Причиной социального поведения человека являются инстинкты считал. Определение инстинктов социального поведения

Теория инстинктов социального поведения.

Возникла в США. Первым серьезным центральным трудом считается книга английского психологического работавшего в США Мак-Дугалла ʼʼВведение в социальную психологиюʼʼ (1920). В течение ряда лежит эта книга использовалась как учебник в американских университетах. Согласно его теории психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

Главной причиной социального поведения индивидов является врожденные инстинкты, ᴛ.ᴇ. врожденная предрасположенность к воспринимаемости окружающего и готовность реагировать тем или иным образом. Он считал, что каждому инстинкту соответствует определœенная эмоция. Особое значение он придавал социальному инстинкту, который порождает чувство принадлежности к какой-либо группе.

Эта теория была ведущей в США. Понятие инстинкта со временем заменилось понятием предрасположенность, но основными движущими силами человеческого поведения, основой общественной жизни всœе равно считались потребность в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении и т.д. Большое значение для развития этой теории приобрели работы Фрейда особенно структура личности и движущих сил развития, также важными оказались механизмы снятия стресса. Созданная им теория психологической защиты получила дальнейшее развитие в социальной психологию в настоящее время выделяют 8 способов психологической защиты:

1)Отрицание проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки информации. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает его благополучию…

2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутреннего конфликта͵ предполагает не только выключения из сознания негативной информации, но и особые действия по сохранению позитивного я образа, ᴛ.ᴇ. человек не только может забывать не приемлемые для него факты, но и выдвигает ложные, но приемлемые объяснения его поступков. 3)Проекция – бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений личностных качеств, чаще всœего негативного свойства.

4)Замещение – снятие внутреннего напряжения путем переноса, переадресовки действия направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.

5)Идентификация – установление эмоциональной связи с другим объектом отождествления себя с ним. Часто позволяет преодолеть чувство собственной неполноценности.

6)Изоляция – защита от травмирующих фактов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми. Утрата способности к сопереживанию. И самыми эффективными являются:

7)Рационализация проявляется в форме снижения ценности недостижимого. 8)Сублимация - ϶ᴛᴏ перевод нереализованных желаний (сексуальных) в социальное приемлемое русло.

9)Регресс - ϶ᴛᴏ возврат к прошлым (детским) формам поведения. Идеи Фрейда относительно человеческой агрессивности и способов психологической защиты нашли новое развитие в работах американского психолога Эрика Фромма (1900-1980) (2Бегство от свободыʼʼ).

Теория инстинктов социального поведения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория инстинктов социального поведения." 2017, 2018.

Одной из первых самостоятельных концепций в С.п., является теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла. Работа Макдугалла "Введения в С.п." вышла в 1908г., и считается годом окончательного утверждения С.п. в самостоятельном существовании. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения призаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию "целевой" или "гормической" (от греческого "гормэ" - стремление,желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдаугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собствености; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инситнкт и чувство принадлежности. Из инсинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Роль этой теории в истори науки оказалась весьма отрицательной: интерпритация социального поведения с точки зрениянекоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Социально-психологические взгляды Г.Лебона. Номиналистическая социология Г.Тарда и эволюционная социология Э.Дюркгейма.Теория подражания и массовая коммуникация. Значимость психоаналитических идей для развития С.п.(см. лекции по социальной психологии)

Экспериментальный этап разития С.п. (В.Меде, Ф.Олпорта).

Начало 20 в. считается началом превращения С.п. в экспериментальную науку. Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Меде и в США Ф.Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения С.п. в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее вариенте С.п. получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило моциальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. С.п. стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гешталь-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода С.п. набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа. В начале50-х гг. 20 в. резко стали возрастать критические тенденции в С.п. Оживляется интерес к теоретическому знанию.



Социометрическое направление Дж. Морено. Интеракционизм. (см. лекции по социальной психологии)

Раздел 4. Тема 1 СП.

Сущность социального поведения

Социальное поведение человека выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.

Определение 1

Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.

Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.

Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.

Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.

Развитие поведения в социуме

Социальное поведения играет в жизни человека очень важную роль. Отсюда и важность для социологической науки не только изучение данного понятия, но и детальный анализ его развития.

Замечание 1

Социальное поведение является очень многоаспектным, и включает в себя не только социальные взаимодействия людей между собой, но и взаимодействие человека со всем обширным миром вещей, которые имеют для него свое уникальное значение на каждом этапе развития и социализации.

Развития социального поведения личности или отдельной, более широкой социальной группы напрямую зависит от различных биологических и психологических процессов в организме человека. К таким процессам относится:

  • половое созревание,
  • уровень и развитие восприятия, осознания, понимания окружающего мира и его процессов,
  • развитие памяти и способности к обучению.

Как только у человека формируется собственное мировоззрение, взгляд на вещи и события, интерпретация конкретных понятий, то и осознаются мотивы социального поведения, появляются четко очерченные цели, оценка собственных интеллектуальных, физических и психологических особенностей и возможностей. В этом и состоит суть развития социального поведения – наличие осознанности самого себя и своего места в окружающем мире. Формируется социальное поведение в зависимости от многообразия своих видов, которые мы раскроем в следующем разделе.

Теории социального поведения и его развития

Поскольку социальное поведение является объектом исследований ряда социологов и психологов, то стоит отметить и наличие достаточно большого количества теорий, которые раскрывают сущность социального поведения, особенности его развития и разновидностей.

Одна из наиболее ранних и изученных теория социального поведения является теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева («Организм. Индивид. Личность. Индивидуальность»). Он рассматривает ряд признаков, которые представляют собой отличия между высшими животными и человеком. К ним относятся следующие признаки, которые влияют на социальное поведение:

  1. Анатомо-морфологические различия;
  2. Различия в организации психики;
  3. Развития во взаимодействии с миром (как субъектов).

Развитие индивидуальности личности происходит исходя из особенностей его индивидных свойств (психологических, физиологических, интеллектуальных). Вся совокупность этих свойств оказывает влияние на формирование социального поведения и представление себя как части этого мира.

Следующая теория – это диспозиция. Она больше затрагивает основу нормы права, именно по этой причине диспозицию называют частью нормы, которая содержит в себе всю совокупность правил поведения, которым должны соответствовать и следовать все возможные субъекты права. Нормы права предусмотрена в зависимости от Конституции, законодательных документов и актов.

Ситуативная теория Т. Хилтона, которая определяет не только социальное поведение личности, но и природу его лидерства. Таким образом, природа лидерства проистекает из основных и выдающихся качеств человека, которые присущи также лидерам: коммуникабельность, ответственность, самоуверенность, вера в командный дух, желание совершать поступки во благо общественности, а не только с учетом собственных интересов и потребностей.

Но социальное поведение рассматривается исследователями не только в рамках нормы, но и в рамках асоциального (девиантного) поведения. Сюда входит бихевиоральный подход к определению (детерминации) девиантного поведения личности и социальной группы. Эта теория в течение нескольких лет рассматривалась как результат научения, а ее основателями являются Э. Торндайк, Дж. Уотсон и Б. Скиннер. Ключевая идея – социальное и асоциальное поведение личности и социальной группы направлено на то, чтобы приспособиться к окружающей среде, адаптироваться к ее постоянным динамичным изменениям. В таком случае в человеке проявляются все его качества, а также способы поведения, которыми он пользуется для достижения поставленных целей.

Развитие теории инстинктов

Последним из великих открытий Фрейда является его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 году, при работе над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд приступил к фундаментальному пересмотру всей своей теории инстинктов. Он отнес характеристики инстинкта к «принудительным повторениям» и в первый раз сформулировал новую дихотомию «Эрос – инстинкт смерти», природу которой подробно обсудил в работе «Я и Оно» (1923) и в последующих сочинениях. Эта новая дихотомия «инстинкт жизни (Эрос) – инстинкт смерти» заняла место исходной дихотомии «Эго – сексуальные инстинкты». Хотя теперь Фрейд попытался отождествить Эрос с либидо, новая полярность представляла собой совершенно иную концепцию побуждений.

Работая над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд еще совершенно не был убежден в том, что его новая гипотеза валидна. «Можно спросить, – писал он, – насколько уверен я сам в справедливости изложенных на этих страницах гипотез. Мой ответ мог бы быть следующим: сам я не уверен и не стремлюсь принудить других в них верить. Точнее, я не знаю, насколько я убежден в них» . Учитывая, что Фрейд пытался разработать новую теоретическую доктрину, угрожающую валидности многих более ранних концепций и потребовавшую огромных интеллектуальных усилий, его искренность, столь блестяще проявляющаяся во всех его работах, особенно впечатляет. Последующие восемнадцать лет он посвятил разработке новой теории и все больше испытывал убежденность в ее верности, которой ему сначала не хватало. К такому результату привело не добавление совершенно новых элементов, а скорее интеллектуальная «проработка»; это, должно быть, еще более усилило его разочарование тем, что лишь немногие его последователи поняли и разделили его взгляды. Новая теория нашла полное изложение в работе «Эго и Ид».

Чрезвычайной важностью обладает следующее предположение: «С каждым из двух классов инстинктов следовало бы связать особый физиологический процесс (анаболизма или катаболизма): обе разновидности инстинктов должны были бы быть активны в каждой частице живой материи, хотя не в равных пропорциях, так что какая-то одна субстанция была бы главной представительницей Эроса. Эта гипотеза совершенно не проливает свет на то, каким образом два класса инстинктов соединяются, смешиваются, сплавляются друг с другом, однако то, что это происходит регулярно и весьма широко, – допущение, необходимое для нашей концепции. Как результат объединения одноклеточных форм жизни в многоклеточные, инстинкт смерти у единственной клетки может успешно нейтрализоваться и деструктивные импульсы могут быть направлены во внешний мир при помощи особого органа. Этот особый орган представлялся бы мускульным аппаратом, и таким образом инстинкт смерти выразился бы – хотя, возможно, лишь частично – в инстинкте разрушения, обращенного на внешний мир и другие организмы» .

Этими формулировками Фрейд более эксплицитно выразил новое направление своей мысли, чем в книге «По ту сторону принципа удовольствия». Вместо механистического физиологического подхода, содержащегося в прежней теории, которая строилась на модели химически вызываемого напряжения и необходимости ослабить это напряжение до нормального уровня (принцип удовольствия), новая теория имеет биологический характер; предполагается, что каждая клетка организма наделена двумя базовыми свойствами живой материи: Эросом и стремлением к смерти. Впрочем, принцип ослабления напряжения сохранен в более радикальной форме: редукции возбуждения до нуля (принцип нирваны).

Годом позже, в «Экономической проблеме мазохизма» (1924) Фрейд сделал еще один шаг: проясняя отношения между двумя инстинктами, он писал: «Задача либидо – сделать инстинкт разрушения безвредным, и эту задачу оно выполняет, в значительной мере обращая его – при помощи особой органической системы, мускульного аппарата – наружу, на объекты внешнего мира. Тогда этот инстинкт получает название инстинкта владычества или жажды власти. Часть инстинкта напрямую служит сексуальной функции, где играет важную роль: это и есть садизм. Другая часть не участвует в этой обращенности наружу: она остается внутри организма и, при помощи сопутствующего сексуального возбуждения, описанного выше, делается либидозно связанной. Именно в этой части мы узнаем исходный, эротогенный мазохизм» .

В «Новых вводных лекциях» (1933) Фрейд придерживался той же позиции. Он говорил об «эротических влечениях, которые стремятся объединить все больше живой материи во все бо?льшие Единства, и об инстинкте смерти, который противится такой попытке и переводит живое обратно в неорганическое состояние» .

В тех же лекциях Фрейд писал об исходном инстинкте разрушения: «Мы может воспринять его лишь при двух условиях: если он объединяется с эротическими влечениями в мазохизм или если – с гораздо меньшим эротическим добавлением – он направлен против внешнего мира как агрессивность. Следует отметить важность возможности того, что агрессивность может оказаться не в силах найти удовлетворение во внешнем мире, столкнувшись с реальными препятствиями. Если так случится, она, возможно, отступит и увеличит само-деструктивность, господствующую внутри. Мы рассмотрим, как это на самом деле происходит и насколько важен этот процесс. Задержанная агрессивность наносит тяжелое увечье. Действительно, представляется, что нам необходимо уничтожить какой-то предмет или человека, чтобы не уничтожить себя, чтобы защититься от импульса самоуничтожения. Печальное открытие для моралиста! .

В двух своих последних статьях, написанных за год или два до смерти, Фрейд не внес существенных изменений в те концепции, которые развивал в предыдущие годы. В работе «Конечный и бесконечный анализ» он еще более подчеркивал силу инстинкта смерти. Как писал Джеймс Стрэчи в редакторских примечаниях, «самый мощный препятствующий фактор из всех, полностью находящийся вне нашего контроля, – это инстинкт смерти » . В «Очерке истории психоанализа», написанном в 1938, а опубликованном в 1940 году, Фрейд подтвердил систему прежних предположений без каких-либо важных изменений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Формирование и развитие технической теории Основные фазы формирования технической теории Первые технические теории формировались как приложение физических теорий к конкретным областям инженерной практики, как правило, в две фазы. На первой фазе образуется новое

Из книги Физика и философия автора Гейзенберг Вернер Карл

Эволюционное и революционное развитие технической теории Развитие технической теории проходит двумя основными способами – эволюционным и революционным. В первом случае происходит выделение новых исследовательских направлений и областей исследования в рамках одной

Из книги Том 26, ч.2 автора Энгельс Фридрих

V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА В СРАВНЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ В КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ В течение двух тысяч лет, последовавших за расцветом греческой науки и культуры V - VI веков до н. э., человеческая мысль была занята прежде всего проблемами, сильно

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

Положением Андерсона (которое отчасти встречается также и у А. Смита) - о том, что «не рента, получаемая с земли. определяет цену ее продукта, а цена этого продукта определяет земельную

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

Глава четвертая. Опыт революции и развитие теории (1848 –

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

II. Развитие теории познания В «Опыте о человеческом разуме» Локка теория познания начиналась психологическим рассуждением о происхождении понятий, но Локк не развил подробно своего представления об их происхождении из внешних и внутренних чувств. Большая часть второй

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последним из великих открытий Фрейда является его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 году, при работе над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд приступил к фундаментальному пересмотру всей своей теории инстинктов. Он отнес

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Из книги Энгельс – теоретик автора Кедров Бонифатий Михайлович

Критика фрейдовской теории инстинктов Фрейд оставался пленником образа мыслей и чувств общества, в котором жил, и выйти за его пределы был неспособен. Когда ему открылось новое понимание, только часть его – как и его следствий – оказалась осознанной, в то время как

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

Глава десятая. Развитие материалистической диалектики как теории и метода

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Обобщение опыта революции и дальнейшее развитие теории Революция 1848 – 1849 гг. явилась первой исторической проверкой марксизма. Результат этой проверки был двоякий. Главное – она подтвердила правильность новой теории. Вместе с тем она показала ее недостаточность. Теория

Из книги Философия права [Курс лекций] автора Моисеев Сергей Вадимович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Одной из важнейших идей марксистской философии, выдвинутых и обоснованных Лениным, является идея о том, что материалистическая диалектика, понимаемая прежде всего как

Из книги автора

2. Дальнейшее развитие и реализация ленинских идей о диалектике как логике и теории познания Период развития советской философии, начинающийся примерно со второй половины 50-х годов и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется прежде всего тем, что

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭНГЕЛЬСОМ ТЕОРИИ МАРКСИЗМА В ПРЕДДВЕРИИ НОВОЙ ЭПОХИ (конец 80 – середина 90-х годов XIX

Из книги автора

Развитие теории революционного перехода к социализму В произведениях 90-х годов Энгельс уделял большое внимание теоретическим проблемам пролетарской революции, развитию ее предпосылок, формам революционной борьбы. В работах «К критике проекта социал-демократической

Из книги автора

Классические теории естественного права: их происхождение и развитие Идеи естественного права пришли к нам из глубины веков. Они коренятся в древних представлениях о единстве социального и природного (естественного) порядка.Мир, космос представлялся людям древности и

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Социология

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.

Основа социального поведения- психическая реальность. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Вместе с тем, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Важным моментом для исследователœей научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.

Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы - гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на базе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия 2) Внушение 3) Подражание

41."ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ".

В корне лежит чисто философская концепция.Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное слзнание,ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет направление деятельности.Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. В дальнейшем отказался от понятияʼʼ дух целого и дал более четкое понятие. Далее предложил исследовать язык обычаи и мифологию. В языке заложены великие смыслы, разные я зыки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Там изучались пласты обыденного сознания: культура, формула повсœедневного поведения.Все изучения дают возможность предсказывать реакцию народов на определœенные внешние воздействия. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Язык, миф, обычай - ϶ᴛᴏ не фрагменты народного духа, но самый данный дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает всœе остальные процессы. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом ʼʼмифʼʼ принято понимать всœе первобытное миросозерцание, под словом ʼʼобычайʼʼ - всœе зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык - ϶ᴛᴏ форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, методы психологии народов по В. Вундту - ϶ᴛᴏ анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в т.ч. и психология народов, - ϶ᴛᴏ не наука о законах, по крайней мере, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития ʼʼдуши народаʼʼ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.