Как не стать зависимым от компьютера. Зависимость от компьютерных игр: как победить современный недуг? Почему развивается игровая зависимость от компьютерных игр

Зависимость от компьютерных игр - это настоящая проблема современного человечества. Виртуальные игры затягивают, приковывают внимание, отбирают ценное время, которое просто проходит впустую. Есть ли лечение зависимости от компьютерных игр и как сделать так, чтобы оно помогло? Ответ на этот вопрос лежит через понимание психологии тех, кто в нее вовлечен больше, чем в реальность.

  • Кто и почему находится в зоне риска быть зависимым от компьютерных игр?
  • В чем негативные стороны психологической зависимости от компьютерных игр?
  • Почему у людей, которые зависят от компьютерных игр, бывают всплески агрессии и они делают перенос из виртуальности в реальность?
  • Как полностью и абсолютно избавится от зависимости от компьютерных игр?

Кто вы, уважаемый читатель? Озабоченный и опечаленный родитель, который ищет информацию о зависимости детей от компьютерных игр? Любящая жена или заботливый муж, который обнаружил признаки зависимости от компьютерных игр у своей второй половинки? А может быть, вы сами ощущаете и понимаете, что что-то в вашей жизни не так, что слишком уж много времени и значения вы уделяете компьютерным играм?

Так или иначе, очевидно одно: зависимость от компьютерных игр существует, это не выдумка и не надуманная шумиха вокруг несуществующей проблемы. Для самих играющих, игра самая что ни на есть реальность, которая ведет к настоящим проблемам. Игра создает мир, в котором можно найти отдушину, одновременно она мешает жизни и словно делает из человека изгоя - именно таким игрок рискует стать после многих лет зависимости от компьютерных игр. И симптомы, которые можно наблюдать у игрока, более чем пугающие даже для него самого.

Что делать? Как избежать зависимости от компьютерных игр? Где искать спасения? Есть ли лечение?

Прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте договоримся об одной условности. Мы не будем осуждать человека, который страдает зависимостью от компьютерных игр, а постараемся понять, почему игрока так влечет туда, в виртуальный мир. И именно через это понимание у нас получится найти ответы на обозначенные выше вопросы.

Я еду в троллейбусе. Возле меня парнишка, лет 15, завис в планшете, умелыми пальцами пытается пройти сложнейший уровень своей игры. Мальчик сосредоточен на процессе, его упорное рвение к победе удивляет, его напряжение, с которым он подходит к игре, завораживает - такое ощущение что сейчас, в данный момент вся жизнь его зависит от победы. И нет ничего вокруг. И никого.

Я заглядываю в его экран через плечо и вижу - проиграл парнишка. В который раз, очевидно. Хотя наружу он не выражает никаких эмоций, на лице ни один мускул не дрогнул, я буквально ощущаю его злое разочарование. Но он времени даром не теряет - по новому запускает тот же уровень. И снова - в бой!

Парень словно бы проваливается в игру. Вот это жизнь! Красивейшая графика, прекрасно прорисованные до мельчайших подробностей персонажи, огромная скорость отклика на малейшее движения одним пальцем - кажется что игрок - сам Бог в этой игре.

Но вот в игру лезет мама парнишки. Она вдруг резко дергает его за плечо, кричит в ухо - наша остановка, пора выходить. Именно в этот самый момент, на экране происходит решающий эпизод. Наверное, тот, который мальчик проходил уже множество раз. И каждый раз - проигрывал. Тот, за победу в котором он, наверняка, сейчас, в данный момент, готов отдать полжизни и полцарства, если бы оно у него было.

Парнишка продолжает играть, но мама тянет его, а троллейбус неумолимо начинает тормозить. Игрок не в силах отвести взгляд от экрана, он старается одновременно, и играть, и встать, и пройти к выходу. И, конечно же, случился конфуз. Парень задел какую-то тачку бабки, по салону посыпались яблоки и выкатились в уже открытые двери. Бабка охает, пассажиры недоумевают, парень и мать выкатываются из троллейбуса. И сквозь уже закрывающиеся двери я слышу, мамины крики и причитания о том, что все внимание мальчика, вся его жизнь в этой чертовой игрушке и в компьютере, что он плохо учится и не общается со сверстниками, что он настоящий отшельник. Ее голос срывается на визг, она буквально тащит ребенка, который выше ее самой на голову, за шиворот и что-то орет. Что, мне уже не слышно.

Удивительно, но мальчик так и не отрывает глаз от экрана. Он продолжает играть и, кажется, не слышит мать. А она, хотя и угрожает забрать игрушку у сына, не делает этого, потому что знает, какая неадекватная реакция может быть в ответ на это действие, в том числе и агрессивная.

Мне жаль маму, она ведь действительно хочет всего то, чтобы сын был счастлив. Но еще больше мне жаль мальчика, потому что он тоже просто хочет, чтобы его оставили в покое.

В компьютерные игры играли, наверное, все. Через системно-векторное мышление легко понять, что те, кто сутками проводит время за компьютерными играми – это чаще всего люди, обладающие звуковым вектором . Именно у звуковиков есть целый набор характеристик, который и делает их потенциально зависимыми игроками.

Для всех людей на свете, которые родились без звукового вектора, обычный мир - это вся жизнь. Такой человек с раннего возраста научается общаться с другими себе подобными, отличать растения и животных, извлекать пользу-выгоду, создавать что-то качественное, строить города, жить в государстве. Для звуковика мир вокруг иллюзорен. Чем меньше звуковик сумел развиться, социализироваться, приобрести социальные навыки, тем более иллюзорен для него окружающий мир.

Спасением зачастую становятся компьютерные игры, они подменяют для звукового человека реальный мир, вовлекая его в виртуальность, как в настоящую жизнь. Жизнь, в которой все по-другому, в которой можно по-настоящему (как кажется звуковику) жить. Там весь мир строится вокруг него, он решает, что в этом мире происходит. В нем он Бог и царь, почти Творец. Да и не мешают всякие телесные недостатки, например, запахи.
Казалось бы, ну, что тут такого. Ну, играет человек себе в игру, ну и пусть играет. Он же никому не мешает своим действием. Особенно, когда речь идет о детях. Кто-то играет в реальные игры, а этот - в виртуальные - в чем разница-то? На самом деле разница есть и она огромная.

Человек со звуковым вектором всю жизнь живет с особенным делением мира: на внутреннее и внешнее. Для него как бы существует две отдельные среды: одна - его душа, то, что он переживает внутри себя, и другая - мир вокруг него. Уже будучи маленьким, он различает эти два мира друг от друга, и тянется за пониманием, где лежит грань между ними. В 6 лет он задает вопросы "почему я родился?", "что будет, когда я умру?", "есть ли Бог и какой он? " И тот мир, который внутри для него очень важен и ценен, а тот, что снаружи - он снаружи, не изучен и часто враждебен. Когда маленького звукового ребенка правильно воспитывают, прививая ему мораль общества, развивая внутренние нравственные установки, у него формируются барьеры и принципы, именно они позволяют ему жить в обществе адекватным человеком. Но пока он маленький, пока этих границ еще нет, попадая в виртуальные игры, где стирается грань между явью и вымышленным миром, он все больше закрепляется в мысли, что внешний мир - это всего лишь иллюзия. Чем больше он зависает в играх, тем большим социальным неадаптантом становится. Все больше живя в своей иллюзии, он рискует никогда не получить никакие ни моральные, ни нравственные ограничения, а значит - позволить себе все, что ему в какой-то момент захочется.

Если по 20 часов в сутки без перерывов палить из пистолета по персонажам, прорисованным до морщин, то постепенно происходит сдвиг, когда ненавистный реальный мир сливается с виртуальным. Возникает ощущение, что и обычные люди на улицах - это почти такие же персонажи и можно выразить свою ненависть к ним, просто нажав курок. Звуковик, потерявший связь с реальностью, может такое сделать. И ленты новостей время от времени взрываются такими жуткими сообщениями массовых расстрелов .

Окунаясь в виртуальную реальность, человек с ненаполненным звуковым вектором попадает в западню. Он перестает стремиться к выполнению своей роли, то есть фактически начинает деградировать, как личность, социально полезный член общества. В то время как его такая жизнь устраивает, ведь приносит меньше дискомфорта. А в это время, по-настоящему происходит вот что: он перестает учиться, плохо работает и становится обузой, как для родных, так и для учителей или работодателей. От него все хотят избавиться, его избегают, и так постепенно он вытесняется из нормальной жизни. А это еще больше вталкивает его в игру, из которой уже никогда не хочется выходить.

Взрослый развитый человек со звуковым вектором, с головой "ушедший" в игру, еще имеет шанс выйти из нее. Ведь бежит он туда от депрессий, от своих звуковых вопросов, и, наполнившись, может еще вернутся к полноценной жизни. А вот если ребенок изначально до пубертата не развивается, не получает морально-нравственную прививку от родителей и общества, живет в играх, рискует навсегда перестать отличать реальность и виртуальность.

Если Вы родитель ребенка или близкий человек того, у которого наблюдается зависимость от компьютерных игр: Если Вы сами ощущаете в себе зависимость от компьютерных игр, и это настораживает Вас:
Усвойте одно, чем больше Вы давите на игромана, чем больше пытаетесь переделать его, тем больше усиливаете дискомфорт в этом мире для него, тем самым еще больше толкаете его в игру. Насильно забрав компьютер, запретив игры, Вы можете своими руками привести к катастрофе. Это не значит, что не нужно действовать. Необходимо, и не откладывая ни на день. Но не запретами и нравоучениями, а выманивая игромана из его виртуального пространства тем, что будет ему более интересно в этом мире. Имейте ввиду, что Вы не зря беспокоитесь. Да, зависимость от компьютерных игр - это действительно проблема. И да, она будет прогрессировать. Само собой все не пройдет и не рассосется, неважно какого Вы возраста и пола. Но и отказаться от этого просто так, на силе воли или самозапрете тоже не получится. Просто потому, что наш организм так не устроен: Вы будете продолжать делать то, что приносит Вам удовольствие. А компьютерная игра это удовольствие Вам приносит, хотя оно и небольшое (а кажется большим просто потому, что не с чем сравнивать). Избавиться от этого можно только заменив удовольствие от игры, чем-то большим по массе и значению.

Как избавиться, или избавить близкого человека от зависимости от компьютерных игр?

Вылечить от зависимости от компьютерных игр человека/ребенка нельзя просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Это как лишить голодного еды, как забрать у жаждущего воду. Конечно, мы понимаем, что компьютерная игра - это плохой наполнитель для звукового вектора, как пресная овсянка для голодного, но она - все, что у него есть. Ничего кроме агрессии и глухого непонимания, в ответ нельзя ожидать. Более того, запрет только усилит желание играть, и этим самым мы еще больше втолкнем его в эту самую зависимость. А если еще и давить на игрока, кричать на него, принуждать к чему-то, напрягать его, то мы как будто бы сами, своими руками, его в виртуальный мир вталкиваем. Ведь там всей этой ругани и тупой суеты нет, ведь там - хорошо!

Нужно не отбирать игру у зависимого от компьютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней. Если дать человеку более вкусную еду, он сам откажется от пресной овсянки.

Поэтому есть только один путь лечения от зависимости от компьютерных игр - и он не простой. Звукового человека можно вытащить из игры только дав ему ответы на его внутренние вопросы "зачем?" и "почему?" Кстати, отвлечь зависимого человека от компьютерных игр можно буквально за пару минут, просто, заведя с ним разговор на тему смысла жизни и внимательно выслушав его соображения на этот счет. А у него их обязательно найдется множество и многие из них - плохие и депрессивные, что не удивительно для подавленного звуковика. Но привлекая его внимание вопросами, зацепляя его «наживкой», давая понять, что этот ответ существует, постепенно его можно вытащить из ямы игровой зависимости и привести к другой жизни.

Где же искать эти самые ответы на вопросы "зачем?" и "почему?" Они лежат в понимании человеческой природы, особенностях всех людей, их жизни, а главное - того самого звукового вектора , от которого и идут все эти душевные терзания. Об этом на тренингах по системно-векторной психологии рассказывает Юрий Бурлан. Читает свои лекции он в режиме онлайн, так, что каждый желающий может их посетить, в независимости от места проживания. Каждый месяц проводятся бесплатные лекции, о ближайших датах узнайте или щелкнув по баннеру:

Если вас интересует не только зависимость от компьютерных игр, но и другие злободневные вопросы, обязательно подписывайтесь в форме внизу на нашу рассылку. В каждом выпуске вы найдете для себя множество полезной, интересной информации.

Как понять, насколько безобидна компьютерная игра? Что такое зависимость от компьютерных игр и как с ней бороться?

Всемирный технологический прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, доступным только избранным, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и на работе, и дома, когда мы «отдыхаем» после тяжелого дня. Бесспорно, нет ничего ужасного в том, чтобы вечером посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми, или, по крайней мере, о них не слышали. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека – первые из них возникли в далеких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами и/или сама являющаяся партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало целой огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю «для расслабления» никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить? Давайте разберемся.


Игровая компьютерная зависимость, или игромания - форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…


Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

  1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
  3. Эйфория или просто хорошее самочувствие, находясь за компьютером и играя в игру;
  4. Неспособность запланировать окончание сеанса игры и время, проведенное за компьютером;
  5. Забывание о домашних и рабочих обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
  6. Большие денежные вложения на обеспечение постоянного обновления устройств и программного обеспечения компьютера;
  7. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем, в пользу проведения как можно большего количества времени в игре;
  8. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение механического «поглощения» нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
  9. Злоупотребление психостимуляторами: кофе, различными энергетиками;
  10. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми, кто хоть что-то в этом понимает.

Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Нередки такие физические симптомы:

  • Нарушения зрения, сухость в глазах;
  • Головные боли;
  • Изменения режима сна, расстройства сна;
  • Нарушения пищеварения вследствие нерегулярного и неправильного питания;
  • Частые боли в спине, вызванные долгим сидячим положением;
  • Проблемы с осанкой;
  • Снижение иммунитета;
  • Постоянное чувство усталости;
  • Туннельный синдром – поражение нервных стволов в области запястья. Такое нарушение возникает из-за неудобных условий работы с мышкой и клавиатурой и длительного перенапряжения мышц;
  • Пренебрежение личной гигиеной и связанные с этим проблемы.

Психологические симптомы зависимости менее заметны невооруженным глазом, но от этого не менее значимы. Сам игрок может и не замечать, какую уйму времени он тратит на игры, как забывает поесть и отдаляется от родных и близких.

По утверждению психологов, наиболее подвержены игровой компьютерной зависимости люди, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенные жизнью и собой, застенчивые от природы и имеющие комплексы. Игра дает им возможность уйти в другую реальность, осуществить свои желания, испытать новые эмоции, почувствовать себя сильным, значимым, вооруженным. То есть, по сути, происходит подмена реальной жизни виртуальной игрой.


К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

  1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
  2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
  3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
  4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
  5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
  6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
  7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
  8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.


Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.


Любое нарушение всегда проще предупредить, чем вылечить. И игромания тому не исключение. По мнению психологов, очень важная часть профилактики игровой компьютерной зависимости (как, впрочем, и других зависимостей) – разъяснительная работа, в первую очередь, среди молодежи. Необходимо приводить им примеры, как подобная зависимость рушила человеческие жизни, приводила игроков к нищете, к потере любимых занятий и прежних интересов. Важно указывать, что нередко игромания является следствием слабого характера и отсутствия силы воли. Также в профилактике игромании среди детей немаловажным является положительный пример самих родителей и близких взрослых – постоянно наблюдая, какой яркой и интересной может быть реальная жизнь, самостоятельно принимая в ней участие, ребенок вряд ли захочет променять ее на виртуальную. И, конечно же, не стоит пренебрегать близким эмоциональным контактом с ребенком – найдя его в кругу родных и друзей, дитя не будет вынуждено гоняться за ним, убегая в компьютер.

Если же такая зависимость уже возникла, важно знать, что она также поддается лечению. Но, в зависимости от стадии привязанности к игре, на ее лечение могут уйти месяцы или годы, полные запретов и ограничений.

Среди признанных методов лечения игровой компьютерной зависимости выделяют такие:

  • Беседы с психологом. Задача таких сеансов – убедить игрока в эфемерности его виртуального мира, показать ему всю красоту, совершенство настоящей, реальной жизни;
  • Медикаментозное лечение. Опытный врач может назначить специальные психотропные препараты – антидепрессанты, нейролептики;
  • Внимание к близкому человеку. Очень важно вовремя заметить, когда член семьи погружается в игры, постараться уделять ему больше внимания, разнообразить жизнь, добавить в нее новых красок и впечатлений. Ведь если у человека помимо компьютерных игр есть и другие интересы и увлечения, учеба, работа, занятия спортом, постоянный живой круг общения, вероятность заболеть игроманией ничтожно мала.

Все эти меры лучше всего работают в комплексе, и под контролем специалистов. Нередко при лечении игромана используют семейную психотерапию – заодно решаются и многие сопутствующие проблемы членов семьи.

Если вас настораживает патологическая увлеченность члена вашей семьи компьютерными играми, не замалчивайте проблему! Очень важно вовремя заметить тревожные «звоночки» и обратиться за квалифицированной помощью. Но не забывайте – свято место пусто не бывает. Если не заполнить освобождающееся от игр пространство живыми продуктивными делами, есть шанс, что на их место придут другие зависимости – алкоголизм или та же наркомания. Ведь, по сути, человек, попавший в такую непростую ситуацию, старается найти выход для себя, своеобразный «суррогат» нормальной жизни, которой в реале для него не существует. А вот помочь ее найти, создать и полюбить – это уже конкретная задача самого игрока и его близких. Задача сложная, но выполнимая, как показывают многие примеры.


«Будьте внимательны к своим близким, выбирайте живое общение, реальную жизнь и будьте всегда счастливы!»
Анна Кутявина

Несколько десятилетий назад компьютер для людей был прорывом в технике. Встретить его в квартире было большой редкостью. Сегодня он есть наверно у каждого. Его используют для работы, поиска необходимой информации, отдыха.

Не существует ни одного человека на планете, не игравшего или хотя бы не слышавшего о компьютерных играх. Первые симуляторы изобрели еще в 50-х гг. Зачастую такие программы создаются по сюжетам книг и кинофильмов.

Производство компьютерных игр приобрело мировые масштабы. Пару часов в неделю такого времяпрепровождения, конечно, никому не принесет вреда. Однако чрезмерное увлечение провоцирует формирование тяги.

Игра присутствует в жизни каждого: футбол, развлечения в детсаде, шашки и остальные. Но компьютерные симуляторы отличаются от них: заставляют погружаться в вымышленный мир, далекий от реальности.

Игровая зависимость от компьютерных игр - уход от действительности в киберпространство. Психологическое состояние зависимого меняется. Больной путает действительность с придуманным миром. В запущенных случаях воображение становится единственной средой обитания.

Имеется много разновидностей компьютерных игр.

Наиболее опасными для психологического состояния являются сетевые.

Зависимый погружается в жизнь выдуманного героя: влюбляется, заводит друзей, враждует. В киберпространстве эмоции ярче, насыщеннее.

Психология игровой зависимости характеризуется:

  • дезориентацией во времени;
  • нескончаемым чувством чего-то нового;
  • искаженным пониманием своего «Я»;
  • нарушением сознания;
  • антисоциальными характеристиками;
  • ощущением виртуальной власти;
  • нарушением волевого аспекта.

Зависимости больше подвержены школьники, студенты. Это обусловлено незрелостью психического развития, внушаемостью в силу юного возраста.

Болезнь наблюдается и у взрослых. Человек уходит из реального мира в киберпространство во время кризисов, трудностей, при наличии тяжелых заболеваний.

При зависимости от симуляторов наблюдаются изменения:

  • увеличение чувства тревоги;
  • сильный страх, панические атаки;
  • чрезмерная агрессивность, раздражительность;
  • девиантная поведенческая модель, социопатия;
  • появление склонности к насилию;
  • повышение риска возникновения психических нарушений.

Согласно статистике, игровой зависимости больше подвержены мальчики-подростки. 80% из них проводят в виртуальной реальности более семи часов в сутки. 50% девочек играют максимум пять часов в день.

Компьютерная игромания наносит серьезный вред человеческой психике. Зависимые люди «выпадают» из социума, становятся агрессивными, раздраженным. Их почти невозможно контролировать.

Понятие игровой компьютерной зависимости

Игровая компьютерная зависимость определяется, как расстройство мозга, мотивации, памяти и взаимосвязанных с ними систем. Эти проблемы вызывают определенные психологические, физиологические, социальные и духовные проявления.

Зависимый утрачивает способность к воздержанию, контролю над поведением. У него наблюдается сильная тяга, ненормальная эмоциональная реакция. Он не осознает и не видит своей проблемы. Для болезни свойственны ремиссии и рецидивы. Если не принять меры, то патология приведет к инвалидности и смерти.

Компьютерная игровая зависимость - разновидность взаимоотношений человека и машины. Это чрезмерное эмоциональное привыкание ни к технике, а к тому, что она дает. Больной жаждет заполнить все время играми, но это невозможно по объективным причинам.

Ребенку мешает школа и родители. Взрослому - семья, работа. Если этих факторов не будет, то зависимый полностью погрузиться в выдуманный мир. Вытянуть его оттуда крайне тяжело.

Конечным этапом развития зависимости будет полное погружение в киберпространство. Звучит устрашающе, но это нужно принять как неизбежное. Однако этого удастся избежать, если начать лечение.

Патогенез формирования

Распространенной причиной формирования патологического влечения становятся особенности личности, черты характера. Обидчивым людям, склонным к хроническим депрессиям, имеющим заниженную самооценку, свойственно уходить от «жестокой» действительности.

В реальности они не могут наладить межличностные отношения, становятся своего рода «изгоями». В киберпространстве их никто «не достает», не мучает вопросами. Там они могут быть тем, кем хотят. Таким образом формируется зависимость, с которой тяжело справиться без профессиональной помощи.

Патология может развиться из-за невосприятия себя таким, как ты есть, от одиночества и непонимания близких людей. Больной постоянно находится в напряженном состоянии, эмоциональном истощении.

Зависимость бывает следствием воспитания в детстве и обусловлена гиперопекой или высокими требованиями родителей.

В первом случае ребенок вырастает несамостоятельным. Он привык, что за него все решали родственники и во взрослой жизни не способен что-то сделать сам. В игре все проще: она проста в действиях и в ней все заранее решено.

Во второй ситуации у ребенка формируется очень низкая самооценка. В компьютере можно постоянно быть лидером, самоутверждаться за счет виртуальной реальности.

Зачастую людям бывает не интересна их реальная жизнь, поэтому они погружаются в киберпространство. Они просто не понимают, что можно найти себе увлечение, хобби. Заняться спортом, начать путешествовать, а не убегать от действительности в игры.

Стадии и последствия

Развитие патологической тяги происходит поэтапно:

  • Легкая заинтересованность: больной проходит адаптацию.
  • Увлеченность: проявляется сильная тяга. Каждый сеанс дольше, ставки увеличиваются. На этой стадии человек еще может противостоять своему влечению.
  • Зависимость: тяга к симуляторам достигает наивысшего значения. Человек постоянно борется с желанием играть. Отказаться от «хобби» становится практически невозможно. Время пребывания за компьютером резко увеличивается.
  • Привязанность: предыдущий этап длится продолжительное время. После этого тяга стихает и набирает оборот с большей силой. Игра становится смыслом жизни для больного, деньги являются только символом. Человек не в состоянии самостоятельно побороть свое пристрастие. Зависимый отвлекается от компьютера только по принуждению.

Последствия игровой мании:

  • регулярные конфликты с родственниками, распад ячейки общества;
  • потеря друзей;
  • понижение социального статуса;
  • большие денежные долги;
  • деградирование.

Чтобы избежать всех перечисленных проблем, патологическое состояние нужно своевременно выявить и начать лечить.

Признаки и симптомы

Определить патологическую тягу нетрудно. Признаки компьютерной игровой зависимости:

  • Перед игрой человек находится в хорошем расположении духа, в экстазе перед началом действия. Он стремится поскорее закончить все дела, чтобы погрузиться в виртуальный мир.
  • В процессе игры зависимый перевозбужден, эмоциональное состояние приподнято. Все чувства обостряются.
  • Если по каким-то причинам нужно оторваться от компьютера, человек раздражается, тревожится.
  • Сократить время нахождения за техникой становится невозможно.
  • Тяга изначально проявляется эпизодами, затем приобретает систематичность.
  • Больной постоянно обещает прекратить играть и начать проводить время с близкими. Его слова ни к чему не приводят.
  • Игра является способом ухода от трудностей, одиночества, плохого настроения и т.д.

Все перечисленные признаки говорит о формировании зависимости. С ней необходимо бороться, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

  • Нужно внимательно следить за временем, которое проводится за компьютером. Желательно записывать на бумагу, во сколько началась игра и когда она закончилась. В конце недели подсчитать количество часов, уходящее на сомнительное занятие. Цифра заставит серьезно задуматься.
  • Необходимо установить лимитированное время в игре. Для удобства можно поставить таймер. Если даже после его сигнала действие за компьютером не прекращается, хотя бы будет известно точное время, потраченное на «хобби». Если зависимость находится не совсем в запущенной форме, можно выбрать определенные дни или часы, посвященные виртуальной реальности. Рекомендуется установить денежный лимит, который ежемесячно будет расходоваться в игре.
  • Желательно выбирать симуляторы, прохождение которых не занимает много времени. Некоторые игры тяжело пройти, и они затягивают в виртуальный мир еще сильнее.
  • Нельзя воспринимать симулятор, как некое соревнование. Это всего лишь игра и не нужно бояться ее прекратить, так и не дойдя до финала. Это виртуальный мир, никто не будет осуждать за то, что дело не доведено до конца.
  • Нужно заслужить время за компьютером. Нельзя садиться за игры, пока не будут выполнены все дела. Не нужно полностью отказываться от своего увлечения. Необходимо просто понять всю многогранность окружающего мира.
  • Игры за компьютером рекомендуется заменить их трансляциями. В это время необязательно находиться за монитором. Можно заняться полезными делами. Например, убраться в квартире или приготовить обед.
  • Если возникает осознание того, что пора вернуться в реальность, рекомендуется резко отказаться от компьютерных игр. Сделать это тяжело, но необходимо. Можно удалить с оборудования все симуляторы, отдать диски знакомым на определенное время. После этого больше времени будет проводиться с близкими и придет осознание, что киберпространство не способно заменить настоящий мир.
  • Чтобы избавиться от зависимости навсегда, нужно определить причину, по которой она сформировалась. Устранив ее, получится освободиться от патологического влечения.

Если самостоятельно побороть зависимость не получается, нужно обратиться к специалисту.

Чтобы определить наличие зависимости, необходимо согласиться или опровергнуть перечисленные утверждения:

  • Нахождение за компьютером продолжается часами. Можно отказаться от потребления еды, гигиенических процедур и прочего, чтобы продлить сеанс в игре.
  • Регулярно происходят задержки в игре больше планированного времени.
  • О себе человек мыслит, как о виртуальном персонаже с репутацией в игре, а не как о реальной личности.
  • Киберпространство важнее общения с людьми в реальном мире (даже иногда).
  • После прохождения игры чувствуется наслаждение. Хочется опять испытать эйфорию, адреналин, удовлетворение повторно.
  • От симулятора тяжело оторваться, даже по чьей-то просьбе.
  • Остановить игру во время важных событий (баталий, боев и т.д.) сложно.
  • Приходится скрывать увлечение компьютерными играми, потому что стыдно признаться сколько времени на это уходит.
  • Близкие замечают патологическое пристрастие.
  • Из-за симуляторов не хватает времени на учебу, домашние обязанности, работу и т.д.
  • При невозможности сесть за компьютер, ухудшается настроение.
  • Погружение в вымышленный мир происходит даже на рабочем месте, в учебном заведении.
  • Из-за игр были прогулы на работе, учебе.
  • За компьютером намного легче снять стресс, чем применяя другие методы.
  • Из-за игр ухудшились взаимоотношения с друзьями, семьей.
  • В симуляторы вкладываются денежные средства, необходимые для иных целей.

Чем больше положительных ответов, тем выше риск развития игровой зависимости.

Если их более 50%, то нужно обратиться за консультацией к специалисту. Патология начала развиваться.

Профилактические мероприятия

Специфической профилактики не существует. Снизить вероятность формирования тяги к компьютерным играм поможет соблюдение рекомендаций:

  • если человек много времени уделяет виртуальной реальности, его нужно показать доктору;
  • нужно постараться вникнуть в смысл симуляторов, в которые играет близкий: это поможет найти точки соприкосновения, построить доверительные отношения;
  • нельзя критиковать при человеке, увлеченным компьютером, игры: нужно мягко выражать мысли по этому поводу;
  • необходимо понять, что именно привлекает в киберпространстве, чего не хватает в реальности;
  • ограничить доступ к книгам, фильмам, играм с насилием: это подавит агрессивность.

Перечисленное снизит риск появления зависимости. Однако если человек много времени проводит за компьютером, проявились первые симптомы патологического влечения, его нужно уговорить нанести визит доктору.

Что такое компьютерная зависимость и как она возникает. Признаки такой одержимости и ее основные виды. Как справиться с ней и к кому обратиться за помощью.

Содержание статьи:

Компьютерная зависимость - это патологическая связь между человеком и компьютером, масштабы которой растут с каждым днем. Это побочное действие технического прогресса не менее опасно, чем другие виды зависимости - наркомания, игромания, алкоголизм. Она также способна «выбить» из социума и отразиться на физическом здоровье.

Описание и механизм развития компьютерной зависимости


Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 80-х годах прошлого столетия в Америке. Ученые-психиатры заметили, что компьютер, созданный для того, чтобы помочь человеку в самых разных сферах его жизни, способен стать действительно незаменимым. То есть заполнить собой все жизненное пространство своего хозяина, вытеснив из него близких и родных, работу и другие увлечения, сведя до минимума элементарные гигиенические и социальные навыки.

Сегодня действительно очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета - они помогают на работе, дома и в учебе. Благодаря им мы находим нужную информацию и делимся ею, развиваемся и общаемся, учимся и обучаем. А с помощью всевозможных компьютерных игр в безопасных пределах можно хорошо развить логику, мышление и внимание. Вот только четких безопасных пределов «общения» с компьютером пока не установлено. Поэтому грань между нормальным отношением к своему гаджету и зависимостью к нему очень тонкая, и у каждого своя.

Ядром формирования такой мании является сбой в психических механизмах восприятия мира и обработки поступающей информации. Этому способствует уровень развития современной компьютерной техники, который может с успехом заменить объективную реальность виртуальной.

Больше всего от такой зависимости страдают социальные качества «раба» компьютера: сопереживание, открытость, коммуникабельность, дружелюбность, желание общаться. Глубоко пустившая корни зависимость от компьютерных игр вытесняет перечисленные качества, вызывая социальную дезадаптацию. Наиболее подвержены ей дети и подростки.

Результатом такой жизни в иллюзии могут быть повышенная агрессивность, асоциальное поведение, игнорирование обязанностей (бытовых, профессиональных, семейных и т.д.), внешняя и внутренняя деградация. Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

Важно! Зависимость от компьютера формируется быстрее всех остальных зависимостей - от 6 месяцев до 1 года «общения» со своим гаджетом.

Основные причины компьютерной зависимости

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека:

  • Информационный голод . Из всех живых существ на нашей планете именно нам, людям, информация очень важна и постоянно необходима. Компьютер способен ее обработать, систематизировать и сохранять, а интернет - дать ее в любом количестве и по любому вопросу.
  • Зарядка для мозга . Природа нашего мозга такова, что он не может находиться в спокойствии. Он просто «обожает» простые логические задачки и действия, результат которых виден сразу. Работа с компьютером полностью удовлетворяет эти требования, поскольку она является как раз последовательностью логических операций и действий.
  • Потребность в общении . Еще одна особенность человека - необходимость общения. Всемирная паутина дает возможность общаться абсолютно всем: от тех, кто и в реальности не представляет жизнь без общения, до тех, кому в этой же реальности очень трудно знакомиться и находить друзей.
Однако сами по себе такие «наживки» не сработают, если у человека не будет никаких проблем психологического характера.

Основные психологические причины компьютерной зависимости:

  • Личностные качества . Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше.
  • Уход от реальности . То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо - но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности.
  • Одиночество . Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих. Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях - там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом.
  • Побочные эффекты воспитания . А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье.
  • Вынужденное снижение социальной активности . В результате проблем со здоровьем (тяжелого или длительного заболевания, инвалидности), отсутствия работы, в том числе по причине декрета.

Способствовать развитию зависимости от компьютера и интернета могут и серьезные диагнозы - шизофрения, депрессия.

Признаки зависимого человека

Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Они делятся на две большие группы: психические и физические.

Психические признаки


Психические признаки зависимости от компьютера:
  1. Зависимость настроения от нахождения за компьютером . За ним - отличное настроение, эйфория, смешанные с чувством вины; без него - раздражительность, депрессия, агрессивность, ощущение опустошенности и незнания, чем себя занять.
  2. Потеря контроля над временем . Интернет зависимость стирает для своего пленника границы времени, понятия дня и ночи. При этом общение со своим гаджетом неуклонно увеличивается незаметно для зависимого.
  3. Невозможность остановиться . Зачастую пленника компьютера практически невозможно оторвать от «оккупанта». Необходимость прервать игру (общение, просмотр сайтов и т.д.) вызывает у зависимого человека сопротивление, негодование, агрессивность. Игроманы зачастую одержимы целью: достичь определенного уровня, получить все бонусы, пройти всю игру, а затем и все подобные игры. При этом окончательной цели у него нет (благодаря разработчикам игр), поскольку игровой мир все время пополняется новыми версиями виртуальной реальности. Даже если по какой-то причине игра ему не нравится, он не встанет из-за компьютера. Он найдет другую игру.
  4. Игнорирование окружающего мира . Интернет-зависимость, как ревнивая вторая половинка, со временем вытесняет из окружения своего «раба» всех, кто может помешать их «отношениям». То есть семью, работу, учебу, личные отношения, увлечения и хобби. Зависимый человек предпочтет компьютер любому другому занятию, даже некогда самому любимому.
  5. Отрицание проблемы . Как и любая другая мания, компьютерная игровая зависимость не признается человеком, который попал в ее «объятия». В лучшем случае он осознает, что слишком много времени уделяет виртуальной реальности, и обещает исправиться (и себе, и окружающим). Но не сдерживает эти обещания, даже прибегая к вранью. В худшем случае просто отрицает какую-либо зависимость и вред от нее.
  6. Раздражительность . Наблюдается из-за невозможности выйти в интернет (поломка гаджета, отсутствие Wi-Fi, не проплаченный траффик), а также его низкой скорости.
  7. Сведение к минимуму потребностей . Человек, попавший в сети компьютера, перестает следить за собой, полноценно питаться, высыпаться. Отставляет на задний план элементарные гигиенические процедуры.

Физические признаки


Физические признаки компьютерной зависимости:
  • Проблемы со зрением . А именно близорукость, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром, которые возникают из-за перегрузки зрительного аппарата, которая, в свою очередь, происходит вследствие длительной работы у монитора.
  • Патологические изменения опорно-двигательного аппарата . Так, вынужденная поза за компьютером с согнутой спиной со временем может привести не только к болевым ощущениям в спине и шее, но и к искривлению позвоночника, развитию остеохондроза и даже межпозвоночных грыж. Напряжения мышц руки и пальцев на мышке могут закончиться в лучшем случае мышечной болью, в худшем - ущемлением нервов, сухожилий (карпальный синдром).
  • Нарушения в пищеварительной системе . Нерегулярное и неполноценное питание может закончиться для геймера или любителя соцсетей гастритом, язвенной болезнью, хроническими запорами. А в сочетании с длительным пребыванием в сидячей позе - и геморроем.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы . Малоподвижный образ жизни и длительная сидячая поза способствует застою крови и как следствие развитию варикоза. Тот же малоподвижный образ жизни, подкрепленный калорийными перекусами, может поспособствовать и появлению холестериновых бляшек в сосудах, то есть атеросклероза.
  • Истощение нервной системы . Из-за необходимости постоянного внимания и обработки больших объемов информации, а в случаях с играми - и быстрого принятия решений, нервная система истощается. Наступает утомление. В результате недосыпания, отсутствия свежего воздуха, плохого питания мозг просто не успевает отдыхать, а нервная система - восстанавливаться. Поэтому утомление постепенно растет и переходит в хроническую усталость. Кроме этого, нервы постоянно «подрываются» негативными эмоциями - от скандалов с родными, проблем на работе или в учебе, своих неудачных решений или неправильных ходов других игроков, низко оцененных фото или удаления из друзей в соцсетях.

Разновидности компьютерной зависимости


Специалисты, которые занимаются данной проблемой, выделяют несколько ее разновидностей. В основу такого разделения были положены определенные психологические предпосылки зависимого.

Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

  1. . Постоянное «зависание» в социальных сетях со временем заменяет реальное общение, дружбу, личные отношения. Группа риска: неуверенные в себе люди, а также не реализовавшие себя в жизни (на работе, в семье, в личной жизни, в общении).
  2. Компьютерные игры . Наиболее опасны в этом плане многопользовательские игры в режиме онлайн. Они дают наиболее оптимальную иллюзию могущества, значимости, участия, ощущения победы, успеха, удачи. Они дают титулы, звания, рекорды и даже любовь. При этом любая ошибка или неверное решение - не проблема. В виртуальном мире можно все исправить, начать заново. То есть в нем есть то, чего нет в реальном мире. Группа риска: люди, не желающие решать реальные проблемы, преодолевать реальные жизненные препятствия.
  3. Увлечение порносайтами . Человек, страдающий такой зависимостью, отдает предпочтение сексуальной разрядке у экрана монитора, а не с живым партнером. Для этого он использует порносайты и порнофильмы, заменяя реальный секс виртуальным. Группа риска: люди, у которых отсутствует реальный партнер, с неудовлетворенностью от имеющихся отношений.
  4. Навязчивый серфинг . Интернет-серферы могут часами «плавать» в сети в поисках информации. При этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. В итоге перекормленный огромным объемом разноплановой информации мозг со временем теряет свойство мыслить глубоко и критично. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени, шопоголики, а также те, которые хотят компенсировать свои внешние недостатки или неуверенность в себе знаниями.
  5. Страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн . Сегодня практически каждый интернет-сайт полон реклам, сулящих огромные выигрыши и заработки. Такие виртуальные казино, биржи и букмекерские конторы удачно играют на страсти азартных людей. Особенно тех, кто не имеет возможности посетить реальное казино. Группа риска: азартные люди, а также те, которые стремятся к легким деньгам.
Если подытожить, то в любом случае в виртуальную реальность человека толкает неудовлетворенность его реальной жизнью и нежелание (боязнь) эту жизнь менять.

Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться. Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий - врачи соответствующего профиля.

Подготовка к лечению компьютерной зависимости


Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека - его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.

Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем - на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.

Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь. В ходе нее специалист помогает родственникам (друзьям) советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить.

Психологическая коррекция компьютерной зависимости


Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера - найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем.

Только после этого можно выбрать основной вектор психологической коррекции: улучшение взаимоотношений с родными, сверстниками, противоположным полом, формирование навыков саморегуляции и умения справляться с трудностями, воспитание волевых качеств и повышение самооценки.

Одно из важных направлений такого лечения - вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы (вечера пиццы, прогулки с детьми и т.д.) или вечеринки с друзьями.

Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними. Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко.

Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость - гипноз.

Важно! На сегодня нет универсального гарантированного способа, как избавиться от компьютерной зависимости. Лечение подбирается индивидуально и во многом зависит от самого пациента и его окружения. При этом именно эта зависимость считается одной из самых сложных в отношении излечения.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости


Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.

Исходя из того, к каким нарушениям в организме привела компьютерная зависимость, могут назначаться следующие группы препаратов:

  • Антидепрессанты (в случае депрессивных состояний).
  • Успокоительные (для снятия раздражительности, чрезмерной нервозности). В том числе растительного происхождения (препараты душицы, родиолы розовой, жень-шеня). Последние обладают не только успокаивающим действием, они способны улучшать работу мозга, нормализовать сон, стимулировать иммунитет.
  • Витамины, а точнее витаминно-минеральные комплексы (для компенсации дефицита, возникшего в результате нарушений в питании). Основной упор делается на витамины группы А и Е, селен, которые оказывают положительное влияние на органы-мишени компьютерной зависимости - головной мозг и глаза.
  • Симптоматические препараты для лечения проблем с глазами, позвоночником, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой.
Любые медикаменты в лечении зависимости должны назначаться только врачом. Точно так же под контролем специалиста должна быть и эффективность их применения.

Как избавиться от компьютерной зависимости - смотрите на видео:


Полностью изолировать человека от компьютера сегодня невозможно, а вот попасть к нему в зависимость очень легко. И чтобы не тратить свои силы и силы своих родных на излечение, лучше научиться находить нужные эмоции и решать проблемы в реальности.

В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания , алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания , которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Причины возникновения компьютерной зависимости
Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру порнофильмов и чтению порнолитературы на различных сайтах. Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порножурналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.

Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. В данном случае, как и в случае просмотра порносайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает.

Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.

В большинстве случаев компьютерная, Интернет- или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Симптомы компьютерной зависимости
Хотя, как уже упоминалось выше, термин «компьютерная зависимость» все еще не признан на международном уровне, существуют ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Ниже рассмотрим каждую из групп:

  1. Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.
  2. Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром , синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром), пищеварительной системы (нарушение питания , хронические запоры , геморрой). Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынужденны проводить долгое время за компьютером.

Самостоятельно провести диагностику компьютерной зависимости можно при помощи различных on-line тестов. Пример такого теста можно найти на этой странице.

Влияние компьютерной зависимости на человека
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью . Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты , язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой.

Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома , синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.

Библиография :

  • Лечение компьютерной зависимости
  • Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь, М. : PerSe: ПЕР СЭ, 2002
  • Свит Коринн Соскочить с крючка: Как избавиться от вредных привычек и пристрастий, Спб.и др. : Питер, 1997
  • Юсуф Ибрахим Ахмед Чатовая зависимость как психосоциальная проблема, М., 1991

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.