пор, пока они проводят среди вас намаз » (Муслим, 1855).

???? ???? ??????? ???? ??? ????? ? ??? ???? ????

« И опасайся мольбы обиженного (тобой), ведь между ней и Аллахом нет завесы!» (Муслим, 19).

?? ?? ?????? ??????

«Истинно, злейшие из пастухов - сокрушители « (Муслим, 1830).

???? ??????? ??? ??????? ? ????? ????? ??? ???????

«Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (станете об этом) сожалеть! « (аль-Бухари, 7147).

??? ? ???? ?? ???? ??? ????? ???? ???? ?? ???? ??? ????

«Воистину, клянёмся Аллахом, мы не назначаем исполнять это дело ни того, который просит этого, ни того, кто дорожит этим делом» (Муслим, 1733).

Всевышний Аллах сказал:

?????? ???????? ?????????? ??????????? ?????????? ??? ?????????? ???????? ??? ????????? ????? ???????? ? ?????????????? ??????????????

« Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных « (сура «аль-Къасас», 83).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повествования о судьбе Каруна и его ужасной гибели Всевышний Аллах подтвердил правдивость слов тех, кому было даровано знание. Они сказали, что прекрасное вознаграждение достается только тем, кто уверовал и вершил добрые дела, и они были правы. Вот почему далее Всевышний Аллах призвал Своих рабов трудиться ради славного вознаграждения в Последней жизни. Об этой жизни сообщали Священные Писания и предупреждали пречистые посланники. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также не стремится к нечестию. Это - правоверные, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. Это значит, что их устремления связаны только с Всевышним Аллахом и Последней жизнью. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они - богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение. Что же касается остальных людей, то иногда им удается достичь успеха и обрести покой, но это благоденствие скоротечно. Проходит совсем немного времени, и они лишаются всякого добра. В Последней жизни они будут несчастны, потому что именно такой удел достанется всем, кто надменно отрицал истину и совершал грехи. В этом состоит суть этого прекрасного коранического откровения» («Тафсир» ас-Саади).

Шейх Ибн Усеймин сказал:

От Аиши, да будет доволен ей Аллах, передается, что она сказала: «Я слышала, что пророк Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

????? ?? ??? ?? ??? ??? ????? ???? ???? ??? ????? ?? ? ?? ?? ????? ????? ????

«О Аллах, если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему!» А если кто-то, взвалив на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи его!» (Муслим, 1828).

В этом хадисе пророк Аллаха, ??? ???? ???? ???? совершает дуа за тех, кто взял на себя ответственность за дела мусульман. И под смысл этого хадиса попадают все - каждый, кто взял на себя такую ответственность.

Например, мужчина - глава семьи, он несет ответственность за свою семью; директор школы несет ответственность за тех, кто там учится и обучает; преподаватель отвечает за порученный ему класс, а имам в мечети отвечает за своих прихожан и т.д.

Пророк, ??? ???? ???? ???? сказал: «… если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ»… В этом отрывке употреблено слово «что-либо», что в свою очередь указывает на любой вид ответственности. Далее пророк, ??? ???? ???? ???? говорит: «был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! «

Что же здесь означает слово мягкость? Некоторые люди считают, что мягкость - это предоставление людям того, чего они хотят и желают. Но на самом деле это далеко не так. Мягкость состоит в том, чтобы человек поступал с людьми согласно приказам Аллаха и Его посланника, совершая это самым доступным и мягким способом, не отягощая людей ничем, на что не пришел приказ Аллаха и Его посланника. Тот человек, который причиняет трудности и отягощает людей тем, на что не пришло приказа от Аллаха и Его посланника, попадает в категорию людей, за которых посланник Аллаха делает дуа, чтобы Аллах отяготил их, да упасет нас от этого Аллах. Такого человека могут постигнуть разные виды трудностей и бед, - например, всевозможные болезни, семейные трудности, душевные переживания и т.д. В хадисе сказано: «…то отяготи его! «, что указывает на любую трудность и затруднение. Человека может постигнуть как видимые, так и невидимые тяготы; бывает так, что в сердце человека пылает огонь от постигшего его несчастья, но окружающие его люди могут не замечать этого. Однако мы верим и твердо убеждены в том, что тот, кто причиняет трудности людям и отягощает их тем, на что не пришло повеление Аллаха, тот заслуживает наказания от Аллаха.

Воистину, религия Аллаха - это религия ислам. Ислам - это настоящая, приносящая пользу политика. Исламское управление и исламская политика в корне отличаются от той политики, которая навязывается неверующими, врагами ислама. Настоящее управление и настоящая политика - это та политика и то управление, которое пришло в шариате Аллаха. Поэтому мы говорим, что ислам - это законодательство и политика, и тот, кто отделил ислам от политики, тот впал в явное заблуждение. В исламе регулируются отношения между творением и Аллахом, между человеком и его семьей, между человеком и его соседом, между человеком и его родственниками и т. д. Ислам диктует нам нормы поведения и отношения абсолютно со всеми и с каждым.

Ислам установил нормы и правила, касающиеся отношений с воинствующими врагами ислама, с теми, с кем мусульмане заключили договора и соглашения, с теми, кто попросил политического убежища, а также с теми, кто находится под защитой мусульман и проживает на их территориях. Каждая из вышеперечисленных категорий людей имеет свои права и обязанности, которые им дал ислам, и на нас – мусульманах - лежит обязанность чтить их права и не преступать дозволенного.

Например, что касается тех, кто воюет против нас, то их кровь, их имущество и их честь для нас становиться дозволенными.

Тот же, кто обратился к нам, чтобы найти у нас убежище и спасение, может рассчитывать на защиту и поддержку, так как Всевышний Аллах в Коране сказал:

?????? ?????? ????? ?????????????? ???????????? ?????????? ??????? ???????? ??????? ??????? ????? ?????????? ?????????? ? ??????? ??????????? ?????? ???? ???????????

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди» (сура «ат-Тауба», 6).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«В предыдущем аяте было сказано: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» . Это откровение носило общий характер и распространялось на всех многобожников. Однако Всевышний Аллах сообщил, что если обстоятельства требуют от мусульман приблизить к себе кого-нибудь из них, то им разрешается так поступить. Более того, они обязаны сделать это. И поэтому, если какой-нибудь многобожник попросит мусульман предоставить ему убежище или уберечь его от беды, то они должны оказать ему необходимую помощь, дабы он смог услышать слова Аллаха и познакомиться с истинным исламом. Если этот человек впоследствии обратится в религию Аллаха, то это будет прекрасно. Если же нет, то мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности. Это предписание объясняется тем, что неверующие являются невежественными людьми, и среди них есть такие, которые исповедуют неверие по причине собственной неосведомленности, но если они приобретут истинные знания, то обратятся в ислам. Вот почему Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и всем мусульманам, которые должны брать с него пример, предоставлять убежище многобожникам, дабы те могли услышать Его слова.

Это откровение - ясный довод в пользу воззрений ахлис-сунна валь-джамаа, которые считают Священный Коран Словом Аллаха. Коран не был сотворен, потому что Всевышний произнес его и назвал его Своей речью, подобно тому, как Он охарактеризовал Себя остальными качествами. Это откровение является доводом против муътазилитов и всех тех, кто считает Священный Коран сотворенным. Безусловно, ошибочность таких взглядов подтверждается множеством доказательств, однако этот комментарий не является подходящим местом для их более подробного обсуждения» (тафсир, ас-Саади).

Если же мусульмане заключили договора с не мусульманами, они обязаны соблюдать обязательства и пункты этих соглашений, а также доверять им в этом. Но если мусульмане почувствовали, что со стороны неверующих готовиться предательство и несоблюдение договоров, они могут расторгнуть подобные соглашения. Всевышний Аллах сказал в Коране:

???????? ?????????? ??? ?????? ????????? ???????? ?????????? ?????? ??????? ? ????? ??????? ??? ??????? ?????????????

«А если ты опасаешься, измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (сура «аль-Анфаль», 58).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Если после заключения договора о прекращении военных действий поведение другой стороны вызывает у тебя опасение, и ты подозреваешь, что они могут предательски расторгнуть договор, тебе разрешается отказаться от договорных обязательств. Отбрось их договор и открыто сообщи о его расторжении, чтобы обе стороны были осведомлены о том, что между ними больше нет никаких соглашений. Ты не имеешь права вероломно нарушать договор и совершать любые действия, противоречащие мирному соглашению, до тех пор, пока не оповестишь другую сторону о его расторжении. Аллах не любит предателей и изменников. Более того, Аллах ненавидит их, и поэтому мусульмане всегда должны поступать открыто, избегая вероломства.

Из этого аята следует, что если факт вероломного предательства со стороны неверующих обнародован, то мусульманам не обязательно оповещать их о расторжении мирного договора, ибо если предательство неверующих обнаружилось, то объявление о расторжении договора становится бессмысленным, поскольку обе стороны одинаково хорошо осведомлены о нарушении условий договора.

Из этого аята также следует, что если мусульмане не опасаются предательства со стороны неверующих и если неверующие не совершают поступков, свидетельствующих о возможном нарушении мирного договора с их стороны, то мусульмане не имеют права расторгать договор и обязаны выполнять условия подписанного соглашения до истечения его срока» («Тафсир» ас-Саади).

Другими словами, мусульманин не должен расторгать или нарушать договор, не объявив об этом противоположной стороне. Если же он узнал о том, что другая сторона не считает нужным соблюдать договор, то он должен прямо заявить им об этом. Всевышний Аллах говорит в Коране:

????? ????????? ???????????? ???? ?????? ?????????? ?????????? ??? ????????? ??????????? ????????? ????????? ? ????????? ??? ????????? ?????? ??????????? ??????????

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (сура «ат-Тауба», 12).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повеления соблюдать договоры с теми из многобожников, которые исправно выполняют свои обязательства перед мусульманами, Всевышний Аллах повелел правоверным сражаться с теми из них, которые нарушают свои обязательства, расторгают мирные договоры с мусульманами, помогают тем, кто сражается против них и насмехаются над мусульманской верой.

Под поношением религии в этом аяте подразумеваются любые слова и поступки, направленные против ислама или Священного Корана. Всевышний повелел мусульманам сражаться с предводителями неверующих, которые поносят Его религию и поддерживают религию сатаны. Он особо отметил предводителей неверия, потому что их преступления - наиболее тяжкие и потому что за ними следуют все остальные неверующие. Из этого можно заключить, что всякий, кто оскорбляет религию и пытается опровергнуть ее, относится к предводителям неверия. Такие люди не признают клятв и обязательств, потому что не собираются выполнять их. Напротив, они всегда поступают вероломно, предательски нарушая свои обещания. И, возможно, если мусульмане станут сражаться с ними, они перестанут оскорблять ислам и даже обратятся в него» («Тафсир» ас-Саади).

Как мы сказали выше, тот, кто отделяет политику от религии, находится в заблуждении. Такое положение может быть по двум причинам. Либо этот человек невежественен в вопросах религии и думает, что религия - это только поклонение, либо он ослеплен материальной силой и прогрессом неверующих. Тот же, кто по-настоящему узнает ислам, поймет, что ислам - это и законодательство, и политика, и управление.

Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби, специально для сайта www.al-iman.ru.

Нет похожих записей.

Хадис, из которого некоторые поняли, что восставать против правителей, со стороны которых были замечены грехи — это праведное дело.

Спросили Постоянный Комитет:
«Будут правители, которых вы будете признавать хорошими и будете порицать (признавать плохими). И тот, кто будет сопротивляться им — спасен, кто отделится от них — тот убережется, а кто смешается с ними — погибнет» . — Этот хадис с цепочкой от Ибн Аббаса передали ат-Табарани 11/33 (10973), Ибн Аби Шейба 15/243) — Скажите пожалуйста, является ли этот хадис достоверным?

Потому как мы увидели его в «Сахих аль-джами ас-сагыр» (3661) и сказали: «Он противоречит тому, что передали аль-Бухари и Муслим и другие от многих сподвижников, число которых достигло степени мутаватир, о том, что нужно не восставать против имама (т.е. правителя)» .

И также мы видим, что это является путем ахлю ас-сунна и приверженцев хадиса, как указал на это : «Мы не считаем допустимым выход против наших имамов и повелителей, даже если они несправедливы».

Правильно ли то, что мы сказали, или же мы ошиблись? Объясните и покажите нам каково правильное понимание этого. И если упомянутый хадис является достоверным, то как нам объединить его с другими?

Ответили ученые Комитета:
«Хадис, который ты упомянул, является достоверным. И в нем нет противоречия убеждениям в том, что касается послушания и подчинения правителям в одобряемых делах, в том, что касается обязанности единства с общиной мусульман, и оставления выхода против правителей, даже если они несправедливы, кроме как если случится с их стороны явное несомненное неверие.

Потому что под «сопротивлением им» подразумевается «высказывание порицания», как объяснили это толкователи хадиса.
Сказал аль-Мунауи в «Шарх аль-джами» (4/132): «И тот, кто будет сопротивляться им» — то есть тот, кто высказал порицание тому, что не соответствует шариату, тот — «спасен» — от лицемерия и угодливости. «Кто отделится от них» — порицая их сердцем, тот — «убережется» — от наказания за оставление порицания порицаемого. «А кто смешается с ними» — будучи довольным их нечестием — «погибнет» — то есть он впал в то, что делает обязательным для них гибель в жизни последней» . Конец цитаты.

И в Сахихе Муслима приводится то, что поддерживает именно такое понимание, а это — хадис от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Появятся над вами правители, которых вы будете признавать хорошими (или: будете соглашаться и признавать то, что они делают, хорошим и правильным) и будете порицать. И тот, кто будет иметь неприязнь, будет непричастен, а кто выразит порицание – убережется, за исключением тех, кто будет доволен и последует» . Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, не сражаться ли нам против них?». Он ответил: «Нет, пока они совершают намаз» . Муслим 3/1480, 1481 (1854). Ат-Тирмизи 4/529 (2265), Ахмад 6/295, 302, 305, 321.
И успех — от Аллаха.
Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка, его семью (последователей) и сподвижников.

Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз
Абдуллах ибн Гудаян
Салих аль-Фаузан
Абдульазиз Али аш-Шейх
Бакр Абу Зейд

См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима», собр. 2, т. 2, с. 314-316, №17320.

Можно заметить, что в хадисе пришло два вида похвального поведения, если правители делают нечто порицаемое:
1. Порицать на словах. И при этом не говорится, что человек отделяется от общества правителя. Порицает в обществе правителя.
2. Отделиться от его общества и порицать в сердце, испытывая неприязнь к таким его делам.

من (فتاوى اللجنة الدائمة)، المجموعة الثانية، الجزء 2، الصفحة 314 — 314، الفتوى 17320.

س: ((سيكون أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن نابذهم فقد نجا، ومن اعتزلهم فقد سلم، ومن خالطهم فقد هلك)) أو كما قال. من فضلكم هل هذا الحديث صحيح؟ لأننا رأيناه في (صحيح الجامع الصغير وزيادته)، فقلنا: إنه خالف ما رواه البخاري ومسلم وغيرهما عن عدة من الصحابة بلغت منزلة المتواتر في عدم الخروج على الإمام، وأيضًا نرى ذلك مذهب أهل السنة وأهل الحديث، كما أشار الإمام الطحاوي : (ولا نرى الخروج على أئمتنا وولاة أمورنا وإن جاروا). وهل أصبنا أم أخطأنا؟ وضِّحوا واكشفوا لنا الحقيقة، وإن كان الحديث المذكور صحيحًا، فكيف نجمع بينهما؟

ج: الحديث الذي ذكرته صحيح، وليس فيه معارضة لمعتقد أهل السنة في السمع والطاعة لولاة الأمر في المعروف ولزوم الجماعة وعدم الخروج عليهم وإن جاروا ، ما لم يحصل منهم كفر بواح؛ لأن المقصود بالمنابذة في الحديث: الإنكار باللسان، كما بينه شُراح الحديث.
قال المناوي في (شرح الجامع 4 / 132): ((«فمن نابذهم» يعني: أنكر بلسانه ما لا يوافق الشرع «نجا» من النفاق والمداهنة، «ومن اعتزلهم» منكرًا بقلبه «سلم» من العقوبة على ترك إنكار المنكر، «ومن خالطهم» راضيًا بفسقهم (هلك) يعني: وقع فيما يوجب الهلاك الأخروي)) ا هـ.
وفي (صحيح مسلم) ما يؤيد هذا المعنى من حديث أم سلمة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: إنه يستعمل عليكم أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن كره فقد برئ، ومن أنكر فقد سلم، ولكن من رضي وتابع ، قالوا: يا رسول الله، ألا نقاتلهم؟ قال: لا ما صلوا .
وبالله التوفيق، وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
بكر أبو زيد
عبد العزيز آل الشيخ
صالح الفوزان
عبد الله بن غديان
عبد العزيز بن عبد الله بن باز

После послания Главы РД к Народному Собранию, корреспонденты одного из республиканских каналов обратились за комментариями к Муфтию РД, шейху Ахмад-хаджи Абдуллаеву.

Комментарии Муфтия начались с призыва чиновников на местах выполнить советы и требования Главы республики. А как же иначе, ибо каждый мусульманин знает, что Всевышний Аллах обязал подчиняться своему руководителю, в тех его поручениях, которые не противоречат Законам Аллаха. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О уверовавшие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и обладателям власти из вас » («ан-Ниса»).

Сказал Убада Ибн Самит, да будет доволен им Аллах: «Позвал нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и мы присягнули ему, и среди того, на что мы присягнули, было: послушание и подчинение правителям в том, что нам нравится и не нравится, в том, что будет для нас легко, и в том, что будет трудно, и даже, если он будет обделять нас, и что мы не будем бороться против правителей, кроме как, если вы не увидите явного куфра, на который у вас есть доказательство от Аллаха » (Передал аль-Бухари, 6532, и Муслим, 4799).

Как же не призвать чиновников подчиняться требованиям Главы, озвученных в послании к НС РД, когда любой разумный человек понимает, что лишь добросовестным выполнением своих обязанностей чиновниками, может вывести Дагестан из ямы, в которую упал он за последние два десятилетия.

Обращаясь к дагестанцам, Муфтий призвал прекратить всякие разговоры, и перейти к реальным делам во благо Дагестана. Не секрет, что за эти два года, как народ перестал бояться высказывать публично своё мнение о власти, все кому не лень обсуждают, осуждают власть, не замечая того хорошего, что произошло за это время. С точки зрения Ислама, Муфтий дал совершенно верный и мудрый совет дагестанцам.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «… И за спиной друг друга не сквернословьте. Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата. Вам омерзительно было бы это…» (сура «аль-Худжурат», аят 12). В этом аяте Всевышний сравнил хулителя с употребляющим мясо мертвого брата. В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Джабиром, сказано: «Вы остерегайтесь хулы. Поистине, грех хулы больше, чем грех прелюбодеяния. Человек, совершивший прелюбодеяние, кается, и Всевышний принимает его покаяние, но грех хулы не смывается, пока хулителя не простит тот, на кого была возведена хула».

Если чиновники выполнят требования Главы РД, если народ перестанет злословить и хулить, начнут работать над собой, над своими семьями, добросовестно выполнять работу, по мнению Муфтия, Дагестан ждет хорошее будущее.

Не стоит забывать и хадис, который приводил Муфтий на общедагестанском мавлиде: «Какими будете вы, такими будут и ваши правители». Прежде чем лечить болезнь, нужно устранить причину болезни. Мудрость Муфтия проявляется и в том, что он призывает нас устранить причину наших бед – наши грехи.

Мухаммад Муслимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.