Назовите общественно политические учения распространенные в обществе. Общественно политические учения в XIX в

Названия общественно-политических учений

  • Консерватизм

  • Либерализм

  • Социализм

  • Коммунизм

  • Анархизм

  • Либерализм, социализм, коммунизм- новые учения


Кратко об этих учениях


Консерватизм: его черты

  • Преклонение перед святостью традиций

  • Соблюдение границ между классами обеспечит спокойствие и порядок в обществе

  • Усиление роли религии

  • Человек бессилен что-либо сотворить

  • Защита частной собственности


Либерализм: его черты

  • Свобода человека- условие осуществления его прав

  • Государство охраняет частную собственность

  • Ограничение деятельности государства правом

  • Все задачи решать методом революции

  • Против революции


Социализм: его черты

  • Критикуют буржуазное общество

  • Создание общества, в котором не будет разделения на трудящихся и эксплуататоров

  • Все равны и все трудятся

  • Принцип распределения «каждому – по потребностям


Коммунизм: его черты

  • Бесклассовое общество

  • Уравнительное распределение общественного богатства

  • Переход от капитализма – коммунистическая революция

  • Общественная собственность

  • Коллективизм

  • Прямое снабжение из общественных запасов


Политология [Ответы на экзаменационные билеты] Фортунатов Владимир Валентинович

7. Политические учения xx в

7. Политические учения xx в

Основополагающие идеи и концепции, сформулированные в XVII–XIX вв. и реализованные в политических системах многих стран, составляют каркас, несущую конструкцию политологии. Но современную западную политологию невозможно представить без вклада авторов XX в.

На рубеже XIX–XX вв. социализм мощно наступал на позиции капитализма. Первая мировая война и мировой капиталистический кризис 1929–1933 гг. поставили перед капитализмом выбор: сдаться или измениться. Теоретики вновь сказали свое веское слово. Дальновидные политические деятели Запада их услышали и оценили.

Одним из самых авторитетных западных социологов и политологов является Макс Вебер (1864–1929 гг.). Его часто называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Вебер исследовал проблему власти. Власть, основанную на вере, Вебер называл харизматическим господством , на традиции - традиционным господством . Власть, базирующаяся на праве, названа им легальным господством. Важную роль в легальном или правовом государстве Вебер отводил рациональной бюрократии и разработал ее идеальный тип. Еще более важную роль Вебер отводил авторитарной власти харизматического лидера, который выбирается всем населением, опирается на его поддержку и не допускает превращения бюрократии из «служанки общества в замкнутую касту», стоящую над ним. Свою теорию плебисцитарной демократии Вебер разработал, опираясь на американский опыт. Вебер повторял: «Демократия - это политическая система, где люди избирают себе вождя, который затем говорит: „Заткнитесь и слушайте меня!“»

Таблица 13. Политический строй США при Ф. Д. Рузвельте (1932–1945 гг.), Германии при А. Гитлере (1930–1945 гг.), СССР при И. В. Сталине (1929–1953 гг.) и Китая при Мао Цзедуне (1949–1976 гг.)

Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политолог Вильфредо Парето (1848–1923 гг.). Он исходил из того, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Марксисты на это обстоятельство почти не обращали внимания. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, Парето называл элитой . Эволюцию человеческого общества Парето считал историей расцвета и упадка элиты, которая принимает стратегические решения по развитию общества. От качества правящей элиты в решающей мере зависит ситуация в обществе, динамическое равновесие различных групп интересов.

Одним из основателей партологии стал немецкий политолог Роберт Михельс (1876–1936 гг.). Он считал, что прямая демократия, прямое господство масс невозможно, так как с формально-технической стороны сама по себе толпа не может принимать сколько-нибудь серьезных, обдуманных решений. Следствием такого положения становится делегирование от масс отдельных членов в защиту общественных интересов. Формируются представительные организации - партии. Работа Р. Михельса называлась «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911 гг.). Дело в том, что политолог связывал с возникновением организации появление первых признаков олигархизации - отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации Р. Михельс называл «железным законом олигархии».

В политической истории XX в. заметный след оставил фашизм . Этот термин происходит от итальянского слова «фашио», что означает «пучок, связка, объединение». Фашизм представляет собой совокупность социально-политических движений, идеологий и государственных режимов, существовавших в ряде стран. Идеологами фашизма были Адольф Гитлер (1889–1945 гг.) и Бенито Муссолини (1883–1945 гг.). Основу теории фашизма составляли расизм, шовинизм, антидемократизм, антимарксизм, агрессивный милитаризм, терроризм, культ вождя. Муссолини первым с помощью государственной власти установил тотальный контроль над обществом. В фашистских государствах подавлялась любая оппозиция, любые организации, неподконтрольные единой власти, например, даже Церковь. Институтам и ценностям демократии фашизм противопоставил «новый порядок» с предельной централизацией и концентрацией власти в руках вождя и верхушки правящей массовой тоталитарной партии.

Часть авторов сравнивает фашизм со сталинизмом и маоизмом . Другие считают фашизм правоэкстремистским движением, реакцией на революционные процессы в Западной Европе и революцию в России. Внутренняя и особенно внешняя политика ведущих фашистских государств формировалась в интересах крупного капитала этих стран. Фашизм иногда рассматривают как разновидность праворадикального консерватизма. Во всяком случае, этот путь выхода из кризиса мирового капитализма оказался тупиковым.

Сталинизм представлял собой систему общественных отношений и политической власти, созданную И. В. Сталиным (1878–1953 гг.) в 30-е годы в СССР. В политической сфере сталинизм означал фактическую ликвидацию демократии в большевистской партии, государственных учреждениях и общественных организациях, подавление любой оппозиции, любых неподконтрольных структур, создание системы тотального государственного террора. Страной управляла номенклатура - слой ответственных работников партийных, государственных и других руководящих органов. Произошло отстранение народа от решения важнейших вопросов народной жизни. В то же время в СССР была ликвидирована частная собственность во всех ее видах, официальной идеологией осуждался национализм, расизм, шовинизм. Фашизм рассматривался советской идеологией как наиболее бесчеловечная разновидность теории и практики господства крупного капитала. Сохранение жесткого политического режима в стране Сталин и его преемники оправдывали наличием мощного «капиталистического окружения» и постоянными угрозами извне первому в мире социалистическому государству.

Маоизм в Китае по основным своим параметрам был местной разновидностью сталинизма. Политический строй, созданный Мао Цзедуном (1893–1976 гг.), копировал многое из советского опыта и создавался при участии многочисленных советников из СССР. После поверхностной критики сталинизма, с которой выступил Хрущев, китайское руководство окончательно вступило на путь строительства «социализма с китайской спецификой».

Широкое распространение получили политологические концепции, разработанные рядом авторов во второй половине XX в.

Австрийский экономист и социолог Йозеф Алоис Шумпетер (1883–1950 гг.) неизбежную эволюцию капитализма в социализм оценивал как экономический успех капитализма, а не как неудачу. Он разработал экономическую теорию демократии. Шумпетер рассматривал демократию как правление политиков, а не народа. Политики - это «торговцы голосами» в той же мере, как брокеры - «торговцы акциями» на бирже. Политический процесс Шумпетер сравнивал с рыночным: избиратели - те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы - те, кто эти требования удовлетворяют. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны учитывать требования и интересы электората.

Американский политолог Габриэль Алмонд (род. в 1911 г.) одним из первых применил функциональный метод к исследованиям в политике, проводил сравнение различных политических систем. Он считал, что все системы выполняют два базовых набора функций - «ввода» и «вывода». Функции «ввода» - политическая социализация и привлечение к участию, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация - осуществляются неправительственными системами: группами давления, политическими партиями, независимой печатью и т. д. Функции «вывода» - разработка норм, их применение и контроль за соблюдением норм - являются правительственной прерогативой. Большое место Алмонд отводил политической культуре, которую также называл «психологическим измерением политической системы».

Президент Американской ассоциации политических наук Самуэл Хантингтон (род. в 1927 г.) развивает структурно-функциональный подход. В качестве критерия политического развития он предложил «институционализацию» политических организаций и процессов. Высокий уровень адаптации, автономии и согласованности присущ хорошо институционализированному государственному устройству. Только такое устройство может гарантировать приспособление к постоянно меняющимся социальным целям.

Западная политология оказалась востребованной. Получила развитие прикладная политология. Западная политология оказала огромное влияние на процесс становления современной российской политологии.

Таблица 14. Политическая наука Запада в XX в.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В СЕРЕДИНЕ XVI в. Во второй половине XVI в. в споры о характере царской власти включился сам государь - Иван IV Васильевич Грозный. Его оппонентом явился беглый опальный боярин Андрей Курбский (ок.1528- 1583). Сочинения Андрея Курбского весьма

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

49. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ИТАЛИИ В XVIII В На рубеже XVIII столетия почти двухвековой социальный застой в Италии, вызванный превращением страны фактически в провинцию испанской короны и усиленным насаждением крепостнически-абсолютистских порядков, уступает место

автора Коллектив авторов

Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVI

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов автора Коллектив авторов

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Общественно Представители, Время Вопросы для сравнения – основные возникновен политические документы ия Роль Позиция по Пределы учения государства в решению индивидуаль экономике социальных ной свободы проблем Либерализм У истоков XIX в. Свободный За Свобода либерализма рынок, свобода социальное совести, стояли Дж. Локк, частного равенство слова, Ш. Л. предпринимате К концу века: печати, Монтескье, льства необходимос собраний Ж. Ж. Руссо), ть защитить А. Смит), И. Кант наиболее (1724 -1804), необеспеченн Декларации ые слои прав человека и населения гражданина" (1789 г.) Устрой ство власти Теория разделе ния властей

Общественно – политические учения Представители, основные документы Время возникно Роль государства в вения экономике Консерватизм Идеология Конец XVIII в. консерватизма сформировалась как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка, 1790). + фр. иезуит Жозеф де Местр (1753- 1821), англ. философ Томас Гоббс (1588 - 1679) и австрийский канцлер Клемент Меттерних(1773- 1859). Вопросы для сравнения Позиция Пределы решению индивидуал социальных ьной проблем свободы Государство Сохранение Контроль должно классовых и над регулировать сословных личностью экономику различий Проведение «охранительн ых» социальных реформ Устройство власти Сохранение монархии

«всякому по его Под контролем способности, ассоциации всякой способности по его делам, - нет более наследства!» Анри Сен –Симон (1760 -1825) Конец XVIII в. Контроль государства над частной собственностью Шарль Фурье (1772 – 1837) Конец XVIII в Уничтожение торговли, Создание фаланг централизованное распределение продуктов. Частичное сохранение частной собственности Индивидуальн Потребительская ая свобода не ассоциация допускается Роберт Оуэн (1771 -1858) Конец XVIII в Замена частной собственности на общественную, отмена денег Улучшение условий труда и быта рабочих Осуществляет Создание ся в рамках производственн коммуны ых кооперативов на принципах коммунизма Марксизм Карл Маркс(1818 - 1883) Фридрих Энгельс (1820 -1895) XIX в. Регулирование экономики государством при помощи рабочих для обеспечения социальных прав рабочих Социалистическа я революция, уничтожение буржуазии Установление Коммунизм политических свобод, равенство в правах Анархизм Пьер Жозеф Прудон (18091865) М. А. Бакунин (1814 - 1876) П. А. Крапоткин (1842 - 1921) XIX в. Уничтожение частной собственности, уничтожение денег Любовь людей руг Полная Уничтожение к другу свобода власти государства Социализм Утопический социализм Идеал будущего - всеобщая ассоциация

Все вопросы на одной странице А4.

  1. Политическое учение Платона - оно представляет собой попытку создать модель идеального государства - справедливое правление избранных мудрецов. Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего для того, что бы спасти бессмертную душу человека. Он описывает несовершенные формы государства: тимократию, олигархию и демократию, называя её главной бедой политики. Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. В его политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма. Но исключая эти недостатки можно увидеть разумные основы гражданственности, высокого морального духа.
  2. Политическое учение Аристотеля - он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Так же он утверждал, что государство - естественное образование. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правильных" формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три "неправильных" (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду только личное благо правителей.
  3. Политические учения, взгляды М.Т.Цицерона - государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение. Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
  4. Политическое учение Августина - история человечества у Августина подчинена божественному провиденью. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь, как он называл, "град земной" - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Он повторяет деление на "правильные" и "неправильные" формы. К "неправильным" он относил тиранию, демократию, аристократию. Что касается "правильных" форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека.
  5. Политическое учение Фомы Аквинского - его учение основывалось на идеи божественного создания мира. На вершине системы права - так называемый "вечный закон". Но человек наделён способностью постигать отдельные принципы вечного закона. На этой основе он вырабатывает определённые рационалистические принципы, составляющие естественный закон. В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального поряка, правителем которого является бог. Цель государства - сохранение порядка и гражданского мира.
  6. Политическое учение Н.Макиавелли - он не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он принимал во внимание законность любой цели. Единовластие по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.
  7. Политические учения Гоббса - он создал свою политическую теорию от части для того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал, что монархия самая лучшая форма власти, но в тоже время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Согласно Гоббсу люди будучи разумными, осознали безнадежность своего существования и нашли выход из хаоса - общественный договор. Очевидно что Гоббс, по современным меркам, больше консерватор, чем либерал, ибо даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал таким образом, что выводы оказались консервативными: свобода, к тому же ограниченная возможна лишь в том случае,если люди передают распоряжение ею монарху.
  8. Политическое учение Локка - его учение было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его правомерно называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив личность выше общества и государства. Он считал, что человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, такими правами он считал права на "жизнь, свободу и собственность". Для Локка частная собственность - неабсолютная ценность, а средство достижения свободного общества. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть могущественнее личности, ибо личности создают общества, а общество создает государство.
  9. Политическое учение Монтескье - он разрабатывал проблемы совокупности факторов, определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей, которая происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
  10. Политическая теория Мэдисона - он придерживался мнения о том, что народ единственный источник политической власти и выборы - характерная черта республиканского правления. У него вызывала тревогу фракция большинства, ибо она, как он отмечал, находясь у власти будет безусловно, подавлять интересы меньшинства. Поэтому главное - "лишить большинство, имеющее особую страсть и интерес, способности действовать согласованно и приводить в исполнение тиранические замыслы" и гарантировать свободу меньшинству. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей, является относительно равной.
  11. Политическое учение Руссо - Руссо рассматривает ассоциацию,возникающую посредством заключения общественное договора, как "моральное и совокупное тело", "общественного человека", который приобретает "свое единство, общую идентичность, жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами - создателями. Также он рассматривает проблему общей воли, заключающиеся в том, что создание "морального и совокупного тела "государства является одновременно трансформацией "естественных" индивидуумов в "моральных" граждан. Обладающих не только законными правами и обязанностями, но и соответствующими моральными понятиями и чувствами.
  12. Политическое учение Бентама - Английский-философ, социолог, политолог, правовед, моралист. Он является родоначальником унитаризма. Бентам был сторонником либерализма, решительным противником теории естественного права. Исходя из своей концепции "разумного человека", он считал, что все общественные отношения должны быть подчинены "принципу полезности". Отсюда и название всего направления (от лат. Utilitas -польза, выгода). В главном труде Бентама "Деонтология, или Наука о морали" интересы личности отождествлялись с интересами общества, которое рассматривалось как простая совокупность индивидуальных интересов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.