Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа. Соборы и церкви парижа Главный храм парижа

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи


Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.


По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.


Горгульи Нотр-Дама

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.


Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама

Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.


Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения


Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.


Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой

По некоторым сведениям, история Франции восходит к железному веку. В течение столетий здесь возводились наиболее архитектурно значимые церкви. Готические соборы и церкви, возведенные современными архитекторами, отображают значительную часть французской культуры. Во время посещения этой удивительной страны обязательно посмотрите самые красивые и необычные церкви Франции!

Римско-католический собор во французском готическом стиле был возведен в Бурже в XIII веке. Место, на котором он расположен, имеет религиозное значение начиная, по крайней мере, с III века. Сегодня в соборе можно полюбоваться трехэтажными возвышениями и грандиозным фасадом, украшенным замысловатой резьбой. Невероятно, но сохранилась большая часть оригинальных витражей, на которых изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором, намекая на его необычный оттенок. Собор построен из песчаника, который и придает ему розовый цвет. С одной стороны здания находится высокий шпиль, хотя по проекту их должно было быть два. Архитектура как романская, так и готическая. До сих пор в соборе проводятся службы, которые можно посетить. Внутри не забудьте отыскать астрономические часы, которые датируются XIX веком.

Город Обтер-сюр-Дрон - небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.

Город Руан иногда называют Городом тысячи церквей, потому, что их здесь очень много. Но среди них выделяется Руанский собор: он самый высокий во Франции. Послушайте, как бьют часовые колокола на гигантском 56-колорном карильоне, полюбуйтесь невероятной лестницей и посмотрите на статуи святых, украшающие внутренние стены собора.

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей Парижа. Она очень посещаема благодаря своему расположению на холме, возвышающемся над знаменитым районом Монмартр. Церковь была спроектирована в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса с золотым сердцем.

Красота аббатства во многом зависит от его расположения. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Большую часть острова занимает аббатство, построенное в XV веке. Здесь живут монахи-бенедиктинцы. Аббатство окружено причудливыми улицами, на которых расположились музеи, посвященные истории острова, кафе и магазины.

Более 800 лет назад началось строительство Реймского собора. Сегодня это потрясающий пример готической архитектуры и основная достопримечательность Реймса. Именно в этом соборе были коронованы многие французские короли. Записи показывают, что на одной из этих церемоний в XV веке присутствовала Жанна д’Арк. Чтобы завершить строительство собора, потребовалось почти столетие!

Самый известный собор Франции - Нотр-Дам де Пари - был возведен в середине XII века. Жемчужина парижской архитектуры построена в готическом стиле и имеет невероятно большие размеры. Его «летящие» контрфорсы были одними из первых в мире, а многие горгульи использовались не только для дизайна, но и для опоры колонн и даже в качестве водостоков. При осмотре кафедрального собора постарайтесь посетить обширные склепы под церковью, которые открыты для публики.

По материалам: touropia.com

Церковь Сен-Северин во Франции считается одной из самых старинных. Названа она в честь Святого Северина, который жил в этих местах в VI веке ведя монашеский образ жизни в постоянных молитвах. Этот Святой считается покровителем путешественников.

Изначально здесь находилась небольшая молельня, но с увеличением потока христиан, уже в XI веке была построена часовня в романском стиле. Так на протяжении XII-XVIII веков церковь Святого Северина постоянно увеличивалась, превращаясь в огромный храм, построенный в самом классическом стиле пламенеющей готики. Колокольню Сен-Северина украшает самый старый колокол Парижа, отлитый еще в 1412 году.

Прихожан поражают своей красотой широкие остроконечные окна с огромными витражами, посвященные 7 основным для верующих таинствам: Крещение, Венчание, Миропомазание, Причащение, Исповедание, Соборование, Священство (рукоположение). При входе выбит барельеф Святого Мартина – патрона церкви. Внутри здания приводят в восторг необычные колонны, похожие на пальмовые ветви, устремленные к своду. Стены украшают стрельчатые арки и статуи горгулий. Во дворе церкви Сен-Северин можно полюбоваться статуей Святого Антуана, который считается помощником утерянных вещей.

Посещение этого святого места станет незабываемым, благодаря постоянно звучащему органу, который завораживает своим великолепным звучанием.

Церковь Святого Августина

Церковь Святого Августина, располагается в Париже, она более известна под именем Сент-Огюстен. Это действующий католический храм, объединивший в себе элементы готической архитектуры, ренессанса и византийского стиля. Ранее на этом месте находилась часовня, построенная в 1871. Церковь, главный купол которой возвышается на высоте 80 метров, возводилась более 11 лет, строительство возглавлял знаменитый архитектор Виктор Бальтар. Фасад обложен натуральным камнем, на нем размещены фигуры двенадцати апостолов. Купол храма расписан французским художником Бурго.

У входа в храм расположена треугольная одноименная площадь, главным убранством которой является конная статуя Жанны д’Арк.

Церковь Сент-Рош

Крупнейшая, старинная римско-католическая церковь Сен-Рош находится в 1-ом округе Парижа на улице Сент-Оноре. Возведена она на месте бывшей часовни святой Суссаны, построенной еще 1521 году. Начиная с 1629 года – это приходская церковь под покровительством святого Роха, которая много раз преобразовывалась. Строительство нынешнего собора происходило между 1653-1740 годами. Известно, что первый камень был заложен Людовиком XIV в 1653 году в сопровождении его матери Анны Австрийской, так как он был еще ребенком. Автором проекта, в стиле барокко стал архитектор Жак Ле Мерсье. В разные периоды работы велись под руководством таких мастеров, как Этьен-Луи Буаль, Робер де Котта, Мансар, Пьер Буле.

В память о святой Суссане в обновленной церкви была возведена капелла. В 1690 году завершен хор и доделан трансепт, крыша и фасад. Протяженность церкви составила 126 метров. В 1795 году, во время восстания роялистов, возле церкви Сен-Рош велись бои, после которых потребовалась реставрация храма. Каменный фасад церкви состоит из двух ярусов, нижний венчает изображение дорического ордена, а верхний коринфского. В центре, над входом установлены красивые золотые часы, датируемые 1835 годом. С каждой стороны по две тумбы с колоннами со скульптурами святых Амвросия, Августина, Иеронима, Григория, Женевьевы, Роха и других.

На территории церкви Сен-Рош похоронены Вандом, Гольбах, Корнель, Дидро, Ленотр, Пирон, Гельвеций, Фрагонар.

Церковь Сент-Одиль

Местоположение Сент-Одиль на окраине Париже неспроста. 20-30-е годы XX века во Франции были ознаменованы как массовое строительство церквей. Они появлялись в каждом районе Парижа. Во-первых, это работа ремесленникам, а во-вторых, привлечение народа к вере.

Авеню Стефана Малларме, на которой решили выстроить церковь Сент-Отиль, была очень бедной улицей, наполненной беспризорниками и разбойниками. Католики были уверены, с появлением храма ситуация на улице изменится. Со временем так и вышло. После постройки церкви на Стефана Малларме появились кафе, спортивные центры, парки.

Архитектором Сент-Отиль выступил Жак Барже. На проект его вдохновил стиль романских церквей с запада Франции. Большое внимание Барже уделил витражам и высокой часовне.

Церковь Святых Гервасия и Протасия

Церковь Святых Гервасия и Протасия, сокращенно именуемая "Сен-Жерве", расположена в парижском квартале Маре. Предшественницей этого храма была более древняя церковь, существовавшая с конца IV века и разрушенная к 1494 году - началу строительства нового здания, продлившегося почти полтора столетия. Новый храм был освящен в честь раннехристианских мучеников Гервасия и Протасия, подвергшихся гонениям за свою верность Христу.

С архитектурной точки зрения церковь Сен-Жерве выполнена в позднеготическом стиле, но поскольку ее строительство растянулось на долгие годы, несет в своем оформлении и фрагменты других направлений. Последним элементом, возведенным в начале XVII века, стал фасад, впитавший в себя дух классицизма. Главной достопримечательностью Сен-Жерве является уникальный старинный орган - один из наиболее знаменитых парижских органов. Во многом благодаря ему церковь Сен-Жерве обрела широкую известность. Большой интерес посетителей также вызывает картина "Мученичество святой Петронилии", написанная Джованни Франческо Барбьери.

К церкви Святых Гервасия и Протасия примыкает небольшая площадь, посреди которой возвышается старый вяз. С ним связана очень интересная история: на протяжении тысячи лет он растет на этом месте. Конечно, это не одно и то же дерево - время от времени дерево обновляется - старое отмирает, и на его месте сажается новое. В Средние века бытовала традиция на этом месте отдавать долги при свидетелях. Так среди парижан появилась известная поговорка "Жди меня под Вязом".

Церковь Сент Мерри

Строительство этой церкви началось на месте старой часовни в 1520 году и продолжалось в течении 100 лет. Церковь названа сокращенным именем аббата монастыря Сен-Мартен – святого Медерика, который также похоронен в одной из капелл церкви. С течением времени церковь постоянно реставрировалась.

В эпоху Ренессанса на ее месте построили новое здание. Через несколько веков церковь была перестроена в стиле барокко. При короле Людовике XV церковь опять была перестроена.

Внутри нее большая часть интерьера сохранилась с XVIII-XIX века. Но от церкви осталась колокольня, которая относится к XIV веку и является самой древней колокольней Парижа. Кроме того, в этом храме остались витражи XVI века и некоторые архитектурные детали, а также орган XVII века, на котором играл знаменитый композитор – Камилл Сен-Санс.

Церковь Святой Маргариты

Церковь имени Святой Маргариты расположена в Париже, на территории 36 Rue Saint-Bernard.

В 1624 году Жан де Витри подарил землю пастору Антуану Файе для возведения часовни. Уже в 1703 году строительство часовни было закончено, вскоре она стала приходской церковью. Архитектором выступил Виктор Луи, а художником Паоло Брунетти.

Церковь обращена к улице Шарьер и выполнена в форме латинского креста. Очень оригинальная колокольня храма – она состоит из четырех колоколов и имеет квадратное сечение, выполнена из дерева и укрыта шифером. Шпиль церкви с четырех сторон декорирован часами.

Внутренне убранство церкви очень богато и вызывает истинный восторг. Внутри храма имеются витражи, расположенные в задней части нефа, из-за галерей виднеется покидающий церковь дракон – стеклянная работа Carot, датируемая 1882 годом.

Церковь Святой Маргариты располагает несколькими статуями: Святого Иосифа, Святого Винсента де поля и мраморными бюстами Мадонны с младенцем. Здесь имеется скульптура изображающая Мученицу святую Маргариту, которую изваял в 1838 году скульптор Ипполит Maindron.

Памятник Жанне д’Арк у церкви Святого Августина

На площади перед церковью Святого Августина в 1896 году был установлен второй в Париже конный памятник Жанне д’Арк работы скульптора Жана Дюбуа. Скульптура изображает Орлеанскую деву с мечом в правой руке, глаза воительницы подняты к небу. По своим художественным достоинствам памятник значительно превосходит позолоченного собрата с площади Пирамид.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы, Сент-Трините (фр. É glise de la Sainte-Trinit) - католическая церковь в IX округе Парижа. Фасад церкви венчает собой перспективу улицы Шоссе д’Антен. По имени церкви названа находящаяся рядом станция метро Трините.

Строительство церкви началось в период массовых перепланировочных работ в Париже, в 1861 году, через семь лет базилика открыла свои двери для верующих.

Автором проекта в стиле неоренессанс стал Теодор Баллю, которому удалось вложиться в весьма скромный бюджет – всего 4 миллиона франков, при этом фасад церкви и внутреннее убранство достаточно богато украсили. Так, например, главный неф расписан необычными фресками, имитирующими античную мозаику. Также, посетив Сент-Трините, вы сможете полюбоваться витражами, которые сохранились с XIX века.

На территории храма был разбит уютный сквер с множеством лавочек, на месте которого до момента постройки церкви был известный на весь Париж ресторан.

Длина церкви составляет 90 метров, ширина - 34 и высота - 30 метров. В целом, архитектура храма подчёркивает идею Триединства: фасад разделён на три части, над центральной частью высокой башней возвышается колокольня, её высота достигает 65 метров.

Спустя два года после завершения строительства в церкви Святой Троицы появился орган, созданный Аристидом Кавайе-Коллем.

Церковь Сен-Жюльен-ле-Повр

Церковь St. Julien le Pauvre является парижским приходским храмом. Это одно из числа самых старинных святых мест в Париже.

Она была воздвигнута в готическом стиле в тринадцатом веке и находится в левой части Сены, всего лишь в полустах метрах у Парижского музея Средневековья.

Старинные стены затаили в себе немало тайн. Драгоценные иконы и иконостасы увидят те, кто посетит это место. Совсем недалеко от этого храма располагается и сквер под названием Рене Вивиани. С момента своего основания эта церковь относилась к религиозной римско-католической церкви. Возводилась она не сразу - Сен-Жюльен-ле-Повр строился целых семь веков. Его возведение началось в двенадцатом веке, а закончилось в девятнадцатом. В последние этапы своего строительства ее передали под ведение Мелькитского патриархата.

Первоначальная планировка храма изменилась с того момента до неузнаваемости и сейчас храм - намного меньше задуманного варианта.

Кстати, именно его использовали для встречи студентов и лекторов. Именно оно хранит тайны проповеди Фомы Аквинского.

Церковь Сен-Сюльпис

Практически на протяжении 135 лет, с 1646 года строилась Церковь Сен-Сюльпис. Ее строительство так затянулось, что одна из башен так и осталась недостроенной. Именно поэтому, собор называют ассиметричным. Полтора столетия также длилась внутренняя отделка. Теперь собор просто величествен и огромен.

Здание выполнено в иезуитском стиле с классическим фасадом. Его сотворил архитектор Джованни Сервандони. Церковь назвали в честь архиепископа времен Меровингов – святого Сюльписа. Она расположена в 6-ом округе Парижа, между бульваром Сен-Жермен и Люксембургским садом.

Церковь соединила в себе современное искусство и церковное духовенство. Здание расписывал прогрессивный художник Эжен Делакруа, автор «Свободы, ведущей народ». Мастер использовал исключительно простые чистые краски, поэтому в храме мгновенно исчезают все темные тени, а на смену им приходит свет. Все тона гармонируют между собой, а цвет, свет и тень сливаются в удивительное равновесие.

Внутри сооружения из серого камня возвышается статуя Святого Михаила, который борется с драконом и обелиск, сделанный из белого мрамора. Здесь же размещен гномон – полоска из бронзы, определяющая приход Пасхи и весеннего равновесия.

Сен-Сюльпис стала еще знаменитее после того, как Ден Браун упомянул о ней в своем бестселлере «Код да Винчи».

Церковь Сент-Эсташ

Церковь Святого Евстафия носит почетное звание одного из последних готических храмов Парижа. Она была основана в 1532 году и строилась в стиле Собора Парижской Богоматери.

Архитектурной особенностью церкви является сочетание готического стиля, эпохи Возрождения и классицизма.

Храм знаменит своим органом, который считается самым большим во Франции и насчитывает около восьми тысяч труб. Здесь регулярно проводятся концерты, и можно насладиться звуками органной музыки.

Церковь Сен-Винсент де Поля

Католический храм появился в XIX веке. Вместо него территорию занимала больница. В 1632 году ее отдали под часовню Св. Лазаря. Всех священников прозвали лазарями. Во главе их стоял католик Винсен де Поль. Через год он принял участие в создании конгрегации дочерей милосердия. Монашки оказывали помощь нуждающимся. Они ходили по домам к больным, выручали каторжников, помогали нищим и кормили бездомных детей. Это событие полностью изменило представление о монашках во Франции.

После смерти Бенедикт XIII сделал Винсена де Поля блаженным. В 1737 году его канонизировали, но Французская революция все разрушила. В итоге, церковь имени святого начали строить в 1824 году. На том самом месте, где когда-то стояла часовня. Строительство закончилось через 20 лет. Освятил ее архиепископ Денис-Огюст Аффром. Для храма был специально изготовлен орган, который сохранился до сих пор. Чуть позже привезли другой для хора.

Церковь Сен-Луи д’Антин

Церковь Сен-Луи д’Антин является одним из самых необычных памятников архитектуры в Париже. Внешне скромная и даже незаметная, она обладает роскошным позолоченным интерьером, поражающим своим великолепием. Район, в котором расположен храм, во второй половине XVIII столетия активно застраивался, разрасталось и его население, появлялись увеселительные заведения. Чтобы соблюсти баланс между мирской и духовной жизнью, король Людовик XVI решил построить в новом районе монастырь капуцинов.

Работы по строительству монастырского комплекса были завершены к 1782 году, но вскоре вспыхнула Революция, и монастырь был национализирован. В 1795 году бывшая монастырская часовня стала приходской церковью Сен-Луи д’Антин, а остальные постройки были переданы лицею Кондорсе. Он и поныне располагается в непосредственной близости от церкви и продолжает славные традиции.

Несмотря на свои не слишком внушительные размеры, церковь Сен-Луи д’Антин привлекает внимание многочисленных посетителей своим интерьером, в оформлении которого чувствуется влияние древних христианских храмов. Работавший над проектом архитектор сознательно отказался от модного в те годы барокко и оформил храм по древним архитектурным канонам - строгие геометрически объемы, колонны дорического ордера, голые стены. В XIX веке усилиями почти двух десятков художников храм был покрыт росписями с позолотой, великолепными фресками, а окна украсили прекрасные витражи.

Церковь Святой Магдалины

Церковь Святой Магдалины в Париже находится на севере от Площади Согласия по Rue Royale. Построена она на месте часовни Святого Лазаря, разрушенной в 1801 году. Новый храм строил архитектор Пьер Констан Д"Иври, после его смерти работу продолжил его ученик Гийом-Мари Кутюр. Однако Французская революция помешала планам. Наполеон I пожелал воздвигнуть храм в честь своей армии,и только после свержения Наполеона было решено на этом месте возвести Церковь Святой Магдалины.

Архитектурный стиль церкви определяется как неоклассицизм. Форма основания храма - крест. Над фронтоном идет надпись - DOM SVB. Invocat С. Mar Magdalena. По периметру здания установлены колонны высотой 20 метров. Бронзовые двери по размеру больше дверей Собора Святого Петра в Риме, на них изображены сцены из Библейских заповедей. Полукупол над алтарем украшен фресками Жюла-Клода Зиглера.

Храм оснащен лифтами для инвалидов. Регулярно в храме проводятся религиозные и светские мероприятия.

Церковь Сен-Медар

Средневековая католическая церковь Сен-Медар в парижском квартале Сен-Марсель носит имя святого Медара - французского епископа и святителя, жившего в шестом веке. Первая часовня в его честь была построена здесь еще в девятом веке. Нынешняя церковь, выстроенная в позднеготическом стиле, уже третья возведенная на этом месте. Ее строительство началось в пятнадцатом веке, неоднократно прерывалось религиозными войнами и окончательно завершилось только в восемнадцатом столетии.

С церковью святого Медара связана одна любопытная легенда. В семнадцатом веке церковь стала прибежищем янсенистов - последователей еретического религиозного движения. Один из лидеров янсенистов - дьякон Франсуа Парис - был похоронен на кладбище при церкви. Очень скоро его могила стала местом паломничества, сюда приходили безнадежно больные люди в надежде на чудесное излечение. Узнав об этом, Людовик Пятнадцатый в 1732 году приказал замуровать склеп Франсуа Париса, а кладбище закрыть. Рассказывают, что после этого на воротах церкви появилась надпись: " Король запрещает Богу творить здесь чудеса".

Церковь Святого Петра на Монмартре

Церковь Святого Петра – расположена на Монмартре, в Париже. По праву она считается старейшей церковью во всей Франции.

История церкви началась в 1133 году, когда Людовик VI купил поместье на вершине холма, в целях основания монастыря. По некоторым данным, в более древние времена на этом месте находилась проклятая деревня. Процесс освящения церковь прошла в 1147 году, во время пасхальной недели. Церковь дошла до наших дней практически без перестроек.

С наступлением 1590 года, церковь, во время осады Парижа занял Генрих IV, где его войско смогло покорить сердца монахинь, таким образом, введя их в грех. Когда осада была снята, Генрих ушел вместе с настоятельницей монастыря, а вместе с ней и все монахини.

Немногим позже, в церкви нашел свое убежище вымышленный храм разума, который придумал Шометт. В 1794 году в церкви построили башню для оптического телеграфа, который прослужил здесь до 1844 года. Кстати исход битвы при Ватерлоо стал известен благодаря данному телеграфу.

Церковь представляет собой строение неоготического стиля, с разноцветными витражами, бронзовыми дверями, названными порталами. На них выбиты гравюры трех святых мучеников. Также, позади церкви размещено старинное кладбище Кальвэр, на котором похоронены множество выдающихся персон Парижа и Франции. Но на данный момент кладбище сильно разрушено.

Убранство церкви можно назвать современным, за исключением нескольких древнеримских колонн, располагающихся здесь.

Церковь Святой Женевьевы

Святая Женевьева, почитаемая в католической и православной церквях, является покровительницей Парижа. Ей молились во время войн и эпидемий.

Церковь Святой Женевьевы, ныне Пантеон, была построена по проекту архитектора Ж. Ж. Суффло. Этот мастер также проектировал Большой театр в Лионе. Строительство грандиозного здания Пантеона как Церкви Святой Женевьевы началось в 1758 году и продолжалось около 30 лет.

Революционные власти превратили новую прекрасную церковь в некрополь для погребения выдающихся людей Франции. Однако интерьер здания по-прежнему украшали большие настенные росписи из жизни святой Женевьевы.

Посетив Пантеон сегодня, вы сможете увидеть скульптуры Ландовского, Энжальбера, Бартоломе, Гаска и Терруара, а также фрески XIX века Пюви де Шаванн.

Будучи на площади Пантеона, посетите дом № 10, где вы обнаружите библиотеку Святой Женевьевы. Это единственная богатая монастырская библиотека, где хранятся рукописи Бодлера, Рембо, Мориака.

Церковь Сен-Жермен л`Осеруа

Церковь Сен Жермен л’Оксерруа, основанная в XIII веке, расположена перед Лувром недалеко от Мэрии Парижа. Церковь, выполненная в готическом стиле, названа в честь епископа Оксерруанского. Колокольня церкви – самая старая часть здания, она датируется еще XII веком. Потом были пристроены алтарная часть, западный вход и часовня.

В XVIII веке церковь была опустошена, много церковной утвари и большинство витражей было украдено. Во время французской революции ее здание использовалось в качестве склада для зерна, потом было переоборудовано под типографию. Реставрация храма была начата в конце XIX века, над ее работой трудился архитектор Виолле-ле-Дюк, который хотел воссоздать готическую красоту средневекового храма. Восстановленные в то время витражи сохранились и до нашего времени. При церкви есть захоронение известных художников и архитекторов.

Церковь Святого Августина" Сент-Огюстен

Церковь Сент-Огюстен, находящаяся на одноименной площади, была построена в 1860-1871 гг. в эклектичном стиле (смесь готики и византийского стиля). Над созданием этого удивительного сооружения работал около одиннадцати лет известный архитектор Виктор Бальтар. Ее длина - пости 100 м, купол возвышается на 80 м.Это было одно из первых зданий подобного размера в Париже, построенное на металлическом каркасе и обложена натуральным камнем..На фасаде изображены четыре автора Евангелия, над ними - Иисус с 12 апостолами и окно-розетка с витражами, изображающими епископов и христианских мучеников. . Внутри церкви виднеется купол, расписанный известным французским живописцем Бугро. Орган церкви Сент-Огюстен был одним из первых, для работы которого использовалось электричество.

Церковь Сен-Жерме`н-де-Пре

Церковь Сен-Жермен-де-Пре или Аббатство Святого Германа – самое древнее некогда доминировавшее аббатство Парижа. Каменная церковь располагается на левом берегу Сены, и является памятником романской архитектуры. История церкви уходит в VI век, когда в 541 году был построен монастырь для хранения реликвий по инициативе епископа Германа Парижского, похороненного здесь, и чье имя носит аббатство. Похожего памятника этой эпохи в Париже нет.

Во время революции аббатство было разрушено и разграблено, в уцелевшем здании церкви была оборудована фабрика по производству селитры. Нынешняя Церковь Сен-Жермен-де-Пре – это единственное здание, уцелевшее от аббатства.


Достопримечательности Парижа

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа.

В Собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари я попал самостоятельно на второй день пребывания в . После того как прошелся с гидом по чреву Парижа и залез на башню Монпарнас.

Знаменитый Нотр дам де Пари находится на острове Сите, недалеко от самого центра города. Самый центр – это площадь Согласия, Лувр и парк Тюильри. Башни Собора Парижской богоматери хорошо просматриваются, стоит лишь выйти из парка в направлении Сены и перейти на другую сторону реки, поэтому прогуляться до него не заблудившись, не представляет никакой трудности.

Встретил меня облачным небом над собой и огромным количеством туристов, как возле собора, так и в нем самом. Перед Собором Парижской богоматери находится небольшая мощеная площадь, на которой можно присесть и полюбоваться легендарной достопримечательностью города.

Перед входом в французы придумали развлекательный аттракцион для туристов. В цементных плитах на земле находится медный диск, став, в центре которого нужно обернуться вокруг своей оси, загадать желание и оставить монетку. Парижане говорят, что оно обязательно сбудется, что до моего мнения так это всего лишь один из честных способов отъема денег как говорил незабвенный О. Бендер.

Главным католическим храмом во все времена и поныне считается и по сей день. В нем проходили коронации, свадьбы и похороны королевских особ. Его воспел в своем бессмертном произведении В.Гюго. И именно в нем хранятся подлинные христианские реликвии. Там же самый большой колокол и самый большой орган Франции.

Собор – действующий храм, в нем идут службы и совершаются обряды. Купив билет, можно зайти внутрь собора, сделать фотографии и послушать мессу. Снаружи гораздо интереснее, чем внутри. Внутри он скромен, как и все католические храмы. Но снаружи обилие элементов архитектурного декора и статуй библейской тематики делает это место достаточно любопытным.

Лично на меня он не произвел колоссального впечатления после архитектурных изысков Италии. И на мой взгляд ежедневное обилие туристов превращает этот романо-готический собор в бездуховное вместилище для страждущих взглянуть на историческую реликвию города. Но побывать в нем, сделать фотографии и погулять по красивым улочкам острова Сите бесспорно стоит.

NOTRE DAME (Собор парижской Богоматери)

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление.
Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.
До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.
Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.

St.de la MADLEINE

Парижская церковь Мадлен (фр. l"église de la Madeleine) - это церковь Святой Марии Магдалины; находится в 8-м округе французской столицы, на одноимённой площади; яркий образец неоклассицизма в архитектуре.
Освещается храм через свод, - в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.
История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первоначальный проект уподоблялся Дому инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. Наполеон пожелал, чтобы храм был посвящён победам его армии; проект был пересмотрен архитектором Виньоном, но поражение в войне в Россией 1812 года стоило храму трансформации в железнодорожный вокзал - первый в Париже - в 1837 году, и возвращения к первоначальному предназначению лишь в 1845 году.


Одна из самых красивых церквей Парижа – Сакре Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова). В каком бы месте города Вы ни находились, Ваш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма.В ее архитектурном облике явственно ощутимо подражание собору Сан Фро в Периге на юго-западе Франции.
Расположенная на вершине Монмартра базилика Сакре-Кёр была построена по проекту архитектора Абади. Храм сооружен в память о жертвах франко-прусской войны, средства на его строительство собирались по общественной подписке.
Архитекторы решили построить церковь Сакре Кер в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики 12 в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот - подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д’Арк. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона.
Внутри церковь богато украшена мозаиками; оригинальные витражи во время второй мировой войны были уничтожены. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову. Крипта под храмом открыта для посетителей и служит выставочным помещением для произведений сакрального искусства.

На холме Св. Женевьевы, возвышающемся на 60 м над уровнем Сены (т.е. 84 м над уровнем моря), стоит Пантеон – один из ориентиров Парижа, видный из разных концов города.
История Пантеона – это по сути дела история людского тщеславия, выразившегося тут прежде всего в нашем неумении отличить вечное от сиюминутного: само название Пантеона менялось не раз на протяжении его сравнительно недолгой истории.
На входе Пантеона - надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»).
В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то построит церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. Только в 1764 году брат мадам Помпадур нанял архитектора Суффло, чтобы разработать дизайн церкви в виде греческого креста с куполом, напоминающим купол собора Святого Павла в Лондоне. В дни революции 1789 г. Первый Конвент решил похоронить в этой новой церкви «первого из великих сынов Франции гражданина Мирабо».
А затем решено было хоронить тут всех великих людей.
Колокольни, стоившие жизни архитектору, были снесены, крест снят, а на барельефе фронтона над главным входом Св. Женевьева была заменена аллегорической фигурой Родины-Матери, которую коронует древнегреческая богиня Истина. Под барельефом появилась надпись: «Великим людям – благодарное отечество». На месте креста поставили фигуру Славы. И церковь переименовали в Пантеон.
После похорон Мирабо сюда перенесли прах Вольтера.
После реставрации Бурбонов Пантеон стал снова церковью, и надпись снова упоминала не «благодарное отечество», а Св. Женевьеву. Все скульптуры на фронтоне опять сменили на соответственные и начали снова переселять покойников: убрали Вольтера и Руссо в крипт под перистилем, чтоб не слишком мозолили глаза новой власти. Но всё же хоть из Пантеона на сей раз не вынесли…
После революции 1830 года, новый «буржуазный король» Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон и поместил на прежние места Вольтера и Руссо, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтонах. На сей раз Родина-Мать раздавала венки, а История записывала, кому и за что. На барельефах появились Мирабо, Мальзерб, Фенелон, Бертоле, Лаплас, Лафайет, Вольтер… Появился среди них и Наполеон, но не император – нет, просто генерал Бонапарт, словно он так и был всегда знаменитым военачальником и не более того… Появился и памятник Пьеру Корнелю.
А в 1847 году от площади Пантеона и до Люксембургского сада (до нынешней площади Эдмона Ростана) была пробита широкая улица, названная улицей Суффло. На том самом месте, где когда-то находился форум римского города Верхняя Лютеция.
В 1851 г. принц-президент (впоследствии Наполеон III) снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест. Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест.
Когда в 1885 году умер великий изгнанник Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила «виконта Гюго» рядом с Вольтером.
Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на куполе. Потом сюда перенесли прах великого врача Кабаниса и маршала Ланна. Позднее тут похоронили Эмиля Золя и вождя французских социалистов Жана Жореса, и уже сравнительно недавно сюда перенесли прах Пьера и единственную женщину - Марию Кюри. Вскоре после них похоронили тут знаменитого философа нашего времени, писателя, одного из руководителей Сопротивления, а позднее министра культуры в нескольких деголлевских правительствах, Андрэ Мальро. И уже в ХХ! веке перехоронили тут Александа Дюма.



Ее строительство началось в 1646 г.; за время возведения церкви сменилось 6 архитекторов. Последний, флорентиец Сервандони, украсил фасад двухъярусной колоннадой. Интерьер церкви освещается дневным светом сквозь многочисленные витражи, что придает ему несколько таинственный вид. Первую капеллу справа от входа расписал Э. Делакруа. Над входом - один из лучших органов Франции, выполненный в 1776 г.
Эта церковь, видимо, имеет некую магическую ауру. Неспроста во многих беллетристических произведениях XX в. именно в ней происходят таинственные события, обнаруживаются тайные и загадочные послания. Исследователи оккультных обществ считают, что Сен-Сюльпис связана с могущественным масонским обществом, скрыто влияющим на европейскую жизнь в течение, как минимум, 10 веков.



Собор был построен на месте галло-римского кладбища, где был погребен первый епископ Парижа, принявший мученическую смерть около 250 г. Когда-то здесь был знаменитый монастырь
История собора тесно связана с монархией. Здесь находятся усыпальницы французских королей, здесь короновались многие королевы.
На каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен.
Это один из самых загадочных и удивительных Соборов Парижа.

Царственно-величавая, созданная в стили зрелой готики, по приказу Людовика Святого, часовня Сент-Шапель возводилась, как королевская церковь и должна была стать символом священной власти французских монархов. Здесь хранятся частицы Креста Иисуса Христа. Верхняя и нижняя часовни поражают красотой и великолепием. Стены Сент-Шапель, как бы растворяются, выдвигая на первый план ажурный орнамент, сотканный из разноцветной мозаики, сюжеты которой включают сотни сцен и охватывают всю историю от сотворения до прибытия в Париж процессии со священной реликвией. Солнечный свет, отражаясь в окнах, расцвечивает яркими бликами все внутреннее пространство. Тонкие пилястры, уходящие под самые арки свода, разделяют витражи, одновременно являясь элементом готического декора. Стоит увидеть божественные витражи: «Тайная вечеря», «Перенесение святынь», прекрасное окно-розу, где показаны сцены из Апокалипсиса, статуи апостолов, представляющих собой, удивительный образец резьбы по дереву. За пределами Франции часовня Сент-Шапель стала образцом для готических сооружений.

Церковь Сент-Эсташ (Sаint-Eustache) по своим размерам сопоставима с собором Парижской Богоматери, а высота ее свода даже на несколько метров превышает высоту Норт-Дам.
В архитектурном плане она удивительна тем, что сочетает средневековую готику с образцами итальянского Возрождения. А добавив современной скульптуры, мы, вообще, получаем сногсшибательный коктейль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.