Зарождение русской цивилизации 10 13 века презентация. Презентация - Культура Киевской Руси в X-XII веке

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности

Слайд 3

План изучения новой темы: Особенности русской культуры XII-XIII вв 2. Образование и наука 3. Литература 4. Архитектура 5. Иконопись

Слайд 4

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена земля Русская…»

Слайд 5

Особенности культуры XII-XIII вв. Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Крупные политические центры: Великий Новгород * Псков Владимир-на-Клязьме * Галич. Отличительные черты развития культуры: Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения. Владимиро-Суздальская земля – это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

Слайд 6

Образование и наука Центрами науки и образования в XII-XIIIвв. были города и монастыри. Почему? Горожане занимались торговлей, в том числе и с зарубежными странами. Купцы вели учет проданных и купленных товаров, они должны были уметь писать и считать. Купцы приносили на Русь сведения о жизни в других странах. Самый высокий уровень грамотности на Руси был в Новгороде. В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста.

Слайд 7

От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце (прислать слугу с жеребцом)… Да пришли сороцицю (рубаху)… Поклон от Марине к сыну к моему Григорью. Купи ми Зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше… Тексты берестяных грамот

Слайд 8

Монахи, духовенство должны были знать грамоту, Чтобы служить в церкви, ведь церковная служба ведется по книгам. Монахи вели летописи. Они записывали не только события политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д. Князьям и боярам образование было нужно, чтобы знать законы, издавать их и правильно применять. Школы в большинстве русских земель существовали при монастырях. Земля Школы/ предметы Кто учился Уровень грамотности Новгородская Светские/ грамота, счет, молитвы, торговый учет Большинство детей горожан Высокий Все остальные княжества Монастырские/ грамота, молитвы, счет Дети духовенства и феодалов Низкий

Слайд 9

Путешествия купцов Палом- ничество Ведение летописей Военные походы Накопление научных знаний География Астрономия Биология Описание других стран и различных природных явлений Описание комет, затмений Описание эпидемий, болезней Развитие науки

Слайд 10

Литература Новые жанры Земельные особенности Поучение «Поучение Владимира Мономаха детям» Хождение «Хождение игумена Даниила в Иерусалим» Слово Моление Новгород- Северская земля Владимиро- Суздальская земля «Слово о полку Игореве» «Моление» Даниила Заточника Призыв к единству Русской земли перед лицом внешней угрозы Размышления об идеальном правителе Политическая раздробленность

Слайд 11

Политическая раздробленность Архитектура Новгородская земля Владимиро-Суздальская земля Скромность убранства, небольшие размеры церквей Пышность убранства, большие размеры церквей Кирпич Белый камень известняк, каменная резьба

Слайд 12

Церковь святого Георгия на Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Новгород

Слайд 13

Дмитриевский собор сооружен князем Всеволодом III как дворцовый храм. (1194-1197 гг) Резьба на стене Владимир

Слайд 14

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности Храм Покрова на Нерли XIIв. .

Слайд 15

Боголюбовский монастырь XIIв.

Слайд 16

Успенский собор. Архитектурный памятник XIIв.

Слайд 17

Слайд 18

IАлтарь: II Средняя часть: - престол 6. -северные врата 11. - солея -жертвенник 7. -южные врата 12. - амвон -горнее место 8. -икона Богоматери 13. – аналой с иконой -Иконостас 9. -икона Спасителя праздника -Царские врата 10. –храмовая икона 14. – клирос (место для хора) 15. – канун III. Притвор IV. Паперть Схема православного храма

Слайд 19

Храм Покрова на Нерли Дмитриевский собор Сравните оба храма. Найдите общее и черты различия.

Слайд 20

Иконопись Русская иконопись в XII-XIII вв. все больше приобретает самобытные черты. Изначально иконы на Руси писали приглашенные из Болгарии и Византии художники. В начале XIII в. после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи приток художников из-за рубежа на Русь прекратился. Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.

Слайд 21

Иконопись Ангел Златые Власы. икона XII в. Дмитрий Солунский. икона XII в.

Слайд 22

Вывод: В XII-XIII вв. появились местные культурные традиции, возникли местные школы архитектуры и живописи.

Посмотреть все слайды

Слайд 1

Культура древней Руси

Слайд 2

Христианство на Руси

Первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян.

Слайд 3

Не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие Празднества, такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла «смеховая культура» древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

Слайд 4

Письменность, литература, образование.

60е годы IX века – время создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий)

Слайд 5

Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Слайд 6

Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя.

Слайд 7

Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая,как притчи и другие поучения.

Слайд 8

Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).

Слайд 9

Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию.

Слайд 10

Зодчество и архитектура в Киевской Руси

Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки.

Cлайд 1

Культура Руси в 10 – 13 веках. Интерактивное занятие по истории.

Cлайд 2

Культура Руси в 10 – 13 веках. План. 1.Главные особенности древнерусской культуры. 2. Грамотность и образование. 3.Письменная культура: А) религиозная литература; Б) историческая литература; В) светские произведения. 4. Зодчество и живопись. 5. Фольклор. 6. Быт и повседневность.

Cлайд 3

Что такое культура? Культура – с латинского – возделывание, обрабатывание. Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д. Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.

Cлайд 4

Этапы в культуре Древней Руси: 1.Культура восточного славянства – традиции язычества. 2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. 3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Cлайд 5

Особенности древнерусской культуры: Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.

Cлайд 6

Образование и грамотность: Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом. С 11в. в богатых семьях обучение детей.

Cлайд 7

Необходимость письменности и ее появление: Развитие частной собственности и торговли; Государственные акты и договоры; Потребность в письменной истории; Появилась из Болгарии (2пол.9в.Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.

Cлайд 8

Общественно-политическая литература: Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12в),(события 860-1110гг.); «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания); Жития Бориса и Глеба (11в); Владимир Мономах «Поучение к детям».

Cлайд 9

Художественная и светская литература: «Хождение игумена Даниила в святые места» (описал свое паломничество в Иерусалим, 12в); «Моление» Даниила Заточника (12в); «Слово о полку Игореве» (1185г.)(о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев).

Cлайд 10

Церкви сооружались по образцу крестово – купольного храма греков Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

Cлайд 11

Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя..

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

«Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота" во Владимире были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.

Cлайд 15

Архитектура периода раздробленности. С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й пол.12в.большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. Плинфа-от греч. «плинтос» - кирпич.

Cлайд 16

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

Cлайд 17

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Cлайд 18

Дмитриевский собор во Владимире Построен в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.

Cлайд 19

Успенский собор во Владимире Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

Cлайд 20

Живопись. Фреска. Фреска- техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Cлайд 21

Живопись. Икона – от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве.

Cлайд 22

Фольклор. Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры. Ювелирное искусство. Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. Выводы: Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.

Cлайд 27

Домашнее задание: Сообщения на следующие темы: 1.«Монахи Киево-Печерского монастыря» (Нестор, Антоний, Феодосий) – рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. 2. «Русский героический эпос. Его особенности». (рассказать об истории русских былин, выделить основные отличия былин от сказок). 3. «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя» (рассказать о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям). 4. «Архитектура Древней Руси в 12-13вв» (рассказать о наиболее значительных памятниках зодчества в различных княжествах, описать их особенности).

Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

Культура Руси X-XIII в. Зарождение Русской цивилизации

Подготовила: Дьяченко Р.В.,

Учитель истории МОУ СОШ №7

С.Стародубского


План

  • Особенности культурного развития
  • Письменность, грамотность, школы
  • Летописи
  • Литература
  • Архитектура
  • Живопись, скульптура, музыка
  • Фольклор
  • Повседневная жизнь
  • Зарождение русской цивилизации

Особенности культурного развития

  • Культура восточных славян была одновременно культурой и языческого мира с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.

Письменность, грамотность, школы.

  • Буквы на Руси вырезали на деревянных дощечках и называли их резами.
  • Позднее в качестве материала для письма стала использоваться береста (берестяные грамоты).
  • Широкое распространение получила славянская грамота – алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием.


  • Христианизации Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток иностранных книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление получило при Ярославе Мудром и его сыновьях.
  • Жизнеописание Александра Македонского «Александрия».
  • Школы открывались изначально при церквах и монастырях. Позднее в школах стали учить и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нем.

  • Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – граффити.
  • На стене Софийского собора в свое время Владимир Мономах написал в свое время: «Ох, тяжко мне».

Летописи

  • Летописи – погодные изложения важных событий на Руси.
  • художественные и исторические произведения (взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей и др.)
  • В конце X века была создана первая летопись при князе Владимире.
  • В конце XII века – «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.


Литература

  • Общий подъём Руси, развитие грамотности и письменности, появления образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы.
  • Первое литературное произведение – «Слово о Законе и Благодати» Иллариона.
  • Во второй половине XII века – «Память и похвала Владимиру» монаха Иакова.
  • «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе».

  • В XII веке появляются первые мемуары.
  • «Поучение» Владимира Мономаха
  • «Хождение игумена Даниила в святые места»
  • Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о Полку Игореве» (к. XII века) – рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

Архитектура

  • Деревянная Русь.
  • С появлением христианства в строительстве стали использовать камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремков.
  • С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были





  • Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период распада Руси.
  • По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота, однокупольный храм Покрова на Нерли.
  • При Всеволоде Большое гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире.
  • Характерной чертой русской архитектуры этого времени стала резьба по камню.

Живопись, скульптура, музыка

  • Древние резчики по дереву создавали скульптуры языческих богов и духов.
  • Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски.
  • Языческое искусство было связано с силами природы.
  • Христианство воспевало бога, подвиги святых, апостолов, деятелей церкви.
  • Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы.

  • Создавались произведения, которые шли в рамках народных традиций. Так иконы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия напоминали портреты живых людей.
  • В каждом княжестве складывались свои направления в искусстве.
  • НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ ОТЛИЧАЛАСЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • В XIII веке появ. Ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах лики Богородицы и святых.

  • Фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе.
  • Резьбой по дереву, а позднее – по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда.
  • Большого мастерства достигли ювелиры.

Серьги Киевской

Руси



Караваджо "Лютнист"


Фольклор

  • Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.
  • В древних песнях говорилось о том, как похищали невест.
  • Целый мир русской жизни открывался в былинах. Их герой – богатырь.
  • Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче

Повседневная жизнь

  • Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся развитием хозяйства страны.
  • Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями
  • Во дворцах и дворах бояр толпились дружинники, слуги, челядь.
  • В придворных гридницах устраивались пиры. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Раздавали пищу и деньги бедным и малоимущим.

  • Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты.
  • Устраивались скачки, турниры, различные игрища.
  • В княжеско-боярской среде мальчика в три года сажали на коня, затем отдавали на выучку пестуну(воспитатель).
  • В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами отправляли на управление волостями и городами.
  • Простые люди жили в землянках.

  • Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние)
  • Головы укрывались убрусами (платками).
  • Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка шапочки.
  • Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали.

Зарождение русской цивилизации (учебник с. 118-120)

  • Какие факторы оказали влияние на формирование русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным?
  • Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними?
  • Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.