Критерии выездной налоговой проверки. Критерии налоговых рисков — когда ФНС может прийти с проверкой

Если для налоговой проверки есть веские основания, инспекторы не будут выжидать «положенные» 3 года после создания компании. Придут, проверят, а при наличии нарушений - доначислят и оштрафуют. В течение года проверить могут дважды, но в рамках одного налога - только один раз. Сегодня речь пойдет о том, кто попадает в поле зрения ИФНС и берется «в разработку» для проведения ВНП. Для этого существуют определенные критерии.

Налоговая нагрузка является очень важным показателем - чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ , который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы - нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки . Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки - 9,5% . Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей . Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6% , что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Низкий уровень заработной платы

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей ;
  • остаточная стоимость основных средств - также не более 150 млн рублей ;
  • доля организаций в Уставном капитале - не более ¼ ;
  • количество работников - не более 150 человек.

Если в течение года, например, годовой доход приближается к указанной сумме, а потом «откатывает» назад, это может вызвать подозрение. Не занижается ли доход для того, чтобы и дальше можно было применять УСН? То же самое касается и остальных предельных значений.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за . Есть федеральный пороговый размер этот значения - на сегоднящний день он составляет 89% . Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону - инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность - это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы , чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов - подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем. Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы. Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения , наличия доказательств , а также возможности взыскать недоимку .

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Какие существуют основания для выездной проверки?

Камеральная проверка декларации по НДС. Основания для выездной проверки.

Вопрос: При возмещении НДС из бюджета налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка. Существуют ли в данном случае основания для проведения выездной налоговой проверки?

Критерии, по которым отбирают кандидатов на выездную проверку

Проверить, не собираются ли к вам налоговые инспекторы, поможет мастер «Риск налоговой проверки» .

Критерий
(приложение 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333)
Характеристика критерия
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли или виду деятельности Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов
Выручка
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов Компания работает с убытком не менее двух лет
Значительные суммы вычетов по НДС Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 последних месяцев, - 89 и более процентов
Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Расходы растут быстрее, чем доходы.

Например, в 2015 году компания отразила в отчетности:
- расходы - 100 000 руб.;
- доходы - 50 000 руб.
В 2016 году показатели такие:
- расходы - 1 000 000 руб.;
- доходы - 90 000 руб.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности Информацию о среднем уровне зарплаты можно получить на официальных интернет-сайтах Росстата (www.gks.ru) и ФНС России (www.nalog.ru)
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению

Если в течение года фактический показатель как минимум дважды отличается от предельного значения меньше чем на 5 процентов.

К примеру, средняя численность сотрудников компании на ЕНВД несколько раз за год превышала 95 человек

Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин

Проверяющие учитывают обстоятельства, которые имеют признаки необоснованной налоговой выгоды .

Например, если среди контрагентов компании есть организации-однодневки или организации, предоставляющие услуги, которые они не могут оказывать из-за отсутствия необходимых ресурсов, мощностей, персонала

Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. Компания:
- не дает пояснений о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках или противоречиях;
- не обеспечивает сохранность учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов;
- не восстанавливает документы, утраченные при форс-мажорных обстоятельствах
«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую) Проверяющие обратят внимание:
- если после госрегистрации организация дважды меняла свое местонахождение;
- если организация сменила свое местонахождение во время выездной налоговой проверки
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности Соотношение между прибылью и себестоимостью продукции (стоимостью активов компании) по данным бухучета меньше среднеотраслевого на 10 и более процентов

Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006-2011 годы приведены в

Уважаемые налогоплательщики! Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

Приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@".

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

ФНС России разработала 12-й критерий самостоятельной оценки налоговых рисков Пресс-релиз

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 14 Налоговый контроль

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Приказ ФНС России от 30.05.07. № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, которые должны использовать налоговые органы при проведении налоговых проверок»

Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки

Письмо ФНС России от 03.12.2007 № ШТ-6-06/925@ Об оформлении результатов камеральных налоговых проверок и о решениях, принимаемых по результатам рассмотрения материалов проверки отчетности по единому социальному налогу, связанных с реализацией статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации

Письмо ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@ Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля

Всем известно, что выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь, как показывает статистика, во время проверки ФНС доначисляет огромные суммы. Как оценить вероятность выездной проверки, опираясь на критерии самоконтроля?

Заметим, что даже при наличии одних только «кристально чистых сделок», у любого налогоплательщика есть понятное желание знать: «придут или не придут»? И он старается всячески предугадать тот факт попадает-ли он под критерии проверки.

Возможно – ли провести планирование выездной проверки, чтобы приход проверяющих не был для компании как «гром среди ясного неба»? Что должен знать налогоплательщик для того, чтобы минимизировать подобные потери?

Несмотря на то, что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции есть ключевые критерии оценки деятельности субъектов, которые разработаны в ФНС. Эти критерии налогоплательщики могут взять себе на вооружение, чтобы провести, для себя лично, планирование выездной проверки.

Итак,

Как самостоятельно оценить риск проведения выездной налоговой проверки?

I.) Ознакомиться с ключевыми положениями приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

Итак, критерии самоконтроля для планирования выездных проверок, установленные приказом № ММ-3-06/333 от 30.05.2007г:

1. Налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1).

Формулы расчета налоговой нагрузки можно найти в Приложении N 3 документа. Необходимо сравнить полученные данные налоговой нагрузки с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с контрольными значениями в Приложении № 3 на сайте ФНС. Необходимо помнить, что каждый год данные обновляются.

2. Фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2).

3. В отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3). А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС.

4. Зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4).

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным как налоговой, так и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;

5. Фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5).

Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ и страховых взносах.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

  1. Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
  2. По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  3. Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

6. Показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6). К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

7. ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7).

8. Фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8) без разумных для этого экономических причин.

9. Организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9). Конечно же, это должно насторожить налоговиков и дает повод сомневаться в реальности проводимых компанией сделок.

10. Владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10). Такое поведение, по мнению налоговиков, свидетельствует об уклонении от уплаты налогов и получении необоснованной налоговой выгоды.

11. Фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11).

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная приведен в Приложении N 4 данного приказа ФНС.

12. По оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п. 12).

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки :

– отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

– отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru ).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или “однодневки”), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Способствуют повышению налоговых рисков и одновременное присутствие следующих обстоятельств :

контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

– наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

– отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

– приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

– отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

– выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

– существенная доля расходов по сделке с “проблемными” контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Получается, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена

II.) Ознакомиться с ключевыми положениями письма ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 . содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Если в приказе ФНС № ММ-3-06/333 от 30.05.2007г даны формулы расчета совокупной налоговой нагрузки, то в данном письме даны именно формулы расчета по каждому налогу. Более подробно смотрите в статье

Критериев налоговых рисков для налоговиков в письме ФНС 40, а не 12, как в приказе ФНС. Многие из данных критериев перекликаются и дополняют друг друга и, по моему мнению, могут также использоваться налогоплательщиками для самостоятельной оценки риска проведения выездной налоговой проверки, а также для легализации налоговой базы, формирование которой не вызовет сомнений у налоговых органов.

Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

Приведем лишь некоторые, из 40 критериев оценки риска налоговиками:

  1. Резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов, либо значительное превышение размера кредиторской задолженности над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству.
  2. Снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение в состав расходов, при исчислении налога на прибыль, суммы безнадежных долгов.
  3. Расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах может свидетельствовать о не включении в реализацию отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы
  4. Движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации
  5. Перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или НДС) на другую организацию
  6. Включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам), в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что, в случае ее погашения, необходимость в привлечении заемных средств отпадает и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика значатся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица
  7. Учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам и т.д.

Как мы видим, из перечисленных выше примеров, критерии вполне реальные, и их вполне можно использовать не только налоговикам, но и налогоплательщикам.

Провести выездную налоговую проверку (далее - ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях - и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции , утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.