Бухгалтерские проводки по ндс бюджетного образовательного учреждения. Порядок исчисления ндс в бюджетных учреждениях

Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:

1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);

2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб .

Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.

Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.

  • Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения ):
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента . Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

ЭТО ВАЖНО

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб .

Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:

59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб .

В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.

Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).

Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС

В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления , поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Обладая статусом юридического лица, бюджетное учреждение по общему правилу признается налогоплательщиком НДС. Причем учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей природе являются некоммерческими организациями, ведущими деятельность в социально-значимых сферах, где государством традиционно представляется большое количество льгот, в том числе по НДС. В условиях одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, освобождаемых от налогообложения, бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций.
Об особенностях отражения налога на добавленную стоимость на счетах бюджетного учета и раздельном учете по НДС и пойдет речь в настоящем материале.

Как Вы знаете, государственные (муниципальные) учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, сегодня представлены тремя типами учреждений - казенными, бюджетными и автономными, что следует из пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность бюджетных учреждений, о которых мы будет говорить в статье, регулируется гражданским правом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В силу статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством Российской Федерации, а для региональных и муниципальных учреждений - региональной властью или местной администрацией соответственно.
То есть основную деятельность, предметы и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения, бюджетное учреждение ведет в рамках выполнения соответствующего государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Обычно за свои услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение платы не берет. В то же время бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а иногда и в его пределах, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, на платной основе. При этом оказание платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него предоставляется бюджетным учреждением на одинаковых условиях всем лицам без исключения. Порядок определения указанной платы в общем случае устанавливается учредителем бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Таким образом, можно отметить, что бюджетное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) не только в рамках своего основного вида деятельности, но и в рамках иных видов деятельности, не являющихся основными.

В силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н планы счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений были дополнены новым счетом - 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». В материале проанализирован порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений спорта расчетов по НДС с применением указанного счета

01.02.2017

ОБ УПЛАТЕ НДС СПОРТИВНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

Прежде всего выясним, считаются ли спортивные учреждения плательщиками НДС.

По общему правилу все организации, в том числе учреждения спорта, являются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ).

Вместе с тем в отношении отдельных операций указанные учреждения освобождаются от уплаты налога. К таким операциям относятся:

  • оказание населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (п. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ). При квалификации таких услуг необходимо использовать понятия и термины, содержащиеся в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329‑ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (письма ФНС РФ от 08.11.2016 № СД-4-3/21104@, Минфина РФ от 13.04.2015 № 03‑07‑07/20872, от 03.02.2015 № 03‑07‑07/4071);
  • оказание услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения спортивно-зрелищных мероприятий (пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, если учреждение спорта является казенным, не признаются объектом обложения НДС операции по выполнению (оказанию) данным учреждением любых работ (услуг). У бюджетного (автономного) учреждения не облагаются операции по выполнению работ (оказанию услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Также на основании пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не являются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждениям или унитарным предприятиям.

С операций, не отнесенных к вышеперечисленным, учреждения спорта обязаны исчислить НДС в общеустановленном порядке. К облагаемым операциям относятся, в частности:

  • прокат спортинвентаря;
  • реализация спортивной атрибутики и сувениров;
  • дополнительные платные услуги сауны, массажа;
  • предоставление в аренду площадей, не связанных с подготовкой и проведением спортивно-зрелищных мероприятий (для организации пункта общественного питания, магазина, офиса, пункта оказания бытовых услуг и т. д.).

Если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 2 млн руб., то учреждение может воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

НАЧИСЛЕНИЕ НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В бухгалтерском учете начисленные суммы НДС отражаются на счете 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 263 Инструкции № 157н). Данный счет применяется в корреспонденции с дебетом счетов (п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131, 151 Инструкции № 174н, п. 159, 179 Инструкции № 183н):

  • 1 401 20 290 «Прочие расходы» у казенных учреждений. Тем самым суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, увеличивают расходы учреждения;
  • 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг», 0 401 10 180 «Прочие доходы» у бюджетных (автономных) учреждений. Таким образом, в этих учреждениях суммы НДС относятся на уменьшение доходов. Применение того или иного счета, а точнее кода -КОСГУ, указываемого в 24 - 26-м разрядах номера счета, учреждение устанавливает самостоятельно в рамках формирования учетной политики.

Уплата НДС в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счетов (п. 104 Инструкции № 162н, п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н):

  • 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам» у казенных учреждений;
  • 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» у бюджетных (автономных) учреждений.

Начисление НДС осуществляется на основании выставленного покупателю счета-фактуры. Сумма НДС прописывается в счете-фактуре отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). В этих случаях начисление НДС, по мнению автора, производится на основании оформленной бухгалтерской справки (ф. 0504833).

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НДС.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на соответствующие налоговые вычеты. Особенности применения таких вычетов установлены ст. 172 НК РФ.

Для ведения бухгалтерского учета расчетов по вычетам сумм НДС применяются аналитические счета, открытые к счету 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС». Что это за счета и для отражения каких налоговых вычетов они предназначены, отразим в таблице.

Номер и наименование счета

Налоговый вычет

0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»

Исходя из п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком-продавцом с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). То есть НДС, исчислен-

ный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ)

0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления облагаемых НДС операций.

Такие суммы на основании п. 1 ст. 172 НК РФ подлежат вычету после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Стоит отметить, что указанные налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1.1 ст. 172 НК РФ)

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»

В силу п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ)

Ниже приведем корреспонденцию счетов по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете налоговых вычетов по НДС (п. 88, 104 Инструкции № 162н, п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н).

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление суммы НДС по авансам полученным

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемого в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета

Списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по предоплате, перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленной предоплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав

Бюджетное учреждение спорта предоставляет в аренду ледовую арену для проведения ледового шоу сторонней организацией. Указанная деятельность облагается НДС по ставке 18%. Общая сумма арендной платы составила 300 000 руб. (в том числе НДС - 45 763 руб.). Согласно условиям договора сторонняя организация перечислила на лицевой счет учреждения часть арендной платы в счет предстоящего оказания услуг в сумме 100 000 руб. (в том числе НДС - 15 254 руб.).

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет учреждения предварительная оплата аренды ледовой арены

Забалансовый счет 17 (код доходов 120)

Начислен НДС с поступившей предоплаты

Начислен доход от аренды

Начислен НДС с общей суммы доходов

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

Перечислен НДС в бюджет

Автономное учреждение спорта предоставляет услуги по прокату коньков. Указанные операции облагаются НДС по ставке 18%. Общий доход от проката составил 70 000 руб. (в том числе НДС - 10 678 руб.).

В целях обновления существующей спортивной обуви, предназначенной для проката, учреждение заключило договор на поставку новых коньков на общую сумму 20 000 руб. (в том числе НДС - 3 051 руб.). Предварительно по договору поставки учреждение перечислило аванс в сумме 6 000 руб. (в том числе НДС - 915 руб.).

Согласно принятой учетной политике сумма НДС отражается в уменьшение доходов по коду 130 «Доходы от платных услуг (работ)».

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Сдана в кассу учреждения плата за прокат

Начислен доход от проката

Начислен НДС с суммы дохода

Перечислен аванс поставщику за коньки, предназначенные для проката

Выделена сумма НДС по перечисленному авансу

Отражена поставка коньков (за вычетом НДС)

(20 000 - 3 051) руб.

Выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком при поступлении коньков

Зачтен ранее перечисленный аванс

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(20 000 - 6 000) руб.

Забалансовый счет 18 (КВР 244/340 -КОСГУ)

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком:

в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки коньков

в сумме, выделенной при поставке коньков, с зачетом суммы налога по уплаченному авансу

(3 051 - 915) руб.

Перечислен НДС в бюджет

(10 678 - 915 - 2 136) руб.

Забалансовый счет 18 (код доходов 130)

*Предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости учитываются в составе материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н).

Несмотря на то, что основная деятельность учреждений спорта освобождена от обложения НДС, многие из оказываемых ими дополнительных платных услуг облагаются данным налогом в общеустановленном порядке. При отражении расчетов по НДС в бухгалтерском учете необходимо учитывать последние изменения, внесенные Приказом № 209н. Согласно таким изменениям был введен новый счет 0 210 13 000, предназначенный для отражения расчетов по НДС по авансам уплаченным.

Порядок исчисления НДС в бюджетных учреждениях

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость изложен в Методических рекомендациях по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Следует учитывать, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Объектом налога на добавленную стоимость признается также передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

Перечень услуг, освобожденных от обложения НДС, изложен в пункте 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данный перечень имеет исчерпывающий характер, и та часть платных услуг бюджетных учреждений, которая не вошла в него, облагается налогом на добавленную стоимость (подробнее об этом читайте в журнале “Бюджетный учет“ в N 1 за 2005 г. на стр. 16).

Налоговая база

Согласно статье 153 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) в натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

В соответствии со статьей 162 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом сумм авансовых и иных платежей, получаемых в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС.

Таким образом, платежи, полученные в рамках заключенных договоров в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), включаются у налогоплательщика в налоговую базу в целях исчисления НДС.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

С 1 января 2005 года в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2001 г. N 179-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ“ абзацы 3-6 подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ утратили силу.

Порядок внесения в Налоговый кодекс РФ вышеуказанных изменений изложен в письме Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2004 г. N 03-1-08/2458/17.

То есть с 1 января 2005 года согласно пункту 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ налоговая ставка 18 процентов применяется:

При оказании услуг по экспедированию и доставке периодических изданий и книжной продукции;

При оказании редакционных и издательских услуг, связанных с производством периодических изданий и книжной продукции;

При оказании услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик в дополнение к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 3 данной статьи Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно пункту 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ суммы НДС, исчисленные и уплаченные с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету.

Вычеты указанных сумм налога в соответствии с пунктом 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В случае если налогообложение полученных до 1 января 2005 года авансовых платежей осуществляется по расчетной налоговой ставке 10/110, то сумма НДС, уплаченная в бюджет с суммы предоплаты, полученной до 1 января 2005 года с учетом расчетной ставки налога 10/110 в счет предстоящего оказания вышеуказанных услуг, облагаемых с 1 января 2005 года по ставке 18 процентов, подлежит вычету в размере фактически уплаченной суммы налога.

По новой Инструкции

Приказ Минфина России от 26 августа 2004 года утвердил новую Инструкцию по бюджетному учету в бюджетных учреждениях (далее - Инструкция), ввел единый План счетов бюджетного учета. Переход к применению Инструкции должен произойти до 1 октября 2005 года.

В соответствии с новой Инструкций расчеты с бюджетом по налогам будут учитываться на балансовом счете 0 303 00 000 “Расчеты по платежам в бюджеты“. В частности, налог на добавленную стоимость - на счете 0 303 04 000 “Расчеты по НДС“.

На балансовом счете 0 210 01 000 “Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“ учитываются расчеты по суммам налога на добавленную стоимость, подлежащим возмещению из бюджета за приобретенные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги в рамках предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход.

Доходы учреждения отражаются на балансовом счете 0 401 01 100 “Доходы учреждения“.

Признание доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 100 “Доходы учреждения“ и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 100 00 000 “Нефинансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 200 00 000 “Финансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 300 00 000 “Обязательства“.

Счет 0 401 04 100 “Доходы будущих периодов“ предназначен для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ и не относящихся к доходам текущего периода.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ отражаются по дебету счета 0 205 03 000 “Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг“ и кредиту счета 0 401 04 130 “Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг“.

Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику товаров, работ, услуг отражаются по дебету счета 0 401 04 130 “Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг“ и кредиту счета 0 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в налогооблагаемую базу отчетного периода будут включаться доходы, поступившие в учреждение, не имеющее налоговой льготы по НДС, и авансовые платежи по договорам по выполнению работ и услуг, также не имеющих налоговых льгот.

Операции по налогу на добавленную стоимость отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Начисление НДС:

Дебет 2 401 01 100
“Доходы учреждения“, в части авансовых платежей по договорам:

Дебет 2 401 04 100
“Доходы будущих периодов“
Кредит 2 303 04 730
“Увеличение кредиторской задолженности по НДС“
Перечисление суммы НДС:

Дебет 2 303 04 830
“Уменьшение кредиторской задолженности на НДС“
Кредит 2 201 01 610
“Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
Отражение НДС, оплаченного поставщикам за приобретенные имущественно-материальные ценности, оказанные услуги, стоимость которых отнесена на расходы по предпринимательской деятельности:

Дебет 2 210 01 560
“Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“
Кредит 2 303 00 000
“Расчеты с поставщиками и подрядчиками“
Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета в установленном порядке:

Дебет 2 303 04 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по НДС“
Кредит 2 210 01 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“.

Т.Е. Володина,

зам. начальника отдела правовой работы
и делопроизводства Государственной Третьяковской галереи

Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от обложения НДС, в частности субсидии на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения "входного" НДС и постановки НДС на вычет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.
При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.
Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком). Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).
В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.
Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты - в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).
В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" (п. 259 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция к Единому плану счетов N 157н)).
Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:
- по реализации (безвозмездной передаче);
- по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;
- по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;
- по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;
- по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.
Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:
- начисление НДС;
- отражение "входного" НДС;
- принятие НДС к вычету;
- восстановление НДС;
- уплату НДС;
- возмещение НДС.
Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 - начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.
При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье 130 Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.
Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 - начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.
В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 - начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 - начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. п. 8 и 5 ст. 171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 - принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.
"Входной" НДС следует отражать на сч. 21001 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). В противном случае налог необходимо включать в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В бухгалтерском учете "входной" НДС отражается следующей проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30221730 (30224730, 30226730, 30225730 и т.д.) - отражена сумма налога, предъявленная бюджетному учреждению поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) (п. 112 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н)).
Принятие к вычету сумм "входного" НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 - принят к вычету НДС бюджетным учреждением.
Списание сумм "входного" НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) отражается следующей проводкой: Д-т сч. 10960221 (10960225, 10960226) К-т сч. 21001660 - списан "входной" НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).
Если какие-либо расходы для целей налога на прибыль принимаются по нормативам (например, представительские расходы), то и вычет по НДС можно применить только в пределах этих нормативов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Оставшуюся сумму "входного" НДС необходимо списать в расходы: Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 - списан "входной" НДС по сверхнормативным расходам (п. п. 113 и 153 Инструкции N 174н).
Восстановление НДС отражается следующими проводками:
Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 - восстановлен "входной" НДС, ранее принятый к вычету;
Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 - списана восстановленная сумма НДС.
Перечисление НДС в бюджет отражается следующим образом:
- НДС, начисленный при выполнении собственных операций, - уменьшение доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ;
- НДС, начисленный при выполнении обязанностей налогового агента, - по статье КОСГУ, по которой у учреждения возникли расходные обязательства. Например, при выполнении обязанностей налогового агента при аренде имущества по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.
В бухгалтерском учете при перечислении НДС в бюджет формируется следующая проводка:
Д-т сч. 30304830 К-т сч. 20111610 - уплачен НДС;
К-т сч. 17 (код КОСГУ) - отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС в уменьшение доходных статей КОСГУ);
К-т сч. 18 (код КОСГУ) - отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС по операциям налогового агента) (п. 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовые счета 17 и 18)).
В случае возмещения НДС из бюджета формируются бухгалтерские проводки:
Д-т сч. 20111510 К-т сч. 30304730 - возвращены на счет бюджетного учреждения суммы НДС к возмещению;
Д-т сч. 17 (код КОСГУ) - отражено поступление средств на счет бюджетного учреждения;
Д-т сч. 30303830 (30305830) К-т сч. 30304730 - зачтены суммы НДС к возмещению в счет платежей учреждения по другим налогам (п. п. 131 - 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовый счет 17)).
Отражение в бухгалтерском учете сумм "входного" НДС, предъявленного поставщиком (исполнителем) при перечислении аванса (частичной оплаты) бюджетным учреждением, отражается проводкой (при наличии счета-фактуры на аванс продавца (исполнителя)): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", - принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.
Восстановление НДС, принятого к вычету бюджетным учреждением с выданного аванса, отражается бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30234730 (30231730, 30226730) - учтен "входной" НДС по оприходованным товарам (работам, услугам);
Д-т сч. 21001560, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", К-т сч. 30304730 - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса;
Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 - принят к вычету "входной" НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) (п. п. 112, 113, 131, 133 Инструкции N 174н).
Рассмотрим пример учета в бюджетных учреждениях операций, облагаемых НДС.

Пример. Бюджетное учреждение "Университет" (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Мокша" (продавец) заключили договор поставки материалов. Университет приобретает материальные запасы для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.
Согласно договору поставки ООО "Мокша" отгружает материалы бюджетному учреждению "Университет" на условиях 20% предоплаты. В мае 2014 г. в счет предстоящей поставки "Университет" перечислил продавцу аванс в сумме 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). В июне 2014 г. "Университет" оприходовал материальные запасы, поставленные ООО "Мокша". Стоимость материалов по договору составила 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).
В учете бюджетного учреждения бухгалтерские проводки будут отражаться следующим образом.
В мае 2014 г. - на момент перечисления предоплаты:
Д-т сч. 220634560 К-т сч. 220111610 - 11 800 руб. - перечислен аванс в счет предстоящей поставки материалов;
К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) - 11 800 руб. - отражено выбытие средств со счета учреждения.
После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса в учете учреждения отражаются записи:
Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", - 1800 руб. - принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.
В июне 2014 г. в учете бюджетного учреждения формируются проводки:
Д-т сч. 210536340 К-т сч. 230234730 - 50 000 руб. - оприходованы материальные запасы;
Д-т сч. 221001560 К-т сч. 230234730 - 9000 руб. - учтен "входной" НДС по оприходованным материалам;
Д-т сч. 221001560, субсчет "Расчеты по НДС с авансов выданных", К-т сч. 230304730 - 1800 руб. - восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;
Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660 - 9000 руб. - принят к вычету "входящий" НДС по оприходованным материальным запасам;
Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220634660 - 11 800 руб. - зачтен аванс, перечисленный поставщику;
Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220111610 - 47 200 руб. (59 000 руб. - 11 800 руб.) - погашена задолженность перед поставщиком;
К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) - 47 200 руб. - отражено выбытие средств со счета учреждения.

Важно отметить, что при расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитываются в налогооблагаемых доходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). "Входной" НДС на расчет налога на прибыль также не влияет. Это связано с тем, что суммы "входного" налога, предъявленные российскими организациями, принимаются к вычету (п. 1 ст. 171 НК РФ). Однако существуют и исключения. Так, в некоторых случаях суммы "входного" НДС необходимо включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). В результате сумма НДС войдет в состав расходов при отражении в налоговом учете.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 23. С. 26 - 32.
2. Беспалов М.В. Общие правила и особенности заполнения и оформления счетов-фактур с учетом последних изменений // Налоги и финансы. 2010. N 4. С. 6 - 14.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 - 9.
4. Беспалов М.В. Особенности механизма возмещения НДС с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. // Бухгалтер и закон. 2010. N 5. С. 2 - 6.
5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
10. URL: http://budget.1gl.ru.
11. URL: http://www.consultant.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.