Система наведения объекта вооружения на цель. Методы навигации крылатых ракет Системы наведения ракет

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2008, стр. 60-64

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Подполковник С.М. СЫРОКВАШ ,

В.И. МЕХЕДА ,

научный сотрудник Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Приводятся состав и функции подсистем наведения и управления, рассматриваются способы наведения крылатых ракет и принцип функционирования бортового оборудования, порядок боевого применения, возможные способы воздействия на системы управления и наведения крылатых ракет.

Анализ результатов войн и военных конфликтов последнего десятилетия позволяет сделать вывод о том, что решающую роль в решении военных задач в ходе их сыграло высокоточное оружие (ВТО).

Опыт участия вооруженных сил США в военных конфликтах последних десятилетий подтверждает, что Пентагон активно продвигается в направлении развития ВТО, стремясь в совершенстве овладеть им и придать ему значение основного оружия поражения. Так, если в ходе операции «Буря в пустыне» (1991 г.) доля ВТО в общем количестве примененных антииракской коалицией авиабоеприпасов составляла всего 7 %, то в ходе войны против Югославии этот показатель достиг уже более 90 %.

Характер разработок и применения ВТО показывает, что одним из основных его видов являются крылатые ракеты (КР), использующие различные способы наведения (рис. 1, табл. 1). Решающим фактором успешного применения КР является их детально продуманная конструкция и бортовые информационно-управляющие системы - системы управления и наведения (рис. 2).

КР позволяют с заданной точностью поражать цели на расстоянии до 5 тыс. км, оставляя при этом неуязвимыми их носители - боевые корабли, подводные лодки и стратегические бомбардировщики. Всё возрастающее количество применяемых вооруженными силами США КР свидетельствует, что эта тенденция сохранится и в будущем.

Анализ возможностей США позволяет предположить, что к 2010 г. они будут иметь такое количество высокоточных непилотируемых средств поражения воздушного и морского базирования, которого будет достаточно для проведения непрерывной бесконтактной стратегической воздушно-космическо-морской ударной операции в течение 30 и более суток.

При этом КР и ВТО, в целом, «подтягивают» за собой активное развитие систем обеспечения их применения и доставки. Тем самым в ближайшие годы на рынке вооружений сформируется спрос на КР воздушного и морского базирования и средства их доставки, а также навигационные средства, системы разведки, управления и средства обороны от массированных налетов КР.

1. Способы наведения крылатых ракет и принцип функционирования бортового оборудования

Важнейшим фактором, позволяющим реализовать боевые возможности КР, является их система управления и наведения. Главным элементом данной системы являются бортовые радио- и оптико-электронные средства КР, применяемые на различных этапах их полета.

Применение на КР различных подсистем управления и наведения обеспечивает заданные точностные параметры при поражении объекта (табл. 2).

Последовательная эволюция бортовых систем управления и наведения в направлении комбинирования качеств бортовых подсистем позволила добиться повышения точности выхода КР к цели и ее поражения. Основываясь на опыте применения КР в локальных конфликтах, ВС США продолжают систематически проводить модернизацию систем управления и наведения КР.

В результате ряда модернизаций достигнуто значительное повышение точностных характеристик КР за счет внедрения системы коррекции траектории полета по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching), оптической корреляционной системы конечного самонаведения DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator) и DSMAC2A, а также оснащения их аппаратурой коррекции местоположения системы спутниковой навигации GPS NAVSTAR.

Комбинирование и применение различных подсистем управления и наведения КР позволяет реализовать несколько способов ее наведения на цель. Комплектация КР зависит от типа (степени важности и защищенности) поражаемого объекта и соответствия критерию «стоимость - эффективность».

Инерциальное наведение представляет собой автономный способ управления полетом, основанный на свойстве инерции тел, без использования внешних источников информации.

Командное наведение ракеты осуществляется путем выдачи управляющих сигналов по радиоканалу, с борта самолета-носителя или спутника. Для этого в состав оборудования ракеты включаются дополнительные радиоэлектронные средства (РЭС).

Самонаведение ракеты на цель осуществляется с использованием демаскирующих излучений объекта (цели) в различных физических полях. Для этого на ракете устанавливаются головки активного, полуактивного или пассивного самонаведения. Обычно используются тешювизионные, лазерные, инфракрасные, радиолокационные головки самонаведения.

В настоящее время инерциальное наведение остается основным способом управления полетом ракеты. Однако в ходе управления ракетой инерциальным способом, под воздействием внутренних технических и внешних физических факторов, реальная траектория полета ракеты постепенно отклоняется от заданной. Ошибки, накапливаемые за время полета, приводят к тому, что ракета отклоняется от цели на значительные расстояния. Так, за один час полета ракеты типа Tomahawk отклонение траектории полета может составлять около 800 м. Поэтому на практике траектория полета ракеты периодически корректируется. Коррекция траектории полета ракеты осуществляется бортовым компьютером на основе информации, поступающей от дополнительно установленных на ней оптико- и радиоэлектронных датчиков: радиолокационного высотомера, приемника GPS, радиолокатора, лазерного локатора, электронно-оптического устройства съемки местности.

Рассмотрим механизмы коррекции траектории полета крылатой ракеты.


Рис. 1. Состав и функции подсистем наведения и управления крылатых ракет

Так, в 1981 г. на крылатой ракете был впервые реализован механизм коррекции траектории полета по контуру рельефа местности TERCOM. Для этого в состав системы управления ракетой был включен бортовой радиовысотомер, а программное обеспечение бортового компьютера дополнено набором эталонных карт районов по маршруту полета.

Корреляционная подсистема AN/DPW-23 TERCOM состоит из ЭВМ, радиовысотомера и набора эталонных карт районов по маршруту полета. Ширина луча радиовысотомера 13 - 15°. Диапазон частот 4 - 8 ГГц.

Принцип работы подсистемы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района (нахождения крылатой ракеты) с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и барометрического высотомеров. Устойчивость работы TERCOM и необходимая точность определения места крылатой ракеты достигаются путем выбора оптимального числа и размеров ячеек, чем меньше их размеры, тем точнее отслеживается рельеф местности, а следовательно, и местоположение ракеты. Однако из-за ограниченного объема памяти бортового компьютера и малого времени для решения навигационной задачи, принят нормальный размер 120x120 м.

Вся трасса полета крылатой ракеты над сушей разбивается на 64 района коррекции протяженностью по 7 - 8 км и шириной 2 - 48 км. Допустимая погрешность измерения высоты рельефа местности для надежной работы подсистемы TERCOM должна составлять 1 м. В результате применение данной подсистемы наведения обеспечивает круговое вероятностное отклонение (КВО), равное 80-150 м.

Комплексирование инерциальной и корреляционной подсистем наведения AN/DPW-23 TERCOM получило условное обозначение TAINS (ИНС + TERCOM).

В1986 году был реализован механизм электронно-оптической корреляции DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator) траектории полета КР.

В состав подсистемы входит цифровая камера на ПЗС-матрицах, которая снабжена усилителем сигнала второго поколения, а для применения в плохих метеоусловиях и в ночное время установлена ксеноновая вспышка. Диапазон рабочих частот матрицы составляет 0,6 - 1,3 мкм, разрешающая способность камеры 0,25 - 0,4 м.

В DSMAC используются эталонные цифровые «картинки» предварительно снятых районов местности по маршруту полета. Как правило, подсистема начинает работать на заключительном этапе полета после последней коррекции по TAINS.

В 1993 г. электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC была модернизирована. В результате модернизации была создана телевизионно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC-2A, в которой использовалась тепловизи-онная сканирующая цифровая видеокамера с увеличенными зоной обзора местности (до 70s) и памятью с заложенными эталонными цифровыми «картинками» районов.

Следующий шаг совершенствования механизма коррекции траектории полета КР был связан с использованием данных о местоположении ракеты от спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR.

В настоящее время на последних модификациях КР дополнительно осуществляется командное наведение ракеты на объект поражения за счет использования телевизионной подсистемы. При телеуправлении оператор наблюдает цель до момента ее поражения, совмещает изображение цели с отметкой от ракеты. Существует разновидность телеуправления, так называемое телеуправление второго рода, когда на исполнительном элементе имеется ГСН, которая передает изображение цели по радиоканалу на индикатор оператора комплекса ВТО. Если в процессе полета КР с помощью космических или самолетных средств разведки будет выявлено, что назначенная ей для поражения цель уничтожена другими КР, то по командам оператора, по линии системы GPS NAVSTAR или с самолетов дальнего радиолокационного обнаружения данная КР может быть перенацелена на другую цель.


Рис. 2. Применение подсистем управления и наведения КР

На заключительном этапе полета для повышения точности попадания КР в цель реализуется способ самонаведения, который обеспечивается за счет использования различных типов ГСН.

Самонаведение применяется на заключительном этапе полета для обеспечения заданной точности попадания.

Лазерные (активные) ГСН реализуют самонаведение или командное наведение.

Все оптоэлектронные ГСН используют в качестве информации собственное излучение объектов (целей) в оптическом диапазоне длин волн. По физической природе построения и функционирования оптоэлектронные ГСН различаются: тепловизионные, телевизионные, светоконтрастные, инфракрасные и лазерные. По способу наведения - самонаведение или телеуправление.

Комбинированные или комплексные ГСН состоят из разнородных систем как конструктивно, так и информационно, построенные на основе совокупности радиолокационных и нерадиолокационных (магнитометрических, телевизионных, инерциальных и т.п.) датчиков.

Таким образом, в настоящее время разработанные и применяемые на КР системы наведения и управления обеспечивают необходимую точность поражения объектов противника с круговым вероятностным отклонением не более 3 м. В связи с этим дальнейшее направление модернизации КР, вероятно, будет связано с созданием радиоэлектронного оборудования высокой надежности и помехозащищенности, обеспечивающего надежный прием сигналов коррекции полета и команд управления.

2. Возможные способы воздействия на системы управления и наведения крылатых ракет

Большинство военных специалистов полагают, что отставание средств зашиты от уровня развития КР не является бесперспективным. Для успешной борьбы с КР необходимо вначале решить проблему, основу которой составляют вербальные и математические модели применения КР, их систем управления и наведения, а также сценарии функционирования систем противодействия. Важнейшим условием создания эффективной системы противодействия КР является также правильное определение критериев оценки эффективности противодействия их ударам. Опыт войн показывает, что главным критерием является все же не количество уничтоженных воздушных целей, а количество сохраненных защищаемых (прикрываемых) объектов. Тем самым в решении задач снижения эффективности ударов КР должны участвовать истребители, маловысотные ЗРК и ЗА, ПЗРК, ведущие огонь по визуально видимым целям и поэтому не подверженные радиоэлектронным помехам, а также средства РЭБ. По мнению экспертов, важнейшим условием эффективного решения задач активного противодействия ударам КР является снижение времени на обнаружение КР и их носителей, принятие решения на проведение мероприятий по их огневому и радиоэлектронному поражению. Достижение данной цели обеспечивается использованием автоматизированных систем сбора, обработки данных видов разведки и распределения полученной информации между всеми органами управления и средствами противодействия.

Способы противодействия системам управления и наведения КР подразделяются на активные, которые применяются на всем маршруте полета КР, и пассивные - применяемые в основном на заключительном участке полета. Активное и пассивное противодействие осуществляется комплексно, как собственным системам управления и наведения КР, так и системам КР, использующим внешние источники управления и наведения (РЭС управления, связи и передачи данных линий «КР -спутник-ретранслятор (ЛА-разведчик) - ПУ», «ПУ - КР», систему спутниковой радионавигации NAVSTAR).

Активными способами воздействия на системы управления и наведения крылатых ракет являются огневое и радиоэлектронное поражение.

Анализ характеристик и возможностей систем управления и наведения КР показывает, что достоинства и количество применяемых радио- и оптико-электронных средств являются и их недостатками. Поскольку данные средства имеют свои приемные тракты полезных сигналов, они же становятся потенциальными объектами не только огневого, но и радиоэлектронного поражения (радиоподавления и оптико-электронного подавления).

Критически важным параметром, обеспечивающим высокую эффективность КР, является точность попадания ударного элемента в цель. Тем самым данный параметр выбран в качестве основного критерия для определения основных радиоэлектронных объектов и целей, воздействие на которые не обеспечивает выполнение заданных точностных параметров при нанесении удара. Это влечет за собой снижение эффективности применения КР и в конечном итоге срыв выполнения боевой задачи.

Проведенный анализ тактико-технических характеристик бортовых РЭС КР, порядка применения систем ВТО в ходе военных конфликтов последних лет позволяет выявить их основные уязвимые компоненты.

1. Радиоэлектронные средства, используемые для управления и радиотехнического обеспечения применения КР:

РЭС управления полетом, связи и передачи данных систем управления КР;

бортовые РЛС систем радиолокационного обнаружения и управления.

2. Бортовые радиоэлектронные средства КР:

головки самонаведения КР, функционирующие в различных физических полях электромагнитного спектра;

приемные устройства систем радионавигации;

бортовые РЭС корреляционных инерциальных систем наведения (типа TERCOM, INS), оптическая корреляционная система конечного самонаведения DSMAC.

Таким образом, по мнению зарубежных специалистов, возможными активными способами воздействия на системы управления и наведения крылатых ракет и радиоэлектронными средствами, используемыми для их управления и радиотехнического обеспечения, являются:

радиоэлектронное подавление РЭС управления полетом, связи и передачи данных систем управления КР;

радиоэлектронное подавление бортовых РЛС разведывательных радиолокационных систем и средств;

оптико- и радиоэлектронное подавление электронных элементов головок самонаведения КР;

радиоподавление приемных устройств различных систем радионавигации, систем наведения и коррекции маршрута полета.

Одним из перспективных направлений зарубежными специалистами отмечается также возможное воздействие на электронные элементы средствами, реализованными на новых физических принципах и использующими передовые достижения в области волновой теории.

Нельзя забывать о значительной роли в процессе воздействия на системы управления и наведения крылатых ракет проводимых мероприятий пассивной защиты объектов.

К таким мероприятиям пассивной защиты объектов от ударов КР можно отнести:

применение мер радио- и оптической дезинформации;

применение химических составов с широким диапазоном маскирующего действия для снижения оптической заметности войск и объектов;

применение радиопоглощающих материалов и маскирующих пенных покрытий для снижения заметности войск и объектов;

организацию режимно-охранных мероприятий в зонах и районах, прилегающих к важным объектам, местам сосредоточения войск;

эффективное выполнение требований скрытого управления войсками;

максимальное использование защитных и маскирующих свойств местности.

Результаты расчетов показывают, что проведение работ, связанных с использованием для защиты войск и объектов только средств подавления систем радионавигации, РЭС управления КР, бортовых РЛС систем радиолокационного обнаружения, обеспечивает снижение эффективности применения высокоточных средств поражения не менее чем в два раза путем увеличения показателей кругового вероятного отклонения ГСН, снижения возможностей средств разведки по обнаружению объектов, наведения КР и средств доставки.

Таким образом, направление создания и развития средств подавления РЭС радионавигационных и радиолокационных систем КР, линий управления ими, средств активного и пассивного противодействия электронным элементам ГСН является наиболее перспективным в борьбе против КР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василин Н.Я. Крылатые ракеты. Аналитический сборник. - Мн.: НИИВСРБ, 2003. - С. 18-24.

2. Краснов А. Боевое применение крылатых ракет воздушного базирования // Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 2. - С. 30-35.

4. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.militaryparitet. сот-//Стратегические крылатые ракеты морского базирования, 2008.

5. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru// BGM-109.

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.org/ man/dod-101/sis/smart/jassm.htm.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.org/ man/dod-101/sis/smart/AGMm-84.htm.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.org/ man/dod-101/sis/smart/AGM-86c.htm.

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.org/ man/dod-101/sis/smart/BGM-109.htm.

10. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.tgplanes.

com/- Tgplanes Avintinn Director

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Инерциальная навигационная система (ИНС) - обеспечивает непрерывную выработку информации о курсе, координатах, скорости движения и параметрах угловой ориентации платформы, на которой установлена ИНС. Следует отметить такие особенности ИНС, как автономность и отсутствие демаскирующих признаков работы, определяющее широкое её использование на кораблях Военно-Морского Флота.

Общие сведения

Инерциальная навигационная система (система инерциальной навигации, навигационное устройство), в основу работы которой положены классические (ньютоновские) законы механики. В ИНС исходной (главной) системой отсчёта, по отношению к которой производятся инерциальные измерения, служит инерциальная (абсолютная, т. е. неподвижная относительно звёзд) система. Посредством ИНС определяют координаты, скорость, ускорение и др. основные параметры движения объекта (самолёта, ракеты, космического корабля, надводных и подводных судов и др.). ИНС имеют перед другими навигационными системами большие и важные преимущества - универсальность применения, возможность определения основных параметров движения, автономность действия, абсолютную помехозащищенность. Эти качества определили ИНС как наиболее перспективную навигационную систему.

Принцип действия

Блок-схема инерциальной навигационной системы: 1 - блок инерциальных измерителей и построителей направлений в пространстве, посредством которого реализуется заданная ориентация измерительных осей и выдаётся измерительная информация в вычислитель; 2 - вычислительный блок, в котором осуществляются интегрирование основного уравнения, вычисление необходимых параметров движения, формирование сигналов управления ориентацией инерциальных измерителей и сигналов компенсации систематических погрешностей; 3 - блок времени, из которого в блоки 1, 2, 4 поступают сигналы мирового времени; 4 - блок ввода начальной информации в блоки 1 и 2 для ориентации инерциальных измерителей и интегрирования основного уравнения; А - поступление начальной информации; Б - выдача конечной информации о параметрах движения. Стрелками показаны направления поступления информации.

Принцип действия ИНС состоит в моделировании поступательного движения объекта, характеризуемого изменением во времени ускорения, скорости и координат, подобным процессом движения воспринимающего элемента (массы) пространственного (трёхкомпонентного) акселерометра (в общем случае с компенсацией гравитационного ускорения).

Исходной информацией для инерциальной навигационной системы является ускорение судна, на котором она установлена. Двойное интегрирование вектора ускорения дает необходимую информацию для вычисления скорости и координат. ИНС не связана с внешними источниками информации (курс, скорость). Ориентирование измерительных осей акселерометров по заданным направлениям производится свободными или управляемыми (по сигналам от акселерометров) гироскопическими устройствами (гироскопом , гиростабилизатором, гирорамой и др.) или астростабилизаторами, а также сочетанием этих средств.

ИНС весьма сложны и дорогостоящи. Срок службы их меньше, чем у обычных гироскопических приборов. Для правильного функционирования перед стартом объекта требуется ввести начальные данные по координатам пункта старта и скорости, произвести ориентирование инерциальных измерителей. Точность некорректируемых инерциальных навигационных систем зависит от времени. Поэтому возможность получения информации от системы, удовлетворяющей заданным требованиям, ограничена во времени. Так, за час полёта лучшие образцы ИНС имеют погрешность в определении координат примерно 1,5-5 км. Для уменьшения погрешностей и расширения возможностей использования применяют различные способы коррекции от радионавигационных, радиолокационных и астронавигационных средств.

XXI век

В последнее десятилетие наиболее распространенным типом ИНС стали бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС). Они широко применяются в аэрокосмической технике и начали применяться в морских и наземных системах. Это стало возможным после преодоления ряда сложных технических проблем. В ИНС надводных кораблей и судов обычно используются динамически настраиваемые или поплавковые гироскопы. Они обеспечивают выработку навигационных данных и гироскопическую стабилизацию вооружения и различных технических средств корабля. Курс вырабатывается с точностью порядка единиц угловых минут, координаты – с точностью порядка нескольких десятков метров, углы качки – с точностью не хуже 1 угл. мин. В литературе можно встретить совмещенные измерители ИНС / ГАГК (гиро-азимут-горзонт компас) в основе работы которого лежит инерциальный принцип. Согласно протоколам обмена, мы получаем объединенный вектор навигационных параметров этих систем.

Классификация

По ориентации направлений осей чувствительности инерциальных измерителей

1) с произвольной ориентацией;

2) с ориентацией по звёздам, по осям, жестко связанным с объектом;

3) с неизменной ориентацией относительно небесного тела, напр. Земли;

4) с горизонтальной ориентацией.

По наличию стабилизированной платформы

1) со стабилизированной гироскопической или астроплатформой;

2) бесплатформенные (БИНС).

УАБ могут создаваться оснащением обычных фугасных, осколочно-фугасных и кассетных авиабомб блоками наведения. Комплект аппаратуры наведения устанавливается и на самолете.

УАБ имеют лазерную полуактивную, тепловизионную пассивную или те-левизионную командную системы наведения. Основные характеристики УАБ приведены в Таблице №4 (зарисовать). Таблица 4

Наименов.

Тип БЧ

Масса БЧ,

Д max , (H сбр ),

Система наведения

КВО, м

фугасная

16 (0,03)

лаз. п/акт.

GBU -32 (JDAM )

фугасная

16 (0,03)

Инерц. + GPS

GBU -24

фугасная

16 (0,03)

лаз. п/акт.

AGM -123

фугасная

16 (0,03)

лаз. п/акт.

AGM 6-2 A "Уоллай2"

фугасная

телевиз.– команд.

GBU -8

фугасная

20 (до 0,9)

телевиз., самонав.

фугасная

20 (до 0,9)

телевиз., самонав.

Важное место среди авиационных управляемых ракет занимают ракеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или, как часто их называют, противорадиолокационные (ПРУР ). Они предназначены для поражения излучающих радиоэлектронных средств противника, в первую очередь – радиолокационных станций противовоздушной обороны. Оснащены пассивной радиолокационной системой наведения, обеспечивающей наведение на источник излучения.

Все ракеты РЭБ Основные характеристики ракет РЭБ приведены в Таблице 5 (зарисовать).

Таблица 5.

Тип ракеты

Старт. масса (масса БЧ), кг

Д .max , км

V max , м/с

ЭПР, м 2

КВО, м

ХАРМ, AGM88A

330 (68)

0,01…120

Мартель, AS37

525 (150)

0,01…150

Армат

540 (150)

0,01…120

Сайдарм AGM122A

АЛАРМ

0,05…120

Тэсит Рейнбоу AGM136A

300 (45)

0,01…5

Впервые ракеты РЭБ (типа "Шрайк") были применены во время войны во Вьетнаме. Ракеты "Шрайк" могли наводиться лишь на излучающую РЛС. При выключении излучения наведение ракеты прекращалось. Последующие типы ракет имеют бортовые устройства, обеспечивающие запоминание местоположения цели и продолжение наведения на неё и после выключения излучения.

Современные типы ракет РЭБ имеют возможность обнаружения и захвата на сопровождение излучения РЛС уже в полете (например, ХАРМ).

Противорадиолокационная управляемая ракета (ПРУР) AGM-88 HARM предназначена для поражения наземных и корабельных РЛС систем управления зенитным оружием и РЛС раннего обнаружения и наведения истребителей. Головка самонаведения ПРУР HARM работает в широком диапазоне частот, что позволяет атаковать разнообразные радиоизлучающие средства противника. Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью, подрыв которой осуществляется лазерным взрывателем. Двухрежимный твердотопливный двигатель ПРУР снаряжается топливом со сниженной дымностью, что значительно уменьшает вероятность обнаружения момента ее пуска с самолета-носителя.

Предусматривается несколько способов применения ПРУР HARM. Если заранее известны тип РЛС и район ее предполагаемого расположения, то летчик с помощью бортовой станции радиотехнической разведки или обнаружительного приемника производит поиск и обнаружение цели, а после ее захвата ГСН осуществляет пуск ракеты. Кроме того, возможна стрельба ПРУР и по РЛС, случайно обнаруженной в процессе полета. Большая дальность стрельбы ракеты HARM позволяет использовать ее по предварительно разведанной цели без захвата ГСН до пуска ПРУР. В этом случае цель захватывается ГСН при достижении определенной дальности до нее.

ПРУР ALARM оснащается осколочно-фугасной БЧ, подрыв которой осуществляется неконтактным взрывателем.

Предусматривается два способа применения ПРУР ALARM. При первом способе пуск ракеты осуществляется с самолета-носителя, совершающего полет на малой высоте на удалении около 40 км от цели. Затем в соответствии с программой ПРУР набирает заданную высоту, переходит в горизонтальный полет и направляется в сторону цели. На траектории ее полета принятые ГСН радиолокационные сигналы сравниваются с эталонными сигналами типовых целей. После захвата сигналов цели начинается процесс наведения ПРУР. Если же она не захватывает сигналы РЛ-цели, то в соответствии с программой она набирает высоту около 12 км, по достижении которой выключается двигатель и раскрывается парашют. Во время снижения ПРУР на парашюте ГСН ведет поиск сигналов излучения РЛС, а после их захвата парашют отстреливается и ракета наводится на цель.

При втором способе применения ГСН получает целеуказание от самолет-ной аппаратуры, захватывает цель, и только после этого производится пуск и наведение ПРУР на цель, выбранную экипажем самолета-носителя.

На вооружении ВВС и авиации ВМС Франции и Великобритании находится ПРУР AS-37 "Мартель". ПРУР ARMAT (по внешнему виду напоминает УР "Мартель" AS-37 и близка к ней по размерам и весу) предназначена для поражения излучающих РЛС систем войсковой и объектовой ПВО днем и ночью в любых метеорологических условиях.

Ракеты типа "Тэсит Рейнбоу" способны в течение определенного времени барражировать в воздухе, ведя разведку излучения РЛС. После обнаружения работающей РЛС производится наведение на нее ракеты.

Классификация помех. Авиационные средства РЭБ, их возможности по радиоэлектронному противодействию.

Радиоэлектронные помехи классифицируют по различным признакам.

По происхождению различают естественные и искусственные помехи. Естественные – природного происхождения: атмосферные грозовые разряды, отражения от метеообразований (дождь, снег, облака), земной поверхности и другие. Искусственные – создаются устройствами излучающими ЭМЭ или отражателями.

В зависимости от источников образования различают: преднамеренные и непреднамеренные помехи.

По характеру воздействия на РЭС: маскирующие и имитирующие.

Маскирующие помехи снижают соотношение сигнал/шум в полосе рабо-чих частот. Имитирующие - вносят ложную информацию частот РЭС.

По интенсивности воздействия на РЭС: слабые, средние и сильные. (Потеря информации соответственно до 15%, не менее 50%, более 75%) и не снижают, снижают и исключают выполнение РЭС боевых задач.

По ширине спектра и точности наведения: прицельные и заградительные.

По способу создания: активные и пассивные. Активные создаются энергией источников помех, пассивные - рассеянием энергии.

По характеру излучения: непрерывные и импульсные. В свою очередь импульсные могут быть синхронные и несинхронные, однократные и многократные. Непрерывные - шумовые и модулированные.

Авиационные средства РЭБ являются составной частью авиационного бортового оборудования и предназначены для подавления работы всех типов РЭС противника. Представляют собой встроенные базовые и дополнительные станции постановки помех, противорадиолокационные ракеты ложные цели и ловушки. Дополнительные могут размещаться как в фюзеляже, так и в подвесных контейнерах.

Они подразделяются на средства создания активных и пассивных радио-помех, противорадиолокационные ракеты, ложные цели и ловушки Рис.2 (зарисовать).

Рис. 2. Классификация авиационных средств РЭБ

Средства создания активных помех подразделяются на станции помех радиолокации, станции помех радиосвязи и радиолиниям передачи данных, станции помех оптико-электронным средствам, забрасываемые (одноразовые) передатчики помех Рис.3 (зарисовать).

Рис. 3. Классификация авиационных средств создания активных помех

Станции помех радиолокации групповой защиты предназначены для за-щиты группы самолетов путем подавления радиолокационных станций (РЛС) обнаружения, целеуказания и наведения истребителей. Как правило, они устанавливаются на специальных самолетах РЭБ или на стратегических бомбардировщиках. Эквивалентные мощности станций помех групповой защиты могут составлять: в заградительном режиме – до 500 Вт/МГц, в прицельном – 2000 – 5000 Вт/МГц.

Станции помех радиолокации индивидуальной защиты предназначены для самозащиты самолета путем подавления РЛС наведения ракет, радиолокационного прицела истребителя-перехватчика и устанавливаются на каждом современном самолете.

Станции помех радиолокации имеют возможность постановки маскирующих шумовых помех, при воздействии которых на РЛС расчет не может выделить цель на их фоне, а также имитирующих импульсных помех. Имитирующие помехи на экране индикатора РЛС выглядят как отметки одинаковых целей. Возможна постановка сразу обоих типов помех.

На самолетах тактической авиации эквивалентные мощности станций по-мех индивидуальной защиты могут составлять: в заградительном режиме – 10–30 Вт/МГц, в прицельном – 200–500 Вт/МГц, а на самолетах стратегической авиации 50–100 и 500–1000 Вт/МГц, соответственно.

Станции помех радиосвязи и радиолиниям передачи данных предназначены для подавления командных радиосетей системы ПВО, с помощью которых осуществляется управление огнем зенитных ракетных дивизионов и наведение истребителей-перехватчиков. При этом искажается как речевая, так и телекодовая информация.

Станции помех оптико-электронным средствам в основном предназначены для подавления тепловых ГСН ракет класса "воздух–воздух", а также для вывода из строя приемников лазерных локаторов истребителей и лазерных дальномеров зенитных огневых средств.

Забрасываемые передатчики помех (ЗПП), предназначены для подавления работы РЭС на время прорыва системы ПВО и способны создавать помехи любого характера в течение 10–120 минут. В районы подавляемых средств они могут доставляться пилотируемыми и беспилотными самолетами, ракетами, артиллерийскими снарядами, планирующими (управляемыми) авиабомбами, воздушными шарами, разведывательно-диверсионными группами.

Средства создания пассивных помех представляют собой различные автоматы, выбрасывающие в полете пачки дипольных противорадиолокационных отражателей (ПРЛО), а также неуправляемые ракеты и авиабомбы, начиненные такими же пачками.

Авиабомбы с ПРЛО применяются для групповой защиты и сбрасываются с большой высоты самолетом обеспечения. Выброшенные из бомбы на высоте 3–6 км ПРЛО образуют для РЛС экран, скрывающий самолеты ударной группы.

Автоматы выброса ПРЛО применяются чаще всего для обеспечения преждевременного срабатывания радиовзрывателя ЗУР при ее приближении к самолету.

Ложные цели представляют собой устройства, имитирующие по отража-тельным и другим характеристикам реальные объекты. В зависимости от вида и диапазонов используемых волн ложные цели могут быть радиолокационными, световыми и акустическими. С помощью ложных целей на экранах разведывательных радиоэлектронных средств (РЭС) образуются отметки, подобные отметкам реальных объектов. Это усложняет обстановку, дезориентирует операторов и системы целераспределения, увеличивает время распознавания целей. Радиолокационные ложные цели по конструкции представляют собой небольшой беспилотный самолет или крылатую ракету и используются стратегическими бомбардировщиками (В-52 имеет 20 ложных целей SCAD) и самолетами тактической авиации (F-15 имеет 12 ложных целей "Макси–Декой").

Ловушки представляют собой технические средства, используемые для увода от целей управляемых боеприпасов или срыва автосопровождения цели радиолокационными станциями. Радиолокационная ловушка действует эффективно, если после ее пуска самолет и ловушка не разрешаются РЛС по дальности, угловым координатам и скорости. От объекта она должна удаляться с такой скоростью, чтобы обеспечивался надежный увод на себя следящих стробов систем автоматического сопровождения. Наибольшее распространение получили ловушки для увода инфракрасных (ИК) ГСН ракет классов "воздух–воздух" и "земля-воздух" (ракет типа "Стингер").

Боевые действия тактической и палубной авиации на ТВД интенсивно прикрываются помехами специальных самолетов групповой защиты (ЕА-6В – в первую очередь против РЛС дальнего обнаружения и управления стрельбой зенитных комплексов; ЕС-130H - против радиолиний управления перехватчиками). Нанесению ударов предшествуют удары самолетов огневого подавления РЛС системы ПВО противника. Значение этих самолетов можно оценить хотя бы по тому факту, что их число достигает 20-30 проц. количества участвующих в воздушной операции ударных самолетов. Это позволяет комплекты РЭБ индивидуальной защиты система AN/ALQ-131 тактических истребителей ограничить обнаружительным приемником, станцией активных помех и устройством для постановки пассивных, главным образом для срыва наведения на них управляемого оружия без расходования ресурсов радиоэлектронного подавления на борьбу со средствами обнаружения системы ПВО противника и управления истребителями-перехватчиками.

Для бомбардировщиков в стратегической воздушной операции применение специальных самолетов РЭБ и даже коллективная защита исключены.

С 1972 года на все бомбардировщики США устанавливается бортовой оборонительный комплекс AN/ALQ-161, который постоянно совершенствуется.

Конструктивно комплекс AN/ALQ-161 состоит из 108 съемных и заменяемых в аэродромных условиях модулей (массой в среднем по 20 кг и объемом 30–200 дм 2), из которых более трети – это антенные устройства.

Стоимость его составляет 20 млн. долларов (10 проц. стоимости бомбардировщика). По массоэнергетическим характеристикам своей аппаратуры он превосходит системы РЭБ самолетов-постановщиков помех групповой защиты ЕА-6В в 1,4 раза, а комплекты РЭБ индивидуальной защиты тактической авиации (AN/ALQ-131) – в 9 раз.

Комплекс производит с точностью до 1 градуса пеленгование всех видов наземных РЛС на дальностях превышающих их дальность обнаружения. Распознаёт режим работы (поиск, захват, наведение ракет) и производит оптимальное распределение мощности и постановку прицельных активных помех РЭС в соответствии с их режимом работы.

Доклад

Который, используя партизанскую тактику действий, в т. ... изучения региона по справочникам... для вышеуказанных изделий. По совершенствованию вооружения и военной техники 1.Необходимо дать задание промышленности для ... ее самостоятельное движение... курсов по ...

  • Секретные войны советского союза первая полная энциклопедия александр окороков

    Документ

    В Афганистане курсы по изучению советской бронетанковой... фундаментализма, по тактике проведения диверсий... самостоятельную акцию, так и средство остановки колонны для ... Байдуков), штаба ЗРВ . Для получения более достоверных... выполнение задания по оказанию...

  • Содержание статьи

    РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ, управляемые реактивные снаряды и ракеты – беспилотные средства вооружения, траектории движения которых от стартовой точки до поражаемой цели реализуются с использованием ракетных или реактивных двигателей и средств наведения. Ракеты обычно имеют новейшее электронное оборудование, а при изготовлении их используются наиболее совершенные технологии.

    Историческая справка.

    Уже в 14 в. ракеты использовались в Китае в военных целях. Однако только в 1920–1930-х годах появились технологии, позволяющие оборудовать ракету приборами и средствами управления, способными провести ее от стартовой точки до цели. Сделать это позволили прежде всего гироскопы и электронное оборудование.

    Версальский договор, которым завершилась Первая мировая война , лишил Германию наиболее важных видов оружия и запретил ей перевооружение. Однако в этом договоре не были упомянуты ракеты, поскольку разработка их считалась неперспективной. В результате германское военное ведомство проявило интерес к ракетам и управляемым реактивным снарядам, что открыло новую эру в области вооружений. В конечном счете оказалось, что нацистская Германия разрабатывала 138 проектов управляемых снарядов различных типов. Наиболее известными из них являются два вида «оружия возмездия»: крылатая ракета Фау-1 и баллистическая ракета с инерциальной системой наведения Фау-2. Они нанесли тяжелый урон Великобритании и силам союзников в годы Второй мировой войны.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    Существует множество различных типов боевых ракет, однако для любого из них характерно использование новейших технологий в области управления и наведения, двигателей, боеголовок, создания электронных помех и пр.

    Наведение.

    Если ракета запущена и не теряет в полете устойчивости, необходимо еще вывести ее на цель. Разработаны различные типы систем наведения.

    Инерциальное наведение.

    Для первых баллистических ракет считалось приемлемым, если инерциальная система выводила ракету в точку, располагающуюся в нескольких километрах от цели: при полезном грузе в виде ядерного заряда уничтожение цели в этом случае вполне возможно. Однако это заставило обе стороны дополнительно защитить наиболее важные объекты, располагая их в укрытиях или бетонных шахтах. В свою очередь конструкторы ракет усовершенствовали инерциальные системы наведения, обеспечив корректировку траектории ракеты средствами астронавигации и отслеживания земного горизонта. Существенную роль сыграли и достижения в гироскопии. К 1980-м годам погрешность наведения межконтинентальных баллистических ракет составляла менее 1 км.

    Самонаведение.

    Для большинства ракет, несущих обычные взрывчатые вещества, необходима та или иная система самонаведения. При активном самонаведении ракета снабжается собственным радиолокатором и электронным оборудованием, которое ведет ее до встречи с целью.

    При полуактивном самонаведении цель облучается радиолокатором, расположенным на стартовой площадке или вблизи нее. Ракета наводится по сигналу, отраженному от цели. Полуактивное самонаведение сохраняет на стартовой площадке много дорогостоящего оборудования, однако дает оператору возможность контроля за выбором цели.

    Лазерные целеуказатели, которые стали использоваться с начала 1970-х годов, во вьетнамской войне доказали свою высокую эффективность: они уменьшили время, в течение которого летный экипаж остается доступным вражескому огню, и количество ракет, необходимых для поражения цели. Система наведения такой ракеты фактически не воспринимает какого-либо излучения, кроме испускаемого лазером. Поскольку рассеяние лазерного луча невелико, он может облучать область, не превышающую габаритов цели.

    Пассивное самонаведение сводится к обнаружению излучения, которое испускается или отражается целью, с последующим вычислением курса, выводящего ракету на цель. Это могут быть радиолокационные сигналы, излучаемые системами ПВО противника, свет и тепловое излучение двигателей самолета или другого объекта.

    Связь по проводам и оптоволоконная связь.

    Используемая обычно методика управления основывается на проводной или оптоволоконной связи ракеты с пусковой платформой. Такая связь снижает стоимость ракеты, поскольку наиболее дорогостоящие компоненты остаются в пусковом комплексе и могут использоваться многократно. В ракете сохраняется лишь небольшой управляющий блок, который необходим для обеспечения устойчивости начального движения ракеты, стартующей с пускового устройства.

    Двигатели.

    Движение боевых ракет обеспечивается, как правило, ракетными двигателями твердого топлива(РДТТ); в некоторых ракетах используется жидкое топливо, а для крылатых ракет предпочтительны реактивные двигатели. Ракетный двигатель автономен, и его работа не связана с поступлением воздуха извне (как работа поршневых или реактивных двигателей). Горючее и окислитель твердого топлива измельчены до порошкообразного состояния и смешаны с жидким связующим. Смесь заливается в корпус двигателя и отверждается. После этого не нужно никаких приготовлений для приведения двигателя в действие в боевых условиях. Хотя большинство тактических управляемых ракет действует в атмосфере, они снабжаются ракетными, а не реактивными двигателями, так как твердотопливные ракетные двигатели быстрее подготавливаются к пуску, почти не имеют движущихся частей и энергетически более эффективны. Реактивные двигатели используются в управляемых снарядах с длительным временем активного полета, когда использование атмосферного воздуха дает существенный выигрыш. Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) широко использовались в 1950–1960-х годах.

    Совершенствование технологии изготовления твердого топлива позволило приступить к производству РДТТ с контролируемыми характеристиками горения, исключающими образование трещин в заряде, которые могли бы привести к аварии. Ракетные двигатели, особенно твердотопливные, стареют по мере того, как входящие в них вещества постепенно вступают в химические связи и изменяют состав, поэтому следует периодически проводить контрольные огневые испытания. Если не подтверждается принятый срок годности какого-либо из испытываемых образцов, заменяется вся партия.

    Боеголовка.

    При использовании осколочных боеголовок в момент взрыва на цель направляются металлические осколки (обычно тысячи стальных или вольфрамовых кубиков). Такая шрапнель наиболее эффективна при поражении самолетов, средств связи, радиолокаторов ПВО и людей, находящихся вне укрытия. Боеголовка приводится в действие взрывателем, который детонирует при поражении цели или на некотором расстоянии от нее. В последнем случае, при так называемом неконтактном инициировании, срабатывание взрывателя происходит, когда сигнал от цели (отраженный радиолокационный луч, тепловое излучение либо сигнал от небольших бортовых лазеров или светочувствительных датчиков) достигает некоторого порога.

    Для поражения танков и бронемашин, укрывающих солдат, применяются кумулятивные заряды, обеспечивающие самоорганизующееся формирование направленного движения осколков боеголовки.

    Достижения в области систем наведения позволили конструкторам создать кинетическое оружие – ракеты, поражающее действие которых определяется чрезвычайно большой скоростью движения, которая при ударе приводит к выделению огромной кинетической энергии. Такие ракеты обычно используются для противоракетной обороны.

    Электронные помехи.

    Применение боевых ракет тесно связано с созданием электронных помех и средств борьбы с ними. Целью таких помех является создание сигналов или шума, которые «обманут» ракету и заставят ее следовать за ложной целью. Ранние способы создания электронных помех сводились к выбросу ленточек алюминиевой фольги. На экранах локаторов присутствие ленточек превращается в визуальное отображение шума. Современные системы создания электронных помех анализируют принятые радиолокационные сигналы и передают ложные, чтобы ввести противника в заблуждение, или просто генерируют радиочастотные помехи, достаточные для того, чтобы заглушить систему противника. Важной частью военной электроники стали компьютеры. Неэлектронные помехи включают в себя создание вспышек, т.е. ложных целей для ракет противника с тепловым наведением, а также специально спроектированных реактивных турбин, смешивающих атмосферный воздух с выхлопными газами для снижения инфракрасной «заметности» самолета.

    Системы борьбы с электронными помехами используют такие приемы, как изменение рабочих частот и применение поляризованных электромагнитных волн.

    Заблаговременные сборка и испытание.

    Требование минимального обслуживания и высокой боеготовности ракетного оружия привели к разработке т.н. «сертифицированных» ракет. Собранные и проверенные ракеты герметизируются на заводе в контейнере и после этого поступают на склад, где они хранятся, пока не будут затребованы воинскими частями. При этом становится излишней сборка в полевых условиях (практиковавшаяся для первых ракет), а электронное оборудование не требует проверок и устранения неисправностей.

    ТИПЫ БОЕВЫХ РАКЕТ

    Баллистические ракеты.

    Баллистические ракеты предназначаются для транспортировки термоядерных зарядов к цели. Их можно классифицировать следующим образом: 1) межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью полета 5600–24 000 км, 2) ракеты промежуточной дальности (выше средней) – 2400–5600 км, 3) «морские» баллистические ракеты (с дальностью 1400–9200 км), запускаемые с подводных лодок, 4) ракеты средней дальности (800–2400 км). Межконтинентальные и морские ракеты в совокупности со стратегическими бомбардировщиками образуют т.н. «ядерную триаду».

    Баллистическая ракета затрачивает лишь считанные минуты на перемещение своей боеголовки по параболической траектории, заканчивающейся на цели. Большая часть времени движения боеголовки затрачивается на полет и спуск в космическом пространстве. Тяжелые баллистические ракеты обычно несут несколько боеголовок индивидуального наведения, направляемых на одну и ту же цель или имеющих «свои» цели (как правило, в радиусе нескольких сотен километров от основной мишени). Для обеспечения нужных аэродинамических характеристик при входе в атмосферу боеголовке придается линзообразная или коническая форма. Аппарат снабжен теплозащитным покрытием, которое сублимирует, переходя из твердого состояния сразу в газообразное, и тем самым обеспечивает унос тепла аэродинамического нагрева. Боеголовка снабжается небольшой собственной навигационной системой для компенсации неизбежных траекторных отклонений, которые могут изменить точку встречи.

    Фау-2.

    Первый успешный полет Фау-2 состоялся в октябре 1942. Всего было изготовлено более 5700 таких ракет. Успешно стартовали 85% из них, но лишь 20% поразили цель, остальные же взорвались при подлете. 1259 ракет поразили Лондон и его окрестности. Однако наиболее пострадал бельгийский порт Антверпен.

    Баллистические ракеты с дальностью выше средней.

    В рамках крупномасштабной программы исследований с использованием германских ракетных специалистов и ракет Фау-2, захваченных при разгроме Германии, армейские специалисты США спроектировали и испытали ракеты «Корпорал» с малым и «Редстоун» со средним радиусом действия. На смену ракете «Корпорал» вскоре пришел твердотопливный «Сарджент», а место «Редстоуна» занял «Юпитер» – более крупная ракета на жидком топливе с дальностью выше средней.

    МБР.

    Разработка МБР в США началась в 1947. «Атлас», первая МБР США, поступила на вооружение в 1960.

    Советский Союз примерно в это же время приступил к разработке более крупных ракет. Его «Сэпвуд» (SS-6), первая в мире межконтинентальная ракета, стала реальностью после запуска первого спутника (1957).

    Ракеты США «Атлас» и «Титан-1» (последняя принята на вооружение в 1962), как и советская SS-6, использовали криогенное жидкое топливо, и поэтому время их подготовки к старту измерялось часами. «Атлас» и «Титан-1» первоначально размещались в ангарах повышенной прочности и лишь перед пуском приводились в боевое состояние. Однако спустя некоторое время появилась ракета «Титан-2», размещавшаяся в бетонированной шахте и имевшая подземный центр управления. «Титан-2» работал на самовоспламеняющемся жидком топливе длительного хранения. В 1962 вступил в строй «Минитмен», трехступенчатая МБР на твердом топливе, доставляющая единственный заряд мощностью в 1 Мт к цели, удаленной на расстояние 13 000 км.


    Владельцы патента RU 2400690:

    Изобретение относится к оборонной технике. Технический результат - повышение вероятности попадания ракеты в маневрирующую цель. Система наведения противосамолетных ракет сравнивает сигналы оптической и инфракрасной цифровых фотокамер и сигнала радиолокационной станции и по результирующему сигналу отличает истинные цели от ложных. Система формирует траекторию упреждения путем обратной связи рулей с подвижной головкой самонаведения - головка поворачивается в сторону, противоположную отклонению рулей до тех пор, пока рули не встанут в нейтральное положение. Система может производить опережающее упреждение на фюзеляж путем смещения нейтрали датчика положения рулей в ту же сторону, что и отклонение головки, или дополнительного смещения головки в ту же сторону. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

    Изобретение относится к ракетам классов «воздух-воздух» и «земля-воздух» со всеми типами головок самонаведения (далее ГСН).

    Известны ракеты с тепловыми ГСН (см. «История авиационного вооружения», Минск, 1999, стр.444), содержащие фюзеляж, двигатель, инфракрасный или радиолокационный датчик цели, усилители и приводы рулей, но они могут быть уведены от цели тепловыми ловушками или солнцем. Известны ракеты с коррекцией траектории по скорости прецессии гироскопов (см. там же, стр.417), но эта система сложна и недостаточно точна, что при энергичном маневре самолета-цели может привести к промаху.

    Задача изобретения - повышение вероятности попадания ракеты в маневрирующую цель на фоне помех. Эта задача решается совместно двумя путями. Во-первых, осуществлением электронной дискриминации ложных инфракрасных целей. И во-вторых, более точным наведением ракеты по пересекающейся траектории, а еще лучше - по слегка опережающей траектории. При этом ловушки быстрее выходят из поля зрения ГСН ракеты, а рули ракеты находятся практически в нейтральном положении, что обуславливает повышенную готовность ракеты к выполнению максимального маневра в любом направлении.

    Изобретение 1. Предлагаемая система кроме усилителей и приводов рулей содержит в качестве датчика цели две цифровых фотокамеры, одна из которых работает в оптическом диапазоне, а другая - в инфракрасном (далее «оптическая фотокамера» и «инфракрасная фотокамера»). Пиксели этих фотокамер связаны блоком порогового пропускания сигналов (далее ППС) оптической фотокамеры (например, с помощью динисторов) и блоком выключения соответствующих инфракрасных пикселей (далее ВИП) инфракрасной фотокамеры (например, двухтранзисторной схемой «электронный ключ»).

    То есть сигнал с пикселей оптической фотокамеры не проходит дальше, пока его уровень не достигнет определенной яркости (ярче, чем сигнал от сопла реактивного двигателя самолета, неба, облаков). Если же сигнал превышает эту яркость, например сигнал от солнца, от тепловой ловушки, то он проходит блок ППС почти без ослабления и поступает на блок ВИП, который отключает изображение с того же самого участка инфракрасной фотокамеры, см. фиг.1.

    То есть там, где на виртуальном изображении оптической фотокамеры имеется яркая засветка, на том же участке инфракрасной фотокамеры «вырезается» черное пятно, и ракета как бы не «видит» источник инфракрасного излучения, если он одновременно является источником видимого излучения. Таким образом, ракета не реагирует на солнце, ловушки и горящие самолеты.

    Следует заранее предусмотреть контрмеры противника: для того чтобы выдать истинную цель за ложную, достаточно увеличить светимость сопла самолета, для чего можно вдуть в сопло порошок алюминия или просто дополнительное количество топлива. В этом случае система на виртуальном инфракрасном изображении «вырежет» черное пятно на месте сопла самолета и инфракрасных сигналов не будет.

    Если это произошло достаточно близко от самолета, то ракету это не обманет - она при достаточной чувствительности перенацелится на передние кромки крыльев или лопастей, или на воздухозаборники. Но если до цели еще далеко, и она идентифицируется как точечный объект, это может обмануть ракету.

    Чтобы этого не произошло, система наведения имеет электронный ключ управления (далее ЭКУ), который по нулевому сигналу (отсутствию сигнала) с инфракрасной фотокамеры через линию задержки (допустим, реле времени на 0,001 с) отключает оптически видимый канал (например, блок ВИП), и ракета опять видит все инфракрасные цели. Потом ЭКУ опять включает оптический канал, а инфракрасный канал опять «слепнет». В таком пульсирующем режиме ракета тем не менее будет уверенно наводиться на самый мощный источник инфракрасного излучения до тех пор, пока инфракрасная фотокамера не захватит входные кромки крыльев. Или ракета до конца будет наводиться на самый мощный тепловой источник.

    Розничная цена цифровых фотоаппаратов упала до 2000 рублей, а размеры встроенных в мобильные телефоны фотокамер с разрешением 2 Мпк приблизились к размерам горошины. Поэтому предлагаемая часть системы наведения будет иметь размеры наперстка, вес - несколько граммов, и стоимость около 10000 рублей.

    Если ГСН комбинированная и имеет, кроме оптического и теплового каналов, еще и активную или полуактивную радиолокационную станцию (далее РЛС), то надежность и помехозащищенность наведения могут быть значительно повышены. Для этого селективный оптико-инфракрасный сигнал о цели и сигнал радиолокационного канала в том же формате и масштабе подаются на логический блок «И-ДА», сигнал с которого поступает далее в систему для исполнения, на усилители и приводы рулей.

    То есть ракета наводится только на ту цель, которая излучает инфракрасное излучение, не имеет сильного оптического излучения и отражает активный или пассивный радиолокационный сигнал.

    Такая комбинированная схема особенно полезна в облачную погоду: если самолет, обнаружив пуск ракеты, нырнет в облачность, может произойти срыв захвата тепловой ГСН. А наличие радиолокационного канала позволит продолжить атаку. Соответственно, наличие теплового канала позволяет ракете быть нечувствительной к искусственным и естественным помехам в радиоканале.

    Изобретение 2. Наведение ракеты по скорости прецессии гироскопов недостаточно качественное. Предлагаемая ракета имеет простую и надежную, не боящуюся электронного импульса систему получения пересекающейся траектории. Система состоит из подвижной в двух плоскостях ГСН любого типа, усилителя, приводов рулей, датчика положения рулей и приводов ГСН. Для ракеты с крестообразным крылом необходимо два таких канала - по горизонтали и по вертикали.

    Алгоритм работы системы таков: после пуска ГСН управляет ракетой, отклоняя рули. Но и сама ГСН отклоняется в сторону, противоположную отклонению рулей (при аэродинамической схеме «флюгерная утка», а при задних и газовых рулях - наоборот), причем со скоростью, пропорциональной отклонению рулей. То есть совместно с приводом ГСН, накапливающим отклонение, происходит пропорционально-интегральное («ПИ-регулирование») курсового угла цели относительно ракеты. Отклонение ГСН будет нарастать до тех пор, пока датчики отклонения рулей от «нуля» (нейтрального положения) не покажут «0», то есть рули встанут в нейтральное положение. После чего ГСН останется в том же положении, а ракета будет лететь по прямой траектории. При этом курсовой угол цели по отношению к ракете будет постоянным. Что, как известно, приводит к попаданию в цель, см. фиг.2.

    Желательно, чтобы ракета не вращалась, по крайне мере, быстрее 0,2 оборота в секунду. Специальных мер для этого можно не предпринимать. Достаточно соблюдать точность изготовления и производить контрольную продувку ракеты в аэродинамической трубе. Хотя, конечно, надежней иметь стабилизацию крена с помощью «ножниц» и рулей.

    Анализ промахов ракет показал, что, как правило, ракеты проходят позади целей. Это связано с тем, что обработка сигнала системой наведения требует времени. Существуют системы поправки наведения, например сдвиг наведения с сопла на фюзеляж, но они достаточно сложны. Предлагаемая ракета имеет простую и надежную коррекцию траектории пересечения на небольшое опережение.

    Для этого описанная система дополнительно содержит механизм или электронный элемент (например, мостовую электрическую схему), смещающий «0» датчика положения рулей на фиксированную или зависящую от скорости величину (допустим, на 0,1 градуса) в ту же сторону, в какую повернута ГСН относительно продольной оси ракеты (см. фиг.3 пунктиром). Или после того, как рули встали в «0», дополнительно смещает ГСН в ту же сторону.

    В результате ракета летит с несколько большим, чем надо, упреждением и пролетела бы впереди цели, если бы не постоянный полет по очень пологой дуге. На заключительном этапе полета ракета «недорегулирует» и попадет на 2-3 метра впереди источника излучения (впереди сопла, впереди центра эффективной площади радиолокационного рассеяния).

    Не следует опасаться, что наличие механизма поворота ГСН, быстродействие которого во избежание перерегулирования должно быть меньше быстродействия рулей, но больше скорости реакции ракеты на рули, уменьшит маневренность ракеты. Этого не произойдет - ГСН всегда с опережением будет отслеживать цель, а быстродействие рулей останется на прежнем уровне.

    Для ракеты с плоским крылом система будет иметь несколько иной вид. ГСН должна управляться в двух плоскостях и по крену, то есть крен ракеты должен приводить к такому же крену в ту же сторону ГСН относительно своей оси. Крен ГСН можно производить не механически, а виртуально - смещая ориентацию развертки изображения. Ракета по прежнему должна иметь два канала управления, но не по горизонтали и вертикали, а по тангажу и крену. Для этого она должна иметь всего два раздельно управляемых (левый и правый) горизонтальных аэродинамических и/или газовых руля. То есть все отличие в том, что управление ракеты по рысканью производится не отклонением вертикальных рулей, а пропорциональным креном (вплоть до 90 градусов) и соответствующим увеличением тангажа. В остальном система идентична вышеописанной с той разницей, что коррекция траектории на опережение производится небольшим смещением «0» датчика крена в сторону отклонения ГСН. Или, также как в варианте с крестообразным крылом, дополнительным смещением ГСН в сторону цели.

    На фиг.1 изображена блок-схема наведения (фрагмент), состоящая из оптической и инфракрасной фотокамер ОФК и ИФК, блока порогового пропускания сигналов ППС, блока выключения инфракрасных пикселей ВИП, электронного ключа управления ЭКУ, линии задержки ЛЗ, и дополнительно может иметь радиолокационную станцию РЛС и логический блок «И-ДА».

    На фиг.2 показан процесс наведения ракеты в точку упреждения, где: 1 - ракета, 2 - ГСН, 3 - рули, 4 - цель.

    На фиг.3 изображена блок-схема системы наведения (фрагмент - только система упреждения) по одному направлению, где: ГСН - головка самонаведения, П - привод головки, УС - усилитель, СН - блок смещения нуля датчика положения рулей ДР.

    Работает система на фиг.1 так: сигнал с оптической фотокамеры ОФК через блок порогового пропускания сигналов ППС поступает на блок выключения инфракрасных пикселей ВИП, который «вырезает» соответствующее оптическому сигналу место на изображении инфракрасной фотокамеры ИФК. При отсутствии сигнала с ИФК электронный ключ управления ЭКУ через линию задержки ЛЗ периодически отключает блок ВИП, и сигнал с ИФК становится пульсирующим, что не мешает наведению на цель.

    Дополнительно система может иметь РЛС, сигнал с которой поступает на блок «И-ДА», откуда при наличии сигнала с ИФК логический сигнал поступает далее в систему для исполнения.

    После запуска ракеты 1 на фиг.2, 3 по цели 4, летящей влево, ГСН 2 подает сигнал, и рули 3 поворачиваются влево. При этом датчик положения рулей ДР выдает сигнал на усилитель УС, и привод П поворачивает ГСН вправо. Но ГСН стремится удержать цель в центре своего поля зрения и поэтому командует ракете поворачивать влево в сторону упреждения до тех пор, пока рули не займут нейтральное положение. Ракета летит по пересекающееся прямой траектории «п». Полезно также навести ракету на пересекающуюся траекторию и повернуть ГСН на цель еще до пуска.

    Система может дополнительно иметь блок смещения нуля датчика рулей СН, который смещает нейтральное положение датчика рулей (например, электрическим способом с помощью управляемой мостовой схемы) вправо. В этом случае ракета летит по опережающей пологой дуге «о» и попадет в фюзеляж несколько впереди точки прицеливания.

    1. Система наведения противосамолетных ракет, содержащая приводы рулей и усилители, отличающаяся тем, что она снабжена блоком порогового пропускания сигнала, цифровой оптической фотокамерой и цифровой инфракрасной фотокамерой, блоком выключения пикселей цифровой инфракрасной фотокамеры, электронным ключом, линией задержки, при этом оптическая фотокамера соединена через блок порогового пропускания сигнала с блоком выключения пикселей инфракрасной фотокамеры, а инфракрасная фотокамера через электронный ключ и линию задержки соединена с блоком выключения пикселей инфракрасной фотокамеры для блокирования сигнала с оптической фотокамеры.

    2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она содержит активную или полуактивную радиолокационную станцию и логический блок "И-ДА", входы которого соединены с радиолокационной станцией и с инфракрасной фотокамерой, а выход - с системой наведения.

    3. Система наведения противосамолетных ракет, содержащая приводы рулей и усилители, отличающаяся тем, что она снабжена подвижной головкой самонаведения и датчиками положения рулей, причем головка самонаведения выполнена с возможностью отклонения по сигналу датчика положения рулей в сторону, противоположную отклонению рулей.

    4. Система по п.3, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом или электрической схемой, выполненными с возможностью смещения нейтрального положения датчика положения рулей в ту же сторону, что и отклонение головки самонаведения от продольной оси ракеты или дополнительного смещения головки самонаведения в ту же сторону

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.