Педагогические идеи и опыт песталоцци. Контрольная работа Педагогические взгляды и идеи И

Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Основные принципы Песталоцци :
— принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества;
— принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания;
— принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.


Важнейшим средством воспитания Песталоцци
считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. «Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.

Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

Высказывания Песталоцци о детях:

  • Ребёнок – зеркало поступков родителей.
  • Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
  • Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
  • Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
  • Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
  • Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.
  • Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
  • Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

Педагогические идеи Песталоцци в цитатах:

  • Воспитание и только воспитание - цель школы.
  • Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
  • Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
  • Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
  • Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
  • Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.

Философские мысли Песталоцци:

  • …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
  • Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
  • Мы знаем, чего мы хотим.
  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
  • По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
  • В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
  • Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
  • Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно - дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
  • Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
  • Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
  • Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
  • Три силы вместе - способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению - следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
  • Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
  • Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
  • Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни - любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих — 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейхофе» (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25).

Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений — вначале в семье, затем в школе.

Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

Книги (5)

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 1

Первый том включает сочинения Песталоцци, относящиеся к 1774 — 1790 гг.

В него входит «Дневник Песталоцци о воспитании его сына», статьи и материалы, освещающие нейрофский опыт соединения обучения с производительным трудом детей и общественно-литературную деятельность Песталоцци после закрытия «Учреждения для бедных». Кроме того, в этом томе дается роман «Лингард и Гертруда», а также письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 2

Второй том, охватывающий 1791 — 1804 гг., содержит материалы, отражающие отношение Песталоцци к французской буржуазной революции, а также его деятельность в условиях подготовки швейцарской буржуазной революции и возникшей в 1798 г. Гельветической республики.

В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе. Публикуется одно из важнейших его сочинений — «Как Гертруда учит своих детей», а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 3

Третий том посвящен периоду 1805 — 1827 гг. и содержит работы, написаны Песталоцци за время существования Ивердонского института, а также в последние годы жизни в Нейгофе.

В этот том наряду с такими известными произведениями, как «Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования», «Лебединая песня», включены некоторые, опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области «индустрии».

Представительство Башкирского Государственного университета

Отделение психологии и педагогики

Р Е Ф Е Р А Т

тема: «Педагогическая деятельность и теория

элементарного образования»

И. Г. Песталоцци

Выполнила:

Велькова

Ольга Александровна

Проверил:

П Л А Н

1. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци.

2. Основные положения педагогической теории.

3. Основы дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

4. Создание частных методик начального обучения.

5. Значения педагогической теории Песталоцци.


ЛИТЕРАТУРА

1. В.З. Смирнов. История педагогики. Просвещение. 1965 г.

2. М.В. Макаревич, И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. Издательство «Высшая школа». Минск. 1971 г.

3. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Педагогическое наследие. Москва. «Педагогика» 1987 г.


Жизнь и педагогическая деятельность

Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам».

Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе, Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания,

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой, Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо, Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован,

Арест не охладил Песталоцци; он по-прежнему стремился помочь народу, крестьянству. Жизнь крестьян справедливо представлялась ему исключительно тяжелой. Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци не мог, конечно, вступить на путь эксплуатации детского труда. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798), Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5- 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци сообщает, что «многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами или в лохмотьях, худые, как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества; другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки.

Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Песталоцци этим детям. «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье- моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, - они сами так хотели». Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии, пример самого Песталоцци являлся для школьников образцом.

Однако деятельность Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом для него.

Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».

После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение.Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Песталоцци не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность- все это, вместе взятое, тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности.

В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - «Лебединую песнь». В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот ву Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя.»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.

Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.

Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.

В школе дети по мысли Песталоцци («Лингард и Гертруда») проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.

Однако такое «практическое» трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.

Основа дидактики Песталоцци.

Теория элементарного образования.

Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные.» Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу - найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать - крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что - либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? «Число, форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу - счет, а слову - речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество - способность мыслить.

Такова по убеждению Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе.

Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е. формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно обогащаться представлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе.

Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка.

Создание частных методик

начального обучения.

Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них «народной школы», Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.

В основу разработки методики преподавателя родного языка Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время, так как везде еще господствовал буквошагательный метод.

Песталоцци дает целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.

Путем сложных упражнений Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама эта мысль о положительном значений таких занятий верна, однако практическому их выполнению были присущи элементы формализма.

Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий - элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и по настоящее время. Обучение письму Песталоцци предлагал связывать с измерением предметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Для обучения измерений Песталоцци рекомендует брать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различные геометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка. Результаты измерений ребенок зарисовывает; эти упражнения в свою очередь являются основой для письма. Возражая против метода обучения арифметике, основанного на заучивании наизусть правил Песталоцци в своей методике первоначального обучения счету предложил иной метод «изучение чисел» - формировать понятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа - единицы. На основе наглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. После того как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначально оперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователи ввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широко используемый в школе и в настоящее время.

Песталоцци дал ряд указаний и по преподаванию географии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюдений окружающей местности Песталоцци ведет учащихся к восприятию более сложных географических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глины и лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью со школьного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученики получают элементарные географические представления, Песталоцци затем постепенно расширял их, и учащиеся получали представления о всей земле.

Таким образом, Песталоцци наметил сравнительно широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические указания к ее практическому осуществлению.


ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания крестьянства и стремился ему всемерно помочь через школу и просвещение. Революционного из создавшегося положения он не искал. Его окрыляли, вызывали у него стремления ближе подойти к народу идеи некоторых французских просветителей, в особенности Руссо.

Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в 19 веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе. Однако элементы формализма заложенные в педагогической теории Песталоцци и развитые его учениками, оказали и некоторое отрицательное влияние на народную школу.

Взгляды Песталоцци были исторически ограничены: он не мог понять и не понимал классового характера воспитания в классовом обществе и в то же время по своему изо всех сил стремился помочь трудовому народу. «Песталоцци мечтал о такой школе, которая удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималось ими и была в значительной мере созданием их собственных рук», - писала Н.К. Крупская.

; особенно не давалась ему орфография .

Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году - в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к духовной карьере, так и к занятию различных государственных должностей, для которых требовалось образование гуманитарного направления.

Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом . В это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер . оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.

В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении , возникшем в 50-60-х годах XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир.

По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци, как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к деятельности юриста , однако необходимость скорейшего создания себе обеспеченного материального положения (эта необходимость диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту - Анну Шультгес - из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении Киршфельд. Осенью 1769 года состоялась свадьба Иоганна Генриха Песталоцци и Анны Шультгес.

В том же году Песталоцци приобретает недалеко от Цюриха небольшое имение, которое он назвал «Нейгоф» (нем. Neuhof - новый двор). Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян . Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его пятилетние опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение Песталоцци.

В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра. Песталоцци решает отдать свои силы и остатки средств воспитанию детей бедняков и организует в своём имении «Учреждение для бедных», в котором пытается впервые претворить в жизнь свой идеал трудовой школы. Благодаря поддержке местной общины Песталоцци собирает у себя около 50 детей, которых он обучает летом полевым работам, а зимой - ремеслу. Песталоцци лично занимался с детьми разного возраста устным счётом, чтением, письмом, вёл беседы о природе и жизни людей.

Однако в «учреждении для бедных» наряду с обучением стояла задача обеспечения детям заработка, посредством которого необходимо было полностью окупить их содержание и получить возможность выплатить заём , взятый Песталоцци на создание школы. Труд воспитанников приюта был низкопроизводительным и отнимал у них значительное время в ущерб умственному образованию. Это признавал и сам Песталоцци, но он не мог допустить жестокой эксплуатации детского труда , существовавшей в так называемых «индустриальных школах» того времени; и в 1780 году Песталоцци был вынужден закрыть «Учреждение для бедных».

Крайне нуждаясь материально и не имея возможности заниматься любимым делом, Песталоцци берётся за перо . За период с 1780 по 1798 год им написан целый ряд произведений; Песталоцци стремится использовать литературную деятельность для пропаганды своих идей. В 1780 году он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов . Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард и Гертруда, книга для народа» (). Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ , то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям . Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Буржуазная революция в Швейцарии побудила Песталоцци к более активной общественной деятельности. Революционное правительство Швейцарии востребует талант Песталоцци и, когда в кантоне Нидвальден после подавления восстания горцев остаётся множество осиротевших безнадзорных детей, он едет в центр кантона Штанс для организации приюта. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Штансе .

Ребёнку представляются чёткими лишь те понятия, к ясности которых ничего больше не может прибавить личный опыт … Путь к достижению чётких понятий лежит через постепенное, доступное детям, уяснения всех предметов, чёткого понимания которых от них добиваются.

Благодаря такому подходу, можно привести ребёнка не только к абстрактному знанию, но к понятию сущности предмета во всём её объёме.

Однако эта конечная цель может быть достигнута лишь очень постепенным уяснением понятий о предметах и явлениях окружающего мира. Этот процесс, построенный по принципу «от простого к сложному», сначала позволяет детям анализировать признаки и свойства предметов, и далее по мере обобщения информации приходить к чётким понятиям о них.. Во главу угла такого способа обучения ставится цель научить детей логическому мышлению , активизировать их ум к постановке задач и их решению.

Результатом природосообразного обучения, помимо прочего, Песталоцци представляется подъём духовных и умственных сил детей, развитие их способностей , формирование здоровой и целостной человеческой личности . Таким образом, Песталоцци был противником главенствующих в его время теорий формального и материального образования. Формальное образование ставило на первый план развитие у детей памяти , внимания , восприятия и прочих психологических функций; материальное - напротив - считало своей задачей в первую очередь обеспечение детей знаниями. И лишь теория природосообразного воспитания Песталоцци соединила в себе оба этих вида обучения и доказала, что они являются взаимодополняющими и неразрывными.

Песталоцци предлагает при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии . В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он приходит к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Песталоцци призывает вслед за Руссо вернуться в воспитании к «высокой и простой сообразности с природой». Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание рассматривается как многообразный социальный процесс, и утверждается, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Любое знание, по Песталоцци, должно излагаться детям таким образом, чтобы они могли видеть связь этих законов с уже познанными и понятыми. Песталоцци многократно критиковал в своих трудах вербализм образования, то есть вбивание в головы детей знаний методом механического запоминания, зубрёжки , а не методом логического объяснения. Дети должны учиться говорить и думать «в соответствии с законами природы».

Одним из необходимых условий усвоения знаний Песталоцци видел сознательность приобретения этих знаний, убеждённость детей в их нужности и полезности. Важнейшей задачей учителя Песталоцци считает умение возбудить и поддержать интерес ученика к занятиям.

В связи с этим видна огромная важность соответствия сложности обучения силам воспитанника. Такое соответствие достигается умением педагога организовать последовательный и постепенный переход от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от близкого к далёкому. Песталоцци выдвигает требование непрерывности обучения, добавления знаний небольшими порциями к уже усвоенной массе, чем обеспечивается постоянное движение вперёд. Также постепенным должен быть переход от упражнений чувств к логическим упражнениям, от наблюдения через наименование к уяснению. Важно предотвратить недостаточно продуманные, скороспелые выводы .

Существенным моментом учения Песталоцци является правильная организация наблюдения ребёнка над предметами и явлениями окружающего мира. Искусство воспитания, считает он, состоит в умении увеличить число объектов для наблюдения, обеспечить последовательность их появления, повысить их привлекательность для ребёнка. Таким образом, средства, формирующие логические способности ребёнка, должны быть согласованы со средствами, формирующими у него способность к наблюдению - лишь при этом условии развитие ребёнка будет гармоничным .

В памятной записке «Метод» Песталоцци выделяет следующие наиболее существенные принципы обучаемости:

  • Приведение всех взаимосвязанных по существу предметов в сознании в ту же самую связь, в какой они находятся в природе.
  • Подчинение несущественных деталей существенным и приоритет подлинных наблюдений над опосредованными знаниями.
  • Расположение вещей в сознании согласно той приоритетности значений, которую они имеют в природе.
  • Систематизация всех предметов и явлений по их свойствам .
  • Пользование всеми органами чувств для познания мира.
  • Расположение знаний в логически последовательный ряд, где каждое последующее понятие включает в себя предыдущее.
  • Доведение до совершенства более простых понятий, прежде чем перейти к сложному.
  • Формализация окончательного суждения лишь после полного завершения восприятия предмета, о котором производится суждение.
  • Самостоятельность суждений на базе разнообразия средств воздействия.
  • Учёт того, находится ли предмет изучения близко или далеко от органов восприятия (как в узком, так и в широком - мировоззренческом - смысле).

Механизм чувственной человеческой природы по существу своему подчиняется тем же законам, согласно которым физическая природа повсеместно развивает свои силы. Согласно этим законам наиболее существенные части преподаваемого предмета должны быть прочнейшим образом запечатлены в сознании человека; затем постепенно, но с неослабевающей силой к этим существенным частям должны быть добавлены менее существенные таким образом, чтобы все части преподаваемого предмета … сохранили между собой живую, но соответствующую своему значению связь. .

Сущность элементарного образования Песталоцци

Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования - дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.

В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению - а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определённый значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этих рассуждениях строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Песталоцци даёт очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счёту и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики.

Итак, основные свойства любого предмета есть число , форма и название. Следовательно, задачей первоначального обучения будет развить три основополагающие способности :

  • «различать предметы по форме и представлять себе их сущность »,
  • «различать предметы по количеству и чётко представлять себе в виде одного или множества предметов»,
  • «полученные представления о числе и форме … предмета усилить при помощи языка и удержать в памяти ».

Таким образом, из этих трёх элементарных пунктов формируются естественные первые необходимые способности человека - «считать , измерять и говорить ». Песталоцци считает, что доведение именно этих способностей до максимума естественным образом и включает в себя познание природы . При этом в широком смысле под числом мы понимаем количественное, формализуемое изучение мира и его законов , под формой - наблюдение свойств явлений и предметов , а под словом - возможность систематизировать и описать объект изучения. Из этого следует, что первоначальное познание должно быть связано с наиболее простыми характеристиками - словом, формой и числом. Песталоцци считает их самыми естественными, самой природой признанными начальными пунктами всякого обучения. Для того, чтобы упорядочить наблюдения ребёнка, помочь ему уяснить то, что перед ним находится, педагог должен прежде всего обратить его внимание сколько различных предметов перед ним, каковы их форма и контур и как они называются, то есть как они могут быть выражены при помощи слов языком.

Наряду с определением трёх основных направлений познания мира, Песталоцци вводит понятия о простейших элементах этих направлений. Простейший элемент числа - единица, как самое простое и самое наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы - линия , как первый элемент «азбуки наблюдения». Простейший элемент слова - звук . Первоначально дети обучаются узнавать именно эти самые простые элементы с тем, чтобы потом, используя принцип постепенного добавления информации, переходить к следующим ступеням.

При обучении детей языку Песталоцци предлагает начинать с самого простого - со звука. По его мнению, знакомство ребёнка со звуками должно быть завершено ещё до того, как ему покажут буквы и начнут с ним первые упражнения в чтении . Лишь после того, как ребёнок в полном объёме усвоит все звуки, из которых состоит речь , после того, как он научится складывать из звуков слоги и достигнет в этом необходимой беглости, после того, как у него накрепко отложатся в памяти изученные формы, можно начинать знакомить его с буквами, с чтением и письмом . Именно такой подход (переход от буквослагательного метода к звуковому) по мнению Песталоцци облегчает детям правильное письмо.

Обучение чтению также начинается с элементарного - с гласной буквы . Каждую букву ребёнок должен знать и выговаривать в совершенстве, после этого детям также постепенно, одну за одной необходимо показывать согласные буквы в сочетании с гласными, что даёт возможность научить детей читать по складам. После достижения определённой беглости в складывании слогов можно переходить к чтению слов, опять же от более простых - к сложным, и только после этого ребёнку может быть вручена первая книга для чтения.

Одновременно с обучением чтению должно вестись расширение словарного запаса , то есть обучение названиям. Таким образом, с появлением новых слов, наряду с получением детьми навыков чтения и письма, они пополняют сведения о мире, в котором живут. Параллельность этих процессов - залог, во-первых, успешности обучения и, во-вторых, интереса детей к занятиям.

Также важным моментом обучения языку, кроме способности читать и пополнения словарного и понятийного запаса ребёнка, является обучение речи, то есть возможности излагать суждения вслух и на бумаге. Здесь опять же надо начинать с самого простого - с подбора определения предмету (словосочетание как второй элемент речи). Ребёнок должен из своего собственного жизненного опыта подобрать определение известному ему предмету, пользуясь своими органами чувств. После этого ребёнок учится классифицировать слова по свойствам, разделять на группы. И постепенно, шаг за шагом учится формулировать взаимосвязь между понятиями, их соотношение со временем, числом, обстоятельствами, сущность предмета; ставить задачи, определять отношения долженствования, возможности , намерения , цели .

Аналогичным образом строится и обучение детей второму основному направлению познания - искусству определять форму, то есть измерять. Вначале детям показывают простейший элемент формы - прямую линию, далее постепенно усложняют форму, знакомят детей с простейшими фигурами : углами , дугами ; классифицируют фигуры по виду и по расположению на плоскости . Далее ребёнок учится сам называть увиденные формы, определять форму конкретного предмета, степень отклонения его от правильной формы. Здесь следует заметить, что Песталоцци был первым в истории педагогом, который ввёл в начальной школе начатки геометрии .

Совершенно необходимо, по мнению Песталоцци, параллельно с обучением детей узнавать и определять форму предметов, научить их изображать предметы на бумаге, то есть рисовать .

Искусство рисовать заключается в способности представить себе путём наблюдения за предметом его очертания и свойственные ему отличительные признаки с помощью линий и правильно воспроизвести.

Здесь Песталоцци также применяет метод элементарного образования, обучая детей сначала проводить линии, затем фигуры, и лишь постепенно наблюдение геометрических линий становится излишним и остаётся умение рисовать.

Также к области изучения формы Песталоцци относит и обучение детей письму. Здесь он вносит ценное предложение, не утратившее своего значения до наших дней - чтобы дети предварительно упражняли свою руку в написании элементов букв и лишь затем переходили к написанию самих букв и состоящих из них слов. До того как дети научатся обращаться с пером , швейцарский педагог рекомендует, чтобы они писали грифелем на аспидных досках , что облегчает им переход от линий и геометрических фигур к буквам, которые, конечно, тоже можно вначале рассматривать как совокупность линий и дуг.

Третьим элементарным средством познания является число . Как уже было сказано, простейший элемент счёта - единица, простейший же элемент способа количественного познания мира - отношение «больше/меньше». Ребёнок, как справедливо указывает Песталоцци, получает понятие о числе на основе своего личного опыта, но это понятие следует упорядочить и уточнить. Кладя единицу в основу вычисления, он путём прибавления и убавления её стремится создать в сознании ребёнка правильные понятия о числе, рассматривая его как соотношение множества и единицы. По мнению Песталоцци, вводить письменное обозначение цифр и арифметических действий можно лишь после того, как школьники овладеют навыками устного счёта . Он указывал, что арифметические действия должны предваряться устными упражнениями в вычислении, которые необходимо осуществлять в строгой методической последовательности.

Таким образом, обучение детей познанию природы стоит на трёх слонах - чтении, счёте и наблюдении. При этом необходимо понимать, что лишь параллельные занятия этими тремя видами деятельности способны привести к гармоничному развитию личности. Они не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и взаимопроникающи. Действительно, обучение письму, например, возможно лишь на базе умения ребёнка как читать, так и рисовать; первоначальное обучение арифметике и геометрии возможно лишь на речевой основе, используя уже развитое умение излагать суждения.

Изложенная методика позволяет медленно, но верно формировать у детей правильные понятия. С её помощью можно добиться двоякой цели - вооружения учащихся знаниями и развития их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления .

Наглядность обучения

В непосредственной связи с элементарностью обучения находится и его наглядность, которой Песталоцци отводил существенную роль. Во времена Песталоцци в школах повсеместно действовал принцип механического заучивания и применения правил. Великий швейцарец категорически возражал против неосмысленного запоминания сведений, строя свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов.

Опираясь на сформулированный им принцип чувственного восприятия как единственного фундамента человеческого познания, Песталоцци определяет наглядное обучение как важнейший метод интеллектуального образования. Песталоцци разделяет наглядное обучение на «общее наглядное обучение» и «специальное наглядное обучение соотношениям мер и чисел». Под общим наглядным обучением подразумевается возможность в точных выражениях определять круг предметов, доступных наблюдению ребёнка. Специальное же наглядное обучение имеет в виду преподнесение учебных предметов в соответствии с упорными и многосторонними упражнениями в свободном наблюдении и определении отношений размера и числа предметов и их составных частей.

Выдвигая актуальное и в настоящее время положение о том, что воспитание и обучение должны осуществляться в неразрывной связи, Песталоцци даёт ему следующее обоснование. Он утверждает, что природа человека составляет единое целое и, следовательно, развитие какой-либо одной силы человеческой природы не может не сказаться и на развитии всех остальных. Другой аргумент, иллюстрирующий единство элементарного физического, умственного и нравственного образования, заключается в том, что они не только сообща направлены на достижение конечной цели воспитания - формирование гармоничной самостоятельной личности, - но и строятся на одних и тех же основах, следуют по одному и тому же пути. форме, развиваются и приводят в движение потенциальные внутренние силы его сознания, которым, как полагает Песталоцци, свойственно стремление к развитию. Со временем первые ростки нравственности претворяются у ребёнка в высшие моральные чувства, которые он уже проявляет осознанно, не только к матери, но и к другим людям.

В нравственном формировании личности ребёнка Песталоцци отводит особую роль «внутреннему созерцанию» (аналог наблюдения при интеллектуальном воспитании), то есть восприятию детским сознанием своих собственных впечатлений, связанных с состоянием души . Однако для того, чтобы эти переживания могли быть интегрированы ребёнком, необходимо первоначально выработать у него правильные представления и понятия, и лишь затем предоставить ему возможность высказывать самостоятельные суждения. При развитии нравственных сил ребёнка обязательно должно иметь место возбуждение его природных духовных сил, проявление его самодеятельности. Вся система нравственного воспитания, считает Песталоцци, должна быть построена на основах развития активности самого ребёнка.

Песталоцци решительно осуждает тех своих современников, которые широко используют в целях нравственного воспитания многословные проповеди , заставляют детей зазубривать непонятные им религиозные тексты. В «Письме другу о пребывании в Станце» Песталоцци пишет:

Прежде, чем говорить о какой-либо добродетели, я вызывал в детях живое чувство её… Подобно тому, как при интеллектуальном элементарном образовании чувственное восприятие предмета должно быть налицо в сознании ребёнка до того, как он научится произносить слово, обозначающее этот предмет, так же точно и чувства, составляющие … основу … нравственных понятий в душе ребёнка, должны уже быть в ней налицо, прежде, чем слова, обозначающие их, будут вложены ему в уста.

О том, как человек воспитан с точки зрения морали, утверждает педагог, следует судить по его реальным поступкам, а отнюдь не по умению произносить высокопарные фразы.

Прилагая теорию элементарного образования к вопросам воспитания нравственности, Песталоцци считает первым делом необходимым развитие у детей высоких моральных чувств с тем, чтобы далее сформировать моральные устои, выработать у них путём непосредственного участия в добрых и полезных делах нравственные навыки и, наконец, определить нравственное сознание молодого человека. Нравственное воспитание детей, полагает Песталоцци, может быть эффективным, если имеет целенаправленный характер и осуществляется планомерно. Основы для нравственного развития ребёнка он видит в семье.

Простейшим элементом нравственности Песталоцци именует чувство любви. В статье «Что даёт метод уму и сердцу» он говорит:

Как ум выражает себя в основном в числе, форме и слове, и все средства формирования ума исходят из этих трёх фундаментов его развития, так и сердце находит себе выражение главным образом в любви, и все средства воспитания сердца необходимо должны исходить из этой его исконной силы.

Элементарное чувство любви, направленное первоначально на мать, при помощи искусства воспитания Песталоцци предлагает постепенно распространять на всё более широкий круг людей. Отправляясь от своей любви к близкому, ребёнок, медленно, но неуклонно продвигаясь к более далёкому, начинает питать любовь к своему народу и, наконец, ко всему человечеству.

Моральное воспитание педагог тесно связывает с религиозным, ибо христианство , как воплощение высоких моральных начал, в большой мере способствует облагораживанию человеческой природы. Однако по утверждению И.Нидерера, одного из ближайших соратников Песталоцци, последний не прививал специально ученикам христианскую веру; более того, он отвергал догматическую сторону вероучения, но высоко ставил моральные основы христианства и широко использовал религиозные принципы и понятия морали в деле нравственного воспитания ребёнка.

, красоты , благородства . Они должны подчиняться в душе ребёнка тем же самым законам, которым подчиняются все чувственные впечатления. Каждое учение о красоте, считает Песталоцци, если оно не подкреплено чувственным и наглядным представлением о ней, теряет своё значение в качестве составной части элементарного метода нравственного воспитания. Таким образом, обучение нравственности проходит в гармонии с интеллектуальным обучением, своей моральной силой прокладывая дорогу для последнего .

Одним из наиболее эффективных средств элементарного нравственного образования Песталоцци считает «упражнения в добродетели », то есть участие детей в добрых и полезных делах, зачастую требующих у детей волевых усилий. Такие упражнения он видит необходимым начинать ещё в семье, а затем систематически продолжать в условиях учебно-воспитательных заведений.

Путём интеграции различных педагогических методов, направленных на умственное, физическое и нравственное развитие ребёнка, Песталоцци стремится достигнуть взаимопроникновения и слияния воедино воспитания с обучением. По его словам,

Как и в хорошей семье каждое слово…, сказанное с целью воспитания, заключает в себе обучение, а обучение является в то же время и воспитанием. Одно непосредственно переходит в другое…

Песталоцци об организации обучения

В произведениях педагога можно встретиться также с рядом интересных мыслей об организационной стороне обучения.

Одно из важных требований Песталоцци к воспитанию детей - о том, чтобы оно начиналось с самого раннего детства. «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения» - утверждает он в книге «Как Гертруда учит своих детей». Не уменьшается роль семейного воспитания и после, когда ребёнок поступает в школу. Песталоцци высказывает мысль о том, что семейное и школьное воспитание должны осуществляться в тесном взаимодействии. При этом он подчёркивает, что общественные учреждения, как бы хороши они не были, не смогут взять на себя целиком дело воспитания без участия родителей. Однако при этом Песталоцци отмечает, что сочетание семейного и школьного воспитания может быть успешным только тогда, когда между ними существует полное согласие, когда оба они строятся на природосообразной основе.

Большое значение придаёт Песталоцци созданию в школе «духа семейной жизни», такой постановки обучения и воспитания, когда школа становится для ребёнка как бы большой семьёй, где между преподавателями и учащимися возникает неформальная близость, взаиморасположение. Необходимо поставить дело так, чтобы ребёнок мог доверять учителю, видеть его искреннее благожелательство к нему. В новогодней речи 1811 года Песталоцци говорит сотрудникам Ивердонского института:

Вам как воспитателям должно быть присуще такое любовное отношение к ним <детям>,чтобы привлекать к себе детские сердца… Я хотел бы, чтобы вы в полной мере обладали этим сердечным любовным отношением к детям, которое увеличит ваши воспитательные возможности.

При этом, по утверждению Песталоцци, может быть, не столь важны отдельные, пускай и наполненные высокими чувствами поступки, а ежедневное и ежечасное тёплое отношение учителя к каждому ребёнку и к детскому коллективу в целом. Недаром лозунгом на знамени Ивердонского института была надпись «В любви - добродетель.»

Песталоцци горячо восставал против господствовавшего во многих современных ему учебно-воспитательных заведениях показного порядка и режима, державшегося на муштре и насилии. Вместе с тем он считал совершенно необходимым соблюдать в процессе воспитания определённый разумный порядок, чётко доведённый до сознания детей. В «Дневнике Песталоцци о воспитании его сына» он пишет:

… не должно быть никакой неясности в отношении того, что запрещено… Мы не должны воображать, что ребёнок сам может догадаться, что может быть вредным и что для нас является важным.

Вместе с тем Песталоцци уверен, что общественное воспитательное учреждение не может существовать без соблюдения детьми должной дисциплины. Такой порядок Песталоцци предлагает поддерживать, в основном, средствами нравственного убеждения. Каждое запрещение и каждое наказание, считает он, должно быть чётко объяснено не только по своему смыслу, но и по своим источникам, с точки зрения пользы самого ребёнка или коллектива.

В условии учебного заведения типа интерната Песталоцци не находил возможности обходиться без телесных наказаний , однако применялись они не за дисциплинарные проступки, а за жестокость, грубость и другие проявления худших качеств. Применить такое наказание к ребёнку может только человек, о котором он точно знает, что тот хорошо к нему относится; человек, заменяющий в каком-то смысле мать и отца, пользующийся доверием ребёнка. Более того, телесные наказания должны иметь целью не причинение ребёнку реальной боли , тем более мучений, а лишь демонстрацию ему крайней степени возмущения и негодования воспитателя. Важную роль играет также акт прощения, который обязательно должен следовать через некоторое время после наказания. Такой постановкой воспитательного процесса, по мнению Песталоцци, можно добиться не только послушания ребёнка, но и сохранить его душевный комфорт, развить чувство справедливости .

Не следует чураться и совместных игр учителей и учеников. В «Памятной записке о семинарии в кантоне Во» Песталоцци пишет:

…Учителя и ученики смешиваются во время игр, учителя участвуют в этих играх не только как надзиратели, они сами играют наравне с детьми. Благодаря тому, что учителя в состоянии поддерживать весёлое, радостное и непринуждённое настроение, знаменующее невинность и святое счастье детей,… они, безусловно, с удвоенной силой могут выполнять свои функции,… не только замечать и пресекать действительно дурное, но одновременно удалять из окружения детей… примеры дурного поведения, изгонять всё злое из их сознания.

Таким образом, Песталоцци делает ударение на ведущей роли воспитания в деле формирования здоровой человеческой личности, говорит о том, что направляющая роль организованного процесса воспитания должна сочетаться с использованием принципа «жизнь научит». Песталоцци заявляет о большой роли, принадлежащей личности учителя в воспитании и обучении детей. Помимо непременной любви к детям, без которой Песталоцци не считает возможным добиться успеха в воспитании, он высоко ценит в учителе такие качества, как находчивость, жизнерадостность, непосредственность, скромность , нравственную чистоту. Эти качества способны помочь ему завоевать симпатии детей, войти с ними в тесное общение, пользоваться с их стороны заслуженными любовью и уважением. А только при этом условии учитель будет в состоянии всем своим обликом и поведением служить достойным примером для детей.

Придавая большое значение воспитательному воздействию на детей личности учителя, Песталоцци требует, чтобы он неизменно во всей своей деятельности проявлял педагогический такт . Песталоцци не допускал, чтобы у учителя появлялись «любимцы», так как на пристрастное отношение к отдельным детям болезненно реагируют все остальные. «Где имеются любимцы, там прекращается любовь» - таков был девиз Песталоцци.

Деятельность учителя и воспитателя он рассматривает как деятельность творческую и решительно возражает против применения в ней рутинных и однообразных приёмов. Песталоцци горько иронизировал над теми педагогами, которые умеют произносить громкие фразы о воспитании, а на деле неспособны разнообразить приёмы своей работы, проявлять в ней какую-либо оригинальность, изобретательность, творческую инициативу .

Огромное значение придавал Песталоцци активному развитию самостоятельности ребёнка, причём во всех трёх направлениях природосообразного воспитания - умственном, физическом и нравственном. Разбуженная естественным путём, эта самостоятельность любви, мышления и физических движений является проявлением совокупности всех человеческих задатков. Каждый шаг в воспитании должен быть, по мнению Песталоцци, направлен, кроме всего прочего, на развитие активности, стремления к самообразованию и самовоспитанию. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, таким образом, чтобы довести до совершенства те умственные, физические и нравственные качества, которые заложены в него самой природой.

В организационном плане для такого учёта индивидуальных особенностей Песталоцци предлагает, кроме всего прочего, разделять учащихся по уровню знаний предмета на несколько групп. Таким путём достигается возможность развить определённые учебные интересы учащихся и способствовать их успешному продвижению в тех отраслях знания, к которым они обнаруживают особую склонность.

Песталоцци был сторонником совместного обучения мальчиков и девочек . В романе «Лингард и Гертруда» он говорил:

Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными. Ведь часто наиболее воспитанные дети выходят из семей, где брат и сестра долго живут бок о бок.

Швейцарский педагог также считал целесообразным привлекать старших и более подготовленных детей к обучению их товарищей. Взаимное обучение он рассматривает как метод, призванный развивать знания как одного, так и другого ученика.

Таким образом, основная задача школы по Песталоцци состоит в том, чтобы в первую очередь на природосообразной основе развивать умственные, физические и нравственные задатки воспитуемого, дать детям чёткую и логичную картину мира во всех его проявлениях, сформировать полезные навыки и умение делать выводы и лишь потом вооружить его набором конкретной информации . Использование этого метода, считает великий педагог-гуманист, позволит школе взрастить гармонически развитую личность, готовую ко всем перипетиям будущей жизни.

Иоганн Генрих Песталоцци

Песталоцци Иоганн Генрих (1746/1827) - швейцарский педагог. Положил начало теории начального обучения, в которой связал педагогику с психологией, а обучение - с воспитанием и развитием. Предложил ряд новых идей в теории соединения обучения и производительного труда. Ему принадлежат труды: «Лингард и Гертруда» (1781/1887), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826) и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 217.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - крупнейший швейцарский педагог-демократ, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

Под влиянием идей Руссо он посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа. Главные надежды он возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду и участием в нем. Песталоцци, гуманист-педагог, был верен своим демократическим идеалам. Свою педагогическую теорию он выродил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраст. При этом воспитание должно формировать из ребенка не просто гармонически развитого индивидуума, а труженика - члена человеческого сообщества.

Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем - проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей.

Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия. Обучение, по мысли Песталоцци, обязательно должно действовать развивающе, побуждать детей к самодеятельности.

Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.

Биографическая справка цитируется по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981, с. 275.

Другие биографические материалы:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Швейцарский педагог-демократ (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 ).

Сочинения:

Samtliche Werke.hrsg. von A. Buchenau, e. Spranger, n. Stettbacher, e. Dejung, Bd 1-17 - A, 18-21, 23, 25, В.- Lpz.- Zurich, 1927-73;

Samtliche Briefe, hrsg. von Pestalozzianum und von der Zentralbibliothek in Zurich, Bd 1-13, Zurich, 1946-71; в рус. пер.- Избр. педагогические произведения. Под ред. n. ф. Щабаевой. [Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1-3, М., 1961 - 65.

Ausgewählte Werke, hrsg. v. O.Boldeman, Bd. 1–3. В., 1962–64;

Литература:

Крупская Н. К., Песталоцци, Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957;

Крупская Н. К., К главе о Песталоцци, там же, т. 4, М., 1959;

Пинкевич А. П., Медынский Е. Н., И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику, М., 1927;

Пинкевич А. П., И. Г. Песталоцци, М., 1933;

Ротенберг В. А., Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци, "Советская педагогика", 1952, № 3;

Ротенберг В. А., Песталоцци о соединении обучения с трудом и подготовке к деятельности в промышленности, там, же, 1962, № 7.

Зильберфарб И. И., Выдающийся гельветский демократ Песталоцци, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.