Понятие личность в современной философии. Что такое личность с философской точки зрения? Понятие личности в социологии и философии

.) - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л., так же как Л. есть сосредоточенное, или сжатое, общество. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее; так, с установлением государственного порядка вместо родового быта кровная родственная связь лиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципом самостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частным или домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции, ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественности к высшим является Л. в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л. чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих. Разумеется, не всякое столкновение Л. с обществом имеет такое значение; есть существенное различие между преступником, восстающим против общественного порядка в силу своих злых страстей, и историческим героем, как Петр Великий, сознающим и создающим взамен старого новый порядок жизни, хотя между такими крайними проявлениями личной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья, вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеим сторонам и возникают трагические положения в истории.

В родовом быту за Л. признается действительное достоинство и права лишь в силу принадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервые замечают несоответствие этого положения внутреннему значению Л., становятся носителями сверхродового сознания, которое сейчас же стремится к воплощению в новых общественных формах: эти лица собирают вольные дружины, основывают города и целые государства. В пределах государственного порядка, при котором человеческая жизнь разделяется на частную, или домашнюю, и всенародную, или публичную, Л. имеет более свободы в первой и более широкое поприще во второй (сравнительно с родовым бытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее и государство, как союз национально-политический, не может представлять собою окончательное осуществление и удовлетворение Л. в ее безусловном значении. Совершенным восполнением Л. может быть только общество неограниченное, или универсальное. Впервые носительницею универсального сознания Л. человеческая выступает в буддизме - первой религии , возвысившейся над национально-политическими разделениями и обращавшейся ко всем людям; вместо национальных богов абсолютное значение приписывается святому мудрецу, собственным личным подвигом освободившемуся от всех условий действительного бытия и проповедующему такое освобождение всем тварям. Здесь, таким образом, безусловное значение Л. понимается отрицательно, как полное упразднение всякой объективной среды (Нирвана). Развитие гуманитарной культуры в классическом мире (особенно греческая философия) создает для Л. новую, чисто-идеальную среду; высший представитель человечества - философ - сознает свое безусловное значение, поскольку он живет в истинносущем умопостигаемом мире идей (платонизм) или всеобъемлющей разумности (стоицизм), презирая кажущийся мир преходящих явлений. Но это ограничение истинной жизни одною идеальною сферой требует практически такого же самоотрицания действительного живого человека, какое проповедуется буддизмом. Положительное утверждение своего безусловного значения Л. находит в христианстве как откровении совершенного Лица - богочеловека Христа - и обетовании совершенного общества - Царства Божия. Задачу христианской истории составляло и составляет воспитание человечества для перерождения его в совершенное общество, в котором каждая Л. находит свое положительное восполнение или действительное осуществление своего безусловного значения, а не внешнюю границу для своих стремлений. Изначала с возникновением универсального сознания Л. мы находим в истории стремление к созданию сверхнародных организаций, ей соответствующих (всемирные

Человек - это индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков с преимущественным акцентом анализа природного, физического и материального.

Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель всех основных его антропологических и социальных признаков, которые отражаются понятиями «физическая организация», «психическая организация» и «социальная организация» человека. Индивид, таким образом, - это биосоциальное существо, продукт природной эволюции и общественных отношений, совокупность устойчивого и изменчивого.

Личность - это человек, у которого выделяются прежде всего социальные признаки и роли, выраженные в конкретно-индивидуальной форме на определенном этапе его жизненного цикла или социально-исторического развития. Личность выступает единицей субъект-объектных отношений в обществе, носителем и выразителем общественно-социального.

Во-первых, личностью является конкретный человек как носитель сознания. Ребенок с рождением, например, не является еще личностью, так как не осознает и не оценивает ни себя, ни окружающий мир. С появлением у него таких признаков сознания, как целеполагание, узнавание, осознание (контроль), внимание, оценка, запоминание, управляемое воспроизведение мыслей и других, начинают формироваться черты его личности.

Во-вторых, личность ориентируется в общес­тве на его ценности, осуществляет общественно-полезную деятельность, выполняет общественные обязаннос­ти. Вместе с тем, личность учитывает и свои ценности, осуществляет саморазвитие, соотносит личные и обществен­ные интересы, осознает обязанности перед собой и другими людьми.

В-третьих, существенной чертой личности является ее личное достоинство. Всякая личность обладает совокупностью свойств, определяющих ее уникальность. Ценностное осмысление своей неповторимости, значимости, личных качеств и возможностей составляют основу самоуважения личности, то есть ее достоинство. Достоинство охраняется и защищается личностью, а также соответствующими нормами общества.

В-четвертых, личность обладает способностью нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия.

Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие ее функционирования и развития, поведения, общения и деятельности. Прежде всего, в индивидуальных признаках, положительно оцениваемых личностью и охраняемых ею, состоит достоинство. Основными способами выражения достоинства личности являются совесть, честь, долг. Индивидуальность личности проявляется также в особенностях мышления, направленности мировоззрения, в особом соотношении физических, психических и социальных качеств, в характере и темпераменте. Индивидуальность личности закрепляется в стиле и образе жизни, в имени, особенностях поведения, общения и деятельности.

Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследование конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессивного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира, со­вокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм. Вместе с тем, личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому есть всег­да общественно развитый человек.

В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах.

Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Личность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот про­цесс сопровождается как типизацией личности, так и фор­мированием внутреннего уникального ее облика. Самопозна­ние, самооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.

Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общественную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общественно-политической деятельности для себя и других. Она закрепляется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также общества.

Но если сущность личности есть типовая персонифи­кация общественных отношений, то конкретная личность мо­жет выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельнос­ти. В качестве индивидуальности личность создает свой соб­ственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Сле­довательно, если личность индивидуальна, то индивидуальность - это ее специфика.

В содержательном плане личность пред­стает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развитости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества.

Структурно личность представляет собой от­носительно устойчивую, скоординированную, самостоятельную, динамичную, саморегулирующуюся систему элементов содержания. Главными элементами структуры, выражающими ее содержание, являются: а) духовный мир личности; б) ее социально-ролевый комплекс, в) природные качества. Существуют и другие подходы к анализу структуры личности.

Каждый структурный элемент имеет свою микроструктуру. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом единстве, образуя такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику соотношения и взаимодействия человека (личности) с системой общественных отношений. В результате осуществляется совершенствование социализации личности и осуществляется ее вклад в общественное развитие. Происходит процесс усвоения социальных ценностей и объективирование социальной сущности личности, формируется социальный тип личности.

В основе типологического определения личности лежит идея о том, что ее формирование есть устойчивый, закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Социально-типические черты, которыми обладают большие группы людей, проявляются у личности неповторимо индивидуально, но выражают не только единичное, свойственное данному человеку, а также особенное (типичное) и общее (общечеловеческое). Человек не сразу становится социально-типической личностью, но вне социальной общности определенного типа нет и типа личности. В качестве основных социальных типов личности выделяются следующие: социально-классовые, социально-профессиональные и национально-этнические.

Таким образом, в совокупности сущностной, содержательной, структурной и типологической характеристик раскрывается человек как личность, личность как человек и индивид.

    Взаимосвязь личности и общества.

Соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности, а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как целое и часть. Личность и общество имеют различия . Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество – совокупность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятельности, интересами, способом организации жизни и т. д. Личность имеет носитель сознания – мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность есть единство физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество является носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер.

Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физически конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия характеризуют относительную самостоятельность личности и общества.

К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести:

Во-первых, определяющее воздействие социальной среды на формирование личности, опосредованное внутренним психическим миром человека.

Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности.

В-третьих, становление и развитие общественных отношений происходит в процессе и на основе человеческой деятельности.

В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми.

В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни.

Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от родового коллектива, от племени, а также от природы. Это сдерживало процесс индивидуального развития и социализацию личности. Рабовладельческие общества сопровождались активными процессами общественного разделения труда. Возникла дифференциация интересов людей и их ценностных ориентаций. Но личная зависимость от рабовладельцев не позволяла активно развивать процесс осмысления своего «Я» ни рабам, ни рабовладельцам, ни свободным бедным гражданам.

Средневековье определяло взаимосвязь личности и общества сельскохозяйственной и ремесленной общиной, феодальной собственностью и религией. Смысл жизни связывался с стремлением к Богу, избавлением от греховности. Социальная активность личности была невысокой. Часто она подавлялась религией, если противоречила символам и догматике религии. Возрождение провозгласило антропоцентризм и гуманизм как главные принципы взаимодействия личности и общества, но вскоре обнаружилась их утопичность, невозможность осуществления на практике.

Новое время утвердило свободу личности: экономическую, социальную, политическую и духовную. Человек получил широкие возможности для проявления своих возможностей и способностей в обществе. Но социализация личности и ее творческая деятельность стали во многом определяться частнособственническими, индивидуально-эгоистическими интересами, стремлением к наживе, политическим и нравственным лицемерием, бюрократизмом. Современное общество стремится к утверждению соответствующего человеческому в человеке статусу личности. Большое внимание уделяется провозглашению прав и свобод личности, гарантиям их реализации на практике. Меньше обсуждаются вопросы об обязанностях и ответственности личности перед собой, природой и обществом. Требует существенного совершенствования нравственная и правовая регуляция взаимодействия личности и общества, личности и государства, межличностное общение и поведение.

Обобщая изложенное, можно сказать, что в каждую историческую эпоху существовала особая совокупность условий, которая определяла социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом. Исторически сложились три основных типа взаимоотношений человека и общества:

1. Отношения личной зависимости (характерны для всех докапиталистических обществ).

2. Отношения вещной зависимости и личной независимости. Они возникают с образованием капиталистического общества.

3. Отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в современном обществе.

Таким образом, имея типовую физиологическую и социальную организацию, человек осуществляет в обществе свою жизнедеятельность преимущественно на основе сознания. Типовая характеристика личности дополняется признаками различий между людьми. Совокупность характеристик личности выражают ее индивидуальность. Люди имеют общие признаки, которые позволяют отличать их от животных. Но каждый человек неповторим, уникален в своей индивидуальности. При этом история человечества предстает как процесс становления свободы человека и осмысления им смысла жизни, как процесс все большего развития сущностных сил личности.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и в истории. В философии личность рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей общественных отношений, деятельности и общения людей. .

Человек - это индивид в единстве социальных, природ­ных, материальных, духовных, психических и физических признаков. Под индивидом понимается отдельный предста­витель человеческого рода, носитель всех основных его ан­тропологических и социальных признаков. Это продукт природной эволюции и общественных отношений.

Личность - это человек, у которого ярко выражен соци­альный аспект человеческой многогранности, его социаль­ная сущность. Это человек, имеющий определенное миро­воззрение, нравственные позиции, высокий уровень культу­ры, Гражданскую зрелость, осознающий свои права и обя­занности. Индивидуальность личности выражается, прежде всего, в его индивидуальных признаках, поведении, обще­нии, деятельности, особенностях мышления и поведения, мировоззрении, темперамента и т.д.

Эти основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности, изу­чение возникновения человека и общества, анализ содержа­ния и структуры личности, диалектику личности и общества, объяснение социального статуса личности, смысла ее жизни, соотношение смерти и бессмертия.

Личность есть выражение общественных отношений, субъект и объект познания, она преобразует себя и мир, личность является совокупностью прав и обязанностей, раз­личныx социальных норм. Личностные качества человека напрямую зависят от образа жизни, условий жизни и степе­ни ее зависимости от внешних проявлений природы. Фило­софия видит в личности главное достижение земной циви­лизации, ее основной смысл и заботу.

В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основные подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический.

Сущностной подход выражает процесс социализации личности, его психическое и физическое развитие Форми­рование личности - это процесс социализации индивида, сопровождающийся типизацией личности и формированием внутреннего облика. Стержнем личности является самосоз­нание, самооценка и саморегуляция, - эти свойства помо­гаю сложить специфические черты личности.

Социальность личности - это степень вовлечения чело­века в общественную жизнь общества. Она выражается в совокупности социальных качеств личности: экономиче­ских, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Конкретная личность может выразить свою обществен­ную сущность в форме индивидуальности. Исходный мо­мент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а в сумме тех социальных ролей, которые он выполняет.


В содержательном плане личность представляет собой совокупность ее свойств и сторон, физических, духовных, психических и социальных черт, проявляющихся во взаи­моотношении с обществом, между культурой личности и общества. Содержание личности - это конкретизация общественных отношении во внутреннем мире данного индиви­да, в его сознании, мировоззрении и социальных качествах.

Структурно личность представляет систему элементов, содержанием которой являются: духовный мир личности, ее социально-ролевый комплекс, природные качества. Каждый из этих элементов имеет свою микроструктуру. В совокуп­ности они образуют целостность, которая характеризует взаимоотношение личности с системой общественных отношений. В основе типологического определения личности стоит идея о том, что ее формирование есть процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной сре­ды. В качестве основных соц. типов личности выделяются: социально-классовые, социально-профессиональные и национально-этнические.

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.

В рамках философии происходит различение понятий индивид уальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Французская философия персонализма

Замечание 2

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

Понятие личности в философии

История взглядов на личность

· В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.

· В средневековой философии личность понималась как сущность Бога

· В новоевропейской философии личность понималась как гражданин

· В философии романтизма личность понималась как герой.

Современные взгляды на личность в философии

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке-- биологическом или социальном атоме-- ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора)-- лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма-- утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Атрибуты личности

Воля

Воля-- свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие вомля очень тесно связано с понятием свобода.

Воля-- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля-- это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля -- это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении.

Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленой цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).

Развитие воли происходит в направлениях

· Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

· Обретение человеком контроля над своим поведением.

· Выработка волевых качеств личности.

· Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.

Свойства, принадлежащие волевому человеку

Сила воли

Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

Целеустремленность

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Стратегическая целеустремленность - Умение личности руководствоваться во всей своей деятельности определенными принципами и идеалами. То есть существуют твердые идеалы, от которых человек не отступает. Оперативная целеустремленность - Умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения. Люди легко меняют средства достижения цели.

Инициативность

Качество, позволяющее человеку начать любое дело. Очень часто такие люди становятся лидерами. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.

Самостоятельность

Умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.

Выдержка

Качество, позволяющее приостановить спонтанно возникающие под влиянием внешних факторов действия, чувства, мысли, возможно неадекватные данной ситуации, и способные ее усугубить или привести к дальнейшим нежелательным последствиям.

Решительность

Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Внешне данное качество проявляется в отсутствии колебаний при принятии решения. Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятии решений, нерешительность.

Вера

Вемра -- признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» -- например, христианская вера, мусульманская вера и др.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0 - cite_note-0

Этимология

Предположительно восходит к древнему индоевропейскому слову «варатра» (верёвка, канат; то, что связывает, соединяет) .

Религиозная вера

Религии обычно считают веру одной из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как соединение человека с Богом. Само соединение возникает из реального опыта.

В христианской традиции, вера -- это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели.

В библеистике Нового завета, вера -- основной и необходимый фактор, который позволяет человеку преодолеть законы земного естества (например, якобы хождение апостола Петра по водам).

«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых -- Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т.д.) считается доказательство необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего доказательства истинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.

Богословы считают, что феномен веры в данном случае приобретает важнейшее значение для построения цивилизации, поскольку (по крайней мере, с религиозной точки зрения) не существует никакой иной мотивации для морального поведения, кроме страха Божиего суда -- то есть вряд ли можно ожидать от человека, что он станет сознательно жертвовать своим благом ради блага ближнего, если не будет при этом внутренне ссылаться на некий трансцендентный, абсолютный авторитет[источникнеуказан139дней]. Для некоторых верующих мотивация морального поведения может опираться на представления о загробном мире, то есть они надеются на награду после смерти или боятся наказания за совершённые грехи. Действительно верующий в существование Бога имеет надежду, что следование Его заповедям принесёт большую пользу, тогда как при уверенности в отсутствии Бога всё равно, какое поведение выбрать, потому что смерть уничтожает личность и, следовательно, любые личностные мотивации. Иными словами, нравственное поведение в любом случае не повредит, а если существование рая и ада окажется правдой, то и окажется весьма выгодным (см. пари Паскаля).

Атеистический подход к вере

Атеисты или материалисты дают свою интерпретацию понятия «вера». Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

Бертран Рассел писал о вере

Теории веры

В истории философии и психологии различают три теории веры.

· Эмоциональные. Рассматривают веру преимущественно как чувство (Юм. Джеме и другие);

· Интеллектуальные. Вера трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и другие);

· Волевые. Признают веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.).

Объекты и субъекты веры

Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.

В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

Свобода

Свобомда-- это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы-- несвободе. (см. также Степени свободы).

Свобода-- это отсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство).

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

Абсолютная свобода-- течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств.

В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности-- вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния-- меры наказания.

В праве-- закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания ит.д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Как ни странно, распространённой ошибкой является мнение о том что свобода слова является одним из составляющих свободы (с политической точки зрения), но тем не менее это не так.

Свобода-- средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулось и современное общество.

Свобода-- это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества.

Представления о свободе в различных философских системах

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии-- Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией[источникнеуказан121день]: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Но во внимание не принимаются способности человека к анализу, самоанализу, моделированию представлению результатов своих действий и дальнейших последствий. В зависимости от побуждений и среды делают поступки животные, а человек есть нечто высшее по определению. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость.

Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх-- страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего (см. Охватывающее, Окружающее).

Согласно Р. Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа-- широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» . Такое понимание свободы обходит проблему детерминизма в принятии решения. Как бы решение не было принято, человек его осознаёт, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения. Человек способен выйти за рамки непосредственной задачи (как бы мы не называли объективные условия: необходимость, стимул, или же психологическое поле), он в состоянии иметь какое-то отношение к самому себе, и уже в соответствии с этим принимать решение.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от её проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что государство-- тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает безопасность и другие общие интересы своих граждан, ограничивая их свободу. Иными словами, государство играет роль монополии на ограничение свободы человека. В контексте следует отметить труды таких фантастов как Шекли и Брэдбери, особенно повесть «Билет на планету Транай», описывающую общество с радикально иной моралью.

Распространенное понимание свободы как «осознанной необходимости» является единственным логически не противоречивым определением свободы.

Разум

Разум-- это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.(Сергей Речка)

· основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать (способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания)

· высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок

Разум, сознание, мышление, ум, помимо своих значений в лексике, имеют одно значение-- определение. И они в этом значении являются синонимами.

Для образования мышления необходимо присутствие одновременно четырёх факторов:

2. Органы чувств (глаза-- для зрения, нос-- для определения запаха, уши-- для слуха, кожа-- для осязания, язык-- для определения вкуса).

3. Внешняя действительность(объект, с которым взаимодействуют индивиды способом, определённым обществом, стоящим на определённой ступени развития).

4. Общество, находящееся на определённом уровне развития. Этот уровень и будет в среднем определять уровень мышления каждого индивида этого общества.

Перечисленные факторы создают модель разума (сознания). Без участия хотя бы одного из перечисленных факторов, мышление (разум, сознание…) не образуется. Таким образом, мышление представляет собой процесс соединения чувственного восприятия (ощущения вещей или явлений), переданного органами чувств мозгу, с предварительной информацией об этих вещах, посредством чего и осуществляется осознание (понимание) той или иной вещи или явления.

Разум человека-- это его способность как биологического вида живого организма существовать в качестве социального организма. Обязательным условием возникновения, существования и развития разума является непрерывная коллективная (совместная) производительная деятельность человека по обеспечению своих материальных потребностей. Разум присущ сообществу человеческих индивидов. Ум, сознание, мышление-- это определения, относящиеся к отдельному индивиду сообщества. Они показывают, насколько данный конкретный индивид соотносится с уровнем развития разума сообщества, которому он принадлежит. См. «О разуме человека», Гециу И. И.,СПб, Алетейя, 2010

Разум неотделим от сознания, как свойства высокоорганизованной материи отражать окружающий мир и себя, и является функцией-свойством сознания анализировать воспринятые идеи и синтезировать из полученных компонентов новые идеи. Разуму присуща направленность познания истины, как порядка вещей, соответствующего действительности. Разуму присуще стремление к справедливости-разумности устройства мира, как равному праву на существование всех явлений мира, внутри собственного класса-- уровня организации явлений мира, с приоритетностью сложности-- совершенства организации. То есть-- всё, что существует, имеет право на существование, но преимущество такого права всегда на стороне явления, имеющего более высокую организацию. Например, человечность, как концепция разумного общества, предполагает одинаковое право каждого человека на безопасное существование в обществе людей, и уже после обеспечения такого права-- защиту животных, употребляемых в пищу человеком.

Разум-состояние (созидательное)интеллекта(поисковой системы), присущего всем живым существам. Научная точность термина «состояние», в отличие от термина «способность», заключается в том, что состояние легко определить как отдельный объект от массы, так же как и глыбу льда плавающую в воде. Термин «состояние», в рассмотрении природы разума, позволяет ввести понятие «вера в разум», что даст в дальнейшем возможность построения одной культуры на фундаментах религии и науки. Святость тоже является состоянием, на основании этого можно сделать следующий вывод: я верю в разум, и если возможный бог считает мою веру неправильной, то он сам является более каким либо, чем разумным; мне нет необходимости верить в возможного бога, так же как и человеку идущему по мосту нет необходимости верить в мост, ему достаточно верить в прочность материала. Термин «способность» более подходит в рассмотрении возможностей вариантов обитания в среде и продолжения рода, процесса обучения.

Разум в философии

Разум-- одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания-- созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

Чувство

Чувство-- эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.

Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.

Чувства могут иметь различные уровни конкретности-- от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.