Омовение дуа перед намазом. Намаз для женщин

Важно не только совершать ежедневные молитвы в верном порядке, но и перед каждой из них научиться делать Тахарат. Он представляет из себя несколько видов омовения, которые обязан делать каждый верующий. Посмотрите подробнее из чего состоит Тахарат в этой статье.

Как правильно делать омовение – из чего состоит внешний Тахарат

Выделяется два основных типа омовения:

  • Малое омовение – Вуду.
  • Полное или большое омовение – Гусул.

Кроме них существуют такие обязанности: чистить зубы, стирка всей одежды и обуви, допустимо сухое омовение с помощью камня или земли, подмывания.

Перед молитвой совершается малое омовение, для полного существуют специальные случаи, о которых подробнее будет рассказано позднее.

Как правильно делать малое омовение

Верующий должен иметь намерение очиститься от грехов и быть морально чист, без этой мысли в голове вы просто умываетесь, а не совершаете ритуал. Сначала успокойтесь и приведите мысли в порядок, выскажите желание совершить Тахарат, обычно это делается вслух словами “Бисмил ляхи раахмани раахим”, что считается просьбой помощи в совершении этого ритуала.

  • Теперь начните малое омовение с того, что вымоете руки. Сначала правую и только потом левую. Обязательно нужно промыть все места, даже если у вас есть кольца и браслеты. Снимите их либо перемещайте с места на место. Вымыть нужно все руки, включая запястья.
  • Правой рукой почерпните воду и трижды прополощите рот.
  • Трижды промойте пазухи носа, набирать воду нужно тоже правой рукой, а высмаркиваться и вытирать нос – левой.
  • Три раза хорошо вымойте лицо обеими руками.
  • Снова вымойте руки, но теперь до локтя. Сначала моется правая рука.
  • Омойте волосы, хотя бы четверть головы. Делается это влажными руками.
  • Теперь промойте уши: и внутри, и снаружи. После этого вымойте руки.
  • Нужно протереть шею.
  • Поставьте под ноги ёмкость с водой. Омойте сначала правую ногу, потом – левую. Не забывайте про область между пальцами и щиколотки. Заканчивать мытье каждой ноги следует мизинцем.

Позволяется смочить воду тканью, только после этого можно приступать к молитве.


Как делать полное омовение

Такой обряд выполняется только после различного осквернения, например, перед постом или походом в мечеть, после родов у женщин или болезни.

Этот вид омовения включает в себя малое омовение и ещё несколько действий:

  • Сначала нужно вымыть руки и все места, которые подлежат обязательному сокрытию.
  • Совершить малое омовение от начала и до конца.
  • Трижды омыть голову, затем все части тела тоже по три раза.
  • Снова вымойте ноги.

Вода во всех видах омовения должна быть чистой, без запаха и примесей.


Когда можно совершать сухое омовение

Существует некоторый список, когда человеку можно не касаться воды во время Тахарата:

  • Любой источник воды от вас более, чем на расстоянии 1900 метров.
  • Вы больны и не можете контактировать с водой.
  • Существует препятствие, которое вы не можете преодолеть.
  • Слишком холодно для использования воды.
  • Если это повлечет за собой жажду, ввиду малых запасов пресной воды у вас.

В этом случае, вы протираете руки о землю, прислоняясь всей ладонью. Земля или песок выступают вместо воды.


1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Омовение. Намаз. Совершение намаза. Как делать намаз?

Многие люди и даже те, кто был рожден мусульманином не знают, как начать молиться (совершать намаз) . Некоторые не могут начать молиться - им что-то мешает. Некоторые боятся начать совершать намаз потому что считают, что со временем они забросят это дело. Будущее знает только Всевышний, а эти сомнения ухищрения шайтана.
Оставление намаза - тяжкий грех, может ввести человека в неверие - неверный будет вечно гореть в аду.
Намаз является вторым по значению столпом Ислама , после Шагьадата (свидетельство- "Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его" ).
Намаз - обязанность мусульманина.

И так приступим... С чего начинать совершения намаза?

В первую очередь это омовение перед намазом. (Малое омовение). Делаем все по порядку.


По-арабски читаем справа на лево.


Намерение на омовение: Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательное омовение, ради Всевышнего Аллаха, Аллаху акбар.

1. Затем моем кисти рук , читаем молитву: اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا
"Аль-хIамду лиллягьи-ллязи джагIаляль-маа тагьураа" - Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей.

2. Умывание лица , читаем следующее:اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ
"Аллагьумма баййиз ваджгьи бинурика явма табъяззу вуджугьу авлияика ва ля тусаввид ваджгьи бизулюматика явма тасвадду вуджугьу гIдаика" - О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов.

3. Умываем правую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя). При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
"Аллагьумма агIтIини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира". - О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким.

4. Умываем левую руку , до предплечья (от кончика пальцев до чуть выше локтя) . При этом читаем следующее: اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
"Аллагьумма ля тугIтIини китаби бишимали ва ля мин вараи загьри". - О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади.

5. Протираем голову (смоченными ладонями обеих рук, проводим от лба до затылка (как в рекламах шампуня) три раза, каждый раз новой водой) . Читаем:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
"Аллагьумма хIаррам шагIри ва башари гIаля-ннар". - О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу.

6. Мытье правой ноги (ноги моем левой рукой, хоть немного и не удобно, но обязательно левой) . При этом читаем:اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
"Аллагьумма саббат къадамайя гIаля-ссиратIи явма тазиллю фигьиль-акъдам". - О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить .

7. Мытье левой ноги (тоже моем левой рукой) . Читаем тоже, что и при мытье правой ноги.

Если не знаете молитв, то можно читать суры или аяты из Корана. Например суры 112-114. По одной суре на каждую руку или ногу и конечно же лицо. При смачивании головы можно сказать Аллаху акбар (Аллах велик) или Бисмиллягьи рахIмани рахIим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного)

После омовения желательно прочитать дугIа (подняв ладони до уровня лица, повернувши ладони к небу - все дугIа читаю именно таким образом) . Читаем:молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

"Ашгьаду алля иллягьа илляллагь вахIдагьу ля шарика лягь, ва ашгьаду анна Мухаммадан гIабдугьу ва расулюгьу. Аллагьумма-джгIальни мина-ттаввабина ваджгIальни миналь-мутатIагьирина, ваджгIальни мин гIибадика-с-салихIина, субхIанакаллашгьумма ва бихIамдика, ашгьаду алля илягьа илля анта, астагIфирука ва атубу иляйка, ва салляллагьу гIаля саййидина Мухаммадив-ва гIаля алигьи ва сахбигьи ва саллям". - Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад - Его раб и Посланник. О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие.

Намаз: Совершение намаза. Как делать намаз?

После совершения омовения , мусульманин может приступить к намазу. Существует пять обязательных намазов , которые мусульманин обязан выполнять каждый день.
Пять обязательных намазов это: 1. Утренний, 2. Полуденный (обеденный) 3. Послеполуденный (послеобеденный) , 4. Вечерний, 5. Ночной.
Утренний намаз состоит из 2х ракаатов; Вечерний намаз состоит из 3х ракаатов; Полуденный, Послеполуденный и Ночной состоят из 4х ракаатов. Что такое ракааты мы опишем ниже.

И так, приступим к совершению намаза.

Становимся на молитвенный коврик (будем рассматривать коврик, как место для намаза) . Стелим коврик так, чтобы встав на него вы смотрели в сторону Каабы (Киблы) . Любой намаз совершается повернувшись к Каабе.

Делаем намерение (например на вечерний намаз 3х ракаатный): Бисмиллягьи РахIмани РахIим. Я намереваюсь совершить обязательный вечерний трехракаатный намаз, ради Аллаха, Аллаху акбар (в момент, когда произносим Аллаху акбар , поднимаем руки с раскрытыми ладонями, чуть касаясь мочек своих ушей большими пальцами ). Затем опускаем ладони в район под сердцем, сначала ставим левую ладонь, а поверх её правую. И вот вы уже в намазе.

Делаем первый ракаат.

1. В этом положении читаем суру Аль-ФатихIа :

1 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيم
"Бисмиллягьи рахIмани рахIим" - во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

2 الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِين
"АльхIамдулиллягьи раббиль гIалямин" - Хвала - Аллаху, Господу миров.

3 الرَّحْمـنِ الرَّحِيم
"Ар-РахIмани-р-РахIим" - Милостивому, Милосердному.

4 مَـالِكِ يَوْمِ الدِّين
"Малики яумиддин" - Властелину Дня воздаяния.

5 إِيَّاك نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِين
"Иййака нагIбуду ва иййака настагIин" - Лишь Тебе наше поклонение, лишь к Тебе наша мольба о спасении.

6 اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
"Игьдина ссиратIаль мустакъим" - Веди нас прямым путем.

7 صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّين
"СиратIал лязиина ангIамта гIаляйгьим, гъайриль магъзуби аляйгьим ва лязооалин" - Путем тех, кому ниспослал Ты милость Свою, не тех, на кого пал гнев Твой, и не тех, кто впал в заблуждение.

Аминь! (Аминь Рабб-аль гIаламин) .

2. После суры Аль-ФатихIа , Произносим Алаху акбар и нагибаемся вперед и кладем ладони на колени (становимся буквой "Г" - поясной поклон ). Произносим:
سبحان ربي العظيم
"СубхIана Рабби-ль-ГIазим" - Безупречен мой Великий Господь! 3 раза.

3. Выпрямляемся произнося:
سمع الله لمن حمده
"СамигIа-Ллагьу ли-ман хIамида" - Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!

4. После этого сказав Аллаху акбар идем на земной поклон (сужда) . Сначала ложим ладони на коврик (если здоровье позволяет, если не получается, то можно упасть на колени и уже потом положить ладони) , потом касаемся всем остальным коврика, это: колени, лицо. В общем коврика должны касаться семь частей тела: лицо (лоб, нос), ладони, колени и подушечки пальцев ваших ног. Ладони должны быть направлены в ту же сторону, что и молящийся (в сторону Каабы - обязательно) , кладем их на уровне плеч.
В таком положении читаем:
سبحان ربي الأعلى
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - Безупречен мой Высочайший Господь! 3 раза.

5. Прежде чем оторвать лоб от коврика следует произнести Аллаху акбар и уже потом садиться. Садимся так, чтобы ягодицы уперлись в пятки. Ладони кладем на колени. Этот момент называется "сидение между суждами" Замираем в таком положение на 2-3 секунды.

6. Сказав Аллаху акбар , снова кладем ладони на коврик и касаемся лицом (лбом и носом) коврика. Т.е. делаем то же самое, что и в четвертом пункте. После прочтения
"Субхана Рабби-ль-ГIаля" - 3 раза, говорим Аллаху акбар и встаем. И попадаем в такое положение, как в пункте 1. Один ракаат выполнен!!!

Второй ракаат - делается всё тоже самое, что и в первом. Но теперь после пункта 6 мы не встаем, а остаемся в положении "сидя" . Ладонь левой руки оставляем так же на колени, а правую ладонь сжимаем кулак, оставив указательный палец прямым (лучше полу-прямым) . В таком положении читаем: АттахIияту .

اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد

"Ат-ТахIиййяту-мубаракату-ссалявату-ттIаййибату лиллягь. Ас-Саляму гIаляйка аййюгьа-ннабиййю ва рахIматуллагьи ва баракатугь. Ас-Саляму гIаляйна ва гIаля гIибадиллягьи-ссалихIин. Ашгьаду алля илягьа илляллагь ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь. Аллагьумма салли гIаля МухIаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама салляйта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим. Ва барик гIаля Мухаммад, ва гIаля али МухIаммад, кама баракта гIаля Ибрагьим ва гIаля али Ибрагьим, филь- гIалямина, иннака хIамиду-ммаджид" . - Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир Тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха.
О Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду и его роду больше чести и величия, так же как Ты дал честь и величие Пророку Ибрахиму и его роду. О Аллах! Дай Пророку Мухаммаду и его роду больше благословения, так же как дал благословение Пророку Ибрахиму и его роду – во всех мирах. Воистину, Ты Хвалимый и Тебя мы славим.

В данном случае приведен салават: "Ас-Салят аль-Ибрагьимийя" (т.к. нужный нам салават пока найти не получается)

Когда читаете Шагьадат (свидетельство) в первой его части (Ашгьаду алля илягьа илляллагь ) отрываем указательный палец от колена на 3-4 сантиметров, во второй (ва ашгьаду анна Мухаммада-ррасулюллагь ) опускаем до уровня 1-2 см. Не опускайте палец и не дергайте, (это важно!). Произносим Аллаху акбар и встаем, как в пункте 1 - два ракаата сделаны.

Делаем еще один ракаат и снова читаем АттахIияту , чтоб закончить намаз т.к. это последний третий ракаат , поворачиваем голову в право и произносим: "Ас-саляму гIаляйкум ва РахIматул-лагь" , затем поворачиваем влево и произносим тоже самое.

Вот вы и совершили Вечерний трех ракаатный намаз.

Это намаз совершенный по Шафиитскому мазгьабу .

Хочу обратить ваше внимание, что это самый простой способ совершения намаза для начинающих. Со временем когда вы уже станете более знающими, в намаз можно добавлять короткие суры и аяты из Корана, читать дугIа и т.д.
Намаз совершается только на арабском языке.

Если заметили ошибки прошу поправить меня, я не являюсь алимом и могу ошибиться. Если есть текст Аттухияту на арабском и транскрипция будьте добры покажите.

Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.

Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).

Тахарат

Малое омовение - разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.

В каких случаях необходимо совершать тахарат:

  • перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
  • перед чтением Священного Корана;
  • перед началом обхода вокруг Каабы.

Процедура выполнения вуду:

1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.

2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).

3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).

4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.

5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения - левой.

6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.

7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.

8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу). После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал. В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.

9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.

Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)

Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.

Что нарушает малое омовение:

  • справление нужды, включая выход газов;
  • потеря сознания;
  • сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
  • выделение нечистот из тела человека в больших количествах (кровь, гной и т.д.);
  • прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
  • сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).

Гусль

Полное омовение - разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:

«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)

Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:

  • после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
  • после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
  • постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и . После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
  • послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
  • после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
  • смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)

Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:

  • читать и прикасаться к Священному Корану (если его текст полностью на арабском языке);
  • выполнять намаз;
  • посещать мечеть;
  • совершать обход вокруг Каабы.

Порядок совершения полного омовения:

    Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;

    Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;

    Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);

    Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;

    Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;

    Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;

    Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;

    Троекратное обливание левой стороны тела;

    Мытьё ног (включая участки между пальцами).

Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения. Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе - намерение, устранение нечистот и полное обливание.

Достоинства омовения

Совершать омовение верующим предписывается не только перед выполнением религиозных практик - состояние ритуальной чистоты должно быть присуще любому мусульманину практически постоянно. Тахарат и гусль в исламе считается благим делом, за выполнение которого полагается награда. Известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) гласит: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет 10 добрых дел» (ат-Тирмизи).

Кроме того, ритуальное очищение способствует стиранию грехов верующего, о чём говорится в следующем хадисе: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов» (приводят Муслим и ат-Тирмизи).

Ещё одним достоинством омовения можно назвать тот факт, что оно способно ввести верующего в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) однажды напутствовал: «Кто из вас совершит омовение, потом произнесёт , для того откроются все восемь райских врат» (хадис от Муслима).

И мужчины, и женщины, собирающиеся совершить намаз, обязаны выполнить малое омовение (вуду), а для того чтобы войти в состояние ритуальной чистоты после половой близости или поллюции, необходимо совершить полное омовение (гусль), то есть очистить всё тело. Это является обязательным условием. Также для женщин после окончания периода послеродового очищения и критических дней гусль является фардом.

Это приведение тела в состояние ритуальной чистоты посредством омовения (и масх - проведения мокрой рукой по определённым частям тела) по соответствующим правилам. Многие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуального омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана.

Порядок тахарата перед намазом

  1. Если есть возможность, лучше сесть на возвышенное место, обратив лицо в сторону Киблы и произнести: "А"узу билляхи ми-наш-шайтанир-раджим" (Ищу прибежища у Всевышнего Аллаху от зла низвергнутого сатаны) и "Бисмилляхир-рахманир-рахим" (начинаю "с именем Всевышнего Аллаха Милостивого ко всем в этом мире и Милостивого только к верующим в Судный День").
  2. Три раза вымыть кисти рук до запястий. Протереть пальцами одной руки между пальцами другой. Если на пальцах есть кольца или перстни, то сдвигать их, чтобы под них попала вода (фото 1).
  3. Сказав "Бисмиллях...", набрать воду и полоскать три раза рот (фото 2). Почистить зубы, используя мисвак, а если его нет, то большим и указательным пальцами (фото 3), после этого прополоскать рот ещё два раза.
  4. После произнесения "Бисмиллях..." воду втягивают в нос (фото 4). Если человек не постится, то воду поднести к крыльям носа и втянуть в ноздри, затем высморкать нос левой рукой. Эта процедура повторяется ещё два раза.
  5. Выразив искреннее намерение и сказав "Бисмиллях...", следует, набрав воду в ладони, мыть лицо сверху вниз, от края волос до подбородка включительно, щёки - до ушей (фото 5). Обтереть рукой под бровями. Эти действия повторяются ещё два раза. При умывании лицо следует протирать.
  6. Сказав "Бисмиллях...", мыть, потирая, правую руку до локтя (фото 6). Затем повторить это ещё два раза. Таким же образом три раза моется левая рука (фото 7).
  7. Со словами "Бисмиллях..." провести мокрой рукой по одной четвёртой части головы. После этого указательными пальцами обтереть уши с внутренней стороны и одновременно большими пальцами за ушами (фото 9).

Тыльной стороной трёх влажных пальцев рук, исключая большой и указательный, провести по шее сзади (фото 10). Проведение мокрыми руками по всей голове является сунной. Это именуется полным масхом (обтиранием) головы. Полный масх: намочить руки, отвести большие и указательные пальцы, при этом остальные три пальца каждой руки плотно сомкнуть вместе и внутренней стороной положить на верхнюю часть лба, где начинаются волосы (сомкнутые пальцы одной руки касаются сомкнутых пальцев другой руки), затем провести этими сомкнутыми пальцами по голове до затылка, где кончаются волосы (большой и указательный пальцы при этом не участвуют, при обратном движении провести ладонями по боковым сторонам головы. После этого указательными пальцами обтереть уши изнутри, а большими пальцами сверху вниз потереть за ушами. Затем тыльной стороной остальных трёх сомкнутых пальцев каждой руки провести сзади шеи (горло не обтирается).

Мытьё ног нужно начинать с правой ноги, произнося "Бисмиллях..." (фото 11). Промежутки между пальцами следует протирать мизинцем левой руки. Мытьё правой ноги начинается с мизинца, левой ноги - с большого пальца, и делается это снизу вверх. Левую ногу моют подобным образом и начинают также с произнесения "Бисмиллях...". Обе ноги моют до щиколоток (фото 12).

Обстоятельства, нарушающие тахарат (малое омовение)

  1. Выделение у человека мочи, экскрементов, крови, семени и т.п.
  2. Кровотечение и выделение гноя или сукровицы.
  3. Рвота полным ртом.
  4. Невменяемость.
  5. Состояние опьянения.
  6. Обморок.
  7. Испускание газов.
  8. Сон лёжа на боку или сидя на одном бедре, откинув ноги в сторону, а также сидя по-турецки, когда седалище не прижато плотно к месту сидения. Если человек засыпает сидя с плотно прижатым к месту седалищем, то его ритуальное омовение не нарушается.
  9. Громкий смех во время намаза (когда это слышат окружающие).
  10. Кровотечение из дёсен, когда количество этой крови превышает или равняется количеству выплёвываемой слюны.

Бритьё, стрижка волос и ногтей не нарушает ритуальной чистоты, равно как выделение крови в количестве меньшем, чем количество выплёвываемой слюны.

Гусль (большое омовение)

Это обязательное полное ритуальное омовение всего тела, включая полоскание полости рта и носа, для очищения от ритуальной нечистоты: последствий половой близости и извержения семени во время сна (поллюции), а также после месячного цикла у женщин и окончания послеродового состояния.

Порядок совершения гусль

Согласно сунне, полное омовение совершается в следующем порядке:

  1. Сделать намерение совершить гусль (большое омовение), после чего помыть руки, половые органы спереди и сзади, даже если они чистые.
  2. Произнести "Бисмиллях...", после чего совершить малое омовение (тахарат), выполняемое перед намазом. Если у ног собирается вода, то ноги помыть в последнюю очередь.
  3. Прополоскать рот и нос большим количеством воды, нежели при совершении обычного тахарата, потому что при таком полоскании выполняется и фард гусля по очищению рта и носа.
  4. Троекратно облить и помыть голову. При этом волосы на голове, борода и усы должны промокнуть до корней.
  5. Троекратно облить правое плечо и обмыть стекающей водой правую сторону тела.
  6. Троекратно облить левое плечо и обмыть левую сторону тела.

Во время омовения всё тело протирать рукой для того, чтобы на теле не осталось ни одного места, на которое бы не попала вода, включая пупок и ушные проходы.

Это протирание лица и рук, включая локти, ладонями, очищенными путём удара ладонями по почве или подобной основе, вместо совершения тахарата (малого омовения) или гусля (большого омовения) в соответствии с намерением в условиях отсутствия воды или невозможности её использования.

Условия и порядок выполнения Таяммума

Мусульманину разрешается совершать таяммум в следующих случаях:

  • отсутствие воды;
  • невозможность воспользоваться водой из-за угрозы обострения болезни;
  • опасность нападения со, стороны врагов и возникновение других аналогичных серьёзных препятствий.

Таяммум совершают следующим образом: произнести "А"узу..." и "Бисмиллях...", ударить руками по почве или по другой заменяющей её поверхности и потереть ладони об эту поверхность движением вперёд и назад. После этого руками обтереть лицо. Затем ударить руками по почве второй раз и снова поводить ладонями вперёд и назад и протереть ими руки от кистей до локтей и обратно - сначала правую, потом левую.

Если вы носите кольца, при совершении таяммума необходимо снять или сдвинуть их на пальцах и протереть место под ними.

Масх по поверхности хуффа

Как мужчинам, так и женщинам разрешается делать масх (проводить мокрыми руками) по кожаным носкам, именуемой "мест" или "хуфф". Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Хуффы надевают, будучи ритуально чистыми (после омовения-тахарата);
  2. Хуффы должны закрывать ноги до щиколоток, необходимо, чтобы они были прочными, способными выдерживать по меньшей мере 12 тысяч шагов;
  3. Хуффы не должны быть дырявыми или рваными (если есть разорванные места, то они не должны превышать ширины трёх мизинцев ноги);
  4. Хуффы должны быть водонепроницаемыми, достаточно толстыми и держаться на ногах без завязок;

Масх по защищенной и незащищенной ране

  1. Человеку, у которого из-за вывиха, перелома или ранения какие-либо части тела забинтованы, заклеены пластырем или загипсованы, и при этом вымыть эти места не представляется возможным, разрешается делать масх по поверхности большей части бинта и т.п. Более того, если и это может нанести вред его здоровью, то он освобождается даже и от масха.
  2. В отличие от масха по обуви, у масха по поверхности повязки, бинта, гипса и т.п. нет срока действия - масх можно совершать до полного заживления раны. При этом не имеет значения и то обстоятельство, был ли человек при наложении бинта и т.п. в состоянии ритуальной чистоты или нет.
  3. Если повязка развяжется или спадёт после того, как выполнен масх, или на существующую повязку будет наложена новая, то обновление масха не является обязательным.

Иллюстрации к выполнению тахарата

ФОТО 1 - Руки моются до запястья. При мытье пальцами одной руки протирают промежутки между пальцами другой руки. Если на пальцах кольца, то их смещают, чтобы под них попала вода.

ФОТО 2 - Чистка зубов мисваком относится к суннам тахарата. Мисвак берется в правую руку мизинцем и большим пальцем, при этом мизинец остается под мисваком, указательный, средний и безымянный пальцы оказываются сверху, а большой палец поддерживает его снизу. Увлажненным мисваком, начиная справа, чистятся все зубы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.