Закон о натуральном возмещении по осаго. Интересные факты натурального возмещения ущерба по осаго Переход на натуральное возмещение ущерба по осаго

Владимир Путин предложил перейти на натуральную форму ОСАГО, когда автовладельцу предлагают в случае ДТП не деньги, а ремонт машины. "ДП" определил плюсы и минусы новой системы, а также выяснил причины, которые мешают перейти на этот формат работы.

Президент Владимир Путин поручил правительству и к 1 октября 2016 года подготовить предложения по совершенствованию ОСАГО. Правительство и ЦБ подумают над мерами, которые сделали бы более распространенной формой возмещения по этому виду страхования ремонт автомобиля, а не денежную компенсацию.

Поручение содержится в списке, утвержденном по итогам "прямой линии", которая прошла 14 апреля. Президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин в ходе этой программы предложил поручить ЦБ проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО. Еще до прямой линии (РСА) сообщил, что направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, которые расширяют практику возмещений в натуральной форме и содержат комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании.

В чем выгода страховщиков

Прежде всего переход на натуральную форму возмещения выгоден страховым компаниям: они получат козырь в борьбе с мошенниками.

"Еще до президентской линии РСА готовил поправки по расширению использования натуральной формы. На то были основания. Одна из серьезных проблем - борьба с так называемыми автоюристами. На них приходится около 30-40% страховых выплат. Еще одна цель поправок - борьба с мошенничеством в сфере ОСАГО, поддельных полисов на рынке сейчас очень много. Эти две проблемы в значительной сфере решаются переходом на натуральную форму возмещения", - пояснила президент .

"Я уверен, что натуральная форма возмещения в ближайшие годы станет значительно более популярна, чем ранее. Раньше у клиента не было шанса при наступлении риска по ОСАГО попасть на ремонт на дилерскую станцию. Страховые компании пытались направить таких клиентов на станции гаражного типа и сами, таким образом, спровоцировали интерес клиента к денежной выплате. На этой ниве по всей стране развились сотни юридических компаний, оказывающих услуги автомобилистам по максимизации выплат. Это буквально разоряло страховые компании. Сегодня страховые компании активно меняют свой подход к ОСАГО - все ведущие компании сегодня предложат клиенту направление на СТО к дилеру", - говорит генеральный директор " " Роман Слуцкий.

Как сэкономят автомобилисты

Для перехода на преимущественно натуральную форму ОСАГО страховые компании готовы не учитывать износ автомобиля по ОСАГО. Это станет большим преимуществом для автомобилистов.

"Средний возраст машин в нашей стране более 10 лет. В условиях снижения платежеспособного спроса населения новых машин покупают меньше и доля старых машин имеет тенденцию к росту, соответственно встает вопрос об износе. ОСАГО предусматривает выплату за минусом износа. Натуральная же форма будет предполагать, что деталь ставится без учета износа. На сегодняшний день РСА заявили, что они готовы идти на то, чтобы в ОСАГО не учитывался износ автомобильных средств. Это большая потеря со стороны страховых компаний, но они сэкономят, когда ликвидируются автоюристы. По последним данным по стране, в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд рублей из системы ОСАГО", - объясняет Ирина Лукашевич.

Что будет с правом выбора

На сегодняшний день клиенты страховых компаний имеют право выбрать между денежной компенсацией и натуральной формой. В поправках, которые предлагает РСА, речь не идет о полном переходе на натуральную форму возмещения, но планируется существенно увеличить ее долю в общем объеме. Глава ЦБ ранее подтвердила, что подобные меры обсуждаются, но отметила, что ЦБ примет эту меру, только если она не будет ущемлять права граждан.

"Натуральное возмещение очень комфортно как для страховщиков, так и для адекватных автолюбителей, целью которых является ремонт попавшего в ДТП автомобиля, а не попытка нажиться на этом. Все-таки основная цель страхования - снова ввести автомобиль в эксплуатацию. Тем не менее, на сегодняшний день автомобилист вправе требовать денежную выплату вместо натуральной формы возмещения, и едва ли закон когда-либо сможет ограничить права граждан на этот выбор", - добавляет генеральный директор " " Роман Слуцкий.

"Проблема - определение степени амортизации той части автомобиля, которая оказалась повреждена. Какую поставят вместо нее деталь и будет ли она соответствовать уровню изношенности (или неизношенности) той, которая была? В идеале, если для автовладельца будет выбор - денежная компенсация или замена компонента", - добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор " ".

Почему без денежных компенсаций не обойтись

Полностью перейти на натуральную форму не позволяет отсутствие сети ремонтных станций. В целом должны быть решены ряд серьезнейших вопросов, которые встают автоматически при переходе на натуральную форму.

"Если станция находится в 500 км пути, то вряд ли что-то хорошее выйдет из того, что вам предложили натуральную форму возмещения. В этой связи РСА предлагает установить предельный размер расстояния до станции техобслуживания, для населенных пунктов с населением более 500 тыс. человек это 10 км, менее 500 тыс - 200 км. Есть и другие предложения, например, организация централизованной службы пунктов ремонта. Этот вопрос будет обсуждаться. В любом случае страна должна быть покрыта сетью станций, на данный момент переход на преимущественно натуральную форму невозможен по этой причине", - говорит Ирина Лукашевич.

"Есть и другие вопросы, которые нужно будет решать. Например, новые машины обслуживаются у официальных дилеров. Стоимость работ у официальных дилеров обычно выше. В проекте РСА предусмотрено, что машины возрастом до двух лет будут обслуживаться у официальных дилеров", - добавляет Ирина Лукашевич.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

С 28 апреля 2017 года начали действовать поправки к Закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (№40-ФЗ). Теперь в подавляющем большинстве случаев вместо денег на ремонт машины её владелец будет получать натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

Натуральное возмещение по ОСАГО – это ремонт автомобиля, оплачиваемый страховой компанией, и происходящий в сервисе, который выбирает потерпевший. Однако место обязательно должно быть согласовано со страховщиком, поскольку у него должен быть заключён договор с конкретной станцией техобслуживания (СТОА).

Если машина пострадавшего была на гарантии, обязательства производителя в этой сфере сохраняются. Автомобиль, отслуживший менее двух лет, будет проходить починку в сервисе официального дилера, если его владелец не решит по-другому.

На все виды ремонтных работ даётся гарантия полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Новый закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО гласит, что все владельцы страховых полисов, полученных после 28 апреля, будут получать не денежные выплаты, как это происходило раньше, а починку авто за счёт страховщика. Эта норма распространяется только на физических лиц. У компаний же по-прежнему остаётся выбор, как именно им получать компенсацию. Однако и для обычных автолюбителей законом предусмотрены случаи, когда вместо ремонта можно рассчитывать на получение денежных выплат.

Как происходит возмещение

Если происходит авария, владелец повреждённого авто, как и раньше, обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, и предоставляет для осмотра свою машину. После осмотра и, при необходимости, экспертизы, он получает направление в СТОА. Максимальный срок, за который такое направление должно быть выдано – 20 рабочих дней.

Забирая транспортное средство со станции техобслуживания, его хозяин должен будет проверить качество выполненной работы. Если у него не возникает никаких претензий, он подписывает специальный акт, и забирает свою машину. При наличии каких-либо сомнений в качестве работ ничего подписывать не следует. Вместо этого нужно описать все замеченные проблемы и потребовать от страховой компании их устранения.

Можно потребовать от страховщика и исправления дефектов, когда они проявились не сразу. При отказе страховой от исполнения своих обязанностей, справедливости придётся добиваться в суде.

Выбор СТОА

Согласно новому законопроекту, выбор сервиса для починки своего автомобиля владелец может осуществить заранее. Для этого необходимо зайти на сайт страховой и ознакомиться со списком СТОА, с которыми у неё заключён договор. В этом перечне обязательно должны присутствовать официальные дилеры.

Если не указать желаемую станцию техобслуживания при покупке полиса, то при попадании в аварию машина будет отправлена в сервис по выбору страховщика.

Также можно попробовать договориться о проведении ремонта в каком-либо другом автосервисе, но для этого необходимо грамотно и убедительно обосновать свой выбор. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет отдельно написать заявление страховщику, в котором следует указать:

  • полное название СТОА;
  • адрес, по которому расположен сервис;
  • ОГРН и ИНН компании, производящей починку;
  • платёжные реквизиты фирмы.

Восстановление авто в сервисе страховой компании

Если станция техобслуживания выбрана из списка страховщика, она должна располагаться в пределах 50 км от места ДТП либо от места проживания владельца машины. В противном случае доставка авто в СТОА – обязанность страховой компании. Также существует ряд условий, которые автосервисы обязательно должны соблюдать при натуральном возмещении по ОСАГО:

  1. Срок проведения работ – не более 30 рабочих дней, считая с того момента, когда автомобиль был доставлен в сервис.
  2. В машину должны быть установлены новые, но не обязательно оригинальные запчасти. Исключение составляют транспортные средства, к которым не представляется возможным отыскать такие детали.
  3. У сервиса должна быть возможность использовать в ремонте и диагностике машины современные методы.
  4. Все взаимодействия СТОА, страховой и потерпевшего должны производиться в максимально короткие сроки.
  5. Обязательно должна быть сохранена заводская гарантия, если гарантийный срок автомобиля ещё не истёк.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное ОСАГО имеет как достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести:

  • отсутствие необходимости самостоятельно искать СТОА;
  • возможность получить действительно качественную починку авто, если грамотно выбрать страховую компанию;
  • возможность заодно устранить недостатки, не относящиеся к страховому случаю, но за дополнительную плату.

Минусы же могут быть такими:

  • ремонт может быть выполнен некачественно из-за желания страховщика сэкономить;
  • СТОА может быть расположен крайне неудобно, пусть даже формально его местоположение соответствует законным требованиям;
  • ремонт машины по ОСАГО может занять больше времени, чем аналогичные работы, проведённые самостоятельно.

В целом отзывы о нововведениях неутешительные. Автолюбители, успевшие оценить их, отмечают низкое качество деталей, которые не являются оригинальными. Конечно, негативно отзываются и о желании СТОА и страховщиков сэкономить на ремонте машины, зачастую во вред качеству выполняемых работ.

В каких случаях можно отказаться от натурального возмещения

Новый закон предусматривает ряд случаев, в которых вместо починки в сервисе страховщика можно получить деньги на ремонт автомобиля. Страховая обязана заменять ремонт в своём сервисе денежными выплатами, если:

  1. Автомобиль невозможно отремонтировать.
  2. Имеется предварительная договорённость страховщика и владельца машины, закреплённая в договоре.
  3. Хозяин транспортного средства погиб в результате ДТП.
  4. Потерпевший имеет международную страховку.
  5. Страховая компания или сотрудничающая с ней станция техобслуживания по каким-либо причинам не может выполнить все требования закона.

Также можно выбрать возмещение ущерба деньгами, дополнительно указав это в заявлении к страховой, в следующих случаях:

  • владелец автомобиля сильно пострадал в аварии (имеется в виду получение вреда здоровью, классифицируемого как тяжкий либо средней тяжести);
  • потерпевший имеет инвалидность;
  • превышен лимит на ремонт по ОСАГО (400 тысяч рублей) или Европротоколу (100 тысяч), а владелец машины не хочет за него доплачивать.

Кроме того, можно добиться получения денежных компенсаций, если ни одна из СТОА, имеющая договор со страховщиком, не соответствует законным требованиям. Например, все они расположены слишком далеко от мест аварии и проживания владельца автомобиля. В таком случае направление в неподходящий сервис может быть выдано только с письменного согласия хозяина автомобиля. Если он не дал такого согласия, страховая обязана возместить ущерб деньгами.

Рассмотрим, что же это за вид возмещения ущерба после аварии? Натуральная форма возмещения вреда потерпевшему в ДТП, согласно действующему ФЗ No 40 – это оплата и организация страховой компанией ремонта ТС потерпевшего на СТОА (станции по тех.обслуживанию авто), которую подбирает СК и у которой с ней заключен договор на оказание услуг.

Законодательный аспект

Законопроект «О внесении изменений в ФЗ No 40» вступил в силу с 28 марта 2017 года. Данный законопроект был рассмотрен в гос.думе и получил одобрение . Закон устанавливающий приоритетность ремонта автотранспорта потерпевшей стороны уже подписан президентом РФ и опубликован на официальном сайте Правительства РФ. Данный закон вступил в свою силу с 28 апреля 2017 года.

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, страхователи теперь в большинстве случаев будут получать направления на ремонт и лишь в исключительных случаях страхователь сможет получить от СК денежное возмещение.

Важно! Приоритетность натурального способа возмещения убытков по договорам автогражданской ответственности перед в денежном эквиваленте действует лишь для тех полисов, которые были заключены с 29.04.2017 года (о новых правилах выплат по ОСАГО мы рассказывали ).

Как происходит процесс урегулирования ущерба?

В случае, если в аварии пострадало не более двух автотранспортных средств, не был причинен вред жизни и здоровью людей и у обоих участников ДТП есть действующие договора автогражданской ответственности, то подавать заявление о выплате следует в СК потерпевшего.

Извещения о ДТП как виновник, так и потерпевший должны представить в свою СК в установленные законом сроки. Если ДТП было оформлено без вызова сотрудников автоинспекции, то обратиться с заявлением в СК участники должны в течение 5 суток с момента ДТП. Если же на место аварии вызывались сотрудники ГИБДД, то на обращение в СК дается 15 дней с момента аварии (подробнее о том, когда и как нужно подавать заявление о возмещении убытков, читайте в , а вы можете найти пошаговую инструкцию, как написать это заявление).

Срок в течение которого СК рассматривает заявление о возмещение ущерба составляет 20 рабочих дней. В течение этого срока СК обязана рассмотреть данное дело и либо выплатить потерпевшему сумму ущерба, либо предоставить письменный отказ. Так как на сегодняшний день СК практикуют натуральную форму возмещения ущерба , то в случае если по делу принято положительное решение потерпевшему выдается направление на восстановительный ремонт авто.
В случаях, когда нет возможности получить денежные выплаты, владелец авто будет вправе выбрать ту СТО для возмещения ущерба, которая удовлетворяет его требованиям, но из списка СТО, которые сотрудничают с данной СК. Выбрать СТО страхователь имеет право как при заключении договора обязательного страхования, так и после.

В отличие от денежной компенсации ущерба, при восстановительном ремонте авто износ деталей и агрегатов не учитывается. Также при восстановительном ремонте сотрудники СТО не имеют права использовать бывших в употреблении или же восстановленные комплектующие (в том случае, если иное не было согласовано с СК и потерпевшим по делу).

Внимание! Если в результате ДТП был причинен вред жизни или здоровью людей, то следует подавать заявление о возмещение ущерба в СК виновного лица.

Когда рассмотрят: сроки

Как уже говорилось на рассмотрение дела СК отведено 20 рабочих дней . Осуществить восстановительный ремонт СТО обязано не позднее 30 рабочих дней со того дня как потерпевший предоставил им свое транспортное средство.
Минимальный срок гарантии на работы связанные с восстановительным ремонтом поврежденного авто составляет пол года, а на работы связанные с лакокрасочными материалами и кузовными работами не менее 1 года.

Выбор СТОА

Для того чтобы отремонтировать машину на СТОА, с которой у страховой организации нет договора, необходимо получить согласие страховой компании в письменном виде. В своем страховом возмещение потерпевший должен указать полное наименование выбранной им СТО, адрес фактического нахождения данного СТО и реквизиты куда страховая компания должна будет перечислить средства для оплаты проведения восстановительных работ.

Особенности восстановления: плюсы и минусы

Восстановительный ремонт проводимый в рамках действия договора автогражданской ответственности, имеет как свои плюсы так и минусы.

Плюсы такого ремонта:

  • Страхователь в данном случае полностью освобожден от организации работ по восстановлению своего авто. Страхователь должен будет только подписать соответствующее соглашение с СТО и своей СК, предоставить свое авто и после ремонта забрать его из СТО.
  • СТО получает свои деньги за проведения восстановительных работ уже после того как машина потерпевшего будет отремонтирована. Именно поэтому срок проведения восстановительных работ по ОСАГО будет не большим.

Минусы натурального возмещения: пожалуй самым большим минусом в данном случае является невозможность самостоятельного выбора того автосервиса, в котором будет проведен ремонт поврежденного авто. Иногда страдает качество проведенного ремонта.

Справка! Все недочеты касающиеся проведенных работ могут быть устранены на месте по требованию владельца авто, однако на это может потребоваться время.

Требования к сервисам

На сегодняшний день существует перечень требований, которые предъявляются к СТО, такой перечень еще называют «треугольником» – это качество восстановительных работ, цена и скорость их проведения. Если за качество и оперативность отвечает импортер, то на ценовые рамки может влиять СК.

Дилерские СТО в данном случае имеют преимущество для страхователей, так как они заинтересованы в том чтобы все работы были проведены качественно и в срок , так как в ином случае они могут быть лишены права представления на рынке услуг определенного бренда авто. Станции технического обслуживания заинтересованы в клиентах, так как на сегодняшний день их недогрузка составляет порядка 40-50%.

Страховщиками был разработан перечень критерий, и у каждой СК он свой. По данным критериям страховые организации не только проводят первичный отбор партнерских СТО, но и контролируют их в процессе работы.

К таким критериям чаще всего относятся:

Также к списку критериев можно отнести, наличие полного комплекта инструментов и оборудования для проведения кузовных и слесарных работ. СК не предъявляют требования по установке оборудования и деталей конкретного производителя. Для потребителя в конечном итоге меньшую важность представляет бренд, а большую оперативность и качество проведенных работ.

Страховщиками также выдвигаются требования, которые относятся к сотрудникам станции. Естественно, что СК не в состоянии проверить уровень профессионализма каждого сотрудника станции, да и по сути СК не обязана этого делать. У страховой организации имеется одна точка входа: руководство СТО.

Именно с них СК спрашивают качество проведенных работ, а оно в свою очередь зависит от профессиональных навыков сотрудников.

Когда будет можно отказаться?

Отказаться от натуральной формы возмещения и получить денежные средства в счет погашения причиненного виновником ущерба можно в следующих ситуациях:

  1. Выбрать денежную компенсацию могут те водители чей полис страхования был приобретен до 29 апреля 2017 года.
  2. Выплатят денежную компенсацию, если в результате аварии наступила смерть потерпевшего.
  3. В том случае, если в результате аварии потерпевшему был нанесен тяжкий или средний вред здоровью.
  4. Потерпевший по делу является инвалидом 1,2,3 группы и автомобиль ему необходим по медицинским показаниям.
  5. Если ДТП привело к невозможности восстановления ТС.
  6. В случае, если сумма за ремонтные работы составляет более 400 тыс.руб. и потерпевший не готов доплатить за ремонтные работы (по Европротаколу не более 50 тыс.руб.).
  7. При обоюдной вине водителей в случае, если потерпевший не хочет доплачивать за ремонт на СТО.
  8. В случае, если в следствии ДТП был причинен ущерб не автомобилю, а другому имуществу потерпевшего.
  9. Собственник авто вправе отказаться от ремонта на СТО, в том случае если она не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к организации осуществляющей восстановительные работы.
  10. СК не может предоставить собственнику авто возможности проведения ремонтных работ на той СТО, которая была указана страхователем на момент заключения договора страхования.
  11. Также собственник авто может произвести ремонтные работы на СТО, который не является партнером данной СК, но только по соглашению со своей страховой организацией.
  12. Если в радиусе 50 км. от места регистрации собственника нет СТО с которым сотрудничает СК.
  13. Если нет официального дилера той марки авто, которое было повреждено (это касается только новых авто).

На сегодняшний день страховые организации только начинают работать с таким способом возмещения и для того чтобы отрегулировать данный процесс требуется время. Скорее всего денежная форма компенсации еще какое-то время будет работать, так как не у всех СК на сегодняшний день заключен договор с СТО (об особенностях возмещения по ОСАГО, читайте в ).

Задать вопрос эксперту


В апреле 2017 года были внесены изменения в закон об обязательном страховании транспортных средств, предполагающие новую процедуру выплаты компенсаций при страховом случае. Что означает понятие натурального возмещения по ОСАГО, рассмотрим ниже.

Что такое натуральное возмещение?

Натуральное возмещение по ОСАГО — ключевое понятие, с которым необходимо ознакомиться перед оформлением страховки. С 2017 года основной формой возмещения ущерба при возникновении страхового случая будет ремонт машины на станции технического обслуживания. В то же время страховщик не освобождается от выплаты компенсации при тотальной гибели имущества, а также вследствие причинения вреда здоровью третьих лиц. Согласно последним правкам, внесенным в ФЗ №40, в приоритете будут не денежные выплаты, а восстановление ТС (если возможно) за счет страховой фирмы. При этом не учитывается износ отдельных деталей и общей конструкции транспортного средства. По новым правилам, в процессе ремонта на авто не устанавливаются б/у запчасти, если автовладелец самостоятельно не делает выбор в пользу такой комплектации.

Натуральное возмещение позволит более объективно оценивать степень повреждения автомобиля и снизить случаи мошенничества.

Процедура возмещения

Закон о натуральном возмещении по ОСАГО регламентирует поэтапную процедуру восстановления авто после страхового случая:

  1. Сперва автовладельцу необходимо выбрать СТО, которая будет ремонтировать транспорт;
  2. Восстановительные работы должны быть проведены не позднее 30 дней с момента передачи ТС специалистам. Станция технического обслуживания должна располагаться в 50 км от места проживания страхового лица;
  3. Новые авто, которые попали в аварию, обязательно должны проходить ремонт в сервисных центрах официального дилера. Если вменяется ущерб третьему лицу, гарантийные обязательства будут нарушены. Это касается всех машин, которые не достигли двухлетнего срока эксплуатации.

Натуральное возмещение подразумевает, что после ремонта будет предоставлена гарантия. Минимальный гарантийный срок равен 6 месяцам, а при ремонте кузова или покраске он будет равен 12 месяцам.

Процедура возмещения заключена в таком алгоритме:

  • выбор СТО, которое будет заниматься восстановлением;
  • анализ повреждений и ремонт машины;
  • предоставление гарантий;
  • возврат автовладельцу.

Выбор станции техобслуживания

Автовладелец может самостоятельно выбрать станцию техобслуживания из перечня, который предоставляет страховая компания. Желаемая СТО указывается при оформлении полиса ОСАГО или в момент ремонта. В большинстве случаев, список потенциальных автосервисов выставлен на официальном сайте страховых компаний. Здесь же указываются сроки, в течение которых специалисты могут отремонтировать машину, принцип работы, наличие запчастей и т.д.

Если владелец авто выбирает СТО, с которой страховщик не сотрудничает, необходимо получить письменное разрешение. Для этого подается соответствующее заявление в главный офис СК, где указывается подробное наименование автосервиса, место его нахождения и контактные данные. Если известны платежные реквизиты, их также необходимо внести в документ.


Восстановление авто в сервисе страховой компании

В исключительных случаях авто восстанавливается в сервисе страховой компании. В такой ситуации СК не перечисляет деньги СТО. Ремонтные работы производятся за счет бюджетных средств компании. Чаще всего такая процедура необходима, когда в аварию попадает новое авто. Ремонтные работы не нарушат гарантийных обязательств, и в будущем автомобиль будет обслуживаться у официальных дилеров.

Автовладельцы охотнее соглашаются на такой ремонт, потому как страховая компания полностью контролирует действия мастеров и отвечает за конечный результат ремонта.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное возмещение имеет свои преимущества и недостатки, как для владельца автомобиля, так и для страховой компании.

Преимущества натурального возмещения по ОСАГО:

  1. Отсутствие значительных денежных выплат при возникновении страхового случая. Тем самым злоумышленники не смогут провоцировать аварии;
  2. Автолюбителю не требуется контролировать ремонт. Достаточно просто оставить авто в нужном СТО и забрать его по окончанию работ;
  3. После ДТП авто восстанавливается в кратчайшие сроки.

К недостаткам можно отнести ограниченный список станций техобслуживания (или сложности с разрешением воспользоваться услугами других мастеров), а также невозможность контролировать, какие запчасти устанавливаются на авто.

Когда возможно отказаться от натурального возмещения?

МОСКВА, 28 апр — РИА Новости. Федеральный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой вступил в силу, он введен по всей России, но будет действовать только в отношении новых договоров обязательной "автогражданки", заключенных после 28 апреля 2017 года.

Разработать проект Владимир Путин поручил правительству и Центробанку еще прошлой весной. Спустя почти год Госдума приняла в третьем окончательном чтении соответствующий закон, президент подписал его в конце марта.

Закон должен помочь российским страховщикам победить недобросовестных автоюристов, чья чрезмерная активность стала причиной убыточности ОСАГО в некоторых российских регионах. Юристы отслеживают ДТП, выезжают на места аварий, скупают у их участников требования, выплачивая им небольшие деньги прямо на месте, а затем через суд взыскивают со страховщиков значительные суммы.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), из-за активной деятельности недобросовестных посредников отрасль уже потеряла около 50 миллиардов рублей.

Детали

Новый закон определяет случаи, когда возмещение выплатят в денежной форме. Это возможно в случае смерти потерпевшего, ущерба здоровью высокой или средней тяжести, полного уничтожения автомобиля, если стоимость ремонта оказывается больше суммы страхового возмещения (400 тысяч рублей), а также если потерпевший — инвалид первой или второй группы.

Кроме того, закон устанавливает требования к станциям технического обслуживания (СТО), где можно ремонтировать транспортные средства на основании договора со страховщиком. СТО должна находиться не дальше 50 километров от места происшествия или от места жительства потерпевшего за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта.

Восстановительный ремонт можно выполнять на станциях технического обслуживания (СТО), которые включены в реестр страховщика, а также на станциях, которые выберет сам автовладелец, но с разрешения страховой компании.

Закон запрещает использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. Сумму возмещения при "натуральном" ОСАГО рассчитывают без учета износа автомобиля и деталей.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту — 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.

Продолжительность ремонта — не более 30 дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении сроков страховщик за каждый день просрочки должен уплатить потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения.

При неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту Банк России вправе запретить ему возмещение в натуральной форме на срок до одного года. В таком случае страховщик должен будет осуществлять выплаты в денежной форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.