Когда появились белорусы как нация. Белорусы — народ с богатым духовным наследием

БЕЛОРУСЫ – один из славянских народов, относящийся к восточнославянской подгруппе и сформировавшийся на этноконтактной территории славян и балтов. Самоназвание – беларусы. Общая численность – свыше 9 млн. чел. (на 2002 год). Компактно проживают на территории Республики Беларусь (свыше 7 млн.), а также в РФ (815 тыс.), на Украине, в Литве, Польше, Латвии, странах Америки и Австралии. Особую группу составляют полещуки (жители Полесья), а в них – пинчуки (жители Пинского Полесья), а также литвины с их особенностями языка, быта и культуры. Среди верующих свыше 50% составляют православные (на востоке), есть также католики (11%) и униаты (17%, на западе). Белорусский язык разделяется на 3 говора – юго-западный, центральный и юго-восточный; официально признанным алфавитом является кириллица, но известна также латиница в близком к чешскому варианте, из иностранных распространены русский и польский языки. Национальный символ белорусов – белый всадник на красном фоне («пагоня»).

Древняя этническая основа белорусов – восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, древлян, северян, полян, ятвягов. В 9 в. эти племена вошли в состав Киевской Руси, на западе которой возникло сильное Полоцкое княжество. Этноним «белорусы» впервые был употреблен на немецких торговых картах 13 в. Восходящий к топониму «Белая Русь» и применявшийся вначале к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, он постепенно распространился на территорию будущих Минской и Витебской губерний, а также Полесье. «Белорусами» тогда именовались также «русины» или «литвины». В период феодальной раздробленности Полоцкое княжество входило в состав Великого Княжества Литовского, где древне-белорусский язык (западный вариант древнерусского) выполнял функции государственного. В 16 в. на нем началось книгопечатание. По Люблинской унии 1569 белорусские земли (вместе с литовскими) вошли в состав Речи Посполитой, что убыстрило процессы полонизации и окатоличивания части населения и обусловило формирование белорусского этноса, которые проходили в условиях множественных конфессиональных противоречий и национального угнетения. Конец «золотого века» Польши, ее разделы 1772, 1793 и 1795 позволили белорусам войти в состав Российской империи, при этом полонизация сменилась русификацией. При этом само существование самостоятельного белорусского этноса в России оспаривалось некоторыми географами и языковедами (И.И.Срезневским, Н.И.Костомаровым,). Подспудный процесс роста национального самосознания относится к концу 19 в., когда появились носители национальной идеи, обеспокоенные процессами утраты национального языка.

После революции 1917 и создания белорусской государственности (Белорусской ССР) произошли радикальные изменения в жизни белорусов: в довоенный период резко изменились их условия жизни, выросла грамотность, началось преподавание белорусского языка в школах, начали вырабатываться нормы белорусского литературного письма. Этому также способствовало присоединение к БССР территории Западной Белоруссии после начала Второй мировой войны. Однако в послевоенный период процессы русификации привели к почти повсеместному отказу от употребления белорусского языка в образовании и делопроизводстве. Опасность утраты национальной самобытности была одним из факторов, заставивших белорусов после распада СССР в начале 90-ч провозгласить создание своей республики и уделить особое внимание поддержке национального языка и традиционной культуры

Традиционный этнокультурный ландшафт Беларуси – мир небольших сельских поселений и городков-местечек. Основной тип традиционного сельского поселения -деревня («веска»), застраивавшаяся то скученно, то в одну-две линии («по улицам»). Основной тип жилища до 20 в. – трехкамерная «хата» (двускатная срубная постройка из круглых сосновых бревен), состоявшая из холодных сеней, теплой «коморы» и чулана («клеца»). Печь обычно занимала весь «глухой» угол возле порога, определяя положение стола, лавок, полатей. Большие города, существовавшие в Беларуси со времен Киевской Руси, воспринимались как иной мир, противоположный сельскому. Однако, помимо крупных городов, на белорусских землях было немало «местечек» (ремесленных и торговых поселений), а также хуторов.

Традиционными занятиями белорусов были земледелие и животноводство, а также пчеловодство, собирательство грибов и ягод. Выращивалась рожь, пшеница, гречиха, ячмень, горох, лен, просо, огородные культуры, а также картофель («бульба»), из которого делается большинство (около 200) национальных блюд. Из напитков популярны березовый сок, медовый, хлебный и свекольный квасы.

Самыми развитыми традиционными ремеслами были столярное, плотницкое, кузнечное.

Система родства – преимущественно «английского» типа: в деревнях жили неразделенными многопоколенными семьями, было распространено примачество. Почти до 21 в. сохранились элементы общинной взаимопомощи на селе («толоки», «сябрыны»). Семейные роли были жестко закреплены: мужчина занимался работой вне дома, женщина – в доме («От мужа должно пахнуть ветром, от жены – дымом»). Символом жизненного пути белоруса считалось полотно. На «рушник»-полотенце клался новорожденный и такой же рушник клался в гроб и повязывался на могильный крест.

До начала 20 в. одежду в Белоруссии носили почти исключительно светлого цвета, отличавшуюся простотой и скромностью. Основу женской одежды составляла белая рубаха («кошуля»), к ней полагалась юбка («андерак») из пестрой полосатой или клетчатой домотканины, поверх повязывался орнаментированный фартук и цветной тканый пояс, а также жилетка («шнуроука»). Мужской традиционный костюм включал надетую поверх штанов белую, орнаментированную по подолу, груди и горловине рубаху с отложным воротником, поверх надевалась белая суконная свитка, одинакового покроя для мужчин и женщин, зимой – шубы («кажухи»), полушубки, тулупы. На голове девушки носили налобные повязки, а замужние женщины – чепцы; мужчины – соломенные, суконные, войлочные или бараньи шапки.

Фольклор белорусов богат и разнообразен по жанрам. Сохранилось народное мастерство и традиции обработки дерева, кожи, металла, плетения из соломки, вышивки по льняному и хлопчатобумажному полотну. В орнаментике преобладают линейно-геометрические формы. Из музыкальных инструментов популярны батлейка, жалейка, бубен.

При общей однородности белорусской культуры различают шесть историко-этнографических районов – Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центр, Понеманье (северо-запад), Восточное и Западное Полесье.

Тайны Беларуской Истории. Деружинский Вадим Владимирович

Белорус или беларус?

Белорус или беларус?

Продолжим эту тему. С 1991 года наша страна официально называется «Беларусь». Как должен называться житель этой страны по нормам русского языка? Ответ очевиден: беларус. При этом, казалось бы, автоматически в русском языке появляются два разных значения: старое «белорус» означает национальность, а новое «беларус» - гражданскую принадлежность человека. То есть появилось различие, аналогичное различию между терминами «русский» и «россиянин». При этом «белорус» имеет чисто этнический смысл, а «беларусом» может быть русский, поляк, еврей, татарин и любой другой, имеющий гражданство Республики Беларусь.

Именно такой трактовки придерживаются знакомые мне российские лингвисты, но вопрос «запутывается» тем, что в беларуском языке такой двойственности понятий нет. В нем (равно как у поляков в Польше и украинцев в Украине) существует только беларус - это и этническое название, и гражданская принадлежность. Поэтому беларуские лингвисты настаивают на том, что в русском языке следует тоже ввести общее понятие «беларус», то есть сохранить прежний смысл слова, заменив в нем букву «о» на «а».

Попутно замечу, что разный смысл понятий «русский» и «россиянин» вызывает критику российских лингвистов, которые хотели бы видеть полное тождество этих терминов. Однако, на мой взгляд, для России это как раз необходимо, ибо, в отличие от Беларуси или Польши, она страна не унитарная, а федеративная. Например, те же татары никогда не согласятся с тем, чтобы их называли «русскими» (или «русскими татарами»), но вполне согласны с термином «россияне», обозначающим гражданство.

Что касается термина «русский», то он искусственный (придуман евреем Свердловым) и безграмотный: в русском языке все названия национальностей - существительные. Так, во всех документах BKЛ указывались не «русские», а именно русины - ныне украинцы (нынешние «русские» России в прошлом себя называли московитами). «Русины» по нормам словообразования как раз соответствует термину «россияне», который впервые стал активно использовать президент России Борис Ельцин.

Институту русского языка РАН вместо озабоченности сохранением термина «Белоруссия» лучше бы заняться заменой безграмотного термина «русские» на соответствующий нормам русского языка термин «русины».

Но вернемся к вопросу перехода от «белоруса» к «беларусу». В предыдущих главах я уже привел историю появления самого термина «белорус» в царской России, не стану повторяться. Официально термин «белорус» существовал только 23 года (с 1840 по 1863) и был запрещен генерал-губернатором Муравьевым, по прозвищу «вешатель». Ясно, что тогда писали только «белорус», так как сам наш язык был запрещен указом царя в 1839 году. Однако в то же самое время Константин Калиновский использовал в своих нелегальных изданиях термины «Беларусь» и «беларус», органичные для нашего языка.

После 1863 года «Белоруссия» именовалась в России «Северо-Западным краем». И только на рубеже XX века термин «Беларусь» стал входить в употребление в неофициальных изданиях. Причем писали на беларуском языке его именно так, а не через букву «о». Например, в 1910 году Ластовский издал в Вильне свою книгу «Кароткая гісторыя Беларусі».

Но вот что интересно: в 1920 году Декларацию о независимости БССР опубликовала минская газета «Советская Белорусь», которую через несколько лет переименовали в «Советская Беларусь». Лингвисты Москвы и Минска договорились тогда, что в русском языке существует термин «Белоруссия», аналогичный в нашем языке термину «Беларусь», но не может быть ни «Беларуссии», ни «Белоруси». Выходит, что еще тогда Москва транслитерировала в русский язык термин «Беларусь», ибо термин «Белорусь» после 1920 года никогда больше не использовался в СССР.

Это показательный факт: от термина «Белорусь» (имеющего соединительную «о») отказались в СССР еще в 1920-е годы - и ввели в русский язык «Беларусь». В беларуском языке нет соединительной «о», как нет и правила русского языка удваивать «с» для образования суффикса. И раз уж в русском языке в обиход вошло с 1920-х годов противоречащее нормам русского языка «Беларусь» вместо «Белорусь», то равно должно войти и «беларуский» вместо «белорусский», где странным кажется уже не «а» вместо «о», а именно одна «с». (Но раз мы отрицаем соединительную «о», то автоматически должны отрицать и удвоенную «с» - ведь и то и это есть транслитерация.)

Неизбежность транслитерации признает и цитировавшийся выше скептик А. В. Фролов:«А если признать недопустимость в русском языке слова Белоруссия, то логично следует необходимость и дальнейшего коверкания языка - изменения и образованных от слова Белоруссия производных, т. е. написания по-русски «беларуское» государство и национальность «беларус»… »

Но что Фролов называет «коверканьем языка»?

БелОрус является жителем БелОруси. А такой страны с 19 сентября 1991 года не существует (точнее - с 1920-х годов, а с 1991 года не существует Белоруссии), есть только БелАрусь. Соответственно, ее жители являются белАрусами. По нормам, подчеркиваю, русского языка.

Коверканье языка мы видим как раз сегодня, когда термин «Беларусь» ставится во фразах вместе с термином «белорусы». Однозначно безграмотно выглядит само словосочетание: «белорусы Беларуси». Почему там «о», а тут «а»? Где логика? Где система? Какой-то лингвистический бардак. Оспорить написание слова «БелАрусь» никто уже не в силах, так как оно - единственное официальное название нашего государства. Это абсолютно правильно, так как страна должна иметь международное название, взятое из ее национального языка, а не из языка соседей - россиян или поляков.

Вот характерный пример: журналист Павел Шеремет в статье «Белоруссия - Беларусь. Одна страна - два названия» заметил, что «один знакомый писатель спросил: «Почему Белоруссию вы все время называете Беларусь? Беларусь - это же трактор такой! ».

Люди в России не понимают, что у беларусов вообще есть свой собственный язык, на котором не только трактор, но еще и страна имеет право называться. Поэтому, чтобы эту безграмотность ликвидировать, нет иного способа, кроме как изменить написание «белорус» на «беларус». Тогда лингвистически все будет в норме: «беларусы Беларуси».

Теперь о прилагательном «беларуский». Этот момент кажется «самым спорным», потому что он ярко нарушает нормы русского языка, у любого грамотного человека, пишущего по-русски, вызывает неприятие: не в букве «а» (что легко принимается как производное от «Беларусь»), а именно в отсутствии удвоенной «с».

Однако лингвисты (как сторонники, так и противники этой транслитерации) правы. Читателям этой книги, вряд ли разбирающимся в законах лингвистики, объясню следующую вещь. Слово «беларусский» (с двумя «с») в принципе не может существовать по законам лингвистики, так как оно одновременно и продукт транслитерации с беларуского языка (что отрицает соединительную «о»), и продукт грамматики русского языка (сохраняет удвоенную «с»). Но так не бывает, это то же самое, что быть «чуть-чуть беременной».

Раз уж термин - продукт транслитерации с беларуского языка, то он обязан быть им полностью, а не выборочно - то есть не только в вопросе соединительной «о», но и в вопросе удвоенной «с». Это аксиома для лингвистов: если слово транслитерируется, то полностью. А «гибридом» двух языков оно быть в принципе не может.

По этой причине беларуские лингвисты и историки цитированный выше Закон Республики Беларусь («установить, что эти названия транслитерируются на другие языки в соответствии с беларуским звучанием») трактуют шире, чем только термины «Республика Беларусь» и «Беларусь». Они равно трансформируют на русский язык и название нашего языка (и вообще прилагательное «беларуский»), находя его производным от указанных в Законе терминов.

Соответственно, новое написание терминов должно войти и в русский язык. Не только через «а» (что производно от названия страны Беларусь), но и с одним «с», что является реализацией принципа транслитерации. Например: «беларуский спортсмен», «беларуский климат» и т. д. Ибо раз мы употребляем «а» вместо «о», то автоматически должны употреблять и одно «с» вместо двух. То и другое, как говорится, «идет в комплекте».

Наконец, просто странным кажется выражение «белорусская Конституция» или «белорусский язык» - когда это Конституция Беларуси (не Белоруссии) и язык Беларуси (не Белоруссии). Это то же самое, что говорить: «персидская Конституция Ирана» или «персидский иранский язык».

Второе (считается устаревшим) название – литвины (рус.), ліцьвіны, літвіны (белорус). Общая численность белорусов около 9,4 млн человек.
Проживают компактно в Восточной Европе, в основном на территории Республики Беларусь (площадь 207,6 тыс. км2), где составляют 83,7%

населения (около 8 млн человек). Остальная часть белорусов рассредоточена по странам бывшего СССР (в основном в России и Украине), Польше,

США, Австралии, Канаде и другим странам мира.

Белорусы: 200 лет уничтожения нации, названия и истории

Сохранение белорусов как народа, и наличие своего государства можно назвать чудом на фоне исчезновения десятков европейских наций и народностей под напором более сильных соседей. Но если в Западной Европе при завоевании территории захватчик не разрушал национальных особенностей местного населения, то земли Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ — старое название Беларуси) подверглись двухсотлетнему непрерывному уничтожению нации, названия и истории.

Предыстория

Наше Великие Княжество в эпоху XIII-XVIII веков, пожалуй, мало чем принципиально отличалось от других европейских государств. Страна замков, обширная империя восточной Европы, магдебургское право, разнообразие религиозных конфессий, межгосударственные союзы с Польшей и Швецией, многочисленная литвинская шляхта как основа государства, развлечения аристократии, типографии, своя конституция в образе трех Статутов, литвинский государственный язык (прообраз белорусского), суды, войско, многочисленные внешние войны.

Было все — и победы, и поражения, и давление Речи Посполитой, и конфликты с немцами — обычные перипетии европейского бытия той эпохи. Иногда те времена называют золотым веком нашего народа, но не будем идеализировать – скорее, это было этап нормального развития белорусов.

Уничтожение культуры и ассимиляция белорусов

Катастрофа (это наиболее подходящее слово) началась сразу после разделов Речи Посполитой и вхождения территории нашего государства ВКЛ и народа литвинов-белорусов в состав России. Бывшего врага и конкурента Россия решила попросту стереть с лица земли, стереть все, что напоминало бы о его былом величии и, в первую очередь, память, то есть в конечном итоге постепенно превратить литвинов в русских.

Уничтожение литвинской (белорусской) шляхты

Для выполнения этих замыслов нужно было действовать постепенно, для начала уничтожить многочисленную мелкую и среднюю литвинскую шляхту — основного носителя государственной и национальной идеи Великого Княжества. Первый удар был нанесен по шляхетским правам, практически тысячи шляхетских родов лишались всех званий и привилегий (зачастую и собственности). Чтобы сохранить шляхетское звание (теперь под русским названием дворянин), необходимо было пройти сложный путь доказательств, включая унизительные поездки в Петербург к чиновникам от новой оккупационной администрации.

Абсолютному большинству шляхтичей это было не под силу, в итоге обширные земельные владения из рук литвинов передаются русскому правящему классу — по праву завоевателя. Подтвердить дворянство удалось лишь некоторым богатым родам, которые ввиду своей малочисленности, уже не представляли угрозы с точки зрения поддержания литвинского (белорусского) национального самосознания.

Ввиду того, что вся шляхта, потерявшая свои права и имущество, в то время выполняла роль национальной интеллигенции — это была невосполнимая потеря для народа. Обезглавленная нация потеряла память — цель была достигнута.

Уничтожение самоназвания белорусов – «литвины»

Второй удар пришелся по названию народа и его земли. Ведь, если даже крестьяне продолжали бы называть свою Родину Литвою (как это было уже 600 лет), то рано или поздно народная память могла бы привести к независимости. А ведь Литва в Вильне только начиналась, условным центром скорее был Минск-Литовский (официальное название города во времена господства Российской империи). Началось насаждение русского варианта названия, которое никогда ранее не употреблялось — западная Россия, северо-западный край и др.

Возникло даже новое идеологическое течение — западноруссизм, призванное вести пропаганду о том, что бывшие земли Великого Княжества это западная Россия. Одновременно, в среде крестьянства, не без помощи и пропаганды оставшейся литвинской шляхты закреплялось альтернативное название, которое было более регионально и менее ущербно, чем западная Россия — это Белоруссия (Беларусь). Многие литвины, опасаясь полного национального уничтожения и превращения в русских, приняли именно это самоназвание — белорусы. Между оккупантами и населением был достигнут некий компромисс в названиях и насаждение идеологии «западной России» для Великого Княжества временно приостановилось. Ради сохранения хотя бы некой самобытности, большинство литвинов стали белорусами — этим были сохранены наши этнические особенности.

Восстания литвинов-белорусов

В начале и середине XIX века, литвины предприняли три вооруженных попытки восстановления своей независимости, это союз с Наполеоном и два шляхетских восстания. Во время последнего восстания, руководителем которого был Калиновский, повстанцы стали использовать в своей идеологической тактике новое название своего народа — белорусы. После подавления восстания и расправы над остатками шляхты Великого Княжества, русские власти испугались, что и в названии «белорусы» кроется скрытый потенциал к самостоятельности, поэтому была предпринята повторная попытка насаждения западноруссизма – но, к счастью, она закончилась неудачно.
В этой истории были и смешные казусы, цензоры стали исправлять во многих книгах названия литвин на белорус, ведь никто не знал, что некогда Беларусь обретет независимость, возникнет интернет и все подделки всплывут.

Запрет белорусской церкви

Отдельной черной страницей является запрет униатской церкви на наших землях — национальной церкви литвинов. Тысячи униатских храмов были переданы русской православной церкви, началось нашествие шовинистических и великодержавных попов, целью которых была русификация новой паствы. С этого времени русская православная церковь на Беларуси стала проводником царской идеологии самодержавия, и православие для белорусов стало означать принадлежность русскому миру.

В конце XIX века, когда российские власти поняли, что полностью русифицировать земли Великого Княжества невозможно, и когда белорусы стали признаваться в качестве отдельной народности, стал вопрос о белорусской истории. Это был важный элемент в закреплении достигнутых успехов в ассимиляции белорусов. Главной задачей русской версии белорусской истории было перевернуть с ног на голову понятие белорусской государственности, то есть сказать, что этой государственности попросту никогда не было и что Великое Княжество Литовское это не Родина белорусов, а их захватчик. Учитывая то, что своей интеллигенции (шляхты) уже практически не существовало, и оппонировать такому историческому пасквилю от российских историков было некому — эта унизительная версия нашей истории просуществовала вплоть до последнего времени.

Главная идея и цель такой истории — не дать связать воедино Беларусь и Великое Княжество Литовское, белорусов и литвинов — названий одного народа. И это был правильный расчет России: ведь как только возникает любая информация или взаимосвязь Беларуси и ВКЛ — сразу возникает опасность возрождения белорусов и независимости Беларуси.

Попытки ответного удара белорусов в новом качестве не заставили себя ждать. Бывший литвинский шляхтич Гренивицкий убивает русского царя, бывший литвинский повстанец Богушевич создает новую независимую белорусскую идеологию, напрямую связанную с Великим Княжеством. Это дает начало белорусским политическим партиям начала 20-го века, благодаря которым возникли и БНР и БССР.

Подъем белорусского национального самосознания в первой половине XX века

В 1918 году белорусам удалось восстановить свою государственность лишь на несколько месяцев в виде Белоруской Народной Республики и в 1919 году возник прообраз БССР — полугосударственного образования в составе СССР.

Воспользовавшись временной романтичностью коммунистической идеологии в 1920-х годах, потомкам литвинов удалось занять лидирующие позиции в учреждениях культуры и образования, с оглядкой на большевиков и самоцензурой, они развернули широкую белорусизацию, которая достигла всех слоев общества. В это же время на западной Беларуси (Западная часть ВКЛ), которая попала в состав Польши, тоже началась белорусизация, правда в меньшем масштабе, но на основе истории Великого Княжества и без идеологии большевиков.
Период белорусизации продолжался не долго. Увидев опасность самоопределения белорусов, и Польша и СССР начали политику антибеларусизации. И если в Польше все закончилось на уровне закрытия наших школ и так называемой политикой «санации», то в СССР белорусскую национальную интеллигенцию и администрацию уничтожали физически — тюрьмы, лагеря, расстрелы.

Белорусы и вторая мировая война
Во время второй мировой войны роль оккупантов переняли гитлеровцы, которые использовали не только кнут, но и пряник — разрешили ограниченную белорусизацию с условием упоминания идей немецкого нацизма. Многие белорусы, познавшие национальный гнет и со стороны националистической Польши и со стороны СССР, охотно согласились на циничные условия немецкой администрации и в этот короткий период, за 3-4 года, наряду с прихвостнями нацизма, были воспитаны тысячи молодых белорусов в духе истории Великого Княжества Литовского, многие из которых погибли или в мясорубке военных действий, или в сталинских лагерях.

Итоги исчезновения ВКЛ для белорусов

Подведем итог, не касаясь новейшей истории и современности. Теперь понятно, на какой основе и на каких предпосылках стало возможным появление Республики Беларусь. Тем не менее, после уничтожения ВКЛ и до сегодняшних дней наш народ и наша национальная идея понесли колоссальные потери. Перечислим некоторые из них:
1. Уничтожение нашей страны – Великого Княжества Литовского.
2. Уничтожение литвинской шляхты, как сословия. Конфискация всего имущества, званий и привилегий.
3. Уничтожение названия нашей земли и попытка насадить «западную Русь».
4. Физическое уничтожение или ссылки на верную смерть наших повстанцев с конфискацией их имущества.
5. Уничтожение белорусской униатской церкви.
6. Попытка запрета нашего второго самоназвания «Белорусы».
7. Репрессии против белорусов в межвоенной Польше.
8. Физическое уничтожение или ссылки в лагеря представителей белорусской национальной интеллигенции и администрации в СССР.
9. Массовые потери белорусов во Второй Мировой Войне.

Но на каждую из этих потерь у нас приходилась своя победа, в результате чего сохранился уникальный европейский народ — белорусы, а с названиями мы постепенно разберемся сами.

И последнее, что стоит отметить. В уничтожении литвинов и, позднее, белорусов нет ни грамма вины соседних народов. Геноцид устраивают власти, идеологи, политические группы под влиянием крайних националистических идей. Русский народ всегда испытывал гнет от своих же власть держащих, и обвинять его в целом во всех бедах — это значит разжигать межнациональную вражду. Мы должны простить, но помнить.

Белорусы - народ, относящийся к восточнославянской группе, коренное население Белоруссии. Это государство расположено в Восточной Европе. Оно граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Жителей территории Белорусского Полесья некоторые историки выделяют в отдельную этногруппу. Культура и традиции белорусов имеет общие черты с обычаями русских, поляков, украинцев.

История

Существует несколько версий относительно происхождения этого народа. Некоторые историки считают, что белорусы образовались из смешения восточных славянских племен: волынян, радимичей, кривичей и других. Альтернативой ей выступает версия, согласно которой народ сформировался в ходе ассимиляции балтийского субэтноса со славянами. Также некоторые историки рассматривают тот вариант, что белорусы произошли от финно-угорских племен.
В средние века земли современной Белоруссии занимали различные княжества. Самыми крупными из них были:

  1. Полоцкое - отделившееся от Киевской Руси.
  2. Турово-Пинское - расположенное в Полесье.
  3. Городенское - со столицей Гродно.

В 13 веке население княжеств приняло христианство. Тогда же развилась письменность на основе традиционного славянского языка богослужения (церковного). В это время образовывается Великое княжество Литовское, занимавшее территории современных Литвы, Украины, Белоруссии, юго-западной части России, Польши, частично Молдавии, Эстонии, Латвии. Далее в результате договора между ним и Польским Королевством образовалась федерация этих двух государств - Речь Посполитая. В конце 18 века его поделили между собой Прусское королевство, Австрийская и Российская империи. Белорусская территория отошла к Российскому государству. Белорусов классифицировали как один из субэтносов русского народа. В 1919 году в составе СССР была образована белорусская Республика. С распадом Советского Союза она стала независимой.

Язык

Население Литовского княжества разговаривало на старобелорусском языке, который схож с украинским языком того времени. Вхождение в состав Российской империи сильно повлияло на лингвистику белорусов. В некоторых регионах жители говорят на трасянке - смеси русского и белорусского языков, в которой хаотично распределены элементы той и другой структуры. Подавляющее большинство жителей современной Белоруссии свободно говорят на обоих языках. Причем русским пользуются до 90% жителей как вне дома, так и внутри своей семьи.

Религия

Доминирующая религия в Белоруссии - православное христианство. Есть небольшое число католиков (около 14%), протестантов. Незначительная часть населения причисляет себя к иудеям и мусульманам.

Где живут

Белорусы в основном сконцентрированы на территории своего родного государства. В нем они составляют около 84%. Миграция населения распределяется по граничащим с Белоруссией странам: России, Украине, Литве, Польше. Некоторые переехали в Америку, Канаду, Европу.

Численность

Общая численность белорусов составляет примерно 10 000 000 человек. При этом в родной стране живет почти 8 млн. Остальные распределяются так:

  • Россия - 520 000;
  • США - 780 000;
  • Украина - 275 000;
  • Латвия - 68 000;
  • Казахстан - 62 000;
  • Польша - 47 000;
  • Литва - 35 900;
  • Узбекистан - 15 000;
  • Эстония - 12 000.

В Канаде и Австралии, по разным источникам, проживает от 5 000 до 70 000 и 5400 - 12 000 соответственно.

Название

Термином «белорус» людей, живущих на территории нынешней Белоруссии, стали обозначать примерно в 19 веке. До этого население называлось русинами или литвинами. Относительно самого слова «Белоруссия» существует несколько версий:

  1. Украину называли Червоной Русью, Белоруссию - Белой Русью в соответствии с обозначениями по частям света. Тогда все стороны света имели цветовой символ: запад - белый, восток - синий, юг - красный, север - черный. Московия, куда присоединили белорусов, находилась на западе, поэтому была белой.
  2. Белая означало «свободная», в смысле, независимая от татар.
  3. Часть славянских земель контролировали норвежцы (белые).
  4. Территорию нынешней Белоруссии заселяли люди со светлыми волосами.

Внешность

Белорусы относятся к европеоидной расе. Внешне они не отличаются от русских. Девушки и мужчины очень привлекательны, имеют правильные черты лица. Большая часть населения имеет светлые или русые волосы. Глаза - серые, голубые, серо-зеленые. Иногда встречаются темноволосые и кареглазые. Жители Белоруссии отличаются стройной фигурой, высоким ростом. У представителей этого народа прямой, открытый взгляд, искренние улыбки, которые делают их еще привлекательнее.


Жилище

В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений:

  • околицы
  • застенки
  • выселки
  • деревни

Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К 19 веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами). То, что лежало за ними, называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.

Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.


Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли - завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.

Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два - во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.

Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.

Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут - место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол - самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель:

  • обеденный стол
  • лавки
  • настил для сна, отдыха
  • посудный шкаф

Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.


Одежда

Народные костюмы белорусок невероятно красивы. Яркие, контрастные расцветки, многообразие отделочных элементов, богато украшенных национальными узорами - характерные черты традиционной женской одежды. Женщины умели ткать, шить, вышивать, плести кружева. Они изготавливали одежду для всей семьи. Материалы делали из волокон льна, конопли. Основные детали женского костюма включали:

  • широкая юбка в сборку;
  • рубаха или туника;
  • безрукавка;
  • фартук;
  • повязка или платок на голову;
  • лапти, постолы.

Рубахи шили просторными, с широкими рукавами в сборку, низ которых оформлялся манжетой. Горловину присборивали или делали небольшой отложной воротник. Полочки, рукава щедро отделывали шитьем, вышивкой. Вышивальные нитки брали контрастных оттенков: синие, зеленые, красные. Юбки длиной почти до пола шили из тонких тканей (летний вариант) или шерсти (для зимы). Преобладали яркие расцветки: красные с зелеными, синими полосами, клеткой. Сверху надевали фартук, украшенный орнаментом, лентами, кистями. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука: передний и задний. Сверху юбку подпоясывали красивым цветным узорным поясом.

Во многих регионах женщины носили безрукавку поверх туники. Она была двух типов: укороченная, выше пояса, без застежки и в виде корсета. Второй вариант красиво облегал женскую фигуру, подчеркивая ее достоинства. Корсет застегивался на несколько пуговиц. Его также отделывали вышивкой, тесьмой, гарусом. Головными уборами служили повязки, ленты, венки. Замужние женщины носили платки вокруг головы. Традиционной обувью были лапти, плетеные из бересты, а также постолы - обувь типа мокасин, сделанная из мягкой кожи.


Мужчины носили длинные льняные рубахи навыпуск, подпоясывая их тонким цветным пояском. Штаны шили из сукна, шерсти. Рубашки также украшались национальными орнаментами. Летом мужчины носили шляпы из соломы с полями. Зимой голову защищали теплыми шапками из меха животных или валяного материала. В холодное время года женщины и мужчины носили дубленки, овечьи шубы.

Жизнь

Белорусы всегда почитали родовые связи. Главным в семье был мужчина, выполнявший функции добытчика и защитника. Женщина заботилась о детях, хозяйствовала в доме. Семья состояла из родителей, их женатых детей со своим потомством. Все они жили в одном доме. Существовали женские и мужские типы занятий. Мужским делом считалась пахота, работа в поле, рубка дров. Женскими - уход за хозяйством, домашним скотом, изготовление одежды, стирка, приготовление пищи. Дети с малолетства помогали по хозяйству, в поле.
Основными занятиями белорусов были земледелие и скотоводство. Среди ремесел преобладали:

  • ковка металлических изделий;
  • скорняжное дело;
  • плетение из бересты, соломы;
  • изготовление глиняной, керамической посуды;
  • вышивка, плетение поясов;
  • поделки из дерева, кожи.

Хлебопашество является древним занятием, занимавшим важное место в жизни белорусов. Существовала трехпольная система возделывания земли. Одно из них засевали пшеницей, ячменем, овсом, второе - озимой рожью. Третье поле восстанавливалось после урожая. Затем поля меняли, чтобы дать отдохнуть земле, которая активно плодоносила. Другим главным занятием было скотоводство. Домашние животные обеспечивали крестьян продуктами питания, шкурами, мехом, шерстью. Лошадей использовали как средство передвижения, в возделывании земель.

Традиции

Большую роль в культуре белорусов занимают языческие праздники и обряды. Календарный обрядовый цикл отличается многообразием. С помощью ритуалов отмечали практически все события: посев, сбор урожая, начало весны, лета, проводы зимы и многое другое. К основным праздникам и обычаям относятся:

  1. Коляда
  2. Громницы
  3. Масленица
  4. Гуканьевесны
  5. Пасха
  6. Троица
  7. Юрьев день.
  8. Купала

Повсеместно исполняются такие обряды, как Дожинки, Яблочный Спас, Толока, Покров. Дожинки, Толока являются праздниками урожая. Толока - древнеславянская богиня плодородия. Для обряда выбирали девушку, одевали на нее венок, водили хоровод. Толоке давали угощение, чтобы следующий год был урожайным. На Дожинки пели хлеб из нового зерна, освящали его в церкви. Злаки со старого урожая перемешивали с новыми, чтобы новые дали хорошие всходы. Яблочный Спас отмечают 19 августа. В этот день благодарят богов за плодородную землю, устраивают гулянья с песнями, хороводами. Освящают яблоки и другие фрукты. После Спаса лето поворачивает на осень.


Колядки - традиционный славянский праздник, отмечаемый во многих странах Европы и в России. Начинаясь с Сочельника (6 января), он длится до Крещенских морозов (19 января). В эти дни молодежь ходит по улицам, поет песни, частушки. Колядующие стучатся в дома, исполняют небольшую сценку с пением и получают за это сладости, пироги, конфеты. На Коляду девушки гадали, каким будет жених, дальнейшая жизнь, количество будущих детей.

Громница - праздник, отмечаемый в кругу семьи, связанный с почитанием Огня, Света, Грозы. Он знаменует переход от зимы к весне (15 февраля). Считается, что в этот день можно услышать гром. Громница - одно из имен богини Света. Глава семьи зажигал свечу, обходил с ней весь дом. Масленица - еще один широко известный славянский праздник. Она отмечается целую неделю перед Великим постом. В это время пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гулянья.

Интересным обрядом является Гуканье (зазывание весны). Он исполняется 7 апреля. В этот день прилетают аисты, принося весну. Девушки выходят на высокое место, аукают, поют песни (веснянки), водят хороводы. Празднование Ивана Купала есть во многих культурах, в том числе русской. Он посвящен летнему солнцестоянию, расцвету сил природы. Вода и растения в этот день обретают целебную силу. На лугах собирали травы, засушивали их. Из них делали обереги, магические снадобья. В ночь на Купалу просыпается нечисть. Ведьмы могли украсть лошадь, навредить домашней скотине. Купались в реке только смельчаки, так как русалки могли схватить человека и защекотать насмерть.

Значительным семейным праздником в Белоруссии является свадьба. Это древний обряд, имеющий глубокий смысл. Все действия в нем хорошо продуманы, каждое имеет сакральное значение. Свадьба отмечается в три этапа:

  1. Предсвадебный - сватовство.
  2. Непосредственно свадьба.
  3. Послесвадебный - медовый месяц.

Лучшим временем для свадьбы считалась осень. В это время заканчивался сбор урожая, ничего на мешало гуляньям. Часто женились после Покрова, который символизирует начало зимы. При выборе невесты обращали внимание на такие факторы, как: работоспособность, наличие приданого, зажиточность семьи. Сначала засылали сватов, которые договаривались с родителями девушки. Для невесты проводился девичник - прощание с подругами. Перед венчанием проводился выкуп, после чего жених забирал невесту. Спустя 9 дней после свадьбы устраивали застолье для родителей молодых. Затем начинался медовый месяц.

Еда

Кухня белорусов во многом похожа на русскую. В ней преобладают каши, супы, блюда из корнеплодов, мясные и молочные продукты. Также присутствуют дары природы: грибы, ягоды, растения. Большое влияние на особенности национальной кухни оказало близкое соседство с Украиной, Польшей, прибалтийскими странами. В Белоруссии едят сало, которое солят вместе со шкуркой. Популярностью пользуются шкварки (зажаренные кусочки сала), пришедшие из украинской кухни, полендвица (сыровяленая свинина), относящаяся к польской.

Выпечку делали на основе ржаной, гречневой, гороховой муки. Распространены ячменные, овсяные, гречневые каши. Из молока делают сметану, творог, масло. В салатах и в качестве добавки к блюдам применяются лук, чеснок, крапива, щавель, ботва корнеплодов. Большое внимание уделяется овощам. Капусту, репу, брюкву, морковь варят, парят, тушат, добавляют в каши, супы. Белорусы очень любят картофель. В национальной кухне насчитывается около 200 блюд из этого продукта. Популярными угощениями на основе картофеля являются: драники, клецки, колдуны, капытки, лежень, запеканки, оладьи.


Мясо раньше употребляли нечасто, сейчас его количество в рационе значительно выросло. Белорусы чаще всего готовят свинину, курятину, реже - баранину, телятину, индюшек, кроликов. Из мяса часто делают домашнюю колбасу, его вялят и коптят. Распространены такие блюда, как холодец, рулька, сальцесон. В качестве напитков употребляются: квас, березовый сок, морсы, кисели. Из алкогольных популярна водка, медовуха, самогон на меду и крупах, травяные бальзамы. Популярные блюда белорусской кухни:

  1. Верашчака. Мясное блюдо, традиционно подаваемое к блинам. Ее делают из свиных ребрышек или колбасы собственного приготовления. Нарезанное кубиками мясо обжаривают с луком, тушат в соусе из муки и хлебного кваса.
  2. Драники. Это оладьи или блинчики из тертого картофеля. Подаются со сметаной, вареньем, йогуртом.
  3. Свекольник. Другое название - холодник. Это холодный суп, который едят летом (типа окрошки). Его готовят из свеклы с огурцами, редисом, яйцами. Заправляют квасом, минеральной водой.
  4. Крамбамбуля. Этот алкогольный напиток отличается оригинальным пряным вкусом. Водку настаивают на меду со специями.
  5. Кулага. Очень интересное блюдо, которое традиционно готовят на Купалу. Это своеобразная каша из ягод, солода, муки. Кулага считается десертом.
  6. Картофельная бабка. Запеканка, готовящаяся из тертого картофеля, заправленного жареным мясом, луком, салом. Выпекают в печи, подают со сметаной.

Характерной особенностью является то, что крестьяне почти не употребляли сладкие блюда. Десертами считались кисели, пироги с ягодной, творожной начинкой. В повседневной жизни часто ели черный (ржаной) хлеб. Среди выпечки популярны кнедлики, оладушки, пряники. Блины стряпают из гречневой, ячменной муки, с добавление капусты, тыквы, кабачков.

Белорусы - радушный и гостеприимный народ с открытой душой. Сначала они могут показаться застенчивыми, но при более близком знакомстве показывают дружелюбный и веселый характер.


П онять, «кто я такой», самоидентифицировать себя - жизненно важно для каждого человека. Особенно это актуально для молодёжи, которая только входит во взрослую жизнь. Для уверенности в себе ей нужен некий мировоззренческий фундамент, некая стабильная смысловая платформа, на которые можно было бы опереться, чтобы двигаться по жизни.

То, что само собой разумеется

Слово «Луна» - это только палец,
указующий на Луну, но не сама Луна.
Горе тому, кто перепутает палец с Луной.
Дзен-буддизм

О дной из форм самоидентификации в современном мире является национальность. Если спросить любого человека, кто он понациональности, то он не задумавшись ответит: «русский», «француз», «перс», «белорус», «немец» - и так далее. И это воспринимается большинством людей как нечто само собой разумеющееся.

Однако если мы зададимся вопросами: что такое нация, откуда берутся нации, каковы характерные признаки нации, что отличает нацию от других социальных групп, от других форм общности людей - то мы обнаружим, что однозначно ответить на эти вопросы не так-то просто, не говоря уже о том, чтобы договориться о них с кем-нибудь из собеседников 1 .

Термин «нация» с равным успехом применяется к весьма разным явлениям - к государству, стране, этнической группе и даже к расе.

Как отмечал американский политолог Г. Айзекс:

«...у каждого автора свой перечень ча­стей, которые составляют нацию. Одним признаком больше, одним признаком меньше. Все они включают общую культуру, историю, тра­дицию, язык, религию: некоторые добавляют «расу», а также терри­торию, политику и экономику - элементы, которые в той или иной степени входят в состав того, что называют «нацией» 2 .


И всё же несмотря на то, что нет толком определения термина «нация», о национальных вопросах люди спорят до хрипоты и даже готовы за них убивать и умирать.

Но если нет чёткого и однозначного определения термина «нация», то о чём люди спорят и за что они сталкиваются лбами?

Украинские националисты. Ради идеи национального превосходства готовы даже на силовые методы борьбы. Фото: st.pixanews.com

И следующий вопрос: неужели не очевидно, что, чтобы разрешить все национальные конфликты современности, нужно в первую очередь дать единообразное (метрологически состоятельное) понимание, что же такое - нация?

И именно над этим сегодня должны усиленно работать социологи, дабы избежать социальной катастрофы.

Рассматривать же всё, что связано с межнациональными вопросами, без чёткого определения, что такое «нация» и «национальность» - бессмысленно, глупо и опасно. Однако, именно так поступают в наше время руководители страны, политики, журналисты, «творческая интеллигенция» и прочая «обеспокоенная общественность».

Например, во многих законодательно-правовых документах мира есть вопросы, связанные с национальными проблемами, но при этом ни в одном из них нет чёткого и однозначного определения термина «нация». Такое абсурдное положение дел открывает дорогу к различному словоблудию, спекуляциям и манипуляциям.

Поэтому задача общественной важности выработать единообразное понимание этих вопросов. Внесем в это дело свою лепту.

Кто управляет прошлым?

Сколько сломано перьев, сколько истрачено чернил,
чтобы описать то, чего никогда не было.
Талмуд

Ч тобы понять суть какого-либо явления, нужно всегда, как гласит известный афоризм Козьмы Пруткова, в первую очередь «зреть в корень». Или, как говорится в другом изречении: «Отыщи всему начало и ты многое поймёшь».

Эти высказывания требуют от нас знания о том, «откуда взялись» все народы и «национальности», как «расселялись» и «развивались» с самого начала.

И здесь мы сталкиваемся с первой проблемой - это отсутствие такой науки, как история.

Любой человек, который самостоятельно без предубеждений и оглядки на авторитеты начнёт изучать историю, поймёт, что современные исторические знания (особенно те, которые массово тиражируются) состоят из набора мифов, которые были сфабрикованы так называемыми историками в угоду той или иной политической конъюнктуре и которые ничего не объясняют из нашего прошлого, а только запутывают.

Исторических мифов на сегодняшний день такое количество, что мы уже не можем быть до конца уверены ни в чём, что касается нашего прошлого.

Так, например, в интернете энтузиастами сегодня активно разрабатывается версия о том, что 200-300 лет назад вся наша планета Земля подверглась бомбардировкам боеприпасами по мощности сравнимыми с ядерными зарядами в десятки мегатонн. Приводится множество доводов 3 .

Кто это сделал и зачем - вопрос интересный. Но так называемым историкам нечего ответить сторонникам этой версии, кроме как предать их обструкции и ни к чему не обязывающему осмеянию.

Это говорит о том, что никакой исторической науки не существует.

Да, есть огромное количество различных исторических источников, есть большое количество профессиональных исследователей, которые честно прорабатывают ту или иную отдельную проблематику. Но научного обобщения всего этого материала нет. А есть манипуляция выборочными фактами для фабрикации очередного мифа, который затем включается в общий поток массовой пропаганды.

В такой ситуации докопаться до истоков происхождения наций, народов, этносов, мягко говоря, не самая простая задача. И в реальности такую задачу должна решать серьёзно организованная команда специалистов. Поэтому пока просто ограничимся указанием на проблему.

Раз история нам ничего не даёт для понимания сути нации, нам остаётся анализировать текущую жизнь. Как писал В.О.Ключевский:

«Мы гораздо более научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю. Следовало бы наоборот».


Интуитивно, т.е. без чётких лексических форм, мы всё-таки понимаем, что на сегодняшний день явление нации, как некой общности людей, объективно есть.

Что такое нация?

Н аиболее полное опеределение термина «нация» впервые дано было И.В.Сталиным в работе «Марксизм и национальный вопрос» (с 1917 по 1923 гг. он был Наркомом по делам национальностей РСФСР), которое в различных вариантах представлено сейчас во всех словарях:

«Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры... Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию» 4 .


К этому сталинскому набору критериев нужно добавить ещё общий идеал , который характерен для этой общности.

Ведь как писал Ф.М.Достоевский, «мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным».

То есть суть народа - его идеалы.

К этим определениям мы ещё вернёмся, нам они очень понадобятся в дальнейшем для ответа на вопрос: существует ли белорусская нация?

Всё идёт само собой?

Н о пока зададим вопрос: а почему исторически складываются нации?

Ну хорошо - есть некоторое своеобразие, которое со временем увеличивается до такой степени, что его можно как-то выделить, причесать, пригладить и создать некую нацию.

Но возникают вопросы: а почему надо постоянно концентрироваться на том, что нас разделяет, а не на том, что нас объединяет? Мы что, так и будем делиться и отпочковываться бесконечно?

И следующий вопрос: эти процессы естественные или искусственно поддерживаемые?

На наш взгляд - многие из них искусственно поддерживаемые.

В этнологии ХХ века возникло примечательное направление - конструктивизм . Его сторонники полагают, что нация создаётся в соответствии с определёнными целями, ценностями и интересами, а авторами данного процесса являются социальные элиты и интеллигенция.

Сначала усилиями политиков, правоведов, учёных, деятелей культуры создаются так называемые «мифосимволические комплексы». Затем эти сконструированные национальные «мифосимволические комплексы» превращают в «факт» общественного сознания, используя систему образования, потенциал искусства, средства массовой информации, церковь, науку, праздники и церемонии.

Если согласиться со взглядами конструктивистов, то возникает следующий вопрос: а какие цели у этих авторов, которые занимаются конструированием наций?

На наш взгляд, на сегодняшний день это продолжение древней политики «разделяй, стравливай и властвуй».

В русле этой же политики и то, что на территории стран бывшего СССР создаются нации враждебные России (и, кстати, неважно, какой: монархической, социалистической, либеральной - всё равно).

Объективные причины

Н ельзя сказать, что процесс создания наций - это чисто искусственный и инициированный внешними силами процесс. Есть и непосредственно внутренние разногласия.

Прежде всего - это когда у кого-то возникает желание создать своё «удельное княжество», где он будет единовластным правителем.

Тут могут быть как минимум две причины.

Человеческая - чтобы улучшить качество управления внутри общества, если центр работает неадекватно. Либо обезьянья - стать главным павианом в стае, для того, чтобы независимо от центра потреблять те блага, которые предоставляет ему общественное объединение труда и социальный статус.

Также вопрос о создании своей нации путем отделения от некоей общности возникает в том числе:

Из-за недовольства части общества своим материальным положением (в надежде, что так будет лучше),

Из-за отвратительного управления общественными делами,

Из-за неспособности элит понять: чего хочет народ, из-за беззаботного потребительства управленческой элиты.


Люди начинают искать виновников своих бед, а тут уже подключаются «добренькие дяденьки» либо внутри общества либо «из-за бугра» и указывают на неугодного монарха, президента, царька, государя в моноэтничном (в своём большинстве) обществе и на государствообразующий этнос во многонациональном обществе.

Естественно, это будет сделано не с целью улучшить жизнь в этом обществе, а единственно, чтобы ввести общество в хаос и сожрать его по кусочкам.

Что же можно всему этому противопоставить?

Два типа наций

В работе «Национальный вопрос и ленинизм. Ответ товарищам Мешкову, Ковальчуку и другим» И.В.Сталин внёс уточнения, какие бывают нации:

Буржуазные нации:

1) «Классовый мир внутри нации ради единства «нации»»;

2) «расширение территории своей нации путём захвата чужих национальных территорий»;

3) «недоверие и ненависть к чужим нациям»;

4) «подавление национальных меньшинств»;

5) «единый фронт с империализмом...»


«...Буржуазия и её националистические партии были и остаются в этот период главной руководящей силой таких наций».

И.В.Сталин

Т.е. если обобщить, то можно назвать такие нации: буржуазно-капиталистическими.

Социалистические нации:

1) «Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя победоносного строительства социализма». (По сути, здесь ставится вопрос: об искоренении эксплуатации человека человеком [наше примечание при цитировании]);

2) «уничтожение остатков национального гнёта во имя равноправия и свободного развития наций и национальных меньшинств»;

3) «уничтожение остатков национализма во имя установления дружбы между народами утверждения интернационализма»;

4) «единый фронт со всеми угнетёнными и неполноправными нациями в борьбе против политики захватов и захватнических войн, в борьбе против империализма».

5) «... Рабочий класс и его интернационалистическая партия являются той силой, которая скрепляет эти новые нации и руководит ими....»


«...При этом вы смешиваете совершенно различные вещи: «уничтожение национального гнета» с «ликвидацией националистических различий», «уничтожение национальных государственных перегородок» с «отмиранием наций, с «слиянием наций». Это совершенно недопустимо» 5 .

И.В.Сталин

Белорусский национальный вопрос

Т еперь давайте посмотрим на Республику Беларусь. Является ли та общность людей, которая проживает на её территории, нацией?

Рассмотрим признаки нации относительно Беларуси:

Исторически сложившаяся общность людей. Естественно, то состояние, к которому сейчас пришла Республика, появилось не сиюминутно. Исторический процесс, который этому способствовал, был долгий и не всегда однозначно оценивается. Беларусь имеет интересный и своеобразный (неповторимый) исторический путь. Однако встаёт вопрос о естественности этого процесса.

Устойчивая общность людей. С этим пунктом связан ещё одни вопрос: когда начала образовываться белорусская нация? На наш взгляд, если рассматривать исторический процесс, то формирование современного облика белорусской нации началось с советского периода, когда, во-первых, была образована БССР (первое исключительно белорусское государственное образование), а во-вторых, проводилась политика помощи в становлении и развитии национальной культуры. Именно с этого периода общность людей, проживающих на территории страны, можно назвать устойчивой. И не помешало этому даже фашистская оккупация.

Общность территории. Границы свои Беларусь также получила в советский период. После освобождения Беларуси в 1944 году границы государства устоялись и серьёзно не изменялись до современности.

Общность экономической жизни. Этот вопрос тесно связан с наличием государствености на территории современной Беларуси. Сейчас мы видим достаточно сильную и централизованную вертикаль власти, которая управляет, в том числе и экономической деятельностью в стране, а значит можно сказать, что общность экономической жизни присутствует (а вернее - наличие государственного управления, что шире, чем просто экономическая жизнь).

Общность языка. В Республике Беларусь два государственных языка - русский и белорусский. Но для рассмотрения сути вопроса значение имеет тот язык, который понимает и на котором общаются представители нации, взаимодействуя между собой. Объективно такой язык - русский. Именно этот язык понимают на территоиии всей Беларуси. Те националисты, которые выступают за отмену русского языка и введения в качестве единственного государственного - белорусского, закладывают мину замедленного действия, которая потенциально может привести к разрушению белорусского государства и расколу общества. Поэтому вопрос с языком пока еще не закрыт.

Психический склад, проявляющийся в общности культуры. Если первые признаки, которые мы рассматривали, достаточно просто выявить и сказать: есть ли они или их нет, то культурное своеобразие народа порой бывает тяжело чётко выразить. Относится это и к беларусам. Связано это, в превую очередь, с тем, что белорусский народ представляет собой часть русской многонациональной цивилизации и поэтому сходится по многим признакам с великоросами, малоросами. Но всё же некоторое своеобразие, которое свойственно именно белорусам, есть (и тут роль сыграло также соседство с Польшей и Литвой). Однако тут необходимо чётко обозначить эти особенности и проанализировать - возможно там есть такие черты, которые будут негативным образом сказываться на дальнейшее развитие нации. Например, пассивность и леность, которые в своё время отмечал президент Беларуси .

Идеалы нации. Последний, но наверное самый важный признак - это смысл жизни нации, на осуществление которого так или иначе работает каждый её представитель. То есть это те идеалы, те высшие цели, которые реализует в своей деятельности нация. Об идеологии и национальной идее говорилось много, но понятных для народа и принятых большинством идеалов, не формализовано. Значит, вопрос остаётся открытым.


На сегодня мы можем сказать, что процесс формирования белорусской нации ещё не закончен.

Профессоры Леонид Лыч и Николай Совицкий в своей статье «Калі ў Беларусі з’явіцца свой Томаш Масарык?» пишут:

«...Сёння трэба на самым высокім дзяржаўным узроўні разгледзець моўную сітуацыю ў краіне, выпрацаваць канкрэтныя дзейсныя захады па выратаванні беларускага народа ад этнічнага вымірання і неадкладна прыступіць да іх ажыццяўлення. Час на раскачку ўжо даўно незваротна сышоў. Няхай адпаведныя міністэрствы і ведамствы, прадпрыемствы, усялякага роду холдынгі займаюцца сацыяльна-эканамічным развіццём краіны, а дзяржаўны ідэалагічны апарат сваёй галоўнай дзейнасцю павінен лічыць нацыястваральную .

Хочацца заўважыць, што ў цывілізаваным свеце здавён не лічыцца прэстыжным для прэзідэнта краіны заняцце пераважна толькі развязваннем сацыяльна-эканамічных праблем, і, асабліва, калі такое доўжыцца гадамі. Прэзідэнт краіны - гэта перш за ўсё яе нацыянальны лідар, а не гаспадарнік, Бацька нацыі, а не змагар з карупцыяй. Яго галоўная дзяржаўная функцыя - НАЦЫЯСТВАРАЛЬНАЯ, якой трэба займацца нават тады, калі для нацыі не існуе рэальнай пагрозы страты сваёй этнакультурнай самабытнасці».


Как мы видим, есть желающие быстрее доформировать белорусскую нацию. Только вот вопрос - по какому типу?

Для чего быть белорусской нации?

Е сли проанализировать риторику белорусских националистов, побеседовать с теми, кто искренне озабочен созданием белорусской нации, то напрашивается вывод, что из жителей Беларуси сегодня хотят создать именно буржуазно-капиталистическую (в терминологии И.В.Сталина) белорусскую нацию:

Бывшие помещики и шляхта - главные радетели за создание нации. Не ставится вопрос об искоренении эксплуатации человека человеком. То есть неважно, что будут эксплуататоры (новые помещики и шляхта) и эксплуатируемые - главное, чтобы все объединились в «нацию» (что невозможно, так как: «сытый голодного не поймёт» и наоборот).

Идеализируют ВКЛ как «Золотой век» белорусской нации, Речь Посполитую, и мечтают быть «от мора да мора» (чего, понятное дело, без захвата не осуществить).

Ненавидят Россию и русских (в современном (недо)понимании этого слова).

Агрессия по отношению к тем, кто «не размаўляе на беларускай мове».

Союзнические настроения к капиталистическим империям: то к Германской империи, то к Евросоюзу, то США.

Но мы уверены, что строить олигархическое, русофобствующее, националистическое, феодальное государство белорусский народ по своей воле никогда не согласится . А провернуть это можно будет только в обход его сознания. Что мы считаем крайне неприемлемым.

Что делать?

Во-первых, историкам надо перестать заниматься историческим мифотворчеством и продолжить (а где-то и начать) вырабатывать действительно научные исторические знания. И не исключено, что многие национальные противоречия при этом просто отпадут сами собой. Ведь ещё французский философ Эрнест Ренан в своем докладе, прочитанном им в Сорбонне 11 марта 1882 года, говорил:

«Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности» 7 .

А во-вторых, если уж всё-таки идёт конструирование наций, то всем здоровым силам, которые озабочены мирным развитием и созиданием, надо работать на то, чтобы перевести этот процесс в русло создания социалистической нации по И.В.Сталину.

И тогда в социально справедливом обществе не будут возникать разнородные конфликты, требующие разделения.


Заключение

В заключение предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, фрагмент из доклада Эрнеста Ренана:

«Мы покидаем просторную арену человечества, чтобы замкнуться в условностях соотечественников. Нет ничего хуже для духа и пагубнее для цивилизации. Не будем забывать того основного принципа, что человек является разумным и нравственным существом, прежде чем он примкнет к тому или другому языку, станет членом той или иной расы, сделается приверженцем той или иной культуры. До французской, немецкой, итальянской культур была культура человеческая. Посмотрите на великих деятелей Возрождения: они не были ни французами, ни итальянцами, ни немцами. Благодаря своим сношениям с древностью, они нашли тайну истинного воспитания человеческого духа и посвятили ему свое тело и душу. Как хорошо они поступали!» 7

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.