Народные лады на гитаре. Диатонические лады

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

C D E F G A B

1 2 3 4 5 6 7

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

D E F G A B C

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

E F G A B C D

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

C E G B

1 3 5 7

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

D F A C

1 b 3 5 b 7

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don"t Play Like My Aunt Lucy (я не играю как моя тетя Люси ).

Диаграммы ладов

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Легенда:

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Слушай и играй:

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

Слушай и играй:

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Слушай и играй:

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

Слушай и играй:

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Слушай и играй:

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

Слушай и играй:

4. F лидийский лад

Формула: 1 2 3 #4 5 6 7

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Слушай и играй:

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

Слушай и играй:

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Слушай и играй:

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

Слушай и играй:

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Слушай и играй:

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

Слушай и играй:

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Слушай и играй:

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Слушай и играй:

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако, чаще всего, ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным ладом, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако поскольку я уже о недопустимости трактовать , как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание.

Послушайте пример звучания:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения (m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных содержащих в себе какое-либо минорное :

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ — это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда,минор на 2 ступени,мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого, как правило, вводит дорийский лад.

Как уже упоминалось, данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания ,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Что послушать: Miles Davis — So What, Gershwin — Summertime(дорийская гармония), SRV — I wanna testify(импровизация), Shoking Blue — Venus, Santana — Oyo Como ya

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.

Вы уже наверное обратили внимание на то, что когда говорят о тональности песни или любого музыкального произведения, то говорят только о мажорных и минорных тональностях. Это потому, что никаких других разновидностей нет. Как уже упоминалось, полный звукоряд, используемый в современной музыке, состоит из двенадцати равных полутонов (при исполнении на инструменте он назвается хроматической гаммой). Диатоника является фундаментальным свойством именно этой двенадцати-равно-полутоновой системы. Мелодико-гармоническое устройство диатоники лежит в основе современной музыки. Принцип диатоничности лада состоит в том, что при использовании только тонов и полутонов, не допускается расположение двух полутонов подряд (без хроматизмов). Лады, которые отвечают данным условиям, являются диатоническими. Соответственно, лады, нарушающие эти условия, являются не диатоническими. Гаммы, которые являются ладовой основой музыки (мажорная и минорная), состоят из семи ступеней. Очевидно, что пять звуков нашего двенадцатиполутонового звукоряда остаются не задействованными. Оставляя внутри этой стройной системы свободу для мелодических и ладовых вариаций. Если мы выбираем мажорный тонический центр, то получаем мажорную тональность, а при выборе минорного тонического центра, получаем минорную тональность.

Формула мажорной гаммы (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Если при исполнении мажорной гаммы мы вдруг случайно нарушаем формулу, тоесть "берём" один из пяти звуков, которые не "задействованны", то тут же "на слух" мы слышим нарушение "ладовой мелодики". Наш слух воспринимает этот звук как "чужеродный" для данной мелодии, тоесть нарушающий ощущение лада. Лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации" (Т. С. Бершадская, 1978). Устройство диатоники как раз и есть этой логической (субординационной) дифференциацией, а тональность - всего лишь высота лада. Название тональности происходит от названия первой ступени, а также самого лада. Например, если первая ступень звук С(до), а лад мажорный, то тональность до мажор; если первая ступень звук G(соль), а лад минорный, то тональность Gm (соль минор).

В общем, диатоника - это ладовая система, состоящая из семи семиступенных ладов, главными из которых являются натуральный мажор и натуральный минор. В мажорных тональностях на первой ступени располагается натуральный мажор, на второй - дорийский минор, на третьей - фригийский минор и т.д. в соответствии с устройством диатоники. В минорных тональностях всё то же самое, но на первой ступени естественно натуральный минор, на второй ступени - локрийский минор, на третьей натуральный мажор и т. д. Другими словами, в паралельных тональностях, например G || Em мы используем один и тот же звукоряд, только с разными тоническими центрами.

Для пояснения приципа диатонического строения мы берём аппликатуру двухоктавной мажорной гаммы и на её основе рассматриваем однооктавные семиступенные лады. Тоесть играем, используя только ноты гаммы соль мажор, но от первой ступени до первой ступени через октаву. Так же играем от второй ступени до второй через октаву, от третьей до третьей, от четвёртой до четвёртой, от пятой до пятой, от шестой до шестой и от седьмой до седьмой. И так мы получаем семь семиступенных гам. Семь разных формул. Теперь проанализируем результат. Для облегчения этого процесса мы рассмотрим полученные гаммы начиная от шестой струны и сравним их "формулы" с эталонными (мажорной - {тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон} и минорной {тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон}).

С вашего позволения, я немного расскажу о Модальных ладах . Ладов всего семь (поскольку нот тоже семь) и их придумали греки. Потому их так же называют Греческими ладами , и потому у них такие странные названия.☺ Каждый из этих семи ладов образуется в результате проигрывания натурального мажора от ступени до ступени. Ступени предлагаю, для предотвращения диссонанса в восприятии, в ближайшие несколько минут называть нотами. Т. е., если от первой до первой ноты сыграть натуральный мажор получается сам натуральный мажор (неожиданно, правда?); но если сыграть натуральный мажор от второй до второй ноты получается Дорийский лад ; от шестой до шестой - Эолийский лад , и далее в том же духе.


Проблема состоит в том, что при таком методе построения, тоникой каждого нового лада будет та ступень (нота) натурального мажора, от которой мы играем лад. И если вам (как мне, например) такой способ построения модальных ладов кажется не слишком удобным - вот еще один:

Для того, чтоб получить Дорийский лад понижаем 3-ю и 7-ю ноты натурального мажора на полтона;
- для того, чтоб получить Фригийский лад понижаем 2-ю, 3-ю и 7-ю ступени натурального мажора на полтона;
- Лидийский лад - 4-ю ступень
- Миксолидийский лад - 7-ю ступень
- Локрийский - 2-ю, 3-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю ступени.

В любом случае перед тем, как приступать к модальным ладам нам следует выучить натуральные мажорные и минорные гаммы (которые, кстати, являются Ионийским и Эолийским ладами соответственно).

Я предвижу вероятность того, что эта идея, как и предыдущая, вас не впечатлила. Или на оборот - впечатлила слишком сильно. Не беда: что касается гитары, мы можем смело опустить теоретические особенности построения греческих ладов и, всего лишь, вдумчиво выучить аппликатуры. Но, не смотря на теоретическую простоту этой задачи, на практике это не так легко, как кажется. Трудности возникнут на том этапе, когда вам понадобится держать аппликатуры всех семи ладов в памяти. В прочем, ресурсов вашего мозга может быть намного больше, чем моих, и у вас подобной проблемы не возникнет.

Как бы там ни было, чисто визуально, три аппликатуры греческих ладов очень тесно связаны с аппликатурой минорной пентатоники (которая, надеюсь, вам уже известна), а еще три - с аппликатурой мажорной (она менее популярна, но ее тоже не помешает знать).

Выглядит эта идея вот так:

Немного о том, как читать данную аппликатуру: Черные кружочки означают тонику, от которой мы решили играть гамму(например, если это нота Си, то следующей нотой Дорийского лада будет нота До); не закрашенными кружочками отмечены ноты, которые входят в минорную пентатонику; треугольниками отмечены ноты, которые нам нужно добавить к аппликатуре пентатоники для того, чтобы получить нужный лад. Теперь давайте попробуем применить тот же самый принцип к мажорной пентатонике:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.